Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

Современное развитие общества, которое предполагает практически полную цифровизацию, привело к изменению образа и типа мышления. Особенно остро это чувствуется на психологическом, социальном и когнитивном развитии детей. Так как именно эта возрастная группа формировалась на ранних этапах своего развития под влиянием активного использования гаджетов, а значит, фактически выросла в интенсивном цифровом потоке информации. Как установлено рядом ученых, такое поле, в котором ежедневно находится формирующийся человек, активно влияет на все его функции и приводит в результате к клиповому мышлению. Его характерными чертами проявления являются - обедненная речь, неумение выделить главное из целого, ухудшение аналитических и синтетических способностей, общее снижение ряда когнитивных характеристик. И это все наравне с возможностью воспринимать увеличенные потоки информации, но с одной существенной оговоркой - с ухудшением их уровня восприятия. Это стало настоящей проблемой для профессиональных психологов, нейробиологов, педагогов и ряда других специалистов. Но, в силу ограниченности происходящего во времени, общество еще не осознало на себе это влияние в полной мере, так как не затронуты этой проблемой еще социальные взаимоотношения, формирование полноценной структуры общества и ряд других общественных проблем. Но, исправление или так называемая корректировка вполне реальна. Для этого необходимо четко понимать, в чем конкретно проявляется негативное влияние информационной среды. И на основе полученных данных - добиться нивелирования или полного устранения этих упущений (влияний) применением определенных педагогических и психологических техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DIGITAL ENVIRONMENT ON THE THINKING AND MENTAL PERFORMANCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The modern development of society, which involves almost complete digitalization, has led to a change in the image and type of thinking. This is especially acutely felt on the psychological, social and cognitive development of children. Since it was this age group that was formed at the early stages of its development under the influence of active use of gadgets, which means that it actually grew up in an intensive digital flow of information. As established by a number of scientists, such a field, in which a person is being formed every day, actively affects all his functions and leads as a result to clip thinking. Its characteristic features of manifestation are - impoverished speech, inability to distinguish the main thing from the whole, deterioration of analytical and synthetic abilities, a general decrease in a number of cognitive characteristics. And this is all on a par with the ability to perceive increased flows of information, but with one significant caveat - with a deterioration in their level of perception. This has become a real problem for professional psychologists, neuroscientists, educators and a number of other specialists. But, due to the limitations of what is happening in time, society has not yet fully realized this influence on itself, since social relations, the formation of a full-fledged structure of society and a number of other social problems have not yet been affected by this problem. But, correction or so-called correction is quite real. To do this, it is necessary to clearly understand what exactly the negative impact of the information environment is manifested in. And on the basis of the data obtained - to achieve leveling or complete elimination of these omissions (influences) using certain pedagogical and psychological techniques.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Тоирова Ление Серановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Современное развитие общества, которое предполагает практически полную цифровизацию, привело к изменению образа и типа мышления. Особенно остро это чувствуется на психологическом, социальном и когнитивном развитии детей. Так как именно эта возрастная группа формировалась на ранних этапах своего развития под влиянием активного использования гаджетов, а значит, фактически выросла в интенсивном цифровом потоке информации. Как установлено рядом ученых, такое поле, в котором ежедневно находится формирующийся человек, активно влияет на все его функции и приводит в результате к клиповому мышлению. Его характерными чертами проявления являются - обедненная речь, неумение выделить главное из целого, ухудшение аналитических и синтетических способностей, общее снижение ряда когнитивных характеристик. И это все наравне с возможностью воспринимать увеличенные потоки информации, но с одной существенной оговоркой - с ухудшением их уровня восприятия. Это стало настоящей проблемой для профессиональных психологов, нейробиологов, педагогов и ряда других специалистов. Но, в силу ограниченности происходящего во времени, общество еще не осознало на себе это влияние в полной мере, так как не затронуты этой проблемой еще социальные взаимоотношения, формирование полноценной структуры общества и ряд других общественных проблем. Но, исправление или так называемая корректировка вполне реальна. Для этого необходимо четко понимать, в чем конкретно проявляется негативное влияние информационной среды. И на основе полученных данных -добиться нивелирования или полного устранения этих упущений (влияний) применением определенных педагогических и психологических техник.

Ключевые слова: информационная среда, клиповое мышление, восприятие, обучение, информационный поток.

Annotation. The modern development of society, which involves almost complete digitalization, has led to a change in the image and type of thinking. This is especially acutely felt on the psychological, social and cognitive development of children. Since it was this age group that was formed at the early stages of its development under the influence of active use of gadgets, which means that it actually grew up in an intensive digital flow of information. As established by a number of scientists, such a field, in which a person is being formed every day, actively affects all his functions and leads as a result to clip thinking. Its characteristic features of manifestation are - impoverished speech, inability to distinguish the main thing from the whole, deterioration of analytical and synthetic abilities, a general decrease in a number of cognitive characteristics. And this is all on a par with the ability to perceive increased flows of information, but with one significant caveat - with a deterioration in their level of perception. This has become a real problem for professional psychologists, neuroscientists, educators and a number of other specialists. But, due to the limitations of what is happening in time, society has not yet fully realized this influence on itself, since social relations, the formation of a full-fledged structure of society and a number of other social problems have not yet been affected by this problem. But, correction or so-called correction is quite real. To do this, it is necessary to clearly understand what exactly the negative impact of the information environment is manifested in. And on the basis of the data obtained - to achieve leveling or complete elimination of these omissions (influences) using certain pedagogical and psychological techniques.

Key words: information environment, clip thinking, perception, learning, information flow.

Введение. Современное развитие и распространение информационных технологий привело к их проникновению в повседневную жизнь на всех уровнях, начиная от обучения, заканчивая общением. И касается это не только взрослых, но и детей разных возрастных групп. А для учеников младших классов, которые уже научились полноценно обращаться с разными видами гаджетов, получать доступ в социальные сети и осуществлять самостоятельно поиск в сети Интернет, такая информационная доступность стала активным катализатором, влияющим на развитие их когнитивных способностей.

Психологи, нейробиологи, психофизиологи утверждают, что чрезмерное количество виртуальной среды в жизни развивающегося ребенка приводит к формированию так называемого «клипового мышления». Это выражение стало известно широким массам из-за распространения проблемы. А его суть заключается в проявлении следующих особенностей:

• При восприятии общего потока информации ребенок анализирует ее только фрагментарно, выхватывая наиболее яркие и привлекательные для него моменты и части.

• Он не вникает глубоко в суть происходящего.

• Не может полноценно выстроиться связи между происходящими событиями.

• Не формирует целостную картину мира или определенного события.

В результате в процессе учебы, да и в любых жизненных ситуациях, с которыми сталкивается ребенок младшего школьного возраста, он проявляет селективно-визуальное внимание, неумение проводить глубокий анализ и на его основе принимать верные решения.

Но, давая негативную оценку длительному времяпрепровождению в Интернет-пространстве, не стоит забывать и о его позитивном влиянии. И оно заключается в первую очередь, в легкой доступности большого объема данных. Но, как правило, еще формирующийся физически и психологически ребенок, не в состоянии выделить для себя главные цели и распланировать план их достижения. Поэтому, негативное влияние, зачастую превалирует над возможными позитивными моментами.

В связи с вышеописанными проблемами, актуальность изучаемой темы заключается в:

• Возможности определения способов минимизации негативного влияние цифровой среды на мышление и умственную работоспособность учеников начальной школы.

• В установление методов, которыми можно этого достичь.

• И на основе полученных результатов определить основные способы и направления в пересмотре рабочих школьных программ, которые бы учитывали сегодняшнюю реальность с точки зрения того количества времени, которое школьники, включая младших, уделяют информационной среде.

Изложение основного материала статьи. Что касается уже существующих исследований в данной области, то стоит отметить, что первые вопросы, касающиеся анализа влияния цифровой информации на способ мышления и формирование интеллекта, были проведены еще в 90-е гг. XX века. Они носили преимущественно разрозненный характер и представляли собой изучение, как информационного потока на человеческое сознание и психику, так и воздействие электромагнитных полей, излучаемых разными приборами на эндокринную систему головного мозга [1]. В дальнейшем эти исследования получили развитие, углубляясь в каждую из отдельных тематик с получением все новых и новых данных. Так, Мансуровым В.А., Ломбиной Т.Н., Лукьянец Г.Н, Тюремной Е.В., а также рядом других ученых было установлено, что при просмотре любой информации со всех типов гаджетов, человек подвергается воздействию электромагнитных полей [5, 6]. И чем ближе он подносит устройство к органу зрения, и чем больше по размерам и мощнее само устройство, тем интенсивней будет это влияние. А сами электромагнитные волны воздействуют на эндокринные клетки головного мозга, в результате чего в них активируется синтез гормона дофамина. А он, в свою очередь, влияет на префронтальные участки коры головного мозга, формируя соответственно выброс увеличенного количества дофамина и активизируя дофаминочувствительные нейроны. Особенно ярко и интенсивно этот процесс происходит в организме еще формирующегося ребенка и вызывает у него зависимость. Она сопровождается переходом нервной системы в возбужденное состояние и формированием яркого ощущения удовольствия.

Из этого можно сделать вывод, что ребенок, который с младшего детского возраста начинает интенсивно использовать гаджеты, доводя их применение до нескольких часов в сутки, попадает в специфическую «дофаминовую ловушку». Он формирует у себя зависимость, ведь влияние дофамина достаточно интенсивно. А если его лишить привычного доступа в интернет, то он начинает испытывать недостаточную выработку этого гормона. А значит его организм буквально «страдает физически». Это негативно сказывается на нервной системе, а впоследствии и на психоэмоциональном состоянии. Ребенок начинает демонстрировать недовольство, возбужденное состояние, которое может переходить в агрессию.

Но, это не единственная особенность, которая возникает из-за интенсивного использования гаджетов в младшем возрасте. Это только первый этап, и его крайне важно не пропустить родителям. Так как ребенок, у которого упущен контроль за количеством времени использования гаджетов, уже в дальнейшем испытывает определенные затруднения с отказом от интенсивного общения с информационной средой. А это влечет за собой вторую ступень, которая уже сказывается не только на психоэмоциональном состоянии, но и на формировании интеллекта.

Для того чтобы понять, как влияет на формирование когнитивных способностей интенсивное использование информационной среды, стоит обратиться к работам таких ученых, как Большаков А.М., Кутепов Е.Н., Буданова А.А. и ряд других. Именно в их работах получило развитие понятие таких терминов, как клиповое мышление, информационная нагрузка, новый тип сознания. Они, а также другие психологи, нейропсихологи, нейробиологи сформировали четкое понимание того, как влияет интенсивная цифровая информационная среда на формирование когнитивных способностей ребенка. Было установлено, что чтение с экрана устройств, вызывает:

• Сужение поля зрения.

• Увеличение количества просматриваемых символов [3].

Но, одного утверждения о наличии большего количества ошибок при восприятии информации посредством разных видов гаджетов - недостаточно. В ходе научного анализа следует опираться на экспериментально полученные результаты. Ниже в табличной форме представлены численные показатели формирования интеллектуальной деятельности, а также умственной работоспособности, которые характерны для учеников 4-5 классов. Данные были получены в ходе проведения серии экспериментов с определенным временным интервалом, а также на выборке, представленной 120 учениками 4 и 5 классов общеобразовательных школ Республики Крым.

Таблица 1

Численные показатели, свидетельствующие о формировании умственной работоспособности учеников младших классов - данные полученные в ходе серии экспериментов

Показатели Классы Среднестатистическая ошибка в выборке

4 (1 эксп.) 4 (2 эксп.) 5 (1 эксп.) 5 (2 эксп.)

Усредненное количество просмотров в знаках 140 165 167 187 Не превышает Р<2%

Среднестатистическое количество ошибок на каждые 1000 знаков 5,6 7,3 4,9 6,5 Не превышает Р<2,5%

1 эксперимент относится к 2018 году. Тогда как 2 эксперимент проводился непосредственно в 2022 году. При проведении эксперимента использовались такие виды гаджетов, как - ноутбук и широкоформатные планшет. Стоит отметить, что применение более ограниченного пространства, например, смартфон, показатели, полученные экспериментальным путем, будут отличаться. Это обусловлено в первую очередь тем, что при чтении с телефона с небольшой диагональю монитора, существенно сужается поле зрения, а значит, увеличивается еще больше зрительные саккады, число морганий и перескакивание с одного участка воспринимаемого текста на другой. Числовая выборка испытуемых составила 120 человек. Эксперимент проводился в одно и то же учебное время для того, чтобы обеспечить единство условий.

Как видно из приведенного эксперимента, в котором удается сравнивать несколько групп исследуемых с учетом хоть и не большой, но временной разницы, тенденция с точки зрения восприятия информации наблюдается следующая:

• Число анализируемых знаков для каждого ученика увеличивается. Фактически это свидетельствует о том, что он способен воспринимать информацию в большем объеме. И это бы могло стать позитивным фактором, если бы не вторая часть исследования, где наряду с количеством воспринятой информации анализировалось и допускаемое число ошибок.

• Исследование выявило неутешительный факт того, что дети начинают увеличивать количество допускаемых ошибок в анализируемом тексте. И происходит это лавинообразно.

И здесь можно подвести под экспериментальные полученные данные теоретические и опытные исследования таких ученых, как Походай М., Ткачук Е.А., Смирновой С.И и ряда других [7, 9]. Они при использовании современных

окулографов, записывали движение сразу двух глаз бинокулярным способом. При этом эксперименты проводились самые разные, включаю активные виды деятельности, до анализа любого вида текста. Причем, текст делили на - напечатанный, который человек привычно читает с листа бумаги при расстоянии как правило около 35-45 см и электронный. В ходе этих экспериментов, которые проводились на самых разных группах испытуемых, было выяснено следующее:

• При движении зрительной оси во время чтения напечатанного текста глаза движутся линейно, переходя со строчки на строчку. По мере того, как ребенок начинает читать достаточно бегло, его зрительная ось может перескакивать некоторые участки слов. Для взрослых характерны более большие промежутки (скачки).

• Когда анализировалось при помощи бинокулярного окулографа, как перемещается зрительная ось по экрану монитора любого устройства, была обнаружена интересная особенность. Глаза чаще всего двигались либо по диагонали, либо по вертикали, выхватывая отдельные строки с фиксацией на ключевых словах. Это было характерно для детей, которые уже достаточно эффективно освоили технику чтения. Те же обучающиеся, которые еще недостаточно бегло и уверенно читали, могли демонстрировать так называемые «блуждающие сакады», которые хороши для анализа картинки или любого иллюстративного материала. Во время же анализа текстовой информации такое движение зрительной оси вместе с учащенным морганием приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринять текст целиком. Он вырывает отдельные моменты информации, пытаясь в дальнейшем связать их воедино или вообще упуская это действие, если к нему не вынуждают обстоятельства.

Этот эффект беглого чтения, который приводит к поверхностному проникновению в смысл, получил название паттерна». И это не является врожденным свойством, а стало приобретенным и характерным для подавляющего большинства учеников школ за последние 10 лет.

Как видно из всего представленного, на данный момент не предоставляется возможным исключить хотя бы наполовину влияние гаджетов. Но, чтобы у ребенка успела сформироваться линейная техника чтения, родители должны контролировать количество времени, которое ребенок проводит за любыми типами устройств. Но это только часть проблемы, так как устранить ее полностью не удастся. А вот перестраивать систему образования - важно и нужно, с учетом сразу нескольких факторов:

• Во-первых, сама система образования на данный момент стремится к переходу частично на онлайн-формат обучения. Это говорит о том, что часть выдаваемой информацией будет осваиваться посредством любой компьютерной техники.

• А во-вторых, общество в принципе стает максимально информатизированным. А из этого вытекает такое следствие, как многозадачность. Именно с ней сталкивается ребенок, который одновременно в гаджете пытается решить сразу несколько задач - прочитать текст, перелистнуть страницу, постараться не отвлекаться на другую информацию, которая может всплывать на экране, а также ощущает необходимость сужать поле зрения, что не является физиологически корректным для человека.

В связи с тем, что ребенок анализирует только один элемент, который попадает в поле его зрения, он чувствует преобладание только одного фактора в восприятии. В этом случае тяжело проходит процесс абстрагирования, проведение обобщения, возможности составить полномасштабный или узкоспециализированный анализ. Так и формируется клиповое мышление, при котором ребенок или уже повзрослевший человек «обеднено» понимает текст, с трудом делает необходимые выводы, не может полноценно интерпретировать фразы, особенно если они носят скрытый или переносной смысл.

Но допустить это - значит получить поколение, которое будет интеллектуально более бедным, чем их предшественники. И все это несмотря на действительно широкие возможности, которые дает человеку цифровой информационный мир [5, С. 100]. Поэтому, чтобы не допустить такого порядка развития вещей, требуется пересматривать подход к процессу образования, вносить в него своевременные коррективы и базироваться на позитивных его сторонах. Учитывая выше представленные минусы, стоит упомянуть, что нивелировать клиповое мышление, невозможность сконцентрироваться на сути и выделить главное можно, при помощи следующих психологических и педагогических техник:

• Используя дивергентные карты. С их помощью можно графически сопровождать мыслительный процесс, активизируя работу правового полушария. Это отлично подходит для того, чтобы мыслительный процесс приобрел более творческий и образный характер.

• Прибегая к формированию случайных ассоциаций. Они позволят ребенку научиться переносить и проектировать смысл прочитанного на ежедневные ситуации и собственную жизнь. Это расширяет круг понятий, знаний, ключевых событий. А также дает возможность учиться сопереживанию. Помимо этого такая методика позитивно влияет на речевое развитие. Ведь именно при клиповом мышлении обучающиеся заменяют словесное выражение своих эмоций, пожеланий и впечатлений - символами, схемами и рисунками.

• Используя методы синектики, инверсии.

• Регулярно выстраивая аналогии внешних форм и отношений между анализируемыми объектами.

Также устранить недостаток понимания информации может принцип углубленного опроса, который базируется не на главном, а учитывает, наоборот, ряд нюансов и тонких моментов, которые «не лежат на поверхности». Конечно, понимая тот уровень нагрузки, который возлагается на одного педагога, ведущего свою деятельность в достаточно укомплектованных классах, добиться этого весьма проблематично, так как опросить каждого и понять, насколько он глубоко проник в смысл прочитанного невозможно. И одновременно с этим привлечь к этому процессу родителей - не всегда актуально и эффективно, в силу личной заинтересованности и невозможности оценить их способность к осознанию этой проблемы. Поэтому оказать помощь смогут все те же тестирования, но проводимые более неординарным способом и нацеленные не на выявление понимания усвоенного материала, а вынуждающие обучающегося проникать глубоко в суть проблематики.

Исходя из этого, проблему клипового мышления можно представить себе такой укрупненной схемой, в которой одновременно с негативными параметрами представлены и пути устранения недостатков такого усвоения информации.

Рисунок 1. Схема проблематики, вызванной интенсивным влиянием цифровой среды на развитие младших

школьников

Исходя из представленной схемы, достаточно легко понять, насколько интенсивным и разрушительным может быть итог бесконтрольного использования различных видов гаджетов, как с развлекательными целями, так и для обучения. Поэтому, важно не только нормировать время, которое проводит ребенок за средствами цифровой информации, но и нивелировать их негативные влияния на уровень его развития, как в физическом, так и эмоциональном и интеллектуальном планах.

Помимо этого, не стоит забывать и о роли родителей, которые формируют отношение ребенка к окружающей действительности и могут влиять на него в большей степени, чем даже педагог [2, С. 25]. В этом плане педагогическая работа заключается в регулярных просветительских и профилактических беседах с родителями обучающихся.

Выводы. Благодаря теоретическим, экспериментальным оценкам и исследованиям, которые были проведены в контексте данной проблемы, удалось выявить механизмы, которые формируются в когнитивных процессах детей под влиянием цифровой среды. А их глубокое понимание и осознание дает ключ к тому, как можно использовать это с максимальной эффективностью, не допустив негативного влияния.

Перестраивая процесс учебы, педагоги смогут решить эту проблему, с которой столкнулось общество совсем недавно. Применяя новые методики и подходы, необходимо скорректировать психическое, социальное и физическое развитие подрастающего поколения. Не допустить уменьшения уровня его работоспособности и степени развития когнитивных способностей. Но при этом важно и участие родителей, которые помогут отследить информационную гигиену обучающегося.

Но, важную роль может сыграть и государство, которое на законодательном уровне, при формировании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) заложит в них определенные требования к оптимизации окружающей информационной среды и при этом создаст благополучные условия для применения новых методик в обучении. Здесь также нельзя упускать из внимания взаимовыгодное сотрудничество педагогов, нейробиологов, врачей гигиенистов.

Все это в совокупности даст возможность наряду с повышенной усвояемостью нового материала, углубить понятийный аппарат, аналитические и синтетические способности, а также не позволит формирующейся личности быть оторванной от общества и общечеловеческих и гуманистических ценностей.

Литература:

1. Богомолова, Е.С. Влияние цифровой среды на умственную работоспособность и мышление учащихся / Е.С. Богомолова, К.А. Лангуев, Н.В. Котова, Е.В. Лангуева // Наука и школа. - 2022. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-tsifrovoy-sredy-na-umstvennuyu-rabotosposobnost-i-myshlenie-uchaschihsya (дата обращения: 19.07.2022).

2. Буданцова, А.А. Современный ребенок: новый тип сознания. Актуальные проблемы педагогики / А.А. Буданцова // Вестн. Московского гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 21-28.

3. Горбачева, А.Г. Человеческий интеллект: возможные изменения под влиянием информационных технологий и высокотехнологичных устройств / А.Г. Горбачева // Идеи и идеалы. - 2014. - №1 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-intellekt-vozmozhnye-izmeneniya-pod-vliyaniem-informatsionnyh-tehnologiy-i-vysokotehnologichnyh-ustroystv (дата обращения: 20.07.2022).

4. Дегтярев, С.Н. Дивергентная карта: развивающие и диагностические возможности / С.Н. Дегтярев // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №2. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/divergentnaya-karta-razvivayuschie-i-diagnosticheskie-vozmozhnosti (дата обращения: 20.07.2022).

5. Ломбина, Т.Н. Проблемы чтения в новой цифровой реальности / Т.Н. Ломбина, В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 97-110.

6. Лукьянец, Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей / Г.Н. Лукьянец, Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, М.С. Шибалова // Новые исследования. - 2019. - № 1 (57). - С. 25-35.

7. Смирнова, С.И. Зрительное восприятие как психофизиологическая основа объекта текста типа «описание» / С.И. Смирнова // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2019. - №4. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/zritelnoe-vospriyatie-kak-psihofiziologicheskaya-osnova-obekta-teksta-tipa-opisanie (дата обращения: 20.07.2022).

8. Ткачук, Е.А. Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «фундаментального цивилизационного сдвига» / Е.А. Ткачук // «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» - Междунар. информ.-аналит. журн. - 2014. - № 1. - С. 290-300. - URL: http://ce.ifmstuca.ru/wp-content/uploads/2014/03/tkachuk.pdf (дата обращения: 28.08.2021).

9. Nyiri, K. The mobile telephone as a return to unalienated communication / K. Nyiri // Knowledge, Technology & Policy. -2006. - Vol. 19. - №. 1. - P. 54-61.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры педагогики Виситаева Ирсана Зайндыевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Противоречивость и непостоянство современного мира ставит молодых людей в ситуацию необходимости развития личностных ресурсов и стремлению к достижению успеха в учебной и общественной деятельности. Понятно, что успешность каждого человека определяется его психофизиологическими особенностями и системой взаимоотношений, выстраиваемых им в обществе. Для достижения успеха человек должен обладать такими качествами как целеустремленность, упорство, активность, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в команде, отстаивать собственную точку зрения. Категория «успешность» ассоциируется со сферой управления и бизнеса, что дает о ней представление как сугубо экономического понятия. Однако сегодня к успешности стремится каждый человек, осмысливающий трансформации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. В контексте рассматриваемой нами темы учить быть успешным может только успешный человек, поэтому, на наш взгляд, формирование данного феномена важно и нужно для будущих учителей.

Ключевые слова: будущий учитель, социальная успешность, критерии и показатели.

Annotation. The inconsistency and impermanence of the modern world puts young people in a situation of the need to develop personal resources and the desire to achieve success in educational and social activities. It is clear that the success of each person is determined by his psychophysiological characteristics and the system of relationships he builds in society. To achieve success, a person must have such qualities as purposefulness, perseverance, activity, diligence, communication skills, the ability to work in a team, defend their own point of view. The category of "success" is associated with the sphere of management and business, which gives an idea of it as a purely economic concept. However, today every person who comprehends the transformations taking place in all spheres of life strives for success. In the context of the topic we are considering, only a successful person can teach to be successful, therefore, in our opinion, the formation of this phenomenon is important and necessary for future teachers.

Key words: future teacher, social success, criteria and indicators.

Введение. В российском обществе, к сожалению, устойчив стереотип восприятия учителя как человека, несущего свой крест, уставшего от работы и жизни, неоцененного по достоинству. На самом деле ситуация сегодня совершенно другая. Достаточно сказать о мотивационных программах поддержки педагогов в разных регионах России: различные конкурсы «Учитель года», «Молодой педагог», программы «Земский учитель» и др., развивающие потребность успеха у учителей. Успех связан не только с материальным благополучием, достижениями личности во внешнем мире, карьерой, известностью, здесь важно понимать, как человек воспринимает это состояние. Какие условия создаются в семье, в школе, в вузе для того, чтобы личность осмысленно стремилась к успешности и правильно умела расставлять приоритеты и ценности.

Следует отметить, что категории «успех» и «успешность» рассматриваются на стыке философии, психологии и социологии. Такой междисциплинарный подход позволяет характеризовать успех как жиз ненную траекторию каждого человека. Личность ставит цель собственной деятельности, направленной на достижение чего-либо, что в конечном счете приводит к результату, к определенным материальным либо духовным благам [1].

Изложение основного материала статьи. Рефлексия научных трудов известных ученых - философов, психологов позволяет утверждать, что успех каждого человека обуславливается личностными особенностями, как, например, активность. Так, Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Г.В. Гегель, Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская связывали успех с деятельностью человека, выра жающейся через акт творения либо достижения определенного уровня. Справедливо утверждение [4] о том, что для достижения успеха, определяющими являются мотив достижения успеха и установка на успешность. Они могут формироваться постепенно, например, таким социальным институтом как образовательный. В работе [6] выделены социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности. К которым отнесены: уровень образованности; характеристики мышления; высокий уровень развития саморегуляции, самоконтроля и стрессоустойчивости; коммуникативные компетенции и навыки эффективного межличностного взаимодействия; непротиворечивая «Я-концепция»; высокое самоуважение; развитые волевые и личностные качества, такие как: активность и мобильность, настойчивость и целеустремлённость, направленность на результат, стремление к повышению профессионализма.

Согласно мнению Ф.О. Семеновой [6] жизненная успешность может быть рассмотрена как совокупность реальных достижений за сравнительно короткий период (1-3 года), значимость которых соизмерима с социальными стандартами успешного человека и может быть оценена и суммирована другими людьми; совокупность реальных достижений за какой-то достаточно протяженный период жизни (около 5 лет), значимость которых оценивает и соизмеряет с жизненной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.