Научная статья на тему 'Деятельность органов МВД в ЧАССР и в целом по стране в 50-е годы XX века: задачи и реалии'

Деятельность органов МВД в ЧАССР и в целом по стране в 50-е годы XX века: задачи и реалии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЧУВАШИЯ / ОРГАНЫ МИЛИЦИИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ХИЩЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СПЕКУЛЯЦИЯ / КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АМНИСТИЯ / БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ / ПАРТИЙНЫЕ И КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Александр Геннадьевич, Иванов Н.В.

В 50-ые годы XX века в стране произошло много изменений, начиная с приходом к власти Н.С.Хрущева и эти изменения не прошли для МВД стороной. За десять лет, МВД несколько раз менял свою структуру, штаты и количество, то создавались, то прекращали свою деятельность те или иные структурные подразделения. Шла жестокая борьба за власть после смерти И. Сталина, и милиция в этот период осталась один на один с преступностью, а она из года в год росла, вследствие чего, виновной за рост преступности в стране сделали милицию, как не справляющуюся с поставленными задачами по сокращению преступности. Принятые меры партийной верхушкой по укреплению материально-технической базы милиции, росту заработной платы и т.д. были всего лишь временной уступкой перед новым давлением на МВД СССР в 60-е годы. С середины 50-х годов, когда партийные руководители начали руководить МВД, пополнив ряды милиции комсомольскими и партийными кадрами, группами неквалифицированных работников, в последствии чего, привело к снижению профессионального уровня личного состава ОВД, которое сказалось в общей борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of bodies of the Ministry of Internal Affairs ChASSR and countrywide in the 50th years of the XX century: tasks and realities

In the 50th years of the XX century in the country there were many changes, since coming to power of N. S. Khrushchev and these changes didn't pass by for the Ministry of Internal Affairs. In ten years, the Ministry of Internal Affairs several times I changed the structure, states and quantity, were created, these or those structural divisions stopped the activity. There was a cruel race for power after I. Stalin's death, and militia during this period, remained in private with crime, and it grew, in a consequence of that, guilty, for rise in crime in the country from year to year, made militia, as not consulting objectives on reduction of crime. The taken measures a party top on strengthening of material base of militia, growth of a salary, etc. were only a temporary concession before the new pressure upon the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the 60th years. From the middle of the 50th years when party heads started running the Ministry of Internal Affairs, having joined ranks of militia Komsomol and party shots, groups of unskilled workers, in a consequence of that, led to decrease in professional level of staff of Department of Internal Affairs which affected in the general fight against crime.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов МВД в ЧАССР и в целом по стране в 50-е годы XX века: задачи и реалии»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МВД В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Петров А.Г. Иванов Н.В.

2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МВД В ЧАССР И В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ В 50-Е ГОДЫ XX ВЕКА: ЗАДАЧИ И РЕАЛИИ

Петров Александр Геннадьевич, д-р юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: Российский университет кооперации. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. Email: a.g.petrov@rucoop.ru

Иванов Н.В., канд. ист. наук. Должность: доцент. Место работы: Чувашский государственный университет. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Ivanov.N.V58@mail.ru

Аннотация: В 50-ые годы XX века в стране произошло много изменений, начиная с приходом к власти Н.С.Хрущева и эти изменения не прошли для МВД стороной. За десять лет, МВД несколько раз менял свою структуру, штаты и количество, то создавались, то прекращали свою деятельность те или иные структурные подразделения. Шла жестокая борьба за власть после смерти И. Сталина, и милиция в этот период осталась один на один с преступностью, а она из года в год росла, вследствие чего, виновной за рост преступности в стране сделали милицию, как не справляющуюся с поставленными задачами по сокращению преступности.

Принятые меры партийной верхушкой по укреплению материально-технической базы милиции, росту заработной платы и т.д. были всего лишь временной уступкой перед новым давлением на МВД СССР в 60-е годы. С середины 50-х годов, когда партийные руководители начали руководить МВД, пополнив ряды милиции комсомольскими и партийными кадрами, группами неквалифицированных работников, в последствии чего, привело к снижению профессионального уровня личного состава ОВД, которое сказалось в общей борьбе с преступностью.

Ключевые слова: СССР, Чувашия, органы милиции, борьба с преступностью, хищения социалистической собственности и спекуляция, органы милиции, криминогенная ситуация, уголовная ответственность, амнистия, борьба за власть, партийные и комсомольские органы.

ACTIVITY OF BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ChASSR AND COUNTRYWIDE IN THE 50TH YEARS OF THE XX CENTURY: TASKS AND REALITIES

Petrov Aleksandr Gennadievich, Dr of law, Associate Professor. Position: Head of chair. Place of employment: Cheboksary cooperative Institute. Branch: Russian University of cooperation. Department: Constitutional and Municipal Law chair. E-mail: a.g.petrov@rucoop.ru Ivanov N.V., PhD in History. Position: associate Professor. Place of employment: Chuvash State University. Department: civil legal disciplines chair. E-mail: Ivanov.N.V58@mail.ru

Annotation: In the 50th years of the XX century in the country there were many changes, since coming to power of N. S. Khrushchev and these changes didn't pass by for the Ministry of Internal Affairs. In ten years, the Ministry of Internal Affairs several times I changed the structure, states and quantity, were created, these or those structural divisions stopped the activity. There was a cruel race for power after I. Stalin's death, and militia during this period,

remained in private with crime, and it grew, in a consequence of that, guilty, for rise in crime in the country from year to year, made militia, as not consulting objectives on reduction of crime.

The taken measures a party top on strengthening of material base of militia, growth of a salary, etc. were only a temporary concession before the new pressure upon the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the 60th years. From the middle of the 50th years when party heads started running the Ministry of Internal Affairs, having joined ranks of militia Komsomol and party shots, groups of unskilled workers, in a consequence of that, led to decrease in professional level of staff of Department of Internal Affairs which affected in the general fight against crime. Keywords: USSR, Chuvashia, bodies of militia, fight against crime, plunders of socialist property and speculation, bodies of militia, criminogenic situation, criminal liability, amnesty, race for power, party and Komsomol bodies.

На рубеже 1950-x - 1960-х годов в СССР все более отчетливее проступало противоречие между провозглашаемыми целями построения коммунистического будущего и повседневной реальностью. Следуя идеологической традиции, партийно-государственное руководство страны любые проявления противоправного поведения отдельных граждан относило на счет «несознательности», «пережитков прошлого», «тлетворного влияния чуждой идеологии стяжательства, вещизма» и т.д. Именно в этот период в речах руководителя советского государства, в партийных документах, нормативно-правовых актах все чаще содержатся требования и предложения санкций, направленных на ужесточение ответственности за спекуляцию, хищения государственного и общественного имущества, взяточничество, тяжкие уголовные преступления.

В августе 1950 года МГБ СССР осуществило реорганизацию главного управления милиции (ГУМ), в состав которого вошли три структуры: управления милицейской службы, управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, уголовного розыска. Решением Совета Министров СССР в октябре 1952 года на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности (отдел вневедомственной охраны при управлении милицейской службы).

В начале 50-х годов в стране все еще действовало законодательство периода новой экономической политики и послевоенных лет, а милиция руководствовалась Уголовным кодексом 1926 года, который содержал расширенное понятие «контрреволюционное понятие». Под ним признавалось всякое действие, направленное на свержение или подрыв Советской власти, а также покушение на основы политической или хозяйственной жизни пролетарского государства. Разрушение и подрыв государственной политичности, торговли, транспорта (экономическая контрреволюция) карались наказанием, предусмотренным ст. 58. Широко использовалось и послевоенное законодательство. Например, в Тигашевском магазине Батыревкого сельпо Чкаловского района Чувашии, была проведена ревизия и обнаружена растрата товара на сумму 7353 руб. 61 коп. Чтобы скрыть недостачу, продавщица Егорова В.И. заявила о краже в магазине путем взлома входной двери в ночь с 25 на 26 апреля 1954 г. После проведенного расследования Егорова была осуждена на 8 лет по ст. 4 Указа ПВС СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответст-

3'2015

Пробелы в российском законодательстве

венности за хищение государственного и общественного имущества» [6].

ЦК ВКП(б) и Совет Министров в августе 1950 года приняли постановление о работе милиции, в котором большое внимание уделялось профилактике преступлений, усилению борьбы с хищениями собственности, укреплению общего порядка и укомплектованию милиции кадрами. Но, несмотря на принятые меры, в начале 1950-х годов общая преступность продолжала расти. Резкий всплеск ее произошел после смерти И. Сталина. Если в 1952 году уголовная преступность по стране составляла 153.199 тыс. преступлений, то в 1953 году она увеличилась более чем в 2 раза и составила 347.134 тыс. преступлений [4]. По мнению многих исследователей причиной такого роста явилась широкая амнистия (ее называли неофициально «Ворошиловская», так как под Указом стояла подпись Председателя Верховного Совета Ворошилова). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года (опубликован в печати на следующий день) подлежали освобождению следующие категории заключенных: осужденные на срок до 5 лет включительно, осужденные за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления, а так же несовершеннолетние, престарелые, больные, женщины, имеющие малолетних детей и беременные [9, с. 758]. На 10 августа 1953 года из мест заключения были освобождены 1.032.000 человек [14, с. 14].

В то же время партийно-государственная верхушка Советского государства не считала амнистию причиной резкого всплеска преступности в стране. Главным и основным виновником роста криминогенной ситуации была объявлена милиция, вследствие нарушения законности в осуществлении правоохранительной деятельности.

Ухудшение криминогенной ситуации объясняется нестабильностью внутриполитической обстановки в стране после смерти «вождя». Борьба различных политических группировок внутри государственного аппарата и коммунистической партии, различных силовых ведомств за власть являлись характерной чертой 50-х годов XX века в России.

Государственный аппарат, партийные функционеры, а также генералитет вооруженных сил объединились в борьбе против Министерства МВД и МГБ, которые курировал Берия, в сущности это была борьба с его политическим влиянием на власть. Главной целью было ослабление всего МВД и МГБ как правоохранительного органа.

После ареста Л.Берии на июльском пленуме ЦК КПСС, в газете «Правда» отмечалось: «Строгое соблюдение социалистической законности пресекает в зародыше деятельность преступных элементов, создает обстановку, при которой преступление ... вообще не может совершаться ... Не случайно злейшие враги Советской власти в качестве одного из основных методов подрывной деятельности обычно избирали нарушение социалистической законности. Так действовал, в частности, враг народа Берия и его сообщники» [13].

Как это не парадоксально, главным виновником в резком ухудшении криминогенной обстановке в стране была объявлена милиция. Вся последующая реорганизация милиции носила преимущественно административный характер и была направлена на ослабление ее роли в государственном управлении и сокращение штатов.

В постановлении Совета Министров СССР от 27 августа 1953 года «О мерах по укреплению охраны общест-

венного порядка и борьбе с уголовной преступностью» работа милиции и УгРо признавалась «неудовлетворительной»; здесь же был сформулирован комплекс задач по борьбе с рецидивной преступностью в стране.

Перед МВД была поставлена задача по принятию мер к улучшению службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы. Большое внимание уделялось усилению и укреплению кадров уголовного розыска и милицейской службы [1, с. 182]. Для реализации данного постановления издается ведомственный приказ МВД СССР, цель которого - сокращение управленческого аппарата и пересмотр штатов различных служб. В качестве основной задачи выдвигались требования к укреплению кадров уголовного розыска и милицейской службы. Однако, несмотря на принятые меры, в 1953 году положение практически не изменилось. Полностью укомплектовать уголовный розыск сотрудниками, которые отвечали бы необходимым требованиям, не удалось (в конце 1952 года он был укомплектован на 95%) [2, с. 258].

Руководство страны продолжало искать выходы для снижения общего количества преступлений. 2 марта 1954 года ЦК КПСС принял постановление «Об основных задачах МВД». В соответствии с ним органы государственной безопасности были выведены из состава МВД СССР, одновременно вновь отмечалось, что милиция плохо борется с преступностью и она во многих регионах остается на высоком уровне. Имеются многочисленные факты произвола, нарушения законности. Милиция не пользуется уважением среди местного населения. Все эти недостатки указывали прежде всего на «промахи» в работе с кадрами [10, с. 56].

Надо отметить, что количество преступлений в регионах страны в эти годы значительно выросло. Так, например, в Чувашской АССР в 1952 году было зарегистрировано - 1159 уголовных дел, а в 1953 - 13493 [7]. По мнению Некрасова В.Ф., Борисова А.В. и др., действительно, имелись серьезные трудности из-за излишней централизации решения кадровых вопросов. Кадровые аппараты на местах (в республиках, краях, областях) были не в состоянии решить свои кадровые вопросы (к примеру, чтобы утвердить одну штатную единицу за счет ведомственных средств, нужен был только приказ МВД СССР. Провести проверку и на ее основе отбор и расстановку штатных служащих практически было невозможно) [12, с. 272-273].

ЦК КПСС потребовал от МВД принять меры к улучшению работы органов милиции, усилить их партийными кадрами, укрепить дисциплину среди личного состава. В свете развития данного постановления ЦК КПСС, 10 мая 1954 года МВД СССР издает директиву «О работе среди населения», обязав каждого сотрудника милиции проводить профилактические беседы с гражданами, поставив задачу укрепления связей между органами милиции и населением. Однако реализация принятых постановлений партии и правительства по работе милиции не привели к повышению уровня квалификации ее личного состава. В октябре 1954 года 79% работников УгРо, более 60% БХСС и 45% следователей не имели даже среднего образования. Отсутствие денежных средств не позволяло развивать ведомственную систему образования [14, с.70]. В течение 1954 года из органов МВД были уволены за допущение в прошлом нарушения советской законности 358 человек, начальствующего состава [3, с. 58].

При таком положении дел рассчитывать на полное укомплектование кадров милиции подготовленными специалистами не приходилось.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МВД В 50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Петров А.Г. Иванов Н.В.

Вместе с тем в 1954-1955 годы наблюдается рост общей уголовной преступности. Так, например, в Чувашской АССР в 1954 году зарегистрировано 1977 уголовных преступлений, в 1955 году - уже 2149 [8]. Таким образом, ни жесткое законодательство, ни организационные мероприятия внутри МВД не привели к кардинальному улучшению криминогенной ситуации в стране и на местах. Во второй половине 50-х годов криминогенная обстановка в стране ухудшилась. Увеличилось число опасных преступлений (в СССР в 1956 году было совершено 9670 убийств, в 1957 году - уже 12230) [5].

По инициативе министра внутренних дел С.Н.Круглова 3 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О досрочном освобождении инвалидов, престарелых лиц, страдающих тяжелыми недугами, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей». Однако ЦК КПСС в своем решении от 24 декабря 1955 года указывает на серьезные ошибки и недостатки, допущенные МВД СССР в подготовке и реализации данного Указа. Так, проект Указа не предусмотрел ограничения при освобождении из мест лишения свободы лиц, осужденных за крупные хищения социалистической собственности, за отдельные виды убийств и рецидивистов. В результате из мест заключений было выпущено большое количество особо опасных государственных преступников. Только в Ленинград их прибыло из лагерей 800 человек. Такая негативная работа МВД в первую очередь была связана с личностью министра внутренних дел СССР С.Н.Круглова, т.к. Н.С.Хрущев многие издержки сталинской системы ассоциировал именно с ним, ему нужен был новый министр [11, с. 23-24].

«Поворотным» для МВД стал 1956 год и XX съезд КПСС. Падение влияния правоохранительной системы и ее лидеров на политическую жизнь страны привело к дисбалансу сил в верхнем эшелоне: партийная номенклатура полностью взял власть в свои руки. На XX съезде партии Н.С.Хрущев в своем докладе заявил, что партия взяла под строгий контроль работу МВД и ГБ. В этот период отношение со стороны руководства партии к правоохранительным органам было неоднозначным. С одной стороны, по прежнему, продолжалась практика использования партийным руководством тезиса о нарушениях законности в деятельности милиции на причину роста преступности. Так, 29 января 1958 года ЦК КПСС в своем постановлении «О фактах нарушения законности в милиции» отмечал, что в работе милиции до сих пор имеют место нарушения законности в отношении граждан, не изжита практика необоснованного задержания и грубого обращения с ними. Вновь была поставлена задача по усилению руководства и контроля за работой милиции со стороны местных партийных органов, пополнения личного состава милиции партийно-комсомольскими кадрами. В результате политики Н.С.Хрущева «распагоним и разлапмасим» из органов внутренних дел ушли многие работники милиции И уголовного розыска [2, с 263]. С другой стороны, в изучаемый период были отменены наиболее грозные нормы в уголовном судопроизводстве: упразднили понятие «враг народа»; с 14 до 16 лет повысили возраст наступления уголовной ответственности; запретили пытки при получении признания; за рядом исключений судебные заседания сделали открытыми. Преобразовали органы МВД и милиции в единые учреждения внутренних дел исполкомов Советов депутатов трудящихся. Возродили систему их двойного подчинения: местным Советам и

вышестоящим органам МВД СССР. Сокращался и объединялся управленческий аппарат, высвободившийся личный состав направлялся на укрепление оперативных и следственных подразделений. Так, например, численность ГУМ МВД СССР в 1956 году сократили по сравнению с 1954 годом на 48,8%; выросло число средних специальных школ милиции с 12 до 25%; после сокращения расходов на внутренние войска, высвободившиеся средства были направлены на укрепление материально-технической базы милиции; в 1957 году была повышена заработная плата сотрудников милиции, введена процентная надбавка за выслугу лет, вводились разряды с существенной разницей в оплате.

В 50-е годы XX века происходил скачкообразный рост преступности, который, на наш взгляд, объясняется борьбой за власть различных политических сил в стране после смерти Сталина. Главным направлением партийной номенклатуры была не борьба с преступностью, а дискредитация правоохранительных органов, уменьшение их влияния в государстве. Меры, которые предпринимала партийная верхушка по укреплению материально-технической базы милиции, росту заработной платы и т.д. были всего лишь временной уступкой перед новым давлением на МВД СССР в 60-е годы. Постоянное пополнение штатами комсомольскими и партийными кадрами, группами неквалифицированных работников привело к снижению профессионального уровня личного состава ОВД.

Список литературы

1. Беда А.М. Органы внутренних дел с середины 50-х

- начале 60-х гг. // Полиция и милиции России (очерки истории) / Составители А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин. - М., 1999. - 196 с.

2. Беда А.М. Органы внутренних дел с середины 50-х

- начале 60-х гг. // Полиция и милиции России: страницы истории / А.Ф. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М.: Издат. Наука. 1995. - 318 с.

3. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои / Под ред. И.В. Добровольского. СПб., 1998. СПб., 1998. - 176 с.

4. ГА РФ. Ф. 9415. Оп. 5. Д. 289. Л. 1.

5. ГА РФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 337. Л. 159.

6. ИЦ МВД по ЧР. Ф. 121. Оп. 1. Д. 5. Л. 96.

7. ИЦ МВД по ЧР. Ф. 107. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-23, 43-61, 86115; Ф. 121. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

8. ИЦ МВД по ЧР. Ф. 102. Оп. 1. Д. 72. Л. 109, 113.

9. Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие документы. Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. Н. Ковалева и др., М.: МФД. 1998. - 848 с. - (Россия. XX век. Документы).

10. История советской милиции. Хронологический справочник / Мулукаев Р.С., Скилягин А.Т. - Л.: НИи-РИО ВПУ МВД СССР, 1976. - 107 с.

11. Некрасов В.Ф. Сергей Круглов. Министр внутренних дел СССР с 1945 по 1956 гг. // Советская милиция. -1990. - № 5. - С. 18-26.

12. Некрасов В.Ф., Борисов А.В., Детков М.Г. и.др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк.

- М.: Объединенная редакция МВД России. - 1996. -462 с.

13. Правда, 1955, 12 апреля. За дальнейшее укрепление социалистической законности.

14. Петров А.Г. Реабилитация жертв политической репрессий: Опыт и историко-правового анализа. - М.: ИНИОН РАН РФ. 2005. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.