Научная статья на тему 'Сетевая модель повышения квалификации'

Сетевая модель повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / NETWORK MODEL / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / MODULAR PROGRAM OF PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотина Т.В.

В статье представлен опыт сетевой модели повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования в области гражданско-патриотического образования. В основу модели положен опыт в области коммуникационных технологий и существующие инновационные практики в области гражданско-патриотического образования. Повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического образования построено на блочно-модульной основе и реализовывается в очной, очно-заочной, дистантной форме или их сочетании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING

This article presents the experience of network model of professional training of administrative and pedagogical staff of system of the general education in the field of civil and patriotic education. The model is based on the experience in the field of communication technologies and existing innovative practices in the civil and patriotic education. Professional training of teachers in the field of civil and patriotic education is constructed on a block and modular basis and is implemented in full-time, part-time, distant form or their combination.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель повышения квалификации»

УДК 37.082

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Болотина Т.В., к.п.н., доцент, Институт управления образованием РАО, АПКиППРО, Москва, Россия, E-mail: tatbolotina@mail.ru,

Аннотация: В статье представлен опыт сетевой модели повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования в области гражданско-патриотического образования. В основу модели положен опыт в области коммуникационных технологий и существующие инновационные практики в области гражданско-патриотического образования. Повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданско-патриотического образования построено на блочно-модульной основе и реализовывается в очной, очно-заочной, дистантной форме или их сочетании.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданско-патриотическое образование, сетевая модель, модульная программа повышения квалификации, образовательные практики.

NETWORK MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING

Bolotina T.V., Phd, associate Professor, Institute of management in education of RAE, APKiPRO, E-mail: tatbolotina@mail.ru, Moskow, Russia

Summary: This article presents the experience of network model of professional training of administrative and pedagogical staff of system of the general education in the field of civil and patriotic education. The model is based on the experience in the field of communication technologies and existing innovative practices in the civil and patriotic education. Professional training of teachers in the field of civil and patriotic education is constructed on a block and modular basis and is implemented in full-time, part-time, distant form or their combination.

Keywords: civil identity, civil and patriotic education, network model, modular program of professional training program, educational practices.

Перед российской системой образования стоит задача развития гражданско-патриотического воспитания. Она ставится как обществом, так и государством. В июне 2012 года президентом страны был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В Стратегии подчеркивается необходимость «формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение».

В качестве одной из мер в Стратегии указано «внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в

сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества».

Новые задачи, поставленные перед Российской системой образования, предъявляют новые требования к современному специалисту в области гражданско-патриотического образования и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки их профессиональной компетентности.

Становится очевидным, что эпизодическое повышение квалификации педагогов на квалификационных курсах раз в пять лет уже явно недостаточно, нужен новый подход к организации системы повышения квалификации, обеспечивающей каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста учителя: «Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующее»1

Анализ состояния повышения квалификации преподавателей общественных дисциплин, и руководителей школ, проведенный Федеральным Центром гражданского образования показал, что эффективным повышение квалификации бывает, когда используется инновационный опыт образовательных учреждений, и когда новые подходы и технологии (сетевые и дистанционные образовательные технологии взаимодействия субъектов), утверждающиеся в образовании включают в процесс повышения квалификации учителей.

Поскольку содержание гражданско-патриотического образования сложное, многоуровневое и имеет множество направлений. нами было принято решение создать новые модели повышения квалификации учителей. Одной из моделей стала сетевая модульная модель повышения квалификации «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

Особенность этой модели заключаются в том, что повышение квалификации рассматривается и проектируется как механизм актуализации возможностей системы дополнительного профессионального педагогического образования выступать в качестве инициатора инноваций в образовании, выполнять функцию непрерывного сопровождения по внедрению гражданско-патриотического образования в образовательный процесс образовательного учреждения.

Основным инструментом реализации модели системы повышения квалификации управленческих кадров и педагогических кадров системы общего образования в

1 Профессиональный стандарт педагога/ электронный ресурс http://минобрнауки.рф/%

области гражданско-патриотического образования. является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Организация учебного процесса осуществляется в специализированной открытой среде. Она обеспечивает интерактивное учебно-методическое сопровождение учебного процесса, мобильное обновление учебной информации, ее переструктурирование, адаптацию и подбор учебных модулей.

Подбор учебных модулей осуществляется в соответствии с запросами, профессиональными потребностями как отдельных групп целевой аудитории работников образования, так и каждого слушателя. Это позволяет получить в кратчайшие сроки специалистов, способных к подготовке индивидуальных образовательных программ и обеспечить на современном уровне качество образования слушателей.

Модель повышения квалификации построена на следующих организационных принципах:

- обеспечение открытого образовательного пространства в рамках системы;

- сочетание форм групповой и индивидуальной подготовки;

- возможность преемственности выполнения образовательных программ в различных образовательных учреждениях, входящих в состав сети;

- широкое использование внешних информационных ресурсов, технологии дистанционного обучения и консультационного сопровождения слушателей на всех этапах обучения;

- наличие контролирующей и информационной обратной связи.

Новая модель - это совокупность различных видов деятельности.

Субъектом управления в разрабатываемой модели, который принимает решения, организует их выполнение и контроль, подводит итоги, является преподаватель.

Объектом управления является логическая цепь, по которой проходят информационные и другие потоки от преподавателей до слушателей. Логистическое управление модели содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр. Логистическое управление модели ПК направлено на оптимизацию ресурсов во всех звеньях.

Модель включает структуру, позволяющую учитывать категорию и индивидуальные потребности слушателей, а также их позиционирование в инновационном образовательном пространстве.

Эффективная реализация модели возможна при обоснованном ресурсном обеспечении в соответствии с формой организации повышения квалификации, степенью удаленности, подготовленностью слушателей на «входе» и включает: кадровые, материально-технические, информационные и нормативно-правовые элементы.

Характерной особенностью модели является то, что она может выступать в качестве формы, которая может быть заданной или являться результатом процесса, а также выступать в качестве содержания, то есть быть непосредственно процессом исследования.

Модель строится как динамическая сеть с разнотипными ресурсными узлами, возникающая усилиями «системного интегратора», в роли которого выступает федеральный Центр гражданского образования. Центр - главный стратег и идеолог в выработке политики в гражданско-патриотическом образовании.

Центр является проводником государственной политики, в том числе и в вопросах гражданско-патриотического образования, и осуществляет взаимодействие с региональными ресурсными центрами гражданского образования, которые в свою очередь представлены стажерско-модельными площадками (региональными центрами гражданско-патриотического образования) как место для реализации инвариантной и вариативной составляющих и работают с педагогами.

Все учреждения сети активно взаимодействуют друг с другом с учетом сложившегося научного потенциала.

Учреждения сети решают специфические задачи организации подготовки кадров по гражданско-патриотическому образованию, причем по возможности комплексно, обсуждая весь цикл процесса повышения квалификации. При этом происходит дифференциация программ, форм и методов обучения, увеличивается число и категория слушателей (к организации обучения привлекаются преподаватели школ, вузов, старшеклассники, представители местного профессионального сообщества). Слушатели становятся инициаторами и участниками социальных проектов и программ.

Описание работы сетевой модульной модели повышения квалификации преподавателей

Итак, основными реализаторами новой модели повышения квалификации являются стажерско-модульные площадки (региональные центры).

Стажерско-модульные площадки определяются в результате проведения конкурса на участие в программе повышения квалификации.

Кураторы лучших отобранных площадок заполняют инновационные карты своих площадок. Инновационные карты включают в себя следующую информацию: данные об образовательном учреждении (название учреждения, вид образовательного учреждения, адрес, руководитель учреждения); сущностные характеристики представляемого модуля (тема модуля, формулировка названия нововведения, инновации); сущность новшества, его актуальность; цели и ожидаемые результаты обучения; методы оценки результата; авторы модуля; сроки (длительность процесса) реализации предлагаемой инновации в образовательном учреждении; условия эффективности, риски, возможные ограничения в использовании инновационного опыта в других ОУ; продукты, отражающие представляемый инновационный опыт (ИО) и позволяющие обеспечить его распространение; ресурсный пакет: методические разработки, нормативные документы и др.; наличие и выходные данные публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации, где можно с ними ознакомиться; возможные формы распространения инновации; данные о связях ОУ с другими учреждениями по реализации инновации (сетевые взаимодействия, совместные программы).

Работа по новой модели повышения квалификации строится на основе программы обучения слушателей, которая составляется с учетом инновационного опыта стажерских площадок.

Программа относится к числу рамочных. Она имеет конкретную тематику -повышение квалификации педагогов (специалистов) в области гражданско-патриотического образования, ориентирует тех, кто предполагает обучиться по новой программе, в том проблемно-содержательном поле, которое предлагается освоить.

Особенностью программы является и то, что ее содержание и структура отражают корреляцию и взаимодополняющий характер практико-ориентированных и теоретико-ориентированных разделов модулей, отражающих уровни взаимодействия обучающегося с инновационной практикой, ее осмысления и освоения, уровни готовности к внедрению новшества в области гражданско-патриотического образования.

Таким образом, каждая площадка разрабатывает в общую программу свой учебный модуль обучения.

Учебный модуль, основной компонент учебной программы курса, представляет собой полный цикл деятельности обучающегося по достижению заданного уровня компетентности. Учебный модуль представлен содержательными блоками и

практическими заданиями (учебными заданиями и вопросами, проектами, case-study, темами эссе, вопросами).

В каждый учебный модуль включены: текст, несущий основное содержание (содержательный компонент); иллюстративные примеры, тесты и задания, которым свойственны проблемность изложения и творческий характер, что способствует самопознанию и заставляет слушателя обратиться к собственному опыту, а также ссылки на примеры, вопросы и упражнения, вошедшие в другие элементы. Такой подход отражает идею о том, что модули образуются не из тем учебных модулей, а из логически завершенных видов учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса.

Все учебные модули объединяются в общую программу повышения квалификации . Программа размещается на портале сетевой модульной модели повышения квалификации www.net2020.ru

В сетевой программе на данный период представлены инновационные практики (модули) 7 регионов:

1. «Центр гражданского образования как модель сетевого гражданского образования» - г. Томск.

2. ««Руководитель образовательного учреждения как лидер в реализации гражданско-патриотического воспитания» - Иваново.

3. «Комплексная модель гражданско-патриотического воспитания в ОУ: инновационные образовательные технологии». - Республика Карелия.

4. «Гражданско-патриотическое образование на основе взаимоадаптации исторической памяти и русской национальной культуры с учетом особенностей национальной и региональной специфики, многообразия образовательных подходов» -Челябинск.

5. «Проблемно-рефлексивный подход в обществознании» - Красноярск.

6. «.Профилактика конфликтного проведения обучающихся психолого-педагогическими средствами» Элиста

7. «Патриотизм и гражданственность» базовый модуль, Москва

Таким образом, все модули между собой соединены единой темой, они развивают и дополнят друг друга

Модульная программа предполагает, что участники образовательного процесса могут выбрать некоторое минимально возможное количество модулей или освоить всю программу.

Повышение квалификации по данной программе может осуществляться как в обычном режиме, так и в режиме «малых шагов», то есть периоды обучения могут быть достаточно короткими и заканчиваться планом деятельности по реализации, желательно сопровождаемые мониторингом. Заочная фаза обучения обеспечивается поддержкой службы организационно консалтинга через использование ресурсов глобальных информационных систем.

Информационной базой сетевой программы является организация и методическая поддержка профессионального сообщества через открытие федерального портала созданное в Центре и находящегося в нем Методического хранилища.

Для обеспечения равных условий доступа к качественной информации для любого потенциального участника, в рамках системы будут проводиться of-line встречи и консультации с ведущими специалистами, практиками

Особая роль в сетевой модульной модели повышении квалификации отводится кураторам сетевых площадок. Они набирают группу слушателей, проводят очные занятия. Куратор площадки отслеживает своего слушателя на протяжении всего времени обучения на других площадках

Задача первых занятий - провести установочное сообщение о целях и задачах нового курса ПК, отработать технологии работы с сайтом проекта, организовать многостороннюю коммуникацию обучающихся с куратором и другими партнерами.

Для начала активной работы с материалами, размещенными для дистанционного изучения, куратор помогает слушателям зарегистрироваться (по обычной схеме регистрации на сайтах и порталах с указанием своего имени и пароля), открыть личный кабинет, где слушатель размещал бы информацию о себе.

В то же время нужно отметить, что главное предназначение личного кабинета -сбор, систематизация изученных материалов и фиксация оценок преподавателя.

Каждый слушатель, входя на сайт под своим именем и паролем, имеет возможность ознакомиться с материалами того модуля, который он выбрал для изучения, и простроить свой образовательный маршрут. Допуск к изучению конкретного модуля открывает преподаватель или по его просьбе администратор курса. Слушатель, получивший допуск к материалам курса, имеет возможность читать материалы прямо в Интернете или скачивать их для продолжения работы над материалами уже вне Сети. Каждый ответ, который дает слушатель на конкретный вопрос по теме модуля, или выполненное задание автоматически прикрепляется программой и отражается в личном кабинете данного слушателя. Личный кабинет слушателя представляет собой портфолио слушателя.

Нужно отметить, что на сайте проекта предусмотрена возможность гостевого посещения слушателями всех материалов всех модулей. Это сделано для того, чтобы все слушатели курсов повышения квалификации могли ознакомься со всеми предложенными модулями данного курса.

В сетевой модели работают преподаватели - специалисты в области гражданско-патриотического образования.

Преподаватель периодически заходит под своим именем и паролем в раздел «Вопросы и задания» по каждой теме и изучает ответы слушателей, дает оценку выполненным заданиям. Кроме того, преподаватель имеет возможность написать свои комментарии или личное письмо каждому слушателю, используя возможности сайта.

Каждый преподаватель на своем модуле ведет форум «Консультации преподавателя», где отвечает на все вопросы, которые задают слушатели курса.

Все обучение имеет сопровождение и со стороны руководителей проекта (Центра гражданского образования) и с кураторами площадок. Объявление и план встреч с руководителями размещаются на новостной странице сайта повышения квалификации в Разделе «Главная». Встречи проводятся с использованием сетевого сервиса Скайп.

Таким образом, в основу сетевой программы повышения квалификации положен реальный прогресс в области коммуникационных технологий и существующие наработки реального опыта, которыми в последнее время стала обладать система образования.

Список литературы:

1. Болотина Т.В., Новикова Т.Г. Методические рекомендациипо оррганизации сетевой модели повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического образования М., АПК и ППРО, 2011 С.121

2. Горбунова Л.Н. Сетевая школа управленческих кадров общего образования как инновационный ресурс повышения квалификации // Методист. - 2008. - № 1. - С. 2.

3. Иванов Д.А. Качество образования и управление качеством //директор школы(приложение),2007 №6 стр. 26

4. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне. Методическое пособие. - М.: АПК и ППРО, 2007.

5. Горбунова Л.Н., Василевская Е.В Сетевая модель как новая форма организации ММС в решении приоритетных задач развития образования// Методист, 2008. - № 2.

6. Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие. М., Альфа 2005. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.