Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов А. Ю.

В статье рассматриваются различные аспекты и раскрываются основные принципы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях цифровой трансформации отечественного образования. Автором сформулированы задачи системы школьного образования, имеющие сегодня особое значение в гражданском становлении личности и воспитании патриотизма, проанализированы возможности средств информационных и коммуникационных технологий для их решения, рассмотрен опыт образовательных организаций в реализации соответствующих методик и представлена система гражданского и патриотического воспитания на основе применения средств ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article examines various aspects of civil and patriotic education of schoolchildren in the context of digital transformation of national education. The author reveals the basic principles of civil and patriotic education of schoolchildren and formulates the tasks of the school education system which are in particular importance in the civil formation of the individual and the education of patriotism today, identifies the possibilities of information and communication technologies for their solution, considers the experience of Russian educational organizations in the implementation of methods of civil and patriotic education based on the use of information and communication technologies. The paper presents the system of civic and patriotic education at school using information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А. Ю. ФЕДОСОВ, доктор педагогических наук,

профессор факультета информационных технологий РГСУ (Москва)

alex_fedosov@mail.ru

В статье рассматриваются различные аспекты и раскрываются основные принципы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях цифровой трансформации отечественного образования. Автором сформулированы задачи системы школьного образования, имеющие сегодня особое значение в гражданском становлении личности и воспитании патриотизма, проанализированы возможности средств информационных и коммуникационных технологий для их решения, рассмотрен опыт образовательных организаций в реализации соответствующих методик и представлена система гражданского и патриотического воспитания на основе применения средств ИКТ.

The article examines various aspects of civil and patriotic education of schoolchildren in the context of digital transformation of national education. The author reveals the basic principles of civil and patriotic education of schoolchildren and formulates the tasks of the school education system which are in particular importance in the civil formation of the individual and the education of patriotism today, identifies the possibilities of information and communication technologies for their solution, considers the experience of Russian educational organizations in the implementation of methods of civil and patriotic education based on the use of information and communication technologies. The paper presents the system of civic and patriotic education at school using information and communication technologies.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, цифровая трансформация образования, информационные и коммуникационные технологии

Key words: civil and patriotic education, digital transformation of education, information and communication technologies

Ц

нальных

' ифровая трансформация в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О нацио-Ых целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [12] провозглашена одной из пяти национальных целей нашей страны.

При этом предполагается, что достижение указанной цели обеспечит успешное достижение других национальных целей России, из которых самой приоритетной является «сохранение населения, здоровье и благосостояние людей. Такая постановка национальных целей осуществлена

в нашей стране впервые. И она, безусловно, должна найти свое адекватное отражение в процессах модернизации отечественной науки и образования» [21, с. 6].

Опираясь на трактовку термина «цифровая трансформация образования», данную И. В. Роберт, как «результата процесса возникновения существенных изменений, произошедших в сфере образования (как позитивных, так и негативных), при активном и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях» [15, с. 185], выделим наиболее значимые для решения задач гражданско-патриотического воспитания школьников содержательные характеристики процесса изменений в сфере образования вследствие применения цифровых технологий. Прежде всего необходимо отметить, что широкое использование различных форматов передачи образовательной информации на базе мультимедиа-технологий, технологий гипертекста и гипермедиа в форме цифровых образовательных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, учебно-методического обеспечения, представленного в электронном виде, информационных ресурсов интернета, дает возможность значительно увеличить объем материала воспитательной и просветительской направленности, расшить тематику и спектр его представления. Далее можно говорить о значительном расширении спектра видов воспитательной деятельности, которое «происходит за счет осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с интерактивным информационным ресурсом» [15, с. 186], что способно служить основой для модернизации организационных форм и методов воспитания.

Также можно говорить о том, что непосредственное влияние на развитие системы воспитания в целом, на выбор методов и средств воспитания оказывают составляющие цифровой трансформации общества, среди которых:

3 изменение информационного пространства личности, связанное с использованием возможностей информационных ресурсов (социальных, образовательных и др.), в первую очередь сети Интернет;

3 цифровая этика, возникновение которой обусловлено тем, что информационные технологии, воздействуя на материальный и социальный контекст жизни человека, приводят к изменению поведенческих норм, представлений об этичном и неэтичном поведении, влияют на формирование у нового поколения базовых ценностей общества;

3 цифровая трансформация сферы культуры и искусства, связанная с возможностью создавать динамически изменяющиеся декорации, виртуальные объекты искусства в музеях, выставках, в домашних условиях.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый на всем протяжении обучения и воспитания, и требует деятельного участия как воспитателей и педагогов, так и самих школьников. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы следующие задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, в частности в сфере гражданского и патриотического воспитания:

3 «формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;

3 создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и

Непосредственное влияние на развитие системы воспитания в целом, на выбор методов и средств воспитания оказывают составляющие цифровой трансформации общества.

нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовы-вать свои конституционные права и обязанности; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

3 развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;

3 разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;

3 формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям» [17, с. 5].

Слова А. С. Макаренко о том, что воспитание — это «проектирование личности», а «воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути» [9, с. 76], можно представить в парадигме гражданско-патриотического воспитания как проектирование гражданина, способов его взаимоотношений с обществом и государством.

Значимость гражданского воспитания как цели системы образования нашей страны нашло свое подтверждение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание гражданственности и патриотизма сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования [13, ст. 3].

В условиях цифровой трансформа-

Только социальное и гражданское творчество позволит ребенку адаптироваться к новому информационному обществу и выстроить свое поведение с ориентацией на общественное и личное благо.

ции образования особое значение приобретают:

3 решение задачи формирования содержания воспитания, которое «является условием развития у обучающихся таких качеств, как высокий уровень правовых знаний, патриотизм, активность, целеустремленность, ответственность, готовность к взаимодействию в обществе (позволяющих им быть гражданином и патриотом)» [6, с. 49];

3 разработка новых методических подходов и организационных форм воспитательной работы в образовательной организации как важнейшем социальном и воспитательном институте общества.

Возникает закономерный вопрос: на воспитание каких качеств должна быть направлена сегодня работа школы и социума? За ответом обратимся к словам М. Горького: «Нужно, чтобы ребенок приучался чувствовать себя хозяином мира и наследником всех его благ, — нам нужно воспитать в себе гордость наследством веков... Он должен знать жизнь своей семьи, своей родины и своей земли —его земля — вся земля! Научим их уважать труд, сострадать мукам прошлого и понимать ошибки, и — прощать» [11, с. 298].

К. Д. Ушинским был сформулирован принцип народности, который сегодня может стать основой для построения системы гражданского воспитания: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [18, с. 119—120].

Только социальное и гражданское творчество позволит ребенку адаптироваться к новому информационному обществу и выстроить свое поведение с ориентацией на общественное и личное благо, поскольку «революционные эпохи крушения и

ломки старого быта представляют часто такое невероятное соединение самых различных моральных культур, что ребенку подчас бывает трудно разобраться... Никакая другая эпоха не создает таких блестящих возможностей для нравственного героизма, как и никакая другая не создает таких опасностей нравственного уродства» [4, с. 253].

Сегодня актуализируется задача именно созидания гражданской личности посредством усиления в образовательной организации воспитательной работы, в том числе за счет внедрения ее инновационных форм, основанных на применении средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Необходимо учитывать и тот факт, что в настоящее время учителя и воспитатели испытывают трудности, связанные с интенсивным развитием сетевых технологий, результатом которых является активизация сетевых сообществ, где зачастую насаждаются антигуманные ценности, не оставляя места нравственности.

Проанализируем спектр задач школьного гражданско-патриотического воспитания в условиях цифровой трансформации образования с точки зрения применения для их решения средств информационных и коммуникационных технологий.

3 Формирование представления об общечеловеческих ценностях как основы воспитания гражданина Отечества, ценностного отношения к собственной жизни, а также определение смысла собственной жизни. Решение данной задачи в рамках воспитательной системы образовательной организации возможно с помощью проведения проблемных семинаров, различного рода обсуждений и дискуссий, информационная поддержка которых обеспечивается посредством презентационных и веб-технологий, а также в форме различного типа проектов при изучении большинства учебных дисциплин. Например, информационные и веб-проекты, способствующие формированию у обучающихся нравствен-

ного идеала и воспитанию у них чувства патриотизма на основе осознания значимости для мировой науки достижений отечественных ученых.

3 Задачи получения прочных знаний законов нашей страны и объективной необходимости их выполнения, формирования чувства гражданской ответственности и развития первичной потребности в гражданских действиях могут быть решены посредством участия школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни муниципального района, города, реализации информационных и веб-проектов.

3 Задача приобщения учащихся к родной культуре, формирования у них потребности в высоких культурных и духовных ценностях решается посредством различных видов деятельности школьников, в том числе поисковой и исследовательской деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов, интерактивных мультимедийных ресурсов, информационных ресурсов сети Интернет.

3 Для решения задачи принятия и усвоения общечеловеческих норм морали и нравственности, образа жизни, присущего этносам и народностям нашей страны, могут быть использованы развивающие беседы, общественные дискуссии и презентации, социальные пробы с использованием мультимедийных творческих работ (выбор зависит от планируемого эффекта воспитательной деятельности).

3 Формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности, самоуважения, способности к объективной самооценке и регуляции поведения возможно при реализации школьного курса социальной информатики, применения (как будет показано ниже) свободного программного обеспечения в образовательном процессе, осуществлении

Учителя и воспитатели испытывают трудности, связанные с интенсивным развитием сетевых технологий, результатом которых является активизация сетевых сообществ, где зачастую насаждаются антигуманные ценности, не оставляя места нравственности.

веб-проектов соответствующей направленности.

3 Задачи воспитания уважения к труду как одной из высших ценностей в жизни, развитие потребности в творческом труде, формирование трудолюбия как личностного качества определяют социально-нравственное и экономически ответственное поведение гражданина Отечества и реализуется в рамках проектной деятельности на основе применения средств ИКТ в различных школьных дисциплинах, а также во внеурочной деятельности.

3 Важнейшая задача гражданского воспитания — формирование и развитие потребности у школьников в здоровом образе жизни, стремления быть хорошим семьянином. Решить это возможно в рамках социальных проектов по изучению истории своей семьи как части истории народа, при сохранении и умножении его традиций.

В различных регионах Российской Федерации уже накоплен определенный опыт применения средств информационных и коммуникационных технологий для поддержки гражданско-патриотического воспитания школьников [3]. Разрабатывается методология реализации технологий гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве современной школы и вуза на основе различных средств ИКТ [16; 19; 20]. Расширяется практика применения новых методов для сохранения и передачи исторической памяти, информационной поддержки деятельности школьных музеев и поискового движения с использованием мультимедийных технологий. Опыт создания специализированного биографического ресурса жителей Якутии — участников Великой Отечественной войны и участников советско-японской войны — представлен в работе Д. А. Апросимова, Ю. Н. Ермолаевой «Разработка мультимедийного ресурса как средства передачи

В различных регионах Российской Федерации уже накоплен определенный опыт применения средств информационных и коммуникационных технологий для поддержки гражданско-патриоти-ческого воспитания школьников.

исторической памяти» [1]. Реализации проекта «Детская киностудия "Моя страна"» для решения задач гражданско-патри-отического воспитания дошкольников Мурманска посвящена статья Т. П. Горицкой, М. А. Семенушкиной «Детская киностудия как эффективная практика гражданско-пат-риотического воспитания» [5].

Применение мультимедийных технологий возможно при изучении музыкальных произведений гражданственно-патриотического содержания на уроках музыки. В этом случае основными результатами деятельности школьников будут «живописная подтекстовка музыкальных образов (воспроизведение музыкальных образов в рисунках и плакатах, графическое моделирование музыки, цветовое моделирование музыки) и выполнение мультимедийных творческих работ (презентаций, видеофильмов, мультфильмов)» [2, с. 101].

Мультимедийные технологии, применяемые при разработке и дальнейшей презентации различного рода проектов граж-данско-патриотической направленности, позволяют «ярче воспринимать опыт прошлых поколений и их достижений, воспитывают бережное отношение к истории» [8, с. 145]. Материал, полученный учащимися в результате поисковой и экскурсионной деятельности, может быть использован педагогом при создании информационных образовательных ресурсов по различным школьным дисциплинам. Проекты могут быть реализованы в форме компьютерной презентации, видеофильма, анимации, реферата, цифровой газеты, электронного учебного пособия. «Таким образом, интеграция методов экскурсионного краеведения, межпредметных проектов с материалом школьных дисциплин становится одним из методов гражданско-пат-риотической воспитательной работы школы» [8, с. 146].

В рамках поисковой деятельности также активно используются географические сервисы для картографирования памятников Великой Отечественной войны. На различных геопорталах ^оод!еМар, Ян-

деке карты, OpenStreetMap) учащимися отмечаются памятники, мемориальные комплексы и захоронения времен Великой Отечественной войны, фиксируется информация об этих объектах (количество похороненных, датировка), к объектам прикрепляются фотографии. Пример такого проекта белорусских школьников представлен в статье К. В. Ласточкиной, Д. С. Петрухно, А. Н. Скачковой «Использование географических сервисов для картографирования памятников Великой Отечественной войны» [8].

Необходимо отметить интерес и внимание педагогов к использованию возможностей интернет-технологий для решения задач гражданско-патриотического воспитания. В частности, интересен опыт анализа возможностей Social media marketing. Как считает автор исследования «SMM как коммуникационная технология в гражданско-патриотическом воспитании молодежи» Т. К. Пошибайлова [14], любая кампания по продвижению патриотических ценностей среди молодежи должна иметь SMM-сопровождение. В контексте формирования гражданственности и патриотизма у молодежи SMM-продви-жение заключается главным образом в построении сообществ в социальных сетях, в которых анонсируются и освещаются специальные мероприятия, подводятся их итоги, а также продвигается контент, формирующий чувство патриотизма. В данном контексте имеется в виду деятельность Министерства науки и высшего образования РФ и Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, реализующих различные проекты по патриотическому воспитанию молодых людей, формированию ценностей патриотизма и российской идентичности, сохранению исторической памяти, которые широко освещаются в социальных сетях.

Необходимо отметить, что тематике гражданско-патриотического воспитания уделяется большое внимание на различных фестивалях и конкурсах по информа-

ционным технологиям, реализуемых в регионах России.

Вслед за М. В. Маркушевичем считаем, что применение отечественного программного обеспечения в образовательном процессе российской школы является одним из возможных способов патриотического воспитания учащихся, помогающих им осознать себя гражданином России. Это происходит на основе:

3 принятия общенациональных нравственных ценностей;

3 готовности совместно противостоять внешним и внутренним угрозам и вызовам;

3 развития чувства патриотизма и гражданской солидарности [10].

При использовании отечественного программного обеспечения в учебном процессе образовательной организации можно выделить два аспекта духовно-нравственного воспитания: патриотический и гражданско-правовой.

С точки зрения М. В. Маркушевича, сам факт применения школьниками в учебной и досуговой деятельности отечественного программного обеспечения будет демонстрировать им самостоятельность и конкурентоспособность информационного сектора российской экономики, связанного с разработкой и внедрением программного обеспечения. «В результате миграции учебного процесса на отечественное программное обеспечение и ведения преподавателями информатики соответствующей разъяснительной работы в области информационной безопасности у учащихся должен формироваться образ России как государства, способного противостоять не только военной, но и информационной агрессии» [10, с. 15]. Учащиеся, работающие на персональных компьютерах под управлением легально приобретенных лицензионных отечественных операционных систем «вырабатывают свою гражданскую позицию в плане соблюдения российского

Применение отечественного программного обеспечения в образовательном процессе российской школы является одним из возможных способов патриотического воспитания учащихся, помогающих им осознать себя гражданином России.

законодательства в области авторских и смежных прав» [10, с. 16].

Однако даже в условиях цифровой трансформации образования при уже сложившемся спектре эффективных форм и методов использования цифровых технологий в гражданско-патриотическом воспитании школьников их широкое применение и повышение воспитательного эффекта сдерживается целым рядом факторов, в частности неопределенностью содержания гражданско-патриотического воспитания и ограниченным числом методических подходов к его построению, несбалансированностью и частичным отсутствием единства классно-урочного и внеурочного компонентов гражданско-патриотического воспитания, а также стихийной вариативностью в выборе методов применения цифровых технологий, фрагментарностью их использования.

Так как настоящий гражданин формируется в процессе деятельности, имеющей ярко выраженную общественную направленность, важнейшим элементом граж-данско-патриотического воспитания является включение школьников в совместную с окружающим социумом деятельность. В процессе преодоления трудностей социального взаимодействия у детей и подростков формируется чувство долга, ответственности, сопричастности к делам своего района, города, страны. Для получения на основе применения ИКТ и информационно-образовательных сред нового гражданского социального опыта можно расширить собственно социальную среду, обогащая таким образом опыт воспитанников. Это имел в виду Л. С. Выготский, говоря, что «мы должны ломать стены дома во имя класса, стены класса во имя школы, стены школы во имя объединения всех школ города и т. д., вплоть до детских движений, охватывающих всю страну, или

Так как настоящий гражданин формируется в процессе деятельности, имеющей ярко выраженную общественную направленность, важнейшим элементом граждан-ско-патриотического воспитания является включение школьников в совместную с окружающим социумом деятельность.

даже мирового детского движения... В этих движениях и только в них ребенок может научиться реагировать на отдаленнейшие раздражители, устанавливать связь между событием, отстоящим на тысячу верст, координировать, связывать свое поведение с поведением огромных человеческих масс» [4, с. 126].

Система гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации в условиях цифровой трансформации образования включает:

3 решение задач гражданско-патриоти-ческого воспитания на основе информационно-образовательной среды образовательной организации;

3 широкое использование образовательной информации на базе мультимедиа-технологий, технологий гипертекста и гипермедиа в форме цифровых образовательных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, учебно-методического обеспечения;

3 комплексное применение различных видов урочной и внеурочной деятельности для осуществления гражданско-патриоти-ческого воспитания, в частности организация исследовательских и поисковых работ, посвященных историческим и знаменательным событиям из жизни гражданина, города, страны; посещение (создание) виртуальных музеев; социальные акции, организация и проведение народных праздников, фольклорных конкурсов;

3 систематический мониторинг деятельности организации по гражданско-патрио-тическому воспитанию школьников с целью изучения его эффективности.

Представленные выше подходы к решению задач гражданско-патриотического воспитания в условиях цифровой трансформации образования направлены на:

3 создание педагогических условий, методов и технологий для использования возможностей информационных образовательных ресурсов в целях гражданско-патрио-тического воспитания и социализации школьников;

3 информационное организационно-ме-

тодическое оснащение воспитательной деятельности в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации;

3 «насыщение» российского информационного образовательного пространства ресурсами, укрепляющими традиционные российские духовно-нравственные, семейные ценности и нормы поведения в обществе, поддерживающие активную гражданскую позицию и гражданскую ответственность школьников;

3 обеспечение защиты школьников от информации, которая может причинить вред их психическому здоровью.

Таким образом, для решения задач

гражданско-патриотического воспитания в условиях цифровой трансформации образования необходимо соединение теории и практики, которое может быть успешно реализовано на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий.

На основании практического опыта отечественных педагогов можно констатировать, что процесс реализации воспитательных мероприятий гражданско-патрио-тической направленности нуждается в методической поддержке, а эффективным способом воспитания школьников являются средства информационных и коммуникационных технологий являются.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Апросимов, Д. А. Разработка мультимедийного ресурса как средства передачи исторической памяти / Д. А. Апросимов, Ю. Н. Ермолаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосо-ва. Серия: История. Политология. Право. — 2019. — № 1 (13). — С. 5—11.

2. Бахтин, В. В. Роль мультимедийных технологий в воспитании у школьников ценностного отношения к музыкальным произведениям гражданско-патриотического содержания / В. В. Бахтин, Л. В Гордеева // Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство : сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции (Пенза, 9—10 ноября 2015 года) / ответственные редакторы : Т. А. Шипил-кина, Т. И. Благинина, В. В. Михалева. — Пенза : Пензенский государственный университет, 2015. — С. 97—102.

3. Васильева, Р. И. Использование современных информационных технологий в гражданско-патриотиче-ском воспитании / Р. И. Васильева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — Том 1. —

№ 3 (4). — С. 21—23.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 195 с.

5. Горицкая, Т. П. Детская киностудия как эффективная практика гражданско-патриотического воспитания / Т. П. Горицкая, М. А. Семенушкина // Актуальные вопросы образования в XXI веке : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Мурманск, 24—26 марта 2020 года) / ответственный редактор

Т. В. Белевских. — Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2020. — С. 79—83.

6. Дорохова, Т. С. Содержание гражданско-патриотического воспитания в современном российском обществе: к постановке проблемы / Т. С. Дорохова, М. А. Галагузова, Е. С. Дорохова // Профилактика зависимостей. — 2020. — № 1 (21). — С. 48—52.

7. Кувакина, Е. С. Совершенствование гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами проектной деятельности / Е. С. Кувакина // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2012. — № 9 (109). — С. 142—147.

8. Ласточкина, К. В. Использование географических сервисов для картографирования памятников Великой Отечественной войны / К. В. Ласточкина, Д. С. Петрухно, А. Н. Скачкова // ГИС-технологии в науках о Земле : материалы республиканского научно-практического семинара студентов и молодых ученых (Минск, 18 ноября 2020 года) / Н. В. Жуковская, О. М. Ковалевская. — Минск : БГУ, 2020. — С. 134—136.

9. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина : сборник / А. С. Макаренко ; составители Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. — Москва : Просвещение, 1988. — 304 с.

10. Маркушевич, М. В. Использование отечественного программного обеспечения в учебном процессе общеобразовательной школы как фактор гражданско-патриотического воспитания учащихся / М. В. Маркуше-вич // Информатика в школе. — 2018. — № 7 (140). — С. 13—16.

11. Монахов, Н. М. Умом и сердцем. Мысли о воспитании : сборник / Н. М. Монахов. — Москва : Политиздат, 1982. — 384 с.

12. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. — Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 31.05.2021).

13. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // Консультант плюс : [официальный сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 31.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Пошибайлова, Т. К. SMM как коммуникационная технология в гражданско-патриоти-ческом воспитании молодежи // 100-летие Великой русской революции : сборник материалов всероссийских научно-практических конференций (Казань, 15 ноября 2017 года). — Казань : Издательство КНИТУ-КАИ, 2018. — С. 222—224.

15. Роберт, И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И. В. Роберт // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 184—198.

16. Руденко, Г. Л. Содержание и технологии гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве современной школы / Г. Л. Руденко. — Ростов-на-Дону : Ака-демЛит, 2017. — 86 с. — ISBN 978-89-04-06717-5.

17. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — Текст : электронный // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации : [официальный сайт]. — URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 31.05.2021).

18. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. В 2 томах. Том 1 / К. Д. Ушинский ; под редакцией А. И. Пискунова (ответственный редактор), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — Москва : Педагогика, 1974. — 584 с.

19. Федосов, А. Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ : монография / А. Ю. Федосов. — Москва : Издательство РГСУ, 2008. — 239 с. — ISBN 978-5-7139-0642-9.

20. Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи средствами интернет-технологий : монография / Е. В. Елисеева, С. Н. Злобина, Л. А. Зятева [и др.]. — Брянск : Новый проект, 2016. — 201 с. — ISBN 978-5-9909185-4-2.

21. Цифровая трансформация общества: современные концепции общественного развития и новая терминология : сборник статей / под редакцией К. К. Колина ; Московский гуманитарный университет, Институт фундаментальных и прикладных исследований. — Москва : Издательство МосГУ, 2021. — 122 с.

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Разговор о здоровье: программа внеурочной деятельности для начальной и основной школы /

под общ. ред. О. С. Гладышевой; авт.-разраб.: О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Е. Кузоватова, М. А. Яковлева. 72 с.

Программа «Разговор о здоровье» для внеурочной деятельности предназначена для работы педагогов по воспитанию ценностей здорового и безопасного образа жизни, а также социально позитивных компетентностей у обучающихся начальной и основной школы.

Издание адресовано педагогам различных специальностей: учителям начальной школы, педагогам-предметникам, реализующим классное руководство, социальным педагогам, психологам, воспитателям и другим специалистам, участвующим в учебно-воспитательном процессе.

г

л

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.