Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ) В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ И ДРУГИХ ВОЙСКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ) В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ И ДРУГИХ ВОЙСКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КРИМИНОЛОГИЯ / MILITARY CRIMINOLOGY / БОРЬБА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE / ВОИНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY / FIGHTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С.А.

Работа посвящена вопросам сдерживания и нейтрализации преступности военнослужащих (воинской преступности), что является важной составной частью в системе мер обеспечения военной и национальной безопасности страны. На основе современных криминологических знаний, по мнению автора, данное направление должно найти полноправное место в рамках военной криминологии, которая располагает для изучения этих вопросов соответствующим кадровым потенциалом и научным инструментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL JUSTIFICATION AND CRIMINOLOGICAL PROVIDING OF CRIME-FIGHTING (MILITARY CRIME) IN THE ARMED FORCES AND OTHER TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the issues of containment and neutralization of military personnel crime. This is an important part of the military and national security of the country. On the basis of contemporary criminological knowledge, according to the author, this direction should find its right place within the military criminology, which is to examine these issues having the relevant human resources and scientific tools.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ) В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ И ДРУГИХ ВОЙСКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.97

С.А. Соколов, к.ю.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ) В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ И ДРУГИХ ВОЙСКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Государство лишается спокойствия и силы, когда от неисправного содержания солдата и от дурного управления расстраивается армия, когда от злоупотребления по её довольствию нарушаются государственные, общественные и частные интересы, когда вследствие самоуправства военнослужащих наносится ущерб собственности граждан. Во всех подобных нарушениях колеблется авторитет власти, подрывается дисциплина, и в военный быт вносится деморализация, губящая самую сильную армию...» [1].

П.О. Бобровский (1832-1905) - русский генерал, военный юрист и историк, этнограф, сенатор.

Ключевые слова: военная криминология, борьба, преступления против военной службы, воинская преступность, военнослужащие.

Работа посвящена вопросам сдерживания и нейтрализации преступности военнослужащих (воинской преступности), что является важной составной частью в системе мер обеспечения военной и национальной безопасности страны. На основе современных криминологических знаний, по мнению автора, данное направление должно найти полноправное место в рамках военной криминологии, которая располагает для изучения этих вопросов соответствующим кадровым потенциалом и научным инструментарием.

В условиях продолжающейся военной реформы, которая напрямую связана с созданием Вооруженных Сил полностью боеготовых и действующих в демократическом федеративном правовом государстве под гражданским контролем общества, особое значение приобретают вопросы криминологического обоснования и криминологического обеспечения борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) в войсках (силах) всех составляющих военной организации страны.

Представляется, что современные криминологические реалии состояния преступности военнослужащих (воинской преступности), новое военно-уголовное законодательство, коррупция как важный феномен социально-экономической действительности и многие иные реалии сегодняшнего дня требуют по-новому взглянуть на проблему борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации [2-8].

Очевидно и то, что в складывающейся геополитической ситуации, геостратегическое положение современной России становится всё более угрожающим. Крайне негативный характер носит военно-политическая ситуация в ряде регионов вблизи границ Российской Федерации [9]. Негативное влияние на её безопасность оказывают международный терроризм, национальный и религиозный экстремизм [10]. Поддер-

жание Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в постоянной боевой готовности на уровне, обеспечивающем защиту национальных интересов и национальной и военной безопасности, напрямую зависит от борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью).

Преступность, неуважение закона, а то и его игнорирование проникает, как мы знаем, и в воинские коллективы. Оградить армию от криминальных элементов - это первостепенная задача не только военного командования, но и обеспечение национальной и военной безопасности Российской Федерации [11], [12].

Нам представляется, что от состояния борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации зависит стабильность всей государственной системы. В условиях роста коррупции в российском государстве именно Вооруженные Силы могут и должны стать мощным плацдармом для опосредованного наступления на преступность в российском обществе, могут и должны оказать самое позитивное влияние на укрепление правопорядка в нашей стране. Для этого они располагают реальными возможностями, обусловленными особым духовно-нравственным характером военной службы, уникальной системой воспитания в духе бескорыстного служения Отечеству, богатыми боевыми и трудовыми традициями, спецификой военной службы, чётко и точно регламентирующей весь спектр военно-служебных отношений [13]. Вспомним крылатые слова легендарного русского генерала М.Д. Скобелева: «В России есть только одна организованная сила - армия, и в её руках судьба России» [14]. Глубоко созвучны им сегодня размышления американского генерала У. Маккафри: «... армии являются отражением нации, культуры и уровня развития производительных сил государства, которое они защищают. Будучи общественным институтом, они должны изменяться в соответствии с изменениями потребностей людей.

Важнейшей задачей российской армии сегодня является строительство государства. Армия - единственный общественный институт, который может быть приведен в действие моментально, способен прокормить себя, обустроиться и обеспечить поддержание порядка.

Для развития производительных сил и технического прогресса, основанных на использовании новейших технологий, нужны порядок и стабильность. Необходимо обеспечить снабжение сложных производительных операций и распределение продуктов труда на более или менее рациональной основе. Российская армия является главным гарантом этой стабильности...» [15].

По данным социологических исследований, в целом отношение к армии в Российской Федерации положительное. Как сообщает ВЦИОМ, в случае военной угрозы армия сможет защитить население страны, уверены 86% жителей Российской Федерации. В 2013 г. таких было 66%. Иначе считают 10%, что в 2,5 раза меньше по сравнению с 2013 г. (25%). Гордость и уважение по отношению к армии испытывают 39% и 40% соответственно. Негатив выражали реже: 7% - разочарование, недоверие -лишь 4%, скепсис и осуждение - ещё 2%. Многие также считают, что армия даёт возможность подняться по социальной лестнице. В итоге до 59% дошла доля тех, кто хотел бы видеть кого-то из ближайших родственников в рядах Вооружённых Сил, тогда как полгода назад об этом говорили 47% [16].

На наш взгляд, борьбу с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) нужно начинать с оптимизации научного криминологического обоснования и криминологического обеспечения [17], [18]. Следует учитывать и такие факторы, как, во-первых, соответствие законодательной базы, регламентирующей вопросы военного строительства и реформирования военной организации страны, обороны, безопасности российского государства реальному состоянию преступности военнослужащих (воинской преступности) и её структуре [19-21], и, во-вторых, криминологическую обоснованность и криминологическую обусловленность формируемого военно-уголовного законодательства [22], [23].

Как верно указывает В.В. Лунеев, признанный корифей криминологической науки, в одной из своих, как всегда, наукоёмких работ: «Практическая ценность наук криминального цикла на современном этапе заключается в том, чтобы профессионально отслеживать протекающие криминогенные тенденции в целях своевременного уточнения уголовной политики, уголовного законодательства и практической организации борьбы с новыми формами преступности» [24].

Не ограничиваясь констатацией проявления разных форм воинской преступности, «инвентаризацией» и описанием негативных явлений и процессов военной службы, детерминирующих преступления и иные правонарушения среди военнослужащих, криминологическая наука, как нам представляется, обязана перейти к разработке, применительно к условиям современной армии и флота, оптимальных средств воздействия на причинный комплекс преступности военнослужащих (воинской преступности).

Представляется, что крайне важно преодолеть ощущение безысходности борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью), а также недопонимание важности проведения взвешенной и научно обоснованной государственной военно-уголовной политики в рамках единой уголовной политики в стране [25], [26].

По нашему мнению, борьба с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) должна строиться на уровне стратегии сдерживания и нейтрализации преступности в войсках (силах), которая в свою очередь должна быть тесно связана с процессами в рамках единой государственной уголовной политики по всей стране.

Стратегия сдерживания и нейтрализации преступности военнослужащих (воинской преступности) является важной составной частью в системе мер обеспечения военной и национальной безопасности страны. Данное направление должно найти полноправное место в рамках военной криминологии, которая располагает для изучения этих вопросов соответствующим кадровым потенциалом и научным инструментарием. Военная криминология как частная криминологическая теория (научное направление в рамках криминологии) сформировалась в 80-90 гг. ХХ в. Первым среди юристов идею о выделении военной криминологии как нового научного направления, а в последующем - самостоятельной отрасли в системе криминологии, выдвинул О.В. Дамаскин [27]. Среди современных российских ученых - криминологов, занимавшихся проблемами преступности военнослужащих на уровне теоретического знания, в первую очередь, мы выделяем таких учёных как С.М. Иншаков, В.В. Лунеев, И.М. Мацкевич, В.Е. Эминов. В последние 2-3 года такими исследованиями активно занимаются немногие. Среди них мы можем указать на Ю.П. Оноколова.

Резюмируя изложенное, можно предварительно констатировать следующее: уместно вспомнить позитивный опыт криминологической науки советского периода, и поэтому сегодня реально назрела потребность в выработке, принятии и реализации научно обоснованной государственной Стратегии и Программы комплексных мер борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) [28].

Теперь рассмотрим некоторые, наш, взгляд, проблемные вопросы криминологического обоснования и обеспечения борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью).

Представляется, что современное военно-криминологическое научное знание заложено в самостоятельном научном направлении - военной криминологии. Понятие «военная криминология» первым ввёл в научный оборот В.В. Лунев [29-31]. Затем данное направление стал развивать С.М. Иншаков [32], [33]. Главная её задача состоит в изучении содержащихся в самой жизни и деятельности воинских коллективов закономерностей и тенденций развития преступности военнослужащих (воинской преступности) - как негативного социально-правового явления армейской (флотской) действительности, делинквентного и девиантного поведения военнослужащих-правонарушителей [34], [35].

Цель военной криминологии - прояснить их сущность и содержание на уровне

теоретического понятия и выразить в форме идеи, нацеленной на преобразование военно-служебных отношений в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации и изменение ситуации с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) к лучшему, снижение её до социально приемлемого и терпимого уровня.

Исходя из целей первейшей задачей военно-криминологических исследований должно стать проведение тщательной криминологической экспертизы всей совокупности уголовно-правовых норм, определяющих ответственность военнослужащих за преступления против военной службы и внесение по её результатам целого пакета изменений и дополнений в гл. 33 разд. XI УК РФ и военное законодательство страны [36-41].

Полагаем, что именно на основе оптимального и научно обоснованного военно-уголовного законодательства можно и должно проводить работу по поиску эффективных путей, мер и способов борьбы с преступностью в воинской среде, в целом, и с конкретными их видами уголовно-наказуемых деяний, совершаемых отдельными военнослужащими, в частности.

Выработка научных рекомендаций по уголовно-правовому регулированию, криминологическому обоснованию и криминологическому обеспечению предупреждения и профилактики преступности в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации при всей дискуссионности вопроса о том, существует ли самостоятельная отрасль права в виде криминолого-профилактического, требует считать её приоритетным направлением военной криминологии.

Наряду со стратегическими задачами следует выделить тактические задачи - прикладного и обеспечивающего характера. Нам представляется, что их условно можно классифицировать в следующие группы:

Первая группа таких задач, как нам представляется, - наиболее важная, связана с оптимизацией методов военно-криминологических исследований. Видимо, в первую очередь следует особое внимание в рамках военной криминологии уделять совершенствованию статистических методов изучения воинской преступности. «Объективизация учёта и расследования преступлений военнослужащих, открытость криминологически значимых данных потребуют от властей и народа, адекватных мер по контролю над преступностью в войсках, создадут условия для её более широкого изучения и предупреждения, снимут обоснованное подозрение населения к военному руководству («в армии всё скрывают»), помогут восстановить доверие к военной службе» [42].

Отсутствие действенных методик предупреждения и профилактики преступности в войсках (а там, где они имеются, их низкий научный уровень) выдвигает еще одну важнейшую задачу прикладного характера перед военной криминологией - разработку и внедрение новых научно обоснованных методик анализа причин конкретных преступлений против военной службы и личности военнослужащих-правонарушителей, наставлений, руководств, рекомендаций по проведению криминологических исследований в воинских частях (подразделениях) и на этой базе - развитие методов криминологического прогнозирования и планирования предупредительной и профилактической работы в войсках (силах).

Вторая группа задач прикладного (обеспечивающего) характера обусловлена необходимостью постоянного и систематического изучения состояния, уровня, структуры и динамики преступности как в стране в целом, так и в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации путем сравнительного анализа данных, структурированных по различным признакам: по видам преступлений, по условиям военной службы, по категориям военнослужащих, по возрастным, национальным, территориальным, половым признакам, по видам и родам войск и иным характеристикам.

Третья группа задач должна быть ориентирована на устранение причин и условий преступности в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации посредством выявления связи преступных проявлений в армейской (флотской) среде с условиями воспитания военнослужащих до призыва или поступления на военную службу по контракту, с условиями их жизни, деятельности, досуга, изучения социаль-

но-психологических, социально-демографических и психофизиологических особенностей личности военнослужащих-правонарушителей, анализа мотивации конкретных видов преступного поведения военнослужащих в различных жизненных ситуациях, выявления причин, характерных для отдельных групп преступлений в армейских (флотских) коллективах.

Заметим, что в отечественной криминологической науке в последние годы выделяют несколько концепций предупредительного воздействия на преступность [43]. В самом общем виде можно констатировать, что система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих - это достаточно сложная комплексная, интегратив-ная, многоуровневая система мер, включающая в себя весь арсенал мер по предупреждению различных видов воинской преступности и систему комплексных мер организационно-управленческого, уголовно-правового, методологического, право-воспитательного и иного характера по профилактике преступлений среди военнослужащих.

Ясно и то, что система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих состоит из целого ряда самостоятельных подсистем [44], [45].

Механизм предупредительного воздействия на преступность военнослужащих определяется системными мерами (практической деятельностью) указанных субъектов на объекты данной системы [46].

Другим важным фактором повышения уровня борьбы с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации необходимо сделать важный акцент в направлении виктимологической профилактики. Это позволит охватить общепревентивным воздействием военнослужащих потенциальных жертв преступлений [47], [48]. Не использовать мощный потенциал виктимологической профилактики -значит вести борьбу с воинской преступностью полумерами и однобоко.

Предварительно резюмируя изложенное, следует констатировать следующее:

Система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих относится к системе специального предупреждения преступности и представляет собой сложную многофункциональную и многоуровневую систему предупредительного воздействия на процессы детерминации и причинности воинской преступности, затрагивающую важнейшую сферу общественно-значимой деятельности - военную службу, касающуюся специфической социальной группы - военнослужащих «группы риска», характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

Понятно, что система сдерживания и противодействия воинской преступности: от выявления, пресечения и привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших преступление, до изучения причин и условий воинской преступности, разработка и реализация мер её предупреждения и профилактики, - так или иначе связана с совершенствованием социальных отношений, имеющих масштабный политический, экономический, культурно-воспитательный, правовой и иной характер.

Вместе с тем, в ряду основных направлений стратегии борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью), несомненно, должна стать новая система мер криминологического предупреждения и профилактики преступности военнослужащих (воинской преступности), которая, безусловно, должна объективно отличаться от прежней. Пришло время осознать ограниченность и непродуктивность возможностей только уголовно-правовых средств борьбы с воинской преступностью.

«Силовой подход» еще более активно продуцирует воинскую преступность, приводит к более серьезным последствиям, демонстрируя неэффективность работы военного командования.

В этой связи серьезной корректировки требует правовая работа по укреплению воинской дисциплины, по поддержанию законности и правопорядка в воинских частях (подразделениях), которая является важным участком деятельности командиров (начальников), а также офицеров юридической службы. При этом правовая работа не должна рассматриваться как функциональная обязанность только юридической службы.

Юридическая служба не подменяет полномочий командования в области наведения установленного законом правопорядка и дисциплины. Она призвана обеспечить правовыми средствами все проводимые командирами (начальниками) мероприятия по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка.

Общеизвестно, что правовая работа в Вооруженных Силах включает в себя комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и право-воспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых органами военного управления и их юридическими подразделениями в целях предупреждения правонарушений, обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов военнослужащих, гражданского персонала и военных организаций, решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности воинских частей (подразделений).

В отличие от военной прокуратуры, военного суда юридическая служба призвана обеспечивать воинскую дисциплину, безопасность военной службы, законность и правопорядок в процессе правовой деятельности военного командования. Это обусловливает криминологическую направленность её организационно-методической работы по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации.

В основном такая работа сводится к следующим направлениям деятельности:

1) сбор и анализ данных о состоянии преступности, противоправном поведении военнослужащих;

2) выявление криминогенных факторов военной службы и быта военнослужащих;

3) изучение правосознания военнослужащих и формирование у них активной жизненной позиции средствами правового обучения и воспитания;

4) создание правового актива, обладающего необходимыми знаниями и навыками;

5) нормативное, методическое, ресурсное, информационное обеспечение правовой работы;

6) реагирование на предкриминальные события и явления, составляющие начальную форму преступлений и иных правонарушений;

7) предупредительная работа с военнослужащими, отличающимися негативным поведением и входящими в «группу риска»;

8) пресечение преступлений и обеспечение неотвратимости наказания правонарушителей;

9) посткриминальное воздействие, т.е. исправление в воинской части (подразделении) военнослужащих, совершивших преступления, но освобожденных на законном основании от уголовной ответственности и (или) наказания.

Роль юридической службы в сдерживании воинской преступности напрямую зависит от степени ее участия в анализе дисциплинарной практики, выявлении криминогенных факторов, формировании управленческих решений в сфере правовой работы. Именно здесь участие военных юристов может вносить наиболее существенный вклад в улучшение правового содержания и юридической надежности деятельности командиров (начальников) по укреплению воинской дисциплины и предупреждению преступлений и иных правонарушений в войсках (силах).

Успешному решению этих проблем во многом должно способствовать дальнейшее совершенствование организации работы военного командования и юридической службы.

На наш взгляд, главное состоит в превращении правовой работы из пассивной консультативной в активную организующую и методически обеспечивающую, в усилении контрольных и воспитательных функций юридической службы, непосредственно подчиненной военному командованию, придание ей криминолого-профилак-тического характера [49], [50].

Одновременно повсеместно необходимо проявлять заботу о повышении роли правового обучения и воспитания военнослужащих. В улучшении формирования правосознания и правовой культуры у военнослужащих нельзя полагаться на саморегу-

ляцию военно-служебных отношений и заложенных в нормах военного права воспитательных возможностей. Законопослушание и законоуважение может и должно утверждаться посредством знаний о праве. Вся политика сдерживания и противодействия воинской преступности должна опираться на эффективную систему правового обучения и воспитания личного состава.

Позитивным можно признать тот факт, что в 2012 г. в Вооружённых Силах Российской Федерации создали военную полицию [51] - структуру, необходимую для поддержания законности, правопорядка и борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) [53-57].

Ещё один не менее из важнейших вопросов - координация деятельности субъектов борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации [58-60]. В них задействовано или должно быть задействовано значительное число различных органов военного управления и воинских должностных лиц, органы военной юстиции, а также различные общественные организации, в том числе и неправительственные общественные организации, частные, благотворительные, религиозные организации, фонды и т. д. Нам представляется, что реализация государственной военно-уголовной политики борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) может быть достигнута лишь на основе согласованных усилий субъектов профилактической деятельности в осуществлении не только правовых, но и экономических, социальных, культурно-воспитательных, благотворительных и иных мер.

Следует заметить, что методы борьбы с преступностью в войсках (силах) не могут быть универсальными для Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Они должны учитывать особенности прохождения военной службы в различных видах и родах войск Вооруженных Сил и других войсках Российской Федерации, региональные, национальные и конфессиональные особенности как места дислокации воинских частей (подразделений), так и призывного контингента, и контрактного состава военнослужащих. Здесь, безусловно, свое слово должны сказать соответствующие воинские должностные лица и соответствующие службы органов военного управления, занимающиеся проблемами борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) непосредственно в воинских частях (подразделениях), работники военных судов и прокуратуры.

Заметим, что проблема криминологического обоснования и криминологического обеспечения борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) носит комплексный характер и включает, в частности, и такие вопросы, как кадровое, научно-методическое, финансовое и иное ресурсное обеспечение, улучшение планирования и дальнейшее совершенствование правового регулирования.

Научные рекомендации военных криминологов и иных специалистов являются достаточной и необходимой предпосылкой положительного решения этих сложнейших вопросов.

Прав российский ученый С.И. Герасимов, сказавший, что содержание парадигмы «борьба с преступностью» следует понимать не как объявление войны преступникам, полное подавление и искоренение преступности (а это не раз звучало в прежние времена), но как планомерное и непосредственное управление двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами: профилактикой преступлений и уголовно-правовым контролем над преступностью [61].

Представляется, что актуальными направлениями дальнейших военно-криминологических исследований могут стать на наш взгляд следующие проблемы:

- криминологическая характеристика и социально-правовые меры предупреждения и профилактики преступности военнослужащих (воинской преступности) против местного населения в условиях прохождения военной службы за рубежом;

- криминологическая характеристика и социально-правовые меры борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) в военное время или в бое-

вой обстановке;

- виктимологические аспекты предупреждения и профилактики насильственных (корыстно-насильственных) преступлений в Вооруженных силах и других войсках Российской Федерации;

- преступность в российской армии: её реальное состояние;

- криминологическое прогнозирование преступности военнослужащих (воинской преступности);

- скрытая преступность в войсках как криминологическая проблема;

- правовые и методические вопросы предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений военнослужащих;

- преступность военнослужащих (воинская преступность) и её сдерживание и нейтрализация;

- правовые и организационные основы деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по борьбе с преступностью военнослужащих (воинской преступностью);

- правовое обеспечение военной и национальной безопасности и проблемы борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью);

- социально-психологические и биологические детерминанты формирования личности преступника в условиях военной службы: криминолого-психологические аспекты;

- личность преступника-военнослужащего: криминолого-психологическое исследование;

- преступность военнослужащих (воинская преступность) в военное время;

- преступность военнослужащих (воинская преступность) в условиях боевой обстановки в мирное время;

- стратегия и тактика борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью).

По-видимому, в перспективе нам предстоит пересмотреть содержание и сущность многих понятий и представлений в теории и практике борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступность), которым мы руководствовались на протяжении долгого времени, с учётом перемен, происходящих в российском обществе и военной организации страны. Оттого, насколько профессионально нам удастся справиться с этой задачей, во многом будет зависеть уровень и состояние преступности военнослужащих (воинской преступности) в Вооружённых силах и других войсках Российской Федерации.

В завершение позвольте напомнить слова М. Поланьи: «В чём бы, не заключалась научная проблема, она рассматривается в контексте некоего противоречия, между её теоретической разработкой и последствиями основанных на ней действий, либо в свете некоего альтернативного подхода к данной проблемной ситуации» [62].

Список литературы:

[1] Бобровский П.О. Военное право России при Петре Великом. - СПб, 1886. - С. 10-11.

[2] Карпов Н.Н. Закон должен защищать армию // Красная Звезда. - 1999. - 16 января.

[3] Карпов Н.Н. Правопорядок в войсках и пути его укрепления: взгляд на проблему // Право в Вооруженных Силах. - 1999. - № 2. - С. 2.

[4] Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (Криминологические и социально-правовые проблемы): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. - М., 2000. - 357с.

[5] Соколов С.А. Военная реформа и воинский правопорядок: взгляд на проблему (криминологический аспект): Монография. - Кстово: НФ ВИУ, 2000. - 98с.

[6] Соколов С.А. Преступления против военной службы: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид наук: 12.00.08. - Н. Новгород, 2002. - 204с.

[7] Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс клувер, 2005. - С. 742-773.

[8] Соколов С.А. Система предупредительных мер борьбы с преступностью военнослужащих

(воинской преступностью) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Вып. 24. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. - С. 67-71.

[9] Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. - М.: Научная книга, 2007. - 531 с.

[10] Лихачёв В.Н. Современные проблемы мироуправления: российский подход. - М.: Изд. Дом «Вече», 2009. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Косован О.А. Криминальная ситуация в воинских формированиях страны как угроза военной и национальной безопасности // Российский военно-правовой сборник. - 2004. - № 1.

[12] Соколов С.А. Национальная и военная безопасность России через призму Основного закона страны // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Вып. 44. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2015. - С. 36-42.

[13] Соколов С.А. Духовно-нравственные начала и борьба с воинской преступностью // Всероссийская научная конференция «Нравственное государство как императив государственной эволюции», 27 мая 2011г., Москва [текст + электронный ресурс]. - М.: Научный эксперт, 2011. - С. 998-1074.

[14] Цит по: Соколов С.А. Международное гуманитарное право и оперативное право: успехи и проблемы имплементации // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Вып. 42. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2015. - С. 19.

[15] Письмо генерал-лейтенанта в отставке Уильяма Маккафри сыну генералу Барри Маккаф-ри. // Военная мысль. - 1995. - № 1. - С. 78-79.

[16] Рос. газ. - 2015. - 9 июля. - № 149 (6720). - С. 12; Рос. газ. - 2015. - 23 июля. - № 161 (6732). - С. 31.

[17] Соколов С.А. Некоторые проблемные вопросы оптимизации научного обеспечения борьбы с воинской преступностью // Всероссийская научно-практическая конференция «Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью», 28 января 2011 г., Москва: [материалы]. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. - С. 331-352.

[18] Соколов А.Н., Вишня Г.И. Военно-правовой реформе научный подход // Гос. и право. -2005. - № 10. - С. 28-33.

[19] Волчок В.Г. Преступность военнослужащих как объект комплексного криминологического исследования // Право в Вооружённых Силах. - 2005. - № 4.

[20] Макаров В.Д. Армия и коррупция // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 6.

[21] Соколов С.А. Воинская преступность - объект системно-комплексного криминологического исследования // Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2009», 1921 мая 2008 г., Н. Новгород: [труды конгресса]. - Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2010. - С. 51-59.

[22] Милюков С.Ф. Проблемы криминологической обоснованности российского уголовного законодательства: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - СПб, 2000. - 57 с.

[23] Моргуленко Е.А. Криминологическая обусловленность уголовно-правовых норм как средство обеспечения военной безопасности государства // Российский военно-правовой сборник. -2004. - № 1.

[24] Лунеев В.В. Криминологические проблемы глобализации // Гос. и право. - 2010. - № 1. -С.57.

[25] Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 с.

[26] Соколов С.А. Военно-уголовная политика: понятие, сущность, содержание // Сборник научно-технических статей Нижегородского военного института инженерных войск. - Вып. 12. -Кстово: НВИИВ (ВИ), 2010 - С. 340-343.

[27] Криминологические проблемы правовой работы в Вооружённых Силах // Военная мысль. -1995. - № 3. - С. 57-62.

[28] Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. -М.: Наука, 1990. - 272 с.

[29] Лунеев В.В. Советская криминология (причины, предупреждение и методы изучения преступлений военнослужащих: учебн. пособие. - М.: ВКИ, 1978.

[30] Лунеев В.В. Военно-криминологическая проблематика: специфика, содержание, значение. - Сб. статей. - № 19. - М.: ВКИ, 1983.

[31] Лунеев В.В. Криминология (причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР: учебник / Под ред. А.Г. Горного. - М.: ВКИ, 1986. - С. 17-18.

[32] Иншаков С.М. Военная криминология. М., 2000. Ч. 1. - С. 17.

[33] Криминология: Практикум. - М.: Юриспруденция, 2003. С. 209-217.

[34] Харабет К.В. Военная девиантология, её место и роль в изучении правонарушающего поведения военнослужащих // Вкладка «военно-уголовное право» журнала «Право в Вооружённых Силах. - 2002. - № 11-12.

[35] Оноколов Ю.П. Девиантные отклонения и виктимность военнослужащих - обстоятельства, влияющие на формирование мотивации преступного поведения в воинской среде // Военно-юридический журнал. - 2015. - № 5. - С. 7-11.

[36] Лысенков С.Г., Зателепин О.К. Конкуренция военно-уголовных норм при квалификации некоторых преступлений против военной службы // Российский военно-правовой сборник. -2004. - № 1.

[37] Зателепин О.К. О концепции законопроекта о совершенствовании военно-уголовного законодательства // Военно-уголовное право. - 2004. - № 5. - С. 14.

[38] Зателепин О.К. Законопроект о совершенствовании военно-уголовного законодательства: «за» и «против» (обсуждение официальных отзывов Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации // Право в Вооружённых Силах. - 2005. - № 2.

[39] Дубовский Ю.М. О некоторых новеллах военно-уголовного законодательства // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 6.

[40] Соколов С.А. Состояние военно-уголовного законотворчества в современной России: особенности, тенденции и некоторые проблемы его дальнейшего совершенствования // Вестник Волжского государственного университета водного транспорта. Вып. 46. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. - С. 238-243.

[42] Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс клувер, 2005. - С. 773.

[43] См., напр.: Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.И. Долговой. -М.: Норма, 2000. - С. 80-83.

[44] См.: Преступность среди социальных подсистем: Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. Д.А. Шестакова. - СПб: Изд-во «Юридический центр ПРЕСС», 2003. - С. 6-7, 24-27.

[45] Соколов С.А. Система предупредительных мер борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Вып. 24. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. - С. 67-71.

[46] См.: Боков А.В. Организация борьбы с преступностью/ Под ред. Г.А. Аванесова: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - С. 111-115.

[47] Кочешев С.П. Воинская преступность в аспекте взаимоотношений преступников и жертв преступлений // Власть: криминологические и правовые проблемы. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. - С. 146-151.

[48] Кочешев С.П. Виктимологические особенности потерпевшего // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 10.

[49] Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военная мысль. - 1995. - № 3. - С. 57-62.

[50] Соколов С.А. Военная реформа и воинский правопорядок: взгляд на проблему (криминологический аспект): Монография. - Кстово: НФ ВИУ, 2000. - С. 77-78.

[51] О деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 1111 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/.

[52] Загудин Р.А., Кудашкин А.В. Военная полиция - необходимый элемент нового облика военной организации государства // Право в Вооружённых Силах. - 2009. - № 12.

[53] Полиция в казарме: за правопорядок и дисциплину в армии будет отвечать отдельная структура // Рос. газ. - 2009. - 10 дек. - С. 9.

[54] Гаврилов Ю. Полицию - в армию // Рос. газ. - 2012. - 5 июля. - № 152 (5825). - С. 2.

[55] Корякин В.М. Деятельность военной полиции в Российской Федерации узаконена (обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - № 3. - С. 2-5.

[56] Гаврилов Ю. Военную полицию наделят правоохранительными функциями // Рос. газ. -2014. - 27 янв. - № 16 (6288). - С. 2.

[57] Гаврилов Ю. Военная полиция получила законный статус. На «дедов» нашлась управа // Рос. газ. - 2014. - 5 февр. - № 24 (6296). - С. 17.

[58] О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, с изм. от 25 ноября 2003 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1958; Рос. Газ. - 1996. - 5 мая. - №83.

[59] Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации: Утверждено Генеральным прокурором Российской Федерации 10 сентября 1996 г. // Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. - 1996. - № 8.

[60] О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2002 г. № 255 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/.

[61] Герасимов С.И. Роль власти в предупреждении преступности // Власть: криминологические и правовые проблемы. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. - С. 4.

[62] Polanyi M. The Logic of Liberty: Reflections and Rejoinders. Chicago, 1951. - P. 26.

CRIMINOLOGICAL JUSTIFICATION AND CRIMINOLOGICAL PROVIDING OF CRIME-FIGHTING (MILITARY CRIME) IN THE ARMED FORCES AND OTHER TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Sokolov

Key words: military criminology, fighting, crimes against military service, military, crime, military.

The article is devoted to the issues of containment and neutralization of military personnel crime. This is an important part of the military and national security of the country. On the basis of contemporary criminological knowledge, according to the author, this direction should find its right place within the military criminology, which is to examine these issues having the relevant human resources and scientific tools.

Статья поступила в редакцию 15.05.2016 г.

УДК 34 (право. науки о праве )

Ф.С. Сосенков, заведующий кафедрой, к.ю.н, доцент,. ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СЕПАРАТИЗМУ

Ключевые слова: политическая партия «Яблоко», Г.О. Явлинский, С.С. Митрохин, государственное единство, территориальная целостность, центробежные силы, сепаратизм, централизация власти.

Рассмотрены вопросы государственного единства в идеологии современного российского либерализма (на примере партии «Яблоко») и политико-правовых воззрениях его лидеров Г.О. Явлинского и С.С. Митрохина. На основании анализа программных и иных документов «Яблока», статей, выступлений, интервью Г.О. Явлинского и С.С. Митрохина автор приходит к выводу, что государственное единство, территориальная целостность являются важными категориями в идеологии современного «Яблока».

Для многих стран современного мира со всей актуальностью встает вопрос сохранения государственного единства. Данная проблема возникает в государствах незави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.