Научная статья на тему 'РАТНЫЙ ПОДВИГ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕМАТИКОВ: СЮЖЕТЫ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

РАТНЫЙ ПОДВИГ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕМАТИКОВ: СЮЖЕТЫ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРИМЕР ПАТРИОТА УЧЁНОГО-МАТЕМАТИКА / EDUCATION / PATRIOTISM / AN EXAMPLE OF A PATRIOT MATHEMATICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников Роман Анатольевич

Анализируются особенности патриотического воспитания молодого поколения россиян в условиях информатизации общества. Описывается возможность патриотического воспитания студенческой молодежи на занятиях по высшей математике. Рассматриваются: этимология термина «патриотизм»; взгляды классиков науки и современные воззрения на роль патриотического воспитания в целом и в частности при обучении математике. Приводится жизнеописание двух известных отечественных учёных-математиков: Николая Павловича Еругина и Николая Александровича Сапогова. Даются их биографические данные; описывается участие в Великой Отечественной войне, отмечается вклад обоих учёных в математическую науку; рассматривается перечень наиболее значимых учебников и учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников Роман Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The feat of Russian mathematicians: stories for patriotic education

Analyzes the features of Patriotic education of the younger generation of Russians in conditions of society's Informatization.Describes the opportunity for the Patriotic education of students in the classes of higher mathematics.Discusses the etymology of the term "patriotism"; the views of classics of science and modern views on the role of Patriotic education in General and in particular when teaching mathematics. Provides a biography of two famous Russian scientists-mathematicians: Nicholas Erugin and Nikolai Sapogov. Given their biographical data; describes participation in the great Patriotic war, the contribution of both scientists in mathematical science; examines the list of the most significant textbooks and manuals.Undoubtedly, patriotism is connected with the military feat of the Soviet people, who made a decisive contribution to the victory over fascism. This is especially true now, when, unfortunately, the interest in the ideology of Nazism is reviving. Patriotic education of students in classes in higher mathematics on the basis of demonstrating the military feat of well-known domestic mathematicians is an important area of modern pedagogical science; In our opinion, one of the possible ways of opposing the pernicious influence of propaganda aimed at destroying the life foundations of the representatives of the Russian world.

Текст научной работы на тему «РАТНЫЙ ПОДВИГ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕМАТИКОВ: СЮЖЕТЫ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

УДК 37(09)(075.8)

РАТНЫЙ ПОДВИГ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕМАТИКОВ: СЮЖЕТЫ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Мельников Роман Анатольевич кандидат педагогических наук, доцент e-mail: roman_elets_08@mail.ru Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

г. Елец, Российская Федерация Melnikov Roman

Сandidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

Yelets State Bunin University

].......!

Анализируются особенности патриотического воспитания молодого поколения россиян в условиях информатизации общества. Описывается возможность патриотического воспитания студенческой молодежи на занятиях по высшей математике. Рассматриваются: этимология термина «патриотизм»; взгляды классиков науки и современные воззрения на роль патриотического воспитания в целом и в частности при обучении математике. Приводится жизнеописание двух известных отечественных учёных-математиков: Николая Павловича Еругина и Николая Александровича Сапогова. Даются их биографические данные; описывается участие в Великой Отечественной войне, отмечается вклад обоих учёных в математическую науку; рассматривается перечень наиболее значимых учебников и учебных пособий.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, пример патриота учёного-математика.

]......i

Постановка проблемы. Граждане России сегодня стали объектами массированной информационной атаки, направленной на разрушение традиционных устоев (семьи, религии, истории страны и т. п.), на которые веками опиралось наше государство.

В первую очередь, предпринимаются попытки деформировать сознание молодого поколения, которое имеет малый жизненный опыт и зачастую не способно отличить зерна от плевел.

Немаловажную роль в этом своеобразном «дегаже» со стороны стран запад-

ного мира играют разработанные и успешно продвигаемые ими интернет-технологии.

Большинство жителей нашей страны получили доступ к ресурсам всемирной паутины сравнительно недавно. Именно в России сейчас отмечается значительный рост пользователей web-ресурсов. С одной стороны, вместе с этим открылись неведомые горизонты для самообразования. Интересующую информацию можно получить практически мгновенно, «одним нажатием клавиши». Но, с другой стороны, остаётся открытым вопрос о досто-

верности получаемой информации. Даже если исходить из принципа «доверяй, но проверяй», то отсеять «шелуху» удаётся только опытному, знающему суть вопроса человеку. В силу природной доверчивости русского характера, многие пользователи интернета в России часто безоговорочно доверяют полученной из сети информации.

Одно дело, если это прогноз погоды на завтра, а другое дело, если это материалы, связанные самоидентификацией человека, ориентированные на формирование нравственной стороны его личности. В таком случае эти материалы могут служить идеологическим оружием, направленным на разрушение моральных устоев гражданина своей страны и вообще человека.

Противодействием такому «зомбирующему» влиянию может служить воспитание молодого поколения, в основу которого может быть положена идея патриотизма.

Анализ актуальных исследований. Обратимся сначала к этимологии термина «патриотизм». В разных языках европейской группы мы можем найти созвучные слова: в греческом языке - «латрхют^» (означает земляк, соотечественник); во французском языке - « patriote» (сын отечества).

Обратимся теперь к классику русской словесности В.И. Далю (1801-1872). В его знаменитом словаре под словом «патриот» понимается «...любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечествен-ник или отчизник» [1, С. 21].

В другом известном словаре, автором которого является советский лингвист, профессор С.И. Ожегов (1900-1964), патриот определяется как «человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь» [2, С. 426].

Воспитание в процессе обучения -один из основополагающих принципов, заложенных в основу отечественной системы образования. В традициях нашей высшей школы принято образование рассматривать, не отрывая его от воспитания.

На обязательное единство этих двух процессов указывал российский религиозный философ конца XIX - начала XX вв. Иван Александрович Ильин (1883-1954): «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает, портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный -и начинает злоупотреблять» [3, С. 47].

В своё время известный врач и физиолог Николай Иванович Пирогов (18101881) отмечал по этому поводу: «В науке кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает, какие бы не были ее представители. Наука берёт свое, и, действуя на ум, действует и на нравы. В этом лучше всего нас убеждают люди, вынесшие из школы одну лишь только привязанность к науке, едва узнав её начатки. Без всякого надзора и приготовления к жизни, брошенные в жизнь, в борьбе с лишениями и нуждами, они в одной науке находят и утешение, и крепость, и мужество в борьбе» [4].

На важность воспитания при обучении математике указывали известные отечественные педагоги-математики: И.Я. Депман (1885-1970), Б.А. Кордем-ский (1907-1999) и К.Г. Кожабаев (р. 1938).

Так И.Я. Депман писал: «Исторические сведения о математике своей Родины и её достижениях естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, своему народу» [5].

Рассмотрим теперь современные воззрения, связанные с патриотическим воспитанием в высшей школе. Так О.Н. Ва-сичкина утверждает, что «патриотизм -это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан» [6, С. 33].

Приведем ещё одно важный аспект патриотического воспитания студентов: «в процессе воспитательной работы весьма важно развивать социальную память -способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений» [7, С. 53].

В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации под патриотизмом понимается «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». При этом «на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения». Далее читаем, что «на макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей» [8].

Выступая 3 февраля 2016 г. перед активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Президент России назвал идею патриотизма центральной в идеологии государства. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - подчеркнул глава государства. «Это и есть национальная идея, - пояснил он. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе» [9].

Целью статьи является рассмотрение одной из возможных форм патриотического воспитания студенческой молодежи на занятиях по высшей математике.

Изложение основного материала.

Незаметное с виду воспитательное воздействие оказывают именно примеры о жизнедеятельности известных людей (учёных, спортсменов, военных и др.), внесших заметный вклад в развитие той отрасли жизни страны, в которой они работали.

Несомненно, патриотизм связан с ратным подвигом советского народа, внесшего решающий вклад в победу над фашизмом. Особенно это актуально сейчас, когда, к сожалению, возрождается интерес к

идеологии нацизма.

Воспитание обучающихся на занятиях по высшей математике, на первый взгляд, трудно увязать с идеей патриотизма, но это, несомненно, возможно.

В качестве примера приведём краткое жизнеописание двух учёных-математиков, участников Великой Отечественной войны, настоящих патриотов своей Родины. Это подтверждается их делами при жизни, а также оставленном ими наследии (учениках, учебниках, учебно-методической литературе и т.п.).

Еругин Николай Павлович (19071990) - доктор физико-математических наук, профессор, директор института математики АН Белорусской ССР (с 1959 г.), академик АН БССР. Преподавал в Ленинградском и Белорусском университетах. Лауреат Государственной премии (1951 г.). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженный деятель науки БССР (1967 г.). Герой Социалистического Труда (1969 г).

Участвовал в обороне Ленинграда в 1941-1942 гг. Сначала служил в ополчении. Затем стал командиром второго взвода противотанковой 45-миллиметровой артиллерии 466-го стрелкового полка 125-й стрелковой дивизии. Военные его взвода использовали противотанковые пушки. Соединение Н.П. Еругина держало оборону передовой под г. Колпино. В феврале 1942 г. он был тяжело ранен. Долгое время лечился в различных госпиталях. Только в сентябре 1942 г. был переправлен в г. Ела-бугу, где в эвакуации находилась научная часть Ленинградского университета.

Николай Павлович внёс ощутимый вклад в решение одной из узловых проблем теории дифференциальных уравнений, решив (в 1937 г.) проблему Пуанкаре о ветвлении решений линейной системы в окрестности полюса коэффициентов, имеющих порядок, выше единицы.

Он - автор монографий и учебников по теории систем обыкновенных дифференциальных уравнений и качественной теории дифференциальных уравнений: «Приводимые системы» (1946), «Метод

Лаппо-Данилевского в теории линейных дифференциальных уравнений» (1956), «Линейные системы обыкновенных дифференциальных уравнений с периодическими и квазипериодическими коэффициентами» (1963), «Книга для чтения по общему курсу дифференциальных уравнений» (1970), «Курс обыкновенных дифференциальных уравнений» (1974), «Проблема Римана» (1982).

О Н.П. Еругине обязательно нужно рассказать студентам, приступающим к изучению дисциплины «Дифференциальные уравнения».

Сапогов Николай Александрович (1915-1983) - доктор физико-математических наук, профессор, специалист в области теории вероятностей и теории функций.

Участвовал в Великой Отечественной войне, служил в пехоте. В 1941 г. участвовал в обороне Ленинграда. Вскоре после этого в его воинскую часть приехали представители Авиационного училища набирать курсантов. Н.А. Сапогов был зачислен в училище для обучения по специальности «авиационный техник». Само училище было эвакуировано в Магнитогорск. Обучение в нём было ускоренным, поэтому Николай Александрович окончил его, по-видимому, в 1942 г., после чего ему было предложено остаться там же преподавателем математики, служа Родине в тылу.

После войны преподавал математику в различных вузах Ленинграда: Политехническом институте, ЛЭТИ, ЛГУ. Работая в ЛГУ, Н.А. Сапогов читал курсы по теории вероятностей и математической статистике, а в инженерных вузах - общие курсы математики.

В науке им получены весомые результаты в области теории вероятностей (окончательная, не улучшаемая формулировка центральной предельной теоремы для неоднородных цепей Маркова с двумя состояниями; простой способ доказательства многомерной центральной предельной теоремы и др.), теории функций (приближение непрерывных функций линей-

ными операторами и оценка их норм, обобщение теоремы Лозинского-Харши-ладзе и др.) и теории рядов (предложен новый признак сходимости).

Работая в должности заведующего кафедрой высшей математики ЛИИЖТ, Н.А. Сапогов много внимания уделял вопросам совершенствования математического образования будущих инженеров и принял участие в создании учебной литературы по математике для студентов технических вузов. Был одним из соавторов вышедшего в свет в 1970 г. учебника «Специальный курс высшей математики для втузов». В содержание книги вошли разделы: теория функций комплексного переменного, ряды и интеграл Фурье, операционное исчисление, элементы линейной алгебры, теория вероятностей и математическая статистика [10].

С судьбой Н.А. Сапогова будет полезно познакомить обучающихся, приступающих к изучению теории вероятностей, особенно студентам технического профиля.

Выводы. Патриотическое воспитание студентов на занятиях по высшей математике на основе демонстрации ратного подвига известных отечественных математиков - важное направление современной педагогической науки; на наш взгляд, один из возможных способов противостояния тлетворному влиянию пропаганды, направленной на разрушение жизненных устоев представителей русского мира.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. 2-е изд., исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. Т.3. / В.И. Даль. - СПб-М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. - 576 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Екатеринбург: Весть, 1994. - 795 с.

3. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России / И.А. Ильин // Трибуна русской мысли. -М., 2002. № 4. - С. 47-54.

4. Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования морских учебных заведений /

®

Н.И. Пирогов // Собрание литературно-педагогических статей И.И. Пирогова, вышедших в управление его Киевским учебным округом (1858-1861 гг.) // Морском сборник, 1861. - № 2.

5. Депман И.Я. Исторический элемент в преподавании математики в средней школе / И.Я. Депман // Идейное воспитание учащихся в процессе обучения. - Л.: Труды научно-педагогической конференции учителей, 1948. - С. 360-369.

6. Васичкина О.Н. К вопросу воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку / О.Н. Васичкина // Архивариус, Т. № 3. - Киев, 2015. - С. 33-36.

7. Платова Е.Э. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и

пути их решения / Е.Э. Платова, Ф.Ю. Сафин, В.В. Фортунатов; под ред. проф. А.А. Оводенко. ГУАП. - СПб, 2006. -112 с.

8.О Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/901867597.

9. Сайт Президента России [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kremlin. ru /events/president/news/51263.

10. Мельников Р.А. Забытое имя в истории науки (к 100-летию со дня рождения Н.А. Сапогова) / Р.А. Мельников, О.А. Саввина // История науки и техники №7. -2015. - С. 3-8.

Abstract. Melnikov R. The feat of Russian mathematicians: stories for patriotic education.

Analyzes the features of Patriotic education of the younger generation of Russians in conditions of society's Informatization. Describes the opportunity for the Patriotic education of students in the classes of higher mathematics. Discusses the etymology of the term ''patriotism"; the views of classics of science and modern views on the role of Patriotic education in General and in particular when teaching mathematics. Provides a biography of two famous Russian scientists-mathematicians: Nicholas Erugin and Nikolai Sapogov. Given their biographical data; describes participation in the great Patriotic war, the contribution of both scientists in mathematical science; examines the list of the most significant textbooks and manuals. Undoubtedly, patriotism is connected with the military feat of the Soviet people, who made a decisive contribution to the victory over fascism. This is especially true now, when, unfortunately, the interest in the ideology of Nazism is reviving. Patriotic education of students in classes in higher mathematics on the basis of demonstrating the military feat of well-known domestic mathematicians is an important area of modern pedagogical science; In our opinion, one of the possible ways of opposing the pernicious influence of propaganda aimed at destroying the life foundations of the representatives of the Russian world.

Key words: education, patriotism, an example of a patriot mathematician.

Статья представлена профессором О.А.Саввиной.

Поступила в редакцию 27.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.