I.B. Mikhailov
MODERNIZATION SYSTEM OF PREPARATION OFOFFICERS OF THE AIR FORCES DURING REFORMING EDUCATIONAL SYSTEM OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS 1997 - 2001.
The state educational establishment of the high air forces vocational training “The Yeysk high military aviation school (military institute) name of twice Hero of the USSR, pilot-cosmonaut V.M.
Komarova”
The theoretical judgement of ways of modernization of preparation of officers of the Air Forces, and process of formation of new system of military education in 1997 - is lead 2001 which result was creation of the original education and scientific complex uniting preparation of experts of one professional orientation at all levels (steps) of their vocational training. The analysis of features of the organization and carrying out of vocational training of the staff of the Air Forces in domestic armed forces in 1997 - has shown presence of some the external and internal factors incorporated in structure of the most military education which were the reasons of destructive development of system of military education of the Russian Federation 2001, resulted in the adverse phenomena in armed forces and modernization of system of military education of the Russian Federation demanded.
Key words: modernization of education, a scientific educational complex, vocational training, humanitarity of education, military reform.
УДК 343.9:342.5 “1967/1977”
А.Г. Стацура©
КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СССР И ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В 1967-1977 гг.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт»
Рассмотрены особенности развития государственной правоохранительной политики в правоохранительной сфере в СССР в 1967-1977 гг. Выявлены причины роста
© Стацура Андрей Г ригорьевич - кандидат исторических наук
криминогенной ситуации в стране, проблем управления правоохранительной системой.
Ключевые слова: правоохранительная политика, профессиональное образование, криминогенная ситуация, преступность, политическая система, исправительнотрудовая деятельность.
Формирование основ правовой государственности является одной из важнейших задач любого общества. Показателями его здоровья являются: уровень правопорядка, обеспечение прав и законных интересов человека, являющиеся результатом деятельности исполнительной власти, с одной стороны, и законопослушного поведения граждан - с другой.
Этапы развития государства неизбежно влекут за собой и изменение его правоохранительной политики в целом, влияют на повышение или понижение уголовной статистики в частности.
Важным периодом для рассмотрения этой зависимости в Российском государстве является период 1960-1970 гг., период развитого социализма.
Коммунистическим руководством страны был взят курс на модернизацию, обеспечивающую рост экономического и гармонизацию социального развития.
«Десталинизация социально-политической жизни страны и вхождение в период «хрущевской оттепели» при очевидных успехах в отдельных сферах, высветили ряд серьезных проблем в государственной правоохранительной политике.
В середине 1960 гг. статистика отразила нежелательный перелом в этом вопросе, показав увеличение преступности в стране на 30 %. Если в 1956 г. было зарегистрировано 579 116 преступлений, или 292,6 деяния на 100 тыс. населения, то в 1965 г. учтенная преступность возросла до 751 801 или 327,9 деяния на 100 тыс. населения [1, с. 160-161]. Неблагоприятная криминогенная обстановка потребовала от руководителей государства и правоохранительных органов, в частности, переломить развитие опасной тенденции.
Однако концепции развитого социализма сказались на текущей правоохранительной политике советского государства. Приближающийся 50-летний юбилей Октябрьской революции скорректировал статистику преступности, показав ее снижение (-1,9 %). Эта откровенная подтасовка цифр показала наличие элементов «рапортовой» отчетности, являющейся по сути фальсификацией общей картины преступности в СССР. Отсутствие объективного анализа и уверенность в том, что преступность «неуклонно растет» лишь в капиталистических странах, оставляли в тени многие внутренние противоречия, присущие самому советскому обществу, снижая нормативную активность.
Реальная же картина в рассматриваемый период - кризис в сфере правосознания, падение общественной нравственности и, в связи с этим - рост недовольства широких слоев населения, которые требовали от руководителей советского государства принятия срочных и эффективных мер, направленных на снижение роста преступности и обеспечение законности и правопорядка в стране, охрану прав и интересов граждан и государства в целом от посягательств преступных элементов. Вызревание серьезных проблем, ведущих к неуклонному росту преступности в стране, привели к реформированию правоохранительной политики.
Высшими партийными и советскими органами было принято более двух десятков постановлений по вопросам совершенствования работы всей правоохранительной системы страны: следственного аппарата, органов прокуратуры и внутренних дел. Важнейшим из них стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. [2, с. 20]. Оно ставило ряд важнейших задач по более полному и быстрому раскрытию преступлений, розыску преступников и своевременному привлечению их к законной ответственности, своевременному пресечению преступной деятельности антиобщественных элементов,
укреплению и расширению связи с общественностью [3, с. 22]. Указанное постановление стало руководящим документом для работников всей правоохранительной системы советского государства вплоть до 1970 г.
В 1965 г. в целом ряде партийных решений ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было рекомендовано принять практические меры по наведению образцового общественного порядка на местах и обеспечить надежную охрану прав и законных интересов граждан [4].
Огромную роль в сфере борьбы с преступностью руководство страны отводило первичным партийным, комсомольским, профсоюзным организациям, местным советам депутатов трудящихся, руководителям предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, руководителям общественных организаций. Одним из наиболее важных требований к руководителям всех структурных подразделений являлось улучшение воспитательной работы среди населения и, прежде всего, молодежи. Положительный опыт, накопленный в этой работе коллективами трудящихся и самодеятельными общественными организациями, привел к введению в стране института общественных воспитателей, которые назначались городскими (районными) комиссиями по делам несовершеннолетних или судами. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. было принято специальное Положение об общественных воспитателях [5].
Ряд союзных республик утвердил специальные Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних [6].
Местные органы также реагировали на факты правонарушений и вели большую предупредительно-профилактическую работу среди населения. Так, к середине 1970 гг. во всех местных Советах были созданы постоянные комиссии по социалистической законности и охране общественного порядка, объединявшие 11,4 % депутатов [7, с. 63].
Во второй половине 60-х гг. была проведена систематизация законодательства, в том числе принятие отраслевых «основ» законов. В июле 1966 г. был принят крупный пакет документов, связанных с организационным укреплением, расширением прав и возможностей органов охраны общественного порядка, усилением прокурорского надзора и прочее. Важное место в нем заняло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля
1966 г. № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» [8, с. 23-30].
Указанный пакет документов не только активизировал борьбу с растущей преступностью, но и определил перспективу правоохранительной политики на длительный период.
Развитие преступности и отдельных ее видов вносили изменения в сферу борьбы с ней. В 1970 г. в повестку дня был поставлен вопрос о наркомании, актуализируются проблемы охраны природы, контроля в сфере природопользования. С развитием транспорта повысилось значение работы по обеспечению безопасности движения. Повышенного внимания потребовали вопросы борьбы с хулиганством, незаконного оборота валюты, растущей преступности несовершеннолетних. С целью профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в советских школах был введен предмет «Основы советского государства и права».
Законом предусматривалась административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за пьянство, хулиганские действия и другие антиобщественные поступки со стороны подростков [93, с. 1-4].
Пристальное внимание руководства страны привлекла задача повышения борьбы с рецидивной преступностью. В СССР был учрежден административный надзор органов милиции за категорией лиц, освободившихся из мест лишения свободы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освободившимися из мест лишения свободы» и «Положение об административном надзоре»). Действие Указа направлено на повышение контроля за
поведением указанного выше контингента и предупреждение совершения ими повторных преступлений.
Комплексный подход к решению проблем обеспечения законности и ужесточение карательной политики на рубеже 1960-1970 гг. привел к стабилизации ситуации в сфере уголовной преступности, снизив уголовную статистику. На 20 % отмечено снижение тяжких преступлений: убийств, тяжких и менее тяжких телесных повреждений, совершавшихся на 70 % по бытовым мотивам в состоянии алкогольного опьянения.
Проводимая совместными усилиями партийных, государственных органов и общественных организаций работа положительно сказалась на укреплении общественного порядка в городах и районах. В партийных, комсомольских, профсоюзных организациях предприятий, трудовых коллективов не только велась борьба с антиобщественными явлениями, но и всесторонне анализировались негативные факты, выявлялись побудительные причины и условия, способствующие их проявлениям. Это позволило специалистам на живом фактическом материале выявить слабые места, упущения и промахи в воспитательной работе с людьми и определить конкретные и более эффективные меры по устранению выявленных недостатков. Этот положительный опыт не потерял своей актуальности и в наши дни.
Упрочение связей работников милиции, прокуратуры и суда с советской общественностью, коллективами трудящихся - залог успешного решения задач всемерного укрепления законности и правопорядка.
Рассматриваемый этап исторического развития Советского государства был отмечен резким обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом, поэтому проблематика борьбы с преступностью была подвержена политизации. Заклеймив империализм США, апрельский (1968 г.) Пленум ЦК КПСС обвинил политического противника в ведении подрывной политической и идеологической борьбы против социалистических стран, коммунистического и всего демократического движения [10, с. 4].
В этих условиях особое внимание было уделено дальнейшему улучшению работы по «коммунистическому воспитанию трудящихся на основе идей марксизма-ленинизма». Новые задачи были поставлены перед органами КГБ по борьбе с подрывными действиями империалистических государств и их разведок по защите советского социалистического строя. 17 июля 1967 г. ЦК КПСС принял решение об образовании специального подразделения в КГБ по борьбе с так называемой идеологической диверсией противника - 5го управления. Основными задачами новой структуры стали: предупреждение, выявление и пресечение действий разведок иностранных государств, пропагандистских центров и антисоветских организаций, борьба с антисоветскими элементами внутри страны. В целом работники 5-го управления сделали много полезного в оказании противодействия деятельности зарубежных разведывательных центров. Вместе с тем работа управления, направленная внутрь страны, носила ярко выраженный репрессивный характер в отношении любых проявлений инакомыслия. Вторая половина 60-х гг. - первая половина 70-х гг. -время проведения ряда крупных политических процессов над деятелями диссидентского движения.
Однако более актуальной в условиях стабилизации развития СССР являлась борьба с уголовной преступностью. Одним из запущенных участков этой сферы являлась необходимость систематизации и кодификации действующего законодательства. Проведенной в этом направлении работой в период с 1962-1977 гг. было отменено 20 тыс. нормативных актов, утративших свою силу, в десятки тысяч актов были внесены изменения. Одновременно проводилась большая законотворческая работа. В 1965-1975 гг. основной тенденцией стало издание единых общесоюзных актов - «Основ» законов в различных сферах.
Как недостаток можно отметить подготовку и повышение квалификации кадров юристов. В стране существовала система повышения квалификации для следственнопрокурорских работников. «Повышение квалификации юристов, работающих в других
областях (народные судьи, члены областных, краевых и верховных судов, нотариусы, судебные исполнители, юрисконсульты, работники органов арбитража и др.), не проводилась вообще» [11].
Еще один вопрос, требующий к себе повышенного внимания, - исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к общественно полезному труду. В этом процессе довольно широкие полномочия приобрели наблюдательные комиссии. Положение о наблюдательных комиссиях было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. [12]. Указанное Положение в совокупности с положением о прокурорском надзоре создало серьезную нормативную базу для укрепления законности в деятельности исправительно-трудовой системы. Примером дальнейшей эволюции пенитенциарной политики в середине 1970-х гг. явилось усиление репрессивной активности государства на новые категории граждан с асоциальным поведением. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. был введен институт лечебнотрудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков, направляемых по постановлению суда в лечебно-профилактические учреждения для принудительного лечения и трудового перевоспитания.
Особенностью конца рассматриваемого периода стало укрепление профилактической службы в МВД. В составе Главного управления уголовного розыска было создано управление, в структуру которого входили отделы общей, индивидуальной профилактики, профилактики правонарушений несовершеннолетних и др.
Дальнейшие изменения в правоохранительной политике СССР произошли в организации паспортного режима. Их важной чертой стала существенная либерализация процесса выдачи и обмена паспортов, сокращение необходимого для этого документов, упразднение прописки в случае кратковременного выезда граждан в отпуск или командировку. С января 1976 г. начали выдавать единый паспорт для всех категорий граждан. Наряду с либерализацией, руководство страны в своем августовском постановлении обратило внимание органов МВД на необходимость укрепления паспортного режима и более эффективное использование паспортной системы для борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
Анализируя советскую правоохранительную политику периода 1967-1977 гг., следует отметить, что во второй половине 60-х - начале 70-х гг. руководством страны было сделано много важных и эффективных шагов по оптимизации работы правоохранительных органов, и сфера борьбы с преступностью и координация деятельности правоохранительных органов стала исключительной прерогативой партийных комитетов. Так, в материалах ХХ1У и ХХУ съездов КПСС звучат стандартные формулировки о том, что ЦК КПСС и Советское правительство постоянно осуществляют меры по укреплению социалистической законности и правопорядка. В действительности ЦК и его структуры все чаще игнорировали ведомства. Контролируя работу сотрудников органов внутренних дел и констатируя факты недобросовестного отношения их к своим служебным обязанностям, партийные инстанции не предлагали ничего конкретного для улучшения ситуации в решении каждого конкретного вопроса по укреплению социалистической законности и охраны общественного правопорядка. Однако Министерство внутренних дел СССР, получая расплывчато сформулированные «руководящие указания», все же обеспечивало довольно неплохие результаты в своей практической работе.
Рост преступности и отсутствие новых действенных подходов к борьбе с ней породили кризисную ситуацию в стране. Однако нельзя было недооценивать и достижений в сфере разработки и реализации советской правоохранительной политики
Важное значение получила работа по созданию Свода законов СССР, начавшаяся в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 2 сентября 1976 г. Подготовка проектов актов, подлежащих к включению в Свод законов, осуществлялась Министерством юстиции СССР с участием соответствующих министерств и ведомств [13]. Это имело большое положительное
значение, так как положило начало введению государственного учета нормативных актов СССР и союзных республик. При этом были признаны утратившими свою силу многие прежние нормативные документы по вопросам арбитража, юстиции, милиции, прокуратуры и прочее [14].
Наиболее значительным документом, принятым в рамках периода, стала Конституция СССР 1977 г., которая в ст. 4 закрепила приоритет права, уважение закона, строгое соблюдение режима законности: «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан». Такая норма в Конституции СССР была сформулирована впервые. Ст. 9 определила, что укрепление правовой основы государственной и
общественной жизни является одной из необходимых предпосылок дальнейшего развития политической системы советского общества. Закреплялась и роль партии в данной системе. Ст. 6 устанавливала, что партия являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Это означало, что руководство организацией и работой правоохранительных органов становилось с этого времени правом и обязанностью КПСС. Такая практика порождала массу неразрешимых проблем, связанных с взаимодействием КПСС и правоохранительных органов. Осуществление партийными организациями контроля и проверки деятельности правоохранительных органов вступало в противоречие с принципом независимости судей и подчинения органов прокуратуры только Генеральному Прокурору СССР. Ст. 6 Конституции закрепляла бесконтрольную силу в конституционном поле, возвысив роль государственных органов управления и принизив роль Советов.
При данной особенности политической системы в стране сложилась ситуация, при которой ведомства избегали брать на себя конкретные обязательства и проявлять разумную инициативу в обстановке неуклонного роста преступности.
Таким образом, в стране в 70-х гг. отмечался серьезный застой в сфере руководства КПСС правоохранительной сферой. Нарастание кризисных явлений в жизни страны, падение правосознания, общественной нравственности, замалчивание истинного положения дел в указанной сфере, формально-отчетные показатели, коррупция требовали серьезной реорганизации всех элементов правоохранительной системы советской страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые региональные и российские тенденции. М., 2005.
2. Советское государство и право. 1966. № 4.
3. Там же.
4. См.: Правда. 1965. 15 апреля, 27 мая.
5. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 51. Ст. 1239
6. Положение, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря
1967 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 51. ст. 1239.
7. Жилинский С.Э. Роль КПСС в укреплении законности на современном этапе. М., 1977.
8. Собрание действующего законодательства СССР. 1975. Разд. ХХУ11. Т. 48.
9. Социалистическая законность. 1966. № 8.
10. Коммунист. 1968. № 6.
11. ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 8. Д. 3. Л. 3.
12. Ведомости ВС РСФСР. 1965. № 40 ; Наташев А.Е. Наблюдательные комиссии и их роль в осуществлении советской исправительно-трудовой политики: дис... канд. юрид. наук. М., 1961. С. 78 ; Астемиров З.А. История советского исправительно-трудового права. С. 41 ; Дементьев С.И. Исправительно-трудовые учреждения. Краснодар, 1980. С. 20.
13. Керимов Д. А. Каким быть Своду законов // Правда. 1977. 6 марта.
14. ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 8. Д. 937. Л.Л. 224, 227.
A.G. Statsura
THE CRIME SITUATION TO THE USSR AND CHANGE OF THE STATE LAW-ENFORCEMENT POLITICS 1967-1977
The independent noncommercial educational organization of the high vocational training “The Northen-Kuban humanities and technology institute ”
Features of development of the state law-enforcement politics in law-enforcement sphere in the USSR in 1967 - are considered 1977. The reasons of growth crime situations in the country, problems of management are revealed by law-enforcement system.
Key words: a law-enforcement politics, vocational training, криминогенная a situation, criminality, political system, corrective-labour activity.