Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье проанализировано понятие маркетинговой компетентности, рассмотрен перечень умений и навыков, необходимых для молодых специалистов по окончанию вуза. Развитие рынка образовательных услуг, реализация маркетинговых методик предполагают учет таких факторов, как потребность в образовательных услугах, новейшие достижения в области науки, использование эффективных методов, программ обучения, мобильность обучения, что позволяет быстро менять характер обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF FORMATION OF MARKETING COMPETENCE OF A UNIVERSITY STUDENT

The article analyzes the concept of marketing competence, considers the list of skills and abilities necessary for young professionals upon graduation. The development of the educational services market, the implementation of marketing techniques involve taking into account factors such as the need for educational services, the latest achievements in science, the use of effective methods, training programs, mobility of training, which allows you to quickly change the nature of training.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА»

4. Конюхова, Т.В. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2009. -Т. 314. - №. 6.

5. Мусханова, И.В. Этнопсихологические особенности развития личности в чеченской семье / И.В. Мусханова // Вестник Академии наук Чеченской Республики. - 2015. - № 3 (28). - С. 121-124

6. Семенова, Ф.О. Социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности / Ф.О. Семенова // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2018. - №. 10. - С. 98-104.

7. Razinkina, E. Education quality as a factor of modern student's social success / E. Razinkina, L. Pankova, E. Pozdeeva, L. Evseeva, A. Tanova // В сборнике: E3S Web of Conferences. - Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. - 2020. - С. 12008.

8. Safin, R.S. Innovative entrepreneurship in education: a new look in the students training content and existing problems / R.S. Safin, A.R. Shaidullina, R.A. Alikhanova, I.V. Muskhanova, T.V. Yusupkhadzhieva, L.A. Dzhamalkhanova, F.V. Mezhidova, V.M. Nigmetzyanova, L.G. Akhmetov // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 51-56.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

ВУЗА

Аннотация. В статье проанализировано понятие маркетинговой компетентности, рассмотрен перечень умений и навыков, необходимых для молодых специалистов по окончанию вуза. Развитие рынка образовательных услуг, реализация маркетинговых методик предполагают учет таких факторов, как потребность в образовательных услугах, новейшие достижения в области науки, использование эффективных методов, программ обучения, мобильность обучения, что позволяет быстро менять характер обучения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, маркетинговая компетентность.

Annotation. The article analyzes the concept of marketing competence, considers the list of skills and abilities necessary for young professionals upon graduation. The development of the educational services market, the implementation of marketing techniques involve taking into account factors such as the need for educational services, the latest achievements in science, the use of effective methods, training programs, mobility of training, which allows you to quickly change the nature of training.

Key words: competitiveness, education, marketing competence.

Введение. В конкурентной среде современного этапа нашего экономического развития все хозяйствующие субъекты книжного рынка поставлены перед вопросом выбора наиболее эффективных методов и средств ведения цивилизованного и прибыльного бизнеса. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой проблемы является интеграция и использование маркетинговых коммуникаций в книгоиздательской отрасли. Изучение существующих систем маркетинговых коммуникаций позволит книгоиздательским организациям определить наиболее перспективные пути повышения эффективности использования собственных маркетинговых программ и, следовательно, повышения эффективности производственной, экономической и финансовой деятельности. В этой связи существующая структура исследований и маркетинговых коммуникаций, планируемых, реализуемых, управляемых и контролируемых высококвалифицированными выпускниками, особенно важна для книгоиздательских предприятий, работающих на рынках печатных и электронных изданий.

Изложение основного материала статьи. Современная система высшего профессионального образования основной задачей считает подготовку такого специалиста, который должен уметь мобилизовать личностный потенциал для решения профессиональных задач. Выпускники высшего учебного заведения должны обладать навыками изучения рыночных условий, определения своих жизненных приоритетов и уметь конкурентоспособно позиционировать себя на рынке труда. Поэтому существует явная необходимость перехода высшего образования на новый качественный уровень, так как высшее образование определяет вопрос удовлетворения потребностей рынка труда и формирования у студентов маркетинговых навыков. Поэтому мы считаем, что формирование профессиональных маркетинговых навыков будет способствовать личностному росту студентов и совершенствованию процесса обучения в университете [3].

Современные предприятия и компании любой отрасли предъявляют особые требования к специалистам с целью формирования высококвалифицированного сотрудника, способного мобилизовать индивидуальный потенциал для решения профессиональных задач. В связи с этим актуализируется проблема формирования маркетинговой способности студентов высшего учебного заведения, которая способствует изучению, формированию и удовлетворению потребностей индивидуального дифференцированного образования.

В контексте формирования маркетинговых способностей студентов в образовательном процессе вуза целью профессиональной деятельности педагога является содействие осознанному и целенаправленному выполнению студентами маркетинговых образовательных действий, проведение маркетинговых исследований, разработка маркетинговых стратегий, реализация маркетинговых коммуникаций, с позиции ценностной мотивации, спроса и саморегулирующейся маркетинговой деятельностью.

В процессе формирования маркетинговых способностей студентов ВУЗа субъект деятельности вступает во взаимодействие взаимного влияния, что обеспечивает единство совместного действия и взаимоотношений между маркетинговой организацией и ее участниками-исполнителями. В этих условиях раскрываются способности студентов, их опыт, внутренние ресурсы и педагогические навыки преподавателей. Результатом взаимодействия в маркетинговой и преподавательской деятельности является сотрудничество [6].

Формирование маркетинговой компетентности студентов ВУЗа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Реализация мотивации студентов к формированию маркетинговой компетентности.

2. Направленность образовательного процесса вуза, систематизирующая маркетинговые знания студента.

3. Получение субъективного опыта студентом в ходе маркетинговой кампании. Именно в маркетинговой кампании формируются и успешно реализуются маркетинговые способности студента [3].

Профессиональные способности студентов можно считать особым фактором современного социокультурного образовательного пространства. Этот фактор напрямую влияет на формирование профессиональных способностей студентов. При этом необходимо учитывать, что процесс формирования профессиональной компетентности происходит на теоретическом, методологическом и практическом уровнях. Взаимосвязь между этими уровнями прослеживается в степени готовности студентов к профессиональной и практической деятельности.

Социально-экономические и информационные условия социального развития также способствуют изменению отношения к знаниям и переходу от знаний, навыков и компетенций к управлению знаниями, которые трансформируются в компетенции. Эти условия также влияют на характер профессиональной деятельности, требуя не только профессиональной мобильности и гибкости, но и устойчивого повышения уровня маркетинговых возможностей [12].

В современных социально-экономических условиях также возрос интерес студентов к маркетинговой компетентности. В целом процесс формирования маркетинговой компетентности можно рассматривать как целенаправленное изменение содержания в рамках существующего направления всего образовательного пространства.

Формированию маркетинговой компетентности в российской системе высшего образования не уделяется того внимания, которого оно заслуживает, и не учитывается, что будущим специалистам придется искать работу и реализовывать в своей профессиональной деятельности профессиональные навыки и способности, приобретенные в высшем образовании, в условиях конкуренции между специалистами. Это означает необходимость создания комплексной системы обучения с учетом данного фактора, создания определенных педагогических условий для формирования маркетинговой компетентности в рамках всей системы образования.

Маркетинговые навыки студентов можно рассматривать как целостность системы личностных и профессиональных качеств, способствующих повышению конкурентоспособности после окончания вуза. Способности студентов в области маркетинга включают в себя основные аспекты методов маркетинга для формирования и развития квалифицированной специальности в конкретной области деятельности.

Процесс формирования компетенций студентов ВУЗа в настоящее время рассматривается в двух направлениях: как автономная, самостоятельная задача и как один из способов решения других, более общих проблем, особенно вопроса качественного образования студентов вузов.

И.В. Кравец отмечает, что компетентностный подход не является новым направлением для российской системы образования и большинства европейских стран, что абсолютно правильно: определенные элементы компетентностного подхода так или иначе учитываются в системе управления качеством обучения и в профессиональной подготовке персонала [10].

В диссертационном исследовании О.И. Киселева отмечает, что на формирование маркетинговой компетентности студентов влияют не только педагогические условия профессиональной подготовки, но и соблюдение внешних и внутренних условий обучения [9]. При этом Е.С. Гричановска.я указывает, что при формировании способностей студентов необходимо уделять особое внимание развитию и самореализации мотивационно-ценностного поля, которое направлено не только на повышение статуса личности, но и на создание условий для реализации и развития когнитивного поля путем организации практических курсов [4].

При формировании маркетинговой компетентности студентов необходимо учитывать внешние условия, такие как создание гибкой системы управления университетом с учетом социально-экономических и социокультурных изменений в обществе. Особенно важным в формировании маркетинговой компетентности является создание организационно-педагогических условий с учетом способов и методов, при которых преподавательский состав должен не только обладать маркетинговым мышлением, современными технологиями в области маркетинга, но и должен передавать студентам теоретические знания и практический опыт. При создании педагогических условий формирования маркетинговой компетентности особое значение имеет целостность и непрерывность социально-экономической подготовки студентов на всех этапах теоретической и практической подготовки.

Е.А. Ганаева выделяет следующие педагогические условия эффективного формирования маркетинговой компетентности студентов: мотивационная актуальность формирования маркетинговой компетентности студентов, т.е. актуальность структуры и старой, и новой информации; субъективный опыт студентов, формируемый студентами, максимизирующий их включение в процесс развития маркетинговой компетентности в практической деятельности [3].

педагогические условия формирования маркетинговой компетентности студентов ВУЗа будут основываться на организации содержания и структуры образовательного процесса, состоящего из четырех этапов:

1. Адаптивно-информационный этап, целью которого является дать возможность студентам в процессе обучения понять основы маркетинга, навыки маркетинга, с целью дальнейшего применения профессиональных и практических навыков после окончания учебы.

2. Содержательный этап основан на общих учебных и специальных способностях, которые помогают сформировать маркетинговые навыки у студентов.

3. Деятельностный этап характеризуется умением применять практическую маркетингово-ориентированную деятельность в профессиональной деятельности.

4. На эффективном этапе отражается и обобщается формирование маркетинговых способностей студентов, готовность использовать знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, а также способность продемонстрировать эти навыки потенциальным работодателям.

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что одной из основных задач профессиональной подготовки студентов является формирование конкурентоспособного специалиста. Однако при условии, если система образования ориентирована на практические результаты и отвечает основным условиям обучения, формирующим маркетинговые способности студентов.

Внедрение маркетинга в сфере образования может оказать положительное влияние на специалистов сферы образования и потребителей их продукции. Развитие рынка образовательных услуг поставило проблему определения аспектов формирования маркетинга образования и маркетинговых исследований в сфере образования. Реализация маркетинговых методик предполагает учет таких факторов, как потребность в образовательных услугах, новейшие достижения в области науки, использование эффективных методов, методик и программ обучения, мобильность обучения, что позволяет быстро менять характер обучения.

Литература:

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. - 114 с.

2. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод, пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИП-КРО, 2017. - 120 с.

3. Ганаева, Е.А. Характеристика системы формирования маркетинговой компетенции студента вуза / Е.А. Ганаева, И.В. Кравец // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 7. - С. 320-327.

4. Гричановская, Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза: на примере специальностей 080103 - Национальная экономика, 080111 - Маркетинг: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Комсомольск-на-Амуре, 2012. - 220 с.

5. Донина, И.А. Маркетинговая компетентность как критерий профессионализма в сфере образования / И.А. Донина, Т.Г. Ширина // Фундаментальные исслед. - 2019. - № 5-4. - С. 844-848.

6. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. - Армавир, 2012. - 19 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя; Моск. исслед. центр подготовки специалистов. - М., 2018. - 40 с.

8. Кагакина, Е.А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза / Е.А. Кагакина, Т.А. Чекалина // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 4-1. - С. 105-108.

9. Киселева, О.И. Профессиональная подготовка студентов к педагогическому маркетингу в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. - 182 с.

10. Кравец, И.В. Содержание и структура маркетинговой компетентности студента / И.В. Кравец // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 13. - С. 57-63.

11. Слаутина, Н.М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2016. - 167 с.

12. Чекалина, Т.А. Синергетические основания формирования компетенций студентов вузов в процессе обучения / Т.А. Чекалина, Е.А. Кагакина, О.В. Устимова // European Social Science Journal. - 2019. - № 13(16). - С. 143-150.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Безносюк Екатерина Владимировна Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и правоведения Ивлева Яна Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ВЫЗОВЫ

ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы развития профессиональной подготовки будущих педагогов в Республике Крым в условиях внешних кризисных явлений. Проведена оценка стратегий выхода из образовательного кризиса регионов, в которых происходили военные операции, повлекшие существенные регрессионные изменения в образовательной политике региона. Проанализированы последствия антироссийских санкций для сферы профессиональной подготовки будущих педагогов, а также выдвинуты предложения по выходу из образовательного кризиса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, военная операция, кризис, антироссийские санкции, профессиональное образование в Республике Крым.

Annotation. The article presents an analysis of the problem of developing the professional training of future teachers in the Republic of Crimea in the context of external crisis phenomena. An assessment was made of the strategies for overcoming the educational crisis in the regions in which military operations took place, which led to significant regressive changes in the educational policy of the region. The consequences of anti-Russian sanctions for the sphere of professional training of future teachers are analyzed, and proposals are put forward to overcome the educational crisis.

Key words: professional training, future teachers, military operation, crisis, anti-Russian sanctions, vocational education in the Republic of Crimea.

Введение. В образовании Республики Крым в последнее десятилетие XXI века наблюдаются радикальные преобразования, которые связаны: с возвращением в Российскую систему образования после «украинского» безинвестиционного обучения; масштабным освоением педагогами и обучающими дистанционных форм обучения в условиях пандемии COVID-19 и ожидаемыми последствиями санкционного давления «коллективного Запада» во главе с США на образовательный процесс после начала специальной военной операции в Украине.

Для того чтобы педагогическое образование Крыма по-настоящему эффективно адаптировалось к меняющимся условиям, необходимо его постоянное обновление с учетом накопленного собственного потенциала и актуальных тенденций развития образования Российской Федерации в гражданско-патриотическом и социально-экономическом контекстах. Закономерно, что чрезвычайно важным становится профессиональная подготовка высококвалифицированных учителей, мотивированных к работе и патриотично настроенных.

Исследованию вопросов реформирования образования в условиях кризисных явлений посвящен ряд исследований, среди которых интересными и фундаментальными в контексте исследования представляется авторский научный обзор проблематики опыта системного программирования педагогического образования в Республике Крым А.В. Глузмана, Н.А. Глузман, Н.В. Горбуновой, Л.И. Редькиной [3]; концепция создания высшего учебного заведения в Крыму обоснована

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.