А.А.Мусина,
магистрант СКГУ им. М. Козыбаееа, Петропавловск
Нег1згг свздер: жацар-тылган бшм беру мазм^ны, окшауланган талаптар, CLIL эдюнамасы.
Ключевые слова: обновленное содержание образован ия, общ едидакт ит чес кие требования, методика CLIL.
Keywords: updated content of education, general descriptive requirements, CLIL g methodology.
X
<
CO
о
го
£ из О
3
и и ш а
0
Р-
с
W
3
X
1
о
а
<
m
о
X Б
Педагогическая наука и практика — —
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Макалада агылшын титшщ жалпы демократиялык талап-тары жэне бшм берудщ жацартылган мазмуны аясында жу-зеге асырылуы, сондай-ак CLIL эдюнамасы бойынша кыска мерзшцц жоспар карастырылады.
Аннотация
В статье рассматривается общедидактические требования к уроку английского языка и их реализация в рамках обновленного содержания образования, а так же краткосрочный план с использованием методики CLIL.
Annotation
The article considers the general requirements for the English language lesson and their implementation within the framework of the updated content of education, as well as a short plan with CLIL methodology.
Казахстан уверенно заявляет о себе на международном уровне и не может оставаться в стороне от новых тенденций и подходов в образовании. Обновляются структура и содержание образования, развивается конструктивная образовательная модель, обеспечивающая активность и самостоятельность школьника.
Необходимость перехода на обновленное содержание образования вызвана имеющимися проблемами, обострившимися в условиях адаптации казахстанской системы образования в глобализирующуюся образовательную практику, в числе которых - «невысокие позиции страны по владению населением английским языком (80 баллов из 120 или 47 место из 61 страны)», согласно рейтингу 11УП> 2016 [1].
Согласно стратегии развития образования РК базовое содержание обновленного образования реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Глава государства еще в 2004 году отмечал: «Я неоднократно говорил и не побоюсь повториться: новое поколение казахстанцев я хотел бы видеть трехъязычным - свободно владеющим казахским, русским, английским языками». В этом - один из залогов конкурентоспособности государства, экономики и нации». Эксперимент по обучению на трех языках был инициирован в 2007 году. Он проводился на базе 33 школ. Дорожной картой на 2015-2020 годы определены меры поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уров-
^^ Педагогическая
нях образования.
Переход на обновленное содержание образования предъявляет иные требования к современному уроку в обеспечении компе-тентностного подхода, развитии критического мышления и индивидуализации образовательного процесса.
В этой связи представим общедидактические требования к современному уроку иностранного языка:
1 Организованный урок должен строго соблюдать структуру урока. Для настроения детей в начале урока проводятся разнообразные разминки, устанавливающие добрый настрой на общение и работу на уроке; урок должен быть добрым, не вызывать чувства страха, обстановка на уроке должна располагать к действию, ведь дети должны быть уверены в том, что они делают и говорят.
Для этого предлагаем использовать следующие образовательные структуры сингапурского метода обучения (Takeoff - Touchdown) «встать - сесть» обучающая структура для получения информации о классе ( кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомство (приветствие) с классом, аудиторией. (MixFreezeGroup) - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос [2];
2) учащиеся должны спланировать свою деятельность, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
3) урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацелен на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Это достигается особым подходом, основанным на задании - Task-basedapproach, который предполагает решение заданных проблем, используя ту или иную формулу, алгоритм действия либо дети сами должны предложить идею решения проблемы;
4) учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся. Данное требование основано, прежде всего, на актуализации умений детей ана-
_МП
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ лизировать и синтезировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, а также давать положительную или отрицательную оценку результатов деятельности, что является одним из высших уровней мыслительной деятельности. В организации работы младших школьников с информацией мы учитываем научную позицию А.О. Карпова: «Сегодня мы видим, как смешение понятий «информация» и «знание» делает легитимным изменения в жизни людей, экономике и социальной структуре по воле чиновника или на основе ангажированного экспертного мнения, а не научного исследования проблемной ситуации» [3]. Младшие школьники, различая понятия «информация» и «знание», формулируют на основе анализа информации выводы мыслительного характера, которые составляют сущность знания;
5) минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Творческая работа развивает все виды мыслительной деятельности, а сотворчество расширяет границы воображения, позволяет делиться идеями и развивать их до необходимого результата;
6) в центре внимания урока — дети, и это естественно, ведь любое явление, любое действие становится наиболее запоминающимся именно тогда, когда оно персонализировано, то есть касается каждого из учеников;
7) учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настро- § ение детей. Слишком сложные задания для ^ детей нереальны к выполнению, и наобо- § рот, слишком легкие - неинтересны, именно
в этот момент на помощь приходят: а)диф- м
ференциация - формулирование заданий с д
учетом уровня знаний и умений учащихся; ^
б) индивидуализация, обеспечивающая ин- д
дивидуальные образовательные траектории 2
учащихся; щ
8) умение демонстрировать методическое ^ искусство учителя обязательно на каждом К уроке, т.к. дети видят, что учитель уверен, и К слушают его; <с
9) планирование обратной связи. Обрат- О
ная связь обязательна на каждом уроке, или д
К
даже на определенном виде деятельности, потому что учащимся необходимо видеть
im_„
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика
свои результаты, знать, насколько хорошо они усвоили материал, чтобы двигаться дальше к поставленным образовательным целям. Очень важно, чтобы любая обратная связь (даже если ребенок и не понял материала) начиналась с похвалы, например «Сегодня ты очень хорошо постарался, но пропустил важный момент и что-то пошло не так, пересмотри свою работу, в ней есть ошибки» или
«Я уверен, что ты можешь ответить лучше» и т.д. В свою очередь, комментарии «Нет, неправильно!» или «Ты что, совсем ничего не понял?» могут ранить ребенка, демотивиро-вать его к учебной деятельности.
Приведем краткосрочный план разработанного нами урока английского языка с использованием методики СЫЬ, реализующий вышеуказанные требования.
Таблица 1
в; S х
<с
m
о
го
à W О
¡3
и и
W
=г о
CL
с
ш ¡3
X X
о S =Г
<с
m
о х
х s
Module 2 Lesson 5 School: School - kindergarten 26
Date: Teacher'sname: Assemgul Mussina
Grade: 1 Numberpresent: 15 absent:-
Theme of the lesson: Time for CLIL. This is my school.
Learning objectives that this lesson is contributing to 1.S3 pronounce familiar words and expressions intelligibly 1.L3 recognise with support common names and names of places; recognise the spoken form of a limited range of everyday and classroom words 1.UE2 use cardinal numbers 1 - 10 to count 1.UE1 use singular nouns, plural nouns - to talk about people and places
Lesson objectives: To talk about schools in the UK, Russia and Kazakhstan; to explore other subject areas (Maths); to distinguish between odd and even numbers.
Lesson objectives: All learners will be able to:
say their age.
Most learners will be able to: Speak about themselves according to the model "I'm Alex. I'm ten. This is my school."
Some learners will be able to: distinguish odd and even numbers
Cross-curricular links Maths
ICT skills Using Teachers Multimedia Resource pack Class CD1
Previous learning Consolidation lesson. Finger numbers.
The conditions for the formation of the next competencies: Information - The resources that allow you to assess your knowledge Communicative -Interaction between a teacher and students.
Plan
Planned" timings Planned activities Resources Technique of FA
Beginning 5mins Activities to revise the vocabulary from the previous lesson. Ask the pupils to present their projects from the previous lesson.
Middle 25 mins Activities to familiarize the pupils with schools from different parts of the world. Listen and point: Pupil's book is closed. Put up the world map. If you haven't got one, you can download a map of the world from the Internet. Point to the UK and say: This is the UK. Ask the pupils if they have any friends or relatives from this country. What, do they think, are schools like in the country? Have a class discussion, in Llif necessary. Follow the same procedure with Russia and Kazakhstan. Pupil's book is open. Play the CD. The pupils listen and point to the pictures. Play the CD again pausing after each sentence. The pupils repeat, chorally and/or individually. AUDIOSCRIPT: I'm Alex. I'm ten. This is my school. DRAW YOUR SCHOOL. Present it to the class. Ask the pupils to draw their own school. Then they come to the front of the classroom and talk about it. Make sure you display their drawing somewhere in the classroom. Alternatively, explain the activity and assign it as homework. The pupils can find pictures of the school online or take pictures. Once the pupils have presented their drawings/pictures, help them file their drawings in their Language Portfolios. Tell the pupils that they are going to play a game called Chinese Whispers. Explain the rules. Approach a pupil at the front desk and whisper a word from the module. Ask him /her to whisper the same word to the pupil who is sitting next to him/her, who then whispers it to the next pupil. Ask the last pupil to call out the word. Repeat the procedure as many times as you think is necessary. Time for CLIL. Activities to distinguish between odd and even numbers. Draw lines. Say. Poster. Put up the Odd and Even poster on the wall. Point to and elicit the numbers. Explain, in LI if necessary, that 2,4, 6, 8, and 10 are even numbers, whereas 1, 3, 5, 7, 9, are odd numbers. Write Even on the right side of the board and Odd on the left side of the board. Call a pupil to come to the front. Say a number, e.g. five. The pupil writes it in the right category. Ask the rest of the class for the verification. Repeat with as many pupils as you think is necessary. Explain the activity. The pupils draw lines from 3 to 10, connecting the odd and even numbers, as in the example. Then ask the pupils to say first the even numbers and then the odd numbers. A map of the world Track 28 CD 1
End 5 mins (An activity to consolidate the language of the lesson) Shout and Whisper. Tell the pupils you are going to play a game. Explain the rules. Tell them you will be calling out numbers and they will have to repeat them. When the number in even, they have to shout where as when the number is odd, they have to whisper, e.g. Teacher: four Class: (shouting) four Teacher: nine Class: (whispering) Nine! Hand signals Questioning
Additionalinformation
в; s х
<с
m
о
СП &
W О
¡3
о
о щ
=г о
CL С
ш ¡3
X
х
О X
=г
<с
m
о х
X
s
ш_п
^^ Педагогическая наука и практика
Differentiation - how do you plan to give more support? How do you plan to challenge the more able learners? Differentiation how do you plan to give more support? How do you plan to challenge the more able learners? Differentiation - how do you plan to give more support? How do you plan to challenge the more able learners?
Less able students More able students....... To give them the cards with numbers from 1 to 10 and they should count it each other. To give them the cards with numbers from 1 to 12 To give them the cards with numbers from 1 to 15
Reflection Were the lesson objectives/learning objectives realistic? - All learners can say their age , 10 learners speak about themselves according to the model "I'm Alex. I'm ten. This is my school." 5 learners distinguish odd and even numbers. What did the learners learn today? The learners talk today about schools in the UK, Russia and Kazakhstan; distinguish between odd and even numbers. What was the learning atmosphere like? The atmosphere was good for work.
Aliya was very active at the lesson, but next lessons she should listen tasks very attentively . Zhandos gave very good answers for my questions, and I am sure that next lessons he will be more careful than today. All of you were good today I want to say thank them and good bye.
Наша практика преподавания английского языка в условиях обновленного содержания образования позволяет сформулировать выводы:
1. Обновленное содержание англоязычного образования в начальной школе становится посильным и доступным для детей младшего школьного возраста, начиная с 1-го класса;
2. Реализация общедидактических требо-Щ ваний к урокам обновленного содержания К образования позволяет выстроить компетент-га ностное обучение;
3. Усвоение иностранного (английского) м языка младшими школьниками осуществляли ется более эффективно в условиях взаимосвя-У занного обучения 4-м видам речевой деятельности, что составляет сущность обновленного
^ содержания иноязычного образования. Ска-
^ занное актуально на фоне наблюдаемой па-
3 радоксальной ситуации: «Положение о взаи-
д мосвязи четырех видов речевой деятельности,
д на которых строится процесс обучения ино-
^ странному языку, настолько очевидно, что га
О перестает восприниматься на сознательном
&Й
д уровне, несмотря на то, что является основой
® обучения языку» [4];
4. Использование методики CLIL позволяет младшим школьникам уверенно отвечать на поставленные вопросы, способствует успешному решению поставленных перед ними целей, проблем на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ирсалиев,С.,Култуманова, Э., Тулеков, Э., Булдыбаев, Т., Кусиденова, Г.,Искаков, Б ,-Забара, Л., Барон, Е.,Коротких Е. - Астана: АО «Информационно-аналитический центр», Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, 2016/ 2017. -482 с.
2.Сагдиева И.Т Новая модель введения урока: инновационный опыт региона/ И.Т. Сагдиева //Инновации в образовании,- 2017,-№ 2,- С.47 - 56.
3.Карпов А.О. Образование в обществе знаний: генезис концепции и реальность // Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 18-28.
4.Ершова О.В. Педагогическое взаимодействие в преподавании аудирования на занятиях по иностранному языку /О.В.Ершова, А.Е. Максаева // Педагогика. - 2017. - № 5. - С. 87- 95.