Научная статья на тему 'Партнёрство как фактор развития морского образования'

Партнёрство как фактор развития морского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ПАРТНЕРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПОДГОТОВКА / MARITIME TRANSPORT / PARTNERSHIP / COLLABORATION / MARITIME UNIVERSITY / LEARNING OPPORTUNITIES AND SKILL DEVELOPMENT / RECRUITING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маричев И.В.

В данной статье рассматриваются различные формы партнерства морских вузов. Проанализированы основные направления взаимодействия, в частности целевая подготовка морских специалистов. Указано, что желаемый результат может быть достигнут только совместными усилиями на основе сотрудничества. Проблемы взаимодействия обозначены и способы их решения показаны. Доказано, что партнерство морской высшей школы и бизнеса - это не только способ создания эффективной, современной, инновационной системы профессионального морского образования, но и важный фактор развития отрасли морского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership as a factor in the development of Maritime education

In the article various forms of partnership of maritime high school are considered. The basic directions of interaction with business, in particular target contract preparation and maintenance of bases for sailing practice are allocated. It is specified that the desired outcomes are joint ones and only on a collaborative basis. Problems of interaction are designated and ways of their solution are shown. It is proved, that the partnership of maritime high schools and business is not only a way of creation of effective, modern and innovative system of professional maritime education, but also acts as the important factor of development of Maritime Transport branch.

Текст научной работы на тему «Партнёрство как фактор развития морского образования»

УДК

И. В. Маричев

Партнёрство как фактор развития морского образования

В данной статье рассматриваются различные формы партнерства морских вузов. Проанализированы основные направления взаимодействия, в частности целевая подготовка морских специалистов. Указано, что желаемый результат может быть достигнут только совместными усилиями на основе сотрудничества. Проблемы взаимодействия обозначены и способы их решения показаны. Доказано, что партнерство морской высшей школы и бизнеса - это не только способ создания эффективной, современной, инновационной системы профессионального морского образования, но и важный фактор развития отрасли морского транспорта.

In the article various forms of partnership of maritime high school are considered. The basic directions of interaction with business, in particular target contract preparation and maintenance of bases for sailing practice are allocated. It is specified that the desired outcomes are joint ones and only on a collaborative basis. Problems of interaction are designated and ways of their solution are shown. It is proved, that the partnership of maritime high schools and business is not only a way of creation of effective, modern and innovative system of professional maritime education, but also acts as the important factor of development of Maritime Transport branch.

Ключевые слова: морской транспорт, партнерство, сотрудничество, морской университет, возможности обучения и развитие навыков, трудоустройство, подготовка.

Key words: maritime transport, partnership, collaboration, maritime university, learning opportunities and skill development, recruiting, training.

Образовательное пространство представляет собой условия для выполнения образовательной взаимодеятельности. Её действия направлены на изменение объектов, расположенных в пространстве, поэтому при его создании решаются задачи определения необходимого состава объектов пространства, их качественных характеристик и количественного представления, а также учитывается продолжительность их существования и характер износа. Построение образовательного пространства учреждения осуществляется на основе понимания его сущности, но направлено на создание практических условий для выполнения образовательных действий[3; 4]. Одним из важных условий функционирования и развития образовательного пространства выступает такое явление, как партнёрство.

39

Исследователи выделяют разные формы партнёрства вузов: научно-стратегическое, осуществляющее координацию взаимодействия с представителями научного академического сообщества; образовательное, целью которого выступает координация взаимодействия с учреждениями образования всех уровней (среднее, высшее, постдипломное); информационно-стратегическое, координирующее информационное пространство; государственно-частное, выполняющее координацию взаимодействия с представителями сектора экономики или с органами государственной власти; между предприятием и вузом, направленное на обеспечение качественной подготовки специалистов для конкретной отрасли; партнёрство вузов на международном уровне, предполагающее развитие мобильности и студентов, и преподавателей [2; 5; 6; 7].

В данной статье мы остановимся на партнёрстве между предприятием и вузом, определяющим и организацию профессиональной подготовки в высшей морской школе, и гарантию успеха деятельности морской отрасли, и международном партнёрстве, необходимость которого продиктована самой природой деятельности морской отрасли, во многом детерминируемой интеграцией и глобализацией современной экономики.

В системе современных экономических отношений, характеризующихся высокой самостоятельностью хозяйствующих субъектов, прямые контакты каждого конкретного предприятия с образовательным институтом, способным обеспечить предприятие требующимися ему специалистами, продолжает оставаться объективной необходимостью. Различают разные формы сотрудничества с работодателями. Они включают целевой заказ на подготовку специалистов определенного профиля. Предусматриваются семинары, конференции, встречи с работодателями, прямое привлечение заказчиков в структуру вуза, например в методический или попечительский советы, участие представителей работодателей в разработке учебных планов, привлечение их к руководству курсовым и дипломным проектированием и т. д.

Быстрое развитие инновационных процессов в отрасли торгового мореплавания приводят к необходимости постоянного обновления знаний морских специалистов и непрерывного повышения качества их подготовки. Морское образование становится одним из ведущих факторов развития морской отрасли. Качество подготовки выпускников морских вузов к профессиональной деятельности зависит от многих условий. Это и качество образовательной (учебной) программы, и качество кадрового и научного обеспечения. Большое значение имеет качество средств образовательного процесса (материально-технической, экспериментальной базы, в частности тренажеров; учебно-методического обеспечения; используемых учебных аудиторий; учебных судов; транслируемых знаний и др.), качество образовательных технологий и, конечно, качество партнёрства с отраслевыми предприятиями.

40

Многообразие предприятий, осуществляющих деятельность в отрасли морского транспорта (судоходные, крюинговые, экспедиторские, агентские и др.), и множество различных требований, в первую очередь, конвенционных, предъявляемых к подготовке морских специалистов, достаточно сложно в полном объеме учесть и отразить в программах профессиональной подготовки. В то же время, игнорирование вузами требований работодателей может привести к ограничению востребованности выпускников образовательного учреждения. Следовательно, постоянное развитие взаимовыгодного сотрудничества предприятий и вуза выступает объективной предпосылкой успешной деятельности и вузов, и морских предприятий, а значит, и отрасли в целом.

Взаимодействие морских вузов и предприятий отрасли понимают как совокупность их взаимосвязанных отдельных действий и деятельности в целом. Характер современного взаимодействия сферы образования и производства определяется в первую очередь тем, что оно происходит в условиях рынка труда, большей частью международного. И основными направлениями здесь выступают следующие:

- привлечение отраслевых объединений работодателей (представителей Всемирной морской организации, министерства транспорта, Федерального агентства морского и речного флота, различных судоходных компаний и др.) к разработке предложений по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации морских вузов, осуществляющих подготовку морских кадров;

- совершенствование планирования объемов подготовки морских кадров для отрасли торгового мореплавания (и речного, и морского транспорта);

- развитие и внедрение программы сопровождения курсантов на этапе их профессиональной адаптации;

- совершенствование системы организации производственных практик и стажировок на судах и в береговых компаниях как национальных, так и иностранных [6].

Предприятия отрасли, взаимодействуя с образовательными морскими учреждениями, готовящими морских специалистов, выполняют следующие функции:

- мониторинг спроса морских специалистов любого ранга на внутреннем и международном рынке труда;

- определение условий трудовой деятельности молодых специалистов и их сопровождение на этапе становления;

- частичное или полное возмещение затрат на подготовку молодых специалистов (целевая подготовка);

- установление требований к качеству подготовки морских специалистов с учётом требований морской отрасли и международных правил и конвенций (в первую очередь, Конвенции подготовки и дипломирова-

41

ния моряков и несения вахты 78/95 с учётом Манильских поправок, принятых в 2010 г.) [1].

Важным является и тот факт, что взаимодействие вузов и предприятий происходит в социально-экономической среде, которая испытывает влияние не только внутренних, но и внешних факторов, включающих следующее:

- профессиональное морское образование на сегодняшний день реализуется в основном на базе учебных заведений при незначительном участии работодателей и морских профсоюзов;

- предпочтение отдается стандартам профессии (без учёта полипрофильной природы деятельности морских специалистов);

- роль общеобразовательного (а не прикладного, в отличие от морского образования за рубежом) компонента остается лидирующей [6];

- ограничения, связанные с геополитическими изменениями (например, санкции, сокращение объёмов перевозок и др.).

Формы и механизмы партнёрства морских вузов и судоходных компаний при подготовке специалистов охватывают сферу отношений между субъектами, которая определяется интересами всех участвующих сторон. Поэтому есть смысл говорить о способах согласования интересов субъектов партнёрства. Организационно-договорные формы партнёрства «вуз - предприятие» являются самыми распространенными. Другая форма партнерства - это заключение двусторонних договоров о подготовке специалистов, направление студентов на береговые предприятия и в судоходные компании для прохождения производственной (или плавательной) практики, выбор темы выпускных квалификационных работ и др.

Партнёрство морских вузов и предприятий отрасли торгового мореплавания, адекватное новым условиям хозяйствования и требованиям рынка, и отрасли, основано в большинстве своём на долгосрочных контрактах между учебными заведениями и предприятиями на подготовку и переподготовку морских кадров. В качестве примера может выступать целевая контрактная подготовка специалистов, реализуемая на основе разработанных с учетом пожеланий работодателей интегрированных производственно-образовательных программах. Такой вид партнерства ставит предприятие-заказчика в позицию ответственности за планирование подготовки и переподготовки кадров и участие в её организации, что в свою очередь, усиливает связи учебного заведения с рынком труда, улучшает осуществление трудоустройства выпускников морских вузов. Учебное заведение также берёт на себя дополнительные обязательства на основании изучения потребностей рынка труда, вести работу по подбору организаций для осуществления целевой контрактной подготовки и (если возникает необходимость) осуществлять дополнительное целевое обучение студента.

42

Обычная практика такова, что при целевой подготовке работодатель обязуется выплачивать студенту/курсанту надбавку к стипендии, организовать его производственную практику и стажировки, заключить договор с учебным заведением о возмещении ему затрат на обучение по дополнительной целевой программе, принять его на работу после окончания вуза. Студент обязуется прибыть в организацию-работодателя для выполнения должностных обязанностей не позднее оговоренного срока. При невыполнении своих обязательств студент возмещает работодателю затраты на обучение.

Работа вуза по решению проблем трудоустройства выпускников также способствует формированию и поддержанию благоприятного имиджа образовательного учреждения и повышению эффективности его деятельности.

Другая форма партнерства морских предприятий с морскими вузами - это повышение квалификации персонала. В ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск) функционирует Институт повышения квалификации, который является крупнейшим тренажерным учреждением России по подготовке судовых специалистов. Институт повышения квалификации осуществляет специальную подготовку персонала судов, портов и судоходных компаний в соответствии с национальными требованиями Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Наряду с преподавателями и инструкторами, работающими в университете, большинство из которых имеют ученые степени и звания, а также опыт работы на судах, приглашаются и представители морских компаний.

Практические занятия проходят только с применением реального судового оборудования (спасательные шлюпки, плоты, противопожарное оборудование). Система управления качеством соответствует стандарту ISO_9001:2000 и находится под контролем классификационного общества DNV (Норвегия). Это особенно важно, так как все представители плавательных специальностей каждые пять лет должны подтверждать свою квалификацию, чтобы иметь возможность продолжать работу на судне.

Все реализуемые ГМУ виды подготовки, оценки и сертификации находятся под контролем Морской администрации России.

Эффективной формой партнёрства бизнеса и морского образования являются также образовательно-промышленные группы, способные реализовывать инновационные проекты и программы, направленные на повышение качества образовательных услуг, способствующие оптимальному балансу компетенций специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований морской отрасли к выпускникам и действующим специалистам.

Более того, образовательные центры и лаборатории, работающие в тесном сотрудничестве с бизнесом, наукой и образованием, позволяют

43

оптимизировать морское образование, поднять его на новый уровень и тем самым внести весомый вклад в повышение эффективности отрасли морского транспорта.

Мы попытались сгруппировать основные виды партнерства между вузом и предприятием и выработать их механизмы. К ним можно отнести:

- организационно-структурные, включающие консультативные советы, состоящие из представителей различных судоходных и береговых компаний;

- попечительские советы, отвечающие условиям конкретных регионов и конкретных работодателей (судоходных, крюинговых, экспедиторских, логистических и других компаний);

- трехсторонние договоры (включающие работодателя, образовательное учреждение, курсанта/студента), обеспечивающие гарантию дальнейшего трудоустройства и помогающие выпускнику быстрее адаптироваться в новых для него производственных условиях, особенно на судне во время рейса;

- организационно-технологические, обеспечивающие определение и реализацию способов выполнения производственной, в том числе плавательной практики на разных типах судов;

- психолого-педагогические, связывающие цели образования с интересами социальных партнеров и обеспечивающие развитие, определяемое социальным заказом;

- содержательно-целевые, включающие модель выпускника, соответствующую конвенционным требованиям к его подготовке; цели, обусловленные внутренними и внешними возможностями учебного заведения; целевую подготовку специалистов для конкретного предприятия морской отрасли;

- социально-психологические, обеспечивающие адаптацию, профессиональную социализацию, формирование профессиональной культуры и этики, что особенно важно, если учитывать большую вероятность работы выпускника в смешанных экипажах [6].

Профессиональная адаптация и построение профессиональной карьеры выпускника вуза являются важным условием профессионального развития и становления его как профессионала. В этом контексте целесообразно говорить не о профессии, а о поле профессиональной деятельности [2], имея в виду совокупность выполняемых морскими специалистами разных функциональных обязанностей из смежных областей, подтверждающих не только их функциональную подготовленность, но также и социальную зрелость и легкость адаптации, и детерминированную характером морского труда [5].

Для профессиональных учебных заведений, в том числе морских, характерно распространение образовательного пространства на суда, предприятия и производства. И чем шире это пространство, чем каче-

44

ственнее их партнерство, тем больше уверенности в успехе решения поставленной задачи - подготовке морских специалистов в соответствии с национальными и международными нормами.

Следующий вид партнёрства, на котором мы хотели бы остановиться - это международное партнёрство.

В образовательное пространство любого современного вуза наряду с другими включается и международный компонент. Международные связи в этом пространстве нужны для обеспечения подготовки будущих специалистов к контактам с иностранными партнерами, к согласованию смежных производственных действий с иностранными фирмами, для усвоения ценностных ориентаций, сложившихся в мире, для подготовки к включению в международные программы, проекты, исследования. Это приводит к международным согласованиям некоторых компонентов образовательных программ и пространств.

Морские университеты продолжают искать новые возможности для улучшения качества подготовки морских специалистов, способных работать в отрасли торгового мореплавания. Одна из таких возможностей -это международное сотрудничество. ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова вовлечено в ряд международных проектов, охватывающих не только контингент курсантов, но и преподавателей. Гарантия успеха в подготовке требует применение современных педагогических технологий, средств, форм, методов, и конечно, сотрудничество на международном уровне. Такое сотрудничество позволяет объединять единомышленников в одну сеть с целью распространения передового педагогического опыта и повышения мобильности и преподавателей, и студентов.

Самая распространенная форма сотрудничества между морскими вузами - это международные проекты, цель внедрения и реализация которых - помочь морским образовательным учреждениям и конкретным преподавателям обмениваться опытом, представлять новые образовательные продукты, участвовать в конференциях, форумах, семинарах и мастер-классах. Такая работа во многом способствует повышению конкурентоспособности и морских вузов, и морской отрасли в целом.

Разрабатывая международные образовательные проекты, необходимо учитывать следующие факторы:

- быстрый рост научно-технического прогресса и медленное внедрение его результата в процесс подготовки будущих специалистов;

- дифференциацию рынка товаров и услуг, требования бизнеса и ограниченные возможности образовательных учреждений;

- слабый учёт реальностей современного бизнеса, что связано со снижением уровня профессионализма выпускников;

- различные требования к уровню подготовки морских специалистов в разных странах/институтах/академиях/университетах.

45

Проекты, нацеленные на образовательное международное сотрудничество, оказывают своё влияние и на изменения в содержании образования, что способствует идее открытого образования [6; 7].

Значительное повышение конкурентоспособности будущего специалиста может быть достигнуто с помощью «личностной» диверсификации получаемого образования путём внедрения в образовательную деятельность вуза международных дуальных программ подготовки, способствующих значительному расширению набора индивидуальных образовательных траекторий.

Дуальные образовательные программы в системе высшего профессионального образования можно рассматривать как продуктивное средство модернизации высшего образования и одновременно как инновационную модель организации образовательной деятельности в вузе. Дуальная образовательная программа является способом модернизации образовательной деятельности вуза, обеспечивающим синергетический эффект повышения качества подготовки за счет интеграции, слияния и взаимопроникновения различных компонентов объединяемых образовательных программ [7].

Интернационализация образования влечет за собой структурные инновационные изменения на разных уровнях, в том числе и на вузовском. Для вуза интернационализация образования означает качественное изменение стратегии и постановку инновационных системных образовательных целей по трём главным направлениям: интернационализация студенческого контингента; организация присутствия учебного заведения в других странах через совместные проекты; интернационализация инновационного педагогического опыта.

Регулирующее воздействие на систему непрерывного опережающего кадрового обеспечения морской отрасли могут оказывать заинтересованные федеральные министерства и ведомства, высшие органы власти субъектов Федерации и муниципалитетов и, конечно, работодатели.

Тесные контакты системы образования и действующего производства, реального бизнеса стимулируют профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений; гарантируют выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствуют формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивают учреждениям профессионального образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментальноучебной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования, уровня материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста, а заказчику дают возможность на базе учреждений профессионального образования готовить высококвалифицированные кадры.

46

Список литературы

1. ИМО, Конвенция ПДМНВ 78/95 с поправками 2010 г.

2. Макашина И.И. Оптимизация системы многоуровневого профессионального морского образования на основе полипрофильно-коммуникативного подхода / Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. тр. 6 Междунар. методол.семинара / под общ. ред. И.И. Соколовой -СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО. - 2013. - С. 184-191.

3. Маричев, И.В. Системная организация образовательного пространства. -Новороссийск: ГМУ им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, 2013. - 216 с.

4. Маричев И.В. Современный морской университет в мировом образовательном пространстве. - Palmarium Academic Publishing. AV Akademikerverlag GmbH and CoKG. Saarbrucken. Deutchland / Germany. - 2014. - 84 с.

5. Makashina I. Cooperation Projects as a way of further BSAMI development/ Conference proceedings. International scientific conference «Science and technology for sustainable maritime development». Nikola Vaptsarov Naval Academy. - Varna 13-14 May. 2015. - C. 47-54.

6. Marichev I. Cooperation Projects in Maritime Education/ Conference paper. "Looking ahead. Innovation in maritime education”15th IAMU Annual General Assembly. Published by: Australian Maritime College. Launceston, Tasmania, Australia. 2014. - pp. 402-406.

7. Fayvisovich A., Makashina I., Truschenko I. Joint educational programs within the frame of BSAMI: condition, problems, prospects / Conference proceedings. International scientific conference «Science and technology for sustainable maritime development». Nikola Vaptsarov Naval Academy. - Varna 13-14 May. 2015. -37-40.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.