Научная статья на тему 'Система предупредительных мер борьбы с преступность военнослужащих (воинской преступностью)'

Система предупредительных мер борьбы с преступность военнослужащих (воинской преступностью) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С. А.

В работе рассмотрены с позиций системного криминологического исследования основные элементы преступности военнослужащих - современного комплексного феномена армейской действительности, исследованы современные проблемы воинской преступности, дана общая характеристика данного негативного соцально-правового явления, предложены наиболее действенные и эффективные (на взгляд автора) меры предупреждения и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PRECAUTIONARY MEASURES OF STRUGGLE WITH CRIMINALITY OF MILITARY MEN (MILITARY CRIMINALITY)

The basic elements of criminality of military men from the positions of criminological system researches - a modern complex phenomenon of the army reality are considered in the work, the general characteristics of the given negative socio-legal phenomenon is given, the most effective measures (in the author's view) of the prevention and preventive treatment are suggested.

Текст научной работы на тему «Система предупредительных мер борьбы с преступность военнослужащих (воинской преступностью)»

УДК 343

С. А. Соколов, к. ю. н., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ)

В работе рассмотрены с позиций системного криминологического исследования основные элементы преступности военнослужащих - современного комплексного феномена армейской действительности, исследованы современные проблемы воинской преступности, дана общая характеристика данного негативного соцально-правового явления, предложены наиболее действенные и эффективные (на взгляд автора) меры предупреждения и профилактики.

Зло, владеющее оружием, наиболее опасно.

Аристотель

Концепция национальной безопасности Российской Федерации1, обращает внимание общества и государства на сохраняющиеся угрозы для России в оборонной (военной) сфере.

Вне всякого сомнения, что военное строительство, напрямую связано с созданием качественно новых Вооруженных Сил (полностью боеготовых и боеспособных), действующих в демократическом федеративном правовом государстве под гражданским контролем общества, невозможно без эффективной военно-уголовной политики, которая во многом определяет стратегию борьбы с преступностью военнослужащих (воинской преступностью).

Преступность проникает, как мы знаем, и в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации, где федеральным законодательством предусмотрена военная служба (далее - Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации)2. По далеко неполным официальным данным ежегодно в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации регистрируется около 28 тысяч преступлений3.

Системный анализ состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации показывает, что, несмотря на принимаемые меры, их уровень по-прежнему остается низким. Так, только в 2004 г. число выявленных насильственных преступлений против военной службы выросло по сравнению с предыдущим годом на 604 насильственных преступления или на 14,3 % (В 2003 г. их было 4230, в 2004 г. - 4834). Как видим, коэффициент данного вида воинских преступлений за год поднялся с 2,93 до 3,36. При этом уро-

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. -1997. - № 52. - Ст. 5909; Российская газета - 2000. -18 января.

2 См. напр.: Голубев А. Преступность в армии: теперь корысти ради //Рос. газета. - 1998. -22 мая; Мацке-вич И.М. Коррупция, организованная преступность и армия // Власть: криминологические и правовые проблемы. - М.: Российская криминологическая ассоциация. Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2000.- С. 103-107; Харабет К.В. Коррупционная преступность в Вооружённых Силах // Указ. Соч. - С. 97-102; Кондрашёв А.: Интервью с Главным военным прокурором генерал-лейтенантом юстиции М.К. Кислицыным // Аргументы и факты. - 2001. - №4. - С. 14.

3 См.: Карпов Н. Н. Закон должен защищать армию // Красная Звезда. - 1999. - 16 января; Его же. Правопорядок в войсках и пути его укрепления: взгляд на проблему // Право в Вооруженных Силах. - 1999. -№ 2. -С. 2; Криминология: Учебник / Под ред.В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрисгь, 2002. - С. 524-529; Шоткинов С.А. Криминология: Учебно-методический комплекс. - Иркутск: ЮИ ИГУ; Арт-Пресс, 2003. - С. 238-239; Рузанова Н., Серов С. Забитые солдаты. «Дедовщина» в войсках дошла уже и до офицеров // Рос. газета. - 2005. - 11 марта. С. 7.

вень криминальной активности в Вооружённых силах составил 4,05 (в 2003 г. - 3,53)'. В ряде воинских частей и подразделений Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка оценивается как критическое. Ежегодно военными судами уголовному наказанию подвергается более 10 тыс. военнослужащих2.

Следует заметить, что при некотором снижении абсолютного количества зарегистрированных преступлений в 2002-2003 гг., не удалось переломить отдельные неблагоприятные тенденции в состоянии преступности среди военнослужащих3. В войсках (силах) по-прежнему распространены нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не снижается число уклонений от военной службы. В совокупности эти преступления составляют почти половину от всех учтённых воинских преступлений. На протяжении длительного времени серьёзную проблему представляет обеспечение безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья военнослужащих4. В 2005г. погибло 420 военнослужащих, в том числе 163 чел. от преступлений, 109 чел. совершили самоубийство, из них 60 чел. не по своей воле.

Следовательно, в условиях реформирования всей военной организации государства и определенного снижения боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации, фактор дальнейшего укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка значительно повышается. Все разноплановые и масштабные задачи по военному строительству и реформированию военной организации страны и Вооруженных Сил Российской Федерации могут оказаться лишь благими пожеланиями, если не будут предприняты радикальные меры по предупреждению воинской преступности.

Очевидно и то, что наиболее эффективными и действенными мерами в решении данной проблемы в войсках (силах) являются уголовно-правовые и криминологические средства, что в свою очередь обусловливает необходимость в выработке цельной концепции уголовно-правового и криминологического обеспечения предупреждения воинской преступности.

Отмеченное, обусловливает важность и необходимость как повышения эффективности уголовно-правового контроля, так и необходимость системного воздействия на воинскую преступность5.

В отечественной криминологической науке в последние годы выделяют несколько концепций предупредительного воздействия на преступность. Во-первых, это комплекс мер предупредительного воздействия на причины и условия преступности (как целенаправленных, так и нецеленаправленных, а также общих и специальных); во-вторых, это система мер воздействия только на преступность, в-третьих, это система мер специальной деятельности по выявлению причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений и мер по их устранению6.

1 См.: Меркурьев В.В. Защита безопасности человека и его жизнедеятельности. - М.: РКА, 2005. - С. 121,348.

2 Парламентские слушания, проводимые Комитетом по обороне Государственной Думы Федерального собрания 20-21 апреля 1998г. на тему: Состояние социально-правовой защиты военнослужащих и их семей, перспективы усиления государственной поддержки военнослужащих, укрепления законности и правопорядка в ВС РФ и других войсках: Выступление заместителя Министра юстиции Российской Федерации - Начальника управления военных судов генерал-полковника юстиции А. И. Муранова // Закон и армия. -1998. - № 6. - С. 13,22.

3 См., напр: Прокурор для армии, а не армия для прокурора: интервью с Главным военным прокурором генерал-лейтенантом юстиции А.Н. Савенковым // Аргументы и факты. - 2003. - № 8. - С.З; Калинин О. Надо ли бояться человека с ружьем ? // Вне закона. - 2003. - № 14. - С.2; Леонтьев С. Охота беглого солдата//Вне закона. -2003. -№ 14. - С. 5; Бакшеев И. Дембельский аккорд//Вне закона -2003.-№ 15.-С. 5.

4 Об итогах работы в 2002 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора и следствия: Решение коллегии Главной военной прокуратуры от 12 февраля 2003 г. //Текст официально не опубликован

5 См.: Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных силах России: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1997. -467 с.

6 См.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Изд-во «НОРМА», 2001. - С. 26.

Первую концепцию мы называем предупредительным воздействием на преступность, вторую - специальным предупредительным воздействием, третью - профилактикой преступлений. Некоторые учёные криминологической профилактикой называют всю систему предупредительного воздействия на преступность, за исключением уголовно-правовых средств и мер по их реализации. Мы солидарны и с теми, кто считает, что сущность понятия «профилактика преступлений» не тождественна сути термина «предупреждение преступности», т. к. профилактика подразумевает собой лишь одну из важнейших составляющих в общей системе предупреждения преступности1.

Теоретическую основу настоящей статьи составляет первая концепция, которая характеризуется достаточно широким подходом к понятию предупреждения преступности. Автор полностью на стороне тех, кто рассматривает её как интегративную, головную, стратегическую, ведущую в группе наук, исследующих предупреждение преступности, ибо в её структуру включаются концептуальная характеристика целостного процесса предупреждения преступности, анализ общесоциального и специального предупреждения, взаимодействие криминологических и иных подсистем специального предупреждения.

Следовательно, предварительно в самом общем виде, предварительно можно констатировать, что система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих - это достаточно сложная комплексная, интегративная система мер, включающая в себя весь арсенал мер по предупреждению различных видов воинской преступности и систему комплексных мер организационно-управленческого, уголовноправового, методического, правовоспитательного и иного характера по профилактике преступлений среди военнослужащих.

Ясно и то, система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих состоит из целого ряда самостоятельных подсистем2.

Объектом предупредительного воздействия на преступность военнослужащих, в первую очередь, являются причины и условия воинской преступности, обусловливающие её живучесть в казалось бы достаточно жёсткой системе строго регламентированных военнослужебных отношений, во-вторых, это те отдельные военнослужащие (с большой натяжкой мы условно можем назвать их - «криминогенные лица», хотя правильнее их будет называть - военнослужащие из «группы риска»), которые в своём поведении в процессе военной службы реализуют криминогенные начала.

Субъектами в системе предупредительного воздействия на преступность военнослужащих выступают, в первую очередь, центральные и главные органы военного управления, государственные органы власти федерального уровня; во вторую очередь, конкретные воинские должностные лица, т. е. командиры и начальники всех уровней военного командования - от командира отделения до Министра обороны Российской Федерации, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба; в-третьих, негосударственные, а также иные общественные организации и учреждения, в том числе неправительственные и правозащитные организации. Отдельные частные лица (граждане).

Механизм предупредительного воздействия на преступность военнослужащих определяется системными мерами (практической деятельностью) указанных субъектов на объекты данной системы3.

1 См.: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристь, 2003. - С. 240-302; Литвинов А.Н., Гавриш Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике: Научно-практическое пособие. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - С. 20-21, 25; Устинов B.C. Криминология и профилактика преступлений: Учебнометодические материалы по изучению курса в нестандартных ситуациях. - Горький, 1989; Блувштейн Ю.Д. Профилактика преступлений. Минск, 1986; Игошев К.Е., Устинов B.C. Введение в курс «Профилактики правонарушений». Горький, 1977; Устинов B.C. Профилактика преступлений: Учебно-методические указания.-Горький, 1977.

2 См.: Преступность среди социальных подсистем: Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред Д.А. Шестакова. - C.-Пб: Изд-во «Юридический центр ПРЕСС», 2003. - С. 6-7,24-27.

3 См.: Боков A.B. Организация борьбы с преступностью/ Под ред. Г.А. Аванесова: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - С. 111-115.

Как мы уже заметили, система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих состоит из целого ряда составляющих частей, которым присущи все признаки подсистем. В качестве оснований выделения этих реально существующих подсистем, по нашему мнению, могут выступать следующие критерии:

1) цели и задачи системы предупредительного воздействия на преступность военнослужащих;

2) масштабы функционирования данной системы предупредительного воздействия на преступность военнослужащих;

3) содержание практических мер воздействия субъектов предупредительного воздействия на преступность военнослужащих;

4) направленность на различные объекты системы предупредительного воздействия на преступность военнослужащих.

По первому критерию система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих распадается на три неравнозначные части. Одна из них, специально не нацеленная на криминогенные детерминанты преступности военнослужащих (в криминологии она именуется общесоциальным предупреждением), другая - специально направленная на криминогенные факторы преступности военнослужащих (она в криминологии именуется специальным, а точнее - специально-криминологическим предупреждением). Следует выделить и третье звено этой системы - подсистему мер, направленную на криминально-криминогенные феномены (в первую очередь употребление спиртных напитков при исполнении служебных обязанностей), которые имеют место среди военнослужащих.

По второму критерию - масштабам функционирования системы предупредительного воздействия на преступность военнослужащих - мы можем выделить следующие подсистемы: общефедеральную, общевойсковую, объектовую и индивидуальную. Первые два элемента характеризуют территориальный (военно-административный) масштаб действия системы предупредительного воздействия на преступность в Вооружённых С шах и других войсках Российской Федерации. При этом масштабы общевойскового (регионального) уровня предупреждения также- различны. Это может быть и масштаб военного округа, флота, группы войск. Он может быть ограничен районами мест постоянной дислокации объединений и соединений, границами военных гарнизонов мест постоянного или временного расположения отдельных воинских частей и подразделений.

Говоря об объектовом делении, то здесь следует в первую очередь учитывать, что они выделяются по признаку вида и рода войск (сил), в котором проходят военную службу военнослужащие, а также здесь следует дифференцировать и различать различные категории составов военнослужащих (военнослужащие по призыву и военнослужащие по контракту; офицерский состав, прапорщики и мичманы, старшины и сержанты, солдаты и матросы).

Индивидуальный уровень предупредительного воздействия на преступность военнослужащих является в данной системе элементом личностного свойства базирующегося на индивидуальной основе. На практике он действует как достаточно сложная и, весьма своеобразная, подсистема, которая порою во многом определяет эффективность и общую результативность профилактического воздействия в предупреждении преступности военнослужащих.

Что лее касается содержания мер предупредительного воздействия на преступность военнослужащих, то мы придерживаемся традиционных подходов в классификации по данному основанию и считаем, что следует выделять такие подсистемы предупредительного воздействия на преступность военнослужащих как экономического, социального, культурного, нравственного, идеологического, организационно-технического, правового, патриотического, управленческого и иного характера (свойства).

И в завершение нашей классификации, по направленности на различные объекты в системе предупредительного воздействия на преступность военнослужащих выделим: «традиционное» предупреждение, направленное на возможных преступников среди военнослужащих и виктимологическое предупреждение, направленное на потенциальных жертв преступлений, совершаемых военнослужащими.

Резюмируя изложенное, следует констатировать следующее:

Система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих относится к системе специального предупреждения преступности и представляет собой сложную многофункциональную и многоуровневую систему предупредительного воздействия на процессы детерминации и причинности воинской преступности, затрагивающую важнейшую сферу общественно-значимой деятельности - военную службу, касающуюся специфической социальной группы - военнослужащих, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

SYSTEM OF PRECAUTIONARY MEASURES OF STRUGGLE WITH CRIMINALITY OF MILITARY MEN (MILITARY CRIMINALITY)

S. A. Sokolov

The basic elements of criminality of military men from the positions of criminological system researches - a modern complex phenomenon of the army reality are considered in the work, the general characteristics of the given negative socio-legal phenomenon is given, the most effective measures (in the author's view) of the prevention and preventive treatment are suggested.

УДК 347.799.62

С. В. Асеев, к. ш. п., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова 5а.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются особенности правового регулирования международных перевозок, определяющие международное транспортное право как систему правовых норм международного публичного права, международных договоров и объектов в области транспортной деятельности, а также норм внутригосударственного права.

В международном разделении труда транспорту принадлежит особая роль как регулятору международной торговли - от функционирования транспорта зависят возможности, эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей .

Внешнеэкономические связи (ВЭС) как совокупность направлений, методов и средств торгово-экономического сотрудничества разных стран включают в себя несколько основных форм - внешнюю торговлю (внешнеторговые операции), международное производственное сотрудничество, экономическое и техническое содействие. Все эти формы ВЭС невозможно осуществить без надежно функционирующих транспортных систем.

1 Экономика и организация внешнеторговых перевозок / Под ред. К.В. Холопова. - М., 2000. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.