Научная статья на тему 'Единый учёт и общая информационная база органов военной юстиции необходимое условие эффективного противодействия латентной преступности военнослужащих'

Единый учёт и общая информационная база органов военной юстиции необходимое условие эффективного противодействия латентной преступности военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ УЧЁТ / ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / ВОЕННАЯ ЮСТИЦИЯ / ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / THE UNITED CALCULATION / COMMON A BASIS OF INFORMATION / THE MILITARY JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оноколов Ю. П.

В статье автор предложил меры, направленные на создание единой статистики и общей информационной базы о воинской преступности. Автор приходит к выводу, что единый учёт и общая информационная базы органов военной юстиции необходимое условие эффективного противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The united calculation and common a basis of information the military justice necessary condition of the counteraction hidden for striking criminality servicemen

In article the author offered a complex of measures that creation united statistics and common a basis of information about military criminality. The author comes to the conclusion that the united calculation and common a basis of information the military justice necessary condition of the counteraction hidden for striking criminality servicemen.

Текст научной работы на тему «Единый учёт и общая информационная база органов военной юстиции необходимое условие эффективного противодействия латентной преступности военнослужащих»

ЕДИНЫЙ УЧЁТ И ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Оноколов Ю.П., к.ю.н.,доцент.

Место работы: Новороссийский филиал Московского Гуманитарно-экономического института.

Контакты автора: e-mail: onokolov2006@mail.ru

Аннотация. В статье автор предложил меры, направленные на создание единой статистики и общей информационной базы о воинской преступности. Автор приходит к выводу, что единый учёт и общая информационная базы органов военной юстиции -необходимое условие эффективного противодействия

Ключевые слова: единый учёт, общая информационная база, военная юстиция, латентная преступность.

THE UNITED CALCULATION AND COMMON A BASIS OF INFORMATION THE MILITARY JUSTICE - NECESSARY CONDITION OF THE COUNTERACTION HIDDEN FOR STRIKING CRIMINALITY SERVICEMEN

Onokolov Yury Pavlovich candidate of Law, senior lecturer for department Novorossiysk.

Place of employment: Moscow humanitarian-economic institute.

Contacts of the author: e-mail: onokolov2006@mail.ru

Annotation. In article the author offered a complex of measures that creation united statistics and common a basis of information about military criminality. The author comes to the conclusion that the united calculation and common a basis of information the military justice - necessary condition of the counteraction hidden for striking criminality servicemen.

Keywords: the united calculation, common a basis of information, the military justice.

Р.М. Акутаев считает, что «в последнее время все более очевиден разрыв между потребностями науки и практики в полной и достоверной уголовностатистической информации и её реальной обеспеченностью, что, в частности, и определяет теоретическое и практическое значение исследований ....

латентной преступности»1.

1 См.: Акутаев Р.М. Криминологический анализ латентной преступности. Дис. д-ра юрид. наук.- Санкт-Петербург.- Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. - С. 73.

Как отмечает С.М. Иншаков, по мнению некоторых участников чеченских событий, в ходе этих событий латентность преступлений была очень велика и регистрировалось примерно 1 из 15 преступлений. Латентная преступность является мощнейшим криминогенным фактором, так как за ней стоит безнаказанность и вседозволенность, поэтому рост латентной преступности неминуемо влечёт за собой интенсивный рост всего криминального феномена и скрыть это уже не уда-ётся.2

В информационно-аналитическом докладе «Состояние законности и правопорядка и работа органов прокуратуры. 2008 год» отмечено, что в 2008 году органами военной прокуратуры выявлено 7408 нарушений закона в сфере коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц, а учтено 2323 преступления коррупционной направленности. Всего офицерами совершено 4773 преступления, а офицерами Вооружённых Сил РФ - 4159.3 За все преступления, то есть не только коррупционной направленности, по данным Военной коллегии Верховного Суда РФ, в 2008 году осуждено 1974 офицера.4 Такие противоречивые статистические данные свидетельствуют не только о различных подходах к статистике различных ведомств, но и о неполноте и противоречивости стат-данных различных ведомств, объективно свидетельствующих о значительной латентной преступности.

Опросы, произведённые И.М. Мацкевичем, выявили, что 38% военнослужащих, проходящих службу по призыву, заявили, что командир части скрывает от регистрации преступления; 56% студентов, проходивших военную службу, уверены, что не все преступления регистрируются; 34% офицеров, опрашивавшихся в части, также указали, что не все преступления регист-рируются.5

Изложенные выше обстоятельства указывают на необходимость объективного, достоверного и полного учёта всей информации о совершаемых военнослужащими преступлений, что поможет противодействовать преступности в армии, а особенно - её латентной составляющей.

Некоторые исследователи находят, что информационное обеспечение - это особый вид деятельности, обусловленный спецификой самого продукта обеспечения - информацией, ее ролью и значением в рационализации, эффективности и совершенствовании всей деятельности по обеспечению органов военной юстиции. Без наличия своевременной и достоверной информации практически невозможно эффективное функционирование органов военной юстиции. Информация является тем компонентом, который присущ любому из видов деятельности органов военной юстиции, которым следует принять комплексные меры, направленные на создание информационно-правовых ресурсов в специфической военно-юридической и военно-криминологической сфере деятельности. Форми-

2 См.: Иншаков С.М. Преступность в армии: иллюзии и реальность // Преступность и законодательство.- М.: Криминологическая ассоциация.- 1996.- С. 331 - 354.

3 См.: Дамаскин О.В., Рыбчинский А.И. Законность в Вооружённых Силах Российской Федерации: состояние и проблемы // Право в Вооружённых Силах. 2009. № 5. С. 7 - 12.

4 См.: Интервью с заместителем председателя Верховного Суда РФ - председателем Военной коллегии Хомчиком В.В. // Право в Вооружённых Силах. 2009. № 7. С. 2-6.

5 См.: Мацкевич И.М. Преступность в армейской среде. М.,-

2000. С. 3.

http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/02/08/0000302229/00 8.MATSKIEVITCH.pdf.

рование соответствующих информационных ресурсов в различных сферах, в том числе в военноюридической области, является государственной задачей, во многом определяющей эффективность деятельности всей системы юридических органов.6

Представляется, что деятельность органов военной юстиции не должна оставаться в стороне от передовых информационно-правовых технологий и современных исследований, а также опаздывать с их внедрением в правоприменительную деятельность с целью повышения ее эффективности, на основе современных международных стандартов и рекомен-даций.7 Деятельность военных прокуратур, военных судов и юридической службы по регистрации, учёту и предупреждению преступлений в войсках и воинских формированиях страны, координация их функций должны быть основаны на соответствующей нормативной базе, предусматривающей как вопросы взаимодействия, так и вопросы четкого разграничения полномочий, в целях поддержания на высоком уровне военной безопасности и обороноспособности государства. 8

Учёные-криминологи считают, что современная отечественная уголовная статистика отличается значительными искажениями, неадекватно отражая те криминальные процессы, которые происходят в обществе 9, что, по нашему мнению, не может не способствовать наличию большого количества латентных преступлений. Согласно исследованиям ВНИИ МВД РФ зарегистрированная преступность в среднем составляет около трети от ее общего числа; по некоторым группам преступлений (должностных и экономических) регистрация в десятки раз меньше, чем их реальное количество10. Многие преступления, совершённые военнослужащим и известные командованию, остаются неучтёнными, латентными и не учитываются ни в каких информационных базах.11 Как отметил Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин в своём специальном докладе «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву», живучести преступлений военнослужащих, сопряжённых с применением насилия, способствует практика сокры-

6 См.: Дроздов В.Ю. Информационное обеспечение деятельности органов военной юстиции по предупреждению преступлений военнослужащих. Дис. канд. юрид наук.- М.: Военный университет, 2001.- С. 58.

7 См.: Об участии в международном информационном обмене. Федеральный закон РФ № 85-ФЗ от 4 июля 1997 г. // Российская газета. - 1996. - 11 июля; Рекомендации Комитета Министров Совета Европы об общих принципах отбора, обработки, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах. // Рекомендация К (95) 11 от 11 сентября

1995 г.

8 См.: Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента Российской Федерации № 567 от 18 апреля 1996 г.// Российская газета. - 1996.- 5 мая; Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, утв. Генпрокурором РФ 10 сентября

1996 г.; Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России; Дис. д-ра юрид. наук. - М.: НИИ ВИП, 1997.

9 См.: Гаврилов Б.Я. Латентная преступность и обеспечение конституционного права граждан на доступ к правосудию.: М., -2004. - С. 17.

10 См.: Общественная жизнь юристов. “Преступность и закон.” // Юрист. - 1996.- № 2.- С.64.

11 См.: Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих: крими-

нологические и социально-правовые проблемы. Дис. д-ра юрид

наук. - М.: МГЮА, 2000; Иншаков С.М. Преступность в армии: иллюзии и реальность // Преступность и законодательство - М.: Криминологическая ассоциация. 1996.- С. 331 - 354.

тия правонарушений командирами и статистика учтённых правонарушений отражает действительность далеко не полностью.12

По нашему мнению, для значительного уменьшения латентной преступности в стране необходим общий, унифицированный учёт преступлений и правонарушений всеми правоохранительными органами и судами по всей стране. Что касается военной составляющей России, то на начальном этапе целесообразно, в целях существенного уменьшения латентной преступности в армии и на флоте, унифицировать учёт преступлений, административных правонарушений и грубых дисциплинарных проступков и объединить информационные базы органов военной юстиции. Это позволило бы не только избежать расхождений в статистических данных о преступлениях, но и более эффективно выявлять латентные преступления и привлекать к уголовной ответственности военнослужащих, их совершивших.

Однако пока информационно-правовое обеспечение деятельности органов военной юстиции не носит всеобщего, обязательного и нормативно определенного характера. Там, где оно осуществляется, эта деятельность носит бессистемный и нередко инициативный характер. При этом почему-то никого особо не интересует, почему расходятся статистические данные по количеству преступлений, совершённых военнослужащими, содержащиеся в базах данных командования, органов военной прокуратуры и военных судов.

В военных судах и в органах военной прокуратуры требования к электронной статотчётности неоднократно менялись, доступа к информационным базам друг друга они не имеют, как не имеет доступа одна военная прокуратура к базе другой и один военный суд к информационной базе другого военного суда. В течение нескольких лет военные суды и некоторые военные прокуратуры имеют свои сайты в Интеренете, однако они очень малосодержательны, поверхностны, не содержат даже общих статистических данных о преступлениях и правонарушениях, как и всех процессуальных решений, вынесенных военными судами. Штатных должностей для электронного учёта преступлений, уголовных дел и надлежащего заполнения информационной базы данных в органах военной юстиции не имеется. Между тем разработка и унификация компьютерных программ и баз данных по учёту преступлений, административных правонарушений и грубых дисциплинарных проступков для всех органов военной юстиции, повысит эффективность предупредительной деятельности, облегчит и ускорит процесс подготовки аналитических документов, представлений и частных постановлений, значительно повысит качество этих документов, позволит более тщательно и глубоко анализировать и определять факторы, обусловливающие наличие латентных преступлений в армии и на флоте, в целях принятия мер по их минимизации.

История убедительно свидетельствует, что попытки победить преступность без достаточной, разнообразной, в том числе информационно-аналитической подготовки, необходимых материальных средств, основываясь лишь на энтузиазме и лозунгах, обречены на неудачу. При этом на перспективность информационно-

12 См.: Червяк И. В армию - с 20 лет и за зарплату // Российская газета. - 2005.- 29 июля.

правовых технологий учеными-криминологами обращалось внимание много лет назад.13

Объединённую информационную базу следует организовать на основе современных информационных технологий, в ней должна быть полно отражена вся необходимая информация, в том числе военноадминистративная, криминологическая, виктимологи-ческая, девиантологическая, уголовно-правовая и иная информация о преступлениях, административных правонарушениях, грубых дисциплинарных проступках и других социальных отклонениях военнослужащих.

Указанная база должна охватывать такие органы военной юстиции, как военная прокуратура и её военноследственные органы, военный суд, а также само военное командование, которое, осуществляя дознание, выполняет правоохранительные функции.

Их совместная деятельность по существу является мини-системным воздействием на преступность, в том числе и на латентную преступность военнослужащих.

По мнению автора, независимость военных судов не должна препятствовать их непосредственному участию в создании единой информационной базы, тем более, что без их данных часто невозможно выявить искусственно-латентные преступления, совершаемые военнослужащими.

Как считает автор, в расширенный круг органов военной юстиции можно отнести и органы ФСБ в войсках и, в случае создания, органы военной полиции. Они также должны, в доступной мере, пополнять общую информационную базу. Это будет способствовать выявлению как естественно-латентной, так и искусственно-латентной преступности в армии.

Решая проблему создания единой информационной базы, необходимо, путём издания соответствующих нормативных актов, разрешить противоречия между обеспечением свободного доступа к информационной базе и ограничением доступа к ней в интересах национальной безопасности. При этом общую информационную базу необходимо создавать с учётом требований субъектов информационной безопасности, таких как: соответствующие структуры в ФСБ, ФАПСИ, МО, МВД, ФПС, СВР, органы по охране авторских прав и т.д. По нашему мнению нормативные акты, предусматривающие общий учёт преступлений и единую информационную базу, должны быть обличены в правовую форму и детально регламентированы на уровне федерального законодательства. Нужно также осуществить правовое регулирование таких вопросов, как использование органами военной юстиции активных и пассивных технических средств обеспечения информационной безопасности, с помощью которых осуществляются меры по защите систем управления, связи, компьютерных сетей от несанкционированного проникновения, по недопущению подслушивания, по мас-

13 См.: Иншаков С.М. Преступность и меры социального реагирования. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. - С.4; он же: Зарубежная криминология. - М.: Инфра-М-Норма,1997.- С.235 ; Ли Д.А. Преступность как социальное явление. - М.:ИИА “Русский мир”, 1997.- С.6 - и др.; Лунеев В.В. Криминология (причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР). -М.: ВКИ, 1986.- С.32-; он же: Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Изд-во НОРМА, 1997.- С. У-УІІ и др.; Решетников Ф.М. Беккариа (из истории политической и правовой мысли).- М.: Юрид. лит., 1987. - С.5- и др.; Социальные отклонения. Введение в общую теорию.- М.: Юрид. лит., 1984.С.23-; Харабет К.В. Причины и предупреждение наркотизма в Вооруженных Силах Российской Федерации (криминологическое исследование). Дис. канд. юрид. наук.- М.: Воен. ун-т, 1996.

кировке, предотвращению хищений информации. Это следует сделать с учётом последних достижений науки, в том числе криптологии.

Для эффективной деятельности органов военной юстиции и противодействия латентной преступности необходимо постоянное получение достоверной и полной информации не только о совершённых преступлениях и правонарушениях, но и о военнослужащих, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, совершавших административные правонарушения и грубые дисциплинарные проступки, имеющих девиантные отклонения, поскольку наличествует возможность совершения ими преступлений в будущем. Необходима и полная информация о потерпевших и военнослужащих, обладающих виктимностью.

Между тем анализ практики деятельности органов военной юстиции показывает, что в настоящее время ими используются возможности современных информационных технологий не более, чем на 10%. Фактически поддержка органов военной юстиции информационными технологиями осуществляется посредством повышения информированности сотрудников. Технологии играют пока вспомогательную роль, поскольку, как правило, поддерживают рутинные операции по формированию процессуальных документов и справок установленного образца. Они крайне недостаточно обеспечивают аналитическую составляющую информационного обеспечения деятельности органов военной юстиции. А потребности в многообразном анализе органов военной юстиции значительны. Эти потребности можно свести к совокупности следующих важных практических подзадач: анализ преступности, ее причин и разработка рекомендаций по принятию региональных мер воздействия на преступность; выявление причин и условий преступлений и вынесение частных определений (представлений) о необходимости их устранения; обеспечение законности предупредительной деятельности процессуального и непроцессуального характера.14

Военная прокуратура, включая её военно-

следственные органы, обладает значительными возможностями в противодействии преступности. Поле ее деятельности охватывает практически все области армейской жизни; при этом на нее возлагается координирующая функция.15 Выполнять возложенные обязанности по установлению и привлечению к уголовной ответственности всех виновных, производить качественный анализ объективной информации, полученной в ходе надзорной и следственной работы и эффективно выявлять латентные преступления органы военной прокуратуры не смогут без полной и всесторонней информационной базы, а также точных и объективных статистических данных всех органов военной юстиции.

Что касается военных судов, то они, установив в судебном заседании данные о совершении преступления (которое по существу является латентным), выносят частные постановления, в которых сообщают об этом военному прокурору либо начальнику следственного отдела военной прокуратуры - для установления виновных и привлечения их к уголовной ответственности.

14 См.: Дроздов В. Ю. Указ. соч.- С. 65-66.

15 См.: Положение о координации деятельности по борьбе с

преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации. Утверждено Генеральным прокурором

10 сентября 1996 г. на основе ст. 8 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Военное командование, чтобы успешно противодействовать совершению преступлений подчинённых, в том числе и латентных преступлений, также должно (тем более, что командиры частей, согласно ст. 40 УПК РФ, являются органом дознания) владеть объективной информацией о преступности: ее состоянии, структуре, динамике, причинах и эффективности практикуемых мер борьбы с нею. Причём командиры должны владеть полной информацией о преступлениях, совершённых подчинёнными во всех регионах РФ. (Такой информацией должны обладать и органы военного суда и военной прокуратуры, которые систематически производят анализ преступлений, совершённых военнослужащими конкретных воинских соединений, объединений). Выявив совершённое военнослужащим преступление, командир части, в пределах своей компетенции, обязан возбудить уголовное дело либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Всё это должно отражаться в общей информационной базе, что будет также способствовать уменьшению латентной преступности.

Для коррекции недостоверной информации, содержащейся в документах официальной отчетности, и восполнения их неполноты целесообразно выделить конкретное, независимое от органов военного управления и командования, подразделение в Министерстве юстиции России, на которое, а также на группы в управлениях Минюста в субъектах РФ, могли бы быть возложены задачи доведения базовой информации до удовлетворительного уровня досто-

верности и полноты, направления объединённой информации Верховному Главнокомандующему РФ -Президенту РФ, соответствующим военным ведомствам РФ, а также обеспечения доступа к объединённой информации соответствующих государственных органов и должностных лиц, в том числе органов военной юстиции.

Как считает автор, объединённая информационная база органов военной юстиции должна создаваться с учётом следующих требований:

- она должна быть открытой для правоохранительных органов и судов (также для соответствующих государственных органов и должностных лиц), но не исключать ограниченного доступа к определённой информации;

- информационное наполнение должно быть качественным, достоверным, полным, оперативным;

- используемые компьютерные технологии и программы должны быть просты, понятны и не вызывать сложностей в применении;

- в каждом органе военной юстиции должен быть специалист, имеющий, помимо необходимого технического, высшее юридическое образование. Он мог бы заниматься пополнением объединённой информационной базы и оказывать содействие практическим работникам в её использовании.

Учитывая приведённые обстоятельства, следует прийти к следующим выводам. Единый учёт и общая информационная базы органов военной юстиции являются необходимым условием эффективного противодействия латентной преступности военнослужащих. Для уменьшения латентной преступности в армии необходимо на начальном этапе объединить учёт и информационные базы органов военной юстиции, которые должны носить всеобщий, обязательный и нормативно урегулированный характер. Они создадут условия для значительного уменьшения не только уч-

тённой (официальной), но и латентной преступности военнослужащих.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья является достаточно актуальной, содержит анализ взглядов учёных на проблемы учтённой и латентной преступности, на проблемы информации и информатизации органов военной юстиции.

Представляется, что автор приходит к правильному выводу о том, что для значительного уменьшения латентной преступности в стране необходим общий, унифицированный учёт преступлений и правонарушений всеми правоохранительными органами и судами по всей стране. Что касается военной составляющей России, то автор считает, что на начальном этапе целесообразно, в целях существенного уменьшения латентной преступности в армии и на флоте, унифицировать учёт преступлений, административных правонарушений и грубых дисциплинарных проступков и объединить информационные базы органов военной юстиции. Это, по мнению автора, позволило бы не только избежать расхождений в статистических данных о преступлениях, но и более эффективно выявлять латентные преступления и привлекать к уголовной ответственности военнослужащих, их совершивших.

Данные выводы автора можно признать значимыми, они обладают признаком новизны. Изложенную в статье научную аргументацию следует признать достаточной.

Статья оформлена надлежащим образом и может быть опубликована в журнале, входящем в перечень Минобнауки России.

ВЫВОД: представленная на рецензирование статья кандидата юридических наук Оноколова Ю.П. «Единый учёт и общая информационная база органов военной юстиции - необходимое условие эффективного противодействия латентной преступности военнослужащих» соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована в одном из изданий, рекомендованных для опубликования ВАК.

д.ю.н.

Шахкелдов Ф.Х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.