Научная статья на тему 'Введение в криминологическую теорию ситуаций, или ситуационную криминологию'

Введение в криминологическую теорию ситуаций, или ситуационную криминологию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4393
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ КРИМИНОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / SITUATIONAL CRIMINOLOGY / REALITY SITUATION / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плешаков Владимир Алексеевич

в статье рассматривается механизм индивидуального преступного поведения, его стадии и причины, обычно связанные с конкретными жизненными ситуациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTIONTO THE CRIMINOLOGICALTHEORY OFSITUATIONS,OR SITUATIONALCRIMINOLOGY

The article deals with themechanismof individual criminal behaviour, its stages and the reasons usually connected with concrete reality.

Текст научной работы на тему «Введение в криминологическую теорию ситуаций, или ситуационную криминологию»

Криминология и профилактика преступлений

уДк343.901 v.A. PLESHAKOV

ББК 67.512

П38 INTRODUCTION TO THE CRIMINOLOGICAL THEORY OF SITUATIONS, OR SITUATIONAL CRIMINOLOGY

Аннотация: в статье рассматривается механизм индивидуальногопреступного поведения, его стадии и причины, обычно связанные с конкретными жизненными ситуациями.

Ключевые слова: ситуационная криминология, жизненная ситуация, преступление.

ВЛАДИМИР

АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЛЕШАКОВ*

ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ СИТУАЦИЙ, ИЛИ СИТУАЦИОННУЮ КРИМИНОЛОГИЮ

Annotation: The article deals with the mechanism of individual criminal behaviour, its stages and the reasons usually connected with concrete reality.

Keywords, situational criminology, reality situation, crime.

Механизм индивидуального преступного поведения включает в себя пять основных стадий. Это формирование личности, склонной к совершению преступления, формирование отрицательных мотивов, принятие решения о совершении преступления, совершение самого преступления и, наконец, посткриминальное поведение. В.Н. Кудрявцев указывал, что волевой акт совершить преступление возникает в результате взаимодействия трех линий причинных связей: 1) антиобщественных взглядов, привычек, навыков лица; 2) конкретной жизненной ситуации, в которой находилось лицо перед совершением преступления; 3) мысленной модели своего поступка и уяснения его послед-ствий1. Очевидно, что конкретная жизненная ситуация, складывающаяся до и в момент совершения преступления, может играть решающую роль в преступном деянии, хотя, конечно, «никакая жизненная ситуация не приводит фатально, минуя волю и сознание субъекта, к совершению преступления. Поэтому основное внимание акцентируется на взаимодействии, взаимовлиянии конкретной жизненной ситуации и личности, ее социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических особенностей»2.

Проблема взаимосвязи конкретной жизненной ситуации и личности при совершении преступления разрабатывалась российскими уче-ными-криминологами достаточно давно. Так,

А.М. Яковлев еще в 1966 г. указывал, что все влияющие на человека обстоятельства выступают «в определенном комплексе, сочетании, в форме конкретных жизненных ситуаций, воплощаясь в тех требованиях, которые предъявляет к лицу непосредственное окружение»3 .

* Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник профессор кафедры уголовной политики и организации профилактики преступлений (ВНИИ МВД России).

E-mail: editor62@yandex.ru.

В.Н. Кудрявцев в своих работах уделял внимание взаимосвязи личности преступника и ситуации совершения преступления4. Были и другие фундаментальные исследования в этом направлении5 . Наиболее значимой применительно к рассматриваемой проблеме была работа Ю.М. Антоняна «Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления», опубликованная в 1973 г. В этой и других перечисленных работах была заложена теоретическая основа ситуационного подхода в криминологии. В последнее время роль конкретной ситуации в механизме индивидуального преступного поведения рассматривалась в основном фрагментарно лишь в некоторых учебниках по криминологии6. Фундаментальные исследования этой проблемы в рамках криминологической науки в современный период, по сути дела, не проводились.

Наиболее последовательно проблема ситу-ационности анализировалась в криминалистике. В криминалистической науке постепенно обозначилась тенденция использования ситуационного подхода к решению разнообразных задач криминалистической техники, тактики и методики. Причем принцип ситуационного подхода используется во всех разделах криминалистики. В отечественной криминалистике сформировалось целое научное направление -«Криминалистическая ситуалогия» как элемент общей теории криминалистики, разрабатываемое профессором Т.С. Волчецкой. Понятно, что криминалистике это необходимо, так как эта наука занимается изучением конкретного преступления в целях выработки эффективных мер раскрытия, расследования, обнаружения преступников, вещественных доказательств. Однако и для криминологии изучение ситуации, предшествующей и сопровождающей преступное посягательство, является одним из основных направлений, поскольку именно ситуация раскрывает основной механизм совершения преступления, выявляет факторы, которые способствовали принятию преступником решения о совершении данного преступления. Изучение ситуации совершения преступления позволит выявить те обстоятельства, которые нацелили преступника на объект преступного посягательства, способствовали реализации его мотивации. Это особенно важно в отношении тех преступлений, в совершении которых ситуация сыграла решающую роль, то есть это было не заранее подготовленное преступление, но ситуация спровоцировала его или способствовала его совершению. Это обычно такие преступления,

как квартирные, карманные кражи, кражи со складов, магазинов, хулиганские проявления, грабежи, разбойные нападения и иные преступления на улицах и в иных общественных местах. Знание подобных ситуаций, обобщение их наиболее характерных признаков позволит не только классифицировать, изучить ситуационные факторы, провоцирующие преступника, способствующие реализации его преступного замысла, но и, что главное, выработать меры ситуационного предупреждения. При этом указанные меры направлены не на преступника, а в основном на защиту от преступного посягательства.

Ситуационный подход в предупреждении преступлений ненов. Он активно развивается за рубежом поддержан международными организациями. Целый раздел Руководства по основным направлениям предупреждения преступлений, принятого ООН 7 сентября 1990 г., был посвящен ситуационному предупреждению преступности, которое в основном связано с сокращением возможностей правонарушителей.

Такие меры в российской криминологии ранее исследовались как меры криминологической защиты объектов преступного посягательства, в том числе в рамках обеспечения криминологической безопасности8.

В. Н. Кудрявцев в числе стратегий борьбы с преступностью особо выделил стратегию безопасности, меры которой он определяет как «предпринимаемые в целях защиты людей, промышленных, военных, научных и иных объектов от преступных посягательств неустановленных (неопределенных) лиц. При этом центр тяжести перемещается с превентивной и потому незаконной репрессии в отношении «подозрительных» или «неблагонадежных» элементов на осуществление мер по охране и защите государственных и общественных объектов, а также граждан от возможных преступных посягательств»9 . В рамках данной стратегии рассматривается ситуационное предупреждение, задача которого «состоит в том, чтобы опасную, провоцирующую или иным образом содействующую совершению преступления ситуацию превратить в нейтральную»10. Исследуя тенденции и перспективы различных стратегий борьбы с преступностью, В. Н. Кудрявцев выделяет два пути их реализации: эволюционный и реформаторский. Эволюционный путь, связанный с планомерным, последовательным и, по-видимому, достаточно медленным совершенствованием той громоздкой и неповоротливой системы уголовной юстиции, пройденный многими странами, не дал существенных резуль-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

татов, поэтому в западных странах и США, столкнувшись с наиболее тяжкими проявлениями преступности несколько раньше России, стали разрабатывать более радикальные меры11. К таким мерам можно отнести и ситуационное предупреждение.

Возвращаясь к проблеме соотношения человека и ситуации, необходимоотметить, что наиболее последовательно эти вопросы рассматриваются социальной психологией. А.М. Яковлев в своем фундаментальном труде «Преступность и социальная психология» отмечал: «Социальнопсихологический подход к криминологическим явлениям дает в руки исследователя ряд важных преимуществ, хотя и требует определенного переосмысливания некоторых «традиционных» представлений»12. Американские профессора Ли Росс и Ричард Нисбетт сформулировали три основных идеи социальной психологии о соотношении человека и ситуации. Первая идея - о сильном детерминирующемвлиянии непосредственной социальной ситуации, в которой находится человек, вторая - касается субъективной интерпретации и ее влияния на поведение человека. При этом, по мнению авторов, субъективная интерпретация не является ни зеркальным отражением внешней ситуации, ни продуктом абсолютно произвольного «конструирования реальности» познающим субъектом, а представляет собой результат именно взаимодействия между человеком и ситуацией. Речь идет не просто о том, что субъективное восприятие и понимание важны, а о том, что люди не осознают наличие этого влияния, недооценивают изменчивость и разнообразие субъективных интерпретаций одной и той же объективной ситуации и, когда объясняют чужое поведение, бывают не в состоянии сделать поправки на межин-дивидуальные различия интерпретаций. Третья идея касается конфигурации сил, которые действуют внутри психологических систем субъекта, а также в тех социальных системах, частью которых он является. Эти системы внутренне напряженные, и их стабильность поддерживается сложным балансом множества противоположно направленных сил, которые находятся в равновесии. Это равновесие достаточно устойчиво и может какое-то время противостоять напору внешних воздействий. Однако если все же удается его нарушить, то изменения приобретают лавинообразный характер, поскольку высвобождаются мощные силы, до этого существовавшие внутри системы. Для внешних наблюдателей эти изменения выглядят неожиданными, поскольку они часто не замечают динамического

(«квазистационарного») характера стабильности напряженных систем13.

У казанные исследования социальных психологов еще более подтверждают необходимость углубленного изучения роли и влияния криминогенной ситуации на поведение личности. Все три отмеченные идеи социальных психологов полностью могут быть использованы при анализе криминогенных ситуаций, в том числе в случаях совершения внешне не мотивированных преступлений, когдавысвобождаются внутренние, до этого момента уравновешенные психологические противоречия личности.

В рамках криминологической науки также были предприняты попытки рассматривать изучение криминогенной ситуации в качестве определенной теории. Е. Бафия в своей монографии «Проблемы криминологии (диалектика криминогенной ситуации)» отмечал: «Формулируякон-цепцию криминогенной ситуации как теорию образцового анализа этиологии преступности и преступления, я обратился к имеющимся в литературе утверждениям о том, что деяния человека зависят как от влияний, побуждающих к определенным образцам поведения, то есть от среды, так и от ситуаций, в которых находится человек»14. Вместе с тем эта теория, по мнению Н.А. Стручкова, хотя и может считаться весьма полезной и важной с точки зрения дальнейшего развития криминологии, но нуждается в более четком и детальном освещении15.

Поддерживая мнение Н.А. Стручкова о необходимости специального теоретического и прикладного изучения криминогенной ситуации в качестве самостоятельной теории в рамках науки криминологии, считаем, что возможны два варианта этой теории. Первый - выделение криминологической теории ситуаций в рамках науки криминологии, второй - выделение такой теории, как ситуационная криминология. При этом ситуационная криминология может рассматриваться как частная теория криминологии, ее микроуровень. Итак, на макроуровне криминология рассматривает «классические» составляющие предмета: преступность как социально-правовое явление, виды преступлений, причины и условия преступности и личность преступника, а также предупреждение негативных тенденций преступности. Основной задачей ситуативной криминологии должно стать исследование ситуации совершения преступления, ее роли в механизме индивидуального преступного и виктимного поведения.

Предмет микрокриминологии, или ситуативной криминологии, может включать в себя си-

туацию подготовки и совершения преступления или предкриминальную, криминогенную и криминальную ситуации, факторы, способствующие развитию и реализации таких ситуаций, личность преступника и механизм формирования и реализации мотивов индивидуального преступного поведения, виктимогенную ситуацию и факторы, ее порождающие и развивающие, личность жертвы, меры, нейтрализующие предкри-минальную и криминогенную ситуации, меры, устраняющие или снижающие уровень криминальности ситуации совершения преступления, меры криминологической защиты и виктимо-логической профилактики.

Ситуации совершения преступления в разных источниках классифицируются по-разному Ю.М. Антонян делит их на криминогенные, некриминогенные и нейтральные. В свою очередь, криминогенные ситуации по источнику формирования делятся на три группы: 1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью; 2) складывающиеся независимо от субъекта и связанные с предметом преступного посягательства; 3) смешанные, то есть возникающие в результате как действий лица, так и других обстоятельств. Некриминогенные ситуации не благоприятствуют совершению преступления, либо существенно препятствуют ему, либо вообще исключают возможность совершения данного преступления. Нейтральные -не препятствуют и не благоприятствуют совершению преступления16. В учебнике «Криминология» под редакцией В.Д. Малкова криминогенные ситуации по источникам возникновения делятся: на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но не преднамеренно(например, путем приведения в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшим от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению обстоятельств. Другими, выделенными в учебнике основаниями классификации криминогенных ситуаций являются такие, как время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий)17.

Д.В. Ривман и В.С. Устинов рассматриваемые ситуации классифицируют следующим обзазом. Личностно-формирующая ситуация -система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступника, формирование его личностной направленности и общественно опасных установок. Предкриминаль-ная (жизненная) ситуация - это совокупность обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению и взаимодействующих с личностными качествами субъекта, совершающего преступление. Криминальная ситуация -это непосредственно преступление (обстановка совершения преступления). Посткриминаль -ная ситуация - совокупность всех обстоятельств, характеризующих поведение преступника и жертвы (если жива) после преступления во всем, что имеет отношение к преступлению, его последствиям, квалификации и оценкам. Криминогенная ситуация - это этап развития криминологического механизма до момента преступления, состоящего из личностно-формиру-ющей и предкриминальной ситуаций. Криминологическая ситуация - это совокупность обстоятельств, включающих в себя этап формирования личности преступника, как бы ни был он отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), а также пост-криминальную ситуацию, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс18. Далее они выделяют виктимологическую ситуацию, содержание которой составляет совокупность обстоятельств формирования личности с повышенными виктимными потенциями: конкретная предпреступная (жизненная) ситуация, преступление и обстоятельства, сложившиеся после преступления, в которых непосредственно реализуется индивидуальная виктимность, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс. Отмечается, что виктимологическая и криминологическая ситуации реализуются во взаимодействии, так как на этапах конкретной предпреступной (жизненной) ситуации и ситуации преступления (а в ряде случаев - и после него) они совпадают. Различие лишь в том, с каких позиций они воспринимаются преступником и потерпевшим, в чем объективно выражается давление ситуации на каждого из них19. На наш взгляд, виктимологическая и криминологическая ситуации могут совпадать в момент совершения преступления, то есть в криминальной ситуации, а в предкриминальной ситуации -

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

не совпадать, но «подойти» друг другу, в результате чего и появляется решимость совершить преступление.

Думается, что последняя приведенная классификация может лечь в основу рассматриваемой криминологической теории ситуаций или ситуационной криминологии с определенными коррективами. В механизме преступного поведения, как правило, формирование личности занимает достаточно длительный период и состоит из множества различных жизненных ситуаций в зависимости от возраста, влияния семейного воспитания, учебы, трудовой деятельности и т. п., поэтому отражение этого периода в виде личностно-формирующей ситуации представляется слишком упрощенным и требует более глубокого изучения. В связи с этим криминологическая теория ситуаций, или ситуационная криминология, должна включать в себя следующие основные типы ситуаций.

1. Предкриминальная ситуация - охватывает собой процесс формирования мотива на совершение преступления и принятие не конкретизированного относительно объекта и предмета покушения решения о его совершении.

2. Виктимная ситуация - когда поведение потенциальной жертвы, состояние объекта и предмета покушения способствуют, провоцируют либо в необходимой степени не препятствуют принятию конкретизированного решения о совершении преступления и его реализации в преступном деянии.

3. Криминогенная ситуация - конкретизация решения о совершении преступления применительно к данному объектуи предмету посягательства, когдавиктимная ситуация способствуетлибо в необходимойстепени не препятствует перерастанию предкриминальной ситуации в криминальную.

4. Криминальная ситуация - совершение конкретного преступления в условиях, когда внешние материальные факторы во взаимодействии с внутренними психологическими процессами и состояниями образуют ситуацию, в которой реализуется состав преступления. При этом в криминальной ситуации можно выделить ситуацию вхождения в нее (на стадии покушения или уголовно наказуемого приготовления) и собственно криминальную ситуацию.

5. Посткриминальная ситуация - охватывает собой последствия преступления, наступающие для жертвы и лиц, с ней связанных, для объекта и предмета покушения, а также поведение преступника, в том числе рецидивоопасное.

6. Криминологическая ситуация - это совокупность предкриминальной, криминогенной, криминальной и посткриминальной ситуаций, складывающихся при совершении конкретного преступления.

7. Криминологическая обстановка - это совокупность криминогенных и антикриминоген-ных факторов в сочетании с общим состоянием преступности (в том числе латентной), а также совокупность сил, средств и методов предупреждения преступлений на определенной территории, в определенной отрасли народного хозяйства, на определенном объекте.

8. Профилактическая ситуация - это совокупность сил, средств и методов воздействия на криминологическую ситуацию с целью ее нейтрализации, устранения, предотвращения или пресечения.

Таким образом, понятие «криминологическая обстановка», на наш взгляд, более широкое, чем понятие «криминологическая ситуация». Однако они взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, криминологическая обстановка может существенно влиять на криминологические ситуации, создавая для них «криминальную базу» либо, наоборот, снижая криминальный потенциал таких ситуаций. С другой стороны, криминогенные и криминальные ситуации в своей совокупности формируют криминальную составляющую криминологической обстановки на определенной территории, в отрасли хозяйства, на определенном объекте.

Конкретная криминологическая ситуация отражает индивидуальное своеобразие того или иного преступления. Вместе с тем в каждой криминологической ситуации присутствуетряд признаков, делающих ее похожей на другие ситуации подобного типа, то есть типовые. Следовательно, процесс выявления типовых ситуаций есть результат обобщения наиболее характерных для данного типа ситуаций признаков и моделирование интегрированной ситуации. Это необходимо для выработки стратегии и тактики предупреждения типа преступлений, для которых характерны указанные криминологические ситуации.

Эти типовые ситуации должны лечь в основу информационной системы. Подобная информационная система основывается на данных первичного учета преступлений, в котором необходимо разработать свой классификатор криминологических ситуаций (в статистических карточкахна выявленное преступление), что позволит разрабатывать оптимальные программы принятия решений

по предупреждению преступлений определенного вида, способа совершения.

При таком подходе к каждому совершенному преступлению необходимо анализировать криминологическую ситуацию, выявляя неиспользованный потенциал профилактической ситуации, принимать меры по предупреждению рецидива преступления, дальнейшей виктимизации жертвы. Результаты этого анализа должны быть использованы для повышения эффективности предупреждения такого типа криминологических ситуаций. В этом случае специалист по предупреждению преступлений (это может быть участковый уполномоченный либо специальный сотрудникпрофилактических подразделений, о создании которых в органах внутренних дел много говорилось на разных уровнях) должен присутствовать на месте совершения преступлений в составе следственно-оперативной группы.

Ситуационный подход необходимореализо-вывать и в предупреждении преступлений. Обозначим основные направления криминологической защиты объектов преступного посягательства, которые могут стать эффективным средством воздействия на криминологическую ситуацию.

Меры криминологической защиты, во-первых, более эффективно могут защищать объект преступного посягательства; во-вторых, создадут осознаваемые преступником трудности в совершении данного преступления; в-третьих, снизят заинтересованность в совершении преступления; в-четвертых, увеличат осознаваемую преступником угрозу разоблачения и задержания.

Кроме того, изучение ситуации может показать, какую роль в ней сыграл потерпевший, то есть помочь выработать меры виктимологи-ческой профилактики.

Таким образом, к криминологической защите можно отнести четыре группы мер.

1. Непосредственная защита объектовпреступ-ного посягательства, которая включает в себя:

- укрепление объекта преступного посягательства или усиление его сохранности, реализуемое путем разработки более эффективных запирающих устройств, укрепления дверей, окон, установления охраны, охранной сигнализации и т. п.;

- разработку специальных нормативов криминологической безопасности строительных объектов и стандартов криминологической безопасности и в других сферах: технологической (создание автоматических без доступа чело-

века технологических линий по производству, переработке материалов, наиболее подверженных расхищению, драгоценных камней, металлов, ГСМ, алкогольных напитков, наркотических, психотропных веществ и т. п.), финансовой (например, увеличение безналичного оборота денежных средств, разработка методики проведения финансовых операций, снижающих риск расхищения), административной (меры предупреждения коррупции) и др.;

- дальнейшее развитие системы страхования от криминальных посягательств.

2. Для создания осознаваемых преступником трудностей в совершении данного преступления необходимопринятие мер:

- по введению специальных режимов безопасности на объектах возможных преступных посягательств, пограничных, миграционных, пропускных и иных режимов;

- при которых средства совершения преступлений становятся недоступными для преступников, по проверке пассажиров авиа-, железнодорожного и автотранспорта, спортивных болельщиков и зрителей при посещении спортивных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

3. Меры, снижающие заинтересованность в совершении преступления, включают в себя меры, уменьшающие ценность имущества, создающие трудности по их реализации. Это нанесение специальных трудно сводимых и скрытых маркировок, создание каталогов произведений искусства, антиквариата и других особо ценных вещей.

4. Меры, увеличивающие осознаваемую преступником угрозу разоблачения и задержания. Это расширение и установка различных видов наблюдения за объектами возможного преступного посягательства. При этом используются следующие виды наблюдения:

- формальное - установка видеонаблюдения за подъездами, наиболее оживленными участками микрорайонов, в метро и на других видах транспорта, за движением автотранспорта, расширение и корректировка дислокации патрульно-постовых нарядов органов внутренних дел, привлечение к патрулированию населения;

- неформальное - визуальное наблюдение, осуществляемое жителями по месту жительства, установка дежурства в подъездах, использование возможностей наблюдения со стороны расположенных в микрорайонах служб безопасности и охраны, сторожей;

- естественное наблюдение, осуществляемое гражданами из окон квартир, учебных за-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ведений, административных зданий, организуется путем корректировки проектов зданий микрорайонов, зон отдыха, стоянок автотранспорта с учетом хорошей просматриваемости и освещенности.

Организация быстрого взаимодействия с органами правопорядка при помощи специально установленной в общественных местах аппаратуры прямой связи.

Для того чтобы эффективно применять эти меры, необходимо организовать изучение криминальных ситуаций, систематизировать и классифицировать их. Пока этой проблеме не уделяется должное внимание. Государственная статистика о зарегистрированных преступлениях не предусматривает их систематизацию и анализ. Создание электронного банка данных криминальных ситуаций важно как для криминалистики, чтобы вырабатывать типовые меры раскрытия преступлений, розыска и разоблачения преступников, так и для криминологии, чтобы глубоко изучить их и выработать меры криминологической защиты и виктимологической профилактики.

Важность проблемы ситуационности в криминологии диктует необходимость введения понятия криминологической ситуации в предмет

криминологии либо самостоятельным разделом, либо в структуре причин и условий преступности. Возможно и предлагаемое выше введение в науку криминологии частной криминологической теории «ситуационная криминология», или кри-минологическойтеории ситуаций.

Прикладной аспект криминологии требует изучения не только криминогенных факторов, влияющих на формирование личности преступника, поддерживающих его криминальные устремления, но и факторов ситуационного характера, которые формируют решение на совершение преступления, способствуют ему либо слабо противодействуют реализации преступного умысла.

Выделение ситуационных факторов в структуре всех причин и условий преступности позволит, наряду с причинами формирования личности преступника, воздействие на которые носит затяжной характер, поскольку связаны с недостатками и упущениями в социальной, экономической, уголовной политике, требуют достаточно затратных и длительно действующих мер их нейтрализации, определить и локально действующие факторы, которые поддаются более оперативному воздействию, не требуют больших финансовых затрат.

1 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С. 16-17.

2 Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973. С. 4.

3 Яковлев А.М. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования // Сов. гос-во и право. 1966. № 2. С. 63.

4 См.: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 242-253. Взаимосвязь элементов преступления // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 25. С. 12; Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М., 1984. Гл. VII.

5 См., напр.: Механизм преступного поведения. М., 1981; Криминальная мотивация: сборник / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986; Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 1976; Алимов С.Б. Ситуация совершения преступления и ее криминологическое значение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 1971.

6 См., напр.: Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковскога М., 1998. С. 150-153; Криминология: учебник / под ред. В.Д. Малкова М., 2004. С. 104-108.

7 См.: Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности: учеб. пособие. Калининград, 1999.

8 См., напр.:ЖалинскийА.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976. С. 168 -169; АванесовГ.А. Криминология. М., 1984. С. 387-389; Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних М., 1998. С. 31-33, 44.

9 Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. М., 2003. С. 307.

10 Там же. С. 313.

11 См.: Там же. С. 345.

12 Яковлев А.М. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения). М., 1971. С. 136.

13 См.: Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000. С. 42-55.

14 Бафия Е. Проблемы криминологии (диалектика криминогенной ситуации): пер. с пол. М., 1983. С. 70.

15 См.: Там же. С. 15.

16 См.: Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 24-26.

17 См.: Криминология / под ред. В.Д. Малкова С. 105.

18 См.: Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб., 2000. С. 60-61.

19 См.: Там же. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.