Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ВОЕННОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / CRIME AGAINST MILITARY SERVICE / ПРЕСТУПНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОИНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / MILITARY CRIME / MILITARY CRIMINAL RULEMAKING / MILITARY CRIMINAL LAWMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С.А.

Работа посвящена современному состоянию военно-уголовного законотворчества, его особенностям, проблемам и тенденциям в развитии уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы.The work is dedicated to the current state of military criminal lawmaking, its features, issues and trends in development of criminal law regarding the responsibility of the military men for crimes against military service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 343.2+343.3/7(076.8)

С.А. Соколов, к.ю.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: военное уголовное правотворчество, военное уголовное законотворчество, преступления против военной службы, воинская преступность, преступность военнослужащих.

Работа посвящена современному состоянию военно-уголовного законотворчества, его особенностям, проблемам и тенденциям в развитии уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы.

Необходимо в законодательных актах (политических, экономических, гражданских, административных и уголовных), начиная с самых важных для общества установлений и кончая малейшими деталями, направлять развитие социального организма с таким расчетом, чтобы деятельность людей не находилась постоянно под бесполезной угрозой репрессии, направлялась постоянно косвенным образом на непреступный путь, чтобы способности и потребности людей получали свободное удовлетворение, естественные наклонности должны сдерживаться по возможности меньше, соблазн совершать преступления должен быть доведен до минимума [1].

Э. Ферри (1856-1929) - выдающийся итальянский криминолог.

На современном этапе развития российского общества все более актуальными становятся проблемы усиления роли права как главного инструмента государственных преобразований, преодоления «массового правового нигилизма» [2], повышения в целом качества правового воздействия на социальные отношения [3].

Важное места в решении этих вопросов отводится процессу научного обеспечения борьбы с преступностью [4], которое на основе глубокого изучения социальных и правовых закономерностей, призвано способствовать созданию действенной системы уголовно-правовых норм в процессе законотворчества.

Отметим, что проблема военно-уголовного законотворчества в отечественной науке уголовного права затрагивалась ещё в дореволюционный период (Друцкой С.А., Кузьмин-Караваев В.Д, Соболевский В.А., Таганцев Н.С., Фалеев Н.И. и др.), но глубокому специальному исследованию не подвергалась.

Цельная теория военно-уголовного законотворчества была построена лишь в некоторых работах А.Г. Горного, а затем продолжена и развита в трудах признанных ученых ещё советского времени (Х.М. Ахметшин, Ф.С. Бражник, В.В. Лунеев, А.А. Тер-Акопов, А.А. Толкаченко, Н.А. Шулепов и др.). Сегодня появились отдельные научные публикации учёных «новой волны» (Н.И. Архипцев, О.К. Зателепин, В.П. Кашепов, И.М. Мацкевич, С.Н. Шарапов и др.). Наиболее значимым на сегодняшний

день мы считаем фундаментальный труд патриарха военно-уголовного права и военной криминологии В.В. Лунеева «Истоки и пороки российского уголовного законодательства, вышедшего в московском издательстве «Юрлитформ» в 2014 г.[5].

Однако, на наш взгляд, сегодня ещё не все аспекты проблемы, затронутой нами проблемы, разработаны с исчерпывающей полнотой, не по всем из них достигнуто согласие между исследователями.

Огромная практическая важность и теоретическая сложность проблемы военно-уголовного законотворчества побудили нас обратиться к научному и практическому исследованию многочисленных аспектов данной проблемы.

Именно поэтому нам представляется, что на современном уровне развития науки военно-уголовного права потребностями практики диктуется всё более углубленное изучение прикладных аспектов военно-уголовного законотворчества, в т.ч. исследование проблем правоподготовительной и правоустановительной стадий военно-уголовного законотворчества и правоприменительной деятельности, в т.ч. правообес-печительной функции государства в сфере военно-уголовного регулирования.

Вероятнее и правильнее всего исходить из того, что исследование проблем военно-уголовного правотворчества и законотворчества может быть представлено с позиций классической отечественной школы общей теории права (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, С.Н. Кожевников, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, А.В. Малько, Л.С. Явич и др.).

Следовательно, во-первых, это особый вид уголовного правотворчества и законотворчества, во-вторых, это системный и научно-обоснованный целостный процесс формирования и принятия уголовно-правовых норм.

С общетеоретических позиций, очевидно и ясно, что правотворчество - особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм [6].

Правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не включается в его механизм [7].

Правотворчество и правовое регулирование находятся в глубоком единстве, и не только потому, что первое - предпосылка и формирующее начало для второго, но и по самой природе, характеру рассматриваемых правовых явлений [8].

Вместе с тем правотворчество - завершающая и конститутивная стадия формирования права, которая по своим исходным началам носит объективно обусловленный, исторически необходимый характер [9].

Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу.

Если рассматривать правотворчество только с точки зрения его фактического содержания, образующих его организационных действий, то оно охватывается понятием «правотворческая (законотворческая) деятельность», или «правотворческий (законотворческий) процесс» [10].

Анализ советского и российского этапов исследования данной проблемы показывает, что наиболее полно и по-новому проблема соотношения понятий «правотворчество» и «законотворчество» исследована в последних работах С.Н. Кожевникова. Согласимся с мнением уважаемого профессора о том, что «законотворчество - особый вид правотворчества, относящийся к компетенции законодательных (представительных) органов власти, имеющий особую значимость в возведении воли социальных групп, народа в закон» [11, 12].

Резюмируя изложенное, можно предварительно констатировать следующее:

Современное уголовно-правовое законотворчество представляет особую форму, основу уголовно-правового правотворчества, являет собой правоустановительную деятельность высшего законодательного (представительного) органа государственной власти - парламента страны и главы государства, в процессе которого принимаются,

одобряются и подписываются (по сути - утверждаются) федеральные законы «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [12].

Следовательно, уголовно-правовое законотворчество - составная часть уголовного правотворчества, отличающаяся качественными особенностями. Это, во-первых. Во-вторых, уголовно-правовое законотворчество исключительно находится в ведении Государственной Думы, Совета Федерации и Президента Российской Федерации. В-третьих, уголовно-правовое законотворчество, в сущности, является конституционно-правовым по содержанию, т.к. включает в себя определения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации [13-16].

Особенности современного военно-уголовного законотворчества нашли свое отражение в смене концептуальных основ нового российского военно-уголовного законодательства.

Общее усиление уголовно-правовой охраны безопасности личности нашло свое отражение в конструировании новых составов преступлений и повышении уровня ответственности за их совершение.

Заметим далее, что криминологический анализ состояния преступности в Вооружённых Силах и других войсках, где предусмотрена законодательством Российской Федерации военная служба, характеризуется общими закономерностями:

1) возрастание объёма преступных проявлений в финансово-хозяйственной сфере;

2) изменение качественной характеристики воинской преступности в целом в сторону преобладания насильственных посягательств и иных преступлений повышенной общественной опасности (против местного населения в местах дислокации воинских контингентов, особенно за пределами страны);

3) распространенность особенно циничных форм низменной мотивации некоторых преступлений и т.д. [17-24].

В заключение отметим следующее:

1. Военно-уголовное законотворчество - это внешняя и не всегда окончательная форма правообразования.

2. Уголовно-правовые нормы должны являться результатом длительного становления и апробации предлагаемых уголовно-правовых идей, учений, концепций, взглядов и традиций. Их цель - гармонизация защиты интересов личности, государства и общества в сфере военной безопасности. Они должны отвечать задачам и принципам, предмету и методам уголовно-правового регулирования.

3. Следует также признать, что криминализация современного российского общества становится важнейшим фактором, оказывающим негативное влияние на состояние воинской преступности в войсках (силах). Не случайно с подачи военного корреспондента «Комсомольской правды» В. Баранца в бытность предыдущего министра обороны А. Сердюкова появился такой термин как «военно-финансовая мафия».

4. Уголовное законодательство пока ещё не создало необходимых условий для выхода из критической криминальной ситуации, что также обусловливает необходимость более эффективного применения норм уголовного закона, призванных обеспечить охрану интересов личности, государства и общества в сфере военной безопасности.

5. Представляется также, что действующее уголовное законодательство не в полной мере криминализирует общественно опасные деяния в сфере несения военной службы в мирное время. По нашему мнению конструкция ряда норм, сосредоточенных законодателем в гл. 33 разд. XI Особенной части УК РФ, не вполне адекватно отражает современную криминологическую характеристику преступлений против военной службы и тенденции её изменения в обозримом будущем. Прежде всего, это касается составов наиболее вредоносных посягательств на личность военнослужащих и должностной преступности гражданского персонала в финансово-хозяйственной и управленческой сфере.

6. Анализ правоприменительной практики показывает, что одним из наиболее опасных по возможным последствиям и распространенных преступлений против военной службы является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ), общественная опасность которого в последнее десятилетие не снизилась, а наоборот усилилась. Трудно переоценить для поддержания высокой боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации важность соблюдения порядка прохождения военной службы, специальных (охранных) правил несения службы, обеспечения сохранности военного имущества и строгого соблюдения установленных правил эксплуатации и пользования военно-техническим имуществом.

7. Кроме того, совершенно «туманной» представляется позиция законодателя по проблемам ответственности военнослужащих за преступные деяния, совершаемые в военное время либо в боевой обстановке, и особенно в период ведения боевых действий в региональных вооруженных конфликтах немеждународного характера, в ходе борьбы с международным терроризмом (ИГИЛ), а также при выполнении военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации миротворческих функций в соответствии с международными договорами, как под эгидой ООН, так и в рамках Соглашения стран-участниц СНГ о коллективной безопасности.

8. Очевидно и то, что наиболее эффективными и действенными мерами в решении данной проблемы в войсках (силах) являются уголовно-правовые и криминологические средства, что в свою очередь обусловливает необходимость в разработке сегодня, научно обоснованной и криминологически адекватной, концепции (если хотите -стратегии) военно-уголовного законотворчества [25-28].

9. Отмеченное обусловливает важность и необходимость как повышения эффективности военно-уголовного законотворчества, так и необходимость системного воздействия на воинскую преступность [29-37].

10. Несомненно, что системное воздействие на преступность в Вооружённых Силах и других войсках Российской Федерации требует продолжения дальнейших исследований проблем совершенствования современного военно-уголовного законодательства.

Список литературы:

[1] Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2005. - VIII, 658 с. - (Библиотека криминолога). - С. 302.

[2] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Росс. газ. - 2008. - 6 нояб. - № 230; Парламент. газ. - 2008. - 7-13 нояб. - № 69.

[3] См.: Алексеев С.С. Общая теория права: учебн. - 2-е изд., перераб и доп. - М: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. - С. 211-213.

[4] Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Гос. и право. -2010. - С. 101.

[5] Лунеев, В.В. Истоки и пороки российского уголовного законотворчества. - М.: Юриздат, 2014. - 320 с.

[6] Бабаев В.К., Баранов, В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт, 1997. - С. 41.

[7] Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - С. 204.

[8] Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 224-225.

[9] Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. - М., 1974. - С. 5.

[10] Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворчества и правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис... докт. юр. наук. М., 1972. - С. 6.

[11] Кожевников С.Н. Теория права: Курс лекций: Право: понятие, сущность, система. Правотворчество и правовое регулирование. Часть 1. Н. Новгород. Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2005. - С. 174, 181.

[12] Кожевников С.Н. Проблемы теории права: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2010. - С. 61-70.

[13] Более 2000 изменения были внесены в статьи пока действующего УК РФ. См.: Ошибки в уголовном кодексе: постоянные изменения в УК наполнили его противоречиями // Росс. газ. -2010. - 10 июня. - № 126 - С. 9.

[14] Крашенинников П. Пора писать новый УК // Рос. газ. - 13 февр. - № 32 (6304). - С. 9.

[15] Куликов В. Правоведы предлагают избавить УК от «резиновых» статей // Рос. газ. - 2014. -25 марта. - № 67 (6339). - С. 2.

[16] Лунеев В.В. Соотношение криминальных реалий и теорий права в России (Доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения») // Гос. и право. - 2015. - № 4. - С. 114.

[17] В настоящее время, напр., только СПС «Консультант Плюс» содержит 20 определений и 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации уголовно-правового характера.

[18] Волчок В.Г. Преступность военнослужащих как объект комплексного криминологического исследования // Право в Вооружённых Силах. - 2005. - № 4.

[19] Косован О.А. Криминальная ситуация в воинских формированиях страны как угроза военной и национальной безопасности // Российский военно-правовой сборник. - 2004. - № 1.

[20] Макаров В.Д. Армия и коррупция // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 6.

[21] Меркурьев В.В. Защита безопасности человека и его жизнедеятельности. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. - С. 3-5.

[22] Козлова Н. Свобода для Сердюкова. Халатность бывшего министра обороны подвели под амнистию // Рос. газ. - 2014. - 11 марта. - № 55 (6327). - С. 3.

[23] Козлова Н. Следственный Комитет не стал арестовывать Валерия Пузикова, Зятя не взяли // Рос. газ. - 2014. - 6 марта. - № 52 (63243). - С. 1, 7.

[24] Федосенко В. Зять Сердюкова попал под статью. Родственник экс-министра обороны подозревается в растрате // Рос. газ. - 2014. - 23 января. - № 13 (6285). - С. 1, 10.

[25] Зателепин О.К. Конкуренция военно-уголовных норм при квалификации некоторых преступлений против военной службы // Российский военно-правовой сборник. - 2004. - № 1.

[26] Зателепин О.К. О концепции законопроекта о совершенствовании военно-уголовного законодательства // Военно-уголовное право. - 2004. - № 5. - С.14.

[27] Зателепин О.К. Законопроект о совершенствовании военно-уголовного законодательства: «за» и «против» (обсуждение официальных отзывов Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации // Право в Вооружённых Силах. - 2005. - № 2.

[28] Лысенков С.Г., Дубовский Ю.М. О некоторых новеллах военно-уголовного законодательства // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 6.

[29] Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных силах России: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1997.

[30] Милюков С. Ф. Проблемы криминологической обоснованности российского уголовного законодательства: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - СПб, 2000. -57с.

[31] Моргуленко Е.А. Криминологическая обусловленность уголовно-правовых норм как средство обеспечения военной безопасности государства // Российский военно-правовой сборник. -2004. - № 1.

[32] Загудин Р.А., Кудашкин А.В. Военная полиция - необходимый элемент нового облика военной организации государства // Право в Вооружённых Силах. - 2009. - № 12.

[33] Полиция в казарме: за правопорядок и дисциплину в армии будет отвечать отдельная структура // Рос. газ. - 2009. - 10 дек. - С. 9.

[34] Корякин В.М. Деятельность военной полиции в Российской Федерации узаконена (обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - № 3. - С. 2-5.

[35] Гаврилов Ю. Военную полицию наделят правоохранительными функциями // Рос. газ. -2014. - 27 янв. - № 16 (6288). - С. 2.

[36] Гаврилов Ю. Военная полиция получила законный статус. На «дедов» нашлась управа // Рос. газ. - 2014. - 5 февр. - № 24 (6296). - С. 17.

[37] Оноколов Ю.П. Необходимы предупреждение и борьба со всей фактической преступностью военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - № 12.

THE STATE OF MILITARY CRIMINAL LAWMAKING IN MODERN RUSSIA: FEATURES, TRENDS AND SOME ISSUES OF ITS FURTHER IMPROVEMENT

S.A. Sokolov

Keywords: military criminal rulemaking, military criminal lawmaking, crime against military service, military crime.

The work is dedicated to the current state of military criminal lawmaking, its features, issues and trends in development of criminal law regarding the responsibility of the military men for crimes against military service.

УДК 34

Ф.С. Сосенков, заведующий кафедрой, к.ю.н, доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИДЕИ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПРОГРАММАХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

Ключевые слова: государственное единство, территориальная целостность, сепаратизм, централизация власти, унитаризм, крайне правые партии, черносотенцы.

Рассмотрены политико-правовые идеи государственного единства России и противодействия сепаратизму, изложенные в программах крайне правых (черносотенных) отечественных партий начала XX века. Отмечено, что программа черносотенного движения вообще и относительно указанных проблем в частности представляла собой определенную переработку консервативных и славянофильских идей. Сделан вывод, что движение хотя и внесло некоторые предложения, реализованные в нормативных правовых актах, не смогло представить российскому обществу действенную и привлекательную программу сохранения государственного единства. Для многих стран современного мира со всей актуальностью встает вопрос сохранения государственного единства. Данная проблема возникает в государствах независимо от их принадлежности к тому или иному континенту, главенствующего экономического уклада или политического режима. В юридической литературе государственное единство понимается как отказ от каких-либо проявлений сепаратизма, то есть такой политики в отдельных частях государства, которая не учитывает интересов всего государства, противопоставляя им местные интересы.1 Также отмечается, что государственное единство предполагает весьма значительный объем и высокий уровень согласованных позиций, интересов и отношений между институтами государственности, взаимосвязанных с политической и правовой системами, а также с гражданским обществом на основе взаимодействия в разрешении конкретных проблем общественного развития, что обеспечивает устойчивую структуру власти и властных отношений в государстве, его территориальную целостность.2 Как можно заметить, вопрос терри-

1 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА. 2001. С. 144.

2 См.: Левакин И. В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование. Дис. ..докт. юрид. наук. М., 2003. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.