Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система патриотического воспитания / критерии эффективности / младший школьник / программа воспитания / system of patriotic education / criteria of effectiveness / primary school students / education program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание и обоснование критериев эффективности системы патриотического воспитания в школе в условиях реализации новой программы воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования. Проведен анализ эффективности системы патриотического воспитания младших школьников в образовательной организации в условиях реализации новой программы воспитания. Изучены промежуточные результаты патриотического воспитания младших школьников. Параметры воспитанности объем патриотических знаний и сформированность гражданско-патриотических качеств. Объем патриотических знаний изучался с помощью методики «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Для изучения гражданско-патриотических качеств использовалась методика В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?». Изучено отношение педагогов к патриотическому воспитанию в образовательной организации. Сформулирован вывод о возможностях совершенствования системы патриотического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The article describes and substantiates the criteria for the effectiveness of the system of patriotic education at school in the context of the implementation of a new education program. The results of an empirical study are presented. The analysis of the effectiveness of the system of patriotic education of primary school students in the educational organization in the context of the implementation of a new education program is carried out. The intermediate results of patriotic education of primary school students are studied. The parameters of upbringing are the amount of patriotic knowledge and the formation of civic patriotic qualities. The volume of patriotic knowledge was studied using the "Unfinished Sentences" technique (authors: E.V. Fedotova, I.V. Skvortsova). V.M. Khlystova's methodology "What does the Motherland begin from?" was used to study civil-patriotic qualities. The attitude of teachers to patriotic education in an educational organization is studied. The conclusion about the possibilities of improving the system of patriotic education of primary school students is formulated.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее», что представляется легкой возбудимостью, резкой сменой настроения и переживаний [4, С. 96].

В работе З.Д. Сиражетдиновой отмечается, что «в репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям» [5].

По мнению Л.Г. Осиповой формирование опыта социального взаимодействия, а именно, объединение практически усвоенных ориентиров, накопление знаний о способах выстраивания отношений со сверстниками, которые в дальнейшем позволяют подросткам конструктивно осуществлять, во всевозможных жизненных ситуациях, совместную деятельность, предполагает включение учащихся в различные виды социальных отношений, в том числе межличностного общения. Она также подчеркивает, что именно в период подросткового возраста расширяется сфера социального общения. «Референтно значимая деятельность выступает как ведущая деятельность подростка, а опосредствованные ею взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельности со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации, каналом, по которому происходит усвоение опыта социального взаимодействия» [2, С. 74].

Следовательно, социальное взаимодействие в подростковом возрасте может быть сопряжено с различными трудностями. Одна из них связана с поиском своей индивидуальности, что может привести к отказу от участия в групповых мероприятиях и отстраненности от общества. Кроме того, подростки могут быть более чувствительны к отклонениям ведущих личностей в группе, что может привести к исключительности и отчуждению в отношениях с другими подростками. Также, подростки могут принимать рискованные и неосмотрительные решения, когда их взаимодействие с другими становится основным приоритетом. Так, в условиях цифровизации подросток меньше уделяет непосредственному взаимодействию с окружающими. Можно отметить, что в интернет-коммуникациях возможно подчеркнуть как положительные, так и отрицательные стороны.

Выводы. Таким образом, социальное взаимодействие является неотъемлемой частью процесса адаптации учащихся к средней школе. Взаимодействие между учениками, а также с учителями и родителями, помогает создать положительное и эффективное обучающее окружение для каждого ребенка. Обладая этими навыками, ученики смогут успешно преодолеть переходный период и продолжать свое образование в новой социальной среде.

Литература:

1. Куимова, H.H. Социально-психологическая адаптация учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу / H.H. Куимова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. - 156 с.

2. Осипова, Л.Г. Формирование опыта социального взаимодействия подростков в информационной образовательной среде школы: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Осипова Любовь Геннадьевна. - Кострома, 2007. - 223 с.

3. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 184 с.

4. Реан, A.A. Психология человека от рождения до смерти / A.A. Реан. - СПб.: ВВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

5. Сиражетдинова, З.Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта / З.Д. Сиражетдинова // Концепт. - 2015. - №S1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiyaagressivnosti-mladshih-podrostkov-v- situatsii-mezhlichnostnogo-konflikta (дата обращения: 21.05.2023)

6. Славутская, B.B. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» / В.В. Славутская // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-111

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание и обоснование критериев эффективности системы патриотического воспитания в школе в условиях реализации новой программы воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования. Проведен анализ эффективности системы патриотического воспитания младших школьников в образовательной организации в условиях реализации новой программы воспитания. Изучены промежуточные результаты патриотического воспитания младших школьников. Параметры воспитанности - объем патриотических знаний и сформированность гражданско-патриотических качеств. Объем патриотических знаний изучался с помощью методики «Незаконченные предложения» (авторы: В.В. Федотова, И.В. Скворцова). Для изучения гражданско-патриотических качеств использовалась методика В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?». Изучено отношение педагогов к патриотическому воспитанию в образовательной организации. Сформулирован вывод о возможностях совершенствования системы патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: система патриотического воспитания, критерии эффективности, младший школьник, программа воспитания.

Annotation. The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The article describes and substantiates the criteria for the effectiveness of the system of patriotic education at school in the context of the implementation of a new education program. The results of an empirical study are presented. The analysis of the effectiveness of the system of patriotic education of primary school students in the educational organization in the context of the implementation of a new education program is carried out. The intermediate results of patriotic education of primary school students are studied. The parameters of upbringing are the amount of patriotic knowledge and the formation of civic - patriotic qualities. The volume of patriotic knowledge was studied using the "Unfinished Sentences" technique (authors: E.V. Fedotova, I.V. Skvortsova). V.M. Khlystova's methodology "What does the Motherland begin from?" was used to study civil-patriotic qualities. The attitude of teachers to patriotic education in an educational organization is studied. The conclusion about the possibilities of improving the system of patriotic education of primary school students is formulated.

Key words: system of patriotic education, criteria of effectiveness, primary school students, education program.

Введение. В современном образовании чрезвычайно остро и актуально звучит проблема патриотического воспитания детей и молодежи [4, 6, 11]. Эта острота обусловлена проводимой государством политикой в области образования,

откликом общественности и педагогического сообщества на запросы государства и в целом на вызовы современности [2, 3]. Для отечественной педагогики идея воспитания патриотизма является традиционной: значимость патриотизма, воспитания любви к Родине отстаивал учитель русских учителей К.Д. Ушинский во многих своих публикациях [7, 16]. Сегодня совершенно очевидной становится взаимосвязь воспитанности, нравственности, патриотизма граждан нашей страны и ее суверенности, благополучия, национальной безопасности. Целый ряд федеральных документов последних лет очень четко и последовательно характеризуют ориентиры в развитии и укреплении российской государственности [13, 14, 15]. Так, например, среди национальных целей развития РФ - создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В стратегии национальной безопасности РФ обозначены национальные интересы Российской Федерации как объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии. В Указе «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» перечислены ценности, которые отнесены к этой категории, они неразрывно связаны с воспитанием патриота: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Параллельно с этими процессами, формируется повестка патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Важнейшими шагами в направлении конкретизации задач и содержания воспитательной деятельности педагогов стали следующие нормативные документы: изменения от 31 июля 2020 г. N 304-ФЭ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания, примерная программа воспитания, разработанная институтом детства, семьи и воспитания РАО, примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [9]. Эти документы фактически создают нормативную базу для реализации государственных задач патриотического воспитания в системе общеобразовательных организаций. Перед общеобразовательными школами стоит задача качественной и эффективной организации не просто патриотического воспитания, а системы патриотического воспитания, которая характеризуется единством взаимосвязанных компонентов, направлений деятельности, обеспечивающих достижения запланированных результатов, а именно - воспитание личности патриота страны, своей Родины [8, 10]. В статье дана характеристика компонентов - критериев системы патриотического воспитания младших школьников, которые на наш взгляд первостепенны и способны обеспечить ее эффективность. Подтверждение этого вывода основывается на представленных в статье результатах эмпирического исследования, проведенного на базе общеобразовательной школы.

Изложение основного материала статьи. Наиболее важным и существенным вопросом для педагогического коллектива школы в процессе реализации воспитательной деятельности в направлении патриотического воспитания обучающихся является вопрос обеспечения эффективности этой работы в современных социокультурных условиях, в которых формируется личность современного школьника. Два основных подхода, зарекомендовавших себя как в педагогической теории, так и в образовательной практике как наиболее жизнеспособные в достижении результативности и эффективности воспитания - это системный и средовый подходы. Примеры воспитательных систем, вошедшие в историю образования и педагогической мысли, относятся, в основном к советскому периоду, если рассматривать отечественный опыт [5, 12]. Классическими примерами в этом отношении являются такие выдающиеся системы воспитания как колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого, детские трудовые коммуны для беспризорников A.C. Макаренко, павлышская школа В.А. Сухомлинского, школа самоопределения А.Н. Тубельского, коллективная творческая деятельность И.П. Иванова, авторская школа A.B. Караковского и многие другие. Они все относятся именно к воспитательным системам, так как в отношении них совершенно справедливы следующие признаки:

- разделяемая всеми членами педагогического коллектива система взглядов на воспитание, основанная на определенных философских, методологических, теоретических принципах;

- цель воспитания, выступающая в качестве системообразующего компонента; целенаправленность и взаимосвязанность всех направлений воспитания и воспитательных воздействий и взаимодействий, активность и самостоятельность всех участников образовательных отношений;

- взаимосвязанность и согласованность деятельности педагогического коллектива, создание орагнизационой культуры: норм, правил, традиций, символов, артефактов, социально и личностно значимых событий; самоуправление коллективов педагогов и воспитанников, соотношение свободы и ответственности всех субъектов воспитательной системы; формирование общественного мнения, поощрения за высокие достижения, общественное одобрение;

- связь с внешней средой, социальная направленность деятельности, созидательный труд на благо общества; возможность самоопределения, разнообразие видов общественно-полезной деятельности; стремление к высшим духовным идеалам; широкий спектр возможностей самореализации.

Средовый подход концентрируется на создании условий развития и формирования личности (В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.) [1]. Один из вариантов его реализации в современной школе - проект, направленный на развитие личностного потенциала. Его участники следуют идеологии средового подхода В.А. Левина, согласно которой образовательная среда рассматривается в качестве системы влияний и условий формирования личности, возможностей ее развития, реализующихся через социальное и предметно-пространственное окружение.

В разработке критериев эффективности системы патриотического воспитания мы остановились именно на системном подходе, поскольку в отличие от средового подхода, в котором сложно очертить весь круг условий и влияний, в системном подходе мы можем сосредоточить внимание именно на педагогической составляющей, которая определяет усилия и деятельность педагогического коллектива в достижении высокого качества воспитательного процесса. Кроме того, нам было важно учесть соответствие предложенных критериев новой программе воспитания, которая учитывает уклад общеобразовательной организации (основные вехи истории школы, миссия, традиционные дела, ритуалы, социальные партнеры, значимые проекты, перспективные воспитательные практики, дефициты), виды, формы и содержание урочной и внеурочной деятельности, классного руководства, основные школьные и внешкольные дела, предметно-пространственная среда, взаимодействие с родителями, самоуправление, профилактика и безопасность, социальное партнерство, профориентация. Исходя из этих установок, мы предположили, что эффективность системы патриотического воспитания младших школьников в условиях реализации новой программы воспитания обусловлена реализацией следующих критериев:

- соответствие воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание младших школьников программе воспитания;

- согласованность действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания;

- целенаправленность и систематичность в реализации воспитательных задач патриотического воспитания младших школьников.

Эмпирическое исследование было проведено на базе второго и четвертого классов общеобразовательной школы. Общее количество младших школьников, принявших участие в исследовании, составило 46 учеников. Также в исследовании приняли участие 14 педагогов школы.

Для изучения системы патриотического воспитания первому критерию мы провели анализ школьной программы воспитания младших школьников, выверили перечень и содержание мероприятий патриотической направленности в рамках программы. Работа школы по патриотическому воспитанию ведется целенаправленно, регулярно со всеми участниками образовательного процесса по различным направлениям, ежегодно анализируется, совершенствуется и дополняется. Анализ программы и ее реальной реализации свидетельствует о том, что в школе процесс становления системы патриотического воспитания идет интенсивно, вопросы организации патриотического воспитания приняли системный характер, стали нормой в повседневной деятельности школы. В имидже школы важную роль играет система патриотического воспитания; обогащено содержание патриотического воспитания; вовлечены в систему патриотического воспитания представители всех субъектов образовательной деятельности.

С целью изучения второго критерия - согласованности действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания - была разработана анкета доя педагогов. У учителей выявлено единство взглядов, схожее понимание смысла и задач патриотического воспитания. Все учителя уверены в актуальности патриотического воспитания, реализуемого в процессе воспитания детей младшего школьного возраста в современном российском обществе. Их мнения полностью совпали и в том, что в условиях современной России активная работа по патриотическому воспитанию детей является обязанностью педагога. Все учителя отметили, что для реализации патриотического воспитания педагогу необходимо иметь глубокие знания в области русского языка, русской литературы, отечественной истории, географии, культуры. Наряду с этим, учителя отмечали необходимость наличия убеждений, соответствующих системе национальных ценностей, отзывчивость, неравнодушие к событиям в родной стране, готовность по мере своих сил отстаивать национальные интересы. Почти все учителя убеждены, что патриотическое воспитание должно не ослабевать, осуществляться непрерывно. Большинство педагогов используют в реализации патриотического воспитания дополнительную информацию с целью обогащения и актуализации содержания патриотического воспитания. Ответы учителей продемонстрировали большое разнообразие применяемых ими методов и форм патриотического воспитания, тесную взаимосвязь с родителями и семьями учеников. Все учителя отметили результативность работы с детьми, заметили, что дети стали иначе смотреть на родной город, узнали много нового о своих предках из рассказов прабабушек, старших членов семьи, обогатили словарный запас. Таким образом, учителя продемонстрировали единство взглядов и согласованность действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания.

Критерий целенаправленности и систематичности в обеспечении патриотического воспитания младших школьников проверялся несколькими исследовательскими методами: через изучение результативности воспитания и с помощью анализа документации. Результативность воспитания изучалась по двум параметрам - сформированности гражданско-патриотических качеств и объему патриотических знаний. Диагностика гражданско-патриотических качеств проводилась с помощью методики В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?». Анализ результатов показал, что большая часть учеников 2 и 4 классов тяготеют к среднему и высокому уровням гражданско-патриотических качеств. В 4 классе преобладает количество учеников с высоким уровнем, а во втором - со средним. Количество учеников с уровнем ниже среднего и низким примерно одинаково во 2 и 4 классе и составляет около 20% детей. Объем патриотических знаний изучался с помощью методики «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Почти все ученики четвертого и второго классов показали высокий или средний уровень объема патриотических знаний и лишь небольшая часть - ниже среднего и низкий уровень. Учащиеся владеют знаниями о Родине, о городе, знакомы с произведениями русских писателей и поэтов, знают символы своей страны, имя президента. Однако, большинство ребят не понимает выражения «малая родина». В ходе изучения учебной документации мы проследили, как в предметном содержании отражены цели, содержание и образовательные результаты патриотического воспитания, охарактеризовали рабочие программы основных предметов по обновленным ФГОС для вторых и четвертых классов УМК «Школа России». В содержание УМК заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки современных нормативных документов. Важнейшая задача российской школы -становление российской гражданской идентичности обучающихся - реализуется различными средствами: отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей; родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение составляет значительную часть содержания учебников; поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Работа по патриотическому воспитанию ведется целенаправленно на уроках по всем основным предметам. Относительно систематичности проведенный анализ показал, что работа реализуется ежедневно, в учебной и внеурочной деятельности. Отсюда следует вывод, что критерий целенаправленности и систематичности в реализации воспитательных задач патриотического воспитания младших школьников реализован в воспитательной системе школы полностью. Итак, на основе проведенного исследования, сбора эмпирических данных о критериях эффективности системы патриотического воспитания младших школьников мы пришли к заключению, что все три группы критериев реализованы полностью, а именно, эффективность системы патриотического воспитания младших школьников в условиях реализации новой программы воспитания обусловлена реализацией соответствующих критериев.

Выводы. Исследование проблемы критериев эффективности системы патриотического воспитания младших школьников в условиях реализации новой программы воспитания позволило сформулировать следующие выводы:

1. Эффективность системы патриотического воспитания младших школьников обеспечивается соответствием реального воспитательного процесса критериям эффективности. В качестве этих критериев выступают соответствие воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание младших школьников программе воспитания; согласованность действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания; целенаправленность и систематичность в реализации воспитательных задач патриотического воспитания младших школьников.

2. Рабочая программа воспитания для общеобразовательной организации является ключевым документом в обеспечении системности патриотического воспитания в том случае, когда она в полной мере учитывает особенности конкретной образовательной организации, взаимосвязь и взаимообусловленность всех структурных элементов, составляющих специфику всех характеристик уклада школьной жизни.

3. Согласованность действий участников образовательного процесса в реализации программы патриотического воспитания обеспечивается общностью мировоззрения, убежденностью педагогов и родителей в необходимости и значимости патриотического воспитания младших школьников в развитии личности, формировании гражданина и патриота своей страны.

4. Целенаправленность и систематичность патриотического воспитания, взаимосвязь программ урочной и внеурочной деятельности обеспечивает высокий уровень насыщенности, содержательности воспитывающей среды, обеспечивающей вовлеченность всех обучающихся, создание значимой событийной реальности, полноту воздействия на субъектов воспитания.

Литература:

1. Балабанова, Л.И. Создание воспитывающей среды для обучающихся общеобразовательной школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / Л.И. Балабанова // Шамовские педагогические чтения. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Москва: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, "5 за знания", 2022. - С. 573-577

2. Беляев, Г.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире / Г.Ю. Беляев // Нижегородское образование. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2022. - № 1. - С. 4-15

3. Даскал, В.Я. Проблема патриотического воспитания школьников в современных социокультурных условиях / В.Я. Даскал, A.B. Невзорова // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: материалы XII всероссийской научно-практической конференции. - Обитель. - Братство Милосердия Свято-Алексиевская Пустынь. -Ярославль, 2020. - С. 377-381

4. Калачева, Е.С. Особенности нравственных представлений младших школьников и подростков / Е.С. Калачева, Е.В. Карпова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 192-193

5. Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса: Науч.-метод. пособ. «Творческая педагогика» / В.А. Караковский. - Москва: Малое предприятие «Новая школа», 1993.-80 с.

6. Мосолова, П.А. Система работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников / П.А. Мосолова, Е.В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей. Под научной редакцией Т.С. Дороховой, Е.В. Донгаузер. - Екатеринбург: УГПУ, 2019. - С. 75-79

7. Невзорова, A.B. Национальный воспитательный идеал в наследии К.Д. Ушинского / A.B. Невзорова // Детство, открытое миру: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Омск: ФГБОУ ВО «ОмГУ», 2023. - С. 117-118

8. Невзорова, А.В Формирование воспитывающей среды в образовательной организации / A.B. Невзорова, Е.В. Морковчина // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. - С. 62-69

9. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаий. - URL: https://xn— 80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-plai/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/ (дата обращения 12.03.23)

10. Рожков, М.И Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.

11. Рустамова, С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников / С.У. Рустамова // Педагогическое искусство. -2021. -№1. - С. 113-117

12. Щуркова, Н.Е. Система достойного воспитания / Н.Е. Щуркова. - Москва: Издательство ACT, 2020. - 256 с.

13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный сайт Президента России. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

14. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России. -URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/47046http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

15. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/48502http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.04.2023)

16. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский. - Русская школа. - М., 2002. -С. 93.

Педагогика

УДК 337.5

кандидат педагогических наук Николашкина Виолета Евгеньевна

Аккредитованное образовательное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва); студент Серобян Варсик Акобовна

Колледж права ВШП Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва)

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья «Среднее профессиональное образование: анализ и перспективы» посвящена вопросам среднего профессионального образования на 2023 год. Автор уделяет особое внимание представлению наиболее точной информации о программе среднего профессионального образования, основанной на сравнении и сопоставлении данных, полученных в ходе исследовательских и оценочных работ. Представлены и проанализированы основные проблемы и преимущества, касающиеся системы среднего профессионального образования. Показаны преимущества и процесс становления среднего профессионального образования как альтернатива высшему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.