Б01: 10.18287/2542-047Х-2019-5-2-50-56 Дата поступления статьи: 27/11/2019
УДК 343 1 Дата принятия статьи: 9/1У/2019
Р. В. Закомолдин
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОИНСКИХ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
© Закомолдин Руслан Валериевич ([email protected]), кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин и гражданского права, социально-гуманитарный факультет, Самарская гуманитарная академия, Филиал в г. Тольятти, 445045, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Чайкиной, 87.
Тема кандидатской диссертации: «Ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности по уголовному законодательству России». Автор 90 научных публикаций, в том числе монографий и учебных пособий: «Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: уголовно-правовой и криминологический аспекты» (2002); «Преступления против военной службы и военные преступления: словарь-справочник» (2010); «Преступления против военной службы и военные преступления: словарь» (2013); «Служебные преступления» (2013); «Обеспечение специальных правил и требований безопасности уголовно-правовыми средствами» (2017); «Преступления против специальных видов военной службы (ст. 340-344 УК РФ) // Энциклопедия уголовного права: в 35 т. Т. 30. Преступления против военной службы» (2019).
Область научных интересов: преступления против военной службы, преступность военнослужащих, уголовная ответственность военнослужащих, воинские уголовные наказания.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены проблемы законодательной регламентации и практики применения специальных воинских видов уголовного наказания по действующему военно-уголовному законодательству РФ. Пристальное внимание уделено таким видам воинских уголовных наказаний как лишение воинских званий, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части и арест с содержанием на гауптвахте. Сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в действующее военно-уголовное законодательство, а также в практику его применения. Подвергнута критике инициатива об исключении из УК РФ специальных воинских видов уголовного наказания.
Ключевые слова: военно-уголовное законодательство, уголовная ответственность военнослужащих, специальные воинские уголовные наказания, лишение воинских званий, ограничение по военной службе, арест с содержанием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части.
Цитирование. Закомолдин Р. В. Проблемы законодательной регламентации и практики применения специальных воинских уголовных наказаний // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 2. С. 50-56. Б01: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-50-56.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-2-50-56 Submitted: 27/11/2019
UDC 343 1 Accessed: 9/IV/2019
R. V. Zakomoldin
PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION AND PRACTICE OF SPECIAL MILITARY CRIMINAL PUNISHMENTS'APPLICATION
© Zakomoldin Ruslan Valerievich ([email protected]), Candidate of Legal Sciences, associate professor, associate professor of the Department of General Law and Civil Law, Faculty of Social Sciences and Humanities, Togliatti Branch of the Samara Academy of Humanities, 87, Chaikina Street, Togliatti, 445045, Russian Federation.
Subject of Candidate's thesis: «Responsibility for violation of the rules of service for the public safety and public order protection under criminal law». Author of 90 scientific works, including monographs and textbooks: «Violation of the rules of service for the public order and public safety рrotection: criminal law and criminological aspects» (2002); «Crimes against military service and war crimes: reference dictionary» (2010); «Criminal violations of special rules and security requirements» (2013); «Office crimes» (2013); «Provision of special rules and safety requirements by criminal law means» (2017); «Crimes against special types of military service (Articles 340-344 of the Criminal Code of the Russian Federation)» // Encyclopedia of Criminal Law» (2019).
Research interests: crimes against military service, crime of military personnel, criminal responsibility of military personnel, military criminal penalties.
ABSTRACT
The article discusses the problems of legislative regulation and the practice of using special military types of criminal punishment under the current military criminal legislation of the Russian Federation. Close attention is paid to such types of military criminal penalties as deprivation of military ranks, restrictions on military service, detention in a disciplinary military unit and arrest with detention in the guardhouse. Proposals for amendments and additions to the existing military criminal legislation as well as to the practice of its application have been formulated. The initiative to exclude from the Criminal Code of the Russian Federation of special military types of criminal punishment has been criticized.
Key words: military criminal legislation, criminal liability of military personnel, special military criminal penalties, deprivation of military ranks, restriction on military service, arrest with detention in the guardhouse, detention in a disciplinary military unit.
Citation. Zakomoldin R. V Problemy zakonodatel'noi reglamentatsii i praktiki primeneniya spetsial'nykh voinskikh ugolovnykh nakazanii [Problems of legislative regulation and practice of special military criminal punishments'application]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 2, pp. 50-56. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-50-56 [in Russian].
Действующее уголовное законодательство предусматривает достаточный и разнообразный набор средств воздействия на военнослужащих, совершивших преступления и признанных виновными, что позволяет успешно достигать целей уголовно-правового воздействия на военнослужащих и решать задачи по противодействию преступности военнослужащих.
В частности, в так называемой системе уголовных наказаний1 целесообразно выделять такую специальную группу, как воинские уголовные наказания, включающую лишение воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК РФ), ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), арест с отбыванием на гауптвахте (ч. 3 ст. 54 УК РФ) и содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ). Специфика данных видов уголовного наказания заключается в том, что они ориентированы, во-первых, только на осужденных военнослужащих, а во-вторых, на исполнение в условиях дальнейшего прохождения осужденными военнослужащими военной службы. Соответственно, в теории уголовного
права специальные воинские уголовные наказания определяются как государственная принудительная мера, которая назначается судом в отношении осужденных военнослужащих и выражается в определенных лишениях и ограничениях их прав и свобод в условиях военной службы [2, с. 89-90].
В целом мы уже неоднократно отмечали уместность выделения в общей «системе» уголовных наказаний группы специальных воинских уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим и целесообразность выделения в УК РФ отдельной нормы, которая содержала бы перечень таких видов уголовного наказания, а также особенности их назначения [3-5]. Кроме того, следует поддержать предложение о введении статьи о правилах замены специальных воинских видов уголовного наказания общеуголовными [6, с. 252]. Данные нормы должны стать неотъемлемой частью действующего военно-уголовного законодательства.
Помимо этого, воинские уголовные наказания, равно как и уголовные наказания в целом, умест-
но подразделять на две разновидности: а) не связанные с изоляцией от общества (ограничение по военной службе и лишение воинских званий и государственных наград); б) связанные с изоляцией от общества (содержание в дисциплинарной воинской части и арест с отбыванием на гауптвахте) [20; 21].
В первом случае, по замыслу законодателя, военнослужащие, признанные виновными в совершении преступлений, не только не утрачивают своего статуса и продолжают нести военную службу, но и остаются полноценными (за некоторым исключением) участниками общественных отношений, не утрачивая социальных и иных связей с обществом. Однако в реальности все обстоит не столь однозначно.
Анализ уголовного законодательства и практики его применения в части специальных воинских уголовных наказаний свидетельствует о наличии ряда недостатков и неоднозначных спорных моментов, что, в свою очередь, снижает эффективность уголовно-правового воздействия на военнослужащих и отрицательно влияет на боеспособность и боеготовность армии и национальную безопасность страны в целом.
Прежде всего остановимся на таком специальном виде воинского уголовного наказания, как ограничение по военной службе. Данный вид уголовного наказания применяется исключительно к осужденным военнослужащим-контрактникам (ч. 1 ст. 51 УК) и способствует достижению целей уголовного наказания без изоляции осужденных военнослужащих и продолжения прохождения ими военной службы в регламентированных специфических условиях. Специалистами особо отмечается комплексный характер данного вида уголовного наказания и, соответственно, возможность его комплексного воздействия на осужденных военнослужащих [19, с. 171]. Суть данного вида уголовного наказания составляет ряд ограничений по военной службе, которые имеют как материальное, так и моральное содержание. В частности, в период отбывания данного наказания:
- не допускается повышения осужденного военнослужащего в воинской должности и в воинском звании;
- срок службы в период отбывания данного наказания не включается осужденному военнослужащему в выслугу лет;
- производятся удержания из денежного довольствия осужденного военнослужащего.
Закон предусматривает, что ограничение по военной службе применительно к военнослужащим является альтернативой уголовному наказанию в виде исправительных работ. Это означает, что применение уголовного наказания в виде исправительных работ в отношении военнослужащих исключено, о чем необходимо сделать оговорку в ч. 5 ст. 50 УК2.
Далее, указывая на альтернативность данных видов уголовных наказаний применительно к во-
еннослужащим, законодатель тем не менее закрепляет разные размеры денежных удержаний: при исправительных работах - от 5 до 20 %, при ограничении по военной службе - до 20 %. Очевидно, что такой подход ставит в неравное положение осужденных военнослужащих и гражданских лиц, причем положение первых представляется более выгодным. Такая ситуация однозначно требует разрешения, и более целесообразным в связи с этим представляется исключение ограничения нижнего предела размера удержаний при исправительных работах.
Далее следует отметить, что ограничение по военной службе предусмотрено в качестве уголовного наказания далеко не во всех санкциях статей главы 33 УК РФ. Соответственно, сферу применения данного вида уголовного наказания в этой части следовало бы расширить [6, с. 253].
Не менее неоднозначно обстоит дело и с законодательной регламентацией и практическим применением дополнительного вида воинского уголовного наказания в виде лишения воинского звания и государственных наград. По сути, данное наказание предполагает две самостоятельные формы уголовно-правового воздействия на осужденных военнослужащих: лишение воинских званий и лишение государственных наград.
Согласно данным официальной статистики, доля применения судами этого вида уголовного наказания составляет менее 1 %. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 12 месяцев 2017 г. и за 6 месяцев 2018 г. данный вид наказания применялся судами лишь в 0,02 % случаев [7]. Однако такое положение отнюдь не является поводом для упразднения данного вида наказания из УК РФ, как предлагают отдельные авторы [8, с. 274; 9, с. 22-23]. Более правильным и эффективным было бы выяснить причины такой ситуации и принять меры по их устранению.
Мы полагаем, что такая ситуация связана с целым рядом причин. Прежде всего в соответствии с требованиями воинского законодательства (подп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [10], п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 [11]) в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Именно поэтому многие авторы акцентируют внимание на том, что суть данного вида наказания сводится именно к лишению военнослужащего воинского звания, а не о снижении воинского звания [12, с. 146]. В качестве выхода из этой ситуации Ф. С. Бражник, например, предлагает дополнить УК РФ новым видом специального воинского наказания - снижением в воинском звании [13]. Таким образом, в создавшейся ситуации при назначении судом уголовного наказания в виде лишения воинского звания осужденный лишается статуса военнослужащего, что исключает
возможность дальнейшего прохождения им военной службы. Полагаем, что именно такой подход к трактовке этого вида уголовного наказания отрицательно влияет на практику его применения судами, поэтому его следует в корне менять. Необходимо рассматривать лишение воинского звания именно как его понижение, то есть лишение военнослужащего того очередного воинского звания, которое имеется у него на момент вынесения приговора, и сохранение за ним статуса военнослужащего и возможности продолжить прохождение военной службы в воинском звании, предшествующем лишенному.
Далее законодатель в ст. 48 УК РФ искусственно ограничивает применение данного вида наказания только тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Такой подход представляется весьма спорным и неоднозначным и вызывает определенное недоумение [14, с. 25]. Соответственно, отдельными авторами предлагается расширить границы применения данного вида наказания. Так, например, В. В. Сивов предлагает законодательно установить возможность лишения воинского звания также за преступления средней тяжести [1, с. 100]. Однако мы полагаем, что необходимо предусмотреть возможность назначения данного наказания за совершение преступлений любой категории тяжести при наличии условий, свидетельствующих о целесообразности лишения военнослужащего воинского звания для достижения целей уголовного наказания и уголовно-правового воздействия в целом.
Помимо этого, для стимулирования практики применения данного вида уголовного наказания, безусловно, необходимы адекватные и подробные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о порядке и условиях назначения данного вида уголовного наказания. Действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [15] подходит к этому весьма поверхностно. В пп. 12-13 данного постановления отсутствуют какие-либо конкретные рекомендации и разъяснения спорных вопросов назначения данного вида уголовного наказания. Безусловно, такое положение также не стимулирует суды применять лишение воинского звания в качестве дополнительного уголовного наказания в отношении военнослужащих и отнюдь не способствует разрешению имеющихся в судебной практике проблем.
Говоря о наказаниях, связанных с изоляцией военнослужащих от общества, сначала остановимся на аресте. В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК военнослужащие должны отбывать арест на гауптвахте, что опять же отражает специфику данного вида уголовного наказания как воинского. При этом граждане, пребывающие в запасе и совершившие преступление в период военных сборов, в случае их осуждения должны отбывать арест на общих основаниях [16, с. 43]. Более того, полагаем, что
указание на это обстоятельство необходимо предусмотреть непосредственно в ч. 3 ст. 54 УК.
В настоящее время в связи с отсутствием необходимых условий отбывания данного вида уголовного наказания возможность его применения законодательно исключена. Более того, высказываются предложения и предпринимаются реальные попытки полного исключения ареста как вида уголовного наказания из УК РФ. Так, например, еще 27 июня 2002 г. Правительство РФ давало поручение Минюсту РФ о разработке соответствующего законопроекта. К. М. Хутов считает арест однозначно «лишним» видом уголовного наказания, отмечая, что «правоприменитель успешно обходится краткосрочным лишением свободы» [22, с. 31]. Полагаем, что такая аргументация не выдерживает никакой критики, а попытки замены ареста краткосрочным лишением свободы весьма сомнительны и противоречат природе и назначению данных видов уголовного наказания.
Ситуация такова, что сегодня относительно военнослужащих реальная возможность отбывания ареста на гауптвахте имеется, поскольку до недавнего времени в России было создано и функционировало порядка 1500 гарнизонных и войсковых гауптвахт, где военнослужащие отбывали иные виды взысканий и мер пресечения. В связи с этим одни авторы указывают на возможность сохранения в УК РФ ареста как вида уголовного наказания лишь в отношении военнослужащих при исключении его в качестве уголовного наказания в отношении иных лиц [17], другие настаивают на необходимости реального применения ареста к военнослужащим уже в настоящее время [18, с. 74]. Обе позиции категорически неприемлемы, поскольку они ставят военнослужащих в более выгодное положение в сравнении с другими осужденными и тем самым нарушают принцип равноправия граждан перед законом и судом. Выходом из этой ситуации может стать лишь создание необходимых условий для введения в действие законодательных положений о данном виде уголовного наказания и возможности его применения в отношении осужденных военнослужащих и гражданских лиц.
Что касается такого воинского вида уголовного наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, то, несмотря на его широкое закрепление в санкциях статей главы 33 УК РФ о преступлениях против военной службы (данный вид уголовного наказания предусмотрен в 23 санкциях, то есть более чем в половине норм), применяется он весьма редко. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, данное наказание было назначено 503, в 2014 г. - уже 181, а в первой половине 2018 г. - лишь 49 военнослужащим [7]. Кроме того, если в советский период в стране функционировало 25 дисциплинарных воинских частей, в 2000 году их было уже лишь 7, в 2010 г. - 5, а в настоящее время осталось только 2 [24, с. 229; 25, с.50]. Безусловно, такое положение отнюдь не способствует востребованности данно-
го вида уголовного наказания со стороны судов. Более того, специалисты придерживаются мнения о неразрешимости такой ситуации и необходимости исключения данного вида уголовного наказания из УК РФ, а дисциплинарных воинских частей -из числа учреждений, исполняющих уголовные наказания, как чуждых современной концепции развития вооруженных сил России [22, с. 30-31; 24, с. 226-229]. Полагаем, что такие выводы весьма поспешны, поскольку содержание в дисциплинарной воинской части является реальной альтернативой лишению свободы - это более мягкий и имеющий целый ряд преимуществ вид наказания, что отмечается специалистами [23, с. 185-186]. Необходимо лишь на законодательном уровне уделить внимание как правовому статусу и подведомственности непосредственно дисциплинарных воинских частей, так и порядку применения и исполнения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Полагаем, что решение отмеченных выше проблем законодательной регламентации и практики применения специальных воинских видов уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности применения уголовного законодательства в отношении военнослужащих и противодействия преступности военнослужащих. Позволим себе категорически не согласиться с теми инициативами, которые направлены на исключение воинских уголовных наказаний из действующего уголовного законодательства в связи с тем, что они якобы изжили себя и не соответствуют современной организации и задачам армии. Во-первых, в современных геополитических условиях роль армии существенно возрастает. Во-вторых, несмотря на благоприятные прогнозы, преступность в армии стабильно высока. В-третьих, тенденции последнего времени в сфере уголовно-правового воздействия не вызывают оптимизма. Вместо выявления причин неприменения отдельных видов уголовного наказания и попыток их устранения принимается курс на устранение самих уголовных наказаний. Такая политика исключает провозглашенное многообразие мер уголовно-правового воздействия и видов уголовного наказания осужденных, а применительно к военнослужащим не позволяет учитывать специфики их статуса, что в целом отнюдь не способствует гуманизации и индивидуализации уголовного законодательства.
Примечания
1 Мы являемся сторонниками, так называемого, «перечневого подхода» к видам уголовного наказания.
2 Такой подход, в частности, неоднократно предлагался авторами законопроекта № 130883-3 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» (п. 2 ст. 1), однако данный законопроект не был принят.
Библиографический список
1. Сивов В. В. Специальные виды уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 192 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23393378.
2. Военно-уголовное право: история, теория, современные проблемы и методология исследования / Я. Н. Ермолович [и др.]; под ред. О. А. Тюрина. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». Вып. 108. М.: За права военнослужащих, 2010. 448 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19781792.
3. Закомолдин Р. В. О недостатках регламентации специальных видов уголовного наказания, применяемых к военнослужащим // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия преступности: сб. науч. тр. Саратов: Сателлит, 2006. С. 142-144.
4. Закомолдин Р. В. О некоторых вопросах уголовно-правового воздействия в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц // Право. Законодательство. Личность. 2015. № 2 (21). С. 96-101. URL: http://www.xn--80af5bzc.xn--p1ai/ documents/nauch_izdania/PZL/pzl-02-2015 .pdf.
5. Закомолдин Р. В. О недостатках юридической техники и пробелах действующего военно-уголовного законодательства // Военное право. 2016. № 2 (38). С. 74-80. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28114076.
6. Ермолович Я. Н. Дифференциация уголовной ответственности военнослужащих: монография. М. : Юрлитинформ, 2014. 288 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22510804.
7. Форма № 10.1 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания» // Судебный департамент при Верховном Суде РФ: офиц. сайт. URL: www.cdep.ru (дата обращения: 03.11.2018).
8. Сакаев А. И. Система наказаний по уголовному праву России (история и современность): дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1999. 297 c. URL: http:// www.dslib.net/kriminal-pravo/sistema-nakazanij-po-ugolovnomu-pravu-rossii.html.
9. Коновалова С. И. Система наказаний в российском уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999. 23 с.
10. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475. URL: https://constitution. garant.ru/act/right/178405.
11. Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534. URL: https:// base.garant.ru/180912.
12. Изосимов С.В. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 3. С. 143-152. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16363878.
13. Бражник Ф. С. К вопросу о военно-уголовном праве // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 90-94. URL: http://voenprav.ru/doc-2828-1.htm.
14. Михлин А. С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград // Российский следователь. 2001. № 3. С. 24-26.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 г. № 58 «О практике назначения судами
Российской Федерации уголовного наказания» // Российская газета. 2015. 29 декабря. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190932.
16. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации (научно-практический комментарий) / Х. М. Ахметшин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Петухова. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». Вып. 47. М.: За права военнослужащих, 2004. 304 с.
17. Зателепин О. К. К вопросу о необходимости сохранения ареста в отношении военнослужащих как уголовного наказания // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 4 (вкладка Военно-уголовное право. 2005. № 2. С. 4-6). URL: http://voenprav.ru/doc-3178-1.htm.
18. Косован О. А. Юридическая ответственность военнослужащих / под ред. А. А. Толкаченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. 95 c. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie60512.html.
19. Степашин В. М. Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 1 (26). С. 170-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 16558002.
20. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ / СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940.
21. Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 // Российская газета. 2009. 14 августа. URL: https://rg.ru/2009/08/14/instrukciya-dok. html.
22. Уголовный кодекс Российской Федерации (научный проект) / Н. А. Лопашенко, Р. О. Долотов, Е. В. Кобзева, К. М. Хутов; под ред. Н. А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ, 2019. 320 с.
23. Сивов В. В. Проблемы назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 2 (27). С. 184-187. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=16558129.
24. Панченко С. Л. К вопросу об обоснованности дальнейшего функционирования дисциплинарной воинской части Министерства обороны РФ как учреждения, исполняющего уголовное наказание // Известия ЮФУ. Технические науки. 2007. Том 74. Вып. 2. С. 225-230. URL: http://old.izv-tn.tti.sfedu.ru/ wp-content/uploads/2007/2/49.pdf.
25. Эйвазов А. Х. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части // Вопросы студенческой науки. 2016. № 1. С. 48-51.
References
1. Sivov O. V. Spetsial'nye vidy ugolovnykh nakazanii, primenyaemykh k voennosluzhashchim: ugolovno-pravovoi i ugolovno-ispolnitel'nyi aspekty: monografiya [Special types of criminal penalties applied to military personnel: criminal legal and criminal executive aspects: monograph]. M.: Yurlitinform, 2013, 192 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=23393378 [in Russian].
2. Voenno-ugolovnoe pravo: istoriya, teoriya, sovremennye problemy i metodologiya issledovaniya. Ermolovich Ya. N. i dr.; pod red. Tyurina O. A. Seriya «Pravo v Vooruzhennykh Silakh - konsul'tant». Vyp. 108 [Military criminal law: history, theory, current problems and research methodology. Yermolovich Ya. N. et al.; Tyurina O. A. (Ed.). Series «Law in the Armed Forces - Consultant». Issue 108]. M.: Za prava
voennosluzhashchikh, 2010, 448 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=19781792 [in Russian].
3. Zakomoldin R. V. O nedostatkakh reglamentatsii spetsial'nykh vidov ugolovnogo nakazaniya, primenyaemykh k voennosluzhashchim [About the shortcomings of the regulation of special types of criminal punishment applied to military personnel]. In: Ugolovno-pravovayapolitika i problemy protivodeistviya prestupnosti. Sb. nauch. tr. [Criminal law policy and the problems of combating crime. Collection of scientific works]. Saratov: Satellit, 2006, pp. 142-144 [in Russian].
4. Zakomoldin R. V. O nekotorykh voprosakh ugolovno-pravovogo vozdeistviya v otnoshenii voennosluzhashchikh ipriravnennykh k nim lits [On some issues of criminal law with respect to military personnel and persons equated to them]. Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost' [Law. Legislation. Person], 2015, no. 2 (21), pp. 96-101. Available at: http://www.xn--80af5bzc.xn--p 1 ai/documents/nauch_izdania/PZL/pzl-02-2015 .pdf [in Russian].
5. Zakomoldin R. V. O nedostatkakh yuridicheskoi tekhniki i probelakh deistvuyushchego voenno-ugolovnogo zakonodatel'stva [The shortcomings of the legal technique and gaps in the current military criminal law]. Voennoe pravo [Military Law], 2016, no. 2 (38), pp. 74-80. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28114076 [in Russian].
6. Ermolovich Ya. N. Differentsiatsiya ugolovnoi otvetstvennosti voennosluzhashchikh: monografiya [Differentiation of the criminal responsibility of military personnel: monograph]. M.: Yurlitinform, 2014, 288 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22510804 [in Russian].
7. Forma № 10.1 «Otchet o chisle privlechennykh k ugolovnoi otvetstvennosti i vidakh ugolovnogo nakazaniya» [Form No. 10.1 "Report on the number of persons brought to criminal responsibility and types of criminal punishment"]. Ofitsial'nyi sait Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude RF [Official website of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation]. Available at: www.cdep.ru (accessed 03.11.2018) [in Russian].
8. Sakaev A. I. Sistema nakazanii po ugolovnomu pravu Rossii (istoriya i sovremennost'): dis... kand. yurid. nauk [System of punishments under the criminal law of Russia (history and modern times): Candidate's of Legal Sciences thesis]. Kazan, 1999, 297 p. Available at: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/sistema-nakazanij-po-ugolovnomu-pravu-rossii.html [in Russian].
9. Konovalova S. I. Sistema nakazanii v rossiiskom ugolovnomprave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The system of penalties in Russian criminal law: author's abstract of Candidate's of Legal Sciences thesis]. Rostov-on-Don, 1999, 23 p. [in Russian].
10. Federal'nyi zakon ot 28.03.1998 № 53-FZ «O voinskoi obyazannosti i voennoi sluzhbe» [Federal law as of 28.03. 1998 № 53-FZ «Concerning Military Duty and Military Service»]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1998, no. 13, Article 1475. Available at: https://constitution.garant.ru/ act/right/178405 [in Russian].
11. Polozhenie o poryadke prokhozhdeniya voennoi sluzhby, utv. Ukazom Prezidenta RF ot 16.09.1999 № 1237 [Regulations on the procedure of military service, approved. By Decree of the President of the Russian Federation of September 16, 1999 No. 1237]. SZRF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1999, no. 38, Article 4534. Available at: https://base. garant.ru/180912 [in Russian].
12. Izosimov S. V. Lishenie spetsial'nogo, voinskogo ili pochetnogo zvaniya, klassnogo china
i gosudarstvennykh nagrad kak vid ugolovnogo nakazaniya [Deprivation of special, military of honour rank, class status and state rewards as a kind of criminal punishment]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual Problems of Economics and Law], 2007, no. 3, pp. 143-152. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=16363878 [in Russian].
13. Brazhnik F.S. K voprosu o voenno-ugolovnom prave [On the issue of military criminal law]. Rossiiskii voenno-pravovoi sbornik [Russian military legal collection], 2004, no. 1, pp. 90-94. Available at: http:// voenprav.ru/doc-2828-1.htm [in Russian].
14. Mikhlin A. S. Ponyatie nakazaniya v vide lisheniya spetsial'nogo, voinskogo ili pochetnogo zvaniya, klassnogo china i gosudarstvennykh nagrad [The concept of punishment in the form of deprivation of a special, military or honorary title, class rank and state awards]. Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator], 2001, no. 3, pp. 24-26 [in Russian].
15. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 22.12.2015 № 58 «O praktike naznacheniya sudami Rossiiskoi Federatsii ugolovnogo nakazaniya» [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 22, 2015 № 58 «On the practice of criminal punishment by the courts of the Russian Federation»]. Rossiiskaya gazeta, 2015, December 29. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_190932 [in Russian].
16. Voenno-ugolovnoe zakonodatel'stvo Rossiiskoi Federatsii (nauchno-prakticheskii kommentarii). Akhmetshin Kh. M. i dr.; pod obshch. red. N. A. Petukhova. Seriya «Pravo v Vooruzhennykh Silakh -konsul'tant». Vyp. 47 [Military criminal legislation of the Russian Federation (scientific and practical commentary). Kh. M. Akhmetshin, et al.; N. A. Petukhov (Ed.). Series «Law in the Armed Forces - Consultant». Issue 47]. M.: Za prava voennosluzhashchikh, 2004, 304 p. [in Russian].
17. Zatelepin O. K. K voprosu o neobkhodimosti sokhraneniya aresta v otnoshenii voennosluzhashchikh kak ugolovnogo nakazaniya [On the question of the need to preserve the arrest of military personnel as a criminal punishment]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh [Right in the Armed Forces], 2005, no. 4 (tab Military penal law, 2005, no. 2, pp. 4-6). Available at: http://voenprav.ru/ doc-3178-1.htm [in Russian].
18. Kosovan O. A. Yuridicheskaya otvetstvennost' voennosluzhashchikh. Pod red. A. A. Tolkachenko [Legal liability of military personnel. A. A. Tolkachenko (Ed.)]. M.: YuNITI-DANA; Zakon i pravo, 2004, 95 p. Available at: http://lawlibrary.ru/izdanie60512.html [in Russian].
19. Stepashin V. M. Osobennosti naznacheniya spetsial'nykh nakazanii voennosluzhashchim [Features of the appointment of special military punishments]. Vestnik
Omskogo universiteta. Seriya «Pravo» [Herald of Omsk university. Series «Law»], 2011, no. 1 (26), pp. 170-175. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16558002 [in Russian].
20. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks RF ot 08.01.1997 g. № 1-FZ [Penal Code of the Russian Federation dated 08.01.1997 № 1-FZ]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1997, no. 2, Article 198. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940 [in Russian].
21. Instruktsiyapo organizatsii ispolneniya nakazanii i mer ugolovno-pravovogo kharaktera bez izolyatsii ot obshchestva, utv. Prikazom Minyusta RF ot 20.05.2009 № 142 [Instructions on the organization of execution of punishments and measures of criminal law without isolation from society, approved by the Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 142 as of May 20, 2009]. Rossiiskaya gazeta, 2009, August 14. Available at: https://rg.ru/2009/08/14/instrukciya-dok. html [in Russian].
22. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (nauchnyi proekt). N. A. Lopashenko, R. O. Dolotov, E. V. Kobzeva, K. M. Khutov; pod red. N. A. Lopashenko [Criminal Code of the Russian Federation (scientific project). N. A. Lopashenko, R. O. Dolotov, E. V. Kobzeva, K. M. Khutov; N. A. Lopashenko (Ed.)]. M.: Yurlitinform, 2019, 320 p. [in Russian].
23. Sivov V. V. Problemy naznacheniya nakazaniya v vide soderzhaniya v distsiplinarnoi voinskoi chasti [The problems of the use of punishment in the form of detention in a disciplinary military unit]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo» [Herald of Omsk University. Series «Law»], 2011, no. 2 (27), pp. 184-187. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16558129 [in Russian].
24. Panchenko S. L. K voprosu ob obosnovannosti dal'neishego funktsionirovaniya distsiplinarnoi voinskoi chasti Ministerstva oborony RF kak uchrezhdeniya, ispolnyayushchego ugolovnoe nakazanie [On the question of the validity of further functioning of the disciplinary military unit of the Ministry of Defense of the Russian Federation as an institution that executes criminal punishment]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering sciences], 2007, Vol. 74, Issue 2, pp. 225-230. Available at: http://old. izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2007/2/49.pdf [in Russian].
25. Eyvazov A. Kh. Ispolnenie nakazaniya v vide soderzhaniya v distsiplinarnoi voinskoi chasti [Execution of punishment in the form of detention in a disciplinary military unit]. Voprosy studencheskoi nauki, 2016, no. 1, pp. 48-51 [in Russian].