Научная статья на тему 'Филиал как фактор формирования образовательного пространства морского академического комплекса'

Филиал как фактор формирования образовательного пространства морского академического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филиал как фактор формирования образовательного пространства морского академического комплекса»

© 2006 г. И.В. Маричев

ФИЛИАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Система морского образования, занимающая важное место в образовательном пространстве страны, должна обеспечивать профессиональный рост специалистов, способных к постоянному повышению квалификации. Перевод образовательного процесса на инновационные принципы организации и управления должен быть заложен в реконструкцию системы современного морского образования. Положительный международный опыт и результаты современных исследований показывают, что эффективными точками роста являются структуры, объединяющие в своей основе образовательную и научную деятельность. Готовить в комплексе специалистов, адаптированных к работе в инновационной среде, способна только образовательная среда, реорганизованная на инновационных принципах организации и управления. Применительно к системе образования Минтранса России такие функции способны реализовать государственные морские университетские комплексы, объединяющие образовательную, научную и инновационную деятельность. Для формирования инновационной среды их специалисты должны быть вовлечены в замкнутый инновационный процесс, охватывающий подготовку высококвалифицированных кадров, и технические инновации. А потребители образовательных услуг - предприятия отрасли и смежных отраслей -должны участвовать в управлении и реализации инноваций этого комплекса [1].

ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» (МГА) - крупнейшее учебное заведение водного транспорта и единственное высшее учебное заведение на юге России, выпускающее морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. В его состав входят:

- филиал в г. Ростове-на-Дону;

- Крымский филиал в г. Севастополе;

-филиал в г. Каспийске;

- обособленное структурное подразделение «Рос-товский-на-Дону морской колледж им. Г.Я. Седова».

Филиал вуза - это самостоятельное образовательное учреждение со своей концепцией развития, финансовой и учетной политикой, стратегией и тактикой ведения образовательной деятельности, которые успешно могут реализовываться только в условиях научно обоснованного и грамотного управления филиалом. Проведение аналитических исследований по изучению и совершенствованию проводимой филиалом вуза образовательной деятельности можно вести по многим направлениям. Часть филиалов при выполнении административно-управленческих функций строго придерживается рекомендаций головного вуза, другие - опираются на опыт работы близких по про-

филю филиалов на различных семинарах и курсах повышения квалификации, третьи - привлекают ученых-управленцев из системы образования для решения своих насущных и перспективных проблем.

Используя образовательный и научный потенциал головного вуза, филиалы вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие региона, в его образовательную политику, в подготовку специалистов высшей квалификации, способствуют доступности получения высшего образования широкому кругу населения, расширению подготовки специалистов для регионов по современным престижным специальностям. Филиальная сеть увеличивает конкуренцию в региональной системе высшего образования, что, несомненно, сказывается на повышении качества и эффективности образования.

Качество подготовки специалистов высшей квалификации складывается:

- из уровня профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации его деятельности;

- состояния материально-технической, научно-информационной и методической базы процесса обучения;

- качественной характеристики административно-управленческого аппарата.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в образовании, характерны для всех ступеней системы образования, в том числе и для региональной, и для институциональной, и в определенной степени для такого ее звена, как филиал высшего учебного заведения. В результате демократизации филиалы стали более свободны в выборе специализаций и специальностей, активно внедряют новые образовательные и автоматизированные технологии, расширяют объем образовательных услуг. Отдельные филиалы перешли к многоуровневой подготовке специалистов, успешно развивают непрерывное образование.

С точки зрения руководителя, филиал вуза представляет собой многофункциональный объект для развития, в котором можно выделить такие стороны управленческой деятельности, как ресурсы, объект воздействия и результат деятельности.

Первые включают в себя:

1) персонал (административно-управленческий; профессорско-преподавательский состав, вспомогательный учебный, финансово-хозяйственный);

2) материально-технические ресурсы: учебные и административные помещения, учебно-техническое оборудование (лабораторное оборудование, компьютеры, учебную мебель и оборудование), учебно-методическое обеспечение (библиотечный фонд, компьютерное и методическое обеспечение учебного процесса), научно-методическое обеспечение;

3) финансовые средства.

Перечисленные ресурсы и их финансирование обеспечивают саму возможность организации и ведения образовательной деятельности и составляют функциональную сторону управления филиалом.

В рамках нашего исследования важным представляется рассмотрение правоотношений между головным вузом и филиалом. В соответствии с Гражданским кодексом РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места. Согласно «Закону об образовании», филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его (головного вуза.) доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гласит, что филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения. То есть в соответствии с этими законами РФ филиал -практически юридическое лицо, осуществляющее самостоятельно набор студентов, учебный процесс и т.п. Здесь очевидно явное противоречие законов Российской Федерации Гражданскоиу кодексу, что порождает массу проблем.

Главные из них:

- в соответствии с каким базовым документом может быть образован и зарегистрирован филиал в регионе;

- кто является правопреемником, головной вуз или филиал в случае прекращения филиалом образовательной деятельности;

- создана основа для образования и незаконной деятельности отдельных филиалов и др.

Устранение этих противоречий находится в компетенции органов государственной власти.

Существуют различные классификации филиалов. Например Н. Кликунов и Г. Окорокова предлагают рассматривать филиалы:

1) имеющие совпадения с головной структурой по всем параметрам качества, не являющиеся юридическими лицами и полностью подотчетные головному вузу;

2) осуществляющие учебный процесс при жестких стандартах качества (заданных головным вузом) имеющие право привлекать преподавателей, не входящих в штат головного вуза;

3) самостоятельно осуществляющие набор студентов, учебный процесс, выпуск и контроль качества знаний студентов по методикам головного вуза;

4) связанные с головной организацией исключительно правом на пользование имени и марки вуза.

Уложить в указанную типологию все многообразие существующих и появляющихся филиалов достаточно трудно, тем не менее эта классификация в основном отражает сложившие в последние годы формы взаимоотношений между головными учреждениями и филиалами.

Филиалы МГА не являются самостоятельными юридическими лицами и полностью подотчетны го-

ловному институту. Их финансирование, распределение затрат на капитальный и текущий ремонты, материально-техническое оснащение, обеспечение учебно-методической литературой и ПЭВМ, планирование учебного процесса, открытие или закрытие специальностей в филиале осуществляются только самим вузом. Набор студентов на бюджетной и платной договорной основах филиалы ведут в строгом соответствии с утвержденным планом по экзаменационным заданиям МГА, он же производит зачисление в академию (а не в филиал) абитуриентов, прошедших по конкурсу, предварительно проверив представленные приемной комиссией филиала экзаменационные работы кандидатов к зачислению в академию. Личные дела студентов хранятся в головном вузе. Учебный процесс в филиалах осуществляется местными преподавателями, принятыми приказом ректора в штат института на постоянную работу в региональный филиал, а также преподавателями-почасовиками, оформленными приказом начальника МГА на один учебный год.

Отличительная особенность указанного типа - это линейно-штабная структура управления, достаточно жесткая модель управления филиалами со стороны головного института, при которой практически исключается самостоятельное принятие руководством филиала решений по всем направлениям его деятельности, что не всегда оправдано и полезно на практике, особенно, когда требуется незамедлительное принятие решения.

В условиях и плановой экономики, и в переходный период такие взаимоотношения в целом оправдали себя: во-первых, это в значительной степени облегчало проведение институтом контроля за деятельностью каждого филиала по всем направлениям, во-вторых, удерживало руководство филиалов от непродуманных решений и ошибок, в-третьих, успешно решалась проблема качества подготовки специалистов в филиалах, так как головной вуз всегда заботился об укреплении материальной базы своих территориальных подразделений, об обеспечении их современными средствами обучения, учебной и методической литературой, что естественным образом положительно сказалось на всей деятельности филиалов. Сегодня, несмотря на огромные трудности, сложившиеся в образовании, филиалы МГА превратились в своих регионах в престижные учебные заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов с высшим образованием.

Следует также подчеркнуть, то такой тип правоотношений и организационная структура управления были полезны не только для самих филиалов и головного вуза, но и для регионов, где располагаются эти филиалы. Во-первых, в связи с тем, что местные органы власти не имеют эффективных рычагов прямого влияния на филиалы, головной вуз восполняет этот пробел своим постоянным контролем за обеспечением правовой деятельности филиала, за соответствием в нем содержания и качества обучения Государственным образовательным стандартам.

Во-вторых, филиалы, предоставляя регионам дополнительные бюджетные места для абитуриентов и расширяя доступ населению к высшему образованию,

гарантируют не только качество предлагаемых образовательных услуг, но и в случае «упразднения» филиала при таких правоотношениях вуз берет на себя полную ответственность за выполнение обязательств перед студентами и обеспечивает законченный цикл обучения в вузе без выезда за пределы региона.

В-третьих, используя интеллектуальный, научный и методический потенциал головного вуза, такие филиалы успешно внедряют в практику прогрессивные технологии, методики и формы обучения, уже отработанные на базе головного вуза, что, естественно, обогащает образовательный процесс региональной системы высшего профессионального образования.

В-четвертых, деятельность в провинции подобных филиалов усиливает здоровую конкуренцию в региональной системе высшего образования, что приводит к повышению качества учебного процесса и способствует внутренней и внешней эффективности высшего образования, преодолению региональной ограниченности развития образования.

Организацией учебного процесса в филиале занимается учебная часть по учебным программам, планам и графикам, составленным и утвержденным головным вузом. Одновременно учебная часть каждого филиала МГА поддерживает постоянную связь с деканатами и кафедрами головного вуза, в определенной степени выполняя их функции в региональном филиале. В целях совершенствования учебно-методической и научной работы в филиалах по распоряжению директоров созданы научно-методические советы, которые подотчетны соответствующим ученым советам филиалов и научно - методическому совету вуза [4].

Таким образом, проведенный анализ показал, что организационная структура МГА и ее филиалов находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом, а также оказывают серьезное влияние на социально-экономическую обстановку регионов.

Одной из основных целей вуза является повышение конкурентоспособности его на рынке образовательных услуг, что предполагает необходимость повышения качества подготовки выпускников, высокий уровень организации учебного процесса, совершенствование образовательных технологий. Анализ содержания концептуальных направлений позволяет говорить о том, что руководство МГА видит достижение поставленной цели в комплексном подходе к организации и управлению образовательным процессом, содержанием образования в вузе и филиалах.

В соответствии с Концепцией развития МГА и с учетом местных условий в МГА была разработана концепция развития филиалов, представляющая собой компонент целевой программы развития морского академического комплекса.

Филиал МГА в г. Ростове-на-Дону (далее - филиал) был создан приказом министра транспорта РФ № 132 от 24.10.1998 г. на основании ходатайств Министерства образования Ростовской области, Новороссийской государственной морской академии и открыт в 1999 г., став первым высшим учебным заведением данного профиля в столице ЮФО.

Выбор места создания филиала был научно и экономически достаточно обоснован. Ростов-на-Дону имеет статус международного порта пяти морей и входит в одно из главных транспортных ответвлений международного транспортного коридора № 9, который более известен как коридор «Север-Юг» (Каспий -Азово-Черноморье).

Открытие филиала позволило увеличить перспективы Ростовской области в предоставлении молодежи возможности последовательно повышать уровень профессионального морского образования, оптимально используя базу, кадры и научный потенциал высшей школы.

Филиал МГА является обособленным структурным подразделением и имеет лицензию Министерства образования РФ на право осуществления образовательной деятельности в сфере высшего, дополнительного профессионального образования (серия А № 001788 от 02.03.04 г. сроком до 02.03.2009 г). Его деятельность регулируется федеральными законами Российской Федерации в области образования, а также ведомственными нормативными актами.

Филиалом разработан и предлагается к освоению проект многоуровневого морского образования в системе: «базовый уровень СПО - повышенный уровень СПО - уровень ВПО», реализуемый на базе РМК им. Г.Я. Седова, филиала в г. Ростове-на-Дону. Проект предусматривает создание нового филиала МГА в г. Ростове-на-Дону: Ростовский институт водного транспорта - путем слияния существующего филиала и РМК им. Г.Я. Седова в единый комплекс.

В основу проекта программы закладывалось Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах», Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг-России» и Концепция академии по формированию государственной многоуровневой системы транспортного образования на юге России.

В Концепции анализируется сложившаяся система подготовки специалистов для морского транспорта и предлагаются пути углубления гуманитарной, научной, специальной подготовки морских специалистов в единой системе «школа-колледж-вуз». Ее особенностью выступает ориентация на взаимосвязь национальных и международных требований в подготовке специалистов.

Целью и задачами долгосрочного плана развития Каспийского филиала являются повышение качества и доступности профессионального образования для транспортного комплекса на основе региональной распределительной системы непрерывного образования, реализация Правительственной программы создания транспортного коридора «Север-Юг», инвестиционной привлекательности профессионального образования, спроса на морских специалистов с высоким качеством подготовки; адаптация филиала к требованиям высшего учебного заведения и создание на базе филиала института по подготовке морских специалистов в составе головного вуза.

Итоговый результат реализации плана развития Каспийского филиала заключается в возможности включения его в формируемую систему государствен-

ного образовательного комплекса инновационного типа на юге России на базе МГА, создания условий, позволяющих гарантированно выполнить требования подготовки морских специалистов по уровню компетентности. Такой уровень подготовки обеспечивает высокую востребованность российских специалистов и гарантирует им социальную стабильность в обществе.

В связи с этим устанавливаются следующие приоритетные направления, представляющие взаимный интерес и для филиалов, и для головного вуза:

- формирование единого правового поля деятельности учебных заведений и организаций транспорта с учетом международных норм;

- создание эффективной системы регулирования рынка транспортных услуг, обеспечивающей конкуренцию и экономические условия для расширения воспроизводства в транспортном комплексе;

- организация единого информационного пространства транспортного комплекса на основе внедрения современных информационных и управляющих систем;

- обеспечение безопасности функционирования транспортного комплекса и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду;

- развитие транспортных коридоров, мультимо-дальных и логических систем;

- подготовка и переподготовка специалистов транспортного комплекса в соответствии с международными стандартами качества и на основе современных образовательных технологий.

Востребованность обществом в этот период специалистов с высшим морским образованием позволили вузу и его филиалам значительно увеличить студенческий контингент главным образом за счет платного обучения. ФГОУ ВПО «МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова» считается одним из крупнейших вузов страны, и его филиалы выросли в сложноор-ганизованные территориальные подразделения.

В то же время сегодня нужны новые подходы, приемы и способы в управлении региональным филиалом, новый со-

циальный механизм как со стороны головного вуза, так и внутри самого филиала, который способен в значительной мере минимизировать противоречия между постоянным обновлением содержания образовательной деятельности и старой, недостаточно гибкой организационной вертикалью управления, нередко негативно сказывающейся на эффективности управления филиалами, что в конечном счете может привести к снижению качества подготовки специалистов в региональных филиалах. А это в итоге утрата их конкурентоспособности и устойчивости.

В настоящее время назрела насущная необходимость привести в соответствие с современным, постоянно обновляющимся содержанием образовательной деятельности МГА и филиалов их организационную структуру и социальный механизм управления ими. С этой целью головному вузу с учетом мнения филиалов необходимо определить перечень и объем функций, которые должен решать филиал самостоятельно в рамках требований института, причем к решению этой проблемы нужно подходить дифференцированно, т.е. с учетом количества студентов в каждом филиале и их удаленности от головного вуза.

Литература

1. Аналитическая записка МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова к заседанию Совета Федерального агентства морского и речного транспорта «Взаимодействие власти, бизнеса и профессиональных образовательных учреждений в целях развития кадрового потенциала морского и речного транспорта». Новороссийск, 2006.

2. Брегеда И.Д., Малиночка Э.Г. Образовательное пространство филиала классического государственного университета // Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С.29-33.

3. Ильясов Д.Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений. Объективные и субъективные факторы в управлении. М., 2005.

4. Кликунов Н., Окорокова Г. О статусе филиала // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 24 -30.

Морская государственная академия им. адм. Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск_4 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.