Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 25.09.2018; опубликована 16.11.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Науменко М.В. Взаимосвязь форм агрессии с коммуникативными способностями подростков-спортсменов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Naumenko M.V. (2018). Interrelation of forms of aggression with communicative abilities of teenage athletes. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN518.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.43
Науменко Марина Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент E-mail: marina-naumenko@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=550421
Взаимосвязь форм агрессии с коммуникативными способностями подростков-спортсменов
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязи форм агрессии с коммуникативными способностями подростков, посещающих футбольную секцию. В научной публикации подробно описывается агрессия как социально-психологический феномен, приводятся направления в исследовании агрессии, раскрываются различия между агрессией и агрессивным поведением, перечисляются формы агрессивных реакций и основные их детерминанты. Актуализируется важность изучения взаимосвязи агрессии и коммуникации у респондентов подросткового возраста в связи с высокой значимостью интимно-личностного общения как ведущей деятельности, определяющей успешность социализации, и недостаточной сформированностью навыков эффективной коммуникации, что может являться предпосылкой агрессивных реакций в коммуникативном процессе. Предоставляется информация относительно выборки: ее количественного состава, возрастных границ, гендерной специфики.
Методы, используемые в исследовании: Опросник Басса-Дарки, Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина.
Этапы проведённого исследования, включают в себя: диагностику агрессивных и враждебных реакций, исследование коммуникативных способностей, подсчёт средних результатов по методикам, анализ результатов с помощью метода корреляционного анализа. Формулируются выводы о преобладании в исследуемой выборке показателей в пределах нормы по индексам агрессивности и враждебности, но при этом выявленных различиях в степени интенсивности агрессии; сформированности коммуникативных способностей на уровне выше среднего, наличие прямых и обратных корреляционных связей между коммуникативными способностями и некоторыми формами агрессии подростков.
Выражаем благодарность администрации детской спортивно-юношеской школы №8 г. Ростова-на-Дону за содействие в организации и проведении исследования.
Ключевые слова: агрессия; агрессивные реакции; агрессивное поведение; девиантное поведение; коммуникативные способности; кризис взросления; негативизм; онтогенез; подростковый возраст; фрустрация
Введение
Подростковый возраст часто называют самым нестабильным и противоречивым, именно в подростковом возрасте человек сталкивается с одним из самых сложных кризисов онтогенетического развития - кризисом взросления, опосредованным рядом факторов. Спектр социального взаимодействия на данном этапе взросления активно расширяется, именно общение является ведущей деятельность, а, следовательно, и определяющим успешность социализации фактором, однако навыки общения ещё относительно ограничены. В силу категоричности мышления, гибкости и терпимости к окружающим - многие подростки сталкиваются с коммуникативными сложностями.
Ребёнок становится эмоциональным, импульсивным и не всегда он может себя контролировать. В связи с этим, поведение подростка может приводить к усилению агрессивных реакций. Усиливают агрессивное состояние подростков средства массовой информации, современное искусство, компьютерные игры, общественные неформальные социальные движения. Взаимодействие подростка с агрессивными формами деятельности, негативно влияет на эмоциональное и психологическое благополучие, что неоднократно было доказано экспериментальными исследованиями. Поэтому проблема агрессивности в подростковом возрасте достаточно актуальна в наше время и должна контролироваться и изучаться. Однако следует различать агрессивное и девиантное поведение, агрессивное реагирование может являться следствием возрастных особенностей и влиянием среды, соответствующей субкультуры, к которой человек в данном возрасте особенно восприимчив, но если степень и проявление агрессии не превышает определённых критических показателей - то данные поведенческие особенности не следует относить в формам девиации [5].
На данный момент различными авторами предложено множество определений агрессивного поведения, но наиболее общее дают Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2], рассматривая агрессивность как свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Интерес к значению агрессивности подросткового возраста, последние годы увеличился в несколько раз, это является некоторой реакцией современного научного сообщества на рост конфликтов, насилия, с которыми сегодня столкнулось общество (Г.М. Андреева, С. Беличева, С.В. Еникополов, В.В. Знаков, Н.Д. Левитов, А.А Реан, Э. Фромм, Х. Хекхаузен и др.). Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие деструктивные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, сохранения и усиления контроля над существенным для субъекта окружением.
В основном, определения подчёркивают антисоциальный характер явления. Однако полного единодушия между авторами в этом вопросе нет. В частности, различают социально-приемлемые и социально-неприемлемые формы реализации агрессии. Также в современной психологии разделяют агрессию как причинение вреда и агрессию как настойчивое, напористое
поведение, самоуверенного, энергичного и деятельного человека, где причинение вреда вовсе не обязательно [6].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон подчеркивают, что термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий. «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто не дружелюбен или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твёрдо отстаивать свои убеждения, без страха бросается в омут неразрешенных проблем» [2, с. 24-25].
В виду того, что формы агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (1976). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трёх шкал: Физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая.
В психологической литературе принято разграничивать понятия: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Агрессия - это состояние, агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно [8].
Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживания агрессии человека не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.
В реальной жизни довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Ответ на подобный вопрос зависит от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленность поведения, степень причиняемого вреда.
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его формы, как:
• Выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях.
• Тенденция к разрушению.
• Направленность на причинение вреда окружающим людям.
• Склонность к причинению боли.
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. А насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является крайней формой и нежелательным последствием личностной агрессивности [3].
Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные формы, например активность, порождаемую честолюбием [10]. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются не враждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, в спортивных состязаниях и прочем.
https://mir-nauki.com
Наиболее привычными формами агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве [3].
Изучая причины враждебной инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трём принципиальным идеям:
1. Существует врождённая физиологическая потребность в агрессии.
2. Агрессия является естественной реакции на фрустрацию.
3. Агрессивное поведение - результат научения [6].
Среди факторов становления агрессивного поведения в научной литературе указываются: усвоение агрессивного поведения в семье, характер взаимоотношений с родителями и братьями, сёстрами, стиль семейного руководства, особенности наказаний и контроля в семье, взаимодействие со сверстниками, демонстрация моделей агрессивного поведения (живые примеры и средства массовой информации), переживание насилия по отношению к себе, характеристики субкультуры [1, 2, 6, 7].
В качестве социальных детерминант и предпосылок агрессии указываются: фрустрация, как препятствие на пути к цели; вербальное и физическое нападение, месть, как ответная агрессия; подстрекательство со стороны окружающих; подчинение власти; эффект присутствия в качестве стороннего наблюдателя; социальное заражение и размывание ответственности вследствие анонимности при нахождении в агрессивно настроенной группе.
Внешними детерминантами, повышающими вероятность агрессии, могут стать: боль, жара, шум, теснота и загрязненный воздух, спортивные события, доступность оружия, подстрекание к агрессии в том числе из средств массовой информации, химические реагенты: алкоголь, наркотики, определённые лекарственные препараты [2, 6].
В связи с этим можно предположить, что и коммуникативные особенности, в частности нарушение или затруднение коммуникативного процесса - могут являться одним из веских факторов возникновения и проявления агрессивных реакций в подростковом возрасте. Данная взаимосвязь может наиболее отчётливо проявляться в спортивной среде, где агрессивные реакции в межличностном взаимодействии подростков зачастую оказываются некоторой своеобразной нормой.
В этой связи было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи форм агрессии с коммуникативными способностями подростков спортсменов. Выборку исследования составили подростки-мальчики в возрасте 12-14 лет, обучающиеся в футбольной секции на базе детской спортивно-юношеской школе №8 г. Ростова-на-Дону, общее количество респондентов составило 90 человек.
В качестве методов исследования были использованы: Опросник Басса-Дарки [9], Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина (использована шкала коммуникативных способностей) [4]. А также метод математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена.
На первом этапе исследования, проведена диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки), с целью диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Методы
На втором этапе, проведено исследование коммуникативных и организаторских способностей с помощью соответствующей методики В.В. Синявского и В.А. Федоришина.
На третьем этапе, произведен подсчёт средних результатов по методикам с помощью методов математической статистики.
На четвертом этапе, произведён анализ и описание полученных результатов.
Результаты
Согласно результатам применения опросика Басса-Дарки в выборке подростков преобладают показатели в пределах нормы по индексам агрессивности и враждебности. Индекс агрессивности не превышает норму ни у одного испытуемого, ниже нормы - у 23 % от выборки. Индекс враждебности превышает нормативные значения у 27 % респондентов. Ниже нормативных значений данный индекс в выборке не представлен. Однако разные формы агрессии значимо различаются по степени выраженности среди испытуемых (рисунок 1).
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
физическая агрессия I косвенная агресия раздражение I негативизм обида
I подозрительность вербальная агрессия | чувство вины
Рисунок 1. Различия в степени интенсивности проявлений агрессии в общей выборке
Первое место по интенсивности и распространённости занимает вербальная агрессия, на втором месте - подозрительность, затем - физическая агрессия и чувство вины. Менее всего выражен негативизм. Можно заключить, что подростки выражают свою агрессию преимущественно в словесной форме, прибегая к ней как к средству защиты, так и нападения, применяя словесные конструкции агрессивного, оскорбительного содержания и формы (вербальная агрессия). В то же время подростки проявляют недоверие и ожидают от окружающих причинения вреда себе (подозрительность). Испытуемые также готовы использовать физическую силу против другого лица (физическая агрессия). Однако подростки испытывают угрызения совести и оценивают свои агрессивные реакции с неодобрением (чувство вины). Подкрепляется это и тем, что испытуемые не стремятся быть в оппозиции по отношению установившихся обычаев и законов (низкий негативизм), - то есть, опора на общепринятые социальные нормы в регуляции поведения подростков достаточно сильна.
Таким образом, в результате применения соответствующей методики были выявлены различия в степени интенсивности проявлений агрессии в общей группе респондентов.
Согласно коммуникативной шкале методики КОС В.В. Синявского и В.А. Федорошина коммуникативные способности в выборке преобладают на уровне выше среднего (рисунок 2): большинство подростков испытывает потребность в общении, в установлении межличностных контактов, в расширении сферы контактов и обладают развитыми умениями навыками для этого. Однако в выборке присутствует и значительное число подростков, коммуникативные
Страница 5 из 9
способности которых оказались на уровне низких и ниже среднего уровня, по 18,3 % в каждой из категорий соответственно.
Коммуникативные способности
12,20% 18,3% ■ низкий ■ ниже среднего
25,60% 18,3% ■ средний ■ высокий ■ очень высокий
25,60%
Рисунок 2. Распределение уровней развития коммуникативных способностей в выборке
В результате выявления взаимосвязи между исследованными категориями было обнаружено, что такие показатели агрессивных реакций, как раздражение и физическая агрессия имеют обратную взаимосвязь с уровнем коммуникативных способностей: чем ниже уровень развития этого вида способностей у подростков-спортсменов, тем интенсивнее проявляется в поведении раздражение и физическая агрессия.
Коэффициент корреляции - раздражения с коммуникативными способностям составляет: г = -0,455, уровень значимости определяется как р = 0,071. Коэффициент корреляции - физической агрессии с коммуникативными способностями: г = -0,501, уровень значимости: р = 0,032 при объеме выборки 90 человек.
r=-0,455
Коммуникативные способности
r=-0,501
Физическая агрессия
Рисунок 2. Обратные взаимосвязи коммуникативных способностей с формами агрессии
Также зафиксированы прямые значимые корреляционные взаимосвязи между коммуникативными способностями и такими шкалами по методике Басса-Дарки, как подозрительность и негативизм. Чем выше уровень развития коммуникативных способностей у подростков-спортсменов, тем интенсивнее проявляется в поведении негативизм и подозрительность.
Коэффициент корреляции - подозрительности с коммуникативными способностям составляет: г = 0,654, уровень значимости определяется как р = 0,075. Коэффициент корреляции - негативизма с коммуникативными способностями: г = 0,524, уровень значимости: р = 0,043 при объеме выборки 90 человек.
Негативизм
r=0,524
Коммуникативные способности
r=0,654
Подозрительность
Рисунок 3. Прямые взаимосвязи коммуникативных способностей с формами агрессии
Обсуждение
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать ряд выводов.
1. В выборке подростков преобладают показатели в пределах нормы по индексам агрессивности и враждебности. Однако в группе респондентов выявлены различия в степени интенсивности агрессии. Разные формы агрессии значимо различаются по степени выраженности. Подростки выражают свою агрессию преимущественно в словесной форме (вербальная агрессия), проявляют недоверие и ожидают от окружающих причинения вреда себе (подозрительность), готовы использовать физическую силу против другого лица (физическая агрессия). Однако подростки всё же испытывают угрызения совести и оценивают свои агрессивные реакции с неодобрением (чувство вины), не стремятся быть в оппозиции по отношению установившихся обычаев и законов (низкий негативизм).
2. Коммуникативные способности в выборке преобладают на уровне выше среднего: большинство подростков в установлении межличностных контактов, в расширении сферы контактов и обладают развитыми умениями навыками для этого.
3. Так же обнаружена как прямая, так и обратная взаимосвязь коммуникативных способностей с некоторыми формами агрессии. Что позволяет сделать вывод о необходимости психологического сопровождения, направленном на обучение социально приемлемым формам выражения агрессии, а также на развитие их лидерского потенциала и социальной ответственности.
Благодарю администрацию детской спортивно-юношеской школы №8 г. Ростова-на-Дону за содействие в организации и проведении исследования
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека [Текст] / М.Л. Бутовская - М.: Научный мир, 2006. - 276 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
3. Змановская Е.В Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская // - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Издание 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 344 с. - КОС.
5. Кузнецова Л.В., Науменко М.В. Девиантное поведение в структуре подросткового возраста [Текст]: / Л.В. Кузнецова, М.В. Науменко // Социально-педагогические проблемы детей и молодёжи. Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 303-306 с.
6. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс - СПб., Питер: 1997. -688 с.
7. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
8. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа [Текст] / Ч. Райкрофт - СПб.: Речь, 2010. - 260 с.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Учеб. Пособие в 2 кн. / Е.И. Рогов // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с: -Басс-дарки.
10. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция [Текст]: / И.А. Фурманов - СПб.: Речь, 2007.
Naumenko Marina Vladimirovna
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: marina-naumenko@list.ru
Interrelation of forms of aggression with communicative abilities of teenage athletes
Abstract. Article is devoted to the analysis of interrelation of forms of aggression with communicative abilities of the teenagers visiting football section. In the scientific publication aggression as a social and psychological phenomenon is in detail described, the directions are given in an aggression research, differences between aggression and aggressive behavior reveal, forms of aggressive reactions and their main determinants are listed. Importance of studying of interrelation of aggression and communication at respondents of teenage age in connection with the high importance of intimate and personal communication as the leading activity defining success of socialization and insufficient formation of skills of effective communication that can be a prerequisite of aggressive reactions in communicative process. Information concerning selection is provided: its quantitative structure, age brackets, gender specifics. The methods used in a research are listed: Bass-Darki's questionnaire, Technique of a research of communicative and organizing abilities of V.V. Sinyavsky and V.A. Fedoroshin. All stages of the conducted research including are described: diagnostics of aggressive and hostile reactions, a research of communicative abilities, calculation of average results on techniques, the analysis of results by means of a method of the correlation analysis. Conclusions about prevalence in the studied selection of indicators within norm on indexes of aggression and hostility, but at the same time the revealed differences in degree of intensity of aggression are formulated; formation of communicative abilities at the level above an average, existence of direct and return correlation connections between communicative abilities and some forms of aggression of teenagers. Gratitude is expressed to administration of children's sports and junior school No. 8 of Rostov-on-Don for assistance in the organization and carrying out a research.
Keywords: aggression; aggressive reactions; aggressive behavior; deviant behavior; communicative abilities; growing crisis; negativism; ontogenesis; teenage age; frustration