DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11243 АНКОСИ Муртаз Михайлович,
адъюнкт Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, e-mail: [email protected]
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ЭТНИЧЕСКИХ
ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР
Аннотация. В статье показаны криминологические особенности лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных структур. Автор отмечает, что этнические преступные сообщества и группировки являются весьма закрытым криминологическим сегментом.
Ключевые слова: преступления, этнические преступные структуры, криминологическая характеристика этнической организованной преступности.
ANKOSI Murtaz Mikhail,
the graduated in a military academy of Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation
CRIMINOLOGICAL FEATURES OF PERSONS WHO COMMIT CRIMES AS PART OF ETHNIC CRIMINAL STRUCTURES
Annotation. The article shows the criminological features of persons who commit crimes as part of ethnic criminal structures. The author notes that ethnic criminal communities and groups are a very closed criminological segment.
Key words: crimes, ethnic criminal structures, criminological characteristics of ethnic organized crime.
Глубокое изучение и познание криминологической характеристики этнической организованной преступности невозможно без рассмотрения такого важного вопроса, как субъективные особенности лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных сообществ и группировок. Вместе с тем сложность исследования такого вопроса коренится в самой этнической природе сообществ, занимающихся преступлениями. Следует согласиться с А.М. Чеченовым в том, что индивидуальная профилактика по предупреждению организованной, групповой преступности малоэффективна, если отсутствуют сведения, характеризующие личность преступника [1].
Вместе с тем, в отличие от организованной преступности, действующей на территории того или иного государства, члены которой считают себя коренными жителями, этнические преступные сообщества и группировки являются весьма закрытым криминологическим сегментом, хотя, попадая под уголовное преследование, все же представляется возможным оценить характеристики иностранных граждан, однако не в порядке индивидуальной профилактики, а в процессе претерпевания ими мер уголовно-правового харак-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
тера. А.М. Чеченов отмечает, что посредством сведений об определенном лице раскрывается комплекс определяющих его свойств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, которые и стали причиной его преступного поведения [2]. С этим можно согласиться, но при следующих условиях: если нравственное и духовное состояние человека привели его к преступному поведению.
Но возможно ли такое? И есть ли у членов организованных преступных группировок, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, нравственное и духовное состояние? Если ответить на последний вопрос в положительном аспекте, то следует констатировать у них ложное, искаженное понимание религиозной догматики, как это бывает при радикальных исламистских течениях, создавших идеологические условия для терроризма и экстремизма, но если ответить на этот вопрос в отрицательном аспекте, то следует согласиться с тем, что каждый потерпевший от тяжкого и особо тяжкого преступления признает в члене ОПГ нравственную и одухотворенную личность, скорее, наоборот. В этом смысле позицию А.М. Чеченова о нравственном, духовном состоянии члена, действующего в составе организован-
ной группировки, как причин преступного поведения, следует считать весьма уязвимой с научной точки зрения.
При оценке социально-демографической характеристики, как правило, опираются на пол, возраст, семейное положение, трудовую занятость и другие, социально статусные факторы личности преступника. По данным исследования, проведенного К.В. Кузнецовым, участниками организованных этнических преступных формирований в 96.3% случаев выступают лица мужского пола. При этом средний возраст участников таких группировок составляет 18-30 лет (72.0%), реже совершают преступления лица в возрасте 31-50 лет (16.3%), а общее количество участников этнических группировок в возрасте старше 50 лет и вовсе не превышает 4.7%.
Количество участников возрастной группы 14-18 лет составляет около 7%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне подростковой преступности среди этнических группировок [3]. При этом, по исследованиям этого же автора, 53.5% из них официально не работают и не имеют постоянного легального источника доходов, а в зарегистрированном в установленном законом порядке браке состоят лишь 37.3%. А вот по мнению А.М. Чеченова, наиболее часто преступники, участвующие в составе организованных преступных формирований, находятся в возрасте от 20 до 35 лет [4]. По нашим исследованиям, средний возраст участников этнических преступных группировок, функционирующих в Москве. составляет 18 -28 лет (всего около 63.5%), представителей таких группировок в возрасте от 28 до 50 лет - 26.8%, членов этнических преступных группировок в возрасте от 50 лет и старше насчитывается всего 5.7%, а несовершеннолетних, вовлеченных в этнические организованные преступные группировки, составляет около 4%, что не свидетельствует о высоком уровне вовлечения несовершеннолетних в ЭОПГ.
При этом необходимо отметить, что исследования проведенные автором, не сильно отличаются от тех показателей, которые по тем же признакам были проведены К.В. Кузнецовым в 2017 г., а только лишь свидетельствуют о сокращении численности молодого состава членов ЭОПГ и возрастании количества лиц среднего возраста. Вероятно, это обусловлено тем, что молодые люди больше подвержены рискам совершения необдуманных действий, что хотя и маловероятно в условиях управления ЭОПГ, однако имеют место быть, но все же они невыгодны для таких преступных группировок в плане их выявления и конспирации преступных действий [5].
К.В. Кузнецов, глубоко исследовавший проблематику этнической преступности, отмечает,
что для осужденных на основании приговора Верховного суда Республики Дагестан была характерна общая для всех приверженность радикальной исламской идеологии [6]. Однако, насколько глубоко органами предварительного следствия и судом была установлена такая приверженность? Ведь то, что говорит подозреваемый или обвиняемый, можно расценивать и как самооговор, что довольно часто встречается на практике. В отличие от современной редакции УПК РФ в УПК РСФСР закреплялась ст. 21, в соответствии с которой при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления [7].
К сожалению, данная норма утратила силу, равно как и принцип обеспечения всесторонности и объективности рассмотрения уголовных дел. К.В. Кузнецов отмечает, что нравственно-психологические признаки играют важную роль в становлении личности участников этнических преступных группировок [8]. Не оспаривая важности изучения взгляда преступника на нравственные устои общества, которые во многом отвергаются, поскольку, совершая общественно опасные деяния, особенно тяжкие, преступник с этническим признаком или иной преступник заведомо отказывается от правомерного поведения, от соблюдения законов государства, которые во многих случаях опираются, как сказал Президент РФ, на «нравственные скрепы». Следовательно, если преступник, принадлежащий к этнической группировке или какой-то еще, отказывается от соблюдения законов, соответственно, он отказывается от соблюдения норм общественного порядка, которые во многом основаны на сложившихся социальных нормах.
В этом смысле в основе нравственно-психологического состояния личности этнического преступника должно лежать изучение не только его настоящего, но и прошлого, поскольку вряд ли склонность к преступному поведению является врожденным фактором, а скорее приобретенной формой поведения в результате научения, габитуации. Сложность изучения нравственно-психологических признаков преступников, действующих в составе этнических организованных группировок, заключается в том, что анализ причин и условий, влияющих на их преступное поведение, важно проводить не в процессе их привлечения к уголовной ответственности, а в ходе мероприятий по предупреждению преступлений, совершаемых такой категорией лиц. По мнению К.В. Кузнецова, приверженность каким-либо идеалам, ценностям, социальным установкам, религи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
озным убеждениям и т.п. играет важную роль в становлении личности участников этнических группировок.
Однако возникает вопрос: перечисленные признаки влияют на становление личности как члена ОПГ, или речь идет о становлении личности вообще? Ведь в первом случае становление члена организованной преступной группы происходит под влиянием социальных норм негативного характера - т.н. уголовных традиций и обычаев, которые продолжают действовать в местах лишения свободы, а во втором случае, воспитание личности происходит под влиянием общественных установок, законов государства, которые человек должен соблюдать до тех пор, пока на него не оказывают влияние негативная, криминальная среда, уголовная субкультура со своими обычаями и традициями, с которыми государство продолжает бороться уголовно-правовыми средствами [9].
В свое время в этой области глубокие исследования были проведены проф. В.М. Анисимко-вым, который указывал, что поиск путей нейтрализации отрицательного влияния уголовных нравов, традиций и обычаев в среде лиц, лишенных свободы, является важнейшим направлением деятельности в теории и практике [10]. В этом смысле нравственно-психологические признаки субъектов этнической организованной преступности удобно изучать и во время нахождения их в местах лишения свободы, поскольку после отбытия срока наказания осужденные могут быть вовлечены в криминальное сообщество на воле, а поскольку такие характеристики сохранятся в личных делах осужденных, то сотрудники правоохранительных органов могут воспользоваться ими в целях разобщения этнических преступных группировок, поэтому так важно налаживать системное взаимодействие оперативных структур МДВ и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Между тем, в анализируемом аспекте актуализируется вопрос о взаимосвязи нравственно-психологического состояния члена этнической преступной группировки и степенью отношения к соблюдению этнических традиций и обычаев. Прежде всего, необходимо отметить, что основная масса членов ЭОПГ соблюдают этнические культурные традиции и обычаи, поскольку их соблюдение основано на факторе межэтнической коммуникации малочисленного этноса в крупном городе - мегаполисе. Это позволяет членам ЭОПГ смешиваться с остальной, законопослушной частью некоренного населения, проживающего в Москве.
К тому же отношение членов этнических преступных группировок к соблюдению национальных традиций и обычаев показывает уровень
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
индивидуального поведения,что является показателем для лидеров ЭОПГ, постоянно оценивающих такое поведение в криминальном коллективе. Совсем другое дело отношение членов ЭОПГ к соблюдению традиций и обычаев в стране проживания. Такое отношение может проявляться в игнорировании социальных норм и правил общежития, к которым иностранцы и мигранты не привыкли, содержание которых им порой непонятно. Вместе с тем, такое несоблюдение чревато межнациональными конфликтами, в результате которых могут совершаться преступления [11].
Исследование, проведенное автором, показало, что из расчета 100% около 46% лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных структур, исповедовали ту или иную религию, а соответственно, 54% таких лиц не проявляли активной позиции по отношению к вероисповеданию. В отличие от классических преступных группировок, созданных по этническому принципу, более сложная структура наблюдается в радикальных исламистских организациях. Так, «Хизбут-Тахрир», запрещенная во многих странах мира, имеет сложную и не всегда понятную структуру, представляющую собой своего рода пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: мутамад (главный руководитель в масштабах одного государства), масуль (руководитель региональной организации), мусаид (помощник масуля), накиб (руководитель города, района), помощник накиба, мушриф (руководитель одного или нескольких кружков (халакат)), шабаб (активист, уже воспринявший идеологию до конца и ставший полноправным членом организации) и дарис (член кружка, являющийся пока послушником). В Татарстане «Хизб-ут-Тахрир» появился с мигрантами из Узбекистана, одним из первых масулей был Алишер Усманов (не путать с известным крупным бизнесменом), развернувший свою деятельность в 1996 г. по приезду в Казань, начав работать в одном из местных медресе. Поскольку организация в нашей стране была признана террористической и запрещена только в 2003 г. решением Верховного Суда РФ, то длительное время Усманов осуществлял свою деятельность вполне легально [12]. Что касается численности членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казани, то на сегодняшний день на учете в полиции состоят «более 140 человек из группировки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». При этом неизвестно, принимаются ли по отношению к ним какие-то меры. По некоторым данным, однако требующим проверки, численность членов и сочувствующих «Хизб-ут-Тахрир» во всем Татарстане составляет 400 человек [13].
Коренные жители российской столицы не раз высказывались о несоблюдении иностранными гражданами, прибывающими из стран СНГ,
социальных норм, принятых в московском обществе. Более того, своими национальными традициями и обычаями иностранные граждане и мигранты порой создают конфликтогенную ситуацию в Москве, которая обосновано вызывает возмущение в политической и общественной среде крупного мегаполиса. Так, в 2018 г. столичной полицией были задержаны девять автомобилей и 15 человек, представителей дагестанской диаспоры, которые в центре Москвы производили выстрелы из автоматического оружия в честь свадьбы одного из членов общины. Аналогичные ситуации встречаются и в других городах, но вовсе не одобряются коренными жителями городов и поселков, а наоборот, свидетельствуют о наличии у представителей этнических обществ оружия, возможно находящегося в незаконном обороте либо незарегистрированного в установленном порядке [14].
Это и многое другое свидетельствует в пользу культурологического аспекта правопони-мания в этнической среде граждан, проживающих на территории Москвы, а в контексте настоящего исследования о вопросе когнитивной характеристики лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных структур, исследование которой дает возможность понять интеллектуальный и культурный уровень таких субъектов.
По данным исследования, полученного автором в результате изучения 100 уголовных дел, возбужденных в отношении активных членов ЭОПГ, функционировавших на территории Москвы, большинство членов таких группировок - 89.6% имели лишь основное среднее или среднее профессиональное образование. 6.3% представителей таких группировок обучались в высших учебных заведениях, а 4.1% имели оконченное высшее образование. Эти показатели свидетельствуют в пользу фактора недостаточного интеллектуального и, соответственно, правового культурного уровня членов этнических организованных преступных группировок.
Вместе с тем, при анализе конкретных этнических преступных группировок следует констатировать, что имеются определенные различия [15]. Так, если в составе армянского преступного сообщества наблюдается более высокий уровень профессионального образования членов ЭОПГ, то в азербайджанской криминальной среде этот показатель в 2 раза ниже, что, хотя и косвенно, свидетельствует о различиях в криминальной направленности таких сообществ, в тех преступлениях, которые они совершают [16]. Как уже было отмечено выше, армянские преступные группировки в отличие от азербайджанских при разновидности
совершаемых преступлений специализируются на финансовых преступлениях, а это, как известно, требует определенных знаний, которые могут быть получены в высших учебных заведениях. По исследованиям, проведенным К.В. Кузнецовым, из осужденных на основании приговора Ногайского районного суда Республики Дагестан от 27.10.2015 г. по делу № 1-10/2015 за совершение преступлений, предусмотренных п. «а», «б» и «в» ч. 4 ст. 158, ч. 1 ст. 215.3 УК РФ, из 13 участников этнической группировки, специализирующейся на хищении нефтепродуктов, высшее образование имел лишь один член группы, в то время как у остальных 12 участников группировки было неполное среднее или основное среднее образование [17].
Данные показатели подчиняются логике теории относительности, поскольку при анализе когнитивной характеристики лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных структур, следует учитывать такой важный фактор, как специализация преступной группировки. Если преступная группировка специализируется на экономических преступлениях, то очевидно, что показатель образованности ее членов может иметь высокий показатель. Сами же лидеры ЭОПГ заинтересованы не столько в количественных, сколько в качественных, интеллектуальных показателях преступного сообщества, поскольку от этого зависит как длительность существования группировок, так и успешность осуществления ими преступных замыслов, особенно в экономической и финансово-бюджетной сферах [18].
При анализе когнитивной характеристики лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных структур, как представляется, имеет значение уровень воспитания членов ЭОПГ, а именно то, в каких условиях воспитывался человек, в полной, неполной семье, получал ли он образование в сельской или городской школе либо вообще обучался на дому, например, в сельском ауле, на территории какого региона происходило формирование личности члена ЭОПГ, и в какой период обучения он мигрировал на территорию Москвы, например, до 5 класса обучался в Дагестане, а после переехал в Москву и уже в московской школе получил среднее общее образование. Уровень воспитания и семейное положение хотя и относится больше к социально-демографической характеристике личности преступника, все же сильно взаимосвязаны с интеллектуальным состоянием человека, его отношением к соблюдению правопорядка и законов, установленных в государстве. С этой позиции имеет значение характеристика правового статуса лиц, совершающих преступления в составе
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
этнических преступных структур. По данным, полученным автором статьи, в результате исследования наличия судимостей членов этнических преступных группировок оказалось, что 67.9% активных членов ЭОПГ имели неснятые и непогашенные судимости, а 32.1% - судимостей не имели. Такой высокий показатель отсутствия судимостей членов ЭОПГ объясняется фактором обновления составов преступных группировок, а также тем, что не имеющие уголовного прошлого члены ЭОПГ не создают те риски выявления и обезвреживания преступного сообщества, которые могут создавать лица, уже привлекавшиеся к уголовной ответственности и которые, естественно, находятся в поле зрения оперативных структур правоохранительных органов [19].
При этом выявилось, что в составе ЭОПГ присутствует 32.6% лиц, имеющих две и более судимостей. Исследование также позволило установить, что 27.2% лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных группировок, имели зарегистрированный брак, а 14.6% проживали в гражданском браке, 58.2% не состояли в брачных отношениях. По данным исследования И.Х Касаева, осуждённые участники этнических преступных группировок в 48% - исполнители, 40% - пособники и только 12% - организаторы, мы можем предположить, что организаторы этнических преступных группировок всё чаще привлекают в свои ряды на роль исполнителей и пособников лиц с криминальным прошлым [20].
В процессе изучения материалов уголовных дел в отношении членов этнических организованных преступных группировок выявилось, что 73.8% подвергшихся исследованию лиц не имели постоянного места работы по трудовым договорам, а 21.2% имели такую постоянную работу. Здесь необходимо отметить, что если бы такому исследованию подвергались не лица, действовавшие с составе этнических организованных преступных группировок, а этнические мигранты, иностранные граждане, приехавшие в Москву для поиска лучшей жизни, то процентное соотношение в части постоянного места работы было бы другое, поскольку иностранные граждане в основном устраиваются на работу либо по договору подряда, либо по срочному трудовому договору, но, конечно, значительно реже [21]. Лица же, вовлеченные в этническую организованную преступность, либо не трудоустроены вообще, либо предоставляют документы о постоянном месте работы от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, когда это требуется при расследовании в отношении них уголовных дел, с целью смягчения наказания, в основном при совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
По данным официальной статистики, в городе Москве 24% мигрантов трудоустроены в сфере строительства, 13% - заняты в сфере услуг, 5% - в сфере обрабатывающей промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 22% - в сфере оптовой и розничной торговли, 3% - в сфере транспорта и связи, 26% - в иных отраслях московской экономической конъюнктуры [22]. Исследование также позволило установить, что из расчета 100% исследованных уголовных дел 67.4% лиц, совершающих преступления в составе этнических преступных сообществ и группировок, не имели российского гражданства, 32.6% преступников относились к категории лиц без гражданства [23]. По мнению МВД России, профилактика нарушений миграционного законодательства, а также противодействие нелегальной миграции являются одними из основных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с этнической организованной преступностью.
Список литературы:
[1] Чеченов А.М. Характеристика личности членов организованных преступных групп // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 19. - С. 101.
[2] Чеченов А.М. Характеристика личности членов организованных преступных групп // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 19. - С. 101.
[3] Кузнецов К.В. Личность участника организованного этнического преступного формирования: криминологическая характеристика и некоторые подходы к типологии // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017.
- Т. 2 (4). - С. 67.
[4] Чеченов А.М. Характеристика личности членов организованных преступных групп // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 19. - С. 102.
[5] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).
- С. 71 - 75.
[6] Кузнецов К.В. Личность участника организованного этнического преступного формирования: криминологическая характеристика и некоторые подходы к типологии // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017.
- Т. 2 (4). - С. 67.
[7] Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР - 1960. - № 40. - Ст. 592.
[8] Кузнецов К.В. Личность участника организованного этнического преступного формирова-
ния: криминологическая характеристика и некоторые подходы к типологии // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017.
- Т. 2 (4). - С. 67.
[9] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.
[10] Анисимков В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук.
- М. - Саратов, 1998. - С. 12.
[11] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. - 2018.
- № 5 (124). - С. 58 -61.
[12] Исламский законовед будет сидеть // Время и Деньги (Казань). - 2005. - 2 июня.
[13] В Казани объявили, что 140 членов «Хизб ут-тахрир» стоят на учете // ИА REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1598205.html
[14] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник СГЮА. - 2018. - № 6 (125). - С. 98 - 105.
[15] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф. / Ингушский гос. ун-т. - 2017.
[16] Саламов А.Х., Шогенов В.Н., Кумышева Ю.А. и др. Получение, свойства и применение полиэфиркетонов // Известия Кабардино-Балкарского гос. ун-та. - 2015. - Т. 5. - № 6. - С. 82 - 86.
[17] Кузнецов К.В. Личность участника организованного этнического преступного формирования: криминологическая характеристика и некоторые подходы к типологии // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017.
- Т. 2 (4). - С. 67.
[18] Дугиева А.Я., Аушева И.А., Арчакова Р.Д. и др. Современные требования к качеству дизельных топлив и методы его улучшения: сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 163 - 167.
[19] Каллагов Т.Э. Задачи и функции муниципальной службы в Российской Федерации // Правозащитник. - 2013. - № 2. - С. 6.
[20] Касаев И.Х. Криминологические особенности участников этнических преступных группировок // Информационная безопасность регионов.
- 2011. - № 1 (8).
[21] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 3. - С. 128 - 130.
[22] Гандалоев Р.Б., Богатырев Я.А. Теоретические основы продовольственной безопасности
// Социально-гуманитарное обозрение. - 2019. - № 2. - С. 21 - 27.
[23] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф. / Ингушский гос. ун-т. - 2017.
Spisok literatury:
[1] Chechenov A.M. Harakteristika lichnosti chlenov organizovannyh prestupnyh grupp // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 19. - S. 101.
[2] Chechenov A.M. Harakteristika lichnosti chlenov organizovannyh prestupnyh grupp // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 19. - S. 101.
[3] Kuznecov K.V. Lichnost' uchastnika organ-izovannogo etnicheskogo prestupnogo formirovaniya: kriminologicheskaya harakteristika i nekotorye pod-hody k tipologii // Uchenye zapiski Kazanskogo yurid-icheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - T. 2 (4). - S. 67.
[4] Chechenov A.M. Harakteristika lichnosti chlenov organizovannyh prestupnyh grupp // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 19. - S. 102.
[5] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). -S. 71 - 75.
[6] Kuznecov K.V. Lichnost' uchastnika organ-izovannogo etnicheskogo prestupnogo formirovaniya: kriminologicheskaya harakteristika i nekotorye pod-hody k tipologii // Uchenye zapiski Kazanskogo yurid-icheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - T. 2 (4). -
S. 67.
[7] Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR\" (utv. VS RSFSR 27.10.1960) // Vedomosti VS RSFSR. - 1960. - № 40. - St. 592.
[8] Kuznecov K.V. Lichnost' uchastnika organ-izovannogo etnicheskogo prestupnogo formirovaniya: kriminologicheskaya harakteristika i nekotorye pod-hody k tipologii // Uchenye zapiski Kazanskogo yurid-icheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - T. 2 (4). - S. 67.
[9] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuve-nal'noj yusticii. - 2006. - № 4. - S. 29 - 32.
[10] Anisimkov V.M. Kriminal'naya subkul'tura i ee nejtralizaciya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah Rossii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M. - Saratov, 1998. - S. 12.
[11] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik SGYuA. - 2018. - № 5 (124). - S. 58 -61.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
[12] Islamskij zakonoved budet sidet' // Vremya i Den'gi (Kazan'). - 2005. - 2 iyunya.
[13] V Kazani ob"yavili, chto 140 chlenov «Hizb ut-tahriD> stoyat na uchete // IA REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1598205.html
[14] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolnomochennyh licah komissij po delam nesover-shennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik SGYuA. -2018. - № 6 (125). - S. 98 - 105.
[15] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf. / Ingushskij gos. un-t. - 2017.
[16] Salamov A.H., Shogenov V.N., Kumysheva Yu.A. i dr. Poluchenie, svojstva i primenenie poliefir-ketonov // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gos. un-ta. - 2015. - T. 5. - № 6. - S. 82 - 86.
[17] Kuznecov K.V. Lichnost' uchastnika organ-izovannogo etnicheskogo prestupnogo formirovaniya: kriminologicheskaya harakteristika i nekotorye pod-hody k tipologii // Uchenye zapiski Kazanskogo yurid-icheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - T. 2 (4). - S. 67.
[18] Dugieva A. Ya., Ausheva I.A., Archakova R.D. i dr. Sovremennye trebovaniya k kachestvu dizel'nyh topliv i metody ego uluchsheniya: sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy region-al'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 163 - 167.
[19] Kallagov T.E. Zadachi i funkcii municipal'noj sluzhby v Rossijskoj Federacii // Pravozashchitnik. -2013. - № 2. - S. 6.
[20] Kasaev I.H. Kriminologicheskie osoben-nosti uchastnikov etnicheskih prestupnyh gruppiro-vok // Informacionnaya bezopasnost' regionov. - 2011. - № 1 (8).
[21] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. -2020. - № 3. - S. 128 - 130.
[22] Gandaloev R.B., Bogatyrev Ya.A. Teoret-icheskie osnovy prodovol'stvennoj bezopasnosti // Social'no-gumanitarnoe obozrenie. - 2019. - № 2. - S. 21 - 27.
[23] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf. / Ingushskij gos. un-t. - 2017.
ЮРКОМПАНИ
www. law- books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020