Научная статья на тему 'Предупреждение преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект )'

Предупреждение преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3805
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / MILITARY DISCIPLINE / CRIME / INTERPERSONAL AND INTERGROUP RELATIONS / MILITARY UNITS / CRIMINOLOGY / SOCIOLOGICAL METHODS IN CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов

В статье автор исследует проблему предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах. На основе результатов конкретного социологического исследования определяются основные методы и направления решения этой злободневной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discusses crime prevention in the field of interpersonal and intergroup relations in military units. The article defines methods and guidelines for the examination based on the sociological research.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект )»

ведущая к поклонению Красоте, культу Вечной Женственности, идеям появления новых, более гуманных отношений между людьми.

Экзистенциальное время людей, желающих приблизить царство Вечной Женствен-

Литература

1. Андреев Д. Роза Мира. М.: Мир Урании, 2005.

2. Ахматова А. Избранное. М.: Худ. лит-ра, 1977.

3. Белый А. Стихотворения. Р/нД, 1996.

4. Блок А. Стихотворения. СПб.: Северо-Запад, 1994.

5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Правда, 1956.

6. Вересаев В. Сочинения в 2 томах. М.: Правда, 1982.

7. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. М.: АСТ, 2004.

8. Ханбеков. Московский Парнас. Независимый альманах. М.: 2005. № 7 (15).

9. Цветаева М. Лирика. Минск: Харвест, 1999.

10. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Т. 15. М., 2001.

УДК 316.4

предупреждение преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект)

Андрей Валерьевич Козлов, доктор исторических наук, доцент,

kozlov0170@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses crime prevention in the field of interpersonal and intergroup relations in military units. The article defines methods and guidelines for the examination based on the sociological research.

В статье автор исследует проблему предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах. На основе результатов конкретного социологического исследования определяются основные методы и направления решения этой злободневной проблемы.

Key Words: military discipline, crime, interpersonal and intergroup relations, military units, criminology, sociological methods in crime prevention

Ключевые слова: воинская дисциплина, правонарушения в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах, криминологическая характеристика преступности, методы социологических исследований проблемы предупреждения преступности

ности, должно соответствовать восприятию времени творческой личностью, представленному в стихотворении А. Блока «Художник»: Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет [4. С. 169].

Укрепление правопорядка, воинской дисциплины — важнейшая составная часть реформирования Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России. Трудно представить обновленную армию со старым багажом дисциплинарных проблем. Сегодня воинская дисциплина, будучи индикатором состояния войск, сигнализирует о ее социальной «неисправности» как института общества. Подобную «неисправность» невозможно устранить лишь усилиями одних командиров, офицеров-воспитателей, изменения возможно осуществить только в рамках военной реформы совместно с другими государственными институтами и общественными организациями.

Как показывает опыт, из-за ряда объективных и субъективных причин руководство Вооруженных сил, внутренних войск и других воинских формирований долгое время не всегда правильно оценивало собственные социальные проблемы, в том числе в сфере укрепления воинской дисциплины (вспомним, к примеру, как долго отрицалось наличие проблемы дедовщины), а следовательно, не вырабатывались адекватные способы их решения. Эта проблема остается актуальной, что обусловлено, прежде всего, сложностями решения социальных проблем в обществе, недостаточно развитым правовым, социологическим и психологическим обеспечением деятельности военных институтов, а также слабостью гуманитарной, юридической подготовки прежде всего командных кадров. Сохранение подобного положения чревато тем, что проблемы обеспечения правопорядка, в том числе искоренения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах, останутся нерешенными и в дальнейшем. Таким образом, укрепление Российской армии, внутренних войск тесно связано с необходимостью всестороннего изучения этой проблемы, в том числе и такого ее аспекта, как предупреждение преступного насилия в воинском коллективе.

Работа по предупреждению преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах должна носить целенаправленный характер, опираться на теоретические положения общей и военной социологии, педагогики, психологии и криминологии, изложенные в трудах А.И. Алексеева, С.М. Иншакова, В.Н. Кудрявцева, Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунее-

ва, И.М. Мацкевича, Г.М. Миньковского, В.Е. Эминова, В.А. Ядова и др.

Важные положения науки распространяются и на область изучения воинской преступности, которую можно определить как совокупность преступлений (а равно совокупность лиц, совершивших указанные преступления) против установленного порядка несения воинской службы, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время учебных, проверочных сборов, посягающих на право собственности на войсковое имущество, порядок воинской службы, правила взаимоотношений между военнослужащими.

Нас в данном случае интересует последнее положение, ибо оно в полной мере относится к преступности в сфере межличностных и меж-групповых отношений в воинских коллективах. Говоря об общих причинах преступности в обществе, нужно помнить об особенностях, состоянии, тенденциях развития преступности в среде военнослужащих, организации эффективной борьбы с ней. В конечном итоге это обусловлено особым положением военнослужащего в обществе, специфичностью выполняемых им задач, требующих особых личностных качеств, особой профессиональной подготовки. Все это в свою очередь дает возможность говорить об особенностях и криминологических характеристиках преступности в данной социальной группе.

Под криминологической характеристикой понимается описание свойств, закономерностей, факторов и последствий преступности (отдельного ее рода и вида), а также свойств личности преступника (отдельного ее типа). Криминологическая характеристика преступности в сфере межличностных и межгруп-повых отношений в армии будет иметь свою особенность, поскольку направлена, об этом говорилось выше, на особый объект приложения — военнослужащих и воинский коллектив.

Прежде всего, определим, что является правонарушениями в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинском коллективе.

Таковыми принято считать: 1) социальнонегативные криминальные проявления, имеющие широкое распространение в армейской среде; 2) отрицательные традиции армейской действительности, уходящие в историческое прошлое; 3) глумление, издевательства и на-

силие, имеющие цель подчинить одних военнослужащих влиянию других с тем, чтобы совершать в отношении них противоправные действия корыстной направленности.

При этом следует различать понятия «межличностные отношения» и «межгрупповые отношения», которые являются неидентичными, но взаимосвязанными и дополняющими друг друга. Межличностные отношения — это проявления определенных индивидуальных качеств отдельных военнослужащих внутри воинского коллектива. Межгрупповые отношения — это отношения, возникающие между различными группами военнослужащих внутри воинского коллектива. Разграничение этих понятий дает нам возможность рассматривать преступное насилие среди военнослужащих не только как способ регулирования межличностных, но и межгрупповых отношений. Например, отношений между воинами различных призывов, между национальными, этническими и земляческими группами.

Как показывают немногочисленные исследования, результаты которых стали достоянием научной общественности, среди фактов, определяющих неформальный статус военнослужащего в воинском коллективе, срок службы находится на первом месте, физическая сила — на втором, знание воинской специальности — на третьем, служебное положение (рядовой, младший командир) — лишь на седьмом [1. С. 57—60].

На основе вышеперечисленных признаков можно предложить следующее определение преступления в сфере межличностных и межгрупповых отношений. Это устойчивые социально-негативные проявления криминального характера, которые основаны на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими (одной группы над другой), с тем, чтобы подчинить их своему влиянию и совершать в отношении них противоправные насильственные действия корыстной направленности.

Среди причин совершения преступлений в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах сами военнослужащие выделяют следующие: не добровольный, а обязательный характер военной службы; нежелание старослужащих выполнять черновую работу; стремление старослужащих

подчинить себе военнослужащих младших призывов; дефицит продуктов питания, обмундирования, сигарет; господство в коллективе культа силы.

Служба по призыву требует социального управления, основанного на убеждении и принуждении, что при слабой психологопедагогической подготовке младших командиров и неэффективности уставных способов стимулирования приводит к насилию как к альтернативному средству. Насилие компенсирует у военнослужащих по призыву отсутствие мотивации к службе. При этом значительная часть случаев нарушений правил взаимоотношений со стороны старослужащих обусловлена их так называемым «стремлением навести в подразделении уставной порядок». Вышеназванные причины правонарушений в сфере межличностных и межгрупповых отношений следует дополнить еще двумя. Это определенная социальная изоляция военнослужащих в пределах воинской части, которая способствует проявлению и закреплению неформальных норм взаимоотношений в воинском коллективе, среди которых наиболее значимой является круговая порука; отсутствие интенсивной боевой учебы.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что существующие в армейских условиях правонарушения и преступления в сфере межличностных и межгрупповых отношений обусловлены во многом объективными причинами, связанными с общим состоянием общества и его важнейшего института — армии.

С учетом решаемых задач и особенностей объекта наблюдения (поведение отдельных лиц и групп, условия, в которых осуществляется деятельность военнослужащих) основными методами социологических исследований проблемы предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений могут быть следующие: наблюдение; изучение документов; опрос; социометрический опрос.

Особенности оперативного социологического исследования — тесная связь с временным фактором, что позволяет в короткий срок получать необходимые данные; направленность, прежде всего, на решение практических проблем; использование полученной информации для принятия управленческих решений (перемещение военнослужащих ря-

дового и сержантского состава, наказания и поощрения, назначение на вышестоящие должности, комплектование караулов, суточных нарядов, групп, выполняющих задачи в отрыве от подразделений и т.д.). Они могут оказать действенную помощь при получении дополнительных данных об объекте исследования. В полной мере это относится к проблемам, являющимся предметом оперативного социологического исследования преступности в сфере межличностных и меж-групповых отношений в воинских коллективах (снятие социально-демографических, социально-профессиональных, социальнопсихологических характеристик; получение сведений о состоянии правопорядка и воинской дисциплины; данных диагностики межличностных и межгрупповых отношений и неуставного поведения), учитывая при этом, что два раза в год происходят значительные изменения состава частей и подразделений. Отсюда вытекает методическое требование — проводить подобные исследования примерно один раз в 2—3 месяца, а углубленные — примерно два раза в год.

Таким образом, в ходе оперативного социологического исследования решаются следующие задачи: получение в максимально сжатые сроки информации для конкретизации имеющихся знаний об объекте с целью решения определенных практических проблем, формирования рекомендаций и управленческих решений.

Пути предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах

Любой недуг, физический или нравственный, легче предупредить или вылечить на начальном этапе, чем бороться с хроническим заболеванием, давшим множество осложнений. Это в полной мере относится и к теме нашего разговора.

Сложности экономического, политического, социального развития России вылились в захлестнувшие страну преступность, бездуховность, нигилизм. В этих условиях особо ранима молодежь. Болезни, поразившие все наше общество, в условиях ратной службы выразились в неисполнении приказов, сопротивлении начальникам или принуждении их к нарушению обязанностей военной службы,

насильственных действиях в отношении начальников, нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, оскорблении военнослужащих.

В чем причины живучести подобных негативных фактов? Что думают по этому поводу сами военнослужащие? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к ним непосредственно, проведя опрос среди командиров подразделений и частей [2]. Наш вопрос был таким: «Не секрет, что проблема укрепления воинской дисциплины во всех ее аспектах волнует командиров всех рангов. В чем, на ваш взгляд, причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере?»

Ответы распределились следующим образом: 79,6% опрошенных основную причину видят в плохом материально-техническом и финансовом обеспечении; 19,2% — в несовершенстве организации работы по поддержанию правопорядка и высокой воинской дисциплины; 3,8% опрошенных объясняют низкую воинскую дисциплину недостатками в организации службы войск; 11,5% — несоответствием форм и методов воспитательной работы реалиям сегодняшнего дня; 65,4% — необоснованным отрывом личного состава от выполнения задач боевой учебы; 46,1% респондентов ответили, что укреплению воинской дисциплины мешает плохой отбор призывников для военной службы; 26,9% — что сказывается влияние прежней гражданской жизни [2. С. 34].

Вышеприведенные данные еще раз говорят об основных причинах одной из главных болезней современной армии — низкой воинской дисциплине и ухудшении правопорядка.

Можно ли избежать всего этого? На данном этапе реформирования страны и армии ответ может быть только одним — нет. Ибо не удалось ликвидировать объективные причины социальной, экономической болезни общества. Но свести до минимума можно, если постоянно усилиями командиров, офицеров-воспитателей, военных психологов, юристов утверждать в казарме нормальные человеческие отношения и постоянно эффективно проводить профилактическую работу по предупреждению преступности. Вспомним народную мудрость о том, что преступниками не рождаются, ими становятся.

Развивая далее тему, определимся с понятием «профилактика преступности». Профилактика (от греч. «предохранительный») преступности — это предупреждение преступности, совокупность мер, направленных на выявление, ограничение или нейтрализацию факторов преступности, общественной опасности личности преступника, а также на устранение факторов возникновения и распространения отдельных видов и форм преступности.

Однако профилактическая работа может быть эффективной только в том случае, если правильно разработаны направления, определены принципы и субъекты профилактики преступности (в нашем случае в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах).

Субъектами профилактики правонарушений являются органы военного управления (командиры, штабы), военные прокуратуры, военные суды, юридические службы, воспитательные структуры (офицеры-воспитатели, офицеры-психологи), военные учреждения здравоохранения, военные и гражданские средства массовой информации. Независимо от места в военной структуре и выполняемых задач все они обязаны вести профилактическую работу среди личного состава частей и подразделений. Профилактика правонарушений должна опираться на общие научные принципы: законность; гуманность; уважение прав и свобод личности военнослужащего; индивидуализация и дифференциация мер профилактического воздействия.

Всякое научное познание, опирающееся на научные принципы, начинается с диагностики и классификации изучаемых явлений и их признаков, ведет к теоретическому анализу установленных фактов, их связей, взаимосвязей и в конечном счете приводит к выявлению и формированию закономерностей. Установленные закономерности становятся основой предсказания будущего состояния процессов, явлений и путей практической деятельности людей для решения поставленных задач. Из этого следует, что предупреждение преступности в сфере межличностных и межгруппо-вых отношений требует определения путей решения этой задачи.

Они могут быть таковыми: социальнокриминологический прогноз; разработка общих мер предупреждения преступности; раз-

работка специальных мер предупреждения преступности.

Рассмотрим каждый из вышеназванных путей.

Социально-криминологический прогноз преступности в сфере межличностных и меж-групповых отношений — это научно обоснованное вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, факторов, последствий и мер борьбы с преступностью.

Прогнозирование в криминологии относится к классу наиболее сложных задач и требует применения специальных методов, таких, как экстраполяция, моделирование, экспертные оценки, прогнозирование индивидуального преступного поведения. В силу отмеченных выше сложностей в применении специальных методов в условиях армейской жизни (отсутствие подготовленных специалистов) остановимся только на прогнозировании индивидуального преступного поведения как наиболее доступного для практического применения.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения — это определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным индивидом.

Оно подразделяется на прогноз постпре-ступного поведения лиц, совершивших преступление, и прогноз первичного преступного поведения.

В значительной степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку основывается на мнении одного лица (или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности с индивидом), в отношении которого он строится. Например, командир может дать прогноз первичного преступного поведения подчиненных. Вместе с тем индивидуальный (интуитивный) прогноз не следует отрицать. Прогноз правонарушений в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах определяется специфичностью контингента правонарушителей (военнослужащие); специфичностью объекта прогноза (устойчивые и масштабные социально-негативные криминальные проявления, что в свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения — от преступления до правонарушения). Таким образом, этот про-

гноз имеет социально-криминологический характер.

Проблемы социально-криминологического прогноза исследуемых правонарушений заключаются в проведении комплексных исследований по следующим направлениям: изучение официальной статистики военной прокуратуры; изучение дисциплинарной практики; изучение уровня латентности; учет внешних факторов, например, общий рост насильственной подростковой преступности; изучение и прогнозирование эффективности деятельности органов военной юстиции.

Социально-криминологический прогноз должен отвечать следующим требованиям: комплексность; достаточность информационного обеспечения (уголовная статистика за несколько последних лет, статистика специальной, профилактической и иной правоохранительной деятельности, демографическая статистика, статистика образования и воспитания); сосредоточение внимания на «переломах» в тенденциях за прошлый период, их объяснении и оценке их продолжения в прогнозируемый период; учет фактов, стимулирующих преступность, и антикриминогенных факторов; учет высокой инерционности преступности; усиление внимания к личным характеристикам преступников; своевременное выявление и оценка интенсивности развития и возможной распространенности новых тенденций преступности.

Как было сказано выше, в условиях Вооруженных сил большую актуальность приобретает прогнозирование возможного противоправного поведения лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности. Здесь необходимо учитывать: потребности, привычки, интересы военнослужащего; отношение военнослужащего к учебе, труду, к другим людям; поведение военнослужащего в быту; черты характера военнослужащего; возраст, образование, гражданскую профессию; условия воспитания; условия учебы; поведение в армии; условия службы и воспитания в воинской части; конкретную криминогенную ситуацию.

Проведенные социологические исследования подтверждают важность организации прогностической работы в части, подразделении и знания командирами, офицерами-воспитателями, военными юристами методов такой работы.

При этом прогностические выводы в отношении конкретного военнослужащего оправдываются: у командиров в 82,1% случаев, у военных юристов в 30,2% случаев, что объясняется близостью командира к конкретному солдату [2. С. 39].

Общие меры предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в армии

К таким мерам относится создание в обществе благоприятных экономических, политических и социальных условий для всестороннего развития человека. Больное общество порождает людей, больных, прежде всего, в морально-нравственном отношении, что нередко становится отправной точкой на пути к преступлению. Это в большей мере относится к молодежи, которая приходит служить в армию. В силу своего возраста она имеет целый ряд особенностей, связанных с отсутствием жизненного опыта, высокой эмоциональностью. Молодой человек в этот период формируется как гражданин. Объективные и субъективные обстоятельства роста в полной мере определяют его социальное и правовое лицо. Положительных результатов можно достичь только путем создания благоприятных, цивилизованных условий прохождения военной службы, воспитания у молодежи самодисциплины, повышения эффективности воспитательной работы таких общественных институтов как семья, школа, учебные заведения, правоохранительная система.

К сожалению, нынешний этап развития нашей страны отмечен целым рядом негативных моментов. Так, четко прослеживается взаимосвязь между ростом подростковой преступности и ростом количества преступлений, совершенных военнослужащими. Многие военнослужащие еще до призыва в армию сталкивались с проявлениями насилия на улице или находились в зоне криминогенного влияния внутри семьи либо ближайшего окружения, или сами совершали правонарушения. По предварительным данным МВД России, предстоящие призывы готовят всплеск преступности, связанный с растущей наркоманией, грубым пренебрежением нормами законов со стороны подростков.

Ситуация, связанная с общим ростом наркоманов, попавших в армейскую среду, особо остро будет ощущаться в южных регионах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные и межгрупповые взаимоотношения зависят от общего состояния дел в обществе и его важнейших социальных институтах.

Специальные меры предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в армии

Причины преступности в области межличностных и межгрупповых отношений лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия Вооруженных сил и внутренних войск (общие меры предупреждения преступности в обществе рассматривались выше). Во-вторых, кроются в самих воинских коллективах (специальные меры предупреждения преступности). При этом причины находятся между собой в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности.

В контексте рассматриваемой в данной статье проблемы под специальными мерами предупреждения преступности понимаются: •качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих. Социальная защищенность военнослужащего — это гарантия его важнейших прав, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, соответствия его положения той роли, которую он действительно играет в жизни общества. Для этого необходимо наладить солдатский быт (улучшить питание, обустроить жилые помещения); позаботиться об офицерском быте (улучшить жилищные условия, медицинское обслуживание, нормировать рабочий день, обеспечить регулярность выплаты денежного довольствия); предоставить возможность военнослужащим, проходящим службу по призыву, откладывать свои денежные сбережения или отправлять их домой. Надежно защищать будущее увольняющегося военнослужащего (возможность получения заочного высшего и специального образования, обеспечить преимущество при трудоустройстве и льготы при поступлении в учебные заведения);

•реальное введение альтернативной службы позволило бы очистить ряды Вооруженных

сил РФ от балласта, создать более здоровую обстановку в воинских коллективах;

•профессионализация армии. На данном этапе развития Вооруженных сил и внутренних войск под профессионализацией принято понимать укомплектование большей части корпуса младших командиров и специалистов наиболее технически оснащенных подразделений военнослужащими, проходящими службу по контракту, а в дальнейшем и полного перехода всего личного состава на контрактную основу. Все это позволит в военно-социальном управлении перейти от принуждения к мотивации;

• реальное улучшение качества подготовки призывников. Прежде всего, призывник должен сознательно встать в военный строй, что несомненно позволит избежать многих проблем. Следует отказаться от призыва молодых людей, имевших приводы в милицию, находившихся в зоне криминогенного влияния в ближайшем окружении, не годных к службе по состоянию здоровья. Уделить больше внимания допризывной подготовке, восстановлению в обществе уважительного отношения к воинской службе и к человеку в погонах;

•улучшение качества индивидуальной работы командиров, офицеров-воспитателей с подчиненными-военнослужащими. Следует обратить внимане на следующие моменты:

а) практика изучения молодого пополнения показывает, что документы, прибывшие вместе с призывником в воинскую часть, не позволяют в полной мере охарактеризовать его личность. Хорошим подспорьем стала бы возможность ознакомления командиров, офицеров-воспитателей с личным делом призывника;

б) многие проблемы позволило бы решить привлечение к индивидуальной работе со всем личным составом специалистов — профессиональных психологов и медицинских работников. Это помогло бы наладить учет психиатрических и психологических личностных особенностей каждого военнослужащего и поднять эффективность воспитательной работы с ними;

в) практика воспитательной работы показывает необходимость более широкого применения предусмотренных уставом поощрений и неформальных поощрительных традиций, таких как вручение крапового берета, чествование лучших по специальности, ритуалы вручения боевого оружия и т.д.;

г) искоренение пьянства и употребления наркотиков (более 30% преступлений в сфере межличностных и межгрупповых отношений совершается в нетрезвом состоянии).

Все рассмотренные пути предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в армии являются равнозначно важными для профилактики данного вида преступлений. Они взаимосвя-

заны, взаимодополняют друг друга и будут эффективными только при переводе в плоскость решения практических задач, то есть их понимание должно быть присуще командирам, офицерам-воспитателям, военным юристам, а умение претворять в жизнь — задачей каждого дня.

Литература

1. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 2003.

2. КлепиковД.В. «Дедовщина»: проблема и пути ее решения // Военная мысль. 1999. № 1. С. 57—60.

3. КозловА.В. Повышение эффективности предупреждения преступности в сфере межличностных и межгрупповых отношений в воинских коллективах (социологический аспект). — Тирасполь: ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2006.

4. Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А.И. Алексеева М.: МВШМ МВД, 1989.

5. Криминология: Учебник./ Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Политиздат, 2009 .

6. Лунеев В.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с правонарушениями в войсках. М.: Воениздат, 1979.

7. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М.: Юрист, 1994.

8. Миньковский Г.М. Прогноз криминологической ситуации и его значение для предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М.: Юрид. лит., 1988. С. 137—138.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет», 1998.

УДК 316.356.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I социокультурные проблемы I предупреждения насилия в семье

Андрей Олегович Мильшин, преподаватель, andrey-milshin@yandex.ru,

НОУ СПО «Социально-правовой колледж», г. Брянск

Family is a significant small group within a society. Domestic violence is one of the most hidden forms of crime. Crisis centers help victims of domestic violence. There are about 30 crisis centers established at the initiative of women in Russia.

Одной из наиболее значимых для общества малых групп остается семья. Семейное насилие было и остается одной из наиболее скрытых и скрываемых форм преступления. В помощь жертвам семейного насилия организуются кризисные центры помощи жертвам. В России существует около 30 кризисных центров, созданных по инициативе женщин.

Key Words: violence, social and cultural problems, aggression Ключевые слова: насилие, социокультурные проблемы, агрессия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.