Научная статья на тему 'Кредитная система обучения в международной высшей школе медицины (мвшм)'

Кредитная система обучения в международной высшей школе медицины (мвшм) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредит / модуль / балл / рейтинг / медицина / образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш. М. Чынгышпаев, А. А. Джумалиева, Т. М. Ким

В работе приведено описание внедрения кредитно-модульной системы обучения в медицинское образование на примере МВШМ. Данная система осуществляется в соответствии с государственными стандартами с использованием Европейской кредитной системы (ECTS). Обучение проводится по 2-х ступенчатой системе: базовое медицинское образование и постдипломное обучение. Система кредитных единиц описывает образовательные программы путем присвоения кредитных единиц ее компонентам и основана на общей трудоемкости студенческой работы, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная система обучения в международной высшей школе медицины (мвшм)»

УДК 378.1:61

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ МЕДИЦИНЫ

(МВШМ)

Ш.М. Чынгышпаев, А.А. Джумалиева, Т.М. Ким УНПК Международный Университет Кыргызстана МВШМ, Бишкек

В работе приведено описание внедрения кредитно-модульной системы обучения в медицинское образование на примере МВШМ. Данная система осуществляется в соответствии с государственными стандартами с использованием Европейской кредитной системы (ECTS). Обучение проводится по 2-х ступенчатой системе: базовое медицинское образование и постдипломное обучение. Система кредитных единиц описывает образовательные программы путем присвоения кредитных единиц ее компонентам и основана на общей трудоемкости студенческой работы, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенции).

Ключевые слова: кредит, модуль, балл, рейтинг, медицина, образование

В настоящее время во всем мире в Вузах используются кредитные системы обучения, такие как USCS (US Credit System) - США, CATS (Credit Accumulation and Transfer Scheme/System) - Британская система накопления и передачи кредитов, ECTS (The European Credit Transfer System) - Европейская система зачетного перевода и UCTS (University Credit Transfer System) - Азиатско-тихоокеанская система передачи университетских кредитов.

Международная высшая школа медицины была образована в 2004 году в составе УНПК МУК, который в 2002 подписал Всемирную университетскую хартию (Болонская декларация). Согласно данной хартии обучение в МВШМ основано на Европейской кредитной системе ECTS.

МВШМ признана тремя основными ведущими международными организациями медицинского образования и здравоохранения, как Всемирная Организация Здравоохранения (WHO), Международный Институтом Медицинского Образования (IIME), Фонд Развития Медицинского Образования и Науки (FAIMER).

МВШМ активно сотрудничает с медицинскими вузами России, США, Латвии, Германии, Казахстана.

Обучение проводится по 2-х ступенчатой системе: базовое медицинское образование - 5 лет и постдипломное обучение - 2 - 3 года.

Система кредитных единиц - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.). Применительно к системе высшего профессионального образования определение кредита базируется на параметрах: общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения, знаний, умений и навыков (компетенции).

Данная кредитная система обучения представляет собой критерии оценки количества часов по предмету в неделю как лекционных, так и практических, а также время самоподготовки студента. Кредиты могут быть получены только после выполнения необходимой работы и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.

Формами учебного процесса являются:

(а) аудиторные занятия - лекции, практические занятия (семинары, групповое академическое консультирование), практикумы (лабораторные работы), мастер-класс;

(б) внеаудиторные занятия - индивидуальные консультации, работа в научной библиотеке, самостоятельная работа, учебные и производственные практики; участие в студенческих научно-практических конференциях;

(в) контроль знаний - письменное тестирование (multiple choke) по модулям курса, курсовые работы, презентации (Power Point), ситуационные задачи (кейс-стади), решение кроссвордов по предмету, решение практических заданий (self doing task), составление алгоритмов по тематике;

(г) текущая и итоговая аттестации - итоговое тестирование по дисциплине, экзамен (письменный или устный), защита выпускных работ, междисциплинарный государственный экзамен.

Согласно системе, за год обучения в вузе студенту необходимо набрать 60 кредитов, т.е. по 30 кредитов за семестр (полгода), 1 кредит - 36 часов общей трудоемкости на освоение дисциплины. В общей трудоемкости освоения образовательной программы до 50% времени отводится на самостоятельную работу.

Контроль за освоением студентом каждой дисциплины осуществляeтся с помощью балльно-рейтинговой системы (БРС), включающей текущую и итоговую аттестации: посещаемость (20 баллов), семинарские занятия (20 баллов), практические самостоятельные занятия (20 баллов), модули (40 баллов). По завершении модуля студент должен набрать от 60 до 100 баллов. В конце семестра по результатам модулей выводится суммарный балл, при прохождении программы по предмету сдается экзамен.

По результатам текущего и итогового контроля выставляются зачет и экзамен в целых единицах (кредитах), характеризующих общую трудоемкость освоения дисциплины и составляются академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяeт студенту получить академические льготы и преимущества (скидки на обучение, освобождение от зачета и экзамена при хорошей успеваемости и посещаемости и рейтинге свыше 90

баллов). Любой студент можeт получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате факультета или на веб-сайте факультета.

В случае получения неудовлетворительных оценок повторное прохождение студентом текущей и итоговой аттестаций не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

Для успешного освоения модульной системы подготовлены:

- программы по каждой дисциплине учебного плана с учетом кредитных единиц;

- материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты и презентации лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение занятий;

- материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, темы рефератов и курсовых работ, электронная библиотека, видеотека;

- материалы для контроля знаний студентов: тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

- материалы для проведения практик: заключение договоров с организациями, планы и программы проведения учебных практик, формы отчетной документации.

Так внедренная в МВШМ система кредитов на базе ЕСТ^ упрощает отслеживание компетентности студентов и сближает национальные образовательные программы в рамках Евросоюза. Это очень удобно, так как есть общепринятый стандарт, по которому вузы разных стран могут оценить свои образовательные программы, что в целом облегчает переход студентов из одного европейского ВУЗа в другой.

При введении ECTS облегчается вопрос академического признания дипломов и квалификаций, так как в МВШМ обучаются граждане Индии, Пакистана, Южной Кореи, США, Афганистана, Японии и Малайзии.

Литература

1. Журнал «Медицина Кыргызстана», №5, 2009, Международная высшая школа медицины УНПК МУК, А.А.Айдаралиев, стр. 4-5

2. Журнал «Медицина Кыргызстана», №5, 2009, Международная высшая школа медицины УНПК МУК, Международной высшей школе медицины 5 лет, Ш.М.Чынгышпаев, стр. 5-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.