Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / КРИЗИС / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна, Безносюк Екатерина Владимировна, Ивлева Яна Анатольевна

В статье представлен анализ проблемы развития профессиональной подготовки будущих педагогов в Республике Крым в условиях внешних кризисных явлений. Проведена оценка стратегий выхода из образовательного кризиса регионов, в которых происходили военные операции, повлекшие существенные регрессионные изменения в образовательной политике региона. Проанализированы последствия антироссийских санкций для сферы профессиональной подготовки будущих педагогов, а также выдвинуты предложения по выходу из образовательного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна, Безносюк Екатерина Владимировна, Ивлева Яна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: CHALLENGES OF THE TIME

The article presents an analysis of the problem of developing the professional training of future teachers in the Republic of Crimea in the context of external crisis phenomena. An assessment was made of the strategies for overcoming the educational crisis in the regions in which military operations took place, which led to significant regressive changes in the educational policy of the region. The consequences of anti-Russian sanctions for the sphere of professional training of future teachers are analyzed, and proposals are put forward to overcome the educational crisis.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

2. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод, пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИП-КРО, 2017. - 120 с.

3. Ганаева, Е.А. Характеристика системы формирования маркетинговой компетенции студента вуза / Е.А. Ганаева, И.В. Кравец // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 7. - С. 320-327.

4. Гричановская, Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза: на примере специальностей 080103 - Национальная экономика, 080111 - Маркетинг: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Комсомольск-на-Амуре, 2012. - 220 с.

5. Донина, И.А. Маркетинговая компетентность как критерий профессионализма в сфере образования / И.А. Донина, Т.Г. Ширина // Фундаментальные исслед. - 2019. - № 5-4. - С. 844-848.

6. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. - Армавир, 2012. - 19 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя; Моск. исслед. центр подготовки специалистов. - М., 2018. - 40 с.

8. Кагакина, Е.А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза / Е.А. Кагакина, Т.А. Чекалина // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 4-1. - С. 105-108.

9. Киселева, О.И. Профессиональная подготовка студентов к педагогическому маркетингу в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. - 182 с.

10. Кравец, И.В. Содержание и структура маркетинговой компетентности студента / И.В. Кравец // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 13. - С. 57-63.

11. Слаутина, Н.М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2016. - 167 с.

12. Чекалина, Т.А. Синергетические основания формирования компетенций студентов вузов в процессе обучения / Т.А. Чекалина, Е.А. Кагакина, О.В. Устимова // European Social Science Journal. - 2019. - № 13(16). - С. 143-150.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Безносюк Екатерина Владимировна Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и правоведения Ивлева Яна Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ВЫЗОВЫ

ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы развития профессиональной подготовки будущих педагогов в Республике Крым в условиях внешних кризисных явлений. Проведена оценка стратегий выхода из образовательного кризиса регионов, в которых происходили военные операции, повлекшие существенные регрессионные изменения в образовательной политике региона. Проанализированы последствия антироссийских санкций для сферы профессиональной подготовки будущих педагогов, а также выдвинуты предложения по выходу из образовательного кризиса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, военная операция, кризис, антироссийские санкции, профессиональное образование в Республике Крым.

Annotation. The article presents an analysis of the problem of developing the professional training of future teachers in the Republic of Crimea in the context of external crisis phenomena. An assessment was made of the strategies for overcoming the educational crisis in the regions in which military operations took place, which led to significant regressive changes in the educational policy of the region. The consequences of anti-Russian sanctions for the sphere of professional training of future teachers are analyzed, and proposals are put forward to overcome the educational crisis.

Key words: professional training, future teachers, military operation, crisis, anti-Russian sanctions, vocational education in the Republic of Crimea.

Введение. В образовании Республики Крым в последнее десятилетие XXI века наблюдаются радикальные преобразования, которые связаны: с возвращением в Российскую систему образования после «украинского» безинвестиционного обучения; масштабным освоением педагогами и обучающими дистанционных форм обучения в условиях пандемии COVID-19 и ожидаемыми последствиями санкционного давления «коллективного Запада» во главе с США на образовательный процесс после начала специальной военной операции в Украине.

Для того чтобы педагогическое образование Крыма по-настоящему эффективно адаптировалось к меняющимся условиям, необходимо его постоянное обновление с учетом накопленного собственного потенциала и актуальных тенденций развития образования Российской Федерации в гражданско-патриотическом и социально-экономическом контекстах. Закономерно, что чрезвычайно важным становится профессиональная подготовка высококвалифицированных учителей, мотивированных к работе и патриотично настроенных.

Исследованию вопросов реформирования образования в условиях кризисных явлений посвящен ряд исследований, среди которых интересными и фундаментальными в контексте исследования представляется авторский научный обзор проблематики опыта системного программирования педагогического образования в Республике Крым А.В. Глузмана, Н.А. Глузман, Н.В. Горбуновой, Л.И. Редькиной [3]; концепция создания высшего учебного заведения в Крыму обоснована

в исследовании Т.В. Шушары [14]; фундаментальный анализ проблемы поиска новой парадигмы образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в условиях кризиса представлен в работе Е.В. Бодровой, А.А. Данилова [2], И.М. Ильинского [8].

Целью статьи является всесторонний анализ проблематики развития профессионального педагогического образования в периоды внешних кризисных явлений включая ретроспективный анализ основных тенденций в изучаемой сфере на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Актуальность исследования проблемы профессионального педагогического образования в Республике Крым обусловлена современными реалиями, среди которых масштабным событием является проведение военной операции Российской Федерации по денацификации и демилитаризации на территории Украины и связанными с этим антироссийскими санкциями, отразившимися в том числе на сфере профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. С целью всестороннего анализа проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров с опорой на патриотический базис следует обратиться к ретроспективному анализу развития данного вопроса в Республике Крым. Заметим, что становление профессиональной педагогической подготовки пришлось на конец XVIII в., когда полуостров был присоединен к Российской империи. Однако зарождение подготовки учителей началось еще в древние времена, когда Крым населяли греки, армяне, генуэзцы, крымские татары, караимы, которые имели сеть начальных школ, через которые сохраняли свои религиозные и воспитательные традиции. Для работы в этих школах привлекались наиболее знающие и авторитетные религиозные наставники, с которых, как правило, и начиналась специальная педагогическая подготовка. Закономерно, что в христианских, исламских, иудейских учебных заведениях основной акцент делался на религиозном просвещении и характеристике, соответствующей ему картины мира.

С присоединением Крыма в 1783 г. к Российской империи началась длительная интеграция жизни населения во все сферы жизни государства, в том числе и в образовательную среду. Чрезвычайно актуальной задачей стала подготовка педагогических кадров, которые могли бы решать проблемы обучения и воспитания молодого поколения в регионе, владея русским языком. Необходимой стала и задача открытия в Таврической губернии государственных учебных заведений, укомплектованных педагогическими кадрами (как правило, православного исповедания, способными решать государственно-патриотические и воспитательные задачи).

В контексте становления системы профессионального педагогического образования важно учитывать социокультурные особенности региона и чрезвычайно пестрый этноконфессиональный состав населения. Данное обстоятельство сказалось на многообразии систем и традиций национального образования. Так, свои особенности имели сохранявшиеся при империи крымскотатарские национальные школы, включавшие, среди прочего, изучение родного языка и основ ислама; национальные школы армян, немцев и болгар, использовавшие национальные языки для преподавания и привлекавшие к учительскому труду наиболее просвещенных членов своих общин, и др. Наиболее сложным, по мнению Я.А. Ивлевой, было положение крымских евреев, которые стали селиться по полуострове в рамках черты оседлости: их обучение имело некоторые ограничения, однако и в таких условиях они имели возможность развивать национальное образование [7, С. 61-66]. В целом, система начальных школ разных национальных групп была очень разношерстной и не содержала единой основы. Так, к примеру, в школах немецких колонистов обучали и католиков, и протестантов, причем зачастую в одних и тех же учебных заведениях, фрагментарно вникая в особенности веры.

Следует отметить, что власть активно развивала систему профессиональной подготовки, регулируя вопросы ее законодательного обеспечения и управления образованием, его материально-экономической основы. Необходимо также отметить стремление власти наладить межнациональный диалог в сфере образования.

Таким образом, очевидно, что основной акцент в профессионализации педагогов данного исторического отрезка был сделан на развитии системы педагогической подготовки государственных школ и образовании национальных меньшинств Крыма. Многонациональность Крыма является важной отличительной особенностью региона, в рамках которой следует также отметить, что в XIX в. широкое распространение получило педагогическое образование представителей разных народов Крыма: подготовка учителей церковно-приходских учреждений русских, медресе и мектебе крымских татар как наиболее многочисленных групп населения, а также развитие педагогического образования немецких, болгарских, греческих, армянских и других общин Крыма [4; 5].

Воспитательная политика крымского региона строится на нормативно-правовом аспекте, в рамках которого следует уделить внимание рассмотрению основных положений Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым (утверждена Указом главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У) в соответствии с которой «...первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности.». Данное требование к воспитательному процессу ставит в качестве первоочередной задачи перед педагогами учет своеобразия культур народов Крыма для формирования у несовершеннолетних национального самосознания и базиса личностной культуры, приобщения воспитанников и обучающихся к общечеловеческим ценностям, а также развития навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам и народностям [13].

Актуальна сегодня авторская концепция патриотического воспитания В. А. Романова, которая заслуживает изучения и творческого использования [10-12]. По глубокому убеждению ученого, для того, чтобы воспитать у нашей молодежи крепкую волю и стойкость характера, нужно прежде всего привить им стремление к высокой цели (идее), которая бы объединяла весь русский народ, а такой целью является благо и счастье нашей великой Родины - России [11].

В условиях проведения специальной военной операции в Украине образовательная отрасль Республики Крым неизбежно столкнется с проблемами в области профессиональной подготовки педагогических кадров абсолютно новой формации, способных адекватно учитывать сложную геополитическую ситуацию в России и мире в целом. Это потребует пересмотра всего содержания образования и воспитательных технологий, учитывающих духовно-нравственные, идеологические, национально-патриотические аспекты.

В связи с этим есть смысл обратиться к опыту стран и регионов, где происходили похожие исторические события, связанные с проведением военный операций. Так, в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Приднестровской Молдавской Республике очевидны тенденции разрыва с традициями обучения на территориях, к которым они раньше относились, и модернизация образовательной системы по образцу тех стран, к которым они тяготеют. В ДНР и ЛНР были успешно заимствовали элементы российской системы образования, а ПМР продемонстрировала сохранение образовательной сети республики при открытии молдавских, русских и украинских школ с соответствующим содержанием образования. Также на территории ДНР и ЛНР функционируют общеобразовательные организации и высшие образовательные организации. Самым главным аспектом в формировании образования в данных республиках является переориентация образовательной политики к российскому стандарту образования. Подтверждением данного тезиса выступает принятый в ДНР закон «Об образовании в Донецкой народной республике», разработанный и утвержденный с опорой на Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Реформирование нормативного поля коснулось не только сферы общеобразовательных учреждений, но и высших учебных заведений. Так,

модернизация системы профессиональной подготовки основывалось на приказе Министерства образования и науки России № 554 от 19 мая 2014 г., который был издан для интеграции образовательных организаций, реализующих программу высшего образования Республики Крым в российское образовательное пространство [1].

Процесс реформирования и возрождения образовательного процесса в Донецкой Народной Республике описан в исследовании Е.В. Балко и Я.В. Поляковой [1]. Авторами проанализировано состояние национальной системы непрерывного педагогического образования, цели, задачи и принципы его развития в Республике, а также стратегические направления развития национальной системы непрерывного педагогического образования. По мнению авторов, формирование единой Концепции непрерывного педагогического образования в ДНР будет способствовать развитию системности в подготовке педагогов новой формации, способных к творческой реализации профессиональных задач в кризисно-модернизационных условиях [1, С. 13-20].

Анализ развития современной науки и образования в условиях антропологического кризиса рассмотрен в трудах кандидата философских наук Луганского государственного педагогического университета А. А. Звонка, суть которого сводиться к очень драматической фразе: «Конец ХХ - начало XXI века наполнены в общественном мнении темой угрозы» [6, С. 5].

В русле сказанного, стоит вспомнить судьбу образовательной системы послевоенной Сирии. Так, начавшиеся в стране еще в 2011 году антиправительственные протесты привели к значительным разрушениям и кризисам во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования. Гражданская война привела к стремительному регрессу в обучении несовершеннолетних: многие дети были вынуждены пропустить несколько лет обучения, а значительная часть младших школьников, так и не смогла приступить к школьному обучению.

Значительную помощь в вопросах реабилитации образовательного пространства Сирии оказывает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который активно сотрудничает с местными организациями на местах с целью оказания помощи детям. Среди продуктивных сдвигов в этом процессе следует отметить внедрение программы самообразования для несовершеннолетних. Также ЮНИСЕФ оказывает значительную помощь в выпуске и распространении учебных пособий непосредственно на территории Сирии.

Ярким примером интеграции и прогресса в сфере образования можно считать события 2014 года, которые в историческом контексте получили название «Крымская весна». Весной 2014 года в Республике Крым происходил сложный период стремительного перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, что детерминировало возникновение методических сложностей у педагогов в адаптационный период. Но, как известно, движущей силой любого процесса развития является возникающее противоречие. Ситуация активной интеграции в российское образовательное пространство способствовала активизации научных исследований в вопросах профессиональной подготовки будущих учителей с учетом нового уровня знаний педагогики и психологии. Новыми векторами в профессионализации будущих учителей стали ориентиры на формирование компетентности к работе с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением, детьми-беженцами с территорий, на которых происходили военные операции.

Рассмотренные сложности, связанные с адаптацией к трансформированной образовательной системе, способствовали переориентации компетентностных требований к будущим педагогам с акцентом на сформированности у них готовности к развитию духовно-нравственных ценностей Российской Федерации, а также предотвращению любого насилия, особенно в отношении несовершеннолетних [5; 6].

Е.В. Бодрова отмечает, что значительный кризис в образовании связан с информационной революцией, которая в целом стала важной предпосылкой к смене знаниевой парадигмы на компетентностную, которая предполагает ориентацию на личностные качества будущих специалистов. Компетентностная модель подготовки будущих педагогов предполагает развитие личностно-профессиональных качеств обучающихся, творческих способностей и креативности мышления путем внедрения в образовательный процесс гибких и вариативных проектных форм обучения, а также увеличения доли самостоятельной работы при изучении дисциплин профессионального цикла с целью формирования у будущих специалистов потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в условиях непрерывного обучения [2].

В целом образовательная политика высших образовательных организаций ориентирована также на повышение конкурентоспособности выпускников с ориентацией на цифровизацию всех отраслей. Внедрение в образовательный процесс цифровых «сквозных» технологий обучения способствует развитию новых профессиональных отраслей. Так, московским центром управления «Сколково» совместно с агентством стратегических инициатив представлен атлас новых профессий, среди которой в сфере образования следует отметить следующие: разработчик образовательных траекторий, педагог-тьютор, риск-менеджер, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, тренер по майнд-фитнесу и др. Активное развитие новых профессий стало фундаментальным базисом для определения и развития новых векторов в профессионализации педагогических кадров Республики Крым путем совершенствования учебных планов по подготовке педагогических кадров, а также повышения квалификации научно-педагогических работников.

Вышеописанные ориентиры можно справедливо назвать базовой платформой для образовательной революции, которая по мнению профессора И.М. Ильинского выражается в «...переосмыслении самой миссии образования...», под которым автор понимает выработку новых отраслей знаний и создание новых учебных дисциплин, которые не просто заключаются в передаче знаний, а в понимании смыслов, в том числе вызовов и угроз. Следует также отметить еще одну важную в контексте рассматриваемого вопроса мысль автора о том, что «.устойчивое развитие общества может обеспечить устойчивое и инновационное образование, основанное на педагогике понимания...» [8, С. 173-174].

Иллюстрацией предполагаемых И. М. Ильинским «угроз» могут стать современные реалии антироссийских санкций, которые выдвинули перед профессиональной образовательной средой новые испытания, в значительной мере усложняющих вышеописанные направления в развитии профессионально-педагогического образования в Республике Крым, среди которых можно выделить следующие:

- усложняется процесс развития отечественных научных исследований в направлении публикаций в зарубежных рецензируемых изданиях Scopus и Web of Science;

- ограничивается возможность участия в международных проектах, конкурсах, грантах;

- затрудняется внедрение в образовательную практику большого арсенала цифровых технологий обучения, многие из которых, в связи с санкциями, не будут поддерживаться на территории Российской Федерации;

- становится практически невозможным привлечение к сотрудничеству ученых мирового уровня и молодых талантливых исследователей, стажировка российских студентов в зарубежных ведущих университетах;

- необоснованное отчисление российских студентов из зарубежных вузов, что является нарушением международного права в области соблюдения прав человека.

Сложившиеся обстоятельства не являются препятствием для дальнейшего развития профессионально-педагогического образования. Среди вариантов разрешения трудностей, обусловленных введением санкций, возможны следующие

направления:

- развитие отечественной системы научных рецензируемых изданий с усложнением требований к уровню публикуемых материалов;

- усложнение и расширение базы проектных, грантовых, конкурсных возможностей для отечественных исследователей, что будет способствовать совершенствованию развития науки;

- ограничения в сфере применения цифровых технологий можно преодолеть созданием отечественных аналогов цифровых платформ и информационно-коммуникативных инструментов;

- в сфере ограничения возможностей зарубежных стажировок развивать систему внутрироссийского взаимосотрудничества образовательных организаций в вопросах стажировок обучающихся с целью разносторонней профессиональной подготовки будущих специалистов и, соответственно предоставления обучающимся многообразия вариантов для личностного профессионального становления и самосовершенствования в выбранной отрасли. С целью разрешения проблемы образовательного геноцида необходимо в противовес зарубежной антироссийской политике увеличить количество бюджетных мест для обучения иностранных студентов, а также ввести в образовательные организации льготы для зарубежных студентов, которые не желают поддерживать образовательный геноцид иностранных государств.

Высшие образовательные организации мгновенно реагируют на усложняющиеся внешним давлением обстоятельства профессиональной подготовки. Так, в марте 2022 года на официальном сайте Санкт-Петербургского государственного университета появилась информация об инициативе по внесению изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в части предоставления льготных условий для зачисления участников специальной военной операции на Украине без вступительных экзаменов.

Рассмотренный опыт реагирования различных образовательных структур регионов, попавших в ситуацию проведения военных операций, которые повлекли за собой существенный регресс в отрасли образования, позволяют сформулировать общие рекомендации и перспективы преодоления возникший сложностей под влиянием санкций в сфере психолого-педагогического образования.

В сложившихся условиях в отрасли психолого-педагогического образования Республики Крым считаем, что наиболее востребованными станут следующие кадры:

- воспитатели дошкольных образовательных организаций в связи с тем, что вводимые санкции в значительной мере отразятся на экономической составляющей, развитии малого бизнеса, и многие родители будут вынуждены менять квалификацию либо решать иные вопросы в своей трудовой деятельности, для чего им необходимо обеспечить поддержку в области воспитания и присмотра за детьми дошкольного возраста;

- учителя различных направлений с целью поддержания и развития качества образования подрастающего поколения, а также организации и проведения воспитательной работы с целью формирования у несовершеннолетних правильных духовно-нравственных ценностей, гражданских и патриотических качеств;

- педагоги-психологи и социальные педагоги с целью защиты прав несовершеннолетних, а также оказания всесторонней психологической помощи и поддержки всем слоям населения в непростых условиях происходящих исторических событий;

- преподаватели с трансверсальными компетенциями тьюторов, коучей, фасилитаторов, эдвайзеров, тренеров, менторов.

Рассмотренные кадровые перспективы будут способствовать повышению устойчивости образовательной системы, что поможет стране решить «острые» трудности связанные с необходимостью восстановления как самих учреждений образования, так и развитию системы профессиональной подготовки с формированием способности будущих специалистов к эффективному преодолению возможных кризисных явлений.

Выводы. Обобщая вышеизложенное можно говорить о том, что Республика Крым в исторической ретроспективе является регионом, в котором на протяжении длительного времени сохраняются традиции духовно-нравственного воспитания с опорой на многонациональность. Профессиональная подготовка педагогических кадров в Республике Крым неоднократно подвергалась испытаниям под влиянием внешнеэкономических факторов, что в свою очередь стало движущей силой для развития всей образовательной отрасли. Главным вектором в реформировании образовательной сферы является ориентация на повышение конкурентоспособности будущих специалистов, а также развитию умений к интегрированию и проявлению самостоятельности, креативности и критичности мышления в постоянно меняющихся условиях.

Литература:

1. Балко, Е.В. К вопросу формирования концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой Народной Республике / Е.В. Балко, Я.В. Полякова // Вестник Донецкого педагогического института 2017. - № 1 - С. 13-20.

2. Бодрова, Е.В. Кризис системы образования, поиск новой парадигмы образования на рубеже XX - XXI веков / Е.В. Бодрова, С.Б. Никитина // Официальный сайт Московского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения: 15.03.2022 г.)

3. Глузман, А.В. Педагогическое образование в Республике Крым: опыт системного проектирования / А.В. Глузман, Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова, Л.И. Редькина // Гуманитарные науки: [сборник научных трудов]. - 2014. - № 2 (28). -С. 21-25.

4. Глузман, Н.А. Система профессионального образования будущих учителей начальных классов в гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта): становление и развитие / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 53 (2) - С. 49-55.

5. Глузман, Н.А. Исследование в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым / Н.А. Глузман // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. - Т. 1 (67). - № 2. - С. 11-38.

6. Звонок, А.А. Современная наука и образование: антропологический кризис. /А.А. Звонок // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2021. - Т.64 - № 2. - С. 5-9.

7. Ивлева, Я.А. История еврейского населения в Таврической губернии в первой половине XIX века: монография / Я.А. Ивлева. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 148 с.

8. Ильинский, И.М. Образовательная революция / И.М. Ильинский. - М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии: Флинта. - 2002. - С.173-174.

9. Мухоморина, Л.Г. Крымский веночек: региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму / Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова -

Евпатория, 2016. - 22 с.

10. Романов, В.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи как направление взаимодействия образовательных организаций и органов власти / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 272-275.

11. Романов, В.А. Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 279-283.

12. Романов, В.А. Патриотическое воспитание школьников посредством организации театрально-исторического кружка во внеурочное время / А.В. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 164-168.

13. Указ Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым»: [сборник научных трудов] [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/document/show/8747

14. Шушара, Т.В. Опыт создания высшего учебного заведения в Крыму Т.В. Шушара // Гуманитарные науки: [сборник научных трудов]. - 2014. - № 2 (28). - С. 37-41.

Педагогика

УДК 37.011.31

доктор педагогических наук, профессор Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СТРУКТУРА,

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ

Аннотация. В мировой экономике давно назрела необходимость обеспечить тесную и постоянную связь между наукой, образованием и производством, чтобы повысить качество подготовки будущих специалистов и приблизить образовательный процесс к конкретной ситуации производства, результатам исследований и разработок в мировой экономике. Образовательные кластеры широко распространены в мировой экономике и постепенно распространяются и в России для решения данной проблемы. Основной особенностью кластеров является то, что они сосредоточены в определенной области и связаны с определенным местом. Считается, что в будущем кластеры станут важнейшим звеном экономики страны и составят 90% всех исследований и разработок. Однако в образовательных кластерах университеты обычно играют наиболее важную роль в формировании систем. Это позволяет приблизить образовательный процесс к практической и научной деятельности. Была поставлена задача создания образовательного кластера. Он показывает разницу между уровнями образования и университетскими комплексами. Автор статьи считает, что в ближайшем будущем три возможных типа образовательных учреждений - региональные, ведомственные и федеральные - могут стать основной инновационной формой профессионального образования.

Ключевые слова: федеральное образование, университетский комплекс, горизонтальная и вертикальная интеграция.

Annotation. There is a long overdue need in the world economy to ensure a close and permanent connection between science, education and production in order to improve the quality of training of future specialists and bring the educational process closer to the specific situation of production, the results of research and development in the world economy. Educational clusters are widespread in the global economy and are gradually spreading in Russia to solve this problem. The main feature of clusters is that they are concentrated in a certain area and are associated with a certain place. It is believed that in the future clusters will become the most important link of the country's economy and will account for 90% of all research and development. However, in educational clusters, universities usually play the most important role in the formation of systems. This makes it possible to bring the educational process closer to practical and scientific activities. The task of creating an educational cluster was set. It shows the difference between education levels and university complexes. The author of the article believes that in the near future three possible types of educational institutions - regional, departmental and federal - can become the main innovative form of vocational education.

Key words: federal education, university complex, horizontal and vertical integration.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на протяжении своей истории развития система профессионального образования естественным образом реагировала на изменения в организации социальной работы человека и адаптировала образовательное содержание к уровню знаний. С развитием отраслей экономики, науки и культуры изменилось представление о результатах, необходимых для определенных профессий, основных предметов или профессиональной подготовки, и были открыты новые типы учебных заведений.

Стоит отметить, что в мире растет спрос на инновации - новые знания и оригинальные технические решения. Знания стали важным экономическим ресурсом и основным (если не единственным) источником конкурентных преимуществ [8]. Для обеспечения успеха в борьбе за экономический рост новые знания (инновации) стали одним из внутренних резервов экономики страны.

Переход к «обществу знаний» и экономике знаний необходим для использования возможностей инновационного роста. Согласно этой экономической концепции, качество экономического роста обеспечивается за счет инвестиций в «нематериальные» активы: исследования и разработки; продвижение инноваций; обучение рабочей силы [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимым условием реализации такого вида инвестиций является создание национальной инновационной системы, характеризующейся признанием особой роли знаний в экономическом развитии и признанием инноваций и научных исследований в качестве основных факторов конкуренции и экономического динамизма.

Изложение основного материала статьи. В современной России формирование национальной инновационной системы является одним из важнейших политических приоритетов. Ключевым элементом любой инновационной системы являются специалисты, обладающие необходимыми качествами для создания, распространения и освоения инноваций. Эти качества могут быть полностью сформированы только в сфере образования. Таким образом, развитие страны должно стать инновационной системой образования [3].

Эта система состоит из государственных и негосударственных организаций, которые осуществляют разработку, распространение инновационных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.