УДК 343.97 : 343.988 ББК 67
© 2015 г. А. Б. Кодзов
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ВООРУЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье дается определение понятий криминологической и виктимологической ситуаций, выясняется роль потерпевших и преступников в механизме совершения вооруженных преступлений. Автор отмечает, что данный вид преступлений представляет наибольшую опасность, посягая не только на материальные блага, но и на жизнь, здоровье потенциальной жертвы.
Ключевые слова: вооруженное преступление, виктимологическая ситуация, криминологическая ситуация, поведение потерпевшего, преступник.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ
ВООРУЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
The article defines the concepts of criminological and victimological situations, it appears the role of victims and offenders in the mechanism of committing armed crimes. The author notes that this type of crime is the greatest danger, encroaching not only on material things, but also to the life, health of a potential victim.
Keywords: armed crime Victimological situation criminological situation, the behavior of the victim, the offender.
При изучении виктимологического аспекта вооруженных преступлений одно из важных мест занимает понятие криминологической и виктимологической ситуаций. Очевидно, что без анализа и рассмотрения компонентного состава этих ситуаций невозможно разобраться в криминогенной роли потерпевших и преступников в механизме вооруженного преступления.
В юридической литературе встречается множество различных определений ситуации, и, соответственно, для глубокого и детального изучения данного вопроса необходимо рассмотреть наиболее распространенные из них.
Ю. М. Антонян трактует ситуацию (от латинского - situs) как «совокупность, сочетание обстоятельств и условий, создающих те или иные отношения, определяющие обстановку или положение. Под ситуацией понимается также расстановка и соотношение сил» [ 1].
В. Е. Квашис полагает, что конкретная жизненная ситуация - это «совокупность обстоятельств, влияющих на поведение субъекта» [2, с. 278].
По мнению В. Н. Кудрявцева, конкретная жизненная ситуация есть «определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на поведение человека в данный момент. В криминологическом смысле -это событие или состояние, которое приводит к преступному результату вследствие умысла или по неосторожности. Таким образом, ситуация всегда предшествует преступлению» [3].
Исследователями также отмечается, что конкретная жизненная ситуация в криминологическом значении этого понятия представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного (отдельного) человека, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление [4, с. 180].
Несомненно, можно согласиться со всеми вышеперечисленными точками зрения. Криминологическая ситуация в механизме вооруженного преступления, по нашему мнению, - это совокупность обстоятельств (т. к. ситуация есть совокупность обстоятельств, положение, обстановка) [5, с. 625] либо положение жертвы (потерпевшего) в вооруженных преступлениях, когда преступник специально, предварительно, подготовленно с целью облегчения совершения преступления использует (либо применяет) любой вид оружия, либо предмет, его заменяющий, а потерпевший в ряде случаев согласно своим личностным, профессиональным и иным качествам предрасположен стать жертвой.
Очевидно, что преступник, совершающий преступление, всегда действует в определенной «криминальной» ситуации. Однако каждый отдельный человек (а иногда и отдельный деликт) добавляет в нее реальное проявление своих индивидуальных, личностных качеств - результата формирующих воздействий иной ситуации, т. е. «предкри-минальной» ситуации.
Предкриминальная ситуация является сово-
купностью внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению и взаимодействующих с личностными качествами субъекта, его совершившего.
Ни одна из разновидностей, а тем более групп условий, не существует в жизни изолированно, в чистом виде, а образует определенную для конкретного случая взаимодействующую совокупность. Однако в любой совокупности какое-либо условие или группа условий имеет доминирующее влияние. Это влияние может определить характер ситуации, в которой находится человек перед совершением преступления [6, с. 37]. Характер ситуации, в которой находится потерпевший в момент совершения вооруженного преступления, очевиден. Она складывается не в пользу потерпевшего, т. к. преступник вооружен и тем самым обеспечивает, или, точнее, ограничивает, ограждает себя от непосредственного контакта с потерпевшим. Наличие оружия многократно увеличивает шансы преступника для успешного завершения противоправного деяния, а значит, его последующие действия по реализации преступного умысла носят «авансированный» характер. Само наличие оружия в момент совершения противоправного деяния - уже фактически криминальный и, следовательно, уголовно наказуемый, противоправный акт.
В юридической литературе указывается, что ситуации, предшествующие преступлению, следует исходя из их объективного содержания разделить на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и не криминогенные (нейтральные или даже создающие препятствия для совершения преступления).
В контексте настоящей статьи нас интересуют именно криминогенные ситуации, поскольку речь идет о вооруженных преступлениях как волевом, деликтном поведении (действий противоправного характера) преступника, а не о потерпевших от различного рода преступлений, связанных с чрезвычайными положениями, которые вызваны природными катаклизмами, несчастными случаями, дорожно-транспортными происшествиями и т. д.
Предкриминальная ситуация криминогенного характера возникает в связи с различными обстоятельствами. Это могут быть ситуации:
- создаваемые специально самим преступником с целью облегчить совершение преступления;
- создаваемые преступником, но не специально для совершения преступления, однако детерминирующие его (например, приведение себя в состояние алкогольного либо наркотического опьянения);
- возникшие в результате негативных действий других лиц (в том числе жертв преступления);
- сложившиеся по стечению случайных обстоятельств;
- вызванные стихийными явлениями [7, с. 188].
Применительно к теме нашего исследования
наиболее актуальной видится первая ситуация. Как ранее отмечалось многими криминологами, именно вооруженные преступления представляют наибольшую опасность, посягающую не только на материальные блага, но и на жизнь, здоровье потенциального потерпевшего. Наличие оружия либо предметов, его заменяющих, является той самой предкриминальной ситуацией, которая создана специально самим преступником для облегчения совершения преступления. Фактические данные, которые получены в ходе изучения уголовных дел, рассмотренных судами г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, за совершенные вооруженные преступления свидетельствуют о том, что из 100 % преступлений, совершенных с использованием (применением) оружия либо предметов, его заменяющих, 86 % завершились успешно и лишь 14 % не были доведены до логического завершения по различным причинам.
Вторая предкриминальная ситуация подразумевает под собой негативные действия преступника, совершенные не специально для совершения вооруженного преступления, это может быть приведение себя в состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения, что нередко приводит к совершению вооруженного преступления. Чаще всего для этого используются различного рода предметы и инструменты, реже применяется огнестрельное оружие. Другим аспектом данной предкриминальной ситуации является хранение и ношение с собой оружия либо предметов домашнего, бытового обихода (кухонные ножи, миниатюрные топорики, вилки, отвертки и т. д.). То есть при возникновении криминогенной ситуации (предкриминальной) в ряде случаев действия субъекта могли завершиться лишь небольшой «перебранкой», но зачастую влекут за собой летальный исход либо причинение вреда здоровью различной степени тяжести.
Что касается третьей предкриминальной ситуации, то необходимо заметить, что во многих случаях действия человека под влиянием напряженной ситуации совершаются поспешно, с эмоциональным возбуждением и некритическим восприятием событий, особенно если в данное время лицо находится в состоянии опьянения. Это может повлечь за собой необдуманные, неправильные, в том числе противоправные поступки [4, с. 183]. Здесь речь идет в большей степени о бытовых вооруженных преступлениях, т. е. совершаемых с ис-
пользованием оружия либо предметов, его заменяющих, на бытовой почве. Именно в таких вооруженных преступлениях в своем большинстве активную роль играют потерпевшие.
Так называемые «бытовые преступления» совершаются, как правило, по месту жительства преступника, потерпевшего или их совместного места жительства. Эти посягательства обычно не продумываются заранее, не подготавливаются и не маскируются: они носят импульсивный характер, и в качестве орудий преступления используется то, что находится под рукой, - кухонный нож, топор, ножницы, палка, камень и т. п. Судебной практике известны случаи использования пепельницы, шкатулки, крышки от кастрюли-скороварки и подобных этим предметов.
Использование в основном предметов домашнего обихода подтверждает импульсивный характер данного вида преступлений и убедительно свидетельствует о том, что они не подготавливались заранее. Об этом же свидетельствует и незначительный процент применения охотничьих ружей, огнестрельного оружия в сравнении с общей массой преступлений данного вида (речь идет о вооруженных преступлениях).
Согласно принятой криминологической концепции любое преступление представляет собой результат сложного взаимодействия личности преступника и объективной ситуации, в которой он оказался. Не ставя под сомнение актуальность и важность криминологической ситуации в механизме совершения вооруженных преступлений и преступлений как общественно опасных явлений, важно также уделить внимание роли виктимоло-гической ситуации в процессе формирования криминогенной ситуации в целом. Под криминогенной ситуацией, как правило, понимается отдельный этап развития криминологического механизма до момента преступления, включающий в себя личностно формирующую и предкрими-нальную ситуацию (личностно формирующая ситуация - это система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступника, формирование его личностной направленности и общественно опасных установок).
В контексте исследуемого нами аспекта под виктимологической ситуацией следует понимать «негатив» криминологической ситуации, поскольку в последней мы можем наблюдать потерпевшего, уже в известной степени сформировавшегося как личность. Однако потерпевший, поведение которого в преступной обстановке и непосредственно в ситуации совершения вооруженного (разбойного) преступления было агрессивным, пассив-
ным или иным, предстает обладателем определенных виктимных предрасположений.
Личность и поведение потерпевшего являются одним из важнейших элементов, входящих в содержание конкретной жизненной ситуации. Точно так же как и ситуация в целом, обстоятельства, относящиеся к потерпевшему от вооруженных преступлений, могут не только способствовать преступному поведению, провоцировать его, но и активно препятствовать совершению общественно опасных действий. Следовательно, криминологическое изучение потерпевших должно проводиться «вширь» и помимо криминологического и виктимологического исследования включать в себя рассмотрение потерпевших в плане анализа его возможностей предотвращения или пресечения преступного посягательства.
Так, Л. Л. Кругликов справедливо отмечает, что если личность и поведение потерпевшего лишь способствуют преступному посягательству, то они создают объективные благоприятные для преступника условия, ускоряющие созревание преступного умысла и облегчающие его реализацию. Как правило, виновный сознательно использует подобную ситуацию для достижения своих целей. Такое использование «удобной», «подходящей» ситуации фактически выступает как один из способов преступления, облегчающий его совершение [8, с. 9].
Какие конкретно обстоятельства, относящиеся к личности и поведению потерпевшего, могут быть причислены к способствующим или провоцирующим, зависит прежде всего от характера совершаемого преступления и характера действий потерпевшего [9, с. 163]. Так, например, в убийствах, совершенных с использованием дорогостоящих новейших образцов оружия с дальнего расстояния, лиц, обладающих большими материальными благами либо занимающими высокие посты, обстоятельством, способствующим совершению вооруженного преступления, является именно последнее. Большинство такого рода заказных убийств совершается на глазах у многих прохожих, в присутствии телохранителей, обладая при этом наиболее высоким коэффициентом латентности.
Также факт использования благоприятных условий для совершения вооруженных преступлений подтверждается «использованием», а не «применением» оружия в отдельной категории вооруженных преступлений, когда преступники, вооруженные огнестрельным оружием, переделанными под отстрел боевых патронов газовыми пистолетами и другими предметами, заменяющими
орудия преступления, идут на совершение противоправных действий только лишь для того, чтобы запугать жертву (потенциального потерпевшего) . Это в основном слабоподготовлен-ные преступления, которые тем не менее относятся к категории опасных вооруженных преступлений (вооруженные разбойные нападения на частные домовладения, личный автотранспорт, круглосуточно работающие торговые палатки и т. д.). В уголовной практике известны случаи, когда преступники, вооруженные лишь зажигалками, изготовленными в виде пистолетов, и надев на голову женские чулки, совершали разбойные нападения на круглосуточно работающие торговые палатки.
В этой связи необходимо отметить, что большинство вооруженных преступлений рассматриваемой категории совершаются в вечернее и ночное время суток. Из изученных нами 100 уголовных дел в 33 % случаев вооруженные преступления совершались в период от 00:00 до 9:00 часов утра, 30 % - в вечернее время, от 21:00 до 24:00 часов, в 15 % случаев от 17:00 до 21:00 часов, и лишь в 22 % случаев данные деяния совершались в дневное время - с 9:00 до 17:00 часов. Это объясняется прежде всего тем, что в ночное время меньшее количество людей находится на улицах и, соответственно, у виновных лиц увеличивается шанс никем не замеченными скрыться с места совершения преступления. Этим же и объясняется использование маскировочных средств, разнообразие которых лишь удивляет. Такими средствами маскировки могут быть: женские чулки, которые надеваются на голову, шапки черного цвета с прорезью для глаз, парики, бутафорские усы и многое другое. В большинстве случаев преступники стараются застать жертву (потерпевшего) врасплох, и именно это (и, естественно, наличие у преступников оружия) способствует успешному завершению преступного посягательства.
Рассматривая предпосылки, способствующие либо подталкивающие преступника к совершению вооруженного преступления, необходимо отметить, что значительное место во многих случаях совершения данного вида преступных посягательств занимает так называемое «ней-
тральное» поведение потерпевшего, не создающее сколько-нибудь существенных условий для облегчения криминального акта или воспрепятствования ему. Как правило, это фактическое бездействие потерпевшего, которое сводится к тому, что:
- он физически не в состоянии оказать сопротивление ввиду своей недееспособности (инвалидность, малолетство, зрелость, сон, состояние опьянения)*;
- не успевает что-либо предпринять для собственной защиты из-за внезапности и стремительности нападения (именно такими качествами и обладают вооруженные преступления, которые заранее подготавливаются и планируются);
- бездействует в силу того, что его воля парализована страхом, вызванным угрозами и насилием со стороны виновного (к таким вооруженным преступлениям относятся убийства, изнасилования, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений)**.
Многие криминологи также отмечают очевидность влияния на совершение конкретного преступления определенного рода ситуаций, являющихся подталкивающими. В частности, Д. В. Рив-ман отмечает, что в предпреступной ситуации, в которой будущий преступник «сталкивается» с будущим потерпевшим, создается своеобразная система «преступник - жертва», выступающая подсистемой более крупной системы «преступник - ситуация». Во многих случаях потенциальный потерпевший своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ему вреда. Такие ситуации, по мнению исследователя, могут возникать в результате:
- неправомерных, неэтических действий, носящих провокационный характер;
- действий, снижающих критическое восприятие окружающей обстановки (алкогольное или наркотическое опьянение);
- неосторожного поведения, создающего благоприятные условия для реализации преступных намерений причинителя вреда;
- подстрекающих действий;
- правомерных поступков, но вызывающих
* Как правило, именно в таких преступлениях виновные используют оружие как устрашающий элемент, а не применяют его для физической нейтрализации жертвы.
** Строго говоря, «нейтральное» поведение потерпевшего в определенной степени облегчает преступнику выполнение намеченных действий, поскольку «не мешает» последнему и, следовательно, является одним из условий, способствующих его совершению. В данном случае мы имеем в виду лишь то, что такого рода поведение не создает каких-то дополнительных условий для «помощи» виновному лицу.
преступную реакцию у потенциального причини-теля вреда.
Анализ такой классификации с наложением на преступления, совершенные с использованием (либо применением) оружия или предметов, его заменяющих, и насыщением эмпирической базой дает нам возможность рассматривать данную градацию и применительно к отдельным видам вооруженной преступности.
Литература
1. Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
2. Квашис В. Е. Основы виктимологии. М., 1999.
3. Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
4. Криминология / под ред. И. И. Карпец и др. 3-е изд. М., 1976.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
6. Минская В. С., Чечель Г. И. Виктимологи-ческие факторы и механизм преступного поведения: преступление - результат взаимодействия личности с преступной конкретной жизненной ситуацией. Иркутск, 1988.
7. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Бур-лакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999.
8. Кругликов Л. Л. Способы совершения преступления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1971.
9. Намоконов В. А. Потерпевшие как элемент ситуации совершения преступления. Владивосток, 1974.