Научная статья на тему 'Информационное и научное обеспечение развития образовательного пространства морского академического комплекса'

Информационное и научное обеспечение развития образовательного пространства морского академического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное и научное обеспечение развития образовательного пространства морского академического комплекса»

ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Библиографический список

1. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.-Уфа: Изд- во Башк. пед. и п-т., 1997. - 144 с.

2. Болотов, В. А., Сериков В,В. Компетентноетная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 8-14.

3. Бондаревская, Е. В., Кульиевич, С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов на-Дону: Учитель, 1999. -560 с.

4. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005. - 216 с.

5. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека// йнгернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. http://www.eidos.ru/ |оигпа1/2006/0504.Ыт. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», етаП: list@eidos.ru.

6. Соколова, Л. Б, Феноменология культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова // Актуальные проблемы педагогики на рубеже XXI века. - Оренбург, 2005. - С. 66-86.

УДК 378.147

И. В. Маричев

ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Информационная поддержка функционирования различных направлений деятельности учебных заведений является важным разделом информатизации образования. Исследования в области разработки и применения электронных образовательных изданий и ресурсов чрезвычайно актуальны в последнее время. Имеется богатый опыт создания, разработаны концептуальные принципы построения и использования этого вида учебной литературы.

Обычно информатизацию образования представляют как единство трех основных составляющих:

1. Техническая и коммуникационная достаточность.

2. Современные электронные образовательные ресурсы.

3. Квалифицированные пользователи: преподаватели и студенты.

Цель информатизации образования в России определена не только как

оснащение учебных заведений компьютерами и подключение их к Интернет, но и обновление системы образования, и повышение его качества. В связи, с чем возникает вопрос наполнения учебных программ электронными образовательными ресурсами локального и удаленного доступа.

Новые информационные технологии дают возможность развития содержания учебных дисциплин и методов их преподавания. С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают текущие проблемы, но делают процесс обучения более творческим. С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно увеличивают скорость и качество усвоения учебною материала, существенно усиливают практическую ценность.

Информационное и научное обеспечение развития образовательного пространства морского академического комплекса рассматривается нами как общесущностное условие функционирования образовательного процесса.

Для решения основной задачи вуза - подготовки морских специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности — необходимо обеспечить высокое качество научно -информационное содержания образовательного пространства. При этом деятельность соответствующих подразделений и служб учебного заведения должна максимально интегрироваться в учебный процесс, асами сотрудники этих подразделений должны понимать сущностные характеристики морской отрасли, для которой готовит специалистов.

Под информационн ым обеспечением образовательного пространства мы понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного, научного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

В работах отечественных исследователей мы находим разнообразные сущностные характеристики информационно-образовательной среды.

Э. Г. Малиночкой разработана концепция современного этапа информатизации образовательного пространства региона, представленного в виде модели локального включения информатизированного процесса в образовательное пространство с учетом конкретных изменяющихся условий, с проведением мониторинга происходящих изменений, обобщением накапливаемого опыта, подведением итогов на научно-практической конференции и изданием в печати ее материалов.

Создается группа научного обеспечения, которая моделирует организацию и функционирование саморазвивающейся сети информатизированных образовательных пунктов с учетом местных условий - типов включаемых в сеть учебных заведений, состава имеющихся кадров, наличия программных продуктов, местного опыта, отбираемых для эксперимента учебных предметов и т.д. разрабатываемые модели используются для включения информатизации в образовательное пространство, организации информатизированного процесса и мониторинга всех действий по выполнению программы [2, с. 16].

Обобщение основных характеристик научно-информационного обеспечения образовательного пространства позволяет сделать вывод о том, что она объединяет в себе педагогически целесообразную систему взаимосвязанных и взаимозависимых научного, информационного, технического и учебно-методического обеспечения, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его субъектов этого процесса. К субъектам образовательного пространства мы относим: профессорско-преподавательский состав, студентов, а также инженерно-технический персонал, т.е. всех, кто обеспечивает процесс обучения и участвует в нем.

Цель научно-информационного обеспечения образовательного пространства состоит в организации учебного процесса, основанного на научных достижениях, а также предоставления обучающимся ряда образовательных услуг посредством корпоративной компьютерной сети и через Интернет.

Научно-информационное обеспечение образовательного пространства морского академического комплекса подразумевает: материально-техническое; научное; информационное; коммуникативное и методическое обеспечение.

К материально-техническому обеспечению относится материально-техническая база, включающая в себя технические средства: компьютер, модем, сеть и др.

Научное обеспечение подразумевает использование научных достижений, технологий, проектов и разработок, внедрение которых обуславливает высокое качество образовательного процесса.

Информационное обеспечение продиктовано необходимостью содержательного обеспечение учебных дисциплин, в которых используются средства дистанционного обеспечения: возможность доступа к материальным носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации) и др.

Научно-информационное обеспечение образовательного пространства включает коммуникативное содержание, отвечающее за организацию полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации.

К методическому обеспечению образовательного пространства относятся традиционные для вуза средства учебной деятельности.

Подход к научно-информационному обеспечению образовательного пространства должен отражать не только подготовку совокупности необходимого заранее подготовленного, адаптированного согласно запросам пользователя текстового и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать познавательную деятельность. Научно-информационное обеспечение образовательного пространства мор-

ского академического комплекса должно быть непрерывно изменяющимся, учитывающим индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов. Такое обеспечение должно поддерживать процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, предоставлять возможность непрерывного роста человека в профессиональном и общеобразовательном планах.

Информационные ресурсы являются мощным, постоянно действующим фактором, оказывающим прямое воздействие на качество образовательных услуг и исследовательских проектов вуза. К информационным ресурсам вуза относятся учебно-методические материалы, библиотечные фонды, а также любые другие ресурсы доступные и используемые сотрудниками и студентами вуза.

Информационные потребности вуза морского профиля значительно изменились за последнее время и требуют детального изучения.

В учебно-методический комплекс, предназначенный для обеспечения учебного процесса по дисциплинам учебных планов реализуемых профессиональных образовательных про1рамм в МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, входят:

- учебная программа;

- руководство по изучению дисциплины;

- учебное пособие;

- тесты;

- практикумы;

- видео-лекции;

- другие материалы для организации самостоятельной работы студентов и учебно-методической работы преподавателей.

В МГА создаются автоматизированные системы обучения и проверки знаний специалистов морского флота. Исследуются психологические аспекты применения автоматизированных обучающих систем в учебном процессе, развиваются и совершенствуются системы автоматизированного проектирования машин и механизмов, компьютеризации инженерных дисциплин. Разрабатываются современные образовательные технологии (электронные учебники, дистанционное обучение, обучение на базе Web технологий).

Информационные технологии используются в учебном процессе достаточно активно при изучении отдельных дисциплин, при выполнении курсовых проектов и в дипломном проектировании. В академии имеется локальная сеть и выход в мея«дународные и российские информационные сети.

Решение научно-методических проблем повышения эффективности учебного процесса — это одно из важнейших научных направлений в МГА, которое было традиционным, но в последнее время наполнено новым содержанием, что было продиктовано требованиями «Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты».

Остановимся на научном обеспечении МГА, подразумевающим использование последних достижений, технологий, проектов и разработок, внедрение которых обуславливает высокое качество образовательного процесса,

МГА работает по теме «Тринитарно-деятельностный подход к развитию отраслевой системы подготовки морских кадров, включающей организационно-педагогическое, конвенционно-юридическое и экономическое обоснования региональной структуры морского академического комплекса ЮФО РФ», Основанием для разработки данной программы является Федеральный закон «Об образовании» и новая концепция «Обеспечения безопасности мореплавания в странах Европейского содружества».

Работа направлена на решение (развитие) региональной специфики (в ЮФО) важной научно-педагогической проблемы совершенствования системы профессионального морского образования РФ, инициируемого процессами её адаптации в мировом сообществе и ходом административных реформ центрального аппарата управления страной, и реализуемого путём создания академических и университетских регионально-отраслевых комплексов. Актуальность предлагаемой работы обусловлена:

— необходимостью трёхполюсного финансирования отраслевой образовательной системы за счет федеральных, государственных средств, средств отраслевого бизнеса, как основного потребителя ее выпускников, и коммерческой образовательной деятельности вузов;

- актуальностью согласованного действия отраслевого и регионального планов развития академических и университетских регионально-отраслевых комплексов;

- вхождением России в мировое экономическое пространство и адаптацией российской образовательной системы в европейском и мировом образовательном пространстве;

— необходимостью учёта естественных процессов развития профессиональной образовательной системы в мире на национальной почве высшего морского образования РФ.

Субъектом исследования является отраслевая (морская) Академия, как одно из интегрирующих звеньев отраслевого вузовского комплекса профессионального образования сферы водного транспорта. Предметами исследования являются организационно-педагогические, методические, технические, технологические, правовые и финансовые инструменты интеграции структурных элементов существующей системы профессионального морского образования в единый отраслевой академический комплекс, эффективно адаптирующийся к изменениям административного, экономического и образовательного пространств России.

Данная работа является составной частью Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года № 909-р.

Указанная программа НИОКР реализуется путём совершенствования организационно-педагогических, методических, технических, технологических, правовых и финансовых инструментов системы подготовки специалистов сферы водного (морского) транспорта на региональной площадке ЮФО РФ.

Целью программы выступает организационно-педагогическое обеспечение устойчивого развития отраслевой образовательной системы в сфере морского транспорта и смежных с ней областях, скоординированное с ходом реформирования Федеральной системы образования и осуществления экономических и административных реформ в стране.

Задачи программы.

1. Исследование тринитарной структуры финансирования деятельности академиического комплекса в новых условиях реформирования Федеральной системы образования и центрального административного аппарата управления страной.

2. Актуальность сохранения в стране отраслевого и регионального многообразия форм профессионального образования и анализ изменений кадровой емкости сферы водного (морского) транспорта.

3. Оценка спроса и предложения в сфере профессионального образования в отрасли водного (морского) транспорта.

4. Развитие смежных сфер профессионального образования водного транспорта ЮФО, связанных с разнообразием и спецификами:

- географии и геологии водных бассейнов и трансмодальных коридоров на Юге России;

- развития технопарковых научно-исследовательских (академических) систем;

- систем менеджериального и юридического образования поргово-транс-портной сферы;

- системы экологического, культурологического и гуманитарного образования вводно-транспортной сферы;

- развития иноязычной культуры специалистов водного (морского) транспорта.

5. Исследование педагогико-деятельностных моделей модифицированной системы профессионального образования и выбор уровневости и вариативности модели по критерию оптимальной пригодности для сферы водного транспорта.

6. Разработка рекомендаций но приведению существующей системы к адаптированной системе профессионального образования в области водного транспорта.

Исходным научно-педагогическим базисом НИОКР являются:

- результаты научных исследований авторского коллектива МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, соответствующие удовлетворить требования Технического задания Заказчика;

- результаты научных исследований докторантов МГА в области моделирования процессов педагогической деятельности в системе профессионального образования сфер водного транспорта (в области навигационной безопасности, в экологической, иноязыковой, научно-исследовательской сферах).

Работа по программе разделена на четыре этапа.

Этап I. Исследование тринитарной структуры финансирования деятельности академиического комплекса в новых условиях реформирования Федеральной системы образования и центрального административного аппарата управления страной.

Актуальность сохранения в стране отраслевого и регионального многообразия форм профессионального образования и анализ изменений кадровой емкости сферы водного (морского) транспорта.

Результатами исследований являются:

- анализ складывающейся тринитарной структуры финансирования деятельности академического комплекса как части отраслевой образовательной системы;

~ выявленные системные противоречия в сфере профессионального образования по специальностям водного транспорта, возникающие в процессе реформирования Федеральной системы образования и центрального административного аппарата управления страной;

- направления и способы разрешения выявленных противоречий, кадровая емкость предприятий, организаций и учреждений внутреннего водного транспорта, состояние кадрового потенциала отрасли.

Этап II. Оценка спроса и предложения в сфере профессионального образования в отрасли водного (морского) транспорта.

Развитие смежных сфер профессионального образования водного транспорта ЮФО, связанных с разнообразием и спецификами:

- географии и геологии водных бассейнов и трансмодальных коридоров на Юге России;

- развития технопарковых научно-исследовательских (академических) систем;

- систем менеджериального и юридического образования портово-транспортной сферы;

- системы экологического, культурологического и гуманитарного образования вводно-транспортной сферы;

- развития иноязычной культуры специалистов водного (морского) транспорта.

Результатами исследований являются:

- полученные оценки спроса и предложения в сфере профессионального образования в отраслях водного (морского) транспорта ЮФО;

- аналитические материалы о состоянии системы отраслевого образования в ЮФО, обоснованные критерии подготовки специалистов для водного

транспорта и смежных отраслей в ЮФО, обоснование необходимости развития системообразующею академического центра (с системой филиалов) отраслевого профессионального образования в области водного транспорта и смежных с ним отраслей.

Этап III. Исследование педагогико-деятельностных моделей модифицированной системы профессионального образования и выбор уровневости и вариативности модели по критерию оптимальной пригодности для сферы водного транспорта.

Результатами исследований являются;

- принципы синтеза тринитарной структуры финансирования существующей системы профессионального образования в области водного транспорта и смежных с ним областях в регионально-интегрированном академическом комплексе;

- математическая модель для расчета значений характеристик отраслевой системы профессионального образования;

- критерии для обоснования параметров характеристик системы профессионального образования, удовлетворяющие требованиям отраслевых заказчиков;

Этап IV. Обоснованные методы приведения существующей системы к адаптированной (к условиям международной интеграции транспортной отрасли России) системе профессионального образования в области водного транспорта (в форме вертикально интегрированного системообразующего академического центра ЮФО отраслевого профессионального образования в области водного транспорта).

Результатами исследований являются рекомендации, включающие организационные, юридические и экономические аспекты преобразования существующей системы отраслевой образовательной системы в области водного транспорта и смежных с ней отраслях в вертикально интегрированный отраслевой академический центр морского образования в ЮФО.

Анализ научно-информационного обеспечения единого образовательного пространства и образовательного пространства морского академического комплекса привел к выводу, что в современных экономических условиях вуз является хозяйствующим субъектом экономики, основной задачей которого является подготовка специалистов. На информационном рынке вуз выступает и как поставщик информации, и как ее потребитель. Изменение требований к подготовке современных специалистов приводят вузы к необходимости закупать профессиональные информационные ресурсы и интенсивно использовать их в своих видах деятельности: образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской. Использование научных достижений и информационных ресурсов в академической, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности дает вузу конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Малииочка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики. Сборник статей. Новороссийск МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.

2. Малииочка, Э. Г. Информатизация образовательного пространства региона/ мат-лы всерос. Научню-пракг. Конф. «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров; для региона. Краснодар 2002. С. 16-20.

3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. - Новороссийск. МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006 г.

4. Роберт, И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук. -М,, 1994. - 54 с.

УДК 378.147.514.18

Е. И. Шангина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшее профессиональное образование (ВПО) в последнее время сталкивается с серьезными проблемами. Одна их группа связана с изменением в представлении общества о целях образования, приведшим к появлению новой образовательной парадигмы (НОП), которая ставит в центр внимания задачу воспитания гармонически развитой личности, способной к самореализации и самоопределению в пространстве современного общества. От образования сегодня ожидают двух одинаково ценных результатов: с одной стороны, вооружения обучающихся хорошо организованными и систематизированными знаниями, а с другой - развития у них особых умений интеллектуальной деятельности, и особенно овладения способом широкого переноса знаний на новые ситуации. Основой этого способа является прием установления различного рода связей: логических, функциональных, внутри-дисцигшинарных и междисциплинарных. Наличие междисциплинарных знаний позволяет студентам осознавать значимость изучаемых дисциплин в их взаимосвязи и взаимодействии, что необходимо для глубокого научного познания и теоретического осмысления различных явлений и процессов. В итоге формируются способности к синтезу знаний из различных областей, рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимодействии и развитии, что обеспечивает последующую эффективную профессиональную деятельность с учетом быстрого изменения содержания труда и обновления прикладных задач.

Эти современные представления о цели ВПО находятся в противоречии с сегодняшней практикой обучения, в массе своей ориентированной на уз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.