МУРТАЗ Михайлович Анкоси,
адъюнкт Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя,
e-mail: [email protected]
БОРЬБА С ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТЬЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В ГОРОДЕ МОСКВА
Аннотация. Одним из важнейших направлений политики любого государства остается борьба с преступностью, в том числе, организованной этнической преступностью.Дан-ная преступная деятельность не ограничивается границами Российской Федерации. Феномен организованной преступности присущ не только как совершения конкретных преступных деяний, сколько, как само становления преступного сообщество (преступной организации) или преступных групп их существование.
Ключевые слова: этническая организованная преступность, социальный контроль, социальная следа, преступление, межнациональные отношения, закон.
MURTAZ Mikhail Ankosi,
the graduated in a military academy of the Moscow University
of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V.Ya. Kikotya
COMBATING ETHNIC CRIME AS A FORM OF ORGANIZED CRIME
IN MOSCOW
Annotation.One of the most important policies of any State remains the fight against crime, including organized ethnic crime. This criminal activity is not limited to the borders of the Russian Federation. The phenomenon of organized crime occurs not only as the commission of specific criminal acts, but as the very formation of a criminal association (criminal organization) or criminal groups their existence.
Key words: ethnic organized crime, social control, social trace, crime, inter-ethnic relations,
law.
Ученые разных стран при изучении такого феномена как «организованная преступность», пришли к единому мнению о том, что невозможно разработать эффективный метод, найти эффективные законодательные нормы по противодействию организованному криминалитету не уяснив его сущность и не зафиксировав его в конкретном понятии. Определения организованной преступности - это крайне важно для законодателя, только тогда можно будет криминализировать все структуры организованной преступности. Достичь цели привлечения к уголовной ответственности высших руководителей: преступных сообществ, преступных организаций, корпораций, а также «теневых» руководителей преступного мира[11].
Криминальный феномен в ходе своего развития стал развиваться по нескольким направлениям: Первое направление - получение максимальной выгоды от преступной деятельности (сюда также можно отнести как коррупцию, так и совершения разного рода преступных деяний).
Второе направление - обеспечение максимальной безопасности по отношению к государственному преследованию. В отличие от первого направления, сюда помимо коррупции необходимо добавить легализацию преступной деятельности. Развития «организованной преступности» по этим векторам направления привело к образованию своеобразного криминального мира[18].
Организованная группа может объединиться для совершения неоднократных преступлений легких или средней тяжести, при этом, во главе группы иметь руководителя, обладать устойчивостью, сплоченностью иметь внутригрупповые нормы поведения, общие материально-финансовые средства для осуществления своей преступной деятельности, т.е. обладать всеми характерными признаками и элементами преступного сообщества (преступной организации), но при этом их преступная деятельность будет направлена на совершения не обязательно тяжких или особо тяжких преступлений. Также необходимо проектирование и создание федеральных целе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
вых программ, цель которых будет направлена на профилактику и предупреждение создания организованных преступных сообществ (преступных организаций), организованных групп и т.д.[19] Целесообразно, по мнению диссертанта, создать программу упреждающего действия для всех форм и видов организованной преступности, во взаимодействии государство и общественных организаций всех уровней[11].
В настоящее время все большее число криминологов склоняются к тому, что борьба с преступностью должна выражаться не в ужесточении санкций, а в профилактике преступного поведения. Нужно не допускать, а по возможности предупреждать совершение преступлений и, тем самым, предотвращать наступление негативных последствий[13].
Проблема этнических группировок в структуре организованной преступности является малоизученной в науке силу ряда причин. Этнические преступные формирования представляют собой группы, сообщества (организации), специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью ее национального состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение[8].Без создания нации невозможно современное демократическое обще-ство[9]. Другое дело, что в составе нации может оказаться не один, а несколько народов. Возьмем пример Швейцарии, население которой говорит на четырех языках - немецком, французском, итальянском, ретороманском - и, тем не менее, представляет собой единую швейцарскую нацию[10].
Эффективность предупреждения преступности на основе и в правовом поле социального развития; муниципальных образований, регионов, республик, краев и трудовых коллективов, а также профилактика преступлений - это задача всего общества и всех органов Российской Федерации, решаемая различными экономическими, политическими и правовыми методами и способами, специально направленными на ликвидацию причин преступлений, а также условий, способствующих их совершению[7].
Криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики. Данную профилактику проводят дознаватели, следователи работники уголовно-розыскных отделов полиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты, специалисты. Для того, чтобы выполнить данные профилактические
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
задачи, необходимы, как минимум, определенные условия: профилактические меры по предупреждению преступности должны быть эффективными, необходимо применять их своевременно и профессионально обученными и подготовленными кадрами, данных ведомств и структур[14].
Анализ уголовного законодательства, на основе которого ведется противоборство с «криминальным миром», показывает, что совершение любого незаконного деяния предусмотренного действующими нормами Уголовного кодекса РФ может осуществляться организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями)[7].
Значительная часть организованных преступных групп в Москве носит этнический характер, создается по земляческому принципу, что делает такие преступные группы более устойчивыми, связанными круговой порукой. Бороться с такой преступностью крайне сложно[21]. Например, за период 1998-2013 гг. количество преступлений, совершенных в Москве этническими группами, увеличилось вчетверо[20].
Одной из особенностей этнической преступности является ее значительная распространенность в городах федерального значения (город Москва, город Санкт-Петербург и город Севасто-поль)[17]. Разумеется, этническая преступность должна учитываться и в уголовном законодательстве. В первую очередь это относится к Уголовному кодексу РФ от 24 мая 1996 г., введенном в действие с 1 июля 1997 г. Фактическое существование этнической преступности необходимо учитывать и в законодательстве городов федерального значения[17].
Таким образом, несмотря на условность термина «этническая преступность» его необходимо рассматривать в качестве разновидности организованной преступности. Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, этническая преступность представляет совокупность преступлений, совершаемых участниками организованных групп по этническому признаку и на определенной территории[2]. Во-вторых, этническая преступность, как правило, присуща городам федерального значения. В-третьих, в законодательстве городов федерального значения необходимо принимать во внимание особенности этнической преступности и выделять финансовые и организационные ресурсы для противодействия ей[3].
Следует отметить, что наблюдается взаимосвязь причин и условий миграции с причинами и условиями конкретной преступной деятельности. Так, причины и миграции, и совершения конкретного преступления в данном случае - эконо-
мические[16]. Условиями же миграции являются следующие обстоятельства:
1) установление уголовной ответственности за совершение определенного деяния на территории страны. Например, в Китае введен мораторий на вырубку своих лесов, а за убийство одного амурского тигра возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет (ст. 341 УК КНР). В РФ совершение аналогичного деяния повлечет лишь наложение штрафа. Незаконный оборот наркотических средств с целью получения прибыли по УК КНР карается смертной казнью (ст. 347 УК КНР), по УК РФ совершение аналогичного деяния повлечет как максимум лишение свободы, причем на довольно небольшой срок[1].
Как отмечают Г. Глонти и Г. Лобжанидзе: «В 1982 году, в Тбилиси, (Грузия) состоялась большая сходка воров, на которой обсуждались вопросы необходимости трансформации воровского сообщества в современном мире и увеличении участия воров в экономической и политической жизни в СССР. Автором этого проекта выступал известный «вор в законе» из Грузии: Джаба Иоселиани. Данную позицию поддержали другие грузинские и кавказские криминальные авторитеты, что было вполне объяснимым явлением. В Грузии уже тогда сложилась ситуация тесного взаимодействия преступных кланов с региональной правительственной иерархией. В республике процветали взяточничество и другие виды коррупции и государственные чиновники по существу являлись структурными звеньями преступного сооб-щества»[5].
В общей массе миграционной преступности - и по России, и в Москве и Санкт-Петербурге -все эти составы зарегистрированы.
Преступления этнических группировок в Москве:
Азербайджанские- наркобизнес, мошенничество, валютные операции, грабежи автомобилей.
Армянские- заказные убийства, разбойные нападения, банковские махинации.
Грузинские - поставщик воров в законе, грабежи, вымогательство, финансовые махинации.
Татарские- грабежи, заказные убийства, вымогательство.
Чеченские- вымогательство, торговля оружием, разбой.
Таджики- доставка наркотиков[23].
В настоящее время, как точно отмечает Я.И. Гилинский, осознается «кризис наказания», кризис уголовной политики и уголовной юстиции, кризис полицейского контроля. Действительно, криминологи все чаще акцентируют внимание на том, что репрессия видимых результатов по снижению
уровня преступности не дает, в связи, с чем можно сделать вывод, что общая превенция неэффективна. Также относительно стабилен уровень рецидива, что свидетельствует о неэффективности частной превенции. Более того, длительное нахождение в местах лишения свободы не исправляет илиперевоспитывает осужденных, а скорее негативно влияет на психику и нравственность человека[4].
Предупреждение совершения преступлений и их профилактика невозможна без объяснения причин преступности, которые кроются как в психологии конкретного лица, так и социально-экономическом и политическом состоянии государства, поэтому борьба с преступностью должна проводиться комплексно на всех этих уровнях[12]. Но все же, вне зависимости от причин, каждое преступление совершено конкретным лицом и именно личность преступника представляет собой общественную опасность. Общественная опасность личности выражает потенциальную возможность выбора лицом преступного поведения, которая понимается как внутренняя предрасположенность к совершению индивидом преступных деяний[22].
Возникает необходимость проработки мер эффективного оперативно-розыскного противодействия группам осужденных отрицательной направленности, сформированных по этническому принципу. Успешным решением данной задачи может послужить наличие комплексного подхода к документированию действий отдельных лиц из этнической группы осужденных отрицательной направленности с учетом психологических особенностей, выбора объектов оперативной проверки или разработки[15].
Документирование преступной деятельности этнических преступных групп осужденных в исправительных учреждениях должно осуществляется путем сбора информации как гласно, так и с использованием негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности с обязательным проведением специальных технических мероприятий[6].
К наиболее применяемым негласным методам документирования противоправной деятельности этнических групп осужденных в условиях исправительных учреждений можно отнести содействие органам, осуществляющим ОРД, ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ Об ОРД), и проведение оперативно-розыскных мероприятий с применением специальных технических средств, предусмотренных п. 6, 10, 11 ч. 1 ст. 6 ФЗ Об ОРД, направленных на получение сведений, подтверждающих преступную деятельность[9].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Предупреждение деятельности этнических групп экстремистской идеологии в местах лишения свободы должно осуществляться как массово, так и индивидуально с помощью профилактических мероприятий воспитательного характера среди осужденных с привлечением общественных организаций; организации оперативно-розыскных мероприятий, нацеленных на выявление активных членов религиозных объединений и групп экстремистской идеологии, оказывающих негативное влияние на осужденных[19].В настоящие время даже представители законодательной власти признают необходимость создания в Российской Федерации ведомства, направленного на борьбу с организованной преступностью. В данное время борьбу с организованной преступностью ведут Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, другие правоохранительные органы[16].
Список литературы:
[1]Анжиров И.В. Структурные особенности и специфика деятельности этнических преступных сообществ в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 7-12.
[2] Анкоси М.М. О допустимости обособления этнической преступности в городах федерального значения Российской Федерации // 1^етайопаиоита1 "CrimmalprocedureproЫemsofth eoryandpractice". 2019. № 1.
[3] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119- 123.
[4] Гилинский Я.И. Некоторые тенденции мировой криминологии // Российский ежегодник уголовного права. СПбГУ, 2013. № 6. С. 8-31.
[5] Глонти Г., Лобжанидзе Г. Профессиональная преступность в Грузии (воры в законе). Тбилиси, 2004. С. 37.
[6] Горяинов, К.К., Хромов, И.Л. Этническая преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение // Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы: тезисы международной научно-практической конференции 28-29 октября 2004 г. - Рязань, 2004.
[7] Гриб В.Т. Организованная преступность -различные подходы к ее пониманию // Государство и право . - 2007. N 1. С. 7.
[8] Зюков А.М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп. Автореф. дисс... канд. юрид. наук, Рязань, 2005 г.
[9] Касаев И.Х. Виктимологическая характеристика пострадавших от деятельности этниче-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
ских преступных группировок // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 1 (23). С. 98-102.
[10] Кондратенко Ю.В. Криминологическая характеристика этнической организованной преступности // Бизнес в законе. 2008. № 1. С. 295296.
[11] Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М.: Норма; Инфра-М,2010. С. 1008.
[12] Кузьмина Н.В. Этническая преступность как предмет криминологического и уголовно-правового изучения: вопросы становления теории // Российский следователь. 2010. № 5. С. 25-28.
[13] Курташев В.Н. Психологический механизм юридической деятельности (личностный аспект). Ярославль: ЯрГУ. 2010. С. 23-24.
[14] Номоконов В.А. Борьба с преступными организациями: американский опыт и российские реалии // Криминологический журнал. 2014. № 4. С. 46- 53.
[15] Оганесян, С.С. Истоки правового нигилизма нашего народа // Представительная власть. - 2011. - № 5-6.
[16] Олимпиев А.Ю. Криминальный оборот наркотиков как одна из разновидностей организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 116-118.
[17] Олимпиев А.Ю.О субъектах дознания в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 231-233.
[18] Олимпиев А.Ю., Адмиралова И.А. Роль ОБСЕ в совершенствовании механизма борьбы с торговлей людьми на международном уровне // Административное и муниципальное право. 2013. № 5 (65). С. 401-403.
[19] Олимпиев А.Ю., Гаврюшкин Ю.Б. Противодействие посредничеству во взяточничестве в истории России и законодательстве зарубежных стран // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 89-98.
[20] Таких гостей нам не надо. Этническая преступность в Москве выросла в четыре раза // Российская газета - Федеральный выпуск № 69(6341). 26.03.2014.
[21] Тимина Т.Н., Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А. Проблемы мониторинга этнической преступности в Санкт-Петербурге // Криминалистика, криминология, ОРД. 2016. № 4 (72). С. 138-143.
[22] Толкачев С.П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература // ИГП «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1. С. 1-12.
[23] Этническая парадигма уголовной политики / А.М. Зюков. Владимир: ИП Журавлева, 2009.
Spisok literatury:
[1] Anzhirov I.V. Strukturnye osobennosti i specifika deyatel'nosti etnicheskih prestupnyh soobshchestv v sovremennoj Rossii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2010. № 1. S. 7-12.
[2] Ankosi M.M. O dopustimosti obosobleniya etnicheskoj prestupnosti v gorodah federal'nogo znacheniya Rossijskoj Federacii // International Journal "Criminal procedure problems of theory and practice". 2019. № 1.
[3] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5. S. 119- 123.
[4] Gilinskij YA.I. Nekotorye tendencii mirovoj kriminologii // Rossijskij ezhegodnik ugolovnogo prava. SPbGU, 2013. № 6. S. 8-31.
[5] Glonti G., Lobzhanidze G. Professional'naya prestupnost' v Gruzii (vory v zakone). Tbilisi, 2004. S. 37.
[6] Goryainov, K.K., Hromov, I.L. Etnicheskaya prestupnost' v mestah lisheniya svobody i ee preduprezhdenie // Reforma ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy: tezisy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 28-29 oktyabrya 2004 g. - Ryazan', 2004.
[7] Grib V.T. Organizovannaya prestupnost' -razlichnye podhody k ee ponimaniyu // Gosudarstvo i pravo . - 2007. N 1. S. 7.
[8] Zyukov A.M. Kriminologicheskaya harakteristika prestuplenij, sovershaemyh predstavitelyami raznyh etnicheskih grupp. Avtoref. diss... kand. yurid. nauk, Ryazan', 2005 g.
[9] Kasaev I.X. Viktimologicheskaya harakteristika postradavshih ot deyatel'nosti etnicheskih prestupnyh gruppirovok // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2013. № 1 (23). S. 98-102.
[10] Kondratenko YU.V. Kriminologicheskaya harakteristika etnicheskoj organizovannoj prestupnosti // Biznes v zakone. 2008. № 1. S. 295296.
[11] Kriminologiya: Uchebnik / Pod red. A.I. Dolgovoj. M.: Norma; Infra-M,2010. S. 1008.
[12] Kuz'mina N.V. Etnicheskaya prestupnost' kak predmet kriminologicheskogo i ugolovno-pravovogo izucheniya: voprosy stanovleniya teorii // Rossijskij sledovatel'. 2010. № 5. S. 25-28.
[13] Kurtashev V.N. Psihologicheskij mekhanizm yuridicheskoj deyatel'nosti (lichnostnyj aspekt). YAroslavI': YArGU. 2010. S. 23-24.
[14] Nomokonov V.A. Bor'ba s prestupnymi organizaciyami: amerikanskij opyt i rossijskie realii // Kriminologicheskij zhurnal. 2014. № 4. S. 46- 53.
[15] Oganesyan, S.S. Istoki pravovogo nigilizma nashego naroda // Predstavitel'naya vlast'. - 2011. -№ 5-6.
[16] Olimpiev A.YU. Kriminal'nyj oborot narkotikov kak odna iz raznovidnostej organizovannoj prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 3. S. 116-118.
[17] Olimpiev A.YU. O sub"ektah doznaniya v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 1. S. 231-233.
[18] Olimpiev A.YU., Admiralova I.A. Rol' OBSE v sovershenstvovanii mekhanizma bor'by s torgovlej lyud'mi na mezhdunarodnom urovne // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 5 (65). S. 401-403.
[19] Olimpiev A.YU., Gavryushkin YU.B. Protivodejstvie posrednichestvu vo vzyatochnichestve v istorii Rossii i zakonodatel'stve zarubezhnyh stran // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4. S. 89-98.
[20] Takih gostej nam ne nado. Etnicheskaya prestupnost' v Moskve vyrosla v chetyre raza // Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk № 69(6341). 26.03.2014.
[21] Timina T.N., Kudryashova G.N., Saharova T.A. Problemy monitoringa etnicheskoj prestupnosti v Sankt-Peterburge // Kriminalistika, kriminologiya, ORD. 2016. № 4 (72). S. 138-143.
[22] Tolkachev S.P. Mul'tikul'turalizm v postkolonial'nom prostranstve i kross-kul'turnaya anglijskaya literatura // IGP «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2013. № 1. S. 1-12.
[23] Etnicheskaya paradigma ugolovnoj politiki / A.M. Zyukov. Vladimir: IP ZHuravleva, 2009.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019