Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

КРЕАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативный способ обучения / технология обучения в сотрудничестве / креативное мышление / групповое обучение / устное общение / специфика обучения / приемы обучения / профессионально-ориентированное общение / аграрное направление / неязыковой вуз / creativity-based learning technique / cooperative learning / creative thinking / group technique / communication in oral form / specific educational features / learning technique / communication for special purposes / agrarian training area / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Настоящая статья посвящена разработке креативно-ориентированному способу использования технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения иностранным языкам в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального способа применения технологии обучения в сотрудничестве в обучении устному иноязычному общению в аграрном вузе, который включает реализацию креативного мышления в качестве средства обучения, а также рассмотрение его в качестве лингводидактической категории. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом (аграрном) вузе в соответствии со структурой и спецификой данного направления обучения. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на занятиях по иностранному языку в обучении устной речи. Данный алгоритм состоит из комплекса методических приемов, используемых в процессе коллективного взаимодействия обучающимися и преподавателем при решении аграрной задачи в рамках иноязычного профессионально-ориентированного общения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки усовершенствованной модели технологии обучения в сотрудничестве применительно к обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to the development of a creativity-oriented way of using cooperative learning technology in the process of teaching foreign languages at an agrarian university. The aim of the article is to create an optimal way of using cooperative learning technology in teaching oral foreign language communication in an agrarian university, which includes the realization of creative thinking as a means of learning, as well as considering it as a linguodidactic category. The author of the article analyzes in detail the problems of teaching foreign languages in a non-linguistic (agrarian) higher education institution in accordance with the structure and specificity of this direction of learning. The author of the article has developed a course of teaching oral foreign language speech for students of agrarian specialties. The methodological algorithm, presented by the author of the article, highlights in detail the possibilities of using creative thinking in foreign language classes in teaching oral speech. This algorithm consists of a set of methodological techniques used in the process of collective interaction between learners and teacher when solving an agrarian problem in the framework of foreign-language professionally-oriented communication. The present article is an attempt to develop an improved model of cooperative learning technology as applied to teaching oral foreign-language communication in an agrarian university.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

учащимся активно участвовать в процессе обучения, развивает навыки поиска и анализа информации, а также позволяет им лучше понять географические особенности различных регионов, участники активности заполняют свои памятки, включая в них снимки и интересные сведения, и обмениваются данными с остальными коллективами [5].

В задании «Исследовательская экспедиция ледника Булуус» дети присоединяются к экспедиции, которая исследует земли Якутии. Целью квеста является изучение истории и географии этой местности, проведение исследований с использованием интернета, встреча с местными жителями и специалистами. В конечном итоге дети должны создать презентацию или рекламный буклет о данной территории. Одной из задач детей было измерить температуру ледника в жаркую погоду и найти ответ на вопрос: «Почему летом ледник «Булуус» не тает?» В процессе выполнения исследования учителя направляют и консультируют младших школьников, предоставляют им достаточно времени для самостоятельной работы и подготовки исследовательского материала.

Квест-технологии могут помочь детям расширить кругозор, организовав для него посещение различных мероприятий, таких как кружки, мастер-классы, экскурсии и походы на природу. Благодаря этим активностям ребенок будет приобретать новый жизненный опыт и развивать свои исследовательские навыки. Однако, важно не ограничиваться только внеурочными занятиями, а также активно развивать его знания вне учебы. Родители могут помочь ему в этом, показывая свою поддержку и стимулируя его интерес к новым знаниям. Таким образом, окружение и поддержка родителей играют важную роль в общем развитии ребенка младшего школьного возраста, это, что становится образцом, основой и ориентиром для маленького человека в его жизни.

Выводы. В последнее время наблюдается активное развитие идеи применения новых технологий в образовательном процессе, а особенно большую популярность приобретает использование квест-технологий. Исследования показывают, что внедрение квест-технологий на уроках окружающего мира открывает новые возможности для учеников, стимулируя их активное самостоятельное исследование различных проблем. Анализ полученных данных демонстрирует, что применение квест-технологий играет значительную роль в процессе развития исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста. Участие в квестах способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, планирования, постановки целей, анализа информации и представления результатов. В дополнение к этому, они также приобретают опыт работы в команде, совместного исследования проблем и обмена знаниями. Квест-технологии также способствуют стимуляции учащихся к углубленному изучению предмета, развитию их креативного мышления и желания получить новые знания. Проведенный эксперимент показал, что даже те ученики, которые обычно не проявляют интерес к учебному процессу, становятся более активными и заинтересованными во время квеста.

Таким образом, использование квест-технологий на уроках окружающего мира является эффективным средством для развития исследовательских навыков у учеников младшей школы. Дальнейшее исследование в этой области позволит глубже изучить преимущества использования квестов в образовательном процессе и оптимизировать их применение для достижения максимальных результатов.

Литература:

1. Аркадьева, A.B. Исследовательская деятельность младших школьников / A.B. Аркадьева // Начальная школа плюс до и после, 2005,-№2.

2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа. - 2007. - №4. -С. 13-15

3. Павлова, Е.П. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной технологии на уроках окружающего мира / Е.П. Павлова, С.П. Григорьева // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. -№3.-С. 68-71

4. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. -М.: Просвещение, 2001. - 34 с.

5.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005.

6. Якимов, H.A. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / H.A. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48-51

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

КРЕАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена разработке креативно-ориентированному способу использования технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения иностранным языкам в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального способа применения технологии обучения в сотрудничестве в обучении устному иноязычному общению в аграрном вузе, который включает реализацию креативного мышления в качестве средства обучения, а также рассмотрение его в качестве лингводидактической категории. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом (аграрном) вузе в соответствии со структурой и спецификой данного направления обучения. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на занятиях по иностранному языку в обучении устной речи. Данный алгоритм состоит из комплекса методических приемов, используемых в процессе коллективного взаимодействия обучающимися и преподавателем при решении аграрной задачи в рамках иноязычного профессионально-ориентированного общения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки усовершенствованной модели технологии обучения в сотрудничестве применительно к обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе.

Ключевые слова: креативный способ обучения, технология обучения в сотрудничестве, креативное мышление, групповое обучение, устное общение, специфика обучения, приемы обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

Annotation. The present article is devoted to the development of a creativity-oriented way of using cooperative learning technology in the process of teaching foreign languages at an agrarian university. The aim of the article is to create an optimal way of

using cooperative learning technology in teaching oral foreign language communication in an agrarian university, which includes the realization of creative thinking as a means of learning, as well as considering it as a linguodidactic category. The author of the article analyzes in detail the problems of teaching foreign languages in a non-linguistic (agrarian) higher education institution in accordance with the structure and specificity of this direction of learning. The author of the article has developed a course of teaching oral foreign language speech for students of agrarian specialties. The methodological algorithm, presented by the author of the article, highlights in detail the possibilities of using creative thinking in foreign language classes in teaching oral speech. This algorithm consists of a set of methodological techniques used in the process of collective interaction between learners and teacher when solving an agrarian problem in the framework of foreign-language professionally-oriented communication. The present article is an attempt to develop an improved model of cooperative learning technology as applied to teaching oral foreign-language communication in an agrarian university.

Key words: creativity-based learning technique, cooperative learning, creative thinking, group technique, communication in oral form, specific educational features, learning technique, communication for special purposes, agrarian training area, non-linguistic university.

Введение. Актуальность исследования определяется широко распространенным применением креативного мышления и креативного способа решения проблемных задач в образовательной и научной сферах деятельности, исходя из теоретического базиса таких научных направлений, как креативная педагогика и креативная психология.

Научная новизна исследования заключается в создании креативного способа решения проблемной задачи аграрного содержания в процессе коллективного взаимодействия обучающихся на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе на основе синтеза развития творческого мышления с технологией обучения в сотрудничестве.

Целью данного исследования является разработка креативных способов и приемов обучения для наиболее оптимального и эффективного использования технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения иностранным языкам в аграрном вузе.

Теоретическая значимость исследования определяется гипотезой, согласно которой развитие креативного мышления может рассматриваться в качестве средства и приема обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе. Данная теоретическая значимость представлена в виде интеграции креативного мышления в использование технологии обучения в сотрудничестве.

Научно-прикладное значение исследования обусловлено возможностью использования креативных способ и приемов обучения при коллективном взаимодействии обучающихся на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе в соответствии со спецификой его содержания.

Изложение основного материала статьи. Как известно, основу группового обучения составляют: 1) теория социальной взаимозависимости; 2) теория обучения, направленная на когнитивное развитие; 3) теория обучения, исходящая из бихевиоризма [7]. Однако, по нашему мнению, основой группового обучения также можно считать креативность, а именно: коллективную (групповую) креативность. Данное понятие мы рассматриваем как творческое озарение в результате группового иноязычного общения с целью поиска совместного решения проблемной задачи в процессе коллективного генерирования экстраординарной идеи.

Хотя эксперты в области образования подчеркивают важность творческого мышления, преподавателям неязыковых вузов довольно трудно внедрить этот способ мышления в процесс обучения [8]. Программа изучения ряда естественных наук может предоставить возможности для развития творческого мышления [2], поскольку творчество считается неотъемлемым аспектом науки [3]. Например, формулирование альтернативных объяснений при столкновении с результатами, которые не поддаются немедленному объяснению, требует нестандартного, или творческого, мышления. Хотя в теории подчеркивается, что обучающиеся используют творческое мышление в процессе научного рассуждения [3], эмпирические данные, подтверждающие такую взаимосвязь среди обучающихся, ограничены. Однако проблематика использования креативного мышления в качестве средства обучения на занятиях по иностранным языкам в неязыковом вузе остается нерешенной, поскольку при данном профиле обучения иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, что, в свою очередь, осложняет методический и педагогический аспекты обучения.

Теории, касающиеся специфики творческого мышления, подчеркивают, что способность обучающихся к творческому мышлению меняется в зависимости от рассматриваемой задачи [1]; [11]. Это указывает на необходимость измерения творческого мышления с помощью нескольких заданий, выбирающих различные области и способы творческого мышления [1].

Относительно исследований в области изучения креативного мышления можно выделить утверждение И.П. Торренса [10] определяющего креативное мышление в качестве процесса, включающего:

а) восприятие и анализ проблемы,

б) поиск решения,

в) формулирование гипотезы,

г) апробация гипотезы и ее модификация при решении проблемы.

Таким образом, креативность можно рассматривать в качестве способности человека к адаптации к изменениям условий и генерированию идеи при решении возникающих проблем, что, требует наличия гибкости и альтернативных точек зрения при решении проблемы.

М.А. Рунко [9] подчеркивает два способа определения креативности: 1) связь с проактивностью, относящейся к поиску вопросов в исследовательской деятельности, 2) связь с реактивность, включающей в себя поиск решения проблемы.

Специалисты в области изучения функционирования креативного мышления соглашаются с определением креативности в качестве комплексного действия, происходящего в социо-институциональной среде, связанного с ситуацией и сферой деятельности, в рамках которой оно осуществляется [4].

Также некоторые зарубежные ученые, занимающиеся исследованиями креативного мышления, утверждают, что на появление и развитие креативности влияет повседневная жизнь, работа и досуг, а также они выделяет, что способствующим фактором является коллективное взаимодействие [5]; [6].

В этой связи, мы можем рассматривать лингводидактическую связь между креативностью и технологией обучения в сотрудничестве.

На наш взгляд, креативный способ использования технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе должно строится на следующих методических приемах:

1. Приемы стимулирования речемыслительной деятельности студентов в процессе коллективного сотрудничества. Данные приемы используются при вовлечении студентов в иноязычное профессиональное общение аграрного направления в процессе коллективного обсуждения спорного вопроса, связанного с профессиональной деятельностью студентов, где каждый участник вносит свой индивидуальный вклад при нахождении способа совместного решения проблемы. Процесс

обсуждения может проходить в устном формате, но результаты обсуждения каждый участник общения фиксирует в письменной форме в виде отчета или проекта. Данный прием связан с технологией сотрудничества участников обучения.

2. Приемы стимулирования индивидуальной самостоятельной письменной работы обучающихся, связанные с организацией работы по аутентичному материалу, подразумевающие создание проектов и письменных отчетов о процессе принятия решения проблемы при предъявлении конкретных результатов. Данный прием носит индивидуализированный характер и связан непосредственно с самостоятельной письменной работой конкретного обучающегося.

3. Приемы дискуссионного обсуждения профессиональных тем в процессе из изучения. Данные приемы реализуются в вопросно-ответных упражнениях проблемного характера с последующим анализом проблемы в коллективном обсуждении. Темы могут быть связаны с такими направлениями и профилями в области сельского хозяйства, как: агрономия, зоотехния, ветеринария, пищевые технологии, почвоведение, садоводство и т.д.

Упражнение. Работайте в трех группах. Обсудите с группой следующие вопросы или напишите короткое эссе по теме, которая вам нравится:

• Эффективные способы внесения удобрений.

• Наиболее важные факторы, влияющие на рост растений.

• Цифровизация и цифровые технологии, применимые в области сельского хозяйства.

4. Приемы, направленные на порождение семантических ассоциаций и раскрытие связей в познавательной деятельности человека. Данные приемы реализуются в ходе выполнения творческих заданий и креативных способов их решения посредством проведения ассоциативной связи между проблемной задачей или ситуацией и ассоциативных стимулом в виде средства решения проблемы. Ассоциативный стимул может быть связан как с личным опытом обучающегося, так и с познавательной деятельностью человека. Вариативность ассоциативного стимула, на наш взгляд, связана с тремя категориями:

• Связь решаемой проблемы с окружающим миром (природные факторы).

• Связь решаемой проблемы с обществом (научные концепции).

• Связь решаемой проблемы с личным опытом обучающегося.

В качестве упражнений можно рассматривать коллективные проекты по решению определенной профессионально-ориентированной проблемы аграрного содержания:

• разработка улучшенных цифровых технологий для оптимизации и интенсификации агротехнических методов в сельском хозяйстве;

• выведение наиболее улучшенного сорта сельскохозяйственных культур при определенных климатических условиях, адаптированного к данным климатических условиям;

• внедрение определенных видов удобрений для быстрого роста растений и т.д.

Креативное преподавание мы рассматриваем как действия преподавателя, направленные на создание творческой атмосферы, способствующей активному взаимодействию обучающихся, а также использование участниками процесса обучения соответствующих способов и приемов экстраординарного решения профессионально-ориентированной задачи аграрного содержания в ходе совместной работы.

Такой способ применения технологии обучения в сотрудничестве предполагает активизацию речемыслительной и дивергентно-мыслительной деятельности обучающихся в ходе совместной коллективной работы с использование креативных приемов решения проблемной профессионально-ориентированной задачи.

Целью такой деятельности является формирование навыков коллективной работы и коллективного взаимодействие в ходе решения общей задачи, а также развитие речевых умений устного иноязычного профессионально-ориентированного общения аграрного содержания.

В этой связи, креативность в зависимости от количества участников может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Если индивидуальная креативность реализуется посредством взаимодействия: обучающихся ^ преподаватель, то групповая - посредством взаимодействия: обучающийся ^ обучающийся или обучающийся ^ обучающиеся. Следует подчеркнуть, что именно развитие речевых умений представляет наибольшую сложность для процесса обучения, поскольку в нем речь идет о непосредственно речевом и когнитивном сотрудничестве между участниками процесса обучения.

При данном сотрудничестве обучающимся следует обмениваться своим креативным опытом друг с другом. Здесь следует рассматривать такое понятие, как диалогическая креативность, т.е. способ сотрудничества между участниками процесса обучения с использованием креативного мышления в качестве средства и метода решения единой речевой диалогической задачи (см. Таблица 1).

Таблица 1

Креативный способ применения технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения иностранным

языкам в аграрном вузе

№ Название технологии Основные характеристики технологии

1. Креативизация процесса обучения Технология ориентирована на организацию условий, способствующих творческой деятельности обучающихся при коллективном решении аграрной задачи в процессе иноязычного общения. Цель технологии - подготовка обучающихся к дивергентному способу решения аграрной задачи. Центральный элемент технологии - отбор дидактического материала в соответствии с требованиями, необходимыми для применения креативного мышления в качестве средства обучения. Приемы реализации технологии: • сопоставительный анализ конвергентного и дивергентного способов мышления при организации занятия, • анализ преимуществ креативного мышления и возможности его использования в качестве средства коллективного решения аграрной задачи в процессе иноязычного дискурса.

2. Креативизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе их коллективного взаимодействия Технология обуславливается использованием креативного мышления обучающимися при решении аграрной задачи в процессе ее иноязычного обсуждения. Цель технологии - формирование навыков коллективного взаимодействия и развитие способности коллективного творческого способа решения аграрной задачи в процессе ее иноязычного обсуждения. Центральный элемент технологии - творческие задания и приемы коллективной работы с ними. Приемы реализации технологии со стороны преподавателя: • Создание творческой атмосферы, способствующей активизации генерирования оригинальных идей. • Вдохновение обучающихся на коллективное решение проблемной задачи. • Активизация деятельности обучающихся при коллективном взаимодействии в процессе решения проблемной задачи. • Поощрение любых генерируемых идей. Приемы реализации технологии со стороны обучающихся в и индикаторы контроля: • Речевая беглость продуцирования иноязычной речи в профессионально-ориентированном общении аграрного содержания. • Коллективное взаимодействие между обучающимися в парах или малых группах. • Принятие коллективного решения обучающимися в парах или малых группах в процессе реализации аграрной задачи. • Коммуникативная гибкость перехода от одной аграрной подтемы обсуждения в другую. • Оригинальность генерируемой идеи при коллективном решении проблемной коммуникативной задачи.

Выводы. Настоящее исследование ориентированно на рассмотрение креативного способа использования технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе.

В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой применение технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

а) рассмотрение и внедрение креативного способа использования технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе;

б) использование предложенного алгоритма креативных приемов обучения с целью активизации деятельности обучающихся в процессе коллективной работы над проблемной задачей аграрного содержания;

в) преобладание креативного способа выполнения речевых заданий в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе.

Литература:

1. Barbot, В. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC / B. Barbot, M. Besancon, & T. Lubart 11 Learning and Individual Differences. - 2016. - №52. - P. 178-187. -https://doi.Org/10.1016/j.lindif.2016.06.005

2. Barrow, L.H. Encouraging creativity with scientific inquiry / L.H. Barrow 11 Creative Education. - 2010. - №01. - P. 1-6. -https://doi.org/10.4236/ce.2010.11001

3. Corazza, G.E. The creative process in science and engineering / G.E. Corazza, & S. Agnoli 11 The creative process in science and engineering. The creative process: Perspectives from multiple domains. - 2018. - P. 155-180. -https://doi.org/10.1057/978-l-137-50563-7_6

4. Glaveanu, V. Advancing creativity theory and research: A socio-cultural manifesto / V. Glaveanu, M. Hanchett Hanson, J. Baer // The Journal of Creative Behavior.-2019,-№54(3). P. 741-745. - https://doi.org/10.1002/jocb.395

5. Hegarty, B. The value and meaning of creative leisure / B. Hegarty 11 Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. -2009. - https://doi.org/10.1037/a0014879

6. Hegarty, C. Creative leisure and self-expression / C. Hegarty & J. Plucker 11 The International Journal of Creativity & Problem Solving. - 2012. - №22(2). - P. 63-78

7. Johnson, David W. Cooperative Learning Return To College What Evidence Is There That It Works? / D.W. Johnson, R.T. Johnson, F.K. Smith 11 Change: The Magazine of Higher Learning. - Volume 30. - Issue 4. - 1998, July/August. - P. 27-35. -https://doi.org/10.1080/00091389809602629

8. Patston, T.J. What is creativity in education? A qualitative study of international curricula / T.J. Patston, J.C. Kaufman, A.J. Cropley, & R. Marrone // Journal of Advanced Academics. - 2021. - №32(2). - P. 207-230. https://doi.org/10.1177/1932202x20978356

9. Runco, M.A. Creativity / M.A. Runco // Annual Review Psychology. - 2004. - №55 - P. 657-687

10. Torrance, E.P. Torrance Test of Creative Thinking: Norms-technical manual / E.P. Torrance. Bensenville: Scholastic Testing Service. - 1974.

11. Willemsen, R.H. The structure of creativity in primary education: An empirical confirmation of the amusement park theory. / R.H. Willemsen, E.M. Schoevers, & E.H. Kroesbergen // The Journal of Creative Behavior. - 2020. - №54(4). P. 857-870. -https://doi.org/10.1002/jocb.411

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Игнатьева Галина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Сдобников Виктор Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СПО

Аннотация. Одним из требований современных работодателей является подготовка кадров, обладающих обширным набором знаний, способных принимать ответственность за принятые решения и качественно осуществлять свои функции в профессиональной области. Особое внимание уделяется развитию инженерного мышления, которое проявляется в способности специалиста решать многоаспектные технологические задачи, а также нести ответственность за вопросы гуманитарного цикла. Развитие инженерного мышления непосредственно связано с творческой деятельностью, использованием критического подхода к оценке принимаемых решений, системным взглядом на исследуемые явления. Преподавателям важно уметь проектировать ситуации исследовательской, творческой направленности, выстраивать индивидуальные образовательные траектории для развития инженерного мышления студентов в условиях СПО. В рамках исследования было выделено четыре подхода, которые в совокупности обеспечивают высокий уровень развития инженерного мышления студентов: проектный, транспрофессиональный подход, цифровизация инженерного образования, социальная направленность. Организация образовательного процесса с учетом указанных подходов способствует развитию у студентов инновационности, навыков работы с информацией, саморегуляции, коммуникативных навыков.

Ключевые слова: технологическое развитие, гуманитарное направление, взаимодействие, метод кейсов, личностный потенциал.

Annotation. One of the requirements of modern employers is the training of personnel who have an extensive set of knowledge, are able to take responsibility for decisions made and qualitatively perform their functions in the professional field. Special attention is paid to the development of engineering thinking, which is manifested in the ability of a specialist to solve multidimensional technological problems, as well as to be responsible for issues of the humanitarian cycle. The development of engineering thinking is directly related to creative activity, the use of a critical approach to evaluating decisions, a systematic view of the phenomena under study. It is important for teachers to be able to design situations of a research, creative orientation, to build individual educational trajectories for the development of engineering thinking of students in the conditions of SPO. Within the framework of the study, four approaches were identified that together provide a high level of development of engineering thinking of students: project, transprofessional approach, digitalization of engineering education, social orientation. The organization of the educational process, taking into account these approaches, contributes to the development of students' innovativeness, information skills, self-regulation, and communication skills.

Key words: technological development, humanitarian direction, interaction, case method, personal potential.

Введение. В настоящее время существуют проблемы, связанные с нехваткой инженерных кадров. Для разрешения данной ситуации важно организовывать качественный процесс обучения, обеспечивающий удовлетворение текущих и перспективных потребностей производственных систем [3]. Инженерная педагогика выдвигает определенные требования, которые способствуют экономическому и технологическому развитию страны. Работодатели заинтересованы в подготовке кадров,обладающих обширным набором знаний, способных принимать ответственность за принятые решения и качественно осуществлять свои функции в профессиональной области. Данные показатели являются компонентами конкурентоспособности работников инженерных направлений [7].

Особое внимание уделяется развитию инженерного мышления, которое проявляется в способности специалиста решать многоаспектные технологические задачи, а также нести ответственность за вопросы гуманитарного цикла. Развитие инженерного мышления непосредственно связано с творческой деятельностью, использованием критического подхода к оценке принимаемых решений, системным взглядом на исследуемые явления [1].

Инженерное мышление в основном базируется на личностном потенциале и наиболее значимых характеристиках будущего специалиста. Личностный потенциал включает в себя совокупность интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциала, составляющие основу инженерного мышления [6].

Инженерное мышление рассматривается с позиции двух основополагающих направлений. Первая трактовка состоит в том, что для инженерного мышления характерно наличие определенных личностных особенностей, которые необходимо развивать для получения высоких результатов в будущей профессиональной деятельности. Также модель инженерного мышления включает в себя совокупность характеристик, которые необходимы для интеграции его профессиональных и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.