DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_240
КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ CRIMINOGENIC FACTORS CONTRIBUTING TO THE COMMISSION OF CORRUPTION CRIMES AND OFFENSES IN INSTITUTIONS AND BODIES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM
ОМЕЛИН Виктор Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru;
Omelin Victor Nikolaevich,
Chief research scientist of the Scientific research institute
of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru
Краткая аннотация. На основе анализа Федерального закона «О противодействии коррупции», литературных источников в статье рассматриваются криминогенные факторы, способствующие совершению коррупционных преступлений и правонарушений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Abstract. Based on the analysis of the Federal Law "On Combating Corruption", literary sources, the article examines criminogenic factors contributing to the commission of corruption crimes and offenses in institutions and bodies of the penal system.
Ключевые слова: учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, коррупция, преступления коррупционного характера, криминогенные факторы, способствующие совершению коррупционных преступлений и правонарушений.
Keywords: institutions and bodies of the penal enforcement system, corruption, corruption-related crimes, criminogenic factors contributing to the commission of corruption crimes and offenses.
Для цитирования: Омелин В.Н. Криминогенные факторы, способствующие совершению коррупционных преступлений и правонарушений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы //Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 240-242. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_240.
For citation: Omelin V.N. Criminogenic factors contributing to the commission of corruption crimes and offenses in institutions and bodies of the penal enforcement system //Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 240-242. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_240.
Статья поступила в редакцию: 26.08.2022
В современном российском государстве коррупция имеет серьезные масштабы. Компетентные органы принимают различные меры для борьбы с этим негативным социальным явлением. Между тем, для решения данных вопросов необходимо подходить к проблеме комплексно, не ограничиваться усилением меры наказания за такое деяние.
Следует отметить, что в последнее время вопросам противодействия коррупции в нашей стране уделяется повышенное внимание. Политика в этой сфере приобретает черты системности. Наблюдается стремление политического руководства страны охватить все наиболее значимые сферы общественных отношений, подверженных коррупционным рискам. Одной из важнейших причин их внимания к проблеме коррупции является то, что она существенно снижает эффективность государственного управления, приносит большие потери бюджетам всех уровней, снижает темпы экономического развития нашей страны и возможности роста благосостояния большинства российских граждан, содействует росту уровня преступности.
Особенную опасность имеет коррупция в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, на что не раз обращал внимание Президент Российской Федерации. Нарекания к работе правоохранительных органов связаны с неединичными фактами коррупции в системе этих органов.
Острую социальную проблему в настоящее время представляет собой коррупция в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Несмотря на принимаемые меры по самоочищению от сотрудников, совершающих правонарушения и преступления коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким, что вызывает беспокойство всего российского общества и руководства государства, порождает недоверие граждан РФ к учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в целом.
Коррупционная деятельность в системе УИС представлена различными по характеру и содержанию формами преступной деятельности. Для коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками и работниками УИС, характерна скрываемая преступность, поскольку само обстоятельство совершения преступления сотрудником или работником УИС, исключает факт неизвестности криминального события. Сокрытие информации о преступлениях, совершаемых сотрудниками и работниками УИС, можно объяснить желанием показать отсутствие изъянов в работе соответствующих служб и подразделений, незаинтересованностью в отражении отрицательных фактов, связанных с совершением преступлений их сотрудниками или работниками.
В структуре коррупционной преступности сотрудников и работников УИС устойчиво преобладает взяточничество (получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве), связанное с реализацией сотрудниками УИС функций исполнения наказания. В основном взятки получают сотрудники УИС за пронос на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов и веществ. Совершение сотрудниками
Уголовно-правовые науки
УИС преступлений коррупционной направленности также связано с условно-досрочным освобождением осужденных; предоставлением им незаконных льгот в период отбывания наказания; необоснованным переводом из одного исправительного учреждения в другое; нецелевым использованием денежных средств, выделяемых из бюджета. В исправительных колониях реализуются и иные коррупционные схемы: использование благотворительной помощи в личных интересах; создание улучшенных условий содержания лиц, находящихся в штрафном или дисциплинарном изоляторах, помещениях камерного типа [1, С. 4].
Исследование особенностей предупреждения коррупции в учреждениях и органах УИС, невозможно без изучения содержания тех конкретных причин и условий, которые, объективно проявляя себя в многообразии социальной жизни, выступают как криминогенные факторы, т.е. несущие в себе как бы возможность преступного поведения. Итоговая цель такого анализа состоит, прежде всего, в выявлении характера и сущности механизма возникновения коррупции.
Полагаем, можно согласиться с мнением о том, что оценка одних явлений в качестве причин, а других в качестве условий носит относительный характер. Конкретное явление в одних взаимодействиях может играть роль причины, в других - условия [2, С. 216].
В этой связи целесообразно использовать понятие криминогенного фактора, которое охватывает как явления, порождающие коррупцию, так и способствующие ее распространению или росту ее общественной опасности.
Изучив научные позиции по данному вопросу, считаем целесообразным рассматривать факторы, оказывающие влияние на распространение коррупции в УИС, в двух взаимосвязанных аспектах, а именно выделять общие факторы, детерминирующие ее в обществе в целом; условия и обстоятельства внутриведомственного характера, обусловливающие совершение коррупционных преступлений и правонарушений.
К общим факторам, способствующим совершению преступлений и правонарушений коррупционной направленности в учреждениях и органах УИС, можно отнести:
1. Социально-экономические детерминанты правонарушений и преступлений коррупционного характера.
Среди социально-экономических детерминант коррупции в учреждениях и органах УИС можно указать: появление достаточно представительного слоя людей, имеющих сверхдоходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа сотрудников УИС; сравнительно невысокое денежное довольствие (заработной платы) и недостаточный уровень социальной защищенности сотрудников УИС, не соответствующие объему и сложности выполняемой работы. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои материальные потребности, отдельные сотрудники УИС начинают поиск дополнительных источников доходов, в том числе противоправным путем. К сказанному следует добавить, что уровень материально-технического обеспечения учреждений и органов УИС не в полной мере обеспечивает потребностей сотрудников в технических средствах (средства связи, обнаружения и фиксации следов преступлений и т.д.) Это негати в-но сказывается на результатах их деятельности, что в свою очередь, ведет к росту правонарушений среди сотрудников УИС.
2. Недостатки правового обеспечения противодействия коррупции.
Анализ научных работ и нормативных правовых актов показал, что к недостаткам правового обеспечения противодействия коррупции можно, отнести следующие недочеты. Так, следует обратить внимание на наличие пробелов в антикоррупционном законодательстве. Например, отсутствует четкое законодательное определение коррупционного преступления. В соответствии с Федеральным Законом от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 (ред. от 06.03.2022) «О противодействии коррупции» устанавливаются обязательства о раскрытии и предоставлении определенной информации лишь в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 6) [3]
Ограниченный характер указанного перечня создает дополнительные возможности для лиц, участвующих в совершении коррупционных деяний. Это позволяет им оформлять имущество, полученное преступным путем, на других близких родственников и не раскрывать данную информацию.
3. Морально-психологические факторы правонарушений и преступлений коррупционного характера.
Среди морально-психологических детерминант правонарушений и преступлений коррупционного характера в учреждениях и органах УИС можно указать: высокий порог терпимости основной массы населения к проявлению коррупции. Этот факт частично подтверждает проведенное анкетирование сотрудников УИС; традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп должностных лиц; психологическая и моральная готовность значительной части населения к подкупу сотрудников УИС для реализации своих как законных, так и незаконных интересов; ощущение безнаказанности коррупционеров из-за крайне низкой степени риска быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния.
В группу морально-психологического комплекса могут входить не только недостатки общечеловеческих качеств, необходимых для сотрудника УИС (дефекты эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер), но и недостаточность или полное отсутствие сугубо профессиональных качеств (профессиональное мастерство, низкий уровень профессиональной культуры, профессиональная деформация).
4. Информационные факторы правонарушений и преступлений коррупционного характера.
Учеными отмечен противоречивый эффект освещения деятельности учреждений и органов УИС в средствах массовой информации. С одной стороны, популярные теле- и радиопередачи, газетные публикации, безусловно, способствуют формированию положительного образа сотрудника УИС, с другой стороны имеет место изображение в средствах массовой информации сотрудников УИС лишь в негативном плане, а также неконструктивная критика деятельности учреждений и органов УИС. Указанные факторы создают отрицательное представление о сотрудниках УИС, а также провоцируют совершение коррупционных деяний со стороны обычных граждан, так как, по их мнению, не существует иного пути защиты своих интересов.
5. Политические детерминанты правонарушений и преступлений коррупционного характера.
В настоящее время коррупция в России охватила практически все сферы государственной деятельности. Треть граждан страны считают Российскую Федерацию одним из самых коррумпированных государств и не верят, что власть будет реально осуществлять борьбу с коррупцией. Почти 40% населения, 30% сотрудников правоохранительных структур и 50% служащих и бизнесменов полагают, что сегодня борьба с коррупцией это очередная имитация [4].
Современные особенности коррупционного поведения обусловлены тем, что она становится все более политизированной, перемещаясь во властные структуры. Правоохранительные органы становятся бессильными в рамках политических и экономических систем, связанных, по сути дела, круговой коррупционной порукой[5, 36-37].
Условиями и обстоятельствами внутриведомственного характера, способствующими совершению преступлений и правонарушений коррупционной направленности в учреждениях и органах УИС, следует считать: недостатки в подборе и расстановке кадров в УИС, воспитательной работы с сотрудниками и работниками УИС; деформацию правосознания отдельных сотрудников и работников УИС; недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников и работников УИС, подозреваемых в коррупционных преступлениях; противоправная деятельность организованных групп осужденных отрицательной направленности в исправительных учреждениях.
Рассмотренные факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности в учреждениях и органах УИС, взаимосвязаны и проявляются в самых различных сочетаниях. Они обусловливают формы и методы ОРД по борьбе с данными преступлениями, включая необходимость их своевременного оперативно-розыскного выявления и пресечения.
Применительно к преступлениям коррупционной направленности к объектам оперативной заинтересованности следует отнести сотрудников и работников УИС:
нарушающих предписания нормативных правовых актов, регламентирующие правоохранительную и правоприменительную деятельность учреждений и органов УИС;
замеченных в фальсификации служебных документов, подтасовке фактов;
склонных к злоупотреблению спиртными напитками, замеченных в употреблении наркотических средств или психотропных веществ;
поддерживающих неслужебные связи с представителями коммерческих структур, членами преступных группировок и оказывающих им какие-либо сомнительные услуги;
осуществляющих сбор служебной информации в интересах юридических, физических лиц и получение за это вознаграждения;
замеченных в неправомерном вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность коммерческих организаций и предприятий;
осуществляющих вмешательство в процессы получения осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, условно-досрочного освобождения и иных льгот;
злоупотребляющих служебным положением в процессе выполнения служебных обязанностей по обеспечению исполнения уголовных наказаний, соблюдению режимных требований на объектах исправительного учреждения и на территориях, прилегающих к ним.
Библиогра фия:
1. Сивцов В.А. Коррупционные преступления в исправительных колониях России и механизмы противодействия им: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - Тольятти. 2017. С. 4.
2. Криминология / Под общей ред. А.И. Долговой. - М., 1997. С. 216.
3.О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч.1).
Ст. 6228.
4. Коррупционная ситуация в уголовно-исполнительной системе: криминологические и уголовно-правовые проблемы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bygeo.ru/strany/greciya/1481 -korrupcionnaya-situaciya-v-ugolovno-ispolnitelnoy-sisteme-kriminologicheskie-i-ugolovno-pravovye-problemy.html (дата обращения 26.07.2022 г.).
5. Голиков Г.А. Коррупция: легализация или борьба // Борьба с преступностью за рубежом. 2006. № 1 .С. 36-37.
References:
1. Sivtsov V.A. Corruption crimes in correctional colonies of Russia and mechanisms of counteraction to them: abstract. dis. ...cand. jurid. sciences'. - Togliatti. 2017. p.
4.
2. Criminology / Under the general editorship of A.I. Dolgova. - M., 1997. p. 216.
3.On combating corruption: Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 (ed. from 06.03.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52 (part 1). Article 6228.
4. Corruption situation in the penal enforcement system: criminological and criminal law problems [Electronic resource] - Access mode: https://www.bygeo.ru/strany/greciya/1481-korrupcionnaya-situaciya-v-ugolovno-ispolnitelnoy-sisteme-kriminologicheskie-i-ugolovno-pravovye-problemy.html (accessed 26.07.2022).
5. Golikov G.A. Corruption: legalization or struggle // Fighting crime abroad. 2006. No. 1.pp. 36-37.