Научная статья на тему 'Критериальный подход в управлении профессиональной подготовкой морских специалистов'

Критериальный подход в управлении профессиональной подготовкой морских специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УРОВЕНЬ ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИП / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИЙ / ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛИТАРНЫЙ / МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маричев Игорь Васильевич

В статье рассматриваются критериальный подход к управлению профессиональной подготовкой морских специалистов, основные педагогические параметры социокультурного образовательного пространства морского академического комплекса и критерии, определяющие элитарность учебного заведения. Показано, что элитарность должна стать общим принципом любого образовательного действия, направленного на достижение высокого уровня генезиса личности. Ориентация на менее качественный уровень неизбежно будет приводить к статичности и, в конечном счете, к деградации самой системы образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальный подход в управлении профессиональной подготовкой морских специалистов»

4. Макарова, Н. В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: автореф. дис. доктора, пед. наук [Текст] / Н. В. Макарова. - СПб., 1992. - 53 с.

5. Филиппов, В. М. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [Текст] // Высшее образование. — 2003. - № 2.

6. Фоломкниа, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб. пособие для вузов [Текст] / С. К. Фоломкина. - М.: Высш. шк., 1987. -207 с.

УДК 378.147

И. В. Маричев

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Под социокультурным образовательным пространством морского академического комплекса мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих функционирование образовательных процессов в нем.

Подчиняясь целому — системе, компоненты социокультурного образовательного пространства обладают самостоятельностью, высокой степенью свободы. Функционирование компонентов определяется закономерностями образовательного пространства. Мера, степень свободы компонентов социокультурного образовательного пространства является важным показателем его единства. Если степень свободы того или иного профессионального образовательного учреждения превышает меру, то оно часто выпадает из рамок данного целого и его излишняя самостоятельность становится тормозом его развития.

Содержание социокультурного образовательного пространства может быть раскрыто через его структуру, изучение взаимосвязей и взаимодействие частей целого. Поэтому важнейшим фактором его развития следует считать управление свойствами структуры, особенно интегративпыми связями. Именно благодаря структуре набор элементов превращается в связное целое, где каждый элемент взаимодействует со всеми другими элементами и его свойства не могут быть поняты без учета этой связи.

К педагогическим параметрам социокультурного образовательного пространства морского академического комплекса мы относим: место образовательной взаимодеятельности; субъектов профессионального наставления; объекты профессионального наставления; средства обучения; заказ на подготовку специалистов; содержание образования специалистов; обра-

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ...

зовательные методики и технологии и способы взаимодействия с производством заказчика.

Современные вузы и ФГОУ ВПО «МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова», в том числе, играют ведущую роль в передаче передового знания, в формировании высокообразованной интеллектуальной элиты. Для выполнения такой задачи необходим критериальный подход в управлении профессиональной подготовкой специалистов.

Многообразная и гибкая система финансирования, максимально приспособленная к современной экономической ситуации рассматривается как материальный критерий.

Характерной особенностью современного состояния российской высшей школы является как абсолютный, так и относительный рост внебюджетных источников финансирования, в том числе и внебюджетных средств в многоканальном финансировании высшей школы. Благодаря внебюджетному финансированию удается, в некоторой степени, противостоять финансовому кризису, переживаемому в настоящее время высшей школой России.

Рассмотрение вуза как экономического субъекта позволяет сделать вывод о том, что смешанное финансирование образовательной деятельности требует формирования нового механизма функционирования государственного вуза, новых подходов к управлению вузом, к оценке эффективности его деятельности с учетом экономических результатов.

С целью ликвидации разрывов в платежном балансе организации предпринимаются различные шаги: смещение сроков платежей по обязательствам (в краткосрочном периоде, например, до одного месяца); кредитование; поощрение предоплаты обучения. Такой подход имеет долгосрочный характер и применяется для наращивания инвестиционных ресурсов вуза.

Принимая во внимание развитость филиалов в плане материально-технического обеспечения (тренажерное оборудование, электронные библиотеки и др.) в МГА создан стабилизационный фонд, который образуется из средств, формируемых из взносов филиалов, за счет внебюджетной деятельности. Средства фонда в дальнейшем направляются на развитие конкретной деятельности конкретной структуры в соответствии с планом развития образовательного пространства МГА. Все это говорит о наличии стабильной материальной базы.

Следующим критерием выступает управленческий, включающий в себя структурный, организационно-административный и информационный компоненты. Каждый из перечисленных компонентов предполагает ряд положений, выполнение которых является гарантией качественной подготовки будущих морских специалистов. Особый акцент делается на специальную подготовку руководящего корпуса и использование современных технологий управления персоналом.

При управлении образовательным пространством морской академии принимается во внимание расширение функций деятельности субъектов

образования, интеграция содержания общекультурной, профессиональной и социальной подготовки, изменения совокупности и единства всех компонентов, сред, структур и уровней образовательного процесса, изменения социально-экономического механизма управления учреждением.

Кадровому критерию должно уделяться особое внимание. Несмотря на постоянно увеличивающуюся роль материально-технической базы образовательных комплексов, квалификация их педагогических кадров остается основным фактором, определяющим качество выполнения главной функциональной задачи - обеспечение уровня подготовки командных кадров флота в соответствии с международными и национальными требованиями.

От научной квалификации преподавателей, профессионально-педагогической компетенции, в первую очередь, зависит формирование нового поколения специалистов - образованных, воспитанных, с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособности к активной профессиональной и социальной деятельности в изменившихся социально-экономических условиях.

Педагогическое мастерство не приобретается во время обучения в вузе. Оно формируется только в процессе практической деятельности и последипломной подготовки. Условия для становления преподавателя на пути совершенствования педагогического мастерства может обеспечить только организованная система последипломного образования. В связи с этим фактом в морской академии ведется работа по созданию специальной структуры, педагогической лаборатории, целью которой выступает подготовка преподавателя.

Основная задача кадровой политики состоит в совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров, повышении престижа их труда на основе материального и морального стимулирования, в поддержании высоких требований к этой категории работников на основе проводимых конкурсов и оценки их деятельности по конечным результатам.

Принадлежность преподавателей к научной элите определяется эффективностью участия научных коллективов, их лидеров и членов в постановке и решении научных проблем в рамках научных дисциплин, использованием научных результатов в междисциплинарных исследованиях и на практике, а так же в подготовке научных кадров. Тиражирование научного знания для его последующего внедрения в сферу общественной жизни требует применения особых образовательных технологий, что подразумевает создание особой методологической и научной базы, способной отражать потребности профессионального образования.

Критерий контроля должен охватывать независимую экспертизу приема абитуриентов, действующую систему контроля над процессом элитизации личности студентов, включающую различные тестирующие программы,

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ...

выполнение научных проектов и др. Здесь же должна присутствовать информация о реализации элитного образования, о востребованности полученного образования.

В связи с этим идет постоянный поиск новых форм взаимодействия вузов и предприятий, организовываются производственные практики в известных судоходных компаниях и транспортных предприятиях. Академия осуществляет долгосрочное сотрудничество по вопросам проведения практик курсантов и трудоустройства выпускников с судоходными компаниями, транспортными предприятиями, портами, судоремнт-ными заводами. В их число кроме национальных компаний, входят и международные, например: «Юником-Новороссийск», «Валмарс», ООО «Карди», ООО «Альфа Марин Крю Сервис», ООО «Эпсилон сервиз», «BGÏ», «Columbia Ship management LTD» и др.

МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, используя разнообразные формы (через ассоциации выпускников, отзывы судоходных компаний, совещания и семинары с руководителями предприятий и организаций) непрерывно ведет работу по отслеживанию движения своих выпускников и вносит необходимые коррективы в содержание и методы обучения, что является дополнительным доказательством соблюдения критерия контроля.

Критерий качества на современном этапе приобретает особое значение. Морская государственная академия разработала, документально оформила, внедрила и поддерживает в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно улучшает ее результативность в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО-9001: 2000 и МК ПДМНВ - 78/95.

К подразделениям, курируемым службой качества относятся: учебный отдел; отдел практики; библиотека; административно-хозяйственный отдел; юрисконсульт; канцелярия факультет судовождения и радиоэлектроники; судомеханический факультет; факультет экономики и управления; институт международного морского права; заочный факультет; Южный региональный центр дополнительного профессионального образования; отдел аспирантуры и медико-санитарная служба.

Целью «Системы менеджмента качества» МГА является обеспечение гарантий того, что:

- системы подготовки организованы в соответствии с целями образования и связанными с ними требованиями образовательных программ;

- образовательные программы соответствуют уровню требований Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, связанного с ней Кодекса но подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Конвенция и Кодекс ПД МНВ-78/95), национальных норм и правил, реализуются в полном объеме и постоянно совершенствуются в зависимости от требований рынка и изменения международных и национальных стандартов;

- достигается достаточный уровень квалификации морских специалистов.

Качество образования в структурном плане следует рассматривать как многокомпонентную систему, включающую в себя качество педагогического персонала, качество образовательно-профессиональных программ и дидактического обеспечения, качество образовательного процесса, качество контингента обучающихся, качество управления учебным заведением как единым целым.

ФГОУ ВПО «МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» аккредитована Det Norske Veritas на соответствие стандарту системы качества IS09001:2000 в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области транспорта в соответствии с национальными и международными требованиями № 1779-2004-AQ-HEL-FINAS. Этот шаг важен как для академии, так и для других морских учебных заведений страны, так как является начальным этапом на пути внедрения международных стандартов качества в систему профессиональной подготовки моряков. Качество предоставляемых знаний является одним из главных критериев, по которому мы можем отличать элитарное образование от массового.

Следующим критерием выступает методический, предполагающий наличие новых методических разработок, элитизирующих учебный процесс.

В соответствии с Положениями МК ПДМНВ обновлены учебные планы и программы подготовки по специальностям плавсостава, реализуется программа оказания первой медицинской помощи, проводится более глубокая подготовка по английскому языку как средству общения в интернациональных экипажах, а также по международному морскому праву. Особое внимание уделено подготовке на тренажерах по радиолокационным системам, электронной картографии, средствам автоматической радиолокационной прокладки (САРП), системам управления движением судов (СУДС), Глобальной морской системе связи при бедствии (ГМССБ), борьбе за живучесть судна и пр.

По всем видам тренажерной подготовки разработана и обновляется соответствующая учебно-методическая документация, проводится целенаправленная работа по совершенствованию данного вида подготовки.

Одной из целей профессионального образования является формирование особого, не массового мышления и особой психологии, направленной на культивирование личных достоинств.

Очень часто субъект интеллектуальной элиты ассоциируется с таким понятием как «интеллигент». Главное отличие интеллигента состоит не в уровне его образования и специальной подготовки, а в его нравственном облике, его мировоззрении, его духовности. Современные исследования в этой сфере утверждают, что понятие «интеллигент» включает в себя следующие качества: 1) воспитанность, которая является результатом не только воспитания, но и самовоспитания; 2) самообразование; 3) высо-

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО...

кие нравственные качества и 4) тяга к творчеству. А. Ф. Лосев считает, что интеллигенту присущи 1) понимание индивидуальной жизни как сгустка общественно-исторических отношений; 2) жизнь ради всеобщего благоденствия; 3) стремление к ликвидации несовершенства жизни; 4) превращение своей жизни в активный или потенциальный подвиг [3, с. 46]. Таким образом, «воспитание», «самообразование», «высокая гражданская мораль», «творчество» выступают как основные критерии, раскрывающие структуру личной интеллигентности. Воспитание такой личности, высококвалифицированного специалиста-интеллигента должно выдвигаться в качестве основной цели элитарного высшего заведения. Разумеется, невозможно готовить только элиту, да и не нужно, но соответствие параметрам образовательного пространства и учет критериев организации элитарного вуза позволит создать условия для формирования ее представителей.

Рассмотреный критериальный подход способствует выходу вуза на более высокий уровень функционирования, поднимает его престиж.

Библиографический список

1. Ашин, Г. К. Современные теории элит: критический очерк. [Текст] / Г. К. Ашин. - М.: Междунар. отношения, 1985. - 256 с.

2. Добрынина, В. И., Кухтевич, Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. [Текст] / В. И. Добрынина. Т. Н. Кухтевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996, - 92 с.

3. Лосев, А. Ф. Страсть к диалектике. Лиг. размышления философа [Текст] / А. Ф. Лосев. -М.: Сов. писатель 1990. - 318 с.

4. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. [Текст] / И. В. Маричев. - Новороссийск: МГА им.адм. Ф. Ф.Ушакова, 2006 г. - 143 с.

УДК 378

Л, Д. Старикова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Образование является одной из сфер социальной деятельности и зависит от многочисленных условий и факторов, в том числе экономических.

Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.