Научная статья на тему 'Специфика агрессивности подростков с разными типами акцентуаций характера'

Специфика агрессивности подростков с разными типами акцентуаций характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ / ЧУВСТВО ВИНЫ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / РАЗДРАЖЕНИЕ / ОБИДА / НЕГАТИВИЗМ / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE REACTIONS / CHARACTER ACCENTUATION / SUSPICION / GUILT / VERBAL AGGRESSION / INDIRECT AGGRESSION / IRRITATION / RESENTMENT / NEGATIVISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Момбей-Оол Сырга Мергеновна, Хомушку Александр Аясович

В предлагаемой статье рассматривается специфика агрессивных реакций подростков с разным типом акцентуаций характера на материале констатирующего исследования агрессивности подростков г. Кызыла. Данная работа посвящена проблеме взаимозависимости акцентуаций характера и склонности подростков к агрессивному поведению. Изучение зависимости агрессивных реакций с другими составляющими личности, оказывающие влияние на особенности ее переживания, осознания, а также способах проявления, как правило, не имеет полноты и законченности. Однако проблеме, связанной с влиянием акцентуаций характера на формирование агрессивного поведения личности, не уделялось должного внимания. В истории психологии остались пробелы в систематизации индивидуальных особенностей личности, оказывающих влияние на формирование у подростков агрессивного поведения. Так как очень важно вовремя, как можно раньше, проводить необходимую диагностику и разрабатывать коррекционные программы для несовершеннолетних с различными типами патохарактерологических проявлений, имеющих склонности к агрессивному проявлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPE OF ACCENTUATION OF CHARACTER

The proposed article discusses the specifics of aggressive reactions of adolescents with different types of character accentuations on the material of the ascertaining study of the aggressiveness of adolescents in Kyzyl. This paper is devoted to the problem of the interdependence of character accentuations and the tendency of adolescents to aggressive behavior. The study of the dependence of aggressive reactions with other components of the personality, influencing the characteristics of its experiences, awareness, and also the ways of manifestation, as a rule, does not have completeness and completeness. However, the problem related to the influence of character accentuations on the formation of aggressive behavior of an individual was not given due attention. In the history of psychology, there are gaps in the systematization of individual personality characteristics that influence the formation of aggressive behavior in adolescents. Since it is very important in time, as soon as possible, to carry out the necessary diagnostics and develop correctional programs for minors with various types of pathocharacterological manifestations that have a tendency to aggressive manifestation.

Текст научной работы на тему «Специфика агрессивности подростков с разными типами акцентуаций характера»

УДК 159.923

СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Момбей-оол С.М., Хомушку А.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SPECIFICITY OF AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPE OF ACCENTUATION OF CHARACTER

Mombei-ool S.M., Khomushku A.A. Tuvan State University, Kyzyl

В предлагаемой статье рассматривается специфика агрессивных реакций подростков с разным типом акцентуаций характера на материале констатирующего исследования агрессивности подростков г. Кызыла. Данная работа посвящена проблеме взаимозависимости акцентуаций характера и склонности подростков к агрессивному поведению. Изучение зависимости агрессивных реакций с другими составляющими личности, оказывающие влияние на особенности ее переживания, осознания, а также способах проявления, как правило, не имеет полноты и законченности. Однако проблеме, связанной с влиянием акцентуаций характера на формирование агрессивного поведения личности, не уделялось должного внимания. В истории психологии остались пробелы в систематизации индивидуальных особенностей личности, оказывающих влияние на формирование у подростков агрессивного поведения. Так как очень важно вовремя, как можно раньше, проводить необходимую диагностику и разрабатывать коррекционные программы для несовершеннолетних с различными типами патохарактерологических проявлений, имеющих склонности к агрессивному проявлению.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивные реакции, акцентуации характера, подозрительность, чувство вины, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, негативизм.

The proposed article discusses the specifics of aggressive reactions of adolescents with different types of character accentuations on the material of the ascertaining study of the aggressiveness of adolescents in Kyzyl. This paper is devoted to the problem of the interdependence of character accentuations and the tendency of adolescents to aggressive behavior. The study of the dependence of aggressive reactions with other components of the personality, influencing the characteristics of its experiences, awareness, and also the ways of manifestation, as a rule, does not have completeness and completeness. However, the problem related to the influence of character accentuations on the formation of aggressive behavior of an individual was not given due attention. In the history of psychology, there are gaps in the systematization of individual personality characteristics that influence the formation of aggressive behavior in adolescents. Since it is very important in time, as soon as possible, to carry out the necessary diagnostics and develop correctional programs for minors with various types of pathocharacterological manifestations that have a tendency to aggressive manifestation.

Keywords: aggressiveness, aggressive reactions, character accentuation, suspicion, guilt, verbal aggression, indirect aggression, irritation, resentment, negativism.

Изучение зависимости агрессивных реакций с другими составляющими личности, оказывающие влияние на особенности ее переживания, осознания, а также способах проявления, как правило, не имеет полноты и законченности. В психологии подросткового возраста очень много ра-

бот посвящено изучению особенностей воспитания, социализации, общению со сверстниками, родителями и учителями. (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Дра-гунова, А.К. Краковский, А.Е. Личко, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн и др.). Но все же во всех них отмечается один общий и

очень важный аспект: все подростки являются учащимися, и их главной задачей на данный момент жизни является усвоение определенных знаний, умений и навыков, без которых не возможен факт полноценной и продуктивной социализации в дальнейшем. И основное число учащихся относятся именно к пубертатному возрастному периоду.

Особенно незащищенной категорией подростков являются несовершеннолетние из неблагополучных и малообеспеченных семей, которые ограничены в удовлетворении материальных потребностей и ущемлены в реализации своих желаний, интересов. У несовершеннолетних и обостренно чувство несправедливости и на фоне этого у ребенка возникают чувства обделенно-сти, незаслуженной обиды, чувство зависти, которые толкают детей на совершение поступков преступного характера: грабежи, разбои и насилие. Данные действия часто сопровождаются ожесточением. Это служит психологической компенсацией за все пережитые унижения [1].

Для достижения поставленной цели и разрешения намеченных задач, а также с целью подтверждения гипотезы нами был использован комплекс необходимых мето-

дов исследования:

1) методы сбора эмпирических данных, необходимых для исследования.

2) методы количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных.

Основной метод исследования - опрос и тестирование. Тестирование проводилось с помощью двух методик: «Опросник Бас-са-Дарки» и «Характерологический опросник» (К. Леонгарда). Данные методики не требуют значительных временных затрат, легко выполняются обследуемыми и легко обрабатываются.

Опросник Басса-Дарки представляет собой 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Он направлен на выявление различных видов агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; склонность к раздражению; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины. Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокая валидность и надежность.

Для диагностики типа акцентуаций характера использована методика: характерологический опросник (К. Леонгарда)

предназначен для выявления акцентуаций Для статистической обработки была

характера. Опросник состоит из 88 вопро- использована описательная статистика,

сов, 10 шкал, соответствующих опреде- коэффициент корреляции рангов, предло-

ленным акцентуациям характера: высокая женный К. Спирменом. Коэффициент кор-

жизненная активность; возбудимость; глу- реляции Спирмена использован для уста-

бина эмоциональной жизни; склонность к новления статистически значимой связи

педантизму; тревожность; склонность к пе- между типами акцентуаций характера и

репадам настроения; демонстративность; типами агрессивных реакций подростков

неуравновешенность поведения; утомляе- группы риска [2; 4; 5]. мость; сила и выраженность эмоциональ- В качестве опросных листов использо-

ного реагирования. вались бланки с вопросами теста, на ко-

Тестирование можно проводить как ин- торых требовалось указать возраст, пол и

дивидуально, так и в групповой форме. дату проведения исследования (см.: Прил.

Акцентуация характера - это резкие 1). При помощи методики Басса-Дарки обострения его отдельных качеств, кото- были обследованы учащиеся подростки, рые при неблагоприятных условиях могут гимназии №16 г. Кызыла. Всего выборку приводить к возникновению жизненных составило 60 человек в возрасте от 13-15 проблем. Методика позволяет определить лет. По методике Басса-Дарки были полувыраженность 10 психотипов. чены следующие результаты (см. табл.3).

Таблица 3 - Показатели агрессивных реакций подростков (по методике Басса-Дарки), чел., %

№ п/п Шкала Степень выраженности признака

Низкая Средняя Высокая

Чел % Чел % Чел %

1 Физическая агрессия 11 18,3 14 23,3 35 58,3

2 Косвенная агрессия 9 15 35 58,3 16 26,6

3 Раздражение 18 30 13 21,6 29 48,3

4 Негативизм 17 28,3 28 46,6 15 25

5 Обида 31 51,6 11 18,3 18 30

6 Подозрительность 4 6,6 11 18,3 45 75

7 Вербальная агрессия 5 8,3 18 30 37 61,6

8 Чувство вины 5 8.3 14 23.3 41 68.3

Используя сырые данные, полученные по выборке, получившей высокую степень в ходе обработки опросника Басса-Дарки выраженности признака (рис. 1). с помощью ключа выстроена гистограмма

Рис.1. Высокая степень выраженности признака по методике Басса-Дарки

Исходя из данных, занесенных в табл. чинение физического вреда.

3 и рис. 1, испытуемым присуща высокая Результаты, полученные по характеро-

степень выраженности следующих типов логическому опроснику (К. Леонгарда)

агрессивных и враждебных реакций: были занесены в таблицу (табл. 4).

1. Подозрительность (70%) - от недо- По результатам характерологического верия и осторожности, вплоть до убежде- опросника (К. Леонгарда) строилась гисто-ния в том, что люди планируют и приносят грамма (рис 3).

вред. Анализируя поученные данные, мы вы-

2. Чувство вины (68,3%) - убеждение явили, что для большинства испытуемых человека в том, что он плохой и совершает характерны:

неправильные поступки. 1) демонстративный тип (70%) - ак-

3. Вербальная агрессия (61,6%) - вы- центуация «вытеснения»;

ражение агрессии по средствам крика, ссо- 2) дистимический тип (63,3%) - акцен-

ры или содержание словесных ответов: туация «дистимическая (депрессивная)»; ссора, ругань. 3) аффективно-экзальтированный тип

4. Физическая агрессия (58,3%) - при- (55%) - акцентуация «интроективная»;

4) тревожно-боязливый тип (53,3%) - 1) не ригидны и не переживают дол-акцентуация «невротическая»; го травмирующие события - педантичный

5) гипертимический тип (53,3%) - ак- тип (20 %);

центуация «гипертермическая»; 2) низкий уровень устойчивости аф-Большинство обследуемых отличаются фекта и отсутствие сверхценных идей - затем, что они: стревающий тип (43,3%).

Таблица 4 - Показатели акцентуаций характера в обследованной группе (по характерологическому опроснику К. Леонгарда), чел., %

№ п/п. Тип акцентуации характера Степень выраженности

Низкая Средняя Высокая

чел. % чел. % чел. %

1 Гипертимиче ский 7 11,6 21 35 32 53,3

2 Возбудимый 15 25 33 55 12 20

3 Эмотивный 22 36,6 24 40 14 23,3

4 Педантичный 32 53,3 16 26,6 12 20

5 Тревожно-боязливый 9 15 19 31,6 32 53,3

6 Циклотимиче ский 9 15 34 56,6 17 28,3

7 Демонстративный 10 16,6 8 13,3 42 70

8 Застревающий 26 43,3 28 46,6 6 10

9 Дистимический 8 13,3 14 23,3 38 63,3

10 Аффективно-экзальтированный 12 20 15 25 33 55

Рис. Опросник характереологических черт-личности К. -Леонгарда Рис.3. Характерологический опросник К. Леонгарда

Далее для выявления наличия статистически значимой связи между типами агрессивных реакций, а также враждебных реакций и типами акцентуаций характера подростков мы использовали коэффициент ранговой корреляции, предложенный К. Спирменом.

В группе испытуемых коэффициент корреляции рассчитывается по типам агрессивных Таблица 5 - Таблица крити

реакций, получившим высокую выраженность (подозрительность, чувство вины, вербальная агрессия, физическая агрессия) и по типам акцентуаций характера, получившим высокую выраженность в группе испытуемых (демонстративный тип; дистимический тип; аффективно-экзальтированный, гипер-

тимический и тревожно - боязливый тип). еских значений при N = 60

N Р

0,05 0,01

60 0,25 0,33

Таблица 6 - Коэффициент корреляции акцентуаций характера и агрессивных реакций у

подростков

Коррелируемые параметры Коэффициент корреляции, ге

Подозрительность - гипертимический тип 0,217

Подозрительность - дистимический тип 0,024

Подозрительность - демонстративный тип 0,191

Подозрительность - аффективно-экзальтированный тип 0,079

Чувство вины - демонстративный тип 0,127

Чувство вины - аффективно-экзальтированный тип 0,278

Чувство вины - тревожно-боязливый 0,306

Вербальная агрессия - гипертимический тип 0,003

Вербальная агрессия - дистимический тип 0,118

Вербальная агрессия - демонстративный тип 0,189

Вербальная агрессия - аффективно-экзальтиров. тип 0,036

Вербальная агрессия - тревожно-боязливый 0,144

Физическая агрессия - гипертимический тип 0,033

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая агрессия - дистимический тип 0,05

Физическая агрессия - демонстративный тип 0,126

Физическая агрессия - аффективно-экзальтированный тип 0,362

Физическая агрессия - тревожно-боязливый 0,188

В результате проведения корреляционного 2. Чувство вины - тревожно-боязливый анализа мы обнаружили статистически зна- тип (ге = 0,306).

чимую связь по следующим параметрам: 3. Физическая агрессия - аффектив-

1. Чувство вины - аффективно-экзальти- но-экзальтированный тип (ге = 0,362). рованный тип (ге = 0,278). В данных случаях мы наблюдаем поло-

жительную корреляцию, а это значит, что с увеличением одного измеряемого параметра, значение второго также увеличивается. И наоборот, с уменьшением первого, второй также уменьшается.

Итак, подростки аффективно - экзальтированного типа, для которых характерен большой разброс эмоциональных состояний, они приходят в восторг от незначительной радости и в полное отчаяние от печали, склонны к угрызению совести, считают себя «плохими» людьми и оценивают свои поступки, как «злые». Также подростки с данным типом акцентуации характера склонны к использованию физической силы против другого лица.

Исследуемые подростки тревожно - боязливого типа, для которых основной чертой

Библиографический список

1. Блекборн, Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер, 2014. - 496 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология М. Питер, 2016.- 269 с.

3. Захарова, Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия \\ Вестник Московского университета Сер.14 Психология. - 2001. - №3.

4. Константинов, В.В. Экспериментальная психология. М: Питер. 2014. - 272 с.

5. Солсо, Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология, практический курс. М. Олма -Пресс. 2013.- 528 с.

является страх, робость и пугливость, а также повышенный уровень тревожного состояния, так же, как и подростки, аффективно-экзальтированного типа склонны воспринимать себя как «плохого» человека, оценивать свои поступки как «злые» и испытывать угрызение совести.

По итогам вторичной статистической обработки полученных данных, а именно корреляционного анализа, мы выявили положительную статистически значимую связь между аффективно - экзальтированным типом с физической агрессией и чувством вины, а также между тревожно-боязливым типом и чувством вины у подростков. Полученные данные нуждаются в дальнейшем изучении и перепроверке.

References

1. Blackbourne, R. Psychology of criminal behavior. SPb .: Peter, 2014. - 496 p.

2. Druzhinin, VN. Experimental Psychology M. Peter, 2016.- 269 p.

3. Zakharova, Yu.B. About models of psychological protection at the level of intergroup interaction \\ Moscow University Bulletin Ser.14 Psychology. -2001. - №3.

4. Konstantinov, VV Experimental psychology. M: Peter. 2014. - 272 seconds.

5. Solso, R., Johnson H., Bill K. Experimental psychology, practical course. M. Olma - Press. 2013.- 528 p.

Момбей-оол Сырга Мергеновна, старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г Кызыл E-mail: mombeyool@mail.ru

Хомушку Александр Аясович, студент 5 курса направления подготовки 37.03.01 Психология, кафедры

психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл.

Mombey-ool Syrga, Teaching older, Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl

E-mail: mombeyool@mail.ru

Khomushku Alexander, 5th year student, Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.