Научная статья на тему 'Культура в детерминационном комплексе преступности'

Культура в детерминационном комплексе преступности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
959
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ / CRIMINALITY / CULTURES TYPOLOGY / CRIMINOLOGICAL ANALYSIS / CRIMINOGENIC AND ANTICRIMINOGENIC POTENTIAL / MECHANISM OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грибанов Евгений Викторович

В статье исследуется детерминационный потенциал культуры посредством анализа ее морфологических структурных элементов, связанных с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article determination potential of culture is investigated by means of the analysis of its morphological structural elements connected with criminality.

Текст научной работы на тему «Культура в детерминационном комплексе преступности»

Е.В. Грибанов,

Брянский филиал

Московского университета МВД

России

КУЛЬТУРА В ДЕТЕРМИНАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ

ПРЕСТУПНОСТИ

CULTURE IN THE DETERMINATION CRIMINALITY COMPLEX

В статье исследуется детерминационный потенциал культуры посредством анализа ее морфологических структурных элементов, связанных с преступностью.

In the article determination potential of culture is investigated by means of the analysis of its morphological structural elements connected with criminality.

Рассматривая культуру в качестве объекта криминологического исследования, необходимо провести качественный анализ роли ее компонентов в системе криминологической детерминации. Проблема причин преступности - центральная и самая сложная из всех криминологи -ческих проблем. В ней, как в фокусе, соединяются элементы экономики и социальной психоло -гии, юриспруденции и политики, научной теории и социальной практики. Значение теории при -чинности определяется тем, что, раскрыв причи -ны преступности, становится возможным разработать и осуществить эффективные меры борьбы с этим негативным явлением [1]. « Криминологи -ческий детерминизм как часть социального де -терминизма означает, что преступность причин -но обусловлена и эта обусловленность имеет объективный характер...» [2. - С. 86].

Под причиной понимается явление или их совокупность, которое порождает, производит другое явление (явления), т.е. следствие. Причи -на создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы еще и условия. При этом сами по себе условия не производят следствие, но в соответствующей ситуации способствуют реализации действия причины [3. - С. 193].

Культура, составляющее ее элементы, наи-более близко соприкасающиеся с преступно -стью, могут выступать в качестве причин, усло -вий преступности, криминогенных и антикрими-ногенных факторов. Выступая в качестве детерминанта преступности, культура в некоторых случаях может выступать и ее следствием (преступная субкультура). «Причина и следствие в таких случаях выступают в единстве, взаимно заменяют друг друга, порой даже не различаются» [3. - С. 194].

Культура, ее элементы и формы в разных ситуациях могут квалифицироваться как причины и могут выступать в качестве условий. Однако для более глубокого познания роли культуры в системе криминологической детерминации не -обходимо выявление элементов культуры, их связей и закономерностей функционирования, которые способствуют не только росту, но и снижению преступности.

Причины преступлений представляют собой совокупность биосоциальных характеристик ин -дивидов, проявляющихся при определенных обстоятельствах в поведенческих установках, де -терминирующих их преступное поведение. При -чина поведения человека, и преступного в том числе, коренится в его личности [2. - С. 95]. «Никакие внешние обстоятельства не могут яв -ляться определяющими причинами противоправного деяния... Иначе человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. яв -ляется лишь пассивным звеном в преступной цепочке.» [4. - С. 9].

Таким образом, если личность человека, его побудительные силы рассматривать в качестве основной детерминанты совершения конкретно -го преступления, то культура, как совокупность материальных и духовных ценностей, институ-тов, установок и поведенческих реакций челове -ка, передаваемых от поколения к поколению, формирует личность и, следовательно, выступает базовым источником поведения человека.

Человек был, есть и остается существом, сочетающим в себе биологические, социальные и духовные начала. Определить соотношение первого, второго и третьего крайне сложно. «Чело -век не исчерпывается никаким «что», не ограничивается никаким определением» [5. - С. 9]. В той мере, в какой человек имеет социальную и

духовную сущность, на его формирование определяющее влияние оказывает культура, как на макроуровне (культура страны), так и на микроуровне (культура социальной группы, в которой преимущественно социализируется личность).

Можно сказать, что культура соединяет в себе социальные и духовные свойства личности и ее анализ является единственно возможным путем качественного познания личности человека как биологического, а главным образом, социо-

духовного существа. Культурные ценности, нормы, образцы, передаваемые человеку по каналам социализации, преломляются через его сознание (психофизиологические и духовные особенности) и под воздействием объективных и субъективных условий приводят к формированию поведения. При этом, если указанные компоненты несут в себе преимущественно криминогенный потенциал, можно говорить о формировании причины конкретного преступления (см. рисунок).

Формирование причины конкретного преступления

«Будучи созданным в процессе изначального метафизического (т.е. духовного) изменения, человек необходимо изменчив, находится в по -стоянном становлении, но не только в эволюци -онном (т.е. духовно-прогрессирующем) процессе, но и регрессном. Потому что изменчивость человеческой природы подразумевает и возможность добру смениться злом.» [5. - С. 9].

Культура выступает ведущим компонентом в функционировании детерминационного механизма преступности. Структуру этого процесса можно представить следующим образом [6. - С. 80]:

- «негативное явление» (элементы культуры, несущие в себе криминогенный потенциал) из -лучает криминогенную информацию;

- в поле действия этой информации попадает личность (антисоциальная микросреда, преступная субкультура и т.п.);

- формирование криминогенных качеств личности: искажение системы ценностных ориентаций, навязывание антисоциальных стереоти -пов поведения, потребностей и желаний и т.д.;

- преступное поведение, обусловленное криминогенными качествами личности.

Таким образом, «негативное явление», преломляясь через человеческую личность посредством социокультурных механизмов, «превращается» в причину преступления. Сама же лич -ность, восприняв воздействие криминогенной информации, становится ее ретранслятором.

В криминологической литературе вопрос о разграничении таких категорий, как причины, условия и факторы преступности, является край -не дискуссионным [7, 8, 9]. Культура и ее морфологические элементы в различных обстоятель -ствах могу т выступать как причинами преступности, так и ее условиями и факторами. Напри -мер, агрессивный телевизионный ролик может явиться причиной совершения преступного дея -ния, условием, способствующим формированию причины, криминогенным фактором, а иногда и жизненной ситуацией, провоцирующей совершение преступного деяния.

Исследование детерминационного потен -циала культуры возможно посредством анализа ее морфологических структурных элементов. К

ним относятся: наука, религия, искусство, СМИ, образование, экономика, спорт и физическая культура, социальные нормы и другие составляющие [11].

В рамках криминологического исследования культуры необходимо подвергать анализу те элементы культуры, которые прочнее всего связаны с преступностью, имеют с ней общие зако -номерности и связи. Эта задача усложняется тем, что морфологические элементы культуры нельзя однозначно и в полной мере отнести ни к криминогенным, ни к антикриминогенным детерминантам . Они в различных аспектах и проявлени-ях могут нести в себе как криминогенный, так и антикриминогенный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В.Н. Предисловие // Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Изд-во Московского университета, 1984.

2. Криминология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 86.

3. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Г.А. Аванесов, С.М. Инша -ков, С.Я. Лебедев, Н.Д. Эриашвили / под ред. Г.А. Аванесова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. - М., 1981.

5. Жигарев Е.С., Черняев А. В. Криминологи -ческая теория и религия христианства о преступном поведении и его предупреждении. - М.: Мобиле, 2006.

6. Иншаков С.М. Криминология: учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2002.

7. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. - М., 1961.

8. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М., 1968.

9. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации / под ред. В.Н. Кудрявцева.

- М.: Изд-во Моск. ун -та, 1984.

10. Морфология культуры. Структура и ди -намика. - М., 1994.

11. Культурология. ХХ век. Т. 2.- СПб.: Университетская книга, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.