Научная статья на тему 'Кредитная технология обучения: перспективы использования в условиях среднего специального образования'

Кредитная технология обучения: перспективы использования в условиях среднего специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИПО / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE TEACHING METHODS / TECHNICAL AND VOCATIONAL / PROBLEM / ТЖәНЕКО ЖүЙЕСі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксыбаева А. М.

В статье представлены проблемы развития системы ТиПО на современном этапе. Обозначены возможности решения этих проблем через применение в учебном процессе инновационных методов обучения. Дана характеристика кредитной системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная технология обучения: перспективы использования в условиях среднего специального образования»

Вестник «Орлеу^-kst

А.М. Жаксыбаева,

преподаватель специальных дисциплин, заведующий «Профессионально-техническим» отделением Костанайский индустриально-педагогический колледж

Нег1зг1 свздер: ТжэнеКО жуйеЫ, проблемалар, инновациялыц эдгсшер.

Ключевые слова: система ТиПО, проблема, инновационные методы.

Keywords: technical and vocational education, problem, innovative teaching methods.

КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макалада ТжэнеКО жYЙесiнщ заманауи децгей-де даму мэселелерi усынылган. Окыту YPДiсiнде жацашыл эдiстердi пайдалану аркылы осы мэселелердi шешу мYмкiндiктерi карастырылган. Кредиттiк жYЙесi аркылы окыту сипаттамасы берiлген.

Аннотация

В статье представлены проблемы развития системы ТиПО на современном этапе. Обозначены возможности решения этих проблем через применение в учебном процессе инновационных методов обучения. Дана характеристика кредитной системы обучения.

Annotation

The article presents the problems of development of technical and vocational education at the present stage. Indicated the possibility of solving these problems through the use of innovative teaching methods in the educational process .We can see the characteristic of credit system of education.

Изучая Послание Президента РК Назарбаева Н.А. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»и Государственную программу развития профессионального и технического образования в РК, мы обратили внимание на материал о направлениях в развитии профессионально-технического образования в Республике Казахстан на современном этапе. « ТиПО должно стать одним из основных направлений инвестиционной политики. Для этого необходимо со- К здать центры по подготовке кадров совместно с Германией, Канадой, Австралией и Сингапуром. Они станут о моделью системы ТиПО для всей страны» [1].Актуаль-ность этой проблемы очень важна и интересна для о нас, специалистов ТиПО. §

Главной задачей системы ТиПО является подго- о товка специалистов, способных нестандартно, гибко и § своевременно реагировать на изменения, которые про- ^ исходят в мире. Поэтому для подготовки обучающихся к профессиональной деятельности необходимо исполь- ® зовать инновационные методы обучения [2]. К иннова- К ционным методам относится проблемное обучение, § предусматривающее формирование навыков для реше- ^ ния проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и вы-

Вестник «Oрлеу»-kst

работку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают применение интерактивного обучения. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с социальными партнерами, привлечения образовательного социума, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку у обучающихся способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в системе ТиПО предусматривают и методы, приоритетом которых являются нравственные ценности.

К инновационным методам обучения отно-

сится технология кредитного обучения.

Кредитная технология - это образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов [4].

На наш взгляд, переход на кредитную систему обучения, позволит готовить специалистов в соответствии с потребностями рынка тру-да[3]. И начинается он с процесса разработки системы организационно-методических документов, определяющих:

• Цели и задачи учебного процесса;

• Принципы построения учебного процесса с использованием кредитов (учебные планы);

• Регламентирующие методы аттестации обучающихся (регламент учебного процесса);

• Методики расчета учебной нагрузки преподавателей.

Существуют определенные различия между КСО и линейной системой организации:

Кредитная система обучения Линейная система обучения

Научно-развивающие работы Письменные работы

Бально-рейтинговое и буквенное оценивание Традиционное оценивание

Оценивание компетенций Оценивание знаний

Переход к сотрудничеству Конкуренция

Оценки - показатель знаний Оценки - необходимый показатель

Степень владения компетенциями Оценка знаний

Процесс понимания, синтеза, анализа Итоговое суммарное оценивание

Отличительными особенностями кредитной ^ технологии обучения являются: $ 1) Недельная нагрузка при кредитной си-Оч стеме обучения составляет 45 часов, тогда как О недельная нагрузка при линейной системе соК ставляет 36 часов. 2) Выделение О дополнительного времени для индивидуаль-О ных занятий, что позволяет развивать в студен-^ тах творческий подход к изучению дисциплин н и навыки исследовательской работы, интереса к к выбранной профессии;

§ 3) Дает возможность, свободы выбора сту-и дентом части дисциплин (элективные курсы по выбору), приведенных в учебном плане; [5] 3. Введение должности эдвайзера и тьюте-

ра (консультанта) для выбора дисциплин;

4. Личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, то есть определение образовательной траектории на весь период обучения, в соответствии с возможностями и интересами.

С учётом мнения исследователей, считаем, что есть определенные преимущества по внедрению кредитной системы - это:

1. Наличие индивидуального учебного плана для каждого обучающегося, который дает возможность самостоятельно планировать свою образовательную траекторию; [4]

2. Стимулирующий летний семестр, дает дополнительное время студентам для устране-

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

ния задолженностей; [4]

3. Международное сотрудничество: кредитная технология обучения дает возможность студентам повысить свою квалификацию или продолжить свое обучение в любом международном учебном заведении. [4]

4. Учет практических кредитов: дает возможность студентам прервать обучение на определенном уровне и продолжить обучение после набора практического опыта (производственных кредитов), который учитывается также как и теоретический.

5. Возможность продолжения обучения после перерыва: у студента имеется гибкая система выбора, как дисциплин, так и преподавателей, которые дают более обширные знания. Это обычно приветствуется работодателями, так как студенты становятся более компетентными и разносторонними, способными решать различные производственные задачи; [4]

6. Возможность досрочного получения степени бакалавра, дифференцированный подход для студентов; [4]

7. Создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей активизировать работу в направлении постоянного творческого поиска и роста научно-педагогического уровня.

Нельзя не отметить, что вместе с положительными тенденциями существует и ряд проблем:

1. Большая загруженность преподавательского состава, а также структурных подразделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется параллельно: по традиционной системе обучения и по кредитной технологии;

2. Увеличение учебно-методической и практической подготовки преподавателя к занятиям, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение академического часа на 10 минут [4].

3. Для внедрения кредитной технологии обучения необходимо создать нормативно-правовую базу, которая отражала бы все стороны данной технологии обучения.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная

подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновационной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе своего обучения.

Поэтому, мы считаем, что главной функцией системы технического и профессионального образования на современном этапе должна стать подготовка творческих, способных к инновациям и инициативе студентов в условиях кредитной технологии обучения.

На сегодняшний день элементы кредитной системы образования активно применяются в средних специальных учебных заведениях.

В Костанайском индустриально-педагогическом колледже, элементы кредитной системы, применяются на «Профессионально-техническом» отделении. Студентам предлагаются элективные курсы на получение рабочей специальности: «тракторист-машинист А.Б.В.Г., водитель категории «В,С1» «Газоэлектросварщик 2-3 разряда». Нашим выпускникам мы прививаем умения, позволяющие совмещать аналитические способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных технологий. Это непременно влечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая способствует определению уровня креативной состоятельности специалиста в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Назарбаев. Послание Президента Республики Казахстан: «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». 30 ноября 2015 года.

2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.

3.Постановление Правительства Республики Казахстан. 23 августа 2012 года, № 1080. «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования».

4.Основы кредитной системы обучения в Казахстане/ под ред. Ж.А.Кулекеева.- Алматы: Казак университет, 2004.

5. Самыгин И.П. Педагогика и психология.-Ростов-на -Дону: «Феникс», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.