Научная статья на тему 'Криминологические аспекты изучения современных средств массовой информации и их влияния на преступность'

Криминологические аспекты изучения современных средств массовой информации и их влияния на преступность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3650
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / CRIME / CRIMINALITY / PREVENTION / MASS MEDIA / CRIMINOLOGICAL RESEARCHES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виневский Владимир Николаевич

В статье рассматриваются теоретические основы изучения средств массовой информации в качестве объекта криминологического исследования. Раскрываются направления и уровни исследования взаимосвязи средств массовой информации и преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF MODERN MASS MEDIA AND THEIR INFLUENCE ON CRIMINALITY

The article deals with theoretical basis of a survey of the mass media as an object of criminological research. Reveal the direction and levels of research the relationship of the mass media and crime.

Текст научной работы на тему «Криминологические аспекты изучения современных средств массовой информации и их влияния на преступность»

В.Н. Виневский,

ГУ МВД России по Краснодарскому краю

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF MODERN MASS MEDIA AND THEIR INFLUENCE ON CRIMINALITY

В статье рассматриваются теоретические основы изучения средств массовой информации в качестве объекта криминологического исследования. Раскрываются направления и уровни исследования взаимосвязи средств массовой информации и преступности.

The article deals with theoretical basis of a survey of the mass media as an object of criminological research. Reveal the direction and levels of research the relationship of the mass media and crime.

Средства массовой информации выступают одним из ведущих общественных институтов и оказывают особое влияние на все сферы: поли -тику, экономику, образование, религию, пре-ступность и т .д. Культура общества формиру -ется, распространяется, развивается и сохраня -ется с помощью средств массовой информа-ции. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий действительности, прохо-дящих через сознание человека и формирую -щих тип личности, также осуществляется через средства массовой информации.

Средства массовой информации (печатные, телевизионные, радийные, электронные) высту-пают ведущими проводниками массовой культу -ры и оказывают существенное воздействие на формирование личности. Они устанавливают особую коммуникационную связь с обществом, транслируя информацию, формируя общественное мнение, стереотипы и установки личности, минуя традиционные общественные институты: семью, школу, церковь, политические партии.

Потенциал средств массовой информации как носителя криминогенных детерминантов и как антикриминогенного фактора крайне велик. В современных условиях средства массовой информации являются ведущим социальным ин-ститутом, способным обеспечить как защиту и развитие культурного идеала, так и его разрушение и деформацию.

Столь сложный феномен, тесно связанный со всеми аспектами общественной жизни, не может оставаться в стороне от криминологической науки. Средства массовой информации даже в са -мом общем смысле априори обладают криминогенным и антикриминогенным потенциалом.

Задача криминологии как науки состоит в том, чтобы выявить этот потенциал, определить,

какие морфологические и функциональные составляющие средств массовой информации обладают наибольшим криминогенным и антикри -миногенным потенциалом, и выработать меры, направленные на нейтрализацию криминогенных факторов (сведение их к минимуму) и развитие факторов антикриминогенных, придание им дополнительного потенциала.

Не смотря на имеющие ся до стижения в о бл асти криминологического исследования средств массовой информации, данные проблемы по-прежнему остаются недостаточно разработанными.

Криминологией должны познаваться закономерности влияния средств массовой информации на преступность и эффективность ее преду -преждения, на качество правоохранительной деятельности и обратного воздействия преступ-ности на средства массовой информации. Для выявления указанных тенденций и закономерностей важно дать криминологическую оценку различным составляющим средств массовой информации, познать их криминогенные и анти-криминогенные свойства.

В рамках такого познания важно правильно оценить характер процессов, происходящих в сфере массовых коммуникаций. Закономерности, которые на первый взгляд могут показаться деструктивными, в реальности, возможно, отражают лишь динамику и модернизацию средств массовой информации (более того, их оценка как деструктив -ных возможна лишь при условии наличия неких абсолютных, вечных ценностей, существование и содержание которых в современном обществе — не аксиома, а теорема, требующая доказательств). Представляется, что вектор криминологического анализа средств массовой информации должен быть направлен не только на противопоставления и выявление их криминогенного потенциала, но и на

сглаживание противоречий, использование динамики средств массовой информации в организации социально-правового контроля над преступностью.

Полагаем, что речь следует вести о разработке принципиально новых коммуникационных меха -низмов предупреждения преступности, а главное

— об использовании возможностей современных средств массовой информации для формирования новых свойств и качеств личности. Следует не столько ограждать человека от «деструктивного воздействия», сколько формировать у него дейст -венные механизмы противостояния этому воздействию, способность к осознанному выбору в массе разнообразных информационных образцов и ответственности за свой выбор.

Рассматривая средства массовой информации в качестве объекта криминологического исследования, можно выделить основные направления их изучения в криминологическом аспекте.

Во-первых, необходим анализ роли средств массовой информации в системе криминологической детерминации. Проблема причин преступности — центральная и самая сложная из всех криминологических проблем. В ней, как в фокусе, соединяются элементы экономики и социальной психологии, юриспруденции и политики, научной теории и социальной практики. Значение теории причинности определяется тем, что, раскрыв причины преступности, становится возможным разработать и осуществить эффективные меры борьбы с этим негативным явлением [1].

В криминологической литературе вопрос о разграничении таких категорий, как причины, условия и факторы преступности, является крайне дискуссионным [2—4]. Компоненты средств массовой информации, несущие в себе преимущественно криминогенный потенциал, в различных условиях могут выступать в качестве криминогенных факторов, условий, причин преступности и ее следствия. «Причина и следствие в таких случаях выступают в единстве, взаимно заменяют друг друга, порой даже не различаются» [4. — С. 194].

Причины преступлений представляют собой совокупность биосоциальных и духовных характеристик индивидов, проявляющихся при определенных обстоятельствах в поведенческих установках, детерминирующих их преступное поведение. Причина поведения человека, и преступного в том числе, коренится в его личности [5].

Если личность человека, его побудительные силы рассматривать в качестве основной детерминанты совершения преступления, то средства массовой информации, как институт, обеспечивающий интерпретацию и передачу от поколения к поколению социальных ценностей, установок, формирующих личность человека, выступают источником его поведения.

Культурные ценности, нормы, образцы, передаваемые человеку по каналам средств массовой информации, преломляются через его созна -ние (психофизиологические и духовные особенности) и под воздействием объективных и субъективных условий приводят к формированию поведения. При этом, если указанные компоненты несут в себе преимущественно криминоген -ный потенциал, можно говорить о формировании причины конкретного преступления.

Таким образом, средства массовой информации выступают важным компонентом в функ-ционировании детерминационного механизма преступности. Они оказывают качественное воздействие на формирование личности человека, характер его мышления и деятельности, являют -ся источником поведения, в том числе преступ -ного. Структуру этого процесса можно представить следующим образом: элементы средств массовой информации несут в себе криминогенный потенциал, в сферу их действия попадает индивид, формируются его криминогенные качества, обуславливающие преступное поведение.

Криминогенный потенциал средств массовой информации, преломляясь через личность человека, «превращается» в причину преступления (см. рисунок).

Средства массовой информации в формировании причины

102

конкретного преступления

Во-вторых, средства массовой информации выступают важным фактором формирования личности преступника. Лишь на основе изучения личностных, субъективных детерминантов преступного поведения становится возможным анализ объективных факторов преступности [6]. Криминологическое изучение личности преступ -ника осуществляется для выявления и оценки тех ее свойств и черт, порождающих преступное поведение, которые имеют значение для после -дующей его профилактики.

Ю.М. Антонян отмечает, что «личность преступника, прежде всего, представляет собой совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения» [7]. Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование социальнозначимых свойств личности, имеющих как анти -криминогенный, так и криминогенный вектор.

С.Я. Лебедев определяет личность преступника как систему социально-психологических свойств (качественных характеристик) индивида, сформировавшихся в процессе его социализации и детерминировавших выбор им преступного способа удовлетворения своих потребностей, повлекший совершение преступления [8]. Исходя из этого определения, качественные характери-стики личности формируются в процессе ее социализации. Ведущим социализационным инсти -тутом в современном обществе выступают средства массовой информации.

Один из наиболее крупных современных западных обществоведов Э. Гидденс относит средства массовой информации к кругу важнейших «агентов социализации» [9]. Поэтому их роль достаточно велика в формировании криминогенной или антикриминогенной социализационной траектории индивида. Эти выводы подтверждаются и рядом криминологических исследований [10, 11].

В-третьих, средства массовой информации могут быть использованы в преступной деятельности при совершении ряда преступлений. В этой связи средства массовой информации выступают в качестве части криминального феномена, подлежащего непосредственному изучению криминологической наукой. В частности, анализу могут быть подвергнуты тенденции и закономерности использования средств массовой информации в преступной деятельности в рамках исследования механизма преступного поведения [11].

В-четвертых, конечная цель любых криминологических исследований состоит в выработке рекомендаций, которые способны существенным образом воздействовать на преступность, понижая количество и тяжесть совершенных преступлений.

Традиционно в криминологической литературе под предупреждением преступности пони -мается «многоуровневая система государствен -ных и общественных мер, направленных на уст -ранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности» [12]. Частью этой сис -темы должны быть средства массовой информации, которые являются важным фактором анти -криминогенного воздействия на преступность и криминологическую ситуацию в целом [13]. Здесь возможности средств массовой информации многообразны. Это и формирование анти-криминогенных свойств и качеств личности, установок и стереотипов поведения, и воздействие на криминогенные факторы, виктимологическая профилактика [14], и содействие предупреди -тельной деятельности правоохранительных орга -нов и т .д. Некоторые аспекты взаимодействия со средствами массовой информации в предупреди -тельной деятельности правоохранительных орга -нов рассмотрены в рамках самостоятельных криминологических исследований [15—17].

Средства массовой информации могут быть отнесены как к объектам, так и к субъектам предупредительной деятельности.

Правоохранительные органы, как ведущие субъекты предупреждения преступлений, должны быть «вооружены» достаточными знаниями о возможности использования средств массовой информации в организации профилактической работы.

Можно вести речь и о создании особой разновидности социально-правового контроля над преступностью — информационного. Это позво -лит осуществлять воздействие на преступность на традиционно трудно достижимом для субъек -тов предупреждения уровне, посредством воздействия на ценностные ориентации, потребности, интересы, чувства, эмоции, настроения, сте -реотипы мышления и деятельности человека, при одновременном блокировании каналов, несущих криминогенный потенциал.

Особенно эффективно использование возможностей средств массовой информации в предупреждении отдельных видов преступлений и негативных социальных явлений, о чем свидетельствует ряд криминологических исследований [11,16].

Мы видим, что криминологическая пробле -матика средств массовой информации проходит сквозь все компоненты предмета криминологи -ческой науки и требует самостоятельных иссле -дований.

Социальные науки за последние годы накопили достаточно много новых научных данных о феномене средств массовой информации [18— 23], которые требуют соответствующей криминологической оценки, в частности: информационная культура; средства массовой информации и социальное управление; функциональные ха -

рактеристики средств массовой информации (коммуникативная, информационная, ценностно -регулирующая, социально-организационная, социально-креативная и др.); средства массовой информации и процессы социализации; виды средств массовой информации и их характери-стики; общественное мнение, социальная психо -логия и средства массовой информации; методология исследования средств массовой информации (возможности использования в криминологических исследованиях); мотивация, поведение и средства массовой информации; язык средств массовой информации и ряд других аспектов.

Криминологическое изучение средств массовой информации должно проводиться на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Теоретический уровень криминологического исследования средств массовой информации связан с познанием общих закономерностей их функционирования (возникновение, существова -ние, развитие) как социального явления и их взаимосвязи с преступностью.

Эмпирический уровень криминологического изучения средств массовой информации включает использование различных эмпирических методов познания.

Круг объектов изучения должны составлять компоненты и свойства средств массовой информации, образующие их общую совокупность, связанные с преступностью . Их можно отнести к внешнему объекту исследования.

Внутренним объектом исследования выступает личность человека, испытывающего на себе воздействие средств массовой информации как внешней среды. Это может быть личность преступника , личность правонарушителя, личность с правонарушающим непреступным поведением, с преступным поведением иного типа или иной интенсивности, личность социально-позитивного человека. Здесь анализируется характер воздейст -вия средств массовой информации на сферы личности человека: аксиологическую, адаптивную, знаковую, информационную, гносеологическую, коммуникативную, интегративную, нормативную, рекреативную, социализационную.

Таким образом, отдельными направлениями криминологического исследования взаимосвязи средств массовой информации и преступности могут являться:

1. Влияние средств массовой информации:

- на детерминацию преступного поведения;

- на формирование личности преступника;

- на механизм преступного поведения;

- на предупреждение преступлений;

- на отдельные виды преступности (насиль-ственную, корыстную, рецидивную и профессиональную, организованную, политическую, неосторожную, женскую, экологическую, преступность несовершеннолетних и др.);

- на виктимологическую практику;

- на негативные социальные явления, связан -ные с преступностью (пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию , социальную марги-нальность и др.).

2. Культура борьбы с преступностью и сред -ства массовой информации.

3. Криминологическое воспитание и средства массовой информации.

4. Взаимосвязь преступности и отдельных видов средств массовой информации.

5. Социально -правовой контроль над преступностью и средства массовой информации.

6. Влияние криминальной культуры и идеологии на средства массовой информации.

7. Криминологическая оценка характеристик средств массовой информации, которые наиболее близко соприкасаются с преступностью.

Рассмотрение проблем средств массовой информации в современной криминологии есть не растворение ее предмета во множестве про -блем, так или иначе связанных с преступно -стью, а его уточнение и дополнение тем аспек -том, который наряду с прочими рассматривает влияние средств массовой информации на преступность и обратное влияние преступности на средства массовой информации.

Изучение средств массовой информации в криминологическом аспекте должно заключаться в познании (выявлении, описании, систематиза-ции, анализе, прогнозировании) их функционирования и влияния (стимулирования, торможения, нейтрализации) на преступное поведение отдельных индивидов, социальных групп и преступность в целом, в т.ч. на механизмы предупреждения преступности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В.Н. Предисловие // Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / под ред. В.Н. Кудрявцева. — М., 1984. — С. 3.

2. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. — М., 1961.

3. Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. — М., 1968.

4. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. — М., 1984.

5. Криминология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Ко -чубей. — М., 2007. — С. 95.

6. Криминология: учебник / С.М. Иншаков. — М.: Юриспруденция, 2000. — С. 36.

7. Криминология и профилактика преступлений: учебник / под ред. д-ра юрид. наук А.И. Алексеева. — М.: МВШМ МВД СССР, 1989. — С. 95.

8. Лебедев С.Я. Личность преступника и ее криминологическая характеристика // Криминология : учеб. пособие / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. — М., 2007. —С. 130.

9. Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 419—420.

10. Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведе -ние несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2002;

11. Гололобова Ю.И. Средства массовой информации и преступность: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.

12. Теоретические основы предупреждения преступности. — М., 1977. — С. 30.

13. Г оршенков Г.Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию: дис. ... канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 1997.

14. Г оршенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на преступность в сфере массовой информации: дис. ... канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 1999.

15. Боровикова В.В. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации и профилактическая деятельность органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.

16. Наумкин В.Ю. Использование органами внутренних дел средств массовой информации в предупреждении преступлений, совершаемых на почве наркомании: дис. . канд. юрид. наук. — М., 2002.

17. Тюменцев А.Н. Организационно-прав о -вые и тактические вопросы использования средств массовой информации при расследовании и профилактике преступлений: дис. . канд. юрид. наук. — Волгоград, 2000.

18. Киричёк П .Н. Информационная культура общества: монография. — М., 2009.

19. Фомичева И.Д. Социология СМИ. — М., 2007.

20. Язык СМИ. — М., 2008.

21. Мухамедова Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе. — М., 2007.

22. Луман Н. Реальность массмедиа. — М.,

2005.

23. Бурдье П. О телевидении и журналисти -

ке. — М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.