Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в условиях обновления содержания образования'

Подготовка специалистов в условиях обновления содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SECONDARY EDUCATION / UPDATED CONTENT OF EDUCATION / 12-YEAR TRAINING / TRILINGUALISM / COURSE PREPARATION / INNOVATIVE APPROACH / ОРТА БіЛіМ БЕРУ / ЖАңА ОқЫТУ БАГДАРЛАМАСЫ / 12 ЖЫЛДЫқ ОқЫ-ТУ / үШТіЛДіЛіК / КУРСТЫқ ДАЙЫНДЫқ / ИН-НОВАЦИЯЛЫқ ТәСіЛ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБНОВЛЁННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЁХЪЯЗЫЧИЕ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхетдинова А. Б., Шагатаева З. Ж.

Статья посвящена проблеме обновления содержания среднего образования в рамках курсовой подготовки. В статье рассматривается качество образования в связи с переходом на 12-летнее обучение, уровень подготовки кадров в условиях информационного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of specialists in the conditions of education content updating

The article is devoted to the problem of updating secondary education content within the course preparation. The article considers the quality of education in connection with the transition to 12-year learning, the level of personnel training in the conditions of society informative development.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в условиях обновления содержания образования»

(Ш

А. Б. Шайхетдинова,

преподаватель иностранных языков, Костанайский педагогический колледж, г. Костанай

З.Ж. Шагатаева,

преподаватель иностранных языков, Костанайский педагогический колледж, г. Костанай

He?ii?i свздер: орта бтм беру, жаца оцыту багдарламасы, 12 жылдьщ оцы-ту, уитилд1л1к, курстыц дайындыц, ин-новацияльщ тэс1л.

Ключевые слова: среднее образование, обновлённое содержание образования, 12-летнее обучение, трёхъязычие, курсовая подготовка, инновационный подход.

Keywords: secondary education, updated content of education, 12-year training, trilingaalism, course preparation, innovative approach.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макала курстьщ окыту непзшде орта бЫм берудеп жацаша окыту мэселелершщ жацаруына арналган. Макалада 12 жылдьщ бш1м беру урД1С1не кешудеп окыту сапасы, когамныц акпараттык даму непзшде кадрлар дайындау децгеш каралады.

Аннотация

Статья посвящена проблеме обновления содержания среднего образования в рамках курсовой подготовки. В статье рассматривается качество образования в связи с переходом на 12-летнее обучение, уровень подготовки кадров в условиях информационного развития общества.

Annotation

The article is devoted to the problem of updating secondary education content within the course preparation. The article considers the quality of education in connection with the transition to 12-year learning, the level of personnel training in the conditions of society informative development.

Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией

и включением в мировые интеграционные §

процессы, где ведущую позицию занимает ^

образование. §

Президент страны Н.А. Назарбаев поста- <?

вил достаточно высокую планку перед на- g

циональным образованием. Образование g

должно стать конкурентоспособным, высоко- ^

качественным, таким, чтобы выпускники ка- §

захстанской школы могли легко продолжить ^

обучение в зарубежных вузах. Внедрение в ®

учебно-воспитательный процесс общеобра- ®

зовательной школы обучения на трёх языках К

— это, безусловно, значительный шаг вперёд О

— в направлении реализации Государственной программы развития образования и на-

(В,

^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика

уки Республики Казахстан на 2016 - 2019

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

годы [1].

В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества [2].

Сегодня учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, и надо признаться, нередко ученики превосходят учителей в умении пользоваться ИКТ и Интернет-ресурсами. Поэтому нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для привития практических навыков. И студенты Коста-найского педагогического колледжа тому не исключение. Они постоянно совершенствуются в информационных технологиях, студенты-практиканты разрабатывают банк презентаций для проведения пробных уроков в школе, пользуются такими сайтами как Ьеагшп§Арр8, КаЬоо1 и т.д.

С 2016 года АО «НЦПК «Орлеу» и Центр педагогического мастерства АО «НИШ» организовали курсы для подготовки учителей в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Целью проводимых курсов было освоение инновационных подходов к процессу обучения языку, формированию речевой и коммуникативной компетенций в контексте обновлённого содержания образования. В рамках курсов педагоги знакомятся с новой моделью системы образования, содержанием учебных программ и обсуждают новые подходы в обучении.

Важная задача, которая поставлена обществом перед учителем - обеспечить условия гармоничного развития ученика как личности. Содержание программы курсов акцентирует на этом внимание и помогает слушателем показать, ка успешно решить эту задачу.

Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.

Тренеры проводят тренинги, практические занятия, основная цель которых — подготовка специалистов, способных мыслить творчески и целенаправленно решать самые сложные задачи с первоклассниками.

Мы всегда помним слова великого педагога В. Сухомлинского: «Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, у ребёнка пропадёт охота к знаниям, мы погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его» [3, с.346].

В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать ре-продуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению.

В результате курсовой подготовки происходит качественный переход с позиции учителя — урокодателя на позицию педагога-исследователя и экспериментатора.

Новая модель обучения позволит более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса.

Курсовая переподготовка по новым подходам в образовании ещё раз доказала, что общество развивается стремительными темпами и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участ-

ником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему - вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию, при этом акцент делать не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия — воспитание и обучение «будущего страны» и «будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофункциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками [3].

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперёд.

Настоящий учитель живёт своей работой! Невозможно научить кого-то любить,

если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь своё мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

Сегодня нужно отходить от традиционных форм работы, где учитель-оратор, а ученики — пассивные слушатели. Как повысить мотивацию учащихся, чтобы детям было интересно учиться, чтобы изучаемый материал был принят ими и усвоен, чтобы пришло понимание, как учиться. Ответы на все вопросы учителя стали находить, обучаясь на курсах повышения квалификации.

Учителя, понимая, что на них лежит огромная ответственность за качество продвижения процесса обновления содержания обучения, с первых дней курсов приступают к серьёзной работе по освоению новых аспектов предстоящей деятельности. Согласно программе курсов, ведётся целенаправленная работа по обучению слушателей азам конструктивистского подхода в преподавании и обучении, постижению идей критериального оценивания. Педагоги на тренингах знакомятся с многообразием граней целенаправленного взаимодействия, приобретают опыт применения стратегий интерактивного общения. Целью образования является изменение мыслей, ^ чувств и действий детей. Конечным резуль- § татом обучения является возникновение д личных моральных ценностей и убежде- м ний. Постоянная рефлексия деятельности ^ ставит учителей в позицию активного по- ^ иска путей профессионального самосовер- ^ шенствования как педагогов с более чем ^ 20-летним стажем практической деятель- §

ности, так и учителей, которые только год щ

Е-

назад переступили порог школы. ^

Глядя на энтузиазм слушателей курсов, §

к

ясно понимаешь, что именно школьному ^ учителю по плечу все реформы и иннова- ® ции в образовании. И мы, педагоги, должны

быть готовыми к новым идеям, новшествам в образовании Республики Казахстан.

По окончанию курсов слушатели отмечают, что задачи, поставленные перед учителями школы выполнимы.

Обновлённая программа предполагает спиральную модель обучения, то есть постепенное расширение и углубление знаний, что ведёт к эффективному преподаванию предмета. Курсы помогают учителям совершенствовать своё педагогическое мастерство в контексте обновления образовательной программы, учат применять в своей практике систему критериального оценивания, использовать новые формы, методы, активные стратегии обучения. Они позволяют пересмотреть роль учителя и роль учащегося в учебном процессе, а также ознакомиться со структурой, содержанием, последовательностью, целями и задачами обновлённой образовательной программы по предмету.

Переход на обновление содержания предъявляет новые требования к кадровому ресурсу. Поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновлённого ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.

он Структура новой модели школьного об® разования должна разворачиваться в кон-д тексте вопроса «Для чего учиться в шко-м ле?» вместо традиционного - «Чему учить ^ в школе?». Решению этих вопросов как раз 2 и способствуют данные курсы, в ходе коК торых учителя ознакомились с норматив-§ но-правовыми документами, обновлённы-§ ми учебными программами, учебником и щ раздаточным материалом. Интересно было ^ разрабатывать задания по уровням мыш-Щ ления, составлять краткосрочные плани-^ рования уроков (поурочные), а также продумывать дифференциацию предлагаемого учебного материала.

Краткосрочный план урока, в отличие от традиционного, содержит конкретные действия на основе целей обучения. При его составлении необходимо точно указать цели урока, ожидаемые результаты с учётом дифференциации, продумать межпредметные связи. Важным моментом является этап оценивания процессов обучения и преподавания после проведённого урока. В отличие от традиционного подхода индивидуальный план можно комментировать своими размышлениями, использовать его для дальнейшего улучшения и развития обучения.

Критериальное оценивание, с одной стороны, облегчает процесс оценивания, поскольку основывается на предопределённых критериях. И такое оценивание является объективным, открытым, доступным для всех участников учебного процесса: и для учителей, и для учеников, и для родителей. С другой стороны, конкретные критерии оценивания для каждой учебной цели являются дополнительным источником, построенном на доказательствах, в поисках которых должен находиться учитель. Всё это требует от учителя особой подготовленности, постоянных поисков.

Таким образом, следует продолжить обучение учителей и руководителей школ для организации эффективной работы в рамках обновления содержания образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Указ Президента PK от 1 марта 2016 года №205 об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы [Электронный ресурс ] https:// online. zakon.kz/document/?doc_id=323 72771

2.Концепция 12-летнего среднего общего образования в PK. [Электронный ресурс] http s: //www. do. ektu. kz/1 aws/MONRK/ 17.pdf

3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский - М .: Просвещение, 1987. - 346 с.

2(20)/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.