УДК 159.91:159.922.8:574.24(470.13)
КЕТКИНА Ольга Арнольдовна, младший научный сотрудник Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. Автор 22 научных публикаций, в т.ч. двух монографий
ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ
В статье анализируются результаты исследования детей старшего школьного возраста, проживающих в экологически «условно чистом» и «условно загрязненном» районах г. Сыктывкара. Выявлены нарушения некоторых функциональных состояний у школьников «условно загрязненного» района, при этом значимого влияния неблагоприятных экологических факторов на психоэмоциональное состояние обнаружено не было.
Экология, подростки, Север, психофизиологический и эмоциональный статус
Изучение состояния психического здоровья современной молодежи очень актуально ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране. В последние годы человек все чаще сталкивается с экологическими проблемами, связанными с загрязнением окружающей среды, в связи с чем может возникнуть нарушение экологического равновесия, поскольку природа и человек не успевают взаимно адаптироваться к изменяющимся условиям [1, 2, 3, 4]. Особенно остро эта проблема стоит в северных регионах, где изначально природные условия являются неблагоприятными. Проживание в условиях Севера способно отразиться на психическом статусе человека, вызывая большие эмоциональные перегрузки, и может усугубить вышеперечисленные составляющие [5, 6, 7].
Психофизиологические или патологические сдвиги, вызванные влиянием техногенного за-
грязнения окружающей среды, в первую очередь обнаруживаются у молодого организма как наиболее чувствительного к внешним воздействиям. В силу биологических причин особенно значительно этим влияниям подвержены подростки, поскольку данный возраст сопровождается сложными психологическими и физиологическими преобразованиями, связанными с интенсивными нейрогуморальными изменениями, характеризующимися напряжением адаптационных механизмов и специфическим психологическим содержанием этого периода [8, 9, 10, 11]. Особенности подросткового и юношеского возрастного периода обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях [12, 13, 14].
На Европейском Севере типичными производствами являются лесоперерабатывающие комплексы. В связи с этим представляет интерес изучение влияния загрязнений атмосферно-
го воздуха газообразными серосодержащими веществами от выбросов целлюлозно-бумажного производства на психофизиологические и психоэмоциональные показатели подростков (пубертатный период), проживающих на прилегающих территориях.
Методика. Были обследованы подростки Республики Коми (мальчики и девочки), проживающие и обучающиеся:
• I группа - в школе в г. Сыктывкаре («условно чистый район»);
• II группа - в школе в Эжвинском районе, находящемся на территории, прилегающей к Сыктывкарскому ЛПК («условно загрязненный район») (610 с.ш.).
Обследование проводилось в октябре-ноябре. В обеих школах были обследованы учащиеся восьмых и девятых классов. Подбирались практически здоровые подростки (без выраженной патологии). Число респондентов, возраст и половая принадлежность обследуемых приведены в таблице 1.
С помощью методики САН исследовали функциональное состояние подростков. В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, в тесте САН используются «самочувствие», в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, «активность», характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе психической) жизнедеятельности, и «настроение» как интегративный показатель эмоционального уровня благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности [15].
Тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Этот тест принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности, и состоит из высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуатив-
Таблица 1
Возраст и половая принадлежность обследованных подростков - жителей Европейского Севера (М±т)
Район п Возраст Мальчики Девочки
п Возраст п Возраст
I группа 57 14,5±0,66 29 14,4±0,68 28 14,4±0,63
II группа 46 14,7±0,28 16 14,9± 1,00 30 14,5±0,73
Все обследуемые были ознакомлены с целью и методами данного обследования, было получено согласие непосредственно самих участников, преподавателей и родителей. Перед обследованием все подростки получили доступную и подробную инструкцию относительно каждой методики.
Исследование психоэмоционального статуса проводилось с использованием следующих психологических методик:
1. Тест САН.
2. Опросный лист Спилбергера-Ханина.
3. Методика оценки эмоциональной напряженности Г.Ш. Габреевой.
ная тревожность), и из высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности) [16].
Методика оценки эмоциональной напряженности позволяет выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности. С помощью данной методики можно выявить такие факторы, как: общее эмоциональное состояние подростка, психическая напряженность, не-сформированность системы самоуправления
[17].
Статистическая обработка полученных параметров и создание общей базы данных осуществлялись с использованием статистической
программы Microsoft Excel. Для оценки наличия изменений исследуемых показателей использовался f-критерий Фишера [18].
Результаты и обсуждение. При оценке функционального состояния школьников были получены следующие результаты.
У мальчиков I группы показатель «самочувствие» был несколько выше (p>0,05), чем у девочек, но при этом показатели «активность» и «настроение» были значительно снижены.
Во II группе картина отличалась: около 40% мальчиков оценили свое самочувствие как плохое, тогда как у девочек этот показатель составил всего 23%. Процент лиц со сниженным показателем «активность» в этой группе был высоким и у мальчиков, и у девочек. Также по сравнению с девочками у мальчиков показатель «настроение» был достоверно ниже (p<0,05).
В обеих группах был отмечен высокий процент лиц с пониженными показателями «самочувствие» и «активность». По литературным данным, снижение этих показателей в вечернее время, после физических или умственных нагрузок, может являться физиологической нормой, но следует отметить, что обследование проводилось в обеих группах с 8.00 до 12.00 и в начале учебного года [15]. Подростки
I группы оценили свое самочувствие хуже, чем сверстники II группы, но при этом показали себя более активными. Показатель «настроение» был достоверно (р<0,05) выше у школьников II группы.
У мальчиков I группы показатели «актив-
ность» и «настроение» были несколько хуже, чем у их сверстников из II группы (р>0,05). При этом по средним баллам показатель «активность» у мальчиков обеих групп был ниже нормы (<46): в I группе - 45,1, во II группе - 41,9. Процент лиц со сниженным самочувствием во II группе оказался выше, но колебания между показателями в обеих группах незначительны (р>0,05).
У девочек I и II групп выявлены более сильные колебания между вышеуказанными показателями. Обнаружено значительное снижение самочувствия и настроения (показатель «настроение» достоверно (р<0,05)) у девочек I группы по сравнению с девочками II группы. При этом во II группе девочки проявили себя достоверно менее активными (р<0,05). (См. таблицу 2.)
По результатам теста Спилбергера-Ханина в обеих обследованных группах был выявлен достаточно высокий уровень личностной тревожности (около 40%). По сравнению с мальчиками девочки проявили себя более тревожными, как в первой (р<0,001), так и во второй группе (р<0,05) (рис. 1), данный факт подтверждается литературными данными [14, 19, 20]. Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В пубертатном периоде данное соотношение не только изменяется, но и усугубляется. Тревоги мальчиков (боязнь физических травм, наказаний от родителей или учителей) отходят на второй план и становятся не столь
Таблица 2
Показатели функциональных состояний у подростков по тесту САН, %
Показатель Общие показатели Мальчики Девочки
I группа II группа I группа II группа I группа II группа
n 57 46 29 16 28 30
Самочувствие 35,08±1,27 28,26± 1,12 31,03±1, 18 37,5±1,32 39,28± 1,36 23,33±1,01
Активность 45,61 ± 1,48 50,00± 1,57 55,17±1,68 50,00±1,57 31,71 ± 1,28* 50,00± 1,57
Настроение 24,56±1,04* 10,86±0,67 27,56± 1, 11 18,75±0,9# 20,85±0,87* 6,66±0,52
Примечание. Достоверность различий: между группами: * - р<0,05; между мальчиками и девочками одной группы: # - р<0,05.
I группа II группа
□ мальчики Ш девочки
Рис. 1. Процент лиц в группах наблюдения с высокими показателями личностной тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина.
Примечание. Достоверность различий между мальчиками и девочками в группе: * - р<0,05; *** - р<0,001.
актуальными, нежели тревоги девочек (чаще всего тревожность связана с другими людьми: друзьями, родными, учителями, но также возникает боязнь так называемых «опасных людей»).
Оценка уровня распространенности тревожности у учащихся старших классов выявила, что у 20% подростков обеих групп снижен уровень адаптации к учебным нагрузкам.
Мальчики I группы оказались в целом устойчивее к школьным нагрузкам, чем девочки. У около 30% девочек обнаружен высокий уровень тревожности, связанный с учебной деятельностью.
У школьников II группы отмечен достаточно высокий уровень устойчивости к школьным нагрузкам в обеих половых группах. При этом, в отличие от сверстников I группы (45%), мальчики II группы показали себя менее устойчивыми (30%). Показано значимое различие между девочками I и II группы (р<0,05). У школьниц II группы был достоверно (р<0,05) ниже
уровень эмоционального напряжения к учебной деятельности (рис. 2).
В целом школьники I группы оказались более подвержены эмоциональным адаптационным нарушениям, связанным с учебными нагрузками.
Нами были изучены наиболее выраженные и часто встречающиеся признаки, демобилизующие виды тревоги у старшеклассников, такие как: проблемы с усвоением школьного материала, страх перед неусвоением школьного материала, рассеянность, головные боли (рис. 3).
По литературным данным известно, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в соответствии с установочной целью дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье подростков [17].
Исследование показало, что в обеих обследованных школах выявлен высокий процент учащихся с проблемами усвоения школьного
Высокий уровень Низкий уровень
□ I группа Ш II группа
Рис. 2. Процент лиц в группах девочек с показателями эмоциональной напряженности по опроснику Г абреевой Примечание. Достоверность различий между группами: * - р<0,05.
материала. В то же время во II группе этот показатель был несколько выше, чем в первой (р>0,05). При этом были выявлены различия в половых группах. Процент мальчиков I группы с проблемами усвоения материала был гораздо ниже (31%), чем у девочек (50%). У молодых людей II группы соотношения оказались противоположными: мальчики 56% и девочки 40%, соответственно. Проблемы с усвоением школьного материала у мальчиков II группы возникают достоверно (р<0,05) чаще, чем у их сверстников из I группы. У девочек достоверных различий выявлено не было, но при этом соотношения показателей разнятся, в отличие от мальчиков проблемы плохого усвоения материала возникли в I группе.
Дополнительным стрессом для школьников является не только проблема с усвоением школьного материала, но и формирование страха, который провоцируется боязнью не усвоить данный материал. В отличие от учащихся II группы, у которых возникают непосредственные проблемы с усвоением материала, у школьников
I группы более выражена боязнь неусвоения материала. Как у мальчиков, так и у девочек, процент лиц с повышенной тревожностью относительно усвоения материала был достаточно высок, при этом в обеих группах мальчики по-
казали практически одинаковые результаты, в отличие от девочек, у которых разница была достаточно высока (I группа - 68%, II группа -50%).
Еще одной причиной повышенной тревожности подростков может являться их неорганизованность, которая ведет к повышенной напряженности, эмоциональному дискомфорту, а они в свою очередь могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности и т.д. По результатам обследования школьники
II группы оказались более рассеянными, нежели сверстники I группы, хотя можно отметить, что процент лиц с проблемами внимания от общей доли обследованных был невысок (I группа - 26%, II группа - 35%, соответственно). При сравнении результатов субъективного нарушения внимания между мальчиками и девочками были выявлены значительные отличия. Если среди девочек процент лиц с нарушением внимания был незначителен, как в первой, так и во второй группе (29% и 20%), то проблемы с вниманием у мальчиков II группы встречаются достоверно (р<0,001) чаще, чем в I группе.
Как отмечалось, состояние тревожности может привести к повышенному психоэмоциональному напряжению, которое является фактором риска, провоцирующим различные
Общегрупповые показатели
Проблемы с Страх неусвоения Нарушение Головные боли
усвоением материала внимания
материала
Мальчики
%
%
70 60 Н 50 40 30Н 20 10
70
60
50
40
30
20
10
***
*
Проблемы с усвоением материала
Страх неусвоения материала
Девочки
Нарушение
внимания
Г оловные боли
Проблемы с усвоением материала
□ I группа
Страх неусвоения матер иала
Нарушение
внимания
Головные боли
ЕЗII группа
Рис. 3. Встречаемость и формы проявления эмоциональной напряженности по опроснику Г абреевой. Примечание. Достоверность различий между группами: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
функциональные нарушения. Установлено, что более 50% школьников из обеих групп испытывают частые головные боли, при этом подростки II группы подвержены головным болям достоверно чаще (р<0,05). У мальчиков
I и II групп в процентном соотношении достоверных различий выявлено не было, хотя небольшое (р>0,05) отклонение в отрицательную сторону зарегистрировано у мальчиков
II группы. Девочки I группы были достоверно (р<0,05) менее подвержены головным болям, чем девочки II группы.
Заключение. Таким образом, результаты теста САН показали снижение самочувствия и активности в обеих группах, кроме того, у подростков, проживающих в «условно загрязненном» районе, показатели «активности» были ниже, а у девочек данной группы наблюдались значимые различия (р<0,05) по этому показателю.
У школьников, проживающих в «условно загрязненном» районе обнаружен достоверно (р<0,05) высокий процент школьников с частыми головными болями, особенно часто данные жалобы поступали от девочек.
Исследование позволило выявить половые различия в психоэмоциональном и функциональном состояниях старших школьников обследованных групп. Причем, если у мальчиков чаще встречаются функциональные нарушения (снижение активности, нарушение внимания, головные боли), то у девочек к нарушениям функционального состояния добавляются нарушения и психоэмоционального характера (высокий уровень тревожности, страх перед неусвоением школьного материала).
У подростков в обеих группах были выявлены нарушения ряда функциональных состояний, таких как самочувствие, активность, проблемы с вниманием, частые головные боли, при этом в «условно загрязненном» районе данные нарушения более выражены.
В связи с этим представляется возможным связывать выявленные особенности с неблагоприятным влиянием экологических факторов на функциональное состояние школьников. При этом значимого влияния неблагоприятных экологических факторов на психоэмоциональное состояние обнаружено не было.
Список литературы
1. Боев В.М., Сетко Н.П. Адаптивная регуляция функций у операторов газохимического производства // Физиология человека. 1990. Т. 16, N° 4. С. 140-144.
2. Солонин Ю.Г., Варламова Н.Г. Физиологический статус у лиц, работающих в условиях малых доз токсических воздействий // Физиология человека. 1995. Т. 21, № 2. С. 117-122.
3. МиляеваМ.В., Барбараш Н.А. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов // Физиология человека. 1998. Т. 24, № 1. С. 104-108.
4. Ермоленко Г.В. Изменение уровня тревожности у подростков, проживающих в экологически неблагоприятном районе, детерминированное дисбалансом микроэлементов ^е, Cd). Ставрополь, 2004. С. 159-163.
5. Данишевский Г.М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере. М., 1968.
6. Сороко С.И. Нейрофизиологические механизмы индивидуальной адаптации человека в Антарктиде. Л.,
1984.
7. Авцын А.П., Марачев А.Г. Проявление адаптации и дизадаптации у жителей Крайнего Севера // Физиология человека. 1985. № 4. С. 3-14.
8. Гигиена и экология человека / Матвеева Н.А., Леонов А.В., Грачева М.П. и др.; под ред. Н.А. Матвеевой. М.,
2005.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.
10. Гребнева Н.Н., Кривощеков С.Г., Загайнова А.Б. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири. Тюмень, 2001.
11. Коротаева Ж. Е., Кеткина О.А. Сезонные изменения эмоционального статуса и нарушение сна детей, проживающих в районах Крайнего Севера // Сибирь-Восток. 2003. № 2 (62). С. 12-14.
12. Панин Л.Е. Нейроэндокринные механизмы при хроническом стрессе // Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт / под ред. В.П. Казначеева. Л., 1980. С. 35-59.
13. СусловА.Н., Рамендик Д.М. Влияние климатических факторов Кольского полуострова на физиологическое состояние подростков во время экспедиции // Физиология человека. 1994. Т. 20, N° 5. С. 153-155.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2002.
15. Доскин В.А., ЛаврентьеваН.А., МирошниковМ.П. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141-145.
16. Spielberger Ch. Theory and research of anxiety // Anxiety Behavior. N.Y. 1966. P. 3-38.
17. КузнецовД.И. Демобилизующая тревожность // Школьный психолог. 2005. № 2. С. 8.
18. СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2003.
19. Давиденко С.В. Гендерные аспекты тревожности подростков // Материалы V Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия». Минск, 2003. С. 400-402.
20. Хорни К. Тревожность // Собр. соч. в 3 томах. М., 1997. Т. 2. С. 174-180.
Ketkina Olga
ADVERSE ECOLOGICAL FACTORS INFLUENCE ON THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND EMOTIONAL CONDITION OF THE ADOLESCENTS LIVING IN THE EUROPEAN NORTH
This article analyses the research data concerning senior secondary school students living in the ecologically «conditionally non-polluted» and «conditionally polluted» areas of Syktyvkar. Some functional state disorders are revealed in the students from the «conditionally polluted» areas whereas no significant influence of the negative ecological factors on psychoemotional state is found.
Рецензент - Гудков А.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета