Научная статья на тему 'Историко-криминологическая характеристика преступности военнослужащих в период революций 1917 года и гражданской войны'

Историко-криминологическая характеристика преступности военнослужащих в период революций 1917 года и гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ИСТОРИКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / CRIMINALITY / LATENT CRIMINALITY / RUSSIAN EMPIRE / THE CRIMINALITY OF SERVICEMEN / SERVICEMEN / THE HISTORICAL-CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE CRIMINALITY OF SERVICEMEN / THE CHARACTERISTIC OF THE CRIMINALITY OF SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оноколов Ю.П.

Статья посвящена историко-криминологической характеристике преступности военнослужащих в период революций 1917 года и Гражданской войны. На основе приведённых в статье статистических и исторических данных в статье также рассматриваются актуальные проблемы официальной и латентной преступности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Оноколов Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-криминологическая характеристика преступности военнослужащих в период революций 1917 года и гражданской войны»

УДК 343.979

Оноколов Ю.П. ®

Кандидат юридических наук, преподаватель Новороссийского филиала Современной

Гуманитарной академии

ИСТОРИКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА И ГРАЖДАНСКОЙ

ВОЙНЫ

Аннотация

Статья посвящена историко-криминологической характеристике преступности военнослужащих в период революций 1917 года и Гражданской войны. На основе приведённых в статье статистических и исторических данных в статье также рассматриваются актуальные проблемы официальной и латентной преступности военнослужащих.

Ключевые слова: преступность военнослужащих, преступность, латентная преступность, военнослужащий, историко-криминологическая характеристика преступности военнослужащих, Российская империя, характеристика преступности военнослужащих.

Summary

This article is dedicated to the historical-criminological characteristic of the criminality of servicemen in the period of the revolutions of 1917 and Civil War. The vital problems of the official and latent criminality of servicemen also are examined on the basis of given in the article statistical and historical evidences in the article.

Key terms: the criminality of servicemen, criminality, latent criminality, servicemen, the historical-criminological characteristic of the criminality of servicemen, the Russian Empire, the characteristic of the criminality of servicemen.

После февральской революции 1917 года царь Николай II отрёкся от престола, Государственная дума 1 марта 1917 г. образовала Временное правительство, которое находилось у власти до 25 октября (7 ноября) 1917 г. Этот переходный этап развития российской государственности продлился до 25 октября (7 ноября) 1917 г. Поскольку новой власти нужно было бороться с увеличивавшейся преступностью, в г. Петрограде и некоторых его уездах (Луге, Ямбурге, Нарве и др.) были образованы временные суды, которые состояли в равном числе из мировых судей, представителей армии и представителей от рабочих. Согласно Инструкции Временного правительства от 22 марта 1917 г. временным судам были подсудны преступные деяния, если они совершены частными лицами, в том числе воинскими чинами вне службы.

13 марта 1917 г. Временное правительство, под давлением солдатских масс, отменило военно-полевые суды, но, вследствие резкого и значительного увеличения преступности, 17 апреля 1917 г. правительство учредило полевые суды в составе 3 офицеров и 3 солдат, которые рассматривали дела в ускоренном порядке. В таком же порядке рассматривались дела в военно-окружных и корпусных судах. Из-за большого увеличения в стране преступности, особенно воинской, которую невозможно было учесть, в июне 1917 г. была вновь введена смертная казнь, ранее отмененная в марте 1917 г.

30 мая 1917 г. Временное правительство приняло постановление об усилении наказания за антивоенные выступления на фронте. В постановлении отмечалось о

® Оноколов Ю.П., 2010 г.

совершении на фронте как отдельными лицами, группами их, так и целыми частями войск воинских преступлений: неповиновений, самовольного оставления позиций и мест расположения войск, отказа от участия в бою. Принятие постановления было вызвано тем, что общее политическое, социально-экономическое и военное положение в стране, неудачи на фронтах вызвали резкий рост количества преступлений и иных нарушений в войсках [1, 162-164]. Из-за большого количества преступления обычно должным образом не регистрировалось и значительная часть виновных вовсе не устанавливалась.

За годы Первой мировой войны через армию прошло около 15,6 млн. человек, т.е. около 50% всех трудоспособных мужчин и, как следствие, - миллионы убитых, пленных, раненых, больных [2, 13], что также негативно сказывалось на состоянии воинской дисциплины и преступности в армии и на флоте.

До февральской революции в Русской Армии было 195 тысяч дезертиров, на 1 августа 1917 г. - уже 365 тысяч, а к началу Октябрьской революции их насчитывалось около 2 млн. человек [3, 25]. Однако реально к уголовной ответственности привлекалась лишь очень незначительная часть военнослужащих, совершивших как уклонения от военной службы, так и иные преступления, то есть уровень латентной преступности был очень высоким. Кроме того, криминализация армейской среды усиливалась ее пополнением бывшими уголовниками, освобожденными в силу широкой амнистии, что явно не укрепляло воинскую дисциплину, не способствовало боеспособности войск, а способствовало увеличению количества воинских и общеуголовных преступлений, совершаемых военнослужащими.

Временное правительство оказалось в сложнейшем положении. С одной стороны, требовалось укрепление правопорядка и усиление борьбы с преступностью в армии. С другой стороны, новое устройство страны обусловливало реформирование и демократизацию как военной службы, так и судов. В первые дни Февральской революции Временное правительство отменило смертную казнь, приняло меры по демократизации и гуманизации армейских порядков. Такие противоречивые меры окончательно развалили дисциплину в армии, способствовали ее полному разложению и распаду, несмотря на последующие жесткие меры [4, 8; 5, 89]. Это был тяжелый и необходимый урок, не потерявший актуальности и сегодня, в период необходимой гуманизации современной военной службы. Поэтому, для поддержания воинской дисциплины и борьбы с захлестнувшей армию преступностью (соответственно, и для уменьшения её очень большой латентной составляющей), 12 июля 1917 г. было принято постановление «О введении смертной казни на фронте и об учреждении «военно-революционных судов». Военно-революционные суды учреждались при дивизиях по распоряжению командира дивизии или высших начальников для рассмотрения дел о важнейших преступлениях (измена, побег к неприятелю, бегство с поля боя, самовольное оставление своего места в бою, сопротивление исполнению боевых приказаний, а за умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж - лишь в районе расположения войск), «если преступления эти представляются настолько очевидными, что не требуют производства предварительного следствия». В отношении лиц, совершивших эти преступления, обычно применялась смертная казнь. Приговор вступал в законную силу немедленно по объявлении его на суде и безотлагательно приводился в исполнение [6, 295-296]. Противоречия и явные ошибки правления Временного правительства состояли в том, что оно пыталось объединить воедино с целью укрепления государственной и воинской дисциплины принципы единоначалия и демократии. Поэтому как зарегистрированная, так и латентная части преступности военнослужащих не уменьшались.

После Октябрьской революции 1917 года принимались меры по борьбе с преступностью военнослужащих, сохранению боеспособной и дисциплинированной армии в подчинении новой власти с помощью партийных организаций большевиков в частях и посредством создания института комиссаров, которые были направлены во все крупные воинские части. Однако сохранить воинскую дисциплину и минимально

организованную армию, одновременно уменьшив воинскую преступность, не удалось, после чего, 27 марта 1918 года, старая армия была ликвидирована. Одновременно с ликвидацией старой армии стали создаваться красногвардейские отряды, однако они не могли заменить необходимой государству армии. Поэтому в то же время стала создаваться Красная Армия, которая практически сразу вступила в боевые действия против Белого движения в начавшейся гражданской войне.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР № 1 о суде от 23 ноября 1917 г. были упразднены как все общие судебные установления, так и военные суды всех наименований [7, 50]. В соответствии с Декретом № 1 в стране создавались фактически две системы гражданских судов: местные народные суды, избираемые на основе демократических выборов и рабоче-крестьянские Революционные трибуналы. Декретом Совнаркома от 13 января 1918 г. все дела бывших военных судов были переданы на рассмотрение местных народных судов и революционных трибуналов. Для разрешения уголовных дел на фронтах должны были создаваться местные суды, избираемые полковыми советами солдатских депутатов, а где их не было - полковыми комитетами. Первоначально эта новая власть была против создания каких-либо военных судов, однако сама жизнь поставила вопрос о создании специальных судов для рассмотрения уголовных дел о преступлениях военнослужащих. Во исполнение Декрета № 1 28 июля 1918 г. приказом Народного Комиссариата по Военным делам было утверждено Положение «О фронтовых полковых (отрядных) местных судах» [8, 612]. Судопроизводство в указанных учреждениях, как и в других судах, должно было вестись по правилам Судебного Устава 1864 г. Однако в реальной жизни, особенно в условиях гражданской войны и частого ведения боевых действия, названные правило обычно не соблюдались, к уголовной ответственности военнослужащих привлекали и чрезвычайные комиссии, и создававшиеся по инициативе реввоенсоветов военно-полевые суды. Значительное количество преступлений, совершавшихся военнослужащими, в тот период времени были отнесены к контрреволюционным, причём их рост был существенным: в 1918 году -58762, в 1919 - 69238 преступлений. Кроме того, утомленное постоянными войнами население не хотело воевать, поэтому были многочисленные случаи дезертирства [9, 180].

Во время гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922гг.) дезертирство из Красной Армии было самым распространенным преступлением. Число зарегистрированных злостных дезертиров из боевых частей Действующей Красной Армии составило по официальным сведениям: в 1918г. - 199 чел., в 1919г. - 7343 чел., а за период с 15 февраля по 31 декабря 1920г.- 20018 чел. (из них - 59 командиров) [10, 159162, 303, 354-355, 377-378], что составило соответственно по годам - 0,1%; 0,6% и 1,3% к среднемесячной численности личного состава боевых частей РККА. Всего было выявлено и возвращено на службу за период с 1 января 1919г. по 1 декабря 1920г. - 2 млн. 846 тыс. чел., из них: 1 млн. 543 тыс. человек явились добровольно, 837 тыс. - задержано при облавах [11, 83]. Соответственно основная часть возвратившихся на службу военнослужащих к уголовной ответственности привлечена не была, а совершённые ими преступления оставались латентными.

Дезертирство из Действующей армии продолжалось и после 1920г. Так, в 1921г. дезертировало около 231 тыс. чел. (количество определено расчетным способом: за 5 месяцев 1921года, с августа по декабрь, дезертировало 96255 чел. или в среднем 19251 чел. в месяц, то есть за год примерно 231000 чел.) [12, 254-259], в том числе из частей, которые вели борьбу с антисоветскими выступлениями, - 32773 чел. (из них 1704 чел. -комсостава). В 1922г. дезертировало 112224 чел. (в том числе 3763 чел. - комсостава) [12, 246-248]. В целом, по данным С.Н. Орловского и В.И. Малкиса, осужденные за дезертирство составляли 73% от общего числа осужденных за воинские преступления [13, 99]. При этом нужно учитывать, что в годы Гражданской войны понятие «дезертирство» не оставалось неизменным: различные периоды оно охватывало оставление части или места службы на срок свыше семи суток, побег (с целью вовсе уклониться от службы,

либо от участия в боевых действиях) и самовольное оставление части (без названных целей) и даже уклонение от призыва.

В 1918 году в Красной Армии находилось около 1 млн. человек [14, 158], а в 1919 её численность увеличилась до 3 млн. человек [15, 97]. Это является основной причиной того, что, по некоторым данным [13, 98], в 1919 году отправлявшими правосудие в войсках судами было рассмотрено уголовных дел в пять раз больше, чем в 1918 году. К 1920 году численность Вооружённых Сил возросла до 5,5 млн. человек [15, 97] и, соответственно, в 1920 году, по сравнению с 1919 годом, число уголовных дел в отношении военнослужащих удвоилось [13, 98]. В 1921 году за совершение воинских преступлений (без учёта общеуголовных) было осуждено 124500 военнослужащих [16, 5556]. То есть в названные годы уровень преступности военнослужащих был достаточно высоким. В структуре преступности военнослужащих было велико количество побегов из армии и неисполнений приказов [13, 99]. Таким образом, помимо общих социальных причин, на динамику преступности военнослужащих, зарегистрированной в войсках в годы Гражданской войны, влияли постоянное увеличение численности военнослужащих, повышение требовательности к личному составу, совершенствование качества работы командования, политорганов, органов военной юстиции и качества учёта преступлений, совершавшихся военнослужащими [17, 57].

О преступности периода гражданской войны и в первые годы после её окончания известно немного, поскольку уголовная статистика была введена только в 1922 году и явно неполные первые данные были получены в 1923 году [18, 112-113]. В связи с совершением военнослужащих армии и флота большого количества чисто воинских преступлений, в 1924 году было принято Положение о воинских преступлениях, которое позже составной частью входило в самостоятельные главы УК союзных республик.

Рассмотрев приведённые данные, автор полагает возможным прийти к следующим выводам:

- на первом этапе формирования Красной Армии наличествовал значительный уровень преступности, особенно уклонений от военной службы и преступлений, сопряжённых с применением насилия;

- совершаемые военнослужащими преступления подразделялись на общеуголовные и воинские;

- уровень преступности в армии зависел от уровня преступности и уровня стабильности в обществе и в стране;

- как фактическая, так и латентная преступность военнослужащих значительно увеличиваются в ходе военных и боевых действий, а также в периоды государственных кризисов, смены власти в государстве;

- в качестве наказания, особенно в периоды ведения боевых действий и войн, к военнослужащим часто применялась смертная казнь.

Литература:

1. Петухов Н.А. / История военных судов России. - М., Норма. 2003.

2. Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). - М., 1925.

3. Френкин М. Русская армия и революция. 1917-1918. Logos, 1978.

4. Воинская дисциплина и пути ее укрепления, Учебно-методическое пособие под общ. ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1996.

5. Первухин Д.В. Организация и деятельность полковых судов в Вооруженных Силах России с 1867 по 1921 г.г. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

6. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М., 2001.

7. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР (СУ РСФСР). 1917. - № 4. - Ст. 50.

8. СУ РСФСР. 1918. - № 55. - Ст. 612.

9. Лунеев В.В. / Преступность XX века. - М., Норма, 1997.

10. РГВА. Ф.6. Оп.4. Д.739, Д.824.

11. Гражданская война 1918-1921 г.г. - М., 1928. - Т.2.

12. РГВА. Ф.7. Оп.7. Д.285.

13. Орловский С.Н., Малкис В.И. Советское военно-уголовное право. - М. - Л., 1928.

14. Из истории гражданской войны в СССР. /Сборник документов и материалов в трёх томах. Т.1. - М., Воениздат, 1960.

15. В.И. Ленин и Советские Вооружённые Силы. - М., Воениздат. 1969.

16. Курский Д. И. / На путях развития советского права.

17. В.В. Лунеев. / Криминология (Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооружённых Силах СССР). Учебник. - М., 1986.

18. Итоги деятельности Советской власти в цифрах. 1917 - 1927. - М., ЦСУ СССР. 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.