Научная статья на тему 'Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса'

Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / STRUCTURE / MANAGEMENT / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маричев Игорь Васильевич

В статье представлено образовательное пространство морского академического комплекса, показано его структура, в которой каждый компонент имеет собственный механизм и свою природу; все подсистемы образовательного пространства объединены единым информационным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

management of educational space of a sea academic complex

The article is devoted to the educational space of a sea academic complex. The author shows its structure in which each component has its own mechanism and nature; all subsystems of educational space are united by a uniform information field.

Текст научной работы на тему «Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса»

УДК 378.147

И. В. Маричев

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ МОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Организационная структура или структура управления является одним из факторов, определяющих эффективность управления любой системой.

Структура управления или организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность подразделений, объединенных общим управлением для выполнения всех целей организации. Она обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет вертикальные и горизонтальные связи и разделение управления.

Среди традиционных типов структур управления выделяются иерархические (линейная, функциональная, линейно-штабная, функционально-штабная, дивизиональная) и органические структуры (матричная, свободная). Каждая из организационных структур имеет свои преимущества и недостатки. Ни одну структуру нельзя назвать лучшей, так как ни одна из базовых организационных структур не обеспечивает решения задачи сосредоточения всех усилий на поддержке и реализации цели. Некоторые недостатки могут быть устранены путем использования двух или более типов организационных структур одновременно. При этом необходимо дополнить структуру механизмами координации и коммуникации, которые требуются для эффективного выполнения стратегии организации.

Большинство исследований, посвященных проблематике разработки структур управления, описывают опыт работы образовательных учреждений без анализа преимуществ и недостатков сложившихся почти стихийно организационных структур. Очень часто в понятие структуры управления образовательной системой вкладывается лишь распределение обязанностей по разным уровням иерархии управления.

Современное высшее учебное заведение представляет собой сложную и комплексную систему со всеми присущими ей характеристиками. В рамках вуза решается множество задач, спектр которых включает в себя: учебные вопросы; проблемы фундаментальной науки; сферу стратегического управления, и еще массу других областей. Каждое крупное направление деятельности вуза образует самостоятельную подсистему, причем выделяется в составе одного и того же учебного заведения различное число подсистем и принципов их формирования. Все эти подсистемы взаимосвязаны и их фун-

кционирование подчинено общим целям высшего учебного заведения. Именно поэтому при разработке структуры управления образовательного пространства учебного заведения нет смысла изучать отдельную подсистему, не представляя ее роли и места в масштабе всего вуза. В то же время, нельзя рассматривать само высшее учебное заведение в отрыве от национальной высшей школы, в которой оно существует, поскольку в значительной степени те функции, которые реализует отдельный вуз, являются отражением функций всей системы высшей школы и формируются на основе национальной политики в области высшего образования, роли и задач, которые возлагают на вуз государство и общество в целом.

Морское образование занимает большое место в образовательном пространстве страны. Во исполнение Постановления Правительства РФ «Об университетских комплексах», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства РФ, и на основании решений, принятых Минтрансом России и Росморречф-лотом, в целях оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений и расходов на их содержание были созданы единые образовательные комплексы на базе подведомственных федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования путем присоединения к ним федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов). Указанные образовательные комплексы осуществляют многоуровневую непрерывную подготовку специалистов по программам начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также реализовывать программы повышения квалификации и переподготовки морских специалистов.

ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф. Ф. Ушако -ва» является крупнейшим учебным заведением водного транспорта на Юге России, выпускающим морских специалистов. Образовательное пространство ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф. Ф. Ушако -ва» представляет собой академический комплекс, состоящий из головного вуза, 4 подразделений в других городах - Ростов, Астрахань, Севастополь, в котором обучается около 8-ми тысяч человек и работает 1,5 тысяч персонала.

Современный морской академический комплекс обладает заметной спецификой, ориентируясь не только на Российские стандарты, но и на международные конвенции, действующие в торговом мореплавании, поэтому существующие традиционные подходы к разработке организационной структуры не могут в полной мере обеспечить эффективность управления таким образовательным учреждением.

Учет специфики управления образовательным пространством морского академического комплекса приводит к необходимости осмысления структу-

ры управления как культуры организации, взаимодействия руководства, сотрудников, учащихся и их родителей. Признание субъектности всех участников образовательного пространства предполагает его развитие.

Под образовательным пространством морского академического комплекса мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих функционирование образовательных процессов в нем, среди которых выступают: нормативная документация; экономические условия; сфера запроса и применения результатов образования; размещенная на носителях информация содержания образования; педагогические кадры; контингент получателей содержания образования; образовательная территория и образовательное оснащение; научно методическое обеспечение [2].

Повысить эффективность такой сложной образовательной системы можно только путем адекватного регулирования многообразных связей между различными видами деятельности в ней. Разрабатывая структуру управления образовательным пространством морского академического комплекса, необходимо рассмотреть отдельные составляющие компоненты комплексного управления и объединить их в единое целое на основе единого информационного пространства.

Все компоненты должны быть обеспечены необходимым уровнем взаимодействия, нацеленного на максимальное использование всех ресурсов. Каждый из компонентов структуры выполняет специфические функции, не свойственные остальным, без реализации которых невозможно достижение общих целей функционирования образовательного пространства в целом. Участие каждого компонента в общем функционировании является обязательным. Рассмотрим кратко основные компоненты структуры управления образовательным пространством.

Каждый компонент имеет собственный механизм и свою природу: экономическую, организационную, правовую, социальную.

Правовой механизм, призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами образовательной деятельности. В правовом механизме следует, по нашему мнению, особо выделить следующие группы правовых норм:

- федеральные нормативно-правовые акты;

- нормативно-правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации;

- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативно-правовые акты, принимаемые образовательными учреждениями;

- правовые международные нормы, регулирующие правоотношения в морской деятельности, учет которых необходим при планировании учебной деятельности высшего и дополнительного профессионального морского образования.

Вуз относится к образовательным учреждениям, является юридическим лицом и отличается от иных образовательных учреждений тем, что реализует программы высшего профессионального образования. Управление МГА осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и «Уставом МГА», утвержденным Министром транспорта РФ 9 октября 1998 г. При необходимости, отдельные стороны деятельности МГА (в рамках, предоставленных ей действующим законодательством) могут регламентироваться иными локальными актами, не противоречащими «Уставу МГА» и подлежащими регистрации в установленном порядке в качестве дополнений к «Уставу МГА».

В целях надлежащего функционирования образовательных комплексов морского и речного транспорта необходимо законодательно закрепить их статус как «специализированных». Это обусловлено отсутствием в настоящее время нормативного акта, который отражал бы существующую специфику подготовки командных кадров флота в специализированных образовательных комплексах, где курсанты плавательных специальностей обеспечиваются бесплатным питанием, обмундированием, проживают при учебном заведении, носят установленную форму одежды, несут дежурную службу, выполняют утвержденный распорядок дня и т. д.

Следующим механизмом в структуре управления образовательным пространством выступает экономический. Государственный вуз выступает субъектом экономики, потребляющим как бюджетные, так и внебюджетные средства. Как экономический субъект вуз является товаропроизводителем, развивающимся и функционирующем на принципах смешанной экономики в условиях товарно-денежных отношений.

Важнейшим дополнительными источниками финансирования государственного вуза являются платные образовательные услуги, научно-исследовательские и консалтинговые работы, предпринимательская деятельность. Рассмотрение государственного вуза как хозяйствующего субъекта рыночной экономики обуславливает необходимость анализа социально-экономических условий, характерных для рыночных отношений в образовательной сфере.

При разработке структуры управления образовательным пространством морского академического комплекса, менеджменту вуза необходимо отчетливо представлять структуру и природу финансовых потоков организации, обеспечивая тем самым стабильность и устойчивость организации в условиях возрастания конкурентной борьбы на образовательном рынке.

Принимая во внимание развитость филиалов в плане материально-технического обеспечения (тренажерное оборудование, электронные библиотеки и др.) возникла необходимость в создании стабилизационного фонда, который образуется из средств, формируемых из взносов филиалов, за счет внебюджетной деятельности. Средства фонда в дальнейшем направляются

на развитие конкретной деятельности конкретной структуры в соответствии с планом развития комплекса.

Существует два основных источника финансирования образования: государственное финансирование из бюджетов всех уровней и внебюджетная деятельность вуза.

Государственное финансирование по целому ряду причин должно играть доминирующую роль в общей системе финансирования. Только в этом случае возможно наиболее полно обеспечить доступность образования, добиться в известных пределах равных возможностей воспроизводства интеллектуальных способностей людей, безотносительно к тому, к какой социальной группе они относятся.

Все виды внебюджетной деятельности государственного вуза могут быть объединены в три основные направления: образовательная деятельность (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка); научно-исследовательская (выполнение НИР и ОКР по заказам органов власти. предприятий и организаций; реализация научных разработок и информации; продажа патентов и лицензий; организация платных конференций и семинаров); предпринимательская деятельность вуза (реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества; издательская деятельность; рекламная деятельность через собственные СМИ и др).

Существование в государственном вузе двух различающихся по источникам финансирования видов образовательной деятельности - бюджетной и внебюджетной - выдвигает целый комплекс теоретических и прикладных проблем, которые необходимо учитывать при разработке структуры управления образовательным пространством морского академического комплекса.

Основными составляющими следующего механизма - организационного являются: структурный, организационно-административный и информационный компоненты. Каждый из перечисленных компонентов включает в себя ряд положений, выполнение которых является гарантией качественной подготовки будущих морских специалистов.

Структурный включает: взаимодействие субъектов развития; структурное управление вузом; стратегическое управление; материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение.

Организационно-административный подразумевает: стандартизацию (СМК); программно-целевое планирование (сертификация, лицензирование (национальное, международное), аккредитацию).

Информационный охватывает: информационный маркетинг; мониторинг; информационное обеспечение.

Указанные выше правовой, экономический и организационный механизмы одновременно являются и социальными. Во-первых, они должны учитывать социальные факторы, социальное значение принимаемых и реализуе -

мых решений; во-вторых, организационно-распорядительные, правовые и экономические факторы обязательно сочетаются с социальными. Так, регулирование состава кадров, их подготовка, переподготовка, повышение квалификации имеют большое социальное значение в сфере управления образовательными услугами вузов.

Механизм социального развития высшей школы является неотъемлемой частью государственных перспективных и текущих планов и программ, разрабатываемых на всех уровнях управления высшим образованием, включающим в себя, в частности:

- план научно-технического развития и организации высшей школы;

- план организации труда и персонала;

- план социальных мероприятий в системе высшей школы, в том числе строительство объектов социально-культурного, образовательного (тренажерные центры) медицинского назначения.

Механизм взаимодействия с внутренними партнерами подразумевает работу с академическим персоналом и персоналом обеспечивающих служб, направленную на:

- изменение социально-демографической структуры коллектива;

- совершенствование условий и охраны труда;

- улучшение социально-культурных, жилищно-бытовых условий преподавателей и студентов;

- установление в коллективе вуза благоприятного психологического климата и др.

Механизм взаимодействия с внешними партнерами подразумевает деятельность с:

- потребителями образовательных услуг;

- потребителями специалистов (предприятия), результатов НИР, продукции, услуг;

- родственниками обучающихся;

- с образовательными учреждениями в системе непрерывного морско -го образования.

Механизм взаимодействия на международном уровне включает деятельность, связанную с международными судоходными компаниями, где студенты проходят плавательную практику. В их число входят: Новошип-крюинг, Юником-Новороссийск, Валмарс, Ипотекцентр, Карди, Альфа Марин Крю Сервис, Эпсилон сервиз, BGI, Со1ишЫа Ship management LTD и др.

Все подсистемы образовательного пространства морского академического комплекса объединены единым информационным пространством, что является необходимым условием функционирования данной системы. Информационное и научное обеспечение развития образовательного пространства морского академического комплекса рассматривается нами как общесущностное условие функционирования образовательного процесса.

Под информационным обеспечением образовательного пространства мы понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного, научного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Единое информационное пространство образовательного комплекса позволяет обеспечить различных субъектов не только сугубо специфичной информацией, но и интегративной, объединяющей в себе сведения о субъектах, результатах и деятельности в целом комплексе воздействий образовательного пространства.

Необходимо отметить, что все компоненты образовательного пространства не могут рассматриваться как взаимоисключающие. Все они равноценны и равнозначны. Их взаимодействие ведет к усилению ресурсного обмена, расширению поля взаимодействия субъектов образовательного пространства. Учет структурных компонентов обеспечивает качественное изменение педагогического потенциала системы.

При построении структуры управления образовательным пространством необходимо учитывать интегративный характер целей деятельности академического комплекса, многофункциональность (СПО, ВПО, ДНО), что выражается в многообразии связей между субъектами.

В связи с расширением академического комплекса, открытием ряда филиалов, встает задача их продуктивной взаимодеятельности. Филиалы вуза отличаются от головной части своего учреждения местом расположения. Этот признак является системообразующим компонентом его образовательного пространства. Он вызывает изменения конкретного содержания других признаков, что придает филиалу свою специфику и требует специальной подготовки руководителя данного образовательного учреждения. Подготовка и переподготовка руководителей филиалов и других структур, включенных в единый академический комплекс особенно актуальна.

Существующая структура Южного регионального центра дополнительного профессионального образования в системе образовательного пространства морского вуза могла бы быть расширена дополнительным направлением - переподготовкой педагогических кадров (в том числе преподавателей для морских лицеев и колледжей) и подготовкой руководителей для работы в сфере образования (головной вуз, филиал). Появление подобной структуры позволило бы повысить уровень подготовки педагогических кадров, работающих в филиалах и руководителей образовательных структур разных уровней управления. Открытие дополнительной структуры на базе существующего центра, нацеленной на подготовку высококвалифицированного руководителя, можно рассматривать как компонент модернизации структуры управления образовательным пространством вуза.

Описанная структура управления образовательным пространством морского академического комплекса (состав компонентов, характер связей и способов взаимодействия между ними) направлена на обеспечение развития этого пространства, возрастание качества планируемой деятельности достижения социально-педагогических эффектов, т. е. наращивание педагогического потенциала образовательной среды и обогащение личностного потенциала участников образовательного процесса.

К сказанному следует добавить, что структура развития образовательного пространства морского академического комплекса должна быть мобильной, адекватной социально-культурной среде организации, гибко реагировать на изменения в окружающей среде, своевременно включать в управленческую практику инновационные технологии.

Данная структура позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия всех субъектов образовательного пространства и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Благодаря описанной структуре образовательное пространство морского академического комплекса приобретает новое свойство - интегративность. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей внутри образовательного пространства приводит к появлению эффекта взаимодополнительности, что в конечном счете способствует более высокому уровню подготовки будущих специалистов.

Учитывая динамику развития производственно-технической базы морского транспорта России, в частности, прогноз роста количества судов и тоннажа флота в этом десятилетии, проблема укомплектования российских судов обострится и потребуется: во-первых, увеличить ежегодный прием в учебные заведения и, во-вторых, законодательно закрепить обязанность молодого специалиста, подготовленного за счет средств федерального бюджета. Для решения поставленных задач необходимо совершенствовать структуру управления образовательным пространством морского академического комплекса.

Библиографический список

1. Малиночка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики / Э. Г. Малиночка. Новороссийск: МГА имени адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.

2. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве / И. В. Маричев. Монография. - Новороссийск. МГА им.адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.