Научная статья на тему 'Кредитные единицы входят в российскую высшую школу'

Кредитные единицы входят в российскую высшую школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитные единицы входят в российскую высшую школу»

ной») степени, являющейся особенностью национальной системы подготовки научных кадров высшей квалификации. Возможно, эту степень следовало бы присуждать не по отраслям наук, а по одной из научных специальностей «Номенклатуры специальностей научных работников», которую давно следует пересмотреть, укрупняя ныне действующие научные специальности и сокращая их количество.

Понятно, что принятие изложенных предложений или некоторых из них

может потребовать внесения соответствующих изменений в Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Литература

1. Иванов А.Е. Ученые степени в Российс-

кой империи XVIII в. - 1917г. - М., 1994.

2. Многоуровневая структура высшего про-

фессионального образования. Нормативные документы Госкомвуза России 1992-1996 гг. / Под ред. Сенашенко В.С., Селезневой Н.А. - М., 1997.

В. ЧИСТОХВАЛОВ, профессор Российский университет дружбы народов

Уже второй год в 24 российских вузах проводится эксперимент по введению в высшую школу системы кредитных единиц. На базе РУДН прошли два всероссийских совещания, посвященные этой проблеме, а перед академической общественностью явочным порядком поставлена задача по переходу высшего профессионального образования в ближайшее 5-10 лет на новую систему исчисления трудоемкости освоения студентом образовательной программы. Невольно возникают вопросы: Что это такое? Нужно ли это, и зачем? Что придется принести в жертву из существующей системы? Каковы последствия? Автор статьи делает попытку ответить на поставленные вопросы и высветить как теневые, так и светлые стороны проблемы.

Система кредитных единиц (именно так ее будем называть далее) - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам

Кредитные единицы входят в российскую высшую школу

(дисциплинам, курсам и т.д.). Применительно к системе высшего профессионального образования (далее - ВПО) определение кредита базируется на различных параметрах, таких, как общая трудоемкость работы студента или время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения [1,2,3].

Европейская система зачетного перевода (ЕСТБ) основана на общей трудоемкости студенческой работы, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения - знаний, умений и навыков (компетенций). Считается, что при введении ЕСТБ облегчается академическое признание дипломов и квалификаций, делаются прозрачными образовательные программы и учебные планы. ЕСТБ-система должна сделать европейское высшее образование более привлекательным для студентов из разных стран.

Ввиду практически полного отсутствия реальной академической мобильности среди бюджетных студентов, преподавателей и научных сотрудников на территории России и государств-участников СНГ для администрации большинства вузов введение системы кредитных единиц в настоящее время кажется экзотической и ненужной. И все же ее введение оказывается полезным делом:

• для иностранных студентов, обучающихся в вузах России и государств-участников СНГ;

• для российских студентов, имеющих финансовые возможности продолжить свое образование в одном из зарубежных университетов или в рамках академической мобильности возвратиться в родной вуз после освоения части образовательной программы в принимающем учебном заведении.

В мировой системе высшего образования, кроме ECTS, широко используются и другие системы кредитов, такие, как: USCS - американская система кредитов, CATS - британская система кредитов накопления и перевода, UCTS

- система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана. Поэтому на концептуальном уровне необходимо решить проблему: либо адаптироваться под одну из известных, либо разработать свою собственную национальную систему. Для этого требуется аргументированное обоснование и специальное исследование вопроса.

В таблице 1 приведены основные характеристики используемых кредитных единиц в мировых системах ВПО.

При кажущейся предпочтительности переводная система ECTS (разработанная Европейской комиссией в 1997 г. для измерения и сравнения результатов обучения студентов при переходе из одного европейского вуза в другой в рамках международной академи-

ческой мобильности) имеет сложный механизм действия, включающий ряд документов:

а) наличие обширного информационного пакета, включающего каталог курсов с условиями приема, обучения, проживания и т.д. для каждого студента;

б) заключение договора на обучение между студентом и вузом (принимающим и отправляющим);

в) описание системы оценки знаний и регистрация успехов студента в принимающем вузе и порядок перевода этих оценок в системе отправляющего вуза.

Участие России в Болонском процессе подталкивает ее на безоговорочное принятие европейского варианта системы кредитов. Это обусловлено и тем, что к 2003 году в более чем 1200 университетах стран Евросоюза ЕСТБ-кредиты использовались в полном объеме. В этой связи нам необходимо тщательно изучить опыт 40 европейских государств - подписантов Болонской декларации, которые к 2010 г. в принципе должны перейти к единой системе кредитов.

В таблице 2 приведены сведения об использовании ЕСТБ и их соотношение с национальными кредитами в странах Евросоюза.

Каковы особенности ЕСТБ? Система базируется на соглашении, что 60 кредитами измеряют трудоемкость (рабочую нагрузку) студента очной формы обучения в течение одного академического года. Студенческая трудоемкость насчитывает в большинстве случаев 36-40 недель в году, в этом случае один кредит составляет 25-30 рабочих часов в неделю. Рабочая нагрузка относится ко времени, за которое средний учащийся может освоить требуемые объемы обучения.

Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения - набора компе-

Таблица 1

Основные характеристики используемых кредитных единиц в мировых системах ВПО

Название Начало созда- ния Распространение Цель создания Характеристика системы Учиты- ваемая нагрузка Число кредитов за все время обучения (бакалавриат) Число кредитов в семестр

Американская система кредитов (USCS - US Credit System) Более 100 лет назад США, Канада, страны Латинской Америки, Япония, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Нигерия, Лесото Обеспечение академической свободы студентов Система накопления кредитов Аудитор- ная 120 (4 года обучения) 15

Европейская система перевода кредитов (ECTS - European Credit Transfer System) 1987 г. Страны западной и восточной Европы (в основном страны ЕС) Обеспечение академической мобильности студентов Система перевода кредитов Общая 180-240 (3-4 года обучения) 30

Британская система перевода накопления кредитов (CATS -Credit Accumulation and Transfer System) В начале 90-х Национальная система Великобритании Обеспечение академической свободы и мобильности студентов Система перевода и накопления кредитов; Общая 360 (три года обучения) 60

Система кредитов стран Азии и бассейна Тихого океана (UMAP - University Mobility in Asia and the Pacific) 1993 г. Система открыта для Австралии, Брунея, Сингапура, Камбоджи, Японии, Монголии Обеспечение академической мобильности студентов Система перевода кредитов Общая 240 (четыре года обучения) 30

тенций (что студент будет знать, понимать или чем способен владеть после завершения процесса обучения).

Кредиты в ЕСТБ могут быть получены только после выполнения требуемой работы и получения соответствующей оценки за достигнутые результаты обучения.

Распределение кредитов ЕСТБ базируется на установленной продолжительности цикла программы обучения. Общая трудоемкость обучения для получения степени бакалавра, которая длится официально три или четыре года, составляет 180 или 240 кредитов соответственно.

Трудоемкость учебной нагрузки студента в терминах ЕСТБ включает время, затраченное на посещение лекций, семинаров, самостоятельную работу, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов и т.д.

Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, дисциплины и курсы, выполнение выпускной работы и т.д.) и отражают требуемое количество времени занятий по каждому из них по отношению к полному объему

работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе.

Выполнение студентом программы подтверждается национальными или местными (вузовскими) оценками, однако считается хорошей практикой добавлять к ним ECTS-оценки.

Исторически ECTS была введена в 1989 году Евросоюзом и Советом Европы в рамках программы Erasmus, которая в настоящее время является частью программы Socrates. ECTS явилась единственной системой кредитов, которая была успешно проверена и использована во всей Европе. Первоначально ECTS была предназначена для передачи кредитов. Система облегчила признание периодов обучения за границей и таким образом повысила качество и увеличила размеры студенческой мобильности в Европе.

В начале 1999 года Еврокомиссия образовала рабочую группу по изучению возможности перехода от системы «трансферта - передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов

- European Credit Accumulation. Это объясняется тем, что в последнее деся-

Таблица 2

СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Страна Используемая система кредитов Используется как система накопления Число креди-за 1 акад. год Соотношение между национальной системой кредитов в БСТ5 Количество часов в год Система кредитов введена в законодательном порядке

общей трудоемкости студента контактных часах с преподавателем

1. Австрия БСТ5 да нет да, но не систематично 60 1500 да

2. Бельгия (фламандская ) БСТ5 да нет (но некоторые элементы ее используют вузы) 60 1500 - 1800 да

3. Бельгия (франкофон- БСТ5 да (в принципе) нет 60 обычно1600 (официально не принято) нет

4. Болгария БСТ5 да нет нет 60 официально не принято нет

5. Чехия нет (ECTS используется только в целях мобильности) нет да нет 60 официально не принято официально не принято

6. Кипр национальная нет да да 30 1 национал. кредит равен 2 ECTS кредитам 1500-1750 (официально не принято) нет

7. Дания БСТ5 да нет 60 1650 да

Эстония национальная (ECTS используется только в целях мобильно- да да 40 1 национал. кредит равен 1.5 ЕСТЗ кредитам 1500-1750 (официально не принято да

9. Финляндия национальная система должна быть заменена ЕС^ да да 40 в среднем 1 национал. кредит равен 1.5 ЕСТЗ кредитам 1600 (официально не принято) да

10. Франция БСТ5 да нет да 60 да

11. Германия система, основанная на ECTS, вводится да нет да 60 Не более 1800 нет

12. Греция национальная (ECTS используется только в целях мобильно- Не систематиче- да да, но не систематиче- да

13. Польша БСТ5 да нет да, но не систематиче- 60 официально не принято нет

14. Румыния ECTS, но специ- да, в принципе нет система имеет элементы накопления 60 1560 (официально не принято) да

16. Словакия параллельно БСТ8 используются другие системы В некоторых вузах ЕСТЗ вводится как накопительная система да

17. Испания национальная (ECTS используется только в целях мобильно- да да 60-85 официально не принято

18. Швеция национальная (ECTS используется только в целях мобильно- да да 40 1 национал. кредит равен 1.5 ЕСТЗ кредитам 1600 да

19. Швейцария параллельно ECTS используется национальная система да, в принципе да, но не систематично 60 в общем официально не принято нет

20. Великобри- тания САТ система (ECTS используется в целях мобильности да нет да 120 1200 по программе 1-го цикла

тилетие практически все страны, входящие в Совет Европы, ввели свои национальные системы, основанные на образовательных кредитах. В 90-х годах прошлого столетия во многих странах европейского континента проведены реформы высшего образования, которые были ориентированы в первую очередь на выполнение своих национальных социально-экономических и политических задач. Разница в структурах образовательных систем создала определенные трудности даже на уровне консультаций по вопросу: можно ли использовать принципы и подходы системы ЕСТБ для непрерывного обучения в течение всей жизни?

Упомянутая выше рабочая группа Европейской комиссии предпринимает первые шаги по возможному расширению системы ECTS и превращению ее в просто европейскую систему ECS, которая включала бы и передачу, и накопление кредитов. Это - одна из ключевых целей Болонской декларации, подписанной в июне 1999 года.

В основу такой расширенной системы должны быть положены следующие принципы:

• соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;

• улучшение международной «прозрачности» существующих нацио-

нальных образовательных систем и квалификаций;

• совместимость с любой национальной/региональной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать система кредитов;

• применимость ко всем видам программ и формам обучения в высшем образовании (дневное, вечернее, открытое/дистанционное), а также обучение в течение всей жизни;

• использование и развитие существующих параметров системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационного пакета, регистрации оценок знаний и т.д.;

• совместимость с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement), что объясняет и делает прозрачными академические и профессиональные квалификации высшего образования.

Много полезного и практически значимого для использования содержит американская кредит-система, имеющая более чем 100-летнюю историю. Несмотря на некоторые слабые стороны, кредит-система нашла широкое применение, так как регулирует многостороннюю деятельность университета: программу обучения, учебный план, расписание занятий, оценку знаний студентов, присуждение степеней, оплату за обучение и т.д. Она служит основой для составления сметы государственного финансирования. Учебные нагрузки кафедр, как преподавателей, так и студентов, определяются кредит-часом, на основании которого решается вопрос о переходе студента на следующий курс.

Сам по себе пересчет трудоемкости из одной системы единиц в другую -это несложная техническая задача. И она не заслуживала бы столь пристального внимания, если бы не являлась составной частью процесса по унифика-

ции различных образовательных систем. Конечная цель прозрачна - дать возможность людям получать образование там, где это им по тем или иным причинам удобнее, или обучаться по образовательной программе не в одном вузе, а по частям в разных заведениях. Возможно это в том случае, если в разных вузах не только программы и учебные планы, но и схемы обучения будут схожи. Пока такой глобальной совместимости в мире нет нигде. Сегодня попытку устранить «университетские границы», обеспечить «образовательную прозрачность» предпринимают страны Европы.

России оставаться в стороне от этого не стоит. Очевидно и то, что не нужно слепо копировать чужой опыт. Модификация действующих, разработка и апробирование новых отечественных схем обучения, активное участие российских профессионалов - все это может быть весьма востребовано в работе международного академического сообщества и повлиять на процесс становления «образовательного шенгена».

Начиная с 2002 года в РУДН проводится эксперимент по переводу нескольких направлений и специальностей пока двух факультетов (экологического, гуманитарных и социальных наук) на новую систему организации учебного процесса с использованием системы кредитных единиц.План проведения эксперимента содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает обоснование, сравнительный анализ действующих зарубежных схем, выбор одной из схем, разработку графика и методики перехода на собственную кредитно-модульную систему. В практическую часть входят следующие составляющие: выбор соотношений и осуществление пересчета трудоемкости студенческой работы в «кредиты»; формирование рабочих и индивидуальных учебных планов; со-

здание нормативного документа, регламентирующего порядок работы и действия вовлеченных лиц, а также собственно процедуру перехода на кредитно-модульную схему организации учебного процесса вуза.

Понятно, что теоретическое исследование имеет своей целью создание двух основополагающих документов, регламентирующих процедуру реализации новой учебной схемы: образовательной программы (учебного плана) и положения об организации учебного процесса.

Образовательные программы, учебные планы

Переход от традиционной отечественной системы обучения к кредитным единицам в первую очередь затронет вопрос выработки новых принципов построения учебных планов и содержания действующих Государственных образовательных стандартов ВПО. При переходе на ГОС ВПО следующего поколения придется учитывать принципы Болонской декларации в части введения системы кредитных единиц, а также возможность существенного увеличения объема вузовского (регионального) компонента. Проектируя образовательную программу в виде учебного плана, необходимо установить нижнюю и верхнюю границы, устанавливающие уровень соответствия стандарту в части содержания, трудоемкости, а также логической последовательности чтения дисциплин.

Допустимым нижним пределом соответствия образовательной программы стандарту, обеспечивающим академическую мобильность студентов и переход студентов с одного направления подготовки на другое, можно считать величину 75-80%. Верхним уровнем совпадения дисциплин учебного плана со стандартом можно считать грань, соответствующую не более 60-65%. В противном случае, т.е. вне интервала

60-80%, образовательная программа может быть либо недостаточной, либо избыточной. Недостаточность программы влечет за собой пробелы в знаниях студента и поиски способов их решения: дополнительные занятия, самостоятельная работа, специальные курсы и т.д. Избыточность учебного плана, т.е. превышение норматива по объему часов либо по содержанию, может привести к ущербу здоровья студента.

При этом в ГОС ВПО должна быть заложена естественно-логическая последовательность чтения дисциплин. Изучаемые курсы лучше представить в виде определенных траекторий с указанием последовательности дисциплин, владение инструментарием которых необходимо для понимания всех связующих элементов. Таким образом, из учебного плана должен образоваться массив образовательных траекторий, по которым ведется обучение студентов.

Пересмотр учебных планов направлений и специальностей, разработанных на основе действующих государственных образовательных стандартов, можно свести к следующим моментам.

• Использование трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности):

(а) базовые учебные планы - общие по направлению (специальности) - служат для определения содержания и общей трудоемкости работы каждого студента;

(б) индивидуальные учебные планы

- различные для каждого студента -определяют его образовательную траекторию;

(в) рабочие планы - планы для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета учебной нагрузки преподавателей.

• Возможно объединение циклов ГСЭ и ЕН в единый цикл «Общеобра-

зовательные дисциплины», на освоение которого выделяется определенное количество кредитных единиц.

• Возможно введение нового цикла дисциплин для студентов, успешно осваивающих текущую аттестацию по всем дисциплинам индивидуального учебного плана и желающих специализироваться в определенной области знаний для написания выпускной (дипломной) работы, а также для более углубленной подготовки по иностранному языку.

• По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы учебный рабочий план может включать три группы дисциплин:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(а) изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;

(б) изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно;

(в) изучаемых по своему выбору.

• Вводится понятие кредитной единицы (далее - к.е.), которая определяет общую трудоемкость учебной работы в учебных планах. В российских вузах с 2002 г. нормативно введено следующее соотношение трудоемкости для пересчета нагрузки из почасовой в кредитную: 1 кредит = 36 часов общей трудоемкости на освоение дисциплины.

• В общей трудоемкости освоения образовательной программы - выделение в среднем до 50% времени обучения в бакалавриате (по специальности), отводимого на самостоятельную работу студента. Для среднего студента 1-2 курсов 1 к.е. означает 36 часов общей трудоемкости по каждой дисциплине, включая 2 часа контактной работы с преподавателем - лекции, семинары, практические, лабораторные, графические занятия и т.д. (далее аудиторная работа) и 1 час самостоятельной работы.

Хотя объемы учебной нагрузки в учебном плане для разных дисциплин могут

быть различными, в общем случае для студентов младших курсов 1/3 времени отводится на аудиторную работу, а 2/3 времени - на внеаудиторную. Для студентов старших (выпускных) курсов уже не менее 3/4 времени, затрачиваемого на освоение дисциплин, отводится на самостоятельную подготовку.

Кредитные единицы набираются по семестрам. По каждой дисциплине в колонке учебного плана вводятся три цифры в скобках, которые следуют сразу же после названия дисциплины. Например - (3 : 2 : 0):

(а) 1-я цифра обозначает максимальное число к.е., отводимых на освоение дисциплины;

(б) 2-я цифра обозначает академические часы в неделю, отводимые на работу в аудитории (лекции, опрос, дискуссии, демонстрации и их различные комбинации);

(в) 3-я цифра обозначает время в академических часах в неделю, отводимое на практическую работу (лабораторные и практические занятия, семинары, курсовые и проектные работы, чертежно-графические работы, работа в компьютерном классе).

Один академический час - 45 мин.

Рассмотрим возможный вариант структуры образовательной программы бакалавриата в рамках системы кредитных единиц.

Цикл общеобразовательных дисциплин. Для получения степени бакалавра необходимо получить 240 к.е., из которых около 60 к.е. отводятся на дисциплины общего курса обучения.

Цикл общих профессиональных дисциплин. На освоение ОПД отводится не менее 80 к.е., включая учебные практики.

Цикл специальных дисциплин. На освоение СД отводится не менее 40 к.е., включая учебные практики и производственную практику для подготовки выпускной (дипломной) работы.

Цикл дисциплин повышенной трудности формируется с целью получения определенной специализации в рамках существующего направления (он облегчает выбор конкретной области науки, по которой предполагается выполнение дипломной работы), а также для углубленного изучения иностранного языка. На этот цикл могут записаться только те студенты 3-4 курсов бакалавриата, которые успешно (с высокими баллами) прошли текущую аттестацию за предшествующий период. На освоение дисциплин цикла отводится не менее 20-30 к.е.

Другие виды учебной нагрузки. Курсовые работы (проекты) входят в общую трудоемкость дисциплины и оцениваются дополнительной 1 к.е. Одна учебная (производственная) практика оценивается отдельно - 3 к.е. Сдача государственного междисциплинарного экзамена - 3-5 к.е. Подготовка и защита выпускной работы - 12-15 к.е.

При реализации образовательной программы и организации учебного процесса необходимо введение индивидуальных учебных планов студентов, различных для каждого студента направлений подготовки, которые определяют образовательные траектории учащихся на весь период их обучения.

Организация учебного процесса

Краеугольным камнем при переходе к системе кредитных единиц является перестройка организации учебного процесса в вузе, которая осуществляется по так называемой кредитно-модульной схеме, в отличие от «линейной» (Гумбольдтской), действующей в настоящее время в вузах России.

Организация учебного процесса включает четыре компонента: формы ведения учебного процесса; методическое обеспечение; запись студентов на дисциплины; служба академических консультантов (тьюторов).

Рассмотрим последовательно эти компоненты.

Формами учебного процесса являются:

(а) аудиторные занятия - лекции, практические занятия (семинары, групповое академическое консультирование), практикумы (лабораторные работы), мастер-классы;

(б) внеаудиторные занятия - индивидуальные консультации, работа в научной библиотеке, самостоятельная работа, учебные и производственные практики;

(в) контроль знаний - рубежная аттестация, контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное) по разделам курса, отчет по курсовым работам, коллоквиумы;

(г) текущая и итоговая аттестации -итоговое тестирование по дисциплине, экзамен (письменный или устный), защита выпускной работы, междисциплинарный государственный экзамен.

Университет должен информировать всех абитуриентов и студентов о правилах приема и организации учебного процесса, но не обязан согласовывать с каждым учащимся общую схему и детали ведения учебного процесса.

Университет отвечает за методическое обеспечение учебного процесса. В частности, для каждого направления (специальности) на факультетах должны быть подготовлены:

• программы по каждой дисциплине учебного плана с учетом кредитных единиц;

• материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение занятий;

• материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, темы рефератов и курсовых работ, учебные материалы в электронной библиотеке университета;

• материалы для контроля знаний студентов: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

• материалы для проведения практик: заключение договоров с организациями, планы и программы проведения учебных практик, формы отчетной документации.

Запись студентов на изучение дисциплин следующего учебного года организует факультет. Первокурсник до начала занятий получает в деканате факультета (у тьютора) подготовленный вариант индивидуального учебного плана, в который он может внести свои коррективы до 10 сентября текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане студента в течение года не допускаются.

Студент 2 курса и старше составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год в период с 20 июня по 5 июля. Коррективы подаются в деканат студентом до 10 сентября нового учебного года. По каждой дисциплине деканат факультета, по согласованию с учебно-методическим управлением (УМУ) университета, устанавливает минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя - максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

В случае, если на данную дисциплину записалось число студентов меньшее минимально установленного УМУ уровня, то дисциплина не открывается и не вносится в рабочий план направления или специальности.

В случае, если к данному преподавателю записалось число студентов больше максимально установленного, то деканат формирует по этой дисциплине еще один учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя не меньшей квалификации.

Студент имеет право записаться на большее, чем 60 к.е. кредитов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен.

Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в деканат факультета свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения принимается типовой рабочий план соответствующего курса.

По совокупности индивидуальных планов студентов факультет формирует рабочие учебные планы и составляет расписание занятий на один семестр учебного года.

Организация системы контроля знаний студентов. Контроль за освоением студентом каждой дисциплины осуществляется с помощью балльнорейтинговой системы (БРС), включающей рубежную и текущую аттестации. Университет (УМУ) разрабатывает общие схемы для учебных групп специальностей, а факультеты и кафедры -конкретные схемы и положения о БРС по каждой дисциплине в терминах кредитных единиц для каждого этапа рубежного контроля знаний.

По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

• зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих общую трудоемкость освоения дисциплины,

• дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом знаний в рамках данной дисциплины.

В случае получения неудовлетворительных оценок повторное прохождение студентом рубежной и текущей аттестации не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

По результатам рубежного и текущего контроля факультет составляет академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту

получать академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.). Любой студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате факультета или на веб-сайте факультета.

В течение одного семестра студенту необходимо освоить дисциплины в объеме 30 к.е., включая все дисциплины группы (а), предусмотренные индивидуальным учебном планом. В реальности студент может набрать меньшее число кредитов, и тогда возможны три случая. Если студент за семестр получил более 25 кредитов и при этом освоил все дисциплины группы (а), то он автоматически получает возможность продолжения обучения в следующем семестре. Если же он получил более 25 кредитов, но при этом освоил меньшее число дисциплин группы (а), то вопрос о продолжении его обучения решается администрацией факультета. И, наконец, если студент получил менее 25 кредитов, то он автоматически выбывает из числа обучающихся на данном курсе.

По личному желанию и с согласия деканата факультета студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он имеет возможность добрать необходимое число кредитов по дисциплинам группы (а).

Служба академических консультантов (тьюторов)

Для содействия студентам в выборе и реализации их образовательных траекторий на факультетах организуется служба академических консультантов (тьюторов). Служба тьюторов создается при деканатах факультетов и подчиняется непосредственно декану факультета. Число тьюторов устанавливается в зависимости от числа студентов - например, один тьютор на 200300 студентов. Один тьютор осуществляет свою работу, как правило, в рамках не более чем 1-2 направлений (спе-

циальностей) и курирует студентов от первого курса до выпускного.

Должность тьютора может занимать сотрудник с высшим образованием, прошедший надлежащую подготовку и являющийся экспертом в структуре учебного процесса данной группы направлений (специальностей). Он назначается на должность приказом по университету при согласовании его кандидатуры с деканом факультета.

Функциональные обязанности тьютора:

• представляет академические интересы студента в университете;

• входит в состав учебно-методических советов факультета;

• осуществляет групповые и индивидуальные консультации студентам с целью наиболее рационального составления индивидуальных и рабочих учебных планов на год;

• в течение учебного года тьютор обязан предусмотреть проведение академических консультаций на регулярной основе;

• ведет паспорта курируемых им направлений (специальностей);

• имеет право контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по соответствующему направлению (специальности);

• имеет право проверять выполнение правил проведения рубежного и текущего контроля по всем дисциплинам, а также может участвовать в работе комиссий по проведению контрольных проверок ректората;

• обязан проходить повышение квалификации не реже 1 раза в три года.

Некоторые противоречия в существующей организации обучения

Проблема расчета преподавательских ставок.

Традиционно в российских вузах число ставок профессорско-препода-

вательского состава (ППС) и, следовательно, фонд зарплаты ППС рассчитывается по числу учебных часов и норм преподавательской нагрузки (первое делится на второе). Это приводит к борьбе кафедр с администрацией вуза, а косвенно выливается в критику ГОС и Минобразования России за «крайне необходимые часы». Существующая система организации учебного процесса и подачи учебного материала позволяет увеличивать число часов без увеличения контингента учащихся. В результате этого число расчетных ставок почти всегда оказывается слишком велико и при существующих нормах практически не позволяет увеличить соотношение «студенты - преподаватель» больше, чем 10:1.

Проблема аудиторных занятий.

Одна из базовых норм времени, устанавливающая объем часов учебной нагрузки, определена в ГОС: это норма аудиторной нагрузки в среднем не более 27 часов в неделю за весь период обучения. От нее зависят и остальные нормативы (внеаудиторная нагрузка и пр.). В эти часы проводятся лекционные, семинарские, лабораторные и другие виды аудиторных занятий в соответствии с традициями высшего образования в РФ. Проблема состоит в том, что неизвестна эффективность проведения аудиторных занятий, так как достоверного информационно-психологического анализа этого вида обучения не проводилось. В то же время многим преподавателям достоверно известно, что посещаемость аудиторных занятий, особенно лекционных и семинарских, часто далека от ожидаемой.

Проблема стандартизации аудиторного объема разных дисциплин.

Для каждой дисциплины в ГОС установлен свой специфический объем времени ее освоения, т.е. нет унификации дисциплин по объему. Кроме того, предполагается, что половину

времени дисциплина преподается в аудитории, другая - отводится на самостоятельную работу студентов. В реальных учебных планах это соотношение не выполняется из-за борьбы составителей учебных планов за часы своей кафедры, что приводит к еще большему рассогласованию аудиторного времени разных дисциплин. Таким образом, в существующих условиях отсутствует стандартизация аудиторных объемов учебных дисциплин.

Проблема академических задолженностей.

Эта проблема является одной из существенных для модели линейного обучения. Если студент не сдает по окончании семестра две и более дисциплин, то он отчисляется из вуза или имеет возможность повторить тот же семестр на контрактной основе. Возникает вопрос: зачем ему повторять изучение всех дисциплин в этом семестре, если он не аттестован только по двум? Обычно проблема решается автоматической аттестацией студента по зачтенным дисциплинам. Но тем не менее предполагается, что студент все равно повторно посещает занятия по всем дисциплинам - теряя, таким образом, свое учебное время, а также и деньги.

Что же дальше?

Из изложенного выше видно, что модификация образовательных программ и коренная перестройка организации учебного процесса в вузе являются основными элементами перехода к системе кредитных единиц по кредитно-модульной схеме. Важно правильно оценить степень готовности вуза к такой неформальной операции и приготовиться к следующей стадии - изменению системы оценок знаний студентов. Эта процедура предусматривает переход в рамках эксперимента на многобалльную (10- или 100- балльную) систему оценок, которая должна быть связана с балльно-рейтинговой систе-

мой вуза, а также введение в вузе балльно-кредитной системы оценивания. Но это тема отдельного разговора.

Если говорить о темпах перехода к новой для российской высшей школы системе кредитных единиц, то следует признать, что отступления от действующей «линейной» схемы должны вводиться постепенно, без «революций» и нарушения целостности и качества образования. При этом необходимо осознать, что факультеты и кафедры хотя и получают большую академическую свободу, но несут и большую ответственность как перед администрацией университета, так и перед потребителями образовательных услуг.

Информационная кампания по реализации системы кредитов в российском академическом сообществе еще развернута на недостаточном уровне. В то же время оно понимает важность проблем, сопровождающих развитие Болонского процесса на европейском континенте. В декабре 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге состоялись международные семинары по вопросу интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования с участием видных экспертов Совета Европы. В апреле прошлого года на базе РУДН было проведено совещание, а в апреле 2004 года запланирована очередная научно-практическая конференция, посвященная проблемам реализации системы кредитных единиц в российских вузах.

Впрочем, достаточное информационное обеспечение отсутствует и в странах Евросоюза, что подтверждается выводами Еврокомиссии и Европейской ассоциации университетов, сделанными на международных конференциях в Цюрихе (Швейцария) и Граце (Австрия) накануне встречи министров образования в Берлине в 2003 году. Основные принципы и инструменты ЕСТБ еще не доведены до сведения всех европейских

вузов, их администраций, преподавателей и студентов, а приведенные выше цифры относительно числа вузов, перешедших на ECTS-систему, по мнению западных экспертов (см. данные таблицы 2), оказываются завышенными.

В западноевропейских университетах решаются те же проблемы, что и в российских вузах, участвующих в эксперименте: как правильно распределить кредиты по дисциплинам образовательной программы, как сохранить при этом качество и установить эффективный контроль за качеством обучения, как правильно определить трудоемкость учебной нагрузки студентов, каким образом превратить переводные ECTS-кредиты в накопительные единицы?

Говоря о различных национальных системах кредитов или системах отдельных вузов в плане их совместимости, необходимо отметить, что (даже если они несовместимы) их существование является более предпочтительным, чем отсутствие какой-либо системы кредитных единиц вообще, т.к. они обеспечивают дополнительные количественные оценочные критерии.

Времени для подведения итогов по развитию Болонского процесса в данном направлении, на наш взгляд, достаточно - 7 лет с окончания первой декады XXI века.

Литература

1. В.С. Сенашенко, В.Н. Чистохвалов. Си-

стема зачетных образовательных единиц // Высшее образование в России. - 2002.

- №5. - С.19-25.

2. Проблемы введения системы зачетных

единиц в высшем профессиональном образовании»: Материалы к Всероссийскому совещанию 23.04.2003, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. - М.: Изд-во РУДН, 2003.

3. Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс: научное издание. М.: Изд-во РУДН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.