Научная статья на тему 'Критериальное оценивание в системно-деятельностном подходе в образовании'

Критериальное оценивание в системно-деятельностном подходе в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1290
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каражигитова Т.А., Айтпукешев А.Т.

В контексте системно-деятельностного подхода рассматривается система критериального оценивания, как наиболее объективная, отвечающая требованиям поставленных перед современным образованием задач, исходя из опыта внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальное оценивание в системно-деятельностном подходе в образовании»

Представленный подход к формированию модели позволяет определить алгоритм действий творческой группы в условиях проведения эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2005. -С. 59.

4. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). -С. 161-164.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

© Каражигитова Т.А.*, Айтпукешев А.Т.*

Атырауский государственный университет имени Халела Досмухамедова,

Республика Казахстан, г. Атырау Назарбаев Интеллектуальная школа с химико-биологическим направлением, Республика Казахстан, г. Атырау

В контексте системно-деятельностного подхода рассматривается система критериального оценивания, как наиболее объективная, отвечающая требованиям поставленных перед современным образованием задач, исходя из опыта внедрения.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; личностно-ори-ентированное обучение; саморазвитие учащихся; оценка качества образования; критериальное оценивание.

* Профессор кафедры Математики и методики преподавания математики Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова, доктор педагогических наук, профессор, академик АПНК.

* Директор Назарбаев Интеллектуальной школы с химико-биологическим направлением.

В настоящее время педагоги и психологи исследуют различные направления современного образовательного процесса, выделяют технологии и приемы, успешно влияющие на личностное развитие школьников с целью самореализации в дальнейшей жизни. Работа идет интенсивная, охватывающая различные вопросы, как теории, так и практики реализации лично-стно-ориентированных образовательных технологий. Основные направления исследований и реализации современных достижений в области образования в Казахстане определены в послании Президента Республики Казахстан: «В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры:

1. Внедрить в процессы обучения современные методики и технологии. Сегодня на основе международных стандартов успешно работает Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы, ... надо распространять их опыт на всю систему Казахстанского образования, подтягивать их уровень» [1].

Особое место, как в нашей стране, так и в России, занимают исследования системно-деятельностного подхода, сконцентрировавшего в себе все последние достижения психолого-педагогической науки. Он обозначен как основа ГОСО РК и ФГСО в России.

Хуторской А.В. в своих трудах ставит вопросы, которые стоят и перед нашими исследователями: «Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Что, собственно он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятель-ностного подхода?» [2, с. 2].

Учебно-воспитательный процесс, определяющий личностное развитие, объединяет педагогику и психологию настолько тесно, что учителю не хватает знаний и опыта организации урока. Одной из главных трудностей для учителя можно назвать определение результата образовательной деятельности на каждой ступени продвижения в личностном развитии учащихся. Перед учителем стоит задача, с которой он ранее не сталкивался в своей профессиональной деятельности. «В стандартах наблюдается гипертрофированный крен в область психологии. Между тем, наукой об образовании является не психология, а педагогика. Попытка вытеснить из стандартов педагогические, дидактические и методические основания, заменить их на психологические, не соответствует научному подходу. Например, многие учителя-предметники не понимают, почему они должны вместо изучения с детьми своих предметов выполнять несвойственные их специальности психологические виды деятельности» [3].

Эту составляющую системно-деятельностного подхода невозможно просто вычеркнуть из обязанностей учителя, т.к. теряется суть личностно-ори-ентированного обучения. Поэтому, учитывая запросы общества и накопленный материал научных исследований, главным направлением исследований

казахстанских ученых и учителей-практиков можно считать активную работу по апробации системно-деятельностного подхода в практике работы школ. На практике идет исследование всех составляющих теории, выделяются основные направления изучения для учителей.

В настоящее время системой учебных заведений «Назарбаев Интеллектуальные школы» накоплен некоторый опыт реализации системно-деятель-ностного подхода в обучении учащихся, так как исследовательская аналитическая деятельность заложена в учебный процесс АОО Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ).

Опираясь на практику можно говорить о том, что сложность в работе учителя (также и в плане времени) вызывает реализация системы критериального оценивания, которая позволяет, как определено в концепции [4]:

- «объективно оценить учебные достижения учащихся;

- определить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей;

- повысить мотивацию учащихся на развитие умений и навыков для достижения ожидаемых результатов:

- улучшить качество преподавания и обучения;

- разработать систему работы по осуществлению взаимосвязи учитель - родитель - ученик для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса».

Оценивание является неотъемлемой частью преподавания и учения, и напрямую влияет на процесс обучения и его результат.

Специалистами АОО НИШ изучен опыт работы при использовании критериального оценивания в школах Международного Бакалавриата в России и других стран. С 1 сентября 2014-15 учебного года - проводился уже 4 этап экспериментального внедрения системы критериального оценивания. Методической основой системы критериального оценивания является технология критериально-ориентированного обучения В.П.Беспалько [5].

В современном уроке оценивание как элемент педагогической системы выполняет различные функции. Прежде всего, остановимся на двух главных: определение качества результата обучения в итоге (Суммативное оценивание, или СО) и определение промежуточных результатов обучения для успешного достижения поставленной цели (Формативное оценивание, или ФО).

СО (или оценивание обучения) необходимо для выставления оценок и составления отчетности, а ФО (или оценивание для обучения) является неотъемлемой частью учебно-развивающего процесса в целях содействия обучению учащихся. СО «суммирует» обучение путем измерения суммы знаний, навыков, или способностей, которые могут быть использованы также и фор-мативно, в процессе обучения [6]. Этот вид оценивания основывается на стандартизации и аттестации учащихся. Оно проводится на различных уровнях: в школе, районе, городе, области, а также на национальном или междуна-

родном уровнях. Так, НИШ нашего города, сотрудничает с Британским Советом, с целью проведения пробных и официальных экзаменов ГБЬТ8. В этом учебном году было организовано 4 экзамена 1БЬТ8 для учащихся 11 и 12 классов в рамках сдачи суммативного экзамена и вступительного экзамена в Назарбаев Университет.

Формативное оценивание непосредственно связано с процессом обучения и способствует его совершенствованию. Его ключевым моментом является фокусирование внимания на активной позиции учащихся, которые непрерывно используют результаты своего же оценивания в ходе взаимо- и самооценивания.

Группа Реформы Оценивания определяет ФО как процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, а также - направления, в котором следует развиваться, и определение оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня [7].

Критериальное оценивание осуществляется на основе единства формативного и суммативного оценивания, заключающегося в целостном использовании промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся, в соответствии с содержанием учебных программ, формами контрольных мероприятий, индивидуальными особенностями учащихся. Разработка материалов к уроку не занимает много времени, т.к. идет активный обмен между учителями. В качестве примера рассмотрим лист самооценивания, разработанный учителем Б.Т. Садыковой. Он помогает ученику осознать суть затруднений. В него входит, по разделу «Формулы сокращенного умножения», следующее: «Не знаю формул и не умею применять»; «Формулы путаю, поэтому ошибаюсь в применении»; «Формулы знаю, но ошибаюсь в применении»; «Знаю все формулы и применяю». Учителю не составляет большого труда проанализировать результат. Заполнение учеником таблицы «Критерии успеха» не занимает много времени на уроке и ориентирует его в плане продвижения к достижению цели. Здесь выставляется самооценка в баллах (до 10 баллов) по ходу изучения раздела:

1. Я знаю формулы сокращенного умножения наизусть.

2. Я умею представлять произведение в виде многочлена с помощью формул.

3. Я умею разлагать многочлен на множители с помощью формул.

4. Я умею применять формулы в измененных ситуациях (задачах на доказательства тождеств, делимости, вычислениях, в сложных заданиях на разложение на множители).

Критериальное оценивание определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения

учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности. Личностное продвижение в развитии учащихся становится целью ученика и учителя, который выстраивает образовательные задачи соответственно индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Схема построения образовательного процесса основана на проблемно-поисковой, исследовательской деятельности всех субъектов учебного процесса.

Построение эффективной системы оценивания в обобщенном виде состоит из трех этапов:

1. Определение ожидаемых результатов обучения.

2. Разработка и реализация методик и стратегий формативного и сум-мативного оценивания.

3. Согласование учебной программы с ожидаемыми результатами обучения и методиками оценивания.

Используются основные принципы оценивания:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке [8, с. 25].

Принцип критериального оценивания является одним из ведущих принципов системно-деятельностного подхода. В нем заложен основной подход к организации учебной проблемно-поисковой, исследовательской деятельности, в которой учащийся становится главным субъектом своего личностного развития. Благодаря критериальному оцениванию реализуются требования к образовательному процессу и результатам деятельности учителя и ученика.

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». - Астана, 29 января 2010 года.

2. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Из-во Института образования человека, 2012. - 63 с.

3. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0329.htm.

4. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» [Электронный ресурс]. - Астана, 2012. - Режим доступа: http://edu.resurs.kz.

5. Психология педагогической оценки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knowledge.allbest.ru.

6. Glickman's C.D., Gordon's S.P., Ross-Gordon's J.M. SuperVision and Instructional Leadership 8th (eighth) edition (SuperVision and Instructional Leadership: A Developmental Approach (8th Edition) [Hardcover]) (2009).

7. Assessment Reform Group (2002 a). Assessment for Learning: 10 Principles. University of Cambridge Faculty of Education.

8. Айтпукешев А. Т., Кусаинов Г.М., Сагинов К.М. Оценивание результатов обучения: метод. пособие. - Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. - 108 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

© Кущева О.А.*

Воронежский филиал Московского государственного университета путей сообщения, г. Воронеж

Целью статьи является выявление способов наиболее эффективной реализации рабочей программы дисциплины в рамках заочной формы обучения.

Ключевые слова: преподавание дисциплины «Программная инженерия», заочная формы обучения, программная инженерия, специальность 09.03.03 «Прикладная информатика».

Дисциплина «Программная инженерия» относится к числу дисциплин базовой части профессионального цикла специальности 09.03.03 «Прикладная информатика». До этого студенты изучают анализ и проектирование программного обеспечения в курсах «Проектный практикум», «Проектирование ИС», а также разработку приложений в объектно-ориентированных средах программирования в курсе «Визуальные среды разработки программного

* Доцент кафедры «Вычислительная техника», кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.