УДК 61:378.4:378.142
М.А.АБИРОВА, С.С.САРСЕНБАЕВА, Е.А.СЛАВКО
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова.
К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КАЗНМУ
В статье проанализированы основные итоги реализации Модели медицинского образования и кредитной системы обучения, обозначены сильные стороны и проблемные участки, обусловленные причинами как локального (университетского) уровня, так и системными процессами, происходящими в высшем образовании страны.
Кредитная система обучения - это способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать
последовательность образовательной траектории. Кредит (Credit, Credit-hour) - это унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающего (преподавателя), соответствующая общей трудоемкости за любой академический период. В большинстве высших учебных заведениях стран Евросоюза применяется новая система оценки успеваемости студентов [1]. В европейских ВУЗах уже не встретишь привычных для казахстанского студента или преподавателя оценок от 2 до 5, так как используется кредитная система обучения, или система перевода и накопления кредитов (ECTS - The European Credit Transfer System). В Казахстане в бакалавриате 1 кредит-час равен 1 академическому часу аудиторной работы студента в неделю на протяжении семестра, причем каждый академический час лекционных и практических занятий сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента. Для изучения той или иной дисциплины объемом 1 кредит за (1+2) часа в неделю, за семестр (15 недель) требуется 45 часов. Существующие и применяемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитная технология обучения, в целом прогрессивна и действительно может организовать европейское образовательное
пространство в единую цельную систему [2]. Предпосылками перехода на кредитную систему обучения являются: необходимость повышения качества обучения и образования; ужесточение требований рынка труда; присоединение высшего образования Казахстана к Болонскому процессу.
Медицинские вузы и факультеты Европы и России, подписавшие Великую Хартию университетов в ходе длительного обсуждения определили те направления Болонского процесса, которые они считают приемлемыми и целесообразными для прогресса высшей медицинской школы: признание выпускных квалификаций; развитие академической мобильности; введение системы кредитов; внедрение системы управления качеством образования.
Общепризнанными достоинствами кредитной технологии обучения являются соответствие международным общеобразовательным стандартам и решение проблемы признания документов об образовании, унификация образовательных программ с учетом мировых тенденций, академическая свобода и вариативность учебных программ. У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право
выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стра не.
При кредитной технологии обучения проверяется объём знаний студентов, что позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути её решения. Характерными признаками кредитной системы обучения являются [3]:
Кредитная система обучения является нелинейной системой обучения;
- Введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
- Объем каждой дисциплины осуществляется на основе ГОСО и типовых учебных планов;
Свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;
- Свобода выбора обучающимися преподавателя;
- Непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;
- Вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
- Широкие полномочия университета в организации учебного процесса, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей;
- Использование модульно -рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
- Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;
С 2006 г. в Казахском национальном медицинском Университете (КазНМУ) имени С.Д.Асфендиярова проводится трехуровневая
подготовка специалистов - бакалавр, магистр, PhD (докторантура) по специальностям «организация здравоохранения» и «менеджмент в медицине и фармации», а так же программа подготовки по специальности «общая медицина» - бакалавр, интерн, резидент. Сохраняя лучшие традиции отечественного образования, в КазНМУ осуществлена адаптация своей системы подготовки кадров к европейской, т.е. реализация непрерывности образования, интеграции науки, практики и образования и повышение его
качества. Кардинальным шагом создания качественно -нового уровня медицинского образования в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова явилась разработка запатентованной модели профессиональной
компетентности выпускника КазНМУ, включающей компоненты: знание, практические, коммуникативные и правовые навыки, непрерывное
самосовершенствование (свидетельство об авторском праве № 266 от 28.02.2012 г. Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК).
В КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова осуществляется поэтапное внедрение кредитной технологии при соблюдении всех требований ГОСО и при поддержке Министерства здравоохранения и Министерством образования и науки Республики Казахстан. Так в 2010-2011учебном году, новая система обучения начала реализовываться по специальностям «Сестринское дело», «Менеджмент», «Фармация». В 2011-2012 учебном году по специальностям «Общественное здравоохранение», «Медико-профилактическое дело». В 2012-2013 учебном году кредитная система внедрена на специальностях «Общая медицина» и «Стоматология».
На начальном этапе внедрения КСО на специальностях «Общая медицина» и «Стоматология» 1 кредит в зависимости от уровней обучения был определен как 36 часов, 45 часов и 54 часа. Кредит «весом» 36 часов включал контактные часы (аудиторная работа), самостоятельную работу с преподавателем (СРСП) и самостоятельную работу обучающегося (СРО, которые составляли по 12 часов. При кредите 45 часов, все виды работ имели одинаковую протяженность, т.е. по 15 часов. В кредите объемом 54 часа, все виды работ так же были равны и составляли 18 часов. С 2013 г. кредит по всем специальностям университета составит 45 часов. Для эффективной реализации основных параметров Болонского процесса и КСО, в КазНМУ имени С.Д.асфендиярова были созданы соответствующие условия, включающие изменения в менеджменте образовательного процесса, реструктуризация ряда подразделений университета и создание новых структур. Инновационная система менеджмента университета включает матричную систему управления образовательным процессом, создание 9 учебных департаментов и 11 комитетов образовательных программ по специальностям, модернизация
направлений деятельности Департамента учебно -методической работы, создание групп независимых экспертов качества учебных занятий, службы эдвайзеров, организацию системы тьюторства на младших курсах, открытие Центров формировании и развитии компетенций выпускника и преподавателей (Центр практических навыков, Центр коммуникативных навыков, Центр языковой подготовки), создание в 2012 г. Модуля медицинское право с основами законодательства и Школы педагогического мастерства им.Х.С.Насыбуллиной. С целью разработки стратегии развития образовательного процесса в Университете, анализа проведенных преобразований и выработки рекомендаций для совершенствования
образовательного процесса в ноябре 2010 г. открыт Центр мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского
образования, который уже провел 26 институциональных исследований разных аспектов образовательной деятельности университета. Реализуется деятельность виртуального института Болонского процесса КазНМУ. Внесены изменения и дополнения в регламентирующие образовательный процесс документы. Начато осуществление трансфера технологий обучения путем развития академической мобильности, партнерства с вузами, приёма на обучение иностранных граждан. Разработаны механизмы ответственности руководителей учебных подразделений за предоставление качественных образовательных услуг. Наряду с изменениями управления образовательным процессом, после внедрения Модели медицинского образования КазНМУ и основных параметров Болонского процесса, с целью адаптации существующей системы подготовки выпускника медицинского вуза, были пересмотрены цели обучения и принципы обучения. Основными принципами современного обучения в медицинском университете являются: осмысленность, практическая значимость изучаемого материала; приоритет самостоятельного обучения и совместной деятельности обучающих и обучающихся; связь изучаемого материала с жизнью и практикой и имеющимися знаниями у опора на познавательные потребности обучаемых, их жизненный опыт; ориентация на разноуровневое освоение учебного материала (бакалавриат, интернатура, резидентура); максимальная интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность обучаемых в учебный процесс; неформальная атмосфера учебных занятий; критическое отношение к изучаемому материалу. За период 2010-2012 г.г. в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова осуществлены мероприятия,
направленные на реализацию Модели медицинского образования и кредитной системы обучения, включающие перерасчет кредитов по системе ЕСТБ, адаптацию образовательных программ и учебных планов, методических подходов к отработке операциональных и коммуникативных навыков обучающихся, формированию компетенции
саморазвития и самосовершенствования, проведена рационализация каталога элективных дисциплин, внедрена система оценки компетенций, выборность преподавателей через АИС-КазНМУ, разработаны квалификационные требования к выпускнику КазНМУ. С 2010 г. осуществляется реализация программы трехъязычия. и информационного проекта «Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова», итогом которого явилось издание 13-ти книг, посвященных методам обучения и оценки достижений выпускника медицинского вуза, образовательным программам бакалавриата и интернатуры, системе оценки компетенций, модели формирования правовых, практических и коммуникативных навыков обучающихся. С 2012 г. проводится подготовка специалистов по дисциплине «менеджмент в медицине и фармации» по программе двудипломного образования в Высшей Школе менеджмента г. Барселона (Испания) и разработано 15-ть совместных образовательных программ по фармации и менеджменту в здравоохранении и фармации с ВУЗами-партнерами КазНМУ Санкт-Петербургской химико-фармацевтической
академией, Ташкентским фармацевтическим институтом, Национальным фармацевтическим университетом г.Харьков, Университетом ветеринарии и фармации г.Брно, Чехия, Сибирским Государственным медицинским университетом, г.Томск, Национальным центром исследований натуральной продукции Университета Миссисипи, США.
В рамках договоров успешно реализуются программы по обмену студентами и магистрантами, так в 2011-2012 учебном году 70 обучающихся, в т.ч.49 студентов бакалавриата участвовали в программе академической мобильности. Из них 40 человек выезжали по программе внутренней мобильности и 9 студентов - в зарубежные вузы, среди которых Национальный фармацевтический Университет (Харьков, Украина), Кировская ГМА (г. Киров, Россия), Университет им. А.Людвига (г. Фрайбург, Германия). 11 магистрантов, обучающихся по специальности «Медицина», выезжали на обучение в Синьцзяньский Медицинский Университет (КНР), 3 магистранта, обучающихся по специальности «Фармация» - в ТашФАРМА (г. Ташкент, Узбекистан), 4 -в Национальный фармацевтический Университет (Харьков, Украина).3 резидента, обучающихся по специальности «инфекционные болезни», проходили обучение в Университете Erciys (г. Кайсери, Турция). 8 магистрантов специальности «Общественное здравоохранение» обучались по программе
двудипломного образования в Высшей Школе менеджмента (г. Барселона, Испания). В 2012-2013 уч.г. 124 студента выезжали по программам академической мобильности в вузы Казахстана, стран СНГ, США, Европы, Китая, что в 1,8 раз больше по сравнению с предыдущим годом. В свою очередь в 2011-2012 уч.г 8 студентов из Карагандинского ГМК и 2 студента из Кировской ГМА (г. Киров, Россия) обучались в КазНМУ. В 2011-2012 учебном году более 50-ти преподавателей прошли стажировки в ведущих зарубежных организациях образования и практического здравоохранения и/или приняли участие в международных конференциях, форумах, семинарах. В 2011-2012 г.г. 2 преподавателя выезжали в качестве приглашенных лекторов в университеты США, то в 2012-2013 уч.года уже 15 преподавателей КазНМУ приглашены в качестве визитинг-профессоров в вузы Великобритании, Австрии, Чехии, Испании, Израиля, Белоруссии и Украины. Финансируемая Министерством образования и науки Республики Казахстан программа привлечения
зарубежных специалистов, позволила КазНМУ за 20112012 учебный год пригласить 150 зарубежных ученых из 43 стран мира, треть из них проводили лекции и занятия на английском языке. За 3 года существования программы КазНМУ пригласил для проведения занятий и лекций 351 зарубежных преподавателя из 23 стран мира, в том числе за 1 полугодие 2013 г. - 53. Наряду с определенными успехами внедрения основных параметров Болонского процесса, кредитной системы обучения и Модели медицинского образования КазНМУ, определены проблемы, включающие системные и локальные причины. К системным причинам следует отнести отсутствие опыта организации учебного процесса на основе кредитной системы обучения в медицинском образовании Казахстана, «зажатость» образовательного процесса рамками ГОСО, отсутствие собственной университетской клиники, дефицит аудиторного фонда, большой контингент студентов, низкий уровень владения иностранными языками студентами и преподавателями. Локальными
причинами сложностей внедрения кредитной системы обучения в КазНМУ являются следующие: инертность части профессорско-преподавательского состава, ориентированной на использование традиционной методики обучения; неумение значительной части студентов самостоятельно добывать знания (зависимы от преподавателя) и перерабатывать объёмный материал; низкая активность «слабых» студентов во время СРСП; формы и содержание СРСП, критерии оценки требуют унификации и единых подходов; недопонимание студентами роли СРСП в учебном процессе; сложная система оценки компетенций. Тем не менее, при реализации Модели медицинского образования КазНМУ и кредитной системы обучения обозначены сильные стороны университета, которые следует укреплять и развивать, а именно приверженность руководства вуза изменениям структуры преподавания с приоритетом на конечный результат, поддержка со стороны Министерства здравоохранения РК новых методов в подготовке медицинских кадров, наличие ТОП-группы преподавателей, которые могут и хотят изменить образовательный процесс в вузе, наличие
определенной материальной базы для реализации кредитной системы обучения, заинтересованность студентов во внедрении новых подходов в организации образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абдыгаппарова С.Б. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов и др. (под ред. Ж.А. Кулекеева и др.) - Алматы: Казак университету 2003. - 198 с.
2 Чучалин А. Кредитно-рейтинговая система / А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России. - 2004. - № 3.
3 http://elfa.bham.ac.uk/ELFA/Bologna_Dedaration_1999/eurDpean_credit_trans-fer_s ystem.htm
М.А.АБИРОВА, С.С.САРСЕНБАЕВА, Е.А.СЛАВКО
^АЗ¥МУ КРЕДИТТ1К О^ЫТУ ЖУЙЕС1Н ЖУЗЕГЕ АСЫРУ МЭСЕЛЕЛЕР1
Тушн: Мацалада медициналыц вл1м беру Yлгiсiн жэне кредитт1к оцыту ЖYйесiн жузеге асырудыц нег1зг1 нэтижелер/ талданып, ел/м/зд/ц жогары оцу орындарында болып жатцан, локальд'/ (университетт'/к) децгеймен, сонымен цатар жуйел/ Yдерiстермен аныцталган мыцты жэне ку,рдел/ жацтары белг'/ленген.
M.A. ABIROVA, S.S. SARSENBAYEVA, E.A. SLAVKO.
TO THE PROBLEM OF REALIZATION OF CREDIT SYSTEM OF EDUCATION AT KAZNMU
Resume: The main results of realization of the Model of medical education and credit system of education are analyzed in the article. The strong parts and problematic zones caused by the reasons of local (university) level and system process in higher education of the country are pointed.
УДК 61: 37. 012 - 378.1
М.А.АБИРОВА, Э.К.КАРЛОВА
Казахский Национальный Университет имени С.Д. Асфендиярова
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЗАЧЕТА КРЕДИТОВ ПО ТИПУ ECTS НА ПРИМЕРЕ КАЗНМУ ИМЕНИ С. Д. АСФЕНДИЯРОВА
Внедрение системы кредитов в медицинское образование необходимо для интеграции в общеевропейскую систему образования и создания единого образовательного пространства, а также повышения мобильности студентов и преподавательского состава. Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) является одним из основополагающих элементов Болонского процесса. Рассмотрены особенности перерасчета учебных часов в кредиты на примере КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова.
Ключевые слова: Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS), академическая мобильность, информационный пакет специальностей, приложение к диплому.
Внедрение системы перевода и накопления кредитов -системы ЕСТС имеет ключевое значение в рамках интеграции вузов Казахстана в международное образовательное пространство. Система ЕСТС является одним из основных инструментов обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей вузов, гарантирующим сопоставимость учебных программ, признание квалификаций и применение их для образования в течение всей жизни [1].
Исходя из сказанного, внедрение в учебный процесс вуза системы зачетных единиц рассматривается как одно из наиболее значимых направлений внедрения Болонского процесса и решает следующие задачи:
• является инструментом обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;
• способствует повышению конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;
• открывает новые возможности для международного сотрудничества и способствует развитию коммуникативных связей между вузами;
• оказывает помощь при решении вопросов академического признания квалификаций.
> Студентам внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
• самостоятельно формировать программу обучения (индивидуальную образовательную траекторию);
• иметь доступ к полноценным учебным курсам и возможность обучения в другом вузе;
• выбрать лучших преподавателей;
• достичь признания диплома и применения его на следующих ступенях
обучения.
> Преподавателям внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
• творчески подойти к обучению и постоянно самосовершенствоваться;
• повысить свою квалификацию и статус в преподавательской среде;
• улучшить качество образовательного процесса;
• реализовать академическую мобильность преподавателей.
Однако перевод учебных часов по дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе, в кредиты ECTS требует длительной работы, поскольку накопительная система зачетных единиц должна охватывать не только аудиторную нагрузку, а все виды учебной работы, включая практику и различные аттестационные мероприятия. Недостаточно простого подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также необходимо детальное описание всей программы обучения с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов. Существенная черта системы ЕСТС заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации [2].
В связи с переходом КазНМУ на кредитную технологию обучения начата работа по осуществлению перевода кредитов в Европейскую кредитно -трансфертную систему (ЕСТ5) и имеются следующие достижения:
Создана рабочая группа по перезачету кредитов РК по типу ECTS и для составления информационного пакета специальностей
- Проведены обучающие семинары по вопросам перезачета кредитов РК по типу ECTS для ППС и для стажеров.
Разработано «Положение о порядке перезачета кредитов по типу ЕСТБ»
- Произведен перерасчет учебных часов в кредиты РК и в кредиты ECTS по всем специальностям по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе.
- Разрабатываются информационный пакет специальностей и Общеевропейское Приложение к диплому в соответствии с моделью, разработанной