УДК 343.268
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/113-126
А. В. Шеслер
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ
В статье рассматривается опыт научно-исследовательской и образовательной деятельности Кузбасского института ФСИН России, являющийся реализацией ряда положений Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы и составляющий его вклад в научно-методическое обеспечение противодействию коррупции. Делается вывод о положительном значении этого опыта и необходимости его совершенствования, связанного с активизацией научных исследований антикоррупционной направленности. В статье отмечается, что институт может участвовать в научном обосновании предложений ФСИН России по совершенствованию правового регулирования, проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов по заявкам территориальных органов ФСИН России, придать проводимым научным исследованиям междисциплинарный характер, развивать курсантские, студенческие и слушательские антикоррупционные мероприятия (конференции, участие в антикоррупционном просвещении населения и создании и продвижении социальной антикоррупционной рекламы), открыть программу магистратуры «Антикоррупционная деятельность», проводить региональные учебно-методические семинары для педагогических работников всех вузов Кузбасса.
Ключевые слова: коррупция; коррупционные правонарушения; коррупционные риски; коррупционная готовность; коррупционно опасные функции в уголовно-исполнительной системе; противодействие коррупции; антикоррупционное поведение; антикоррупционная экспертиза; научно-образовательная деятельность.
Для цитирования: Шеслер А. В. Реализация Национального плана противодействия коррупции в деятельности Кузбасского института ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2022. № 1 (50). С. 113-126. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/113-126.
A. V. Shesler
IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL
SERVICE OF RUSSIA
The article examines the experience of research and educational activities of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, which is the implementation of a number ofprovisions of the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024, and its contribution to the scientific and methodological support of anti-corruption. It was concluded that the experience was positive and needed to be improved in order to intensify anti-corruption research. The article notes that the institute can participate in the scientific justification of
© Шеслер А. В., 2022 © Shesler A. V., 2022
the proposals of the Federal Penal Service of Russia to improve legal regulation, conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts at the request of the territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia, give advanced scientific research an interdisciplinary character, develop student anti-corruption measures (conferences, participation in anti-corruption public education and the creation and promotion of social anti-corruption advertising), open the master's program "Anti-Corruption Activities ", hold regional educational and methodological seminars for pedagogical workers of all universities in Kuzbass.
Keywords: corruption; corruption offenses; corruption risks; corruption readiness; corruption and dangerous functions in penal system; anti-corruption; anti-corruption behavior; anti-corruption examination; scientific and educational activity.
For citation: Shesler A. V. Implementation of the National anti-corruption plan of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 1 (50), p. 113-126. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/113-126.
В ст. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, коррупция отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Соответственно этому в п. 44, 46 данного документа в качестве одного из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности обозначено предупреждение коррупции, искоренение ее причин и условий. Реализация этого направления осуществляется через принятие и совершенствование целой совокупности нормативно-правовых актов антикоррупционного характера и совершенствование деятельности по их реализации. Однако в связи с тем, что коррупция — явление динамичное, активно приспосабливающееся ко всем социальным процессам в обществе и к мерам по противодействию ей, нужна постоянная и гибкая корректировка антикоррупционной деятельности государства и общества. Такое совершенствование осуществляется на основе принимаемых Национальных планов противодействия коррупции, последний из которых, на 2021-2024 годы, утвержден Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478.
Антикоррупционная деятельность учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы осуществляется на основе планов противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний, последний из которых утвержден директором ФСИН России 30 декабря 2020 г. на 2021-2023 гг. Антикоррупционные мероприятия в соответствии с этим планом осуществляются образовательными учреждениями высшего образования ФСИН России по двум основным направления. В-первых, как все учреждения ФСИН России, эти образовательные учреждения участвуют в решении следующих задач: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения; повышение эффективности предотвращения и урегулирования конфликта интересов в уголовно-исполнительной системе, обеспечение единообразной правоприменительной практики и неотвратимости ответственности; совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; совершенствование механизмов контроля за расходами, обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; проведение анализа действующего законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции с целью его систематизации, актуализации, а также устранения пробелов и противоречий.
Во-вторых, на образовательные учреждения высшего образования ФСИН России возложены специфические задачи, связанные с проведением научных исследований, направленных на выявление уровня коррупции, коррупционных рисков, возникающих при реализации работниками УИС возложенных на них функций (раздел 2 п. 2.1, 2.2 Плана), а также с проведением научно-практических конференций по вопросам, касающимся формирования и реализации комплекса мер, направленных на антикоррупционное просвещение, повышение правосознания и формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям (раздел 4 п. 4.6 Плана). На Кузбасский институт ФСИН России непосредственно возложена задача проведения научных исследований, направленных на выявление уровня коррупции, коррупционных рисков, возникающих при реализации работниками УИС возложенных на них функций в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (раздел 2 п. 2.1, 2.2 Плана).
В связи с тем, что План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021-2023 гг. был утвержден значительно раньше, чем Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., он не в полной мере отразил ряд задач, касающихся специфики деятельности образовательных учреждений высшего образования ФСИН России, которые могут быть поставлены перед последними в современный период.
Анализ научной и образовательной деятельности Кузбасского института ФСИН России показывает, что эта дея-
тельность в настоящий момент в целом соответствует задачам, поставленным перед образовательными учреждениями в XII разделе Национального плана противодействия коррупции. Прежде всего, сотрудники института ежегодно проводят междисциплинарные исследования, необходимость которых предусмотрена пп. «а» п. 32 данного документа. Речь идет о ежегодных исследованиях-мониторинге уровня коррупции и коррупционных рисков среди сотрудников уголовно-исполнительной системы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и исследовании уровня коррупционных проявлений и эффективности принимаемых мер по их предупреждению среди работников ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу. Применяя метод анкетного опроса сотрудников и их экспертной оценки наиболее актуальных проблем коррупции в уголовно-исполнительной системе, сотрудники института получают обобщенные, статистически наглядные результаты о данной проблеме. Результаты таких исследований стабильно показывают, что коррупционные риски, определяющие уровень коррупционной готовности определенных сотрудников (прежде всего отделов безопасности, отделов режима в СИЗО, оперативных отделов, отделов тылового обеспечения), в наибольшей степени связаны с уровнем их материально-бытового обеспечения и выполняемыми функциями. Эти результаты подтвердили также правильность и своевременность издания распоряжения ФСИН от 05.09.2014 № 178-р (с изменениями) «Об утверждении Перечня кор-рупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний».
Практическая значимость таких исследований состоит в том, что руководители территориальных органов, исправительных и иных учреждений уголовно-исполнительной системы получают представление об общем состоянии кор-
рупционной ситуации в органах и учреждениях, ее причинах и условиях, информацию о распространенности коррупционной готовности сотрудников определенных служб и подразделений, о наиболее коррупционно опасных функциях, выполняемых их сотрудниками, об их правовой грамотности, состоящей в адекватной оценке конкретных разновидностей действий как коррупционных, о готовности сотрудников к определенным правомерным или неправомерным действиям в тех случаях, когда они становятся очевидцами коррупционных правонарушений. Такая информация позволяет руководителям этих органов и учреждений определить основные направления противодействия коррупции среди соответствующей категории сотрудников.
Для ФСИН России в целом результаты проводимых институтом исследований могут послужить основой для совершенствования ведомственной нормативно-правовой основы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе (в частности, для изменения списка коррупционно опасных функций, выполняемых ее сотрудниками), для подготовки предложений по внесению изменений в федеральные антикоррупционные нормативно-правовые акты, для корректирования ведомственной антикоррупционной политики, для совершенствования конкретных антикоррупционных мероприятий, для усилению взаимодействия уголовно-исполнительной системы в целом с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции.
Отдельные аспекты результатов указанных исследований более обстоятельно анализируются в публикациях сотрудников института, принимавших непосредственное участие в их проведении. Такие публикации содержат основу для ежегодного совершенствования ме-
тодики проведения данных исследований [7; 12].
Помимо ежегодных исследований уровня коррупции и коррупционных рисков среди сотрудников уголовно-исполнительной системы предметом научных изысканий сотрудников института являются и иные проблемы коррупции и противодействия ей в УИС. Значительное место в таких исследованиях уделено нормативно-правовым основам противодействия коррупции в УИС. В них обращается внимание на значение Конституции РФ, федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов федерального значения, законов и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных правовых актов, отмечается, что они в целом создают антикоррупционный режим в стране, служат основой для ведомственного нормотворчества в ФСИН России. Указывая на значимость норм международного права для формирования российского антикоррупционного законодательства, исследователи обращали внимание на возможные их способы имплементации в российскую правовую систему, в частности на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеют прямое юридическое действие, а иные нуждаются в адаптации в российском законодательстве.
Освещались в публикациях сотрудников института проблемы криминализация коррупционных проявлений в уголовном законе. В частности, отмечались практические проблемы криминализации посредничества во взяточничестве в виде самостоятельного состава преступления, коллизии между указанием в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации и понятием должностного лица
как субъекта преступления, предусмотренного в примечании к ст. 285 УК РФ.
Обращалось внимание на корруп-циогенные факторы, содержащиеся в некоторых нормативно-правовых актах: в ст. 575 ГК РФ, предусматривающей возможность дарения обычных подарков определенной стоимости государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей; в ч. 2 ст. 77 УИК РФ, предусматривающей оставление осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при отсутствии четких критериев для принятия такого решения и использовании законодателем такого оценочного признака, как «в исключительных случаях», и др.
На основании произведенного анализа вносились предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ противодействия коррупции в УИС. К их числу относятся прежде всего предложения о необходимости исключить из них нормы, увеличивающие коррупционные риски в УИС и способствующие проявлению коррупционной готовности ее сотрудников, а также о минимизации количества нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции с целью устранения коллизии между ними и избыточности правового регулирования в этой сфере [6, с. 38-45]. В качестве механизма реализации по совершенствованию нормативно-правовых основ противодействия коррупции в УИС рассматривалась антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов, касающихся деятельности УИС, и их проектов. В этой связи внимательному анализу подвергались положения Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нор-
мативных правовых актов», постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа ФСИН России от 18.03.2010 № 97 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных актов Федеральной службы исполнения наказаний» [3, с. 110117; 11, с. 110-117].
В публикациях сотрудников анализировались виды коррупционных правонарушений, среди которых выделялись преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданские правонарушения (деликты). Акцентировалось внимание на том, что критерии отнесения преступлений к числу коррупционных даются не в законе, а в ведомственном нормативно-правовом акте (указание Генпрокуратуры России № 744/11, МВД России № 3 от 31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», перечень № 23). Указывалось на необходимость введения в КоАП РФ законодательного определения коррупционного правонарушения и перечисления его видов, от чего зависит применение сроков давности привлечения к административной ответственности, которые специально установлены за нарушение законодательства о противодействии коррупции (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Авторы предлагали законодателю устранить противоречие в определении правовой природы правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы и некоторыми иными субъектами (иными лицами, имеющих специальные звания, военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы), к числу которых могут быть отнесены и коррупционные правонарушения. С одной стороны, такие правона-
рушения относятся к административными правонарушениям, с другой стороны, законодатель указывает, что эти лица несут дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ).
В практическом плане важным является констатация исследователями возможности выполнения одним деянием нескольких составов правонарушений различной отраслевой принадлежности. Например, получение сотрудником УИС подарка при несоблюдении требований, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации», является гражданским коррупционным проступком в виде сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Такой деликт влечет гражданско-правовую ответственность в виде недействительности сделки, ее ничтожности (ст. 169 ГК РФ). Кроме того, такой деликт может составить идеальную совокупность различных коррупционных правонарушений, а именно: незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и взяточничество (ст. 290, 291, 2911 УК РФ) или коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Такая совокупность коррупционных правонарушений влечет сразу три вида юридической ответственности: гражданско-правовую, административную и уголовную [21, с. 121-127].
Анализ многообразных проявлений коррупции в УИС в виде различных правонарушений влечет выработку сотрудниками института предложений по совершенствованию правовых мер противодействия этому явлению, относящихся к различным отраслям законодательства. В частности, предлагались
гражданско-правовые меры противодействия коррупции в УИС, охватываюшие сферы служебной деятельности и личной жизни сотрудников УИС и состоящие в установлении запретов и допустимых пределов дозволенного поведения [20, с. 32-35]. Важное место в исследованиях отводилось мерам дисциплинарного воздействия на сотрудников УИС, совершивших дисциплинарные коррупционные проступки [19, с. 357362; 18, с. 244-246]. Разработка предложений по оптимизации криминологических мер противодействия коррупции в УИС основывалась на анализе сотрудниками института криминологической характеристике коррупционных правонарушений, совершенных в УИС [9, с. 170-174].
Сотрудники института анализировали содержание конкретных функций в уголовно-исполнительной системе, выявляя типичные ситуации, при которых действия сотрудников данной системы следует оценивать как коррупционные, в частности, в уголовно-исполнительных инспекциях [8, с. 132-136; 13, с. 6-11].
Интерес представляют исследования по противодействию коррупции при реализации законных интересов осужденных, в частности, при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Авторы, занимавшиеся этой проблемой, констатировали, что суды, решая вопрос о предоставлении условно-досрочного освобождения, по-прежнему основываются на мнении администрации исправительного учреждения, которое часто является не объективным, что последняя находит любые формальные поводы для наложения на осужденных в момент подачи ими ходатайств на условно-досрочное освобождение дисциплинарных взысканий, препятствующих такому освобождению. В этой связи авторы предлагают предусмотреть в законодательстве возможность участия в судебном заседании свидетелей, экспертов и специалистов, а
также усилить прокурорский надзор за исправительными учреждениями при реализации ими законного интереса осужденных на условно-досрочное освобождение [15, с. 49-53].
Отрадно заметить, что сотрудники института не ограничивались вопросами противодействия коррупции только в УИС. Своими исследованиями они внесли вклад в разработку общих вопросов противодействия коррупции. В частности, авторы обратили внимание на общие проблемы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и ее виды [1, с. 119-121], на необходимость формирования в России стратегии жесткого противодействия коррупции и совершенствование антикоррупционного законодательства, на псевдоантикоррупционную деятельность ряда политических партий и движений, спекулирующих на проблемах коррупции и предлагающих на этой основе деструктивные проекты изменения экономической и политической системы современной России [24, с. 30-34].
В своих публикациях сотрудники института обращали внимание на то, что противодействие коррупции составляет основу противодействия преступности и ее отдельным видам, представляющим угрозу общественной безопасности России, в частности, наркопреступности [2, с. 84-91]. Авторы публикаций отмечали пассивность правоохранительных органов и различных государственных надзорных и контролирующих органов, подверженных коррупции за кредитно-финансовой сферой общества, где осуществляется преступная деятельность и легализация доходов от нее [23, с. 224227]. Конструктивными являлись предложения сотрудников института по заимствованию зарубежного опыта противодействия коррупции, в частности, по популяризации стандартов антикоррупционного поведения у населения с самого раннего возраста [16, с. 76-84], по предоставлению информаторам право-
охранительных органов о фактах коррупции правовых гарантий от их увольнения с государственной службы [5, с. 79-87].
Важными представляются исследования, направленные на совершенствование учебного процесса по обобщению опыта формирования навыков антикоррупционного поведения у курсантов и слушателей в учебных заведениях ФСИН России. В них делался акцент на содержании непосредственной работы профессорско-преподавательского состава с курсантами и слушателями института в учебной аудитории, методическое обеспечение учебного процесса, инновационные и интерактивные методы обучения, воспитательную работу с различными категориями обучаемых. Вносились предложения по совершенствованию этой деятельности, позволяющей усилить процесс формирования навыков антикоррупционного поведения и их реализацию в практической деятельности [22, с. 220-229]. В значительной мере эти исследования связаны с привлечением сотрудниками института обучающихся в нем курсантов, слушателей и магистрантов [8, с. 132-136; 10, с. 118-122; 17, с. 128-133; 4, с. 113-116; 14, с. 49-53], а также основаны на опыте Кузбасского института ФСИН России именно в образовательной деятельности, которая предполагает как формирование антикоррупционной мотивации у обучающихся (курсантом, слушателей, студентов, магистрантов) в ходе учебного процесса, так совершенствование методического обеспечения последнего.
Формирование антикоррупционной мотивации у обучающихся осуществляется, во-первых, при использовании всего нравственно-воспитательного потенциала учебного процесса, утверждающего стандарты позитивного правосознания, в том числе антикоррупционного поведения.
Во-вторых, при преподавании правовых дисциплин, которые включают в
себя темы, предусматривающие изучение средств противодействия коррупционным преступлениям. В частности, при освоении обучающимися составов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления преподаватели акцентируют их внимание на преступлениях, которые составляют основу коррупции, т. е. на различных видах злоупотребления должностными полномочиями (ст. 2852854, 2921 УК РФ) и превышения должностного полномочий (ст. 285, 289 УК РФ), а также взяточничестве (ст. 290-
о
291 УК РФ). Преподаватели не только разъясняют обучающимся содержание соответствующих уголовно-правовых норм, но и раскрывают их социальную обусловленность, состоящую в значительной и многоаспектной общественной опасности данных коррупционных деяний.
В-третьих, в Кузбасском институте ФСИН России реализуется рабочая программа дисциплины (модуля) «Антикоррупционная деятельность в УИС», по которой обучаются все категории курсантов и слушателей заочной формы обучения. Данная программа охватывает все компетенции, которые необходимы сотруднику УИС России для того, чтобы составить представление о коррупции как негативном социальном явлении и о правовых средствах противодействия этому явлению. Программой предусмотрены как общеправовые темы о коррупции и мерах противодействия ей, так и темы, отражающие специфику коррупционных проявлений в уголовно-исполнительной системе, а именно: международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции; правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации; виды коррупционных преступлений, совершаемых в УИС, и их уголовно-правовая характеристика; криминологическая характеристика корруп-
ционной преступности в УИС; правонарушения коррупционной направленности в деятельности УИС; причины возникновения и порядок урегулирования конфликта интересов в УИС; организация представления государственными служащими в УИС сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Причем реализация этого образовательного модуля осуществляется с использованием прежде всего таких активных форм обучения, как проблемная лекция, лекция-визуализация с применением технических средств обучения, семинар-дискуссия, круглый стол (обсуждения на занятии докладов по ранее выданной тематике), практические занятия с решением конкретных задач, с работой в малых группах, с деловыми играми, с обсуждением подготовленных обучающимися презентаций и видеосюжетов. Активной является и самостоятельная работа обучающихся, в ходе которой они изучают рекомендуемые источники, готовят эссе, доклады, рефераты, презентации и видеосюжеты. Реализация этого образовательного модуля в полной мере соответствует положениям п. 34 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., предусматривающего разработку типовых дополнительных профессиональных программ в области противодействия коррупции.
В-четвертых, в Кузбасском институте ФСИН России реализуется подготовленная коллективом Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников отделов (отделений, групп) кадров и инспекций по личному составу ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений. Данная программа отражает в основном специфику антикоррупционной деятельности указанных должностных категорий (проверку све-
дений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых сотрудниками УИС, проведение служебных проверок по фактам коррупционных нарушений служебной дисциплины, порядок увольнения со службы в УИС за коррупционные правонарушения и т. д.).
Объективно можно констатировать, что опыт научно-исследовательской и образовательной деятельности Кузбасского института ФСИН России, являющийся реализацией ряда положений Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, и составляющий его вклад в научно-методическое обеспечение противодействию коррупции, является многогранным, системным и положительным.
Однако вывод о положительном значении этого опыта не означает отсутствия необходимости его совершенствования, связанного с активизацией научных исследований и образовательной деятельности института антикоррупционной направленности. Такая активизация логически вытекает как из значительного места образовательных учреждений в реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., так из необходимости научно-методического обеспечения тех задач, которые поставлены в этом плане перед другими субъектами антикоррупционной деятельности.
Прежде всего институт может участвовать в научном обосновании предложений по совершенствованию правового регулирования (см. п. 22, 49 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг.), которые разрабатываются ФСИН России.
Во-вторых, в связи возрастающим значением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов институт может проводить такие экспертизы по заявкам территориальных органов ФСИН России, в частности, регионов Сибири (см. п. 30 Национального плана
противодействия коррупции на 20212024 гг.).
В-третьих, проводимым научным исследованиям сотрудниками института необходимо придать междисциплинарный характер. Такая потребность напрямую вытекает из положений п. 32 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг. В частности, в ежегодных исследованиях-мониторинге уровня коррупции и коррупционных рисков среди сотрудников уголовно-исполнительной системы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и исследовании уровня коррупционных проявлений и эффективности принимаемых мер по их предупреждению среди работников ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу должны принять не только сотрудники института, занимающиеся криминологическими аспектами антикоррупционной проблематики, но и специалисты гражданского, трудового и иных отраслей права, так как коррупция, как уже отмечалось, выражается не только в преступлениях, но и в иных правонарушениях. Кроме того, к исследованию должны подключиться социологи и психологи, которые помогут совершенствовать методику исследования и правильно интерпретировать его итоги.
В-четвертых, необходимо развивать курсантские и студенческие антикоррупционные мероприятия, которые превратят эти категории обучающихся в институте из объектов антикоррупционного воздействия в субъектов антикоррупционной деятельности. В этом плане важными являются курсантские и студенческие научно-практические конференции, посвященные вопросам противодействия коррупции, участие этой категории обучающихся в антикоррупционном просвещении населения, в частности, в школах, колледжах, в других образовательных учреждениях не юридического профиля с целью формирования в обществе атмосферы нетерпимо-
сти к коррупционным проявлениям, участие в создании и продвижении социальной антикоррупционной рекламы. Потребность в таких мероприятиях вытекает из положений п. 36, 44 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг.
В-четвертых, следует проработать вопрос об открытии в институте программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность». Необходимость такой программы в образовательных организациях высшего образования независимо от их ведомственной принадлежности предусмотрена п. 36 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг. Изложенный выше материал, свидетельствующий о большом вкладе института в деятель-
ность по противодействию коррупции, позволяет утверждать, что реализация подобной программы может быть успешно осуществлена коллективом института.
И, наконец, совершенствованию антикоррупционной деятельности института будет способствовать в соответствии с п. 36 Национального плана противодействия коррупции на 20212024 гг. проведение учебно-методических семинаров для педагогических работников. Учитывая многолетний и многогранный опыт антикоррупционной деятельности Кузбасского института ФСИН России, он может стать региональной основой для проведения подобных семинаров для педагогических работников всех вузов Кузбасса.
Литература
1. Боровских, Р. Н., Шеслер, А. В. Виды антикоррупционной экспертизы // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 375. — С. 119-121.
2. Витовская, Е. С. Уголовно-правовая оценка наркокоррупции в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях / под общ. ред. В. А. Уткина. — Новокузнецк, 2018. — С. 84-91.
3. Гантимуров, А. С., Шеслер, А. В. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов в уголовно-исполнительной системе // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 110-117.
4. Заборовская, Ю. М., Соколов, А. К. Совершенствование борьбы с правонарушениями коррупционной направленности // Актуальные вопросы противодействия коррупции: история, современное состояние и перспективы. — Новосибирск, 2018. — С. 113-116.
5. Заборовская, Ю. М., Шубников, Р. А. Отечественный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией на государственной службе (на примере уголовно-исполнительной системы) // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения. — Красноярск, 2020. — С. 79-87.
6. Зыков, Д. А., Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной систем России // Вестник Владимирского юридического института. — 2014. — № 4 (33). — С. 38-45.
7. Ким, В. В., Потеруха, А. Я. Анализ результатов анкетирования сотрудников территориального органа ФСИН России с целью оценки возможных коррупционных рисков// Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 1 (30).
8. Киселева, А. Е. Противодействие коррупции при реализации контрольно-надзорных функций сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции // Вестник Самарского юридического института. — 2017. — № 1. — С. 132-136.
9. Красильникова, М. С. Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе: обзор правоприменительной практики // Материалы Всероссийской
научно-практической конференции / отв. ред. А. Г. Чириков. — Новокузнецк, 2017. — С. 170-174.
10. Маевский, Е. А. Противодействие коррупционным преступлениям в уголовно-исполнительной системе // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. — Новокузнецк, 2019. — С. 118-123.
11. Морозов, А. С. Способы противодействия коррупционным правонарушениям, совершаемым сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 3 (32). — С. 51-60.
12. Новиков, Е. Е. Коррупционные риски, возникающие при реализации сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций контрольно-надзорных функций // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 2 (31).
13. Новиков, Е. Е. Теоретико-правовые основы противодействия коррупции при реализации контрольно-надзорных функций сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций. — Новокузнецк, 2018. — 43 с.
14. Одинцова, Л. Н., Королева, Т. Д. О классификации коррупции в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. — Новокузнецк, 2019. — С. 49-53.
15. Пупышева, Л. А. Противодействие коррупции в сфере применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2017. — № 1 (37). — С. 49-53.
16. Пушкарева, И. А., Одинцова, Л. Н. Правовая культура и опыт противодействия коррупции в мировом сообществе // Правовая культура. — 2019. — № 3 (38). — С. 76-84.
17. Суворов, Р. А. История становления коррупции как правового института, его административно-правовые основы и механизм противодействия // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. — Новокузнецк, 2019. — С. 128-133.
18. Упоров, А. Г., Степанова, Е. Г. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за правонарушения коррупционной направленности // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. — Самара, 2019. — С. 244-246.
19. Упоров, А. Г., Хусаинова, Д. Р. К вопросу об оценке коррупционных рисков в уголовно-исполнительной системе // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. — Воронеж, 2017. — С. 357-362.
20. Хильман, Д. В. Гражданско-правовые аспекты борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2017. — № 5. — С. 32-35.
21. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Виды коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 4 (25). — С. 121-127.
22. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Опыт формирования навыков антикоррупционного поведения у слушателей повышения квалификации в учебных заведениях ФСИН России // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26-27 декабря 2018 г. / отв. ред. И. А. Дамм, Е. А. Акунченко. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. — С. 220-229.
23. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Противодействие наркобизнесу как основа формирования антикоррупционной политики // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о кол-
лективной безопасности: материалы XIX международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2016 г.): в 2 ч. / отв. ред. И. А. Медведев; СибЮИ ФСКН России. — Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016. — Ч. 2. — С. 224227.
24. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Псевдопротиводействие коррупции // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2020. — № 2 (39). — С. 3034.
References
1. Borovskikh R. N., Shesler A. V. Vidy antikorrupcionnoj jekspertizy [Types of anticorruption examination]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2013, no. 375, p. 119-121.
2. Vitovskaya E. S. Ugolovno-pravovaja ocenka narkokorrupcii v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Criminal assessment of narcocorruption in penal correction system]. In: Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pedagogika, psihologija i pravo: materialy Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Penal correction system: pedagogics, psychology and right: materials of the All-Russian academic and research conference]. In 2 parts. Under a general edition of V. A. Utkin. Novokuznetsk, 2018. P. 84-91.
3. Gantimurov A. S., Shesler A. V. Antikorrupcionnaja jekspertiza normativno-pravovyh aktov i ih proektov v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Anti-corruption examination of normative legal acts and their projects in penal correction system]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2016, no. 4 (29), p. 110-117.
4. Zaborovskaya Yu. M., Sokolov A. K. Sovershenstvovanie bor'by s pravonarushenijami korrupcionnoj napravlennost [Improvement of fight against offenses of corruption orientation]. In: Aktual'nye voprosy protivodejstvija korrupcii: istorija, sovremennoe sos-tojanie i perspektivy [Topical issues of anti-corruption: history, current state and prospects]. Novosibirsk, 2018. P. 113-116.
5. Zaborovskaya Yu. M., Shubnikov R. A. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt bor'by s korrupciej na gosudarstvennoj sluzhbe (na primere ugolovno-ispolnitel'noj sistemy) [Domestic and foreign experience of fight against corruption in public service (on the example of penal correction system)]. In: Antikorrupcionnaja bezopasnost': vyjavlenie ugroz i strategija obespechenija [Anti-corruption safety: identification of threats and strategy of providing]. Krasnoyarsk, 2020. P. 79-87.
6. Zykov D. A., Shesler A. V., Shesler S. S. Normativno-pravovye osnovy protivodejstvija korrupcii v ugolovno-ispolnitel'noj sistem Rossii [Standard and legal bases of anticorruption in criminal and executive Russia of systems]. Vestnik Vladimirskogo ju-ridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2014, no. 4 (33), p. 3845.
7. Kim V. V., Poterukha A. Ya. Analiz rezul'tatov anketirovanija sotrudnikov territori-al'nogo organa FSIN Rossii s cel'ju ocenki vozmozhnyh korrupcionnyh riskov [The analysis of results of questioning of staff of territorial authority of the FPS of Russia for the purpose of assessment of possible corruption risks]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 1 (30).
8. Kiselyova A. E. Protivodejstvie korrupcii pri realizacii kontrol'no-nadzornyh funkcij sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noj inspekcii [Anti-corruption at realization of control and supervising functions by the staff of criminal and executive inspectorate]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2017, no. 1, p. 132-136.
9. Krasilnikova M. S. Protivodejstvie korrupcii v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme: obzor pravoprimenitel'noj praktiki [Anti-corruption in penal correction system: review of law-enforcement practice]. In: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Materials of the All-Russian academic and research conference]. Gen. edition by A. G. Chirikov. Novokuznetsk, 2017. P. 170-174.
10. Mayevsky E. A. Protivodejstvie korrupcionnym prestuplenijam v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Counteraction to corruption crimes in penal correction system]. Sbornik nauchnyh trudov pobeditelej i prizerov konkursov na luchshuju nauchnuju rabotu [The collection of scientific works of winners and prize-winners of competitions for the best scientific work]. Novokuznetsk, 2019. P. 118-123.
11. Morozov A. S. Sposoby protivodejstvija korrupcionnym pravonarushenijam, sover-shaemym sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Ways of counteraction to the corruption offenses committed by the staff of penal correction system]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 3 (32), p. 51-60.
12. Novikov E. E. Korrupcionnye riski, voznikajushhie pri realizacii sotrudnikami ugolov-no-ispolnitel'nyh inspekcij kontrol'no-nadzornyh funkcij [The corruption risks arising at realization by the staff of criminal and executive inspectorates of control and supervising functions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 2 (31).
13. Novikov E. E. Teoretiko-pravovye osnovy protivodejstvija korrupcii pri realizacii kontrol'no-nadzornyh funkcij sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij [Te-oretiko-pravovye of an anti-corruption basis at realization of control and supervising functions by the staff of criminal and executive inspectorates]. Novokuznetsk, 2018. 43 p.
14. Odintsovo L. N., Koroleva T. D. O klassifikacii korrupcii v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [About classification of corruption in penal correction system]. In: Ugolovno-ispolnitel'naja sistema segodnja: vzaimodejstvie nauki i praktiki [Penal system today: interaction of science and practice]. Novokuznetsk, 2019. P. 49-53.
15. Pupysheva L. A. Protivodejstvie korrupcii v sfere primenenija uslovno-dosrochnogo osvobozhdenija ot otbyvanija nakazanija [Anti-corruption in scope of parole from serving sentence]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [The Bulletin of Institute: Crime, Punishment, Correction], 2017, no. 1 (37), p. 49-53.
16. Pushkareva I. A., Odintsova L. N. Pravovaja kul'tura i opyt protivodejstvija korrupcii v mirovom soobshhestve [Legal culture and experience of anti-corruption in the international community]. Pravovaja kul'tura [Legal culture], 2019, no. 3 (38), p. 76-84.
17. Suvorov R. A. Istorija stanovlenija korrupcii kak pravovogo instituta, ego administra-tivno-pravovye osnovy i mehanizm protivodejstvija [History of corruption formation as a legal institution, its administrative and legal bases and the mechanism of counteraction]. In: Sbornik nauchnyh trudov pobeditelej i prizerov konkursov na luchshuju nauchnuju rabotu [Collection of scientific works of winners and prize-winners of competitions for the best scientific work]. Novokuznetsk, 2019. P. 128-133.
18. Uporov A. G., Stepanova E. G. K voprosu o privlechenii k disciplinarnoj otvetstvennos-ti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za pravonarushenija korrupcionnoj napravlennosti [To a question of attraction to disciplinary responsibility of staff of penal correction system for offenses of corruption orientation]. In: Penitenciarnaja be-zopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyj opyt [Penitentiary safety: national traditions and foreign experience]. Samara, 2019. P. 244-246.
19. Uporov A. G., Khusainov, D. R. K voprosu ob ocenke korrupcionnyh riskov v ugolov-no-ispolnitel'noj sisteme [To a question of assessment of corruption risks in penal cor-
rection system]. In: Pravovoe regulirovanie sovremennogo obshhestva: teorija, metod-ologija, praktika [Legal regulation of modern society: theory, methodology, practice]. Voronezh, 2017. P. 357-362.
20. Hilman D. V. Grazhdansko-pravovye aspekty bor'by s korrupciej v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Civil aspects of fight against corruption in penal correction system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti of the Penal System], 2017, no. 5, p. 32-35.
21. Shesler A. V., Shesler S. S. Vidy korrupcionnyh pravonarushenij, sovershaemyh sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Types of the corruption offenses committed by the staff of penal correction system]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2015, no. 4 (25), p. 121-127.
22. Shesler A. V., Shesler S. S. Opyt formirovanija navykov antikorrupcionnogo povedeni-ja u slushatelej povyshenija kvalifikacii v uchebnyh zavedenijah FSIN Rossii [Experience of formation of skills of anti-corruption behavior at listeners of skills development in the FPS of Russia educational institutions]. In: Aktual'nye voprosy protivodejstvija korrupcii v sfere obrazovanija [Topical issues of anti-corruption in education]. Collection of the materials of IV Siberian anti-corruption forum, Krasnoyarsk, December 2627, 2018. Gen edition I. A. Damm, E. A. Akunchenko. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2019. P. 220-229.
23. Shesler A. V., Shesler S. S. Protivodejstvie narkobiznesu kak osnova formirovanija an-tikorrupcionnoj politiki [Countering drug trafficking as the basis for the formation of an anti-corruption policy]. In: Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstvija narkougroze v zone dejstvija Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti [National and international level of countering the drug threat in the area of the Organization of the Treaty on Collective Security]. Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference (April 21-22, 2016). In 2 pt. Gen. ed. I. A. Medvedev. Krasnoyarsk, Siberian Law Insitute Federal Drug Control Service of the Russia, 2016. Pt. 2. P. 224-227.
24. Shesler A. V., Shesler S. S. Psevdoprotivodejstvie korrupcii [Pseudo-anti-corruption].
Vestnik Sibirskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 2 (39), p. 30-34.
Сведения об авторе
Александр Викторович Шеслер: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Aleksandr V. Shesler: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Criminal Law, doctor of law, professor. E-mail: [email protected]