Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MATHEMATICAL LEARNING / DIGITAL GENERATION / PATRIOTIC EDUCATION / DIGITAL DETOX / WORLDVIEW GUIDELINES / MATH TEACHERS / MORALITY / VALUE GUIDELINES / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВОЙ ДЕТОКС / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзундза Алла Ивановна, Цапов Вадим Александрович

В статье анализируются различные аспекты воспитательного потенциала математического обучения при формировании патриотизма у студентов - будущих учителей математики, отмечается воспитательное значение историзма в проектировании содержания математического обучения. Изучаются возможности математического образования в процессе формирования патриотического самосознания, любви к Родине и своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский долг. Доказана необходимость освоения преподавателями современных педагогических технологий, создания новых учебных сценариев и организационных форм, для сокращения «цифрового» неравенства педагога и ученика, устранения барьеров в коммуникации представителей разных поколений. Патриотическое воспитание презентуется как средство цифрового детокса. Показано, что в процессе математического обучения патриотическое воспитание можно осуществлять посредством опоры на подбор содержания образования; специальные методы и формы обучения; нравственную позицию самого учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL LEARNING AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE DIGITAL GENERATION

The article analyzes various aspects of the educational potential of mathematical training in the formation of patriotism among students - future mathematics teachers, the educational value of historicism in the design of the content of mathematical teaching is noted. We study the possibilities of mathematical education in the process of forming patriotic self-awareness, love for the motherland and our people, and the desire to conscientiously fulfill a civic duty. The necessity of mastering modern pedagogical technologies by teachers, creating new educational scenarios and organizational forms to reduce the “digital” inequality of the teacher and student, and to remove barriers in communication between representatives of different generations is proved. Patriotic education is presented as a means of digital detox. It is shown that in the process of mathematical training, patriotic education can be carried out by relying on the selection of the content of education; special methods and forms of training; moral position of the teacher himself.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 37.01

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Дзундза Алла Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

e-mail: mian@i.ua Цапов Вадим Александрович, кандидат физ.-мат наук, доцент e-mail: tsapva@mail.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,

г. Донецк, ДНР

Dzundza Alla,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Tsapov Vadim,

Candidate of Physical and Mathematical Scienses, Associate Professor

Donetsk National University, Donetsk

ü......-i

В статье анализируются различные аспекты воспитательного потенциала математического обучения при формировании патриотизма у студентов - будущих учителей математики, отмечается воспитательное значение историзма в проектировании содержания математического обучения. Изучаются возможности математического образования в процессе формирования патриотического самосознания, любви к Родине и своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский долг. Доказана необходимость освоения преподавателями современных педагогических технологий, создания новых учебных сценариев и организационных форм, для сокращения «цифрового» неравенства педагога и ученика, устранения барьеров в коммуникации представителей разных поколений. Патриотическое воспитание презентуется как средство цифрового детокса. Показано, что в процессе математического обучения патриотическое воспитание можно осуществлять посредством опоры на подбор содержания образования; специальные методы и формы обучения; нравственную позицию самого учителя.

Ключевые слова: математическое обучение, цифровое поколение, патриотическое воспитание, цифровой детокс, мировоззренческие ориентиры, учителя математики, нрав-ственностъ, ценностные ориентиры.

i......-i

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Постановка проблемы. Произошедшие в последние годы глобальные изменения в социокультурных отношениях,

повлекли за собой изменения и в системе образования. Это нашло свое отражение, как в появлении новых учебных дисци-

плин, так и в смещении акцентов в уже преподаваемых. Проблемы нравственного воспитания всегда рассматривались научно-педагогическим сообществом, как чрезвычайно важные. Но нынешняя ситуация, когда наше государство переживает трудный период становления, особенно актуализирует необходимость воспитания у молодежи ответственности, мотивации защищать Отечество, патриотизма как духовной основы личности.

Современное сообщество формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно развитые граждане, способные к принятию решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества [9]. С этой точки зрения важнейшей доминантой существования и развития государственности является патриотизм граждан. Недооценка патриотизма как фундамента гражданского сознания приводит не только к деградации социо-экономических, духовных и культурных основ развития государства, но и к углублению таких проблемных зон личностной сферы граждан, как социальная безответственность, нравственная черствость, цифровой нарциссизм. К сожалению, представители цифрового поколения ощущают себя скорее членами некоего цифрового сообщества с размытыми географическими рамками и национальными границами, чем гражданами своего Отечества. Вместо чувства преданности Родине молодежь все больше испытывает приверженность идеологическим установкам Интернет-пространства, лояльность к мировоззренческим основам сетевого сообщества. В последнее время пользуются особой популярностью средства, так называемого, цифрового детокса, позволяющие оградить человека от информационно-коммуникационного прессинга путем ограничений на использование гадже-тов. С этой точки зрения, патриотическое воспитание молодежи является безуслов-

ным цифровым детоксом, направленным на расширение сферы реальных духовных порывов, гражданской самоидентификации, живого общения [6].

В Законе ДНР «Об образовании» поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития ДНР. В Донецком национальном университете разработана и принята Программа патриотического воспитания студентов на 2016-2020 годы [8]. В этой Программе подчеркивается, что стратегической целью воспитательной работы в Университете является обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, патриота своей Республики с высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Неслучайно, и в государственных образовательных стандартах ДНР указано, что результаты освоения ООП ряда направлений подготовки определяются, в частности, сформированностью такой общекультурной компетенции, как «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции» (ОК-2).

На наш взгляд, основной целью патриотического воспитания молодежи должно быть формирование патриотического самосознания, любви к Родине и своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский долг. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание студентов в высшем учебном заведении является важной составляющей учебно-воспитательной работы, направленной на передачу социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности.

Анализ актуальных исследований. Анализ научной литературы позволил нам прийти к выводу, что проблема формирования патриотизма изучалась в рамках

различных областей социально-гуманитарного знания. Начало систематического изучения патриотизма было положено античными мыслителями. В своих трудах Аристотель, Платон, Цицерон глубоко изучали вопросы отношения граждан своему Отечеству. В поздние века к вопросам патриотизма обращались такие представители мировой науки как Монтескье, Гегель, Жан-Жак Руссо, М.Монтень, Я. А.Ко-менский. В России вопросы о целях гражданского воспитания ставили выдающиеся просветители А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и др. К.Д.Ушинский увязывал нравственные основы личности с чувствами национального самосознания, любви к Отечеству.

В СССР появилось и закрепилось понятие «советский патриотизм». Этому способствовали работы А.В. Луначарского, Н.К.Крупской. Особый вклад в становление патриотического воспитания внёс А.С.Макаренко. Из работ этого периода, повлиявших на формирование системы патриотического воспитания, особое значение имеют работы В.А.Сухомлинского. Среди исследований по данной проблеме укажем работы И.С.Марьенко, В.АСла-стенина, М.А.Терентия и др. К сожалению, в конце ХХ в. проблемы в государственной и общественной жизни привели к формализации содержания патриотического воспитания, изменению концептуальных основ воспитания молодежи.

Заметим, что близкими к нашему исследованию целями обладает ряд научных трудов, в которых изучаются вопросы патриотического воспитания, их роль и место в системе нравственного воспитания учащихся (О.С.Богданова); подходы к систематизации форм и методов патриотического воспитания, подготовки учащихся к защите своей Родины (А.А.Аронов, А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, П.Ф.Лукин, В.И.Лутовинов, И.И.Мельниченко); специфика русского патриотизма (М.А.Горбова); актуальные подходы к пониманию патриотизма (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.А.Глебов, В.И.Лутови-

нов, К.М.Никонов); связь менталитета и патриотизма (Н.Р.Милютина); воспитание гражданственности (В.У.Плюхин, Г.Р.Ах-метжанова, В.Н.Власова); педагогические аспекты воспитательного потенциала патриотизма при изучении предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе (А.К.Быков, Н.Н.Казначеева, Е.С.Королькова) и др. Это свидетельствует о том, что в педагогической науке и практике сложились теоретические предпосылки для систематизации разработок основ воспитания патриотизма молодежи.

Цель статьи — изучить возможности патриотического воспитания молодежи, формирования патриотического самосознания, любви к Родине и своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский долг средствами математического образования.

Изложение основного материала. В работе А.А.Герасимовой рассматривается патриотизм как сложная духовно-нравственная и социально-политическая реалия, структура которой представляет собой систему обоснованного патриотического сознания, патриотического, нравственного чувства и патриотического поведения. Нравственное чувство в этой структуре непосредственно взаимосвязано, с одной стороны, с духовным сознательным аспектом патриотизма, а с другой стороны, с его деятельностной и функциональной стороной, приобретающей, в конечном счете, характер политической компоненты [2].

М.А.Ешев в своем исследовании определяет патриотизм как комплексную социокультурную ценность, основывающуюся на естественном чувстве любви к своей Родине, побуждающую к активным действиям на пользу своему Отечеству и включающую все стороны культуры личности, а также направленную на нормализацию общественной жизни и соединение российского многокультурного общества в единое целое [7]. Т.И.Морозова также определяет патриотизм, как любовь: к своей стране, заботе о ее процветании и благополучии. По ее мнению в патрио-

тизме отражается эмоционально-психологическое мироощущение страны и государства, которое, как правило, проявляется в символической форме. Для патриота его страна и государство это, в первую очередь, Родина и Отчизна. Истинный патриот - это человек, стремящийся улучшить моральный климат в стране и избавить ее от «пороков общества» [10].

Таким образом, патриотизм молодого человека не является врожденным качеством или свойством личности, но формируется в процессе саморазвития и воспитания. Наряду с этим патриотическое образование включает в себя получение и усвоение индивидом знаний о системе взаимоотношений государства и личности, о ее правах и обязанностях, эти составляющие образуют процесс формирования патриотизма.

Мы полностью согласны с А.А.Герасимовой, которая утверждает, что чувство патриотизма - тот внутренний идейный, гуманистический стержень, который во многом формирует активную жизненную позицию человека, его должное отношение к выполняемому делу, нравственную зрелость и вдохновляет людей на трудовые свершения. Прежде всего, это касается подрастающего поколения: для молодых людей, не имеющих собственного опыта, соответствующая патриотическая ориентация служит началом, основой воспитания идейно-политического, трудового и нравственного [2].

Н.А.Сысоева свое исследование посвятила феномену патриотизма будущих учителей, под которым понимается внутренняя позиция, вызванная чувством любви (преданностью, гордостью, ответственностью, уважением) по отношению к родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициям своей Родины. Это чувство влияет на формирование профессионального самоопределения, активности в самостоятельной подготовке к постоянной педагогической деятельности (воспитание чувства любви к Отечеству, становление отношения к ней и формирование патрио-

тизма как жизненного принципа). При этом профессиональная образовательная и воспитательная работа выступают выражением патриотического воспитания, направленного на воссоздание, поддержке славы Родины и своего народа, обычаев и норм народной культуры, природных богатств Отечества для передачи их следующим поколениям. Патриотизм как особенность деятельности, согласованно сопрягаясь и взаимодействуя, преобразуются в нравственное воззрение будущего учителя. Такие нравственные принципы направлены на получение знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления будущей педагогической деятельности [12].

Задачи воспитания в процессе обучения считали важными как многие ученые-математики, так и педагоги-математики. Так, выдающийся русский математик Н.И.Лобачевский в выступлении «О важнейших предметах воспитания» отметил такие аспекты воспитательного потенциала математики, как развитие научного мировоззрения, необходимость направленности приобретенных знаний и умений на пользу общества; трудолюбие, любовь к отечеству и заботы о собственной чести и др. [1].

Воспитание, как и любое творчество, не имеет всеобъемлющих средств и форм, оно требует непрерывного поиска, способности следовать за изменениями в жизни. Внутренний мир каждого человека, а в особенности молодого, личностно чрезвычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь нужно активное участие со стороны опытных наставников. Мы считаем, что системообразующим фактором воспитания патриотизма и гражданственности является воспитание на боевых и трудовых традициях своего народа; сокровищнице фольклора как кладезе народной мудрости.

Заметим, что на уроках математики учитель не все время концентрирует внимание учеников на абстрактной стороне предмета. Теоретические основы математики требуют дополнений в виде иллю-

страций с различным практическим содержанием. Безусловно, полезен реалистичный материал «текстовых» задач, исторические сведения, различного рода приложения, содержащие историко-краеведческую и экологическую информацию.

Гораздо плотнее связан с математической наукой метод, состоящий в привнесении патриотической направленности целому ряду исторических сведений. Такой прием стимулирует повышенный интерес обучающихся к истории математической науки, а во многих случаях дает повод и возможность эффективным образом ознакомить студентов с математическими фактами, выходящими за пределы стандартной программы и удачно её дополняющими.

Отмечая большое воспитательное и общеобразовательное значение историзма в преподавании математики, известные советские математики А.Я.Хинчин, П.С.Александров, Б.В. Гнеденко, А.И. Маркушевич, И.Я. Депман, Б.В. Болгарский и другие в то же время указывали на его роль в развитии чувства патриотизма у учащихся. Так, И.Я. Депман утверждает: «Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях естественно развивают любовь к своей стране, к своему народу. Русская математика, как старая, так и новая, дает для этого очень богатые возможности». Изучение жизни и творчества русских ученых помогают молодежи выбрать достойный пример для подражания [4].

Мы достаточно часто используем на занятиях исторический материал. Например, большой интерес у будущих учителей математики вызывает биография М.В. Остроградского, его стремление к знаниям и огромное желание преподавать именно в России. «В 1818 году Михаил Васильевич Остроградский успешно закончил физико-математическое отделение Харьковского университета, а через два года успешно сдал экзамены на степень кандидата наук. Однако его лишают аттестата кандидата наук и диплома об окончании университета за непосещение лек-

ций по богословию. Остроградский демонстративно отказался пересдать экзамены и попросил вычеркнуть его из списков выпускников. В 1822 году Михаил Васильевич, желая продолжить занятия математикой, уехал в Париж, где в Сорбонне и Коллеж де Франс продолжал изучать математику, посещал лекции знаменитых французских учёных - Лапласа, Фурье, Ампера, Пуассона и Коши. Михаил обаял французских мэтров своим живым характером, остроумием, неприхотливостью в быту. Однажды в 1826 году Остроградский угодил в долговую тюрьму Клиши, поскольку не смог расплатиться за «еду и постой». В камере он написал и отправил в Парижскую академию наук «Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне». На решение именно этой проблемы в 1816 г. Парижская Академия наук объявила специальный конкурс. Статья привела в восторг Коши, и он выкупил из тюрьмы талантливого коллегу. Коши и Лаплас дали рекомендацию Остроградскому преподавать в учебной коллегии Генриха IV, где им остались весьма довольны.

Но уже в 1828 году Остроградский стремится в Россию. На беду он был ограблен под Франкфуртом и дальнейший свой путь продолжал на телегах и пешком. Весной 1828 года босой и оборванный Михаил Остроградский вышел к городу Дерпту (ныне Тарту в Эстонии), где назвался учеником Лапласа и Коши и попросил помощи у местных студентов. Студент Дерптского университета, а впоследствии знаменитый поэт Николай Языков пишет родным: «Дней пять тому назад явился ко мне неизвестный русский пешеход от Франкфурта ... его мы вымыли, обули, одели, покормили и доставили средства кормиться дорогой до Петербурга. Ему прозвание - Остроградский. ».

Остроградский поселился в столице, быстро свел знакомство с местной научной элитой и легко убедил их в том, что перед ними действительно серьезный ученый, математик. Практически сразу Остроградский начал преподавать в Мор-

ском кадетском корпусе, поскольку работать в университете ему не позволили по причине отсутствия диплома о высшем образовании. Вскоре он стал читать лекции и в Институте корпуса инженеров путей сообщения.

Во времена правления Николая I математическим наукам уделялось особое внимание, а Михаила Васильевича вскоре стали называть первым математиком России. Император доверял ему и преподавание цесаревичам. В военных учебных заведениях усилиями Остроградского математика стала читаться, пожалуй, лучше, чем в университетах России. Блестящая карьера Михаила Васильевича сделала его примером для молодежи. Направляя своих детей в институт, родители благословляли их словами: «Становись Остроградским!»». Подобные материалы вызывают у студентов чувство гордости за видных деятелей отечественной науки [3].

Выводы. Таким образом, в процессе математического обучения патриотическое воспитание необходимо осуществлять посредством опоры на: подбор содержания образования; специальные методы и формы обучения; нравственную позицию самого учителя.

Безусловно, первостепенными факторами для осуществления патриотического воспитания учителем являются наличие у него персонификации идеального воспитанника - воплощения его гражданских устремлений; умение пользоваться принципами, методами и формами воспитания, осознание механизмов формирования внутренних структур личности и заинтересованность в результатах своей деятельности. Формирование социально активной гражданской позиции будущего учителя -важнейшая задача его профессиональной подготовки [11]. Учитель должен не только иметь цельные и системные представления о нравственном идеале и стремиться к нему, но и уметь использовать возможности предметного, в том числе и математического, обучения для проектирования и организации всех видов воспитания школьников, в том числе и патриотиче-

ского воспитания. Критериями эффективности патриотического воспитания цифрового поколения мы считаем сформиро-ванность следующих трех составляющих:

а) патриотического сознания, как ценностного отношения гражданина к Отечеству, народу, гордости за его прошлое и настоящее;

б) умений и навыков патриотической деятельности, проявляющейся в активной жизненной позиции гражданина, ответственности за порученное дело, нравственной зрелости, стремлении отстаивать интересы Родины;

в) патриотического саморазвития и самореализации, как процесса наработки социальных целей, овладения патриотической мотивацией профессиональной деятельности, самовоспитания социально ориентированных качеств личности с целью приближения к нравственному идеалу

[5].

1. Болгарский Б.В. Историзм при преподавании математики / Б.В.Болгарский // Вопросы преподавания математики в средней школе. - Москва : Просвещение, 1958. - С. 5264.

2. Герасимова А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: дис. канд. полит. наук / А.А.Герасимова. - Москва, 2007. - 225 с.

3. Гнеденко Б.В. Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862): Жизнь и работа. Научное и педагогическое наследие / Б.В.Гнеденко, И.Б.Погребысский. - Москва: Изд-во АН СССР, 1963. - 271 с.

4. Депман И.Я. Из истории математики / И.Я.Депман.- Москва: Либроком, 2014. -156 с.

5. Дзундза А.И. Мировоззренческий потенциал математики / А.И.Дзундза, В.А.Ца-пов // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник науч-ныхработ / редкол.: Е.И. Скафа (научн. ред.) и др.; Донецкий нац. ун-т. - Донецк, 2016. - Вып. 43. - С. 7-12.

6. Дзундза А.И. Проблема формирования социально-адаптационного компонента системы мировоззренческих ориентиров цифрового поколения современных студентов средствами экономико-математического модели-

рования / А.И.Дзундза, В.А.Цапов, ЕЮ. Чудина // Вестник ДонНУ, Сер. Б: гуманитарные науки. - №2. - 2019. - С. 115-122.

7. Ешев М.А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: дис. канд. соц. наук : 22.00.06 / М.А.Ешев. - Майкоп, 2010 -164 с.

8. Концепция воспитательной работы. Программа патриотического воспитания студентов Донецкого национального университета на 2016-2020 годы: сборник нормативных актов Донецкого национального университета. Выпуск 6 / Составители: В.Н.Тимохин, Е.И.Скафа, О.Н.Попова; под ред. проф. С.В.Беспаловой. - Донецк: ДонНУ, 2016. - 32 с.

9. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г. // Сборник законодательных ак-

-'-3.......L -

Abstract. Dzundza A., Tsapov V. MATHEMATICAL LEARNING AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE DIGITAL GENERATION. The article analyzes various aspects of the educational potential of mathematical training in the formation of patriotism among students -future mathematics teachers, the educational value of historicism in the design of the content of mathematical teaching is noted. We study the possibilities of mathematical education in the process of forming patriotic self-awareness, love for the motherland and our people, and the desire to conscientiously fulfill a civic duty. The necessity of mastering modern pedagogical technologies by teachers, creating new educational scenarios and organizational forms to reduce the "digital" inequality of the teacher and student, and to remove barriers in communication between representatives of different generations is proved. Patriotic education is presented as a means of digital detox. It is shown that in the process of mathematical training, patriotic education can be carried out by relying on the selection of the content of education; special methods and forms of training; moral position of the teacher himself.

Key words: mathematical learning, digital generation, patriotic education, digital detox, worldview guidelines, math teachers, morality, value guidelines.

Статья поступила в редакцию 02.04.2019 г.

тов Донецкой Народной Республики. -29.12.2017. - №1.

10. Морозова Т.И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи / Т.ИМорозова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2010. - № 14. - С. 95-99.

11. Павлова О.А. Формирование готовности будущего учителя математики к осуществлению нравственного воспитания учащихся средствами истории математики : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.А.Павлова. - Калуга, 2008. - 197 с.

12. Сысоева Н.А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.А. Сысоева - Волгоград, 2006. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.