Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков с поведенческими нарушениями'

Личностные особенности подростков с поведенческими нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личностные особенности подростков / корелляты девиантности / психологические мишени для про-филактической работы с подростками / Personal features of adolescents / devilry corellates / psychological targets for preventive work with adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М В. Альшанская, Н В. Александрова, Е В. Вихорева

В статье приведено исследование поиска коррелятов поведенческих нарушений у подростков. Изучались самооценка, агрессия, нейротизм, реактивная и личностная тревожность и акцентуации характера. Установлено, что у де-виантных подростков чаще встречаются возбудимые, демонстративные и педантичные акцентуированные черты, достига-ющие выраженных значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH BEHAVIORAL DISORDERS

Abstract: The article studies the search for correlates of behavioral disorders in adolescents. We studied self-esteem, aggression, neurotism, reactive and personal anxiety and character accentuations. It has been established that deviant adolescents are more likely to encounter excitable, demonstrative and pedantic accentuated features that reach pronounced values.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков с поведенческими нарушениями»

Возрастные аспекты психиатрии

УДК: 616+159.98

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С

ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

М.В. Альшанская1, Н.В. Александрова2, Е.В. Вихорева3

1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

2Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»

3 Центр психофизиологической диагностики Федерального казенного учреждения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России про Омской области»

Аннотация. В статье приведено исследование поиска коррелятов поведенческих нарушений у подростков. Изучались самооценка, агрессия, нейротизм, реактивная и личностная тревожность и акцентуации характера. Установлено, что у де-виантных подростков чаще встречаются возбудимые, демонстративные и педантичные акцентуированные черты, достигающие выраженных значений.

Ключевые слова: Личностные особенности подростков, корелляты девиантности, психологические мишени для профилактической работы с подростками.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH BEHAVIORAL DISORDERS N.V. Aleksandrova, M. V. Andreeva, E. V. Vikhoreva

Resume. Abstract: The article studies the search for correlates of behavioral disorders in adolescents. We studied self-esteem, aggression, neurotism, reactive and personal anxiety and character accentuations. It has been established that deviant adolescents are more likely to encounter excitable, demonstrative and pedantic accentuated features that reach pronounced values.

Keywords. Personal features of adolescents, devilry corellates, psychological targets for preventive work with adolescents.

Подростковый возраст - самый драматичный в судьбе человека. Это период мучительных переживаний, потрясений, коллизий, своеобразная эпоха «бури и натиска» в становлении личности. Она ищет столь необходимую стабильность, мечется в поисках внутренней устойчивости и взаимопонимания с другими членами общества. Одновременно с биологическим становлением происходит общественная «кристаллизация» подростка. Развитие личности подростка может идти разными путями: по пути нормального развития и девиантного, что во многом определяется личностными особенностями [1]. Их учет позволит более эффективно осуществлять профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические воздействия в учреждениях образования и здравоохранения разных типов и делает актуальным поиск личностных особенностей девиантности в подростковом возрасте.

В нашем исследовании личностных особенностей подростков как предполагаемые корреляты девиантности были выбраны уровень нейротизма, тревожность, самооценка, агрессивность и типы акцентуаций.

Одним из факторов, повышающих вероятность формирования девиаций в поведении,

является нейротизм. Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость наоборот, результат более низкой реактивности [3].

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [2]. Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростков возрасте. Среди личностных особенностей подростков большую роль играет тревожность, которая формируется под влиянием новых как биологических, так и социально-психологических стимулов. Это эмоциональное состояние оказывает влияние как на познавательные, так и на поведенческие процессы.

Процесс формирования характера в подростковом возрасте продолжается. В связи с этим А.Е. Личко подчёркивает, что в этом возрасте характер как таковой ещё не сформирован, и поэтому говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах. Распространенность типов акцентуаций среди подростков зафиксирована у 72% социально-адаптированных подростков и в 100% у подростков-правонарушителей [4].

Агрессивность как личностная черта входит в группу качеств, как враждебность, озлобленность, недоброжелательность, склонность к соперничеству. Проблема подростковой агрессии и агрессивности актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации нормы и отклонений, выбора профиля специалиста, который может оказать помощь и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, реабилитации, лечения и т.д.) подростка соответственно этой дифференциации. Поэтому в нашем исследовании личностных особенностей подростков как предполагаемые корреляты девиантности были выбраны уровень нейротизма, тревожность, самооценка, агрессивность и типы акцентуаций.

Материал и методы исследования

Объем выборки - 53 испытуемых обоих полов 13-15 лет. В данную выборку вошли 28 подростков учащихся школы № 132 г. Омска с социально-адаптивным поведением (18 мальчиков 10 девочек), и 25 подростков (18 мальчиков и 7 девочек) с девиантным поведением, находящихся на стационарном лечении в подростковом отделении Омской клинической психиатрической больницы.

Для изучения личностных особенностей подростков двух выборок были использованы следующие методики:

- для определения уровня нейротизма - личностный опросник Айзенка;

- для исследования уровня самооценки - методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.;

- для оценки уровня тревожности ( реактивной и личностной ) - шкала самооценки у ровня тревожности Ч.Д.Спилберга в адаптации Ю.Л.Ханина;

- акцентуации характера определялись с помощью личностного опросника Леонгарда-Шмишека;

- уровень агрессивности измерялся с использованием опросника Басса-Дарки.

Для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух независимых выборок использовался U критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.

Результаты исследования

В результате исследования выявлены различия личностных особенностей подростков обследуемых групп. Эти различия в разной степени влияют на возникновение и развитие отклоняющегося поведения.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Уровень нейротизма у обследуемых подростков не имеет достоверных различий (иэмп.=325; икрит. 257 для Р<0,05 и 218 для Р<0,01), однако отмечается тенденция к повышению данного показателя у девиантов.

2. Степень самооценки у обследуемых подростков также не имеет достоверных разли-чий(иэмп.=320; икрит. 257 для Р<0,05 и 218 для Р<0,01); в группе девиантных подростков эта величина получилась ввиду преобладания завышенной и заниженной оценок и усреднения результата. Кроме того, в этой группе часто отмечалась неустойчивая самооценка (один из показателей оценивался минимально10-20%, а другой максимально 80-90%). В группе социально-адаптивных подростков данный показатель определялся доминированием адекватной оценки себя.

3. Уровень реактивной тревожности у социально-адаптивных и девиантных подростков имеет достоверную значимость различий (иэмп.=211; икрит. 257 для Р<0,05 и 218 для Р<0,01), а уровень личностной тревожности у обследуемых подростков не имеет достоверных различий (иэмп.=330; икрит. 257 для Р<0,05 и 218 для Р<0,01), что может свидетельствовать о тревожности как «конституциональной» для подростков характеристике.

4. При исследовании акцентуаций характера были выявлены более значительные различия показателей. Так в группе социально-адаптивных подростков акцентуации либо не выявлялись, либо имели место гипертимные, эмотивные и циклотимные черты, обычно достигающие 8, реже 21 балла. У девиантных подростков чаще встречаются возбудимые, демонстративные и педантичные акцентуированные черты, достигающие 18-24 баллов.

5. Уровень агрессивности у обследуемых подростков не имеет достоверных различий, но имеет большую тенденцию к зоне значимости (иэмп.=250; икрит. 257 для Р<0,05 и 218 для Р<0,01). На основании этого можно сделать вывод, что девиантные подростки чаще реагируют агрессивными реакциями на внешние стимулы, используя физическую, вербальную и косвенную агрессии.

Полученные результаты позволяют выделить мишени для воспитательной, профилактической, коррекционной и психотерапевтической работы с подростками. Они деляют актуальным личностно-ориентированный подход в работе педагогов,

психологов, социальных работников и психотерапевтов. Ведь клинический опыт авторов, практика психологического консультирования и научные данные свидетельствуют о том, что

игнорирование риска девиантности чревато опасными исследованиями как для самого индивида, так и для общества в целом.

Литература

1. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: 2011, -159 с.

2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.: Флинта, 2003. - 142 с.

3. Фрейджер Р., Фейдмен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты.- Москва, 2002. - 237 с.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Трикста, 2005. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.