нэпа корыстные преступления в партийно-государственном аппарате неизбежно умножились. При этом активность растущего госаппарата оказалась самым тесным образом связанной с появившейся в стране новой группой людей - частных предпринимателей 20-х годов, которые получили название нэпманы. В целом исследователи совершенно справедливо оценивают уже наступившую эпоху как время расцвета должностных преступлений. В данной связи абсолютно верным представляется вывод А.И. Кирпичникова: «Коррупция пронзила структуры советской власти с первых же минут ее реального владычества» [5]. Неслучайно вполне рядовым и привычным стало рассмотрение вопросов, подобных вопросу «О преступлениях по должности членов РКП - ответственных работников», поставленному на повестку дня Новороссийским окружным партийным комитетом в 1921 г. В данном случае, как и во многих других, было решено: «Принять Парткому решительные меры для искоренения преступных деяний членов РКП» [6].
Однако качество таких мер и их эффективность в принципе нельзя считать высокими. Сотрудничество нэпманов и новой коммунистической элиты неуклонно крепло. В частности, нэпманы извлекали немалые доходы за счет получения государственных кредитов и выплат за посредничество. Так, в 1923-1924 гг. тресты и
синдикаты предоставили частным фирмам различных товаров на сумму 310,6 млн. руб. Задолженность частных предпринимателей Госбанку и наиболее крупным акционерным банкам страны на 1 октября 1923 года превысила 42 млн. руб [7]. Часть нэпманов обогащалась за счет государственных подрядов, поставок и других посреднических операций.
В свете вышеизложенного очевидно, что основной задачей государства стало разрешение противоречия между курсом на сохранение командных высот в экономике и тенденцией тотального расхищения государственного имущества.
Литература
1. ЦДНИКК. - Ф.1. - Оп.1. - Д.118.
2. Аптекарь П.А. Сопротивление крестьян политике большевиков в 1918-1922 годах (По материалам европейских губерний РСФСР). Дисс. ...канд. ист. наук. -М., 2002.
3. РГАСПИ. - Ф.17. - Оп. 11. - Д.71.
4. Ларин Ю. Частный капитал в СССР. - М.-Л., 1927.
5. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. -СПб.: Альфа, 1997.
6. ЦДНИКК. - Ф.9. - Оп.1. - Д.71.
7. Частный капитал в народном хозяйстве СССР. Материалы комиссии ВСНХ. - М.-Л., 1927.
УДК 93/94 ББК 63.3(2)
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР (1967-1976 ГГ.)
А.Г. Стацура, Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт
В статье рассматривается поворот в системе правоохранительной политики СССР, произошедший после смены в 1964 г. политического руководства страны. Автор перечисляет основные законодательные акты и указы, принятые ЦК КПСС и направленные на укрепление законности в стране.
Ключевые слова: правоохранительная политика, охрана общественного порядка, милиция, судебные органы.
EVOLUTION OF THE STATE LAW-ENFORCEMENT POLICY IN THE USSR (l967-1976) Stacjura A. G.
Evolution in system of a law-enforcement policy of the USSR, occurred after change of the political leaders in 1964 is considered in article. The author lists the basic acts and the decrees accepted by the Central Committee of the CPSU and directed on strengthening of legality in the country.
Keywords: law-enforcement policy, police power, militia, courts ofjustice.
Характеризуя политику Советского государства, тунеядством и пр. Ставились также задачи усиления
нельзя не заметить, что ее эволюция в значи-^тельной степени определялась субъективными предпочтениями лидеров правящей партии. В данной связи обновление в 1964 г. политического руководства страны обусловило неизбежный поворот и в правоохранительной политике. При этом устойчивый рост преступности также требовал принятия адекватных мер. В итоге, борьба с растущей преступностью определилась в качестве одного из основных векторов внутренней политики СССР. Первым признаком перемен стал комплекс законодательных актов, принятых в июле 1966 г. [1], отличавшихся критическим настроем в оценке правоохранительных органов, «уровень работы которых отстает от возросших требований». В интересах усиления борьбы с преступностью ими были расширены права работников милиции по пресечению преступных действий, улучшению розыска лиц, усилению борьбы с
прокурорского надзора за соблюдением законности, улучшения работы судебных органов.
Однако радикальный поворот в правоохранительной политике был завершен лишь в 1967 г. - в преддверии 50-летия Октябрьской революции [2]. Большое значение для дела укрепления законности имел, прежде всего, курс на повышение роли Советов в деле обеспечения правопорядка. Так, Закон об утверждении Положения о постоянных комиссиях палат ВС СССР возложил на комиссии законодательных предположений «заслушивание сообщений и докладов министерств и ведомств СССР, других общесоюзных организаций, а также республиканских и местных государственных органов и организаций по вопросам укрепления социалистической законности, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан» (ст. 10, п. 5 Положения) [3]. В марте 1967 года ЦК КПСС наметил меры по
улучшению работы сельских и поселковых Советов, которые, наряду с другими задачами, ориентировались на усиление контроля за сферой охраны общественного порядка [4]. Кроме того, отметим Указ «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» и Примерное положение о сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся союзных республик, принятые Президиумом Верховного Совета СССР в апреле 1968 года, а также постановление Совета Министров СССР «О мерах по укреплению материально-финансовой базы сельских и поселковых Советов» [5].
В целом, курс на усиление роли Советов в организации охраны общественного порядка, закрепленный Постановлениями ЦК КПСС 1967 и 1971 г., принес позитивные результаты. Так, если в 1968 г. только половина Советов имели постоянные комиссии по социалистической законности и охране общественного порядка, то в 1975 г. они были созданы практически во всех местных Советах. Причем по своему составу они стали самыми многочисленными (11,4% депутатов) [6].
Особенностью нового этапа развития стало общее ужесточение подходов к борьбе с асоциальными проявлениями. В частности, Президиум ВС СССР, обсудив в октябре 1967 года вопрос о практике применения Указа от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», отметил, что в борьбе с хулиганством его потенциал используется еще недостаточно. Руководство страны констатировало, что слабо поставленной оставалась работа в сфере борьбы с пьянством, часто ведущим к правонарушениям [7]. Усилилось внимание и к вопросам соблюдения государственной дисциплины. Общее положение о министерствах СССР в качестве главных их задач определило обеспечение охраны социалистической собственности, правильное применение действующего законодательства, обобщение практики применения законодательства в порученной им отрасли и разработку предложений по его совершенствованию [8].
Новый курс в правоохранительной сфере потребовал улучшения работы отдельных ее звеньев. В частности, с 1967 г. началось постепенное восстановление позиций Верховного Суда СССР, расширение его полномочий, прежде всего функций надзора, существенно ограниченных в ходе реформы 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1967 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о Верховном Суде СССР» на него была возложена задача проверки применения судебными органами союзных республик общесоюзного законодательства и принимаемых Пленумом Верховного Суда СССР постановлений. Одновременно были предприняты шаги по организационному укреплению Верховного Суда СССР
[9].
Особо отметим создание Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. № 634 «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» Министерства юстиции СССР. В свете постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 23 декабря 1970 г. №1025 министерство усилило контроль за организацией юридических служб в министерствах и
ведомствах народнохозяйственного комплекса [10].
Исключительное значение имел поиск путей совершенствования организации и деятельности органов внутренних дел. В частности, Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции» от 19 ноября 1968 г. комплексно определило задачи милиции в условиях «развитого социализма». Оно означало известное завершение работы, связанной с расширением самостоятельности местных советских органов. На базе органов милиции были созданы отделы (управления) внутренних дел. Теперь подразделениями исполкомов стали не только милиция, а органы МВД в целом. Постановление определило также рост внимания к кадровой политике. В данной связи в милиции была повсеместно проведена аттестация сотрудников. Наконец, Указом от 25 ноября 1968 г. министерству вернули и его прежнее название - Министерство внутренних дел СССР. В декабре 1968 г. было проведено Всесоюзное совещание руководящих работников МВД, подытожившее проведенные реформы. На основе его решений в 1969 г. существенной реорганизации подвергся центральный аппарат МВД СССР. При этом структура милиции в центре и на местах стала единообразной. В свою очередь, реформа исправительно-трудового законодательства 1970 г. окончательно сформировала систему уголовного законодательства.
Тем не менее реформы правоохранительной сферы трудно оценить однозначно позитивно. Так, в связи с принятием Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 октября 1969 г. № 822 «О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления», бюджет МВД на 1970 г. был ограничен 28 млн. рублей. Так началось реальное сокращение финансирования, что имело негативные последствия. По свидетельству Минюста «медленно выполняется приказ №10 от 9 июля 1971 г. «О ходе выполнения постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1970 года «О мерах по улучшению работы и материально-технического обеспечения судов, органов прокуратуры и нотариальных контор»»». Медленно шло рассмотрение жалоб граждан, поступающих в народные суды [11]. Резко возросшая нагрузка на суды превратилась, пожалуй, в одну из наиболее серьезных проблем судебной системы СССР середины 70-х годов [12]. Так, в ноябре 1975 г. МВД заявило, что суды серьезно затягивают оформление документов и передачу их в органы внутренних дел, вследствие чего «осужденные длительное время остаются без воспитательного воздействия трудовых коллективов и надзора милиции». В данной связи Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. потребовало «устранить факты волокиты, неполноты и односторонности судебного следствия» [13].
Главным итогом периода явилось признание того, что руководство работой в сфере борьбы с преступностью и координация деятельности правоохранительных органов составляет исключительную прерогативу партийных комитетов. При этом акцент делался на необходимость разработки «комплексных планов» борьбы с преступностью, причем составляемых партийными ко-
митетами. Между тем к середине 70-х годов уже следует констатировать серьезный застой в сфере руководства ЦК КПСС правоохранительной сферой.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1966. -№30.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1967. -№44.
3. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1967. - №
42.
4. Справочник партийного работника. Вып. 7. - М., 1967.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - №
16.
6. Жилинский С.Э. Роль КПСС в укреплении законности на современном этапе. - М., 1977.
7. Известия. - 1967. - 14 октября; Правда. - 1967. - 5 сентября.
8. СП СССР. - 1967. - №17.
9. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1967. -№40; ГАРФ. Ф.Р-9474. - Оп. 10. - Д. 454.
10. ГАРФ. Ф.Р-9492. - Оп. 8. - Д. 18.
11. ГАРФ. Ф.Р-9474. - Оп. 10. - Д. 454; Ф. Р-9492. -Оп. 8. - Д. 32.
12. ГАРФ. Ф.Р-9492. - Оп. 8. - Д. 701.
13. ГАРФ. Ф.Р-9492. - Оп. 8. Д. 701; Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1977. - №1.
УДК 93/94 ББК 63.3(2)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСВЕЩЕНИЮ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю.В. АНДРОПОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А.С. Вергун, аспирант кафедры истории МПГУ
В статье рассматриваются основные подходы к освещению партийно-государственной деятельности Ю.В. Андропова в отечественной мемуарной литературе. Автор сравнивает различные оценки деятельности Ю. В. Андропова, данные в мемуарах людьми, с которыми он сталкивался в процессе своей государственной работы на посту главы КГБ, а позднее - Генерального секретаря ЦК КПСС. Ключевые слова: Ю.В. Андропов, КГБ, оценка деятельности, мемуары.
THE BASIC APPROACHES TO INTERPRETATION OF THE JU.V. ANDROPOV'S POLICY IN THE MEMOIRS
LITERATURE
Vergun A.S.
The basic approaches to interpretation of the J.V. Antropov' policy in the memoirs literature are considered in article. The author compares various estimations of activity of J. V. Antropov in memoirs ofpeople whom he faced in the course of the state work on the post of the Head of KGB, and later - the Secretary general of the Central Committee of the CPSU. Keywords: Ju. V. Antropov, KGB, an activity estimation, memoirs.
Из политических деятелей советской эпохи не- ний. И хотя такого рода свидетельства современников
си и
сомненный интерес не только в современной исторической, но и в публицистической и научно-популярной литературе вызывает фигура Ю.В. Андропова. Об этом свидетельствует рост числа посвященных ему работ. Полагаем, такой интерес вызван прежде всего тем, что Юрий Владимирович длительное время занимал пост Председателя КГБ, а после назначения на пост Генерального секретаря ЦК КПСС развернул решительную и безжалостную борьбу с коррупцией и недисциплинированностью не только в рядах партии, но и во всех сферах государственного аппарата.
В данном контексте особенно интересным представляется выяснение того, как освещали его деятельность люди, с которыми он непосредственно сталкивался в процессе партийно-государственной деятельности. Мемуары в этом плане составляют несомненный интерес как исторический источник, они воссоздают общий портрет Ю.В. Андропова, содержат многие малоизвестные подробности, детали его жизни. Зачастую авторы мемуаров лично знали Андропова, участвовали вместе с ним в подготовке важных для страны документов, решений. Помимо описания повседневной деятельности политика, воспоминания несут в себе оценки личностных черт Юрия Владимировича, описывают его поведение при принятии сложных политических реше-
зачастую носят необъективный характер, в целом они являются весьма интересными.
На наш взгляд, анализ мемуарной литературы позволяет выделить в ее массиве несколько групп.
Первую условную группу составляют мемуары работников отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран [1]. Представители этой группы стараются взвешенно и объективно дать оценку деятельности и личности Андропова, отмечают у него как положительные, так и отрицательные стороны характера. Работники отдела пишут, что при Юрии Владимировиче отдел преобразился и стал работать эффективнее. В частности, В.А. Медведев констатирует, что отдел при Ю.В. Андропове «был весьма авторитетным подразделением и одним из центров притяжения интеллектуальных сил и творчески мыслящих людей» [2].
Вторую группу образуют мемуары представителей Комитета государственной безопасности СССР [3], который Ю. В. Андропов возглавлял на протяжении 15 лет. Общее отношение к Юрию Владимировичу в этой группе мемуаров в большинстве своем положительное. Авторы мемуаров сходятся на том, что КГБ при Андропове играл как никогда важную роль в жизни страны и обладал громадным политическим ресурсом. Так, на-