ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© Альбекова О.П.*
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск
В статье представлены материалы исследования влияния акцентуаций характера на проявления агрессивности у современных подростков. Выборка исследования составила 65 человек в возрасте 14-15 лет. В работе были использованы «Методика диагностики акцентуаций характера» Г. Шмишека и «Опросник уровня агрессивности» А. Басса и А. Дарки. Анализ результатов показал, что на проявления агрессивности влияют гипертимный, демонстративный, возбудимый, застревающий типы акцентуаций.
Ключевые слова: акцентуации характера, агрессивность, подростковый возраст.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период особенно остро стоит проблема акцентуаций характера. На фоне возникшего «чувства взрослости» акцентуации могут способствовать развитию агрессивности, как негативного свойства личности.
Цель исследования: изучение влияния акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте. Предмет исследования: влияние акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте. Задачи исследования:
1. изучить научную литературу по теме исследования;
2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте;
3. проанализировать результаты исследования влияния акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
2. эмпирический («Методика диагностики состояния агрессивности» А. Басса и А. Дарки, «Методика диагностики акцентуаций характера» Г. Шмишека);
3. количественной и качественной обработки результатов.
* Студент 5 курса факультета Педагогики и психологии.
Теоретической основой исследования явились работы К. Леонгар-да, Г. Шмишека, А.Е. Личко, посвященные проблеме акцентуаций характера и Р. Бэрона, Д. Коннора, Д. Ричардсона, А.А. Реана, отражающие проблему агрессивности в психологии.
В подростковом возрасте часто наблюдается дисгармоничное развитие характерологической сферы личности, что выражается в чрезмерной выраженности отдельных черт характера. Эта явление было названо А.Е. Личко «акцентуация характера» и определено как «гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях» [1].
Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Например, Г. Шмишек [цит. по: 2] выделяет следующие типы акцентуаций характера. Гипертимический тип. Для него характерно слегка повышенное настроение, контактность, человек словоохотлив и оптимистичен. Тревожно-боязливый тип отличается нерешительностью, плохо идет на контакты, имеет склонность к минорному настроению и неуверен в себе. Дистимический тип отличается немногословием, невысокой контактностью, пессимистическое настроение является доминирующим. Педантичный тип не относится к любителям конфликтов, и если оказывается в подобной ситуации, то в основном представляет пассивную сторону. Возбудимый тип не стремится к контактам, отличается определенной замедленностью вербальных и невербальных реакций. Эмотивный тип характеризуется стремлением человека общаться лишь в избранном кругу. Застревающий тип умеренно общителен, склонен к нравоучениям, также отличается занудливостью, неразговорчивостью.
В последнее время, в силу происходящих в обществе событий, особый интерес специалисты проявляют к агрессивности в подростковом возрасте. акцентуации характера являются одним их механизмов, воздействующих на развитие агрессивности у школьников. Агрессивность у детей 13-15 лет проявляется в широком диапазоне: от резких высказываний до физических действий.
В отечественной науке под агрессивностью часто понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Реан А.А. [3] отмечает, что агрессивность не всегда проявляется в агрессивных действиях и не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности. Проявление или непроявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения является результатом сложного взаимодействия разных факторов.
Рубанова Е.Ю. [4] рассматривает агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
В целях изучения влияния акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте нами было проведено экспериментальное исследо-
вание, в котором приняли участие учащиеся девятых классов МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования - 65 человек в возрасте от 14 до 15 лет. В обследовании подростков мы использовали «Методику диагностики акцентуаций характера» Г. Шмишека и «Опросник уровня агрессивности» А. Басса и А. Дарки.
Анализ результатов, полученных по «Методике диагностики акцентуаций характера» Г. Шмишека, показал, что 86 % подростков, участвующих в исследовании, имеют акцентуации характера. Наиболее часто встречаемый вид акцентуаций - гипертимный, он встречается у 62 % выборки. Им свойственны такие проявления как повышенное настроение человека, его энергичность, активность, достаточно высокий жизненный тонус.
53 % исследуемых подростков имеют такой вид акцентуации, как экзальтированность. Эти школьники склонны к сильным и глубоким эмоциональным переживаниям.
У 20 % подростков имеется такая акцентуация характера, как педантичность. Это проявляется прежде всего в том, что для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, стремление переложить принятие решений на других.
Тревожность и циклотимность встречается у 19 % выборки. Дети с тревожным типом акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность.
Эмоциональность и возбудимость диагностирована у 15,5 % детей; застревание - у 10 %; дистимичность - у 5 % испытуемых. Подростки эмоционального типа характера чрезмерно чувствительны, ранимы и глубоко переживают малейшие неприятности. В конфликты вступают редко и играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу, а предпочитают держать их в себе. Исполнительны и имеют высокое чувство долга.
Школьники с возбудимым типом акцентуации отличаются повышенной раздражительностью, склонностью к агрессии, несдержанностью, угрюмостью, занудливостью, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе.
Подростки с застревающим типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. Проявляют властолюбие. Люди с дистимичным типом акцентуации имеют постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, за-
медленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.
Анализ данных, полученных по второй методике - «Опросник уровня агрессивности» А. Басса - А. Дарки, - позволил сделать вывод, что большинству испытуемых присущ индекс агрессивности, соответствующий норме (57 %). Агрессивные тенденции этих исследуемых имеют непостоянный характер и прежде всего он направлен на самозащиту.
8 % испытуемых имеют индекс агрессивности выше нормы. Эти школьники склонны к мотивированному деструктивному поведению, противоречащему нормам существования людей. Им свойственно нанесение вреда объектам нападения, приносить моральный и физический вред людям и вызывать у них тем самым психологический дискомфорт.
35 % исследуемых подростков имеют уровень агрессивности ниже нормы, соответственно у этих испытуемых агрессивные тенденции, описанные выше, не наблюдаются.
Индекс враждебности соответствует норме у 30 % и выше нормы у 70 % выборки. Это говорит о том, что большинство учащихся (70 %) подсознательно настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению и у них вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации.
С целью изучения влияния акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте мы рассчитали коэффициент корреляции Пирсона. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что взаимосвязи обнаружены между такими акцентуациями и шкалами опросника агрессивности, как гипертимность и косвенная агрессия (г = 0,381, при р = 0,05). Между демонстративностью и косвенной агрессией (г = 0,348, при р = 0,05); возбудимость и физическая агрессия (г = 0,300 при уровне достоверности р = 0,05). Это значит, что подростки с гипертимным и демонстративным типом акцентуации более склонны применять агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме.
Отрицательная взаимосвязь обнаружена между дистимичным типом акцентуации и негативизмом (г = -0,349, при р = 0,05). Это значит, что подростки с дистимичным типом акцентуации - замкнутые, немногословные, с пониженным настроением, не склонны активно или пассивно бороться против установившихся правил и обычаев.
Большое количество взаимосвязей обнаружено между некоторыми типами акцентуаций и индексом враждебности, а именно: между дистимич-ным типом акцентуации и индексом враждебности (г = 0,289, при р = 0,01), эмотивным типом акцентуации (г = 0,341, при р = 0,01); демостративным типом акцентуации (г = 0,291, при р = 0,05), педантичным типом акцентуации (г = 0,389, при р = 0,01), тревожным типом акцентуации (г = 0,337, при р = 0,01), возбудимым типом акцентуации (г = 0,409, при р = 0,01), экзальтированным типом акцентуации (г = 0,266, при р = 0,05). Это значит, что испы-
туемые с этими типами акцентуаций имеют установку на конфликт с окружающими, они подсознательно настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению.
Также обнаружены взаимосвязи между индексом агрессивности и застревающим типом акцентуации (г = 0,405, при р = 0,05) и возбудимым типом акцентуации (г = 0,287, при р = 0,05), то есть подростки с застревающим и возбудимым типом акцентуации склонны к мотивированному деструктивному поведению, противоречащему нормам существования людей. Между остальными показателями взаимосвязи обнаружено не было.
Таким образом, мы можем сделать вывод о влиянии акцентуаций характера (гипертимный, демонстративный, возбудимый, застревающий) на развитие агрессивности в подростковом возрасте.
Список литературы:
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.
2. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. - 248 с.
3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.
4. Рубанова Е.Ю. Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 10-21.
САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
© Афанасенко Л.С.*
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск
В статье представлены материалы исследования самооценки младших школьников из многодетных семей. Выборка исследования составила 33 человека, учащихся вторых-третьих классов общеобразовательной школы. Возраст детей составляет 8-10 лет. В работе были использованы методики «Исследование самооценки» Дембо-Рубинш-тейн, «Лесенка» В.Г. Щур. Анализ результатов показал качественное своеобразие самооценки младших школьников из многодетных семей.
Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, многодетная семья.
На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретает изучение многодетных семей. За последний период бла-
* Студент.