Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОИ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КРИТЕРИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОИ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.В. Иванов, А.А. Королев, О.Р. Шакулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The total technogenic load and ecological situation of two Kazan districts were determined. A complex of unfavorable environmental factors has an adverse impact of the mental and emotional status of children who had similar social, sanitary, and history data, which makes itself evident in the fact that the girls showed worse intellectual and mnestic activities and the boys had increased anxiety. It is concluded that it is expedient to use tests for estimating the children’s mental and emotional status for making a pre disease diagnosis of environmentally induced conditions in the follow-up post of a local social and sanitary monitoring network.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОИ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

щих отцов в г. Ясногорске (67,1 %) было достоверно больше, чем в г. Нововоронеже (59,8%).

Для установления связи между состоянием здоровья детей и социально-гигиеническими условиями их проживания был проведен корреляционный анализ. Установлена прямая достоверная связь уровня здоровья детей с материальным положением семьи (г = 0,535), уровнем образования матери и отца, характером взаимоотношений между родителями и морфофункциональным состоянием организма.

Выводы. 1. Комплексная оценка состояния здоровья детей, проведенная на основании данных о хронической заболеваемости, материалов по изучению состояния здоровья и физического развития, свидетельствует о более высоком уровне здоровья детей г. Нововоронежа по сравнению с контрольной группой.

2. При изучении взаимосвязи состояния здоровья детей г. Нововоронежа с социально-гигиеническими условиями их проживания установлено, что уровень здоровья находится в прямой достоверной зависимости от материальной обеспеченности семьи, уровня образования матери и отца, взаимоотношений в семье. Ведущее место из вышеперечисленных факторов занимает материальное положение.

Литература

1. Балева Л. С., Терлецкая Р. Е.у Сипягина А. Е. и др. / / Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы: Материалы международного семинара. - Брянск, 1993. - Ч. 2. - С. 195-198.

2. Булдаков Л. П., Демин С. М., Любчанский Э. Г. и др. // Гиг. и сан. - 1991. - № 6. - С. 50-53.

3. Газазян М. Г., Желобенко А. В. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы 2-го съезда Российской ассоциации врачей акушеров и гинекологов. — М., 1997. — С. 209—210.

4. Ильин Л. А., Кириллов В. Ф., Корен/сов И. П. Радиационная гигиена. — М., 1999.

5. Кириллов В. Ф., Лобковский А. Г., Миннибаев Т. Ш. и др. // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы: Материалы международного семинара. — Брянск, 1993. — Ч. 2. — С. 203—206.

6. Книжников В. А., Шандала Н. К., Комлева В. А. // Третий съезд по радиационным исследованиям: Тез. докл. - М.; Пущино, 1997. - Т. 1. — С. 287.

7. Комлева В. А. // Гиг. и сан. - 1999. - № 1. - С. 10— 13.

8. Комплекс тестов для оценки иммунного статуса при массовых обследованиях в экспедиционных условиях: Метод, рекомендации / Тохтабаев А. Г., Гончаров А. Г., Тотолян А. А. и др. — Фрунзе, 1987.

9. Марченко Л. Ф., Агейкин В. А., Шахтарин В. В. и др. // Медицинские аспекты влияния малых доз радиации на организм детей и подростков. — Обнинск, 1992. - С. 22-24.

10. Румянцев А. Г., Чернов В. М., Буянкин В. М., Тарасова И. С. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 1998. - С. 190-205.

11. Стромская Е. П., Властовский В. Г., Кардашенко В. N. // Гиг. и сан. - 1974. - № 4. - С. 91-95.

12. Халитов Р. ИЦыб А. Ф., Спасский Е. Б. // Мед. радиол. и радиац. безопасн. — 1994. — № 3. — С. 6—11.

13. Цыб А. ФПаршков Е. М. // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы: Материалы международного семинара. — Брянск, 1993. — Ч. 2. - С. 243-246.

Поступила 30.03.2000

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.955:616.89-053.2-084

А. В. Иванов, А. А. Королев, О. Р. Шакулова

КРИТЕРИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Казанский государственный медицинский университет, ММА им. И. М. Сеченова

Современная ситуация характеризуется наличием и нарастанием неблагоприятных факторов. Напряженная политическая обстановка, обнищание значительной части населения, ухудшение экологической ситуации и в целом санитарно-эпидемиологической обстановки отражаются на жизнедеятельности общества, что проявляется негативными медико-демографическими тенденциями, увеличением частоты по всем классам заболеваний. Неутешительным является рост девиантных состояний и пограничных нервно-психических расстройств (ПНГТР) среди детей и подростков [7]. Служба психологической помощи функционирует уже несколько лет, но обращаются в нее, как правило, с большим опозданием, когда предпатологическая стадия уже прошла и механизмы психологической адаптации исчерпали себя. У таких детей реабилитация занимает значительно больше времени, а достигнутая ремиссия не всегда стойкая и продолжительная. В связи с этим необходимы поиск чувствительных методов для ранней диагностики психологической дезадаптации детей, выявление и

изучение причинных факторов, разработка и внедрение корригирующих мероприятий.

В отечественной и зарубежной литературе широко рассматриваются факторы, влияющие на "психологическое благополучие" детей. Современные ученые [1, 25] установили, что наследственность со стороны матери (семейный генотип) оказывает большое влияние на возникновение нарушений в психоэмоциональной сфере детей; в свою очередь было отмечено, что частые хронические заболевания у детей вызывают сдвиги в психосоциальной адаптации [27]. Проведенные исследования [4, 18] доказывают, что жилищные условия оказывают непосредственное влияние на умственное развитие ребенка. Кроме того, огромное значение в возникновении у ребенка "умственного или эмоционального неблагополучия" имеет влияние родителей. Так, у детей, рожденных женщинами в возрасте моложе 20 и старше 40 лет, по наблюдениям [17], неврологические и нервно-психические симптомы встречались чаще, чем у детей, чьи матери находились в благоприятном детородном возрасте. Исследователи [20] установили, что кон-

фликты в семье оказывают негативное влияние на нервно-психическую сферу ребенка, особенно оно велико в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем — дети из таких семей имеют больший риск возникновения психологических проблем [21, 22]. Дети, рожденные женщинами с патологией беременности и родов [17, 24], либо родившиеся преждевременно [10, 26], достоверно чаще имеют проблемы в поведении и отличаются более низким уровнем умственного и эмоционального развития. Неправильный распорядок и режим дня также могут негативно сказаться на здоровье детей. Так, дети, недосыпающие ночью, имеют худшие результаты физических, интеллектуальных и поведенческих реакций при психологическом исследовании [26]. Кроме того, по данным [16, 17], требования, предъявляемые школьной программой, иногда оказываются неадекватны детским возможностям — именно это несоответствие может явиться причиной ухудшения психического здоровья детей во время учебы в школе [2, 8/ 13, 14]. Неблагоприятное влияние факторов окружающей среды на здоровье детского населения отражено в многочисленных публикациях современных исследователей [3, 5—12, 15, 19, 23]. Таким образом, на состояние здоровья детей и психоэмоциональный статус действует комплекс факторов социального, наследственного и природного характера.

Исследование состояло из нескольких этапов, касающихся изучения влияния перечисленных факторов на состояние здоровья и психоэмоциональную сферу детей, проживающих в крупном промышленном центре. В Казани были выбраны два района — основной и контрольный, в которых изучены природно-климатические условия, степень загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, шумовой режим. Вычисленные условные баллы суммарной техногенной нагрузки на организм имели достоверные различия (7 = 2,38; р < 0,05). В качестве объекта исследования использовали, возрастную группу младших школьников (8—11 лет), подобранную методом копи-пара с учетом социально-бытовых, анамнестических, наследственных факторов, посещающих средние общеобразовательные школы в выбранных основном и контрольном районах.

Изучение психической сферы детей было направлено на исследование интеллектуально-мне-стической функции и эмоционального состояния. Интеллектуально-мнестическую деятельность исследовали с помощью корректурной пробы, счета по Крепелину, таблицам Шульте, а также проверяли зрительную и вербальную память. При интерпретации полученных результатов было установлено, что у детей с грубым нарушением внимания (выявленных при проведении корректурной пробы и счету по Крепелину) достоверно больше в основном районе, причем девочек, отнесенных в эту группу, было в 1,5 раза больше, чем мальчиков, и в 2,33 раза больше, чем девочек из контрольной зоны. При расчете количественных и качественных параметров выявлено, что объем выполненной работы и коэффициент продуктивности достоверно ниже в основном районе, тогда как количество общих ошибок и ошибок на дифференцировку достоверно выше. Показатели зрительной и вербальной памяти детей контрольного и основного районов достоверного различия не имели (/ = 1,37;

Распределение детей контрольного и основного районов по груп пам тревожности (в %)

Группа детей

Нормальный уровень тревожности

Повышенный уровень тревожности

Группа риска

Девочки

Основная Контрольная

54,81 ± 4,28* 75,56 ± 3,69

28,15 ± 3,8* 17,78 ± 3,29

17,04 ± 3,24* 6,66 ± 2,15

Мальчики

Основная Контрольная

39,79 ± 3,54* 78,01 ± 2,99

38,74 ± 3,52* 16,23 ± 2,67

21,47 ± 2,97* 5,76 ± 1,69

Примечание. Звездочка — достоверные различия с кон трольной группой {р < 0,05).

р > 0,05 и / = 1,45; р > 0,05 соответственно). Плохая концентрация внимания и быстрое утомление

и

и

выявлялись у детей основного района с помощью пробы Шульте (превышение времени счета в обратном порядке, пропуск цифр). Полученные результаты свидетельствуют о пониженных резервах умственной работоспособности и быстро наступающем утомлении детей основного района, что является, как мы считаем, следствием действия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Эмоциональную сферу младших школьников оценивали при помощи шкалы явной тревожности для детей, теста Л юшера и теста "человек—дерево-дом". При интерпретации результатов по шкале явной тревожности выявлено, что в контрольной группе 21% детей имеют повышенный уровень тревожности (группа риска — 7%); в основной группе — 35 и 23% соответственно (/ = 4,05 и /=5,75; р < 0,001). При анализе распределения детей по группам тревожности установлено, что количество детей основного района, вошедших в группу с повышенным уровнем тревожности и в группу риска, значительно превышает количество детей в аналогичных группах контрольного района (см. таблицу).

Для установления зависимости возникновения нарушений эмоционального состояния детей под действием факторов окружающей среды от пола было проанализировано распределение детей внутри основной и контрольной групп. Оказалось, что мальчиков из основного района, входящих в группу с повышенным уровнем тревожности, в 1,02 раза больше, чем девочек из того же района (/ = 2,02; р < 0,05). В контрольном районе такой зависимости не наблюдается: количество девочек и мальчиков, входящих в группы тревожности, достоверно одинаково (г < 2; р> 0,05). Учитывая изложенное, можно предположить, что эмоциональная сфера мальчиков наиболее чувствительна к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, что проявляется прежде всего повышением уровня тревожности. Аналогичные данные были получены при обработке теста Люшера: у детей основной группы выявляется больший уровень тревоги, чем в контрольной группе. В основном районе мальчиков, вошедших в группу с высокими баллами, в 1,7 раз больше (в контрольном районе дети распределились равномерно). При интерпретации теста "человек — дерево — дом" рисунки детей были проанализированы по шкалам: тревожность, эмотивность, агрессия, зависимость, фантазии, реалистичность. Анализ позволил выявить

преобладание тревожной направленности рисунков мальчиков основного района (/ = 5,94; р < 0,05). Проведенный дисперсионный анализ доказывает избирательное действие факторов окружающей среды на эмоциональную сферу мальчиков — под их влиянием, которое составляет 10,26%, у 60,21% мальчиков регистрируется повышенный уровень

тревожности (Т7^ = 4,59; = 3,64; р < 0,05). Про-

веденный регрессионный анализ позволил установить, что уровень тревожности мальчиков основного района имеет прямую корреляционную зависимость от действия факторов окружающей среды (г = 0,264 при уровне значимости к = ±0,22; р < 0,05; уравнение регрессии: у = 2,97 + 0,85.x). В контрольном эта зависимость отсутствует

(г = 0,058; р > 0,05).

Выводы. 1. Влияние комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей, что проявляется в ухудшении показателей ин-теллектуально-мнестической деятельности (сопровождающейся снижением умственной работоспособности, увеличением количества ошибок в тестах на проверку устойчивости внимания, наступлением быстрого умственного утомления) у девочек, и в достоверном повышении уровня тревожности у мальчиков.

2. При изучении действия неблагоприятных экологических условий на организм детей младшего школьного возраста в системе социально-гигиенического мониторинга наиболее информативным следует считать комплекс методик: для девочек — исследование интеллектуально-мнестической деятельности с помощью корректурной пробы, счета по таблицам Шульте, хронорефлексометрии; для мальчиков — психоэмоциональной сферы (шкала СМА5, тест Люшера, хронорефлексометрия).

3. Учитывая высокую чувствительность тестов по оценке психоэмоционального статуса детей в возрасте 8—11 лет на воздействие комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды, целесообразно их использование для донозологической диагностики экообусловленных состояний на постах наблюдения локальной сети социально-гигие-нического мониторинга.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

Алтухов Ю. П. Наследственность человека и окружающая среда. — М., 1992.

ЗеллисЖ. Н. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 29-31.

Иванов А. В., Яхин К К, Шакулова О. Р., Титова А. А. II Казан, мед. журн. - 1998. - № 1. - С. 33-37. Кацнельсон Б. А., Ползик Е. В., Ножкина Н. В. и др. // Гиг. и сан. - 1995. - № 2. - С. 30-32. Кутепов Е. Н. // Там же. - 1993. - № 1. - С. 5-9.

6. Кучма В. Р. И Там же. - № 11. - С. 4-7.

7. Кучма В. Р., Баль Л. В., Брязгунов И. П., Платонова А. Г. // Там же. - 1994. - № 5. - С. 47-49.

8. Маймулов В. Г., Чернякина Т. С., Якубова И. Ш. и др. // Там же. - 1997. - № 6. - С. 35-39.

9. Морозова Л. Н., Во с кун С. Е., Базеров М. А. и др. // Там же. - 1998. - № 1. - С. 34-37.

10. Прусаков В. Ф. II Актуальные проблемы педиатрии.

- Казань, 1996. - С. 40-41.

11. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. // Гиг. и сан. — 1994.

- № 1. - С. 13-16.

12. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. // Там же. — № 8. —

С. 3-7.

13. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я., Рябова Л. В. и др. // Программа гигиенической оценки условий и технологии обучения детей в общеобразовательном учреждении: Метод, указания для ведения социально-гигиенического мониторинга. — М., 1996. — С. 24.

14. Сухарев А. Г., Игнатова Л. Ф. // Гиг. и сан. — 1997.

- № 6. - С. 32-35.

15. Шакулова О. Р. Влияние факторов окружающей среды на функциональное и психическое состояние младших школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Казань, 1998.

16. Bartkowiak Z. // Gesundheitswesen. — 1995. — Bd 57, N 11. - S. 738-740.

17. Burnett R. Т., Dales R. E., Raizenne M. E. et al. // En-

P. 172-194. 2-nd Ed. -

1995.

vironm. Res. - 1994. - Vol. 65, N 2.

18. Erikson E. H. Childhood and Society. New York, 1986.

19. Goldman L. R. // Environm. Hlth Perspect. Vol. 103. - Suppl. 6. - P. 13-18.

20. Greenfield B. JSenecal J. // Am. J. Orthopsychiat. —

1995. - Vol. 65, N 3. - P. 434-439.

21. Kobe F. H.} Hammer D. // Res. Develop. Disabil. — 1994. - Vol. 15, N 3. - P. 209-221.

22. Koltai P. J. I I Otolaryngol. Head Neck Surg. - 1994. -Vol. Ill, N 1. - P. 9-11.

23. Marttila O., Jaakkola J. J., Vilkka V. et al. // Environm. Res. - 1994. - Vol. 66, N 2. - P. 152-159.

24. RohmerJ. G., Bursztejn C., Nobelis P. et al. // Encephale.

- 1995. - Vol. 21, N 4. - P. 307-316.

25. Seaton A.} Godden D. J., Brown К // Thorax. — 1994. -Vol. 49, N 2. - P. 171-174.

26. Svedhem L. // Acta Psychiatr. Scand. — 1994. — Suppl.

- P. 1-84.

27. Szatmari P., Jones M. В., Fisman S. et al. // Am. J. Med. Genet. - 1995. - Vol. 60, N 4. - P. 282-289.

Поступила 04.02.2000

Summary. The total technogenic load and ecological situation of two Kazan districts were determined. A complex of unfavorable environmental factors has an adverse impact of the mental and emotional status of children who had similar social, sanitary, and history data, which makes itself evident in the fact that the girls showed worse intellectual and mnestic activities and the boys had increased anxiety. It is concluded that it is expedient to use tests for estimating the children's mental and emotional status for making a predisease diagnosis of environmentally induced conditions in the follow-up post of a local social and sanitary monitoring network.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.