Научная статья на тему 'Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России'

Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО ПАТРИОТИЗМА / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / CIVIC IDENTITY / LEGAL FRAMEWORK OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATION OF THE CITIZEN / SPIRITUAL AND MORAL PRINCIPLE OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотина Татьяна Владимировна, Новикова Татьяна Геннадьевна

Концептуальные основы, модели, структура, содержание, программно-методическое обеспечение, организационные формы гражданско-патриотического образования. Анализ состояния гражданско-патриотического образования в регионах РФ. Федеральное образовательное учреждение Центр гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотина Татьяна Владимировна, Новикова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России»

КЛЮ ЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ гражданско-патриотического образования в России

Татьяна Владимировна Болотина,

заведующая кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО, директор Центра гражданского образования, национальный координатор в Совете Европы по гражданскому образованию, кандидат педагогических наук

Татьяна Геннадьевна Новикова,

профессор, заведующая кафедрой развития образования, доктор педагогических наук

Гражданско-патриотическое образование является традиционно значимым направлением отечественного образования и на современном этапе осуществляется в изменяющихся социально-политических и социокультурных условиях. Эти изменения отражаются на концептуальных основах, моделях, структуре, содержании, программно-методическом обеспечении, организационных формах гражданско-патриотического образования, которое призвано готовить подрастающее поколение к жизни и конструктивному взаимодействию в условиях становления правового государства и гражданского общества, реального культурного многообразия и новой формы идентичности — общегражданской российской.

• гражданско-патриотическое образование • гражданская идентичность

• нормативная правовая база гражданско-патриотического образования

• воспитание личности гражданина • духовно-нравственное начало патриотизма

ц

ентром гражданского образования АПКиППРО проведён анализ состояния гражданско-патриотиче-ского образования в регионах РФ на современном этапе.

При проведении анализа решались следующие задачи:

• выявить степень единообразия понимания сущности, целей, задач, содержания гражданско-патриоти-ческого образования в различных регионах Российской Федерации;

• проанализировать нормативную правовую базу и содержание региональных программ гражданско-патриотического образования;

• выявить наиболее значимые проблемы, трудности и риски, связанные с развитием гражданско-патриотического образования

в системе общего образования и дополнительного профессионального педагогического образования учителей.

Результаты анализа позволяют сделать следующий вывод.

В Российской Федерации достаточно хорошо разработана нормативная правовая база граж-данско-патриотического образования как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом следует отметить, что в процессе формирования нормативного правового обеспечения гражданского образования наблюдается определённая тенденция: от усиления гражданско-правового компонента в конце 1990-х и в начале 2000-х гг. к усилению гражданско-патриотического компонента, начиная с 2006—2007 гг. и до настоящего времени.

Главная причина такого состояния лежит в плоскости изменения государственной политики в сфере гражданского образования. В настоящее время разрабатывается и апробируется целостная государственно-общественная система гражданско-патриотичес-кого образования учащихся, направленная на формирование готовности к достойному служению Отечеству.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р) указано на необходимость достижения высоких стандартов благосостояния человека, социального согласия и социальной справедливости, а также поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества. Здесь же вводится понятие гражданской идентичности как ключевого компонента российской национально-государственной идентичности, а её формирование обозначено как важнейшая ценностная ориентация всей системы образования, и прежде всего гражданско-патриотического. В документе были также определены основные ценности гражданской идентичности:

• идеалы и ценности гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, семейные ценности, инновационная трудовая этика;

• патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;

• ценности личностной, социальной и государственной безопасности;

• национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

В 2008 году началась реализация мероприятий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 гг.», впоследствии продолженной до 2015 года, а также аналитических ведомственных целевых программ «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций».

Таким образом, в связи с необходимостью решения вопросов подготовки учащихся образовательных учреждений к военной службе сама направленность гражданско-патриотического образования приобрела черты военно-патриотического, для которого увековечение памяти защитников Отечества является основой организации деятельности с детьми. Заметно оживилась деятельность военно-патриотических, военно-спортивных клубов и центров, объединений юных десантников, пограничников, моряков и лётчиков, реализуются дополнительные образовательные программы военного профиля в кадетских образовательных учреждениях.

Новый этап развития гражданско-патри-отического образования связан с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и с началом апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 год).

В Стандарте подчёркивается его значимость как общественного договора между школой (учащимися и педагогами), семьёй, обществом и государством по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения, что переводит образование в целом и систему гражданского образования, в частности, из плоскости публичного права в сферу гражданско-правовых отношений. Это положение

Стандарта опирается на идею Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) о расширении общественного участия в управлении образованием. Многие образовательные инициативы — «Демократическое правление школой», Всероссийская акция социального проектирования «Я — гражданин России», проект «Лидер школьного самоуправления» и др. вошли составной частью в Приоритетный национальный проект «Образование» и в последующие нормативные правовые документы, касающиеся развития гражданского образования. Они направлены на разработку школьниками социальных проектов, стимулируют их гражданскую активность и чувство ответственности за благополучие своей Родины.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения содержатся также наиболее значимые на сегодняшний день новые ориентиры развития гражданско-патриотического образования. Провозглашается новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая непосредственно влияет на формирование образовательной политики в сфере гражданско-патриотического образования.

Идеологической и методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Cреди базовых национальных ценностей особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Под «патриотизмом» в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, слу-

жение Отечеству, а под гражданственностью — служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании является наиболее значимым и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.

Реализация стандартов второго поколения невозможна без осмысления основополагающих категорий гражданско-патриотического образования. Таким образом, в Концепции очень сильно сближаются понятия «патриотизм» и «гражданственность», при этом акценты смещаются к ценностям патриотизма.

Более конкретно об этом говорится в личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, которые должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви

к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых силах Российской Федерации;

4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества, с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в ре шении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта

нравственно ориентированной общественной деятельности;

9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение

к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; отношения к природе;

11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в занятиях физкультурой

и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности, как возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству

на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности и их реализация в отношении членов своей семьи.

Региональная нормативная правовая база развития гражданско-патриотического образования достаточно разнообразна и позволяет вести полноценную деятельность в этом направлении. В регионах в соответствии с федеральным законодательством были разработаны:

• региональные концепции модернизации системы гражданско-патриотического образования (Рязанская область) и программы по патриотическому воспитанию («Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006—2010 годы»; областная государственная социальная программа «Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области на 2008—2010 годы», распоряжение администрации Иркутской области от 11 июля 2007 года № 289-ра; программа «Патриотическое воспитание граждан на 2006—2010 и 2010—2015 гг.» Калужской области; «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006—2010 годы»; среднесрочная региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области» на 2006—2010 годы; ведомственная целевая программа «Патриоты Вятки» на 2009—2011 годы, утверждённая Приказом управления по делам молодёжи Кировской области от 28.08.2008 № 201; областная целевая программа «Патриотическое воспитание населения Липецкой области (2009—2012 гг.)»; целевая областная программа «Патриотическое воспитание жителей Магаданской области в 2007—2010 г.»; целевая региональная программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2006—2010 годы»; Долгосрочная целевая программа Омской области «Патриотическое воспитание в Омской области. 2006—2010»; программа «Патриотическое воспитание граждан Свердловской области на 2006—2010 годы» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области);

областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области; областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Ярославской области» и др.);

• региональные программы духовно-нравственного воспитания («Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007—2010 годы»; программа «Повышение нравственной культуры в Республике Дагестан» (2008—2010); план действий по духовно-нравственному воспитанию как важнейшему условию формирования гражданственности в Омской области; информационное письмо Департамента общего образования Томской области от 26.08. 2009 г

№ 1920/01-08 Методические рекомендации «Об особенностях управления воспитательной системой в образовательных учреждениях Томской области в 2009-2010 году» и др.);

• региональные программы развития кра-еведческо-туристической деятельности, нормативные документы, касающиеся преподавания краеведческих дисциплин

и развития музейной педагогики (Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области (№ 01-03/25 от 24.01.2005, № 01-03/318 от 12.05.2006 г.) о включении учебного предмета «Историческое краеведение» в перечень предметов, обязательных для изучения; Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), являющееся приложением к письму Министерства образования РФ № 28-51181/16 от 12.03.2003г. (Томская область); областная целевая программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина — Россия. От родного Белогорья — к святыням Отчизны» на 2008-2011 годы» и др.);

• региональные законы и программы, касающиеся проблем детей и молодёжи (областная комплексная целевая программа

«Дети Белгородчины» на 2007—2010 годы, ведомственная целевая программа «Молодёжь Ивановской области», областная целевая программа «Дети Ивановской области», долгосрочная целевая программа Омской области «Новое поколение (2009—2013 годы)»; Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Дети» на 2007—2009 годы, от 26 декабря 2006 года № 21-5664 (в ред. законов Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5841, от 29.03.2007 № 22-5970); областная целевая программа «Молодёжь Липецкой области (2009-2012 гг.)» и др.

Подобные документы разрабатывались и на муниципальном уровне (например, муниципальная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Ростовского муниципального района» в Ярославской обрасти, муниципальная программа патриотического воспитания детей и молодёжи в системе образования Ангарского муниципального образования Иркутской области, педагогическая концепция образования детей и молодёжи Ангарского муниципального образования «Сибирский характер как ценность», одобренная муниципальным экспертным советом 17 августа 2006 года, решение Думы АМО от 29 сентября 2006 года № 135-17РД; целевая комплексная межотраслевая программа «Молодёжь Ангарска»; городская целевая межведомственная программа «Военно-патриотическое воспитание и формирование гражданственности у молодёжи Томска «Патриот» и т.д.).

Таким образом, отмечается значительная динамика развития нормативной правовой базы гражданского образования как по горизонтали (различные направления граждан-ско-патриотического образования), так и по вертикали, т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем, тенденции последних лет в нормативно-правовом плане свидетельствуют о том, что в образовании выделяются сравнительно автономные линии: гражданско-патриотическое образование, патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Таким образом, односторонность гражданско-патриотического воспитания, чрезмерная специфика его военно ориентированного направле

ния, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле. Анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, необходима комплексная программа гражданско-патриотического образования в образовательных учреждениях РФ, а основа для этого, безусловно, есть. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания — формирование гражданина — патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Условием такой социализации личности является её самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т.д.1

Одновременно для реализации гражданского и патриотического воспитания, требуются специально подготовленные в новой парадигме кадры, при этом необходима опережающая подготовка и переподготовка кадров новой формации, что особенно существенно для реализации региональных образовательных

Лутовинов В.И. «Русский щит». 2009.

программ. В рамках проектной деятельности в АПКиППРО разработана Программа гражданско-патриотического воспитания и модель повышения квалификации как составная часть программы.

Модель повышения квалификации в рамках гражданско-патриотического образования, разработанная в АПКиППРО, являясь механизмом реализации личностно-ориенти-рованной модели обучения, существенно расширяет возможности выстраивания индивидуального образовательного маршрута слушателя и ориентирована на удовлетворение профессиональных потребностей, развитие профессиональных компетентностей каждого педагогического работника.

Обучение в предлагаемой модели повышения квалификации педагогических кадров построено на блочно-модульной основе и реализуется в очной, очно-заочной, дистантной форме или их сочетании. Повышение квалификации может осуществляться как в обычном режиме, так и в режиме «малых шагов», то есть периоды обучения могут быть достаточно короткими и заканчиваться планом деятельности по реализации, желательно сопровождаемые мониторингом. Заочная фаза обучения обеспечивается поддержкой службы организационного консалтинга через использование ресурсов глобальных информационных систем. Для обеспечения равных условий доступа к качественной информации для любого потенциального участника, в рамках системы будут проводиться on-line, of-line встречи и консультации с ведущими специалистами, практиками, победителями национального проекта «Образование».

К обязательным условиям относятся наличие стандарта учебного процесса, наличие УМК, справочных материалов, доступ к информации для самостоятельной работы. Для увеличения эффективности обучения, построенного с помощью видео-контактов, учебную группу и персонально каждого слушателя должен сопровождать квалифицированный тьютор, осуществляющий поддержку и отвечающий

за реализацию межсессионной практической деятельности и мониторинг внедрения.

Модель строится как динамическая сеть с разнотипными ресурсными узлами, возникающая усилиями «системного интегратора», в роли которого выступает НП «Центр гражданского образования».

Ресурсными центрами модели ПК являются учреждения (региональные центры гражданского образования и другие неправительственные организации), имеющие опыт работы в области гражданско-патриотического воспитания, на базе которых создаются стажёрско-модельные площадки по повышению квалификации. Ста-жёрско-модельные площади (ресурсные центры) создаются в восьми субъектах Российской Федерации: это Красноярский край, Калининградская, Томская, Челябинская, Псковская, Ульяновская области, Республика Карелия. Стажёрско-модель-ные площадки представляют материалы, презентующие свой опыт работы по граж-данско-патриотическому воспитанию как ресурс для виртуальных стажировок. Опыт работы стажёрско-модельных площадок оформляется в один из модулей программы повышения квалификации педагогов (специалистов) в области граж-данско-патриотического воспитания.

Стажёрско-модельные площадки отбираются на основе анализа деятельности центров в области гражданско-патриотическо-го образования.

Стажёрско-модельные площадки отвечают следующим критериям:

• наличие инновационного опыта повышения квалификации;

• опыт соорганизации с образовательными учреждениями в области проектирования инновационных практик; опыт сотрудничества с учреждениями системы дополнительного профессионального педагогического образования в области разработки программ повышения квалификации;

• включённость в профессиональные ассоциации педагогов и образовательных

учреждений на региональном и/или федеральном уровне (ассоциация лучших школ России; инновационных школ и т.п.); включённость в сетевое взаимодействие, осуществляемое в том числе и на основе информационно-коммуникационных технологий;

• участие в реализации проектов;

• опыт диссеминации инновационных разработок в области гражданского и патриотического воспитания посредством семинаров, консультаций, конференций и других форм;

• наличие ИКТ-насыщенной среды, обеспечивающей активность при распространении инновационного опыта в области сетевого взаимодействия и дистанционного обучения, наличие локальных сетей.

Выбранные площадки оформляют карту инновационного опыта, модуль программы ПК, которые вывешиваются на сайте проекта. Таким образом, при знакомстве с опытом стажёрско-модельной площадки любой желающий может выбрать свой модуль и пройти повышение квалификации на этой площадке.

К характеристическим параметрам технологий, детально представляющим каждую и позволяющим осуществлять выбор для конкретного слушателя с учётом категории и позиционирования в инновационном образовательном пространстве, относятся:

• технологические целевые установки;

• целевое назначение;

• основная структурная единица;

• характер планируемых результатов обучения;

• назначение процедур обратной связи;

• преобладающие методы обучения;

• преобладающие организационные формы обучения;

• типовые средства обучения;

• ресурсная база;

• мера учёта характерной для гуманитарных систем неопределённости при организации образовательного процесса;

• способы (организационные формы) итогового контроля результативности обучения в блоке уроков;

• патентная формула.

Диссеминация образовательных технологий в системе ДПО в области гражданско-патрио-тического образования позволит изменить слушателями собственную профессиональную

практику на основе её рефлексивного анализа, освоения новых научных идей и овладения новыми технологиями деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное внимание уделяется деятель-ностным компонентам, направленным на организацию формирования в ходе обучения индивидуальных траекторий обучаемых, возможности трансляции содержания на различных информационных уровнях, в зависимости от уровня подготовленности слушателя и его позиционирования в инновационном образовательном пространстве.

Особое внимание уделяется процедурам индивидуального трансфера технологий и процедурам совместно-распределённой деятельности как в гомогенных, так и в гетерогенных группах.

Алгоритм разработки методических рекомендаций включает:

• характеристику общих подходов к организации дифференцированной и индивидуализированной диссеминации инноваций в педагогической среде и управлению этими процессами;

• формализованное описание предлагаемых процедур (практикумов, тренингов, интерактивных видеоконференций и др.), в основе которых лежит самый продуктивный способ освоения — «проживание» технологий самими слушателями

в реальной, а не модельной, ситуации обучения;

• создание библиографического указателя имеющегося опыта трансфера технологий;

• описание технологических процедур разноуровневой трансляции материала

в зависимости от позиционирования обучаемых в инновационном пространстве;

• обоснование требований к технической оснащённости, ресурсной базе (включая кадровый потенциал) и технологической среде подразделений повышения квалификации, организующих

и осуществляющих распространение описанных технологий.

В качестве основы деятельности модели

повышения квалификации выступают программы в своей вариативной и инвариантной составляющих и «места» для реализации вариативной и инвариантной составляющих — центры гражданского образования, стажёр-ские площадки на базе учреждений.

Программы и «места» для реализации программ служат основой для создания многообразия индивидуальных образовательных маршрутов, позволяя выбирать учебные модули в соответствии с профессиональными и личностными запросами, уровнем наличной подготовки и требуемыми для этого площадками для получения, закрепления и реализации приобретённых знаний и компетенций. В процессе реализации индивидуальных программ каждый слушатель имеет возможность и обязательства воспользоваться ресурсами других площадок, то есть выбрать учреждение за рамками своего региона или в качестве головной организации, реализующей инвариантную составляющую программы или в качестве стажёрской площадки, на которой будет отрабатываться вариативная составляющая.

Характерной особенностью модели многовекторной системы является то, что она может выступать в качестве формы, которая может быть заданной или являться результатом процесса, а также выступать в качестве содержания, то есть быть непосредственно процессом исследования.

Верхним, федеральным, уровнем в модели будет выступать Центр гражданского образования как главный стратег и идеолог в выработке политики в гражданско-патриотичес-ком образовании. Следующим звеном явля-

ются региональные центры гражданского образования как проводники стратегии, а также как координаторы деятельности по реализации модели. Межрегиональный уровень представляют стажёрские площадки, как «места» для реализации инвариантой и вариативной составляющих.

Центр гражданского образования осуществляет взаимодействие с региональными центрами гражданского образования, которые, в свою очередь, взаимодействуют со стажёрско-модельными площадками.

В условиях сложной динамики социокультурных процессов и ресурсного дефицита развитие каждого регионального центра может усиливаться за счёт взаимообменов с другими центрами, взаимодополнения, взаимоподдержки, перехода к продуктивному диалогу регионов. Осмысление, накопление, преобразование (связанное с освоением) и научно-педагогическое сопровождение освоения инновационных педагогических практик соседних регионов — путь практического преобразования локальных инноваций в общий ресурс развития системы гражданско-патриотического образования регионов-участников.

Постепенно для участников, успешно прошедших обучение на семинарах-погружениях, работа по формированию идей, которые в состоянии ответить на исходную потребность, станет неотъемлемой частью их деятельности.

В своих районах они будут выступать не только в привычном качестве проводников гражданско-патриотического образования, они станут трансляторами новой организационной культуры, нового мышления. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.