3. Земцова, В. И. Комплекс учебно-методических задач: содержательная основа подготовки учителя физики / В. И. Земцова // Наука и школа. - 2000. - № 5. -С.14-17.
4. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. -СПб., 2004. - 536 с.
5. Попова Е. И. Возможности коррекционно-педагогической практики в формировании профессиональных умений коррекционной работы с детьми группы риска у будущего специалиста дошкольного образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 170 - 177.
УДК 378.147
И. В. Маричев
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОРСКОГО ВУЗА
Организация любого обучения связана с созданием условий для его осуществления. Для их рассмотрения, анализа, разработки, совершенствования в педагогике используется понятие «образовательное пространство». Проектирование образовательного пространства позволяет охватить его целостность как множество особых подпространств и возможностей.
Понятие «образовательное пространство» в научных исследованиях имеет различное содержание. Одни авторы рассматривают его на уровне города, региона, страны и всего мира в целом и очень часто отождествляют его с определением «системы образования» (А. П. Лиферов, Э. Д. Днепров). Д. Б. Эльконин говорит о взаимодействии ребенка и взрослого. Т. В. Борисова под «образовательным пространством» понимает качество образовательной среды. Р. Е. Пономарев подразумевает пространство субъекта. Существуют и др. подходы к толкованию и наполнению этого понятия.
Под образовательным пространством в педагогической науке понимается пространство, в котором происходят процессы образования, обучения, воспитания (Е. В. Бондаревская, А. В. Мудрик); динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (Д. В. Григорьев); результат деятельности созидательного и интеграционного характера (А. Я. Данилюк).
В образовательном пространстве формируется научный, культурный, духовный базис любого общества. Существует взаимообусловленная связь между процессами, имеющими место в данном обществе и уровнем развитости образовательного пространства. Смысл образовательного пространства состоит не в воссоздании социально-административной структуры, а в развитии системы многосторонних отношений.
В связи с реформой морского образования ФГОУ ВПО «Морская госу-
дарственная академия им. адм. Ф. Ф. Ушакова» стала центром, объединяющим целый комплекс образовательных учреждений ЮФО. Такое объединение обусловлено:
- необходимостью финансирования отраслевой образовательной системы за счет федеральных государственных средств, средств отраслевого бизнеса, как основного потребителя ее выпускников, и коммерческой образовательной деятельности вузов;
- актуальностью согласованного действия отраслевого и регионального планов развития академического комплекса;
- вхождением России в мировое экономическое пространство и адаптацией российской образовательной системы в европейском и мировом образовательном пространстве;
- необходимостью учёта процессов развития морского профессионального образования в РФ.
Создание такого комплекса выдвигает новые проблемы, которые требуют скорейшего решения.
МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на Юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов.
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова» представляет собой академический комплекс, состоящий из головного вуза, 4 подразделений в других городах - Ростов, Астрахань, Севастополь, в котором обучается около 8-ми тысяч человек и работает 1, 5 тысяч персонала.
Под образовательным пространством морского академического комплекса мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих функционирование образовательных процессов в нем, среди которых выступают: нормативная документация; экономические условия; сфера запроса и применения результатов образования; размещенная на носителях информация содержания образования; педагогические кадры; контингент получателей содержания образования; образовательная территория и образовательное оснащение; научно методическое обеспечение [4].
Условия подразделяются на общесущностные и дополнительные. Совокупность общесущностных условий является единой для любого образовательного пространства (малого и большого, выделенного по количественному или по содержательному, или по какому-либо другому признаку), а дополнительные характеризуют, углубляют содержание его видов и составных частей. Свое образовательное пространство имеют регион и образовательное учреждение.
Образовательное пространство, с одной стороны, обеспечивает возможность развертывания свойств субъектов, включенных в комплекс (филиа-
лы, учебные заведения СПО и др.), а, с другой, оно способствует построению новых связей и отношений в мировом образовательном пространстве (сотрудничество с морскими вузами других стран и иностранными компаниями, в которых работают выпускники морских вузов). Морская академия выступает самым активным действующим субъектом в этом пространстве.
К составу педагогических параметров образовательного пространства морской академии могут быть отнесены следующие.
1. Место образовательной взаимодеятельности (наличие учебных помещений, их состояние и подготовленность к соответствующей образовательной деятельности с учетом различных ее видов и санитарно-гигиенических требований).
2. Субъекты профессионального наставления (корпус педагогов, который создается для обеспечения образовательной взаимодеятельности, заключающейся в профессиональной подготовке кадров).
3. Объекты профессионального наставления (контингент учебного заведения). Этот параметр состоит в наличии и создании мест, в которых может проводиться профориентационная работа по привлечению выпускников школ и другой молодежи к поступлению в свои учебные заведения и учреждения, в присутствии условий для работы подготовительных курсов, бытовых условий для проживания, питания, отдыха. К объектам профессионального наставления относятся: библиотеки, читальные залы, учебные кабинеты, лаборатории и др.
4. Средства деятельности (идеальные и материальные). Это информация, которую обучаемые должны перерабатывать с целью образования или преобразования у себя знаний, умений, навыков и других свойств личности. Этих объектов должно быть достаточно, они должны предоставлять богатое разнообразие информации. Они должны находиться в адекватном для учебной деятельности состоянии.
5. Заказ на подготовку специалистов. Он может быть выражен явно и неявно. К нему относятся: государственный план подготовки специалистов, заказ предприятия, отраженный в хозяйственном договоре его с учебным заведением.
6. Содержание образования специалистов. Существуют нормативные документы - государственные стандарты образования. Однако они часто отстают от требований развивающегося или иначе изменяющегося производства. Образовательное пространство должно быть подготовлено к возможным необходимым изменениям содержания профессионального образования. Эта подготовленность может быть обеспечена наличием высоко -квалифицированных творческих педагогов, богатого адекватного фонда библиотеки, лабораторного и другого оборудования.
7. Образовательные методики и технологии. Каждое занятие должно быть обеспечено образовательными методиками или технологиями. Их существование обеспечивается приобретением соответствующей литерату-
ры; предварительным и текущим планированием учебных занятий; участием педагогов в педагогических чтениях, собраниях, совещаниях, заседаниях методических секций, комиссий, кафедр, педагогических советов, практических семинаров, в изучении передового опыта.
8. Способы взаимодействия с производством заказчика. Они обусловлены необходимостью проведения при подготовке специалистов производственной практики. Поэтому обязательно существование договоренности учебного заведения с профильным производством о включении студентов (или курсантов и т. п.) в трудовой процесс для обучения выполнению реальных профессиональных действий. Кроме того, возможно создание условий для участия представителей производства в образовательном процессе, для выполнения научных исследований, рационализаторской и изобретательской деятельности, изучения и обобщения передового производственного опыта.
Представленные компоненты образуют образовательное пространство как среду профессионально-личностного становления студентов. Процесс развития образовательного пространства учебного учреждения как среды профессионально-личностного становления студентов закономерно включает в себя непрерывное самоопределение всех участников педагогического процесса. Мировые тенденции в области морского образования направлены на то, чтобы не только готовить специалистов, отличающихся высоким профессионализмом, безупречно знающих морское дело, свою морскую специальность и иностранные языки, но и формировать облик моряков как носителей нравственности, культуры и традиций своей страны. Особая роль в решении этой задачи отведена культурно-образовательному пространству.
Культурно-образовательное пространство морского вуза представляет собой подпространство или среду, содержащую образовательные, научные, культурные, этические и другие ценности. При участии всех компонентов образовательной среды, представляющей собой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов создаются условия для профессионально-личностного развития студентов.
Функции культурно-образовательного пространства как организационной структуры выражаются в том, что оно выступает социокультурным и образовательным, обеспечивая возможность гармоничного движения личности в образовательном пространстве, создавая оптимальные условия для ее развития и самореализации.
Не подлежит сомнению тот факт, что воспитание современного студента нельзя сводить к процессу формирования тех или иных социальных качеств. В культурно-образовательном пространстве вуза создаются условия не только для развития профессиональной культуры специалистов, но и для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, социализации, формирования ее нравственных качеств.
Культурно-образовательное пространство должно содействовать развитию личности будущего специалиста и рассматриваться как целое, обладающее следующими характеристиками:
- диагностика развития личности будущего морского специалиста;
- интеграция усилия всех субъектов воспитательного процесса (профессорско-преподавательского состава, корпуса воспитателей и командиров, вспомогательного персонала);
- создание в образовательном учреждении и за его пределами развивающей среды (прохождение производственной практики на судах и в различных компаниях, участие в спортивных и культурно-образовательных структурах);
- осуществление научно обоснованного анализа результатов воспитательной деятельности и т. д.
Основным структурным компонентом в культурно-образовательном пространстве является образовательное учреждение, поскольку именно этот социальный институт способен наиболее оперативно реализовать различные социально-педагогические связи и организовать взаимодействие, приводящее к интегративным формам сотрудничества. В рамках культурно-образовательного пространства задействованы практически все уровни субъектов, включенных в сложные системы субъект-субъектных отношений, взаимодействующих в этой сфере. Развитие этих отношений предполагает развитие самого пространства.
Одним из компонентов целого культурно-образовательного пространства выступает воспитательная среда, нацеленная на формирование у курсантов и студентов высокой общей культуры, нравственности, патриотизма, стремления к получению глубоких теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности, а также выработку качеств, обеспечивающих успешную работу в сложных условиях плавания. Это, прежде всего, способность длительное время находиться на судне в отрыве от семьи, близких, осознанно подчиняться приказам и распоряжением начальников и самому обладать командными навыками, иметь чувство ответственности за порученный участок работы, быть исполнительным, уметь самостоятельно принимать решения, быть коммуникабельным, переносить, не теряя работоспособности, качку, штормы и многое другое, что не всегда необходимо иметь и уметь выпускникам других учебных заведений.
А. Я. Данилюк отмечает, что воспитание человека культуры как цель личностно-ориентированного образования может быть вполне реализована только культурологическим образованием, т. е. таким, в котором слово, речь, мысль о культуре воплощаются в научно-организованной системе - интегральном образовательном пространстве [1].
Не подлежит сомнению тот факт, что воспитательный процесс в культурно-образовательном пространстве любого вуза, в том числе, морского нуждается в целенаправленном регулировании, требует четкой расстанов-
ки сил и органического взаимодействия всех его участников. Для этого необходимо знание основных требований к личности будущего специалиста с учетом профиля его подготовки, а главное, требований той конкретной отрасли, чей заказ будет выполнять вуз.
Функционирование воспитательной среды МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова предполагает целенаправленное формирование профессионального педагогического сообщества на основе разработки комплекса образовательных проектов, имеющих широкий социальный смысл в рамках существующего уклада жизни, морских традиций и перспектив развития.
Ученым советом МГА были приняты такие локальные нормативно-правовые акты, как Концепция воспитательной работы, Комплексная программа вне-учебной работы со студентами и Координационный план мероприятий по внеучебной работе со студентами, предусматривающие направления и пути реализации воспитательной работы в морской академии.
В качестве базовых направлений выделены: организационное; учебновоспитательное; общественно-политическое; научно-исследовательское; культурно-массовое и спортивное. Указанные направления находят отражение в постоянных и вариативных программах и подпрограммах, направленных на творческое развитие студентов.
Таких программ несколько, они рассчитаны как на студентов, так и на профессорско-преподавательский состав, задействованный в работе со студентами. Их осуществление направлено на формирование и развитие у студентов чувства патриотизма, овладение духовно-нравственными ценностями, создание условий для реализации творческого потенциала личности студента, развитие профессиональных качеств будущих морских специалистов.
МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, но отличается от обычных образовательных учреждений, прежде всего тем, что условия жизни, труда, быта и отдыха в ней максимально приближены к условиям работы на судах. Такой порядок подготовки специалистов плавсостава принят во всех ведущих морских державах мира и признан необходимым и одним из основных условий качественной подготовки специалистов.
Воспитательную работу с курсантами, наряду со всем профессорско - преподавательским составом, организуют и проводят штатные воспитатели. Непосредственно в ротах воспитанием занимаются командиры рот, которые являются кадровыми офицерами Военно-морского флота.
Внутренний порядок и служба в учебных заведениях организованы таким образом, чтобы подготовить выпускника к жизни на судне. Профессорско - преподавательский состав и сотрудники носят установленную форму одежды со знаками различия в соответствии с занимаемой должностью. Взаимоотношения между командованием, сотрудниками и курсантами стро-
ится по четко определенной иерархической структуре. Организуют внутренний порядок и внутреннюю службу курсантского состава специальный орган - Организационно-строевой отдел (ОРСО).
Для повышения эффективности воспитания курсантов академия ставит задачу рассмотрения вопроса о введении обязательного профессиональнопсихологического отбора при поступлении в учебные заведения, а также проверки на наркозависимость как при поступлении, так и при направлении на плавательную практику.
Большое внимание в морской академии уделяется вопросам адаптации первокурсников к вузовской жизни с учетом специфики вуза и получаемой специальности, разработана адаптационная программа для первокурсников. С этой целью проводится социологический опрос среди студентов первого курса, который позволяет учитывать полученную информацию при разработке программ внеучебной воспитательной деятельности.
Неотъемлемой составляющей воспитательной программы со студентами является культурно-массовая работа. Студенты занимаются в творческих коллективах, включающих изостудию, фото-клуб, танцевальные, музыкальные и другие клубы.
Важнейшим компонентом воспитательного процесса является физическое воспитание, которое способствует не только укреплению здоровья студентов, но и приобретению знаний и навыков по использованию средств физической культуры и спорта в будущей трудовой деятельности. Приоритет предоставлен морским видам спорта: плаванию, яхтингу, морскому многоборью.
Для поддержки студентов, их заинтересованности в научной и общественной жизни в МГА существует система поощрений: объявление благодарности; обучение по индивидуальному плану; досрочная сдача сессий; материальное поощрение и др.
Воспитательная работа в МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова с курсантами рассматривается как важнейшая часть целостного образовательного процесса. Концептуально она организуется в соответствии с требованиями Приказа МО от 27.12.2002 г. № 4670, рекомендациями Федеральной службы морско -го и речного транспорта и учетом специфики подготовки кадров для морского транспорта.
В академии ежегодно разрабатывается перспективный план воспитательной работы, планируется работа на факультетах, в учебных ротах, ОРСО, клубе, музее, где определяются задачи, направления и обязанности всех должностных лиц, формирующих единое воспитательное пространство.
Среди основных задач функционирования культурно-образовательного пространства морского вуза можно выделить воспитание эффективного ценностного отношения студентов к различным культурам, освоение культурной среды, обеспечение взаимосвязи культурных и жизненных ценностей.
Воспитание ценностного отношения к культуре не только своего, но и
другого народа является важным моментом в развитии культурологических моделей образования, целью которых является формирование нравственных качеств личности. Особую значимость этот фактор принимает в морском вузе, который изначально готовит специалистов для работы в различных международных компаниях, специалистов, которые в силу специфики своей работы будут в будущем встречаться с представителями других культур. Необходимость подготовки морского специалиста для жизни и работы в полиязыковом культурном пространстве определяет и содержание обучения и воспитания в морском вузе.
Процесс формирования ценностного отношения к культуре других народов может быть результативным при реализации следующих социальнопедагогических условий:
- направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование гражданской позиции, толерантности, патриотических качеств у будущего специалиста;
- использование воспитательного потенциала общеобразовательных и специальных дисциплин в учебных заведениях;
- формирование убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности в процессе практической и морально-психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Формирование ценностного отношения к культуре других народов включает в себя осознание и личностную оценку этих ценностей. В процессе формирования необходимо учитывать различные факторы, среди которых выделяются возрастные и индивидуальные особенности личности, условия жизни обучаемого, а также влияние окружающей действительности.
В вузе воспитание интереса и любви к профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании профессиональной деятельности, путем формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности. Именно здесь закладываются основы тех профессионально важных качеств студента, которые в дальнейшем определят его судьбу как специалиста.
Культурно-образовательное пространство морского вуза представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному взаимодействию и на национальном и международном уровнях. В культурно-образовательном пространстве морского вуза социокультурный и воспитательный компоненты выступают необходимыми условиями подготовки морских специалистов, определяя развитие их способностей и социализацию студентов в социально значимых сферах жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Малиночка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики. Сборник статей. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.
3. Маричев, И. В. О профессиональной модернизации дедуктивного звена образовательной системы морских ВУЗов. Спецвыпуск. Технические науки 2006. Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. - Ростов-на-Дону. РИО РГУ, 2006.
4. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006 г.
УДК 374.5
Ю. В. Слесарев
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА
Проблема качественного профессионального обучения специалиста-ме-неджера сегодня очень актуальна, особенно в части усиления нравственного компонента в его профессиональной подготовке. Воспитывать морально-нравственные начала студентов уже сложившихся как личности, задача весьма сложная, но необходимая, поскольку изменяющаяся производственная, профессиональная среда, возрастающая роль культурного фактора в управлении (в том числе в управлении предприятием) есть важнейшие требования современности. Востребованность специалиста-менеджера определяется слагаемостью многих качеств, навыков и умений, имеющихся в его профессиональном арсенале, где управленческая культура, которая складывается из нравственных ценностей психологической культуры, гуманистического мировоззрения занимает особое место.
Проводя исследование по усилению нравственного компонента в профессиональной подготовке менеджера, мы ориентировались на две основополагаю-щиеся системы, действующие в культурно-образовательной парадигме профессионального образования, являющейся неотъемлемой частью в будущей профессиональной деятельности: 1) профессионально-нравственные элементы (мораль, культура поведения, эмоционально-психологическаяустойчивость и т. д.) профессиональной культуры менеджера; 2) профессионально-ценностные ориентации (мотивация профессиональной деятельности и обучения в вузе, профессиональные интересы и идеалы и т. д.).
Критерии изучения элементов составляющих нравственный компонент профессиональной деятельности менеджера основываются на следующем: в процессе развития личности в целом и в профессиональной подготовке