Научная статья на тему 'Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан'

Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3521
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MONITORING / EDUCATION CONTENT / UPDATING THE CONTENT OF EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кабдирова Айнагуль Амангельдиновна

В статье рассмотрены особенности обновленной программы содержания среднего образования в Республике Казахстан. Авторы приводят результаты мониторингового исследования по выявлению трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования. Основными методами исследования выступают анкетирование и социальный опрос педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и реализующих данную программу в общеобразовательной школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кабдирова Айнагуль Амангельдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article features of the updated program of the maintenance of secondary education in the Republic of Kazakhstan are considered. The authors cite the results of a monitoring study to identify the difficulties of teachers in understanding the content, methods, and forms of the organization of the educational process in the context of updating the content of education. The main methods of research are the questionnaires and the social survey of teachers who have passed courses of continuing education and who are implementing this program in the general education school.

Текст научной работы на тему «Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан»

УДК 37.014

МОНИТОРИНГ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Альмагамбетова Лейла Сериковна, Филиал акционерного общества

«Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской

области», г. Петропавловск, Казахстан E-mail: leeloo4891@list.ru

Кабдирова Айнагуль Амангельдиновна, Филиал акционерного общества

«Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской

области», г. Петропавловск, Казахстан E-mail: kabdirova.a@orleu-edu.kz

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обновленной программы содержания среднего образования в Республике Казахстан. Авторы приводят результаты мониторингового исследования по выявлению трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования. Основными методами исследования выступают анкетирование и социальный опрос педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и реализующих данную программу в общеобразовательной школе.

Abstract. In the article features of the updated program of the maintenance of secondary education in the Republic of Kazakhstan are considered. The authors cite the results of a monitoring study to identify the difficulties of teachers in understanding the content, methods, and forms of the organization of the educational process in the context of updating the content of education. The main methods of research are the questionnaires and the social survey of teachers who have passed courses of continuing education and who are implementing this program in the general education school.

Ключевые слова: мониторинг, содержание образования, обновление содержания образования, профессиональная деятельность.

Key words: monitoring, education content, updating the content of education, professional activities.

Как известно, в Республике Казахстан активно ведется обновление содержания системы образования. Процесс этот сопровождается коренными изменениями в педагогической теории и практике.

Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) показали, что казахстанские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому назрела необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся [1, 2].

Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года отмечает, что «нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов». При этом «ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний» [3].

С целью внедрения обновленного содержания среднего образования разработан новый Государственный общеобязательный стандарт образования [4] и образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам в рамках обновления содержания среднего образования РК [5]. С 2016 года начата подготовка учителей на курсах повышения квалификации.

Содержание курсов повышения квалификации педагогических работников по обновленному содержанию среднего образования включает ряд аспектов.

Во-первых, программа основывается на деятельностном подходе, который реализуется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик, участие в проектной деятельности.

Во-вторых, в обновленной программе продумана межпредметная интеграция. Так как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и информационной интеграции, то и в школе, где формируется мировоззрение выпускника, также должна осуществляться предметная интеграция.

Новшеством обновленной программы является и четкое определение ожидаемых результатов по каждой цели программы. Теперь у учителя появится возможность точно оценить результаты обучения, которые помогут и учителю, и обучающемуся определить степень достижения целей.

Особое место в программе отведено политике трехъязычия, которая призвана сформировать лингвистическую компетенцию учащихся для развития

эффективной коммуникации и содействия поступлению в высшие учебные заведения международного уровня.

Важнейшим процессом в обучении является процесс оценивания учебных достижений. Он дает возможность и обучающимся, и учителям определить степень продвижения в своей деятельности. Система оценивания принципиально отличается от традиционной. Четко разработанные критерии оценивания позволят осуществлять формативное и суммативное оценивание.

Новый государственный стандарт внедрен в общеобразовательные школы Казахстана с 1 сентября 2016 года и, спустя почти 2 года, можно сделать предварительные выводы. Для объективной оценки результатов внедрения обновленного содержания образования в Северо-Казахстанском филиале Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» Института повышения квалификации педагогических работников» проведен мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновленного содержания образования

В мониторинговом исследовании приняли участие - 695 педагогов (40% от обученного контингента) всех категорий, обученных в 2016, 2017 годах, а также 267 директоров и заместителей директоров школ Северо-Казахстанской области. В ходе анализа результатов анкетирования педагогов выявлены позитивные тенденции изменений в педагогической практике респондентов.

Все педагоги отмечают положительные изменения в своей профессиональной деятельности после прохождения курсов в рамках обновления содержания образования. 37,1% педагогов оценивают изменения в методике преподавания как системные и упорядоченные, но чаще всего учителя (60%), отмечая значительность преобразований в педагогической практике, закономерно предполагают о необходимости времени для их упорядочивания.

Педагоги отмечают, что изменения наблюдаются на всех этапах учебного процесса; от планирования до рефлексивного анализа результативности. С помощью выявления наиболее частотных ответов выделены следующие позитивные изменения:

- сформирован новый взгляд на целеполагание и составление краткосрочных планов (больше внимания уделяется предполагаемым результатам);

- актуализация внимания на создании коллаборативной среды в классе;

- успешное использование активных стратегий обучения;

- ключевая роль на уроке перешла к учащимся;

- актуализирована работа по созданию межпредметной связи;

- произошло изменение профессиональных установок и конструктов при оценивании учебных достижений (вовлечение учеников в процесс оценивания);

- систематизировалась работа по рефлексии собственной педагогической деятельности.

Данные изменения в педагогической практике, по мнению педагогов, способствовали повышению учебной мотивации учащихся, формированию самостоятельности учащихся в поиске и анализе информации. Таким образом, можно сформулировать вывод о реализации одного из принципов обновленных образовательных программ - согласованности содержание учебной программы, методики обучения и оценивания, способствующего максимальному прогрессу учащихся. Кроме того, педагоги отмечают что, исследовательская деятельность учащихся даёт положительные результаты, в части заинтересованности и успешности в учебном процессе.

Также некоторые респонденты отмечают изменения отношения родителей к процессу обучения, которые стали проявлять большую активность и заинтересованность в обучении детей.

Часть педагогов считает, что их методика преподавания изменилась, но пока не совсем упорядочена. Данная закономерность объяснима непродолжительным периодом работы педагогов по новым образовательным программам.

Большинство педагогов на вопрос «Определите уровень затруднений при планировании уроков в условиях обновления содержания образования?» указали, что пока испытывают трудности при планировании уроков в условиях обновления содержания образования, но 69,9% справляются с их разрешением самостоятельно и лишь 10,9% требуется консультационная помощь тренера.

Более успешны педагоги в реализации суммативного оценивания; уровень разработок заданий для суммативного оценивания оценили как высокий -17,8% для формативного - 14,5%. Количество педагогов, оценивших уровень разработок как средний, практически идентичен.

Количественный анализ результатов оценки уровня внутренней мотивации детей к обучению и познанию соответствует результатам открытого вопроса «Наблюдаете ли Вы изменения в своей профессиональной деятельности после прохождения курсов в рамках обновления содержания образования?». Практически все педагоги отмечают положительные изменения внутренней мотивации к обучению - 91,9%.

Основными трудностями, возникающими в организации образовательного процесса педагоги отметили: недостаточность материально-технического оснащения, проблемы с разработкой заданий для спецификации по суммативному оцениванию и проблемы с дифференциацией учебных заданий (рисунок 1).

другое

проблемы с разработкой критериев и.. проблемы с разработкой заданий для., проблемы с разработкой заданий для., проблемы с дифференциацией учебных., проблемы по составлению КСП недостаточность материально-.. неэффективное действие(бездействие).. недостаточная поддержка администрации..

2.9%

=

I 0.6%

9.1%

52,9%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%

Рис. 1 Результаты анкетирования по вопросу «Какие трудности, в том числе методического характера, возникают у Вас при организации образовательного процесса?»

Присутствие налаженного взаимодействия педагогов, прошедших обучение, в большей части школ подтверждает и результаты анкетирования по вопросу: «С чьей стороны Вы получаете посткурсовую методическую поддержку, консультацию?»; 55,3% отметили роль коллег, работающих в 1-ых классах.

50,4% отметили результативность посткурсовой методической поддержки со стороны тренеров по обновленному содержанию образованию филиала.

Педагоги предлагают следующие меры по улучшению процесса внедрения обновленного содержания образования:

- повышение уровня материально-технического оснащения учебного процесса;

- проведение комплекса мастер-классов на уровне района/города для распространения опыта;

- повышение качества предшкольной подготовки;

- увеличить количество часов по критериальному оцениванию во время обучения, позволяющих получить больше практических навыков по организации суммативного оценивания.

По результатам социологического исследования выявлены позитивные тенденции практического применения в учебном процессе программ обновления содержания образования педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации в 2016, 2017 годах. Изменения прослеживаются на всех этапах учебного процесса; от планирования до рефлексивного анализа результативности. Можно сделать вывод об успешном достижении цели программы - совершенствование педагогического мастерства учителей в

контексте обновления образовательной программы для начальных классов и внедрения системы критериального оценивания.

Список использованной литературы:

1. Основные результаты международного исследования PISA-2015, 2017 год: Национальный отчет / С. Ирсалиев, А. Култуманова, Е. Сабыр^лы, М. Амаетазы - Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017. - 241 с.

2. Результаты Казахстана в TIMSS-2015», 2017 год, Национальный отчет / С. Ирсалиев, А. Култуманова, Б. Картпаев, А. Байгулова, Б. Искаков - Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017. - 220 с.

3. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции // Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akorda.kz

4. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (приказ № 1080 от 23 августа 2012 года).

5. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан, 2015. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.