Научная статья на тему 'Тенденции развития экономического образования в современных условиях'

Тенденции развития экономического образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1332
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Людмила Дмитриевна

В статье рассмотрены основные тенденции развития экономического образования, что дает возможность оценить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, и является стимулом для осмысления путей ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития экономического образования в современных условиях»

кие нравственные качества и 4) тяга к творчеству. А. Ф. Лосев считает, что интеллигенту присущи 1) понимание индивидуальной жизни как сгустка общественно-исторических отношений; 2) жизнь ради всеобщего благоденствия; 3) стремление к ликвидации несовершенства жизни; 4) превращение своей жизни в активный или потенциальный подвиг [3, с. 46]. Таким образом, «воспитание», «самообразование», «высокая гражданская мораль», «творчество» выступают как основные критерии, раскрывающие структуру личной интеллигентности. Воспитание такой личности, высококвалифицированного специалиста-интеллигента должно выдвигаться в качестве основной цели элитарного высшего заведения. Разумеется, невозможно готовить только элиту, да и не нужно, но соответствие параметрам образовательного пространства и учет критериев организации элитарного вуза позволит создать условия для формирования ее представителей.

Рассмотреный критериальный подход способствует выходу вуза на более высокий уровень функционирования, поднимает его престиж.

Библиографический список

1. Ашин, Г. К. Современные теории элит: критический очерк. [Текст] / Г. К. Ашин. - М.: Междунар. отношения, 1985. - 256 с.

2. Добрынина, В. И., Кухтевич, Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. [Текст] / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996, - 92 с.

3. Лосев, А. Ф. Страсть к диалектике. Лиг. размышления философа [Текст] / А. Ф. Лосев. — М.: Сов. писатель 1990. - 318 с.

4. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. Монография. [Текст] / И. В. Маричев. - Новороссийск: МГА им.адм. Ф. Ф.Ушакова, 2006 г. - 143 с.

УДК 378

Л. Д. Старикова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Образование является одной из сфер социальной деятельности и зависит от многочисленных условий и факторов, в том числе экономических.

Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повыше-

иие качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской, экономики. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

Образование как общее средство социализации личности не может не иметь адекватной социальной, а значит, и экономической направленности. Однако при традиционном подходе к экономическому образованию или «экономизации» образования, эта направленность вырождается в «неумный экономизм... волюнтаризм в природопользовании... технократический гигантизм, который всегда предвещает начало конца» («Экологический манифест»), нацеливая предпочтительно на совершенствование сферы материального производства и принижая непроизводственную сферу (культуру, здравоохранение, искусство, образование и т. д.).

Особенно проявляется эта тенденция на нынешнем этапе модернизации российского образования, когда «пробуксовывают» глубокие преобразования именно в области экономического образования под давлением мощной «интервенции» экономики и экономического образования западных стран и без достаточного учета особенностей и традиций отечественной экономики и экономического образования.

Важным аспектом феноменизацни экономического образования является расширенное, социализированное понимание экономики, в котором она развивается во взаимосвязи, как с производственной, так и непроизводственной сферами деятельности человека.

Конечный результат деятельности, выбор способа достижения цели напрямую зависит от степени сформированное™ у будущего специалиста убеждений, мотивов, разумных потребностей, экономических знаний, умений и навыков, компетентностей и компетенций, которые могут быть успешно применены в дальнейшей работе. Следовательно, формирование базисных компонентов экономической компетентности и экономического мышления и должно стать объектом целенаправленной работы в профессиональном образовании.

Развитие экономического мышления - один из важных элементов процесса профессиональной подготовки и переподготовки в системе экономического образования. При формировании содержания образования следует отбирать знания и умения, профессионально значимые личностные качества специалиста, которые следует развивать у него в процессе подготовки. Существенное влияние на развитие экономического мышления специалиста оказывает не только процесс обучения, его программное содержание, но и интеллектуально-творческая и самообразовательная деятельность.

Достижение определенного уровня сформированное™: экономиче-ского мышления у специалиста предполагает инициативу в труде для достижения собственных материальных интересов, предприимчивость, высокую ответс-

твенность, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему решению экономической задачи, хозяйственному результату при наименьших затратах.

Важной чертой современного экономического мышления является реалистичность. Ее сущность проявляется, прежде всего, в умении специалиста действенно и результативно применять теоретические знания в конкретной практике, опираясь на них правильно оценивать разнообразные хозяйственные ситуации и своевременно принимать единственно верные решения.

Современное экономическое мышление отличается конструк-тивностью, высокой нацеленностью на решение соответствующих задач. Ему чужды созерцательность, отвлеченность от насущных запросов жизни, утопическое фантазирование. В условиях смены собственности, происходящей в стране, наблюдаются необратимые процессы и в области направленности современного экономического мышления.

Однако, разрабатывая содержание профессиональной подготовки студентов вуза, пришлось столкнуться с рядом проблем: К ним относятся следующие:

— как сформулировать оптимальную совокупность требований к системе экономических знаний и умений специалиста, компетентностей и компетенций с учетом профиля его будущей деятельности;

— как выбрать оптимальный вариант программно-методического обеспечения для формирования намеченной системы знаний, умений, компетентностей и компетенций;

— как ликвидировать противоречие между предметным (дисциплинарным) характером обучения и целостным, интегрированным характером будущей профессиональной деятельности, между теоретическим характером обучения и реальностью практической профессиональной деятельности.

Многолетний опыт реализации экономического образования личности на Западе определяется успешно развивающимися стабильными социальноэкономическими условиями этих стран. Образование будущих специалистов в странах Запада представляет собой устойчивую хорошо отрегулированную государством и реализуемую через коммерческие и государственные учебные учреждения систему. Система экономического образования личности отражает традиции и практику делового оборота своих стран.

Экономические трудности России не позволяют сейчас полностью взять на вооружение опыт западных стран в организации системы экономического образования и решении проблемы профессиональной адаптации личности, но, что, несомненно, — необходимость реальной помощи в этой проблеме со стороны как государства и местных органов, так и высших учебных заведений.

На Западе и сегодня убеждены в том, что именно качественная профессиональная подготовка, эффективность труда человека, его отношение к

работе, психологический комфорт, настроение становятся главными движущими факторами экономики XXI в.

Начиная с 80-х годов прошлого века, в ряде стран Восточной Европы, процесс сокращения вмешательства государства в экономику этих стран и рост уровня конкуренции на рынке за счет иностранного участия вынудили финансовые институты адаптировать операционные методы, организационные формы в соответствии с потребностями, вызванными к жизни растущей нестабильностью рынка и возросшей конкуренцией.

Для успешной работы необходимы кадры высокой квалификации - профессионалы, которые могли бы эффективно работать в условиях рынка труда. Наиболее быстро и с большим эффектом таких специалистов можно было подготовить из числа инженерно-технических работников, которые уже имели высшее образование, некоторый стаж работы и переходили на работу в другую область. Часто специалисты сначала включались в работу, а затем получали профильное образование. В современных условиях Россия вполне возможно может пойти по этому пути.

В последние годы произошли крупные изменения в вузовском и после-ву-зовском образовании. Опираясь на три этапа маркетинговых исследований в условиях рыночных реформ (стратегию сегментов, дифференциацию образовательных программ и возможность реализации перечня образовательных услуг) и огромный опыт учебно-методической работы с дипломированными специалистами, вузы добились значительного многократного увеличения среднегодового числа слушателей.

В процессе изучения опыта вузов мы определились в позиции, что специфика контингента взрослых слушателей, имеющих среднее и высшее образование, опыт работы по специальности, определяет особенности методики их обучения, основанной на сохранении лучших традиций отечественной высшей школы, зарубежного опыта с учетом специфики перехода России к рыночной экономике.

Во-первых, как правило, используется метод «погружения» слушателей в специальные дисциплины с первого дня учебы в целях концентрации их внимания на профессиональных знаниях. Последовательность их изучения блоками позволяет раскрыть междисциплинарные связи, что важно для формирования специалиста высокого профиля. Учебный план второго высшего образования и сокращенного обучения включает первый цикл -профессиональную переподготовку, чтобы знания сразу были использованы в практической работе; второй цикл - продление обучения с целью завершения высшего образования в соответствии с Госстандартом.

Во-вторых, методика обучения основана на принятом во всем мире сочетании методологии, теории и практики с учетом индивидуальных способностей, интересов и склонностей каждого слушателя, открывая ему возможность выбора дополнительных факультативных курсов и специа-

лизированных программ си с учетом его потребностей, что способствует формированию готовности к расширению сферы его профессиональной деятельности.

В-третъих, в целях формирования личностных качеств творческих кадров, способных заранее анализировать последствия принятых решений, применяются своеобразные интерактивные формы участия слушателей на практических занятиях. На них царит свободный обмен мнениями, что прививает умение выслушать оппонентов, идти на консенсус.

В-четвертых, специфика обучения специалистов - пересечение преподавания с консалтингом. Слушатели используют учебу для решения своих практических задач, что требует высокой квалификации преподавателей и регулярного посещения занятий.

Изучение зарубежного и отечественного опыта развития и становления системы экономического образования помогло нам сформулировать основные тенденции развития системы экономического образования как фактора профессиональной адаптации личности. В результате можно сделать следующие выводы:

1. Перед системой экономического образования стоит задача наиболее оперативно учитывать изменения, происходящие в экономике, и максимально полно отражать их в ходе учебного процесса. В основе деятельности вузов, претендующих на сотрудничество с производственными структурами, лежит ориентация на потребности клиентов, формирование способности и готовности специалистов адаптироваться к быстро изменяющимся условиям рыночной экономики, а также высокий профессионализм, квалификация, повышение эффективности работы.

2. Наиболее эффективное развитие системы экономического образования как фактора профессионально и социальной адаптации, на наш взгляд, обеспечивают следующие психолого-педагогические условия:

- готовность к социально-профессиональной адаптации будет рассматриваться как целостное личностное образование, включающее мотивационный, рефлексивный, волевой, операционный и оценочный компоненты;

- использование социально-ориентированных ситуаций, направленных на развитие у будущих экономистов готовности к осознанию, принятию и освоению различных функций и ролей субъектов современного социума;

- направленность содержания и технологий экономического образования на нравственно-профессиональное становление будущих специалистов окружающего социокультурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая направленность личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

3. В основу создания обучающих программ должны быть заложены следующие принципы:

- во-первых, программа обучения должна ориентироваться на удовлетворение как текущей, так и перспективной потребности в квалифицированных кадрах всех уровней. Специализированные программы должны периодически уточняться и конкретизироваться в связи с изменениями экономических потребностей рынка;

- во-вторых, новая образовательная концепция, объединяющая потребности рыночной экономики и организацию практически ориентированного профессионального образования, должна включать обучение на рабочих местах в течение всего срока деятельности персонала;

- в-третьих, систематическое экономическое образование обеспечивает взаимосвязь в подготовке, переподготовке, повышении квалификации специалистов, основанное на дифференциации педагогического воздействия при определении программ обучения для формирования на предприятиях кадрового состава требуемого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.