Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативно-ориентированное обучение / иноязычная речь / креативное мышление / креативные упражнения / приемы обучения / специфика обучения / содержание обучения / профессионально-ориентированное общение / аграрное направление / неязыковой вуз / creativity-based foreign language learning process / foreign language speech / creative thinking / creativity-based exercises’ system / learning and teaching techniques / specific educational features / communication for special purposes / agrarian training area / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативно-ориентированной методики обучения иноязычной речи в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы использование творческого мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычной речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативноречевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения в аграрном вузе, которые, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного общения в аграрном вузе. Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in nonlinguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign speech learning process issues in non-linguistic university. The author of the article developed the training curriculum of creativitybased method of foreign speech learning process in agrarian university. The methodical algorithm, developed by the author of the article, gives the detailed analysis of creative thinking implementation in practice. Creativity-based exercises’ system, developed by the author of the article, includes creativity-based drills and creativity-based communicative tasks which provide parallel development both creative thinking and foreign speech skills of agrarian training area, necessary for communication for special purposes in agrarian universities. The given article represents the better variant of foreign speaking learning technique in non-linguistic university based on consideration of creative thinking as foreign language learning terminology category and its introduction to foreign language learning process in non-linguistic agrarian training area.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

Упражнение в виде метафорической ассоциативной карты представляет собой изображение аграрного содержания. Студенту необходимо на иностранном языке объяснить содержание рисунка, прокомментировать свое представление о данном изображении и выразить свое отношение к нему. Задание способствует развитию умений иноязычного говорения с применением профессионально-ориентированной терминологии и развитию умений креативного мышления.

Выводы. Данное исследование ориентированно на разработку методики использования метафорических ассоциативных карт на занятиях по иностранному языку в качестве средства обучения устному иноязычному профессионально-ориентированному общению аграрного направления.

Цель разработанной методики - сформировать у обучающихся умения коммуникативной компетенции, а также активизировать деятельность обучающихся при выполнении коммуникативных упражнений путем развития креативного мышления.

В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

а) рассмотрение креативного мышления в качестве средства и метода обучения иноязычному говорению;

б) использование в процессе обучения метафорических ассоциативных карт в качестве речевого описательного упражнения на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе.

Главный вывод, который можно сделать по результатам исследования, заключается в том, что разработанная методика эффективна и может быть использована студентами и преподавателями в процессе обучения иноязычному общению в аграрном вузе.

Литература:

1. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.

2. Беляев, Б.В. Психологические вопросы наглядности обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев // Иностранные языки в школе. -М., 1948. -№1.

3. Glaveanu, V. Advancing creativity theory and research: A socio-cultural manifesto / V. Glaveanu, M. Hanchett Hanson, J. Baer // The Journal of Creative Behavior. - 2019. - 54(3), P. 741-745. https://doi.org/10.1002/jocb.395

4. Hegarty, B. The value and meaning of creative leisure / B. Hegarty H Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. -2009. - https://doi.org/10.1037/a0014879

5. Hegarty, C. Creative leisure and self-expression / C. Hegarty & J. Plucker II The International Journal of Creativity & Problem Solving. - 2012. - 22(2), P. 63-78

6. Ilha Villanova, A.L. Everyday creativity: A systematic literature review / A.L. Ilha Villanova & M. Pina e Cunha H The Journal of Creative Behavior. - 2021. - 55(3), P. 673-695. https://doi.org/10.1002/jocb.481

7. Ivcevic, Z. Emotional intelligence and emotional creativity / Z. Ivcevic, V.A. Brackett & J.D. Mayer H Journal of Personality.-2007. - 75(2), P. 199-236. https://doi.Org/10.llll/j.1467-6494.2007.00437.x

8. Iwasaki, Y. Contributions of leisure to "meaning-making" and its implications for leisure studies and services / Y. Iwasaki //Annals of Leisure Research.-2017.-20(4), P. 416-426. https://doi.org/10.1080/11745398.2016.1178591

9. Richards, R. Everyday creativity / R. Richards. In J.C. Kaufman, & R.J. Sternberg (Eds.), The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press. -2010. - P. 189-215

10. Romina, C.E. Leisure activities, creative actions and emotional creativity / C.E. Romina, S. Goretti & F. Benat H Thinking Skills and Creativity. -2022. -45, Article 101060. https://doi.Org/10.1016/j.tsc.2022.101060

11. Runco, M.A. Creativity / M.A. Runco // Annual Review Psychology. - 2004. - 55 - P. 657-687

12. Torrance, E.P. Torrance Test of Creative Thinking: Norms-technical manual / E.P. Torrance. Bensenville: Scholastic Testing Service, 1974.

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный аграрный университет-МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативно-ориентированной методики обучения иноязычной речи в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы использование творческого мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычной речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения в аграрном вузе, которые, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного общения в аграрном вузе. Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, иноязычная речь, креативное мышление, креативные упражнения, приемы обучения, специфика обучения, содержание обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

Annotation. This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in non-linguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign speech learning process issues in non-linguistic university. The author of the article developed the training curriculum of creativity-based method of foreign speech learning process in agrarian university. The methodical algorithm, developed by the author of the article, gives the detailed analysis of creative thinking implementation in practice. Creativity-based exercises' system, developed by the author of the article, includes creativity-based drills and creativity-based communicative tasks which provide parallel development both creative thinking and foreign speech skills of agrarian training area, necessary for communication for special purposes in agrarian universities. The given article represents the better variant of foreign speaking learning technique in non-

linguistic university based on consideration of creative thinking as foreign language learning terminology category and its introduction to foreign language learning process in non-linguistic agrarian training area.

Key words: creativity-based foreign language learning process, foreign language speech, creative thinking, creativity-based exercises' system, learning and teaching techniques, specific educational features, communication for special purposes, agrarian training area, non-linguistic university.

Введение. Актуальность исследования обусловлена популярностью использования креативного мышления в различных сферах научной деятельности, исходя из методологии таких научных направлений, как креативная педагогика и креативная психология.

Целью данного исследования является разработка методики обучения устному иноязычному общению для студентов аграрных вузов на базе интеграции в лингводидактику креативного мышления в качестве средства и технологии обучения.

Научная новизна исследования заключается в создании креативно-ориентированной методики обучения на основе синтеза интеграции психолого-диагностирующих средств в методику обучения иностранным языкам, формирующих новую технологию обучения иноязычному общению в рамках аграрного вуза.

Теоретическая значимость исследования обусловлена гипотезой, согласно которой развитие креативного мышления может рассматриваться в качестве средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе. Данная теоретическая значимость представлена в виде принципов обучения.

Научно-прикладное значение исследования обусловлено возможностью использования методических приемов креативно-ориентированной методики обучения иноязычному устному общению в аграрном вузе в соответствии с концептуальными положениями его содержания.

Изложение основного материала статьи. Согласно интерпретации модели порождения речевых высказываний A.A. Леонтьева, выделяются следующие ее компонентов: а) этап мотивации высказывания; б) этап замысла высказывания; в) этап осуществления замысла; г) этап сопоставления реализации замысла с самим замыслом [2, С. 133].

В основе классификации речевых высказываний Ч. Фриза лежат два критерия: способность высказывания начинать беседу и принадлежность высказывания тому или иному говорящему.

Исходя из вышеупомянутого, Ч. Фриз выделяет следующие типы высказываний: а) ситуационные; б) продолжающие; в) ответные [5].

Дж. Кэрролл также исходит из двух критериев, формулируя свою классификацию речевых высказываний: функциональный критерий и сентенциальность характера высказывания [4, С. 24].

А.Р. Лурия делит классификации высказываний на «коммуникации событий» и «коммуникации отношений». По его утверждению, первое понятие относится к передаче конкретных взаимодействий вещей, второе же связано с абстрактно-логическим отношением предмета и признака [3, С. 208].

Классификация Г.А. Золотовой более детализирована, в которой она выделяет: предложения, сообщение о количестве предметов; о субъекте и объекте обладания; о субъекте как обладателе признака и носителя состояния; о состоянии субъекта; о явлении и его оценке, раскрывающие содержание одного отвлеченного понятия через другое [1].

Следует также обратить внимание на то, что при обучении иноязычной устной речи нужно обращать внимание не только на стандартные концепты такие, как ситуативность, мотивация, но и на мышление обучающихся.

Специалисты в области изучения процесса креативного мышления соглашаются с определением креативности в качестве комплексного действия, происходящего в социо-институциональной среде, связанного с ситуацией и сферой деятельности, в рамках которой оно осуществляется [6].

Некоторые ученые утверждают, что на появление и развитие креативности влияет повседневная жизнь, работа и досуг. Изучение данной гипотезы привело к возникновению таких понятий, как «креативный досуг» [7]; [8] и «эмоциональная креативность» [11]; [10], предлагающих теоретическое обоснование развития креативного процесса.

«Повседневная креативность», по мнению других исследователей [9], базируется на решении экстраординарным способом не только в рамках досуга, но и в академической среде, в образовательном процессе. Противоположной точки зрения придерживается другой исследователь креативного мышления Б. Хэгарти [7], определяющий креативный досуг как свободное времяпрепровождение.

На наш взгляд, задания на развитие креативного мышления студентов должны быть направлены на:

• Понимание необходимости использования и преимуществ креативного способа мышления в образовательном процессе.

• Развитие способности беглости и гибкости продуцирования иноязычного высказывания монологического и диалогического характера в процессе обучения устному иноязычному профессионально-ориентированному общению.

• Развития способности экстраординарности генерирования идей при решении речевых проблемных задач в процессе порождения устного иноязычного высказывания.

Креативное преподавание мы рассматриваем как действия преподавателя, направленные на создание творческой атмосферы в процессе обучения, а также использование соответствующих креативных приемов обучения для формирования, поддержания и контролирования креативно-ориентированного процесса обучения.

Данное креативно-ориентированного обучения направлено на активизацию креативно-мыслительной и речемыслительной деятельности студента в процессе обучения, состоящей из использования креативного мышления в качестве средства и технологии обучения при выполнении проблемных речевых заданий.

Креативное учение, на наш взгляд, представляет собой иноязычную деятельность студентов, активизированную посредством развития и использования креативного мышления при решении проблемных речевых задач.

Целью такой деятельности является формирование речевых навыков и развитие коммуникативно-речевых умений устного иноязычного профессионально-ориентированного общения.

В этой связи, мы рассматриваем такое понятие, как лексико-грамматический креативный навык иноязычного говорения. Данный навык представляет собой автоматическое действие речепорождения посредством дивергентного способа мышления и восприятия при овладении и использовании лексико-грамматического материала занятия.

Креативный процесс обучения, на наш взгляд, включает следующие основные этапы:

1. Вводно-подготовительный этап. Данный этап представляет подготовку к процессу генерации идеи перед выполнением заданий. Ключевым элементом данном этапа, по нашему мнению, является «настройка» внимания и восприятия обучающегося на креативный способ мышления. Целью данной настройки является информативность целесообразности и эффективности использования креативного мышления в качестве средства и метода в процессе обучения.

На данном этапе информативность со стороны преподавателя обучающимся включает следующие аспекты:

• Описание специфики дивергентного и конвергентного мышления.

• Описание преимуществ дивергентного мышления над конвергентным.

• Описание приемов дивергентного мышления, необходимых для применения в процессе выполнения речевого проблемного задания.

2. Функционально-генерирующий этап. Данный этап представляет собственно процесс генерирования идей, т.е. выдвижения оригинальной идеи при решении проблемной речевой задачи. Цель этапа - формирование навыков креативного мышления, необходимого при дальнейшем выполнении речевых упражнений.

Общие правила функционально-генерируемого этапа для преподавателя:

• Запрет критики генерируемой идеи.

• Вдохновение обучающихся на генерирование оригинальных идей.

• Поощрение любых идей, даже сюрреалистических.

Слишком быстрое завершение креативной фазы процесса обучения, на наш взгляд, нежелательно, поскольку, новые и оригинальные идеи возникают тогда, когда кажется, что уже исчерпаны все возможности.

3. Экзистенциально-аналитический этап. Данный этап - это анализ выдвигаемых идей, а также самоанализ и самореализация. Цель этапа - формирования навыков экзистенциальной компетенции, включающей: самоанализ, самооценку и самореализацию.

В этой связи, можно выделить следующие концептуальных положений креативного мышления, функционирующего в рамках обучения иностранным языкам:

1. Коммуникативность креативности. Креативность, представляя собой мыслительный процесс, может быть связана с коммуникацией, влияя на нее построением различных коммуникативных стратегий. Здесь следует подчеркнуть влияние креативности на овладение стратегическо-компенсаторной компетенции в обучении иностранным языкам, поскольку замена определенных лексических единиц, речевых оборотов и грамматических конструкций на иные требует креативного восприятия и соответствующей реакции в процессе коммуникации. Мгновенная реакция в виде замены лексико-грамматического материала в процессе иноязычного продуцирования речи требует использования таких элементов креативного мышления, как беглость, гибкость и оригинальность в виде средств выбора коммуникативных стратегий.

2. Динамичность креативности. Показателем динамичности креативности является гибкость. Гибкость, будучи способностью плавного перехода от одной коммуникативной темы дискуссии в другую, выступает индикатором динамичности использования креативного мышления в процессе выполнения проблемных речевых заданий. На наш взгляд, именно творческая атмосфера занятия и креативная ориентация приемов обучения среди участников процесса обучения позволяют осуществить плавный переход от одной темы иноязычного общения в другую, тем самым способствуя, успешному формированию и развитию речевых навыков и умений говорению в иноязычной сфере. В этой связи, мы можем сделать вывод, что креативность носит динамичный характер в зависимости от ситуации и контекста коммуникации.

3. Безграничность и многогранность креативности. Одним из показателей безграничности, амбивалентности и многогранности креативности является оригинальность, представляя собой ключевой элемент креативного мышления. Оригинальность, т.е. экстраординарность генерирования идеи, содержит в себе неограниченное количество и возможности порождаемых идей при решении проблемной речевой задачи.

4. Сознательность и бессознательность креативности. Одним из уникальных свойств креативности, которое мы можем выделить, является ее способность быть как сознательной, т.е. рациональной детерминированной, так и бессознательной, т.е. средством интуитивно-функционального применения. Сознательная креативность, на наш взгляд, необходима при выполнении языковых упражнений по формированию речевых навыков, при работе с лексико-грамматическим материалом и его закреплении. Здесь обучающему необходимо рационально анализировать работу с лексическими единицами и грамматическими конструкциями в форме подстановки, имитации и трансформации. В процессах подстановки, имитации и трансформации, через которые проходит закрепление лексико-грамматического материала, их креативно-ориентированная реализация должна носить сознательно-рациональных характер. В этой связи, необходимо рассматривать такое понятие, как «креативно-речевой» навык или навык креативного мышления. Данный навык, на наш взгляд, может способствовать активизации формирования речевого навыка. Креативно-речевой навык мы рассматриваем в качестве сознательно-автоматизированного действия при креативном восприятии проблемной задачи языкового характера. Упражнения на закрепление данного навыка можно рассматривать в качестве креативно-языковых:

Пример креативно-языковых упражнений:

1. Составьте предложения, слова которых состоят из пяти, шести первых букв, указанных в задании. Используйте аграрную терминологию:

1. Р... N... С... D... F... Р... (plants need carbon dioxide for photosynthesis)

2. Дайте ответ в правом столбике, описывающим и тематически объединяющим перечисленные слова-аграрные термины из левого столбика.__

Words Responses

Annual, biennial, perennial

3. Напишите аграрные термины, начинающиеся на указанную букву, Используйте лексический материал из данного занятия

В_

4. Найдите и назовите слова-термины аграрного содержания, скрытые среди цепочки (потока) букв.

anvhgdeselightfenmsheogmlsolgqciemspfnghfru|tskgiudbvhfdjvdjjjsskflgjdgtvimdja

5. Индивидуальная и групповая креативность. Говоря об обучении говорению, необходимо рассматривать и монологическую, и диалогическую речь. В этой связи, креативность в зависимости от количества участников может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Бели индивидуальная креативность осуществляется путем взаимодействия: студент ^ преподаватель, то групповая - через взаимодействие: студент ^ студент или студент ^ студенты. Следует заметить, что именно развитие креативно-речевых умений представляет наибольшую сложность для процесса обучения, поскольку в нем речь идет о непосредственно речевом и когнитивном сотрудничестве между участниками процесса обучения.

При данном сотрудничестве студентам следует обмениваться своим креативным опытом друг с другом. Здесь следует рассматривать такое понятие, как диалогическая креативность, т.е. способ сотрудничества между участниками процесса обучения с применением креативного мышления в качестве средства и метода решения единой речевой диалогической задачи (См. Таблица 1).

Таблица 1

Типология технологий креативного обучения

№ Название технологии Основные характеристики технологии

1. Креативизация процесса обучения Технология направлена на организацию условий, способствующих творческой деятельности студентов при решении проблемной речевой задачи. Цель технологии - подготовка студента к креативной деятельности и дивергентному способу мышления и решения проблемной речевой задачи. Центральный элемент технологии - отбор дидактического материала в соответствии с требованиями, необходимыми для применения креативного мышления в качестве средства обучения. Приемы реализации технологии: • сопоставительный анализ креативного и логического мышления при организации занятия и проблемного задания; • анализ преимуществ креативного мышления и возможности его применения в образовательном процессе при организации занятия и проблемного задания.

2. Креативизация мыслительной деятельности обучающихся Технология характеризуется процессом непосредственного применения креативного мышления обучающимися при решении проблемной речевой задачи. Цель технологии - формирование навыков креативного мышления и развитие речевых умений иноязычного общения. Центральный элемент технологии - креативно-ориентированные задания и упражнения, а также соответствующие приемы и способы работы с ними. Приемы реализации технологии со стороны преподавателя: • Запрет критики генерируемой идеи. • Вдохновение обучающихся на генерирование оригинальных идей. • Поощрение любых идей. Приемы реализации технологии со стороны студентов и индикаторы контроля: • Беглость продуцирования иноязычной речи. • Гибкость перехода от одной темы обсуждения в другую. • Оригинальность генерируемой идеи при решении проблемной коммуникативной задачи.

Выводы. Настоящее исследование ориентированно на разработку основ креативно-ориентированной методики обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе.

В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение устному общению на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

в) использование в процессе обучения креативно-языковых и креативно-речевых упражнений качестве предречевых заданий на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе;

г) использование алгоритма предложенных креативных технологий в процессе обучения иноязычному общению аграрного направления.

Литература:

1. Золотова, Г.А. О структуре простого предложения в русском языке / Г.А. Золотова // Вопросы языкознания. - М.: Издательство «Наука», 1967. -№6. - С. 90-102

2. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - Изд. стереотип, - М.: КРАСАНД, 2020. - 312 с.

3. Лурия, А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики / А.Р. Лурия // Теория речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. - М.: Наука, - 1968. - С. 198-219

4. Carroll, J.B. Language and Thought / J.B. Carroll. - Englewood Cliffs (N.J.), 1964.

5. Fries, Ch. The Structure of English / Ch. Fries. - New York, 1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Glaveanu, V. Advancing creativity theory and research: A socio-cultural manifesto / V. Glaveanu, M. Hanchett Hanson, J. Baer, B. Barbot, E.P. Clapp, G.E. Corazza & A. Montuori // The Journal of Creative Behavior. - 2019. - 54(3), P. 741-745. https://doi.org/10.1002/jocb.395

7. Hegarty, B. The value and meaning of creative leisure / B. Hegarty 11 Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. -2009. - https://doi.org/10.1037/a0014879

8. Hegarty, C. Creative leisure and self-expression / C. Hegarty & J. Plucker 11 The International Journal of Creativity & Problem Solving. - 2012. - 22(2), P. 63-78

9. Ilha Villanova, A.L. Everyday creativity: A systematic literature review / A.L. Ilha Villanova & M. Pina e Cunha 11 The Journal of Creative Behavior. - 2021. - 55(3), P. 673-695. https://doi.org/10.1002/jocb.481

10. Ivcevic, Z. Emotional intelligence and emotional creativity / Z. Ivcevic, V.A. Brackett & D.J. Mayer 11 Journal of Personality.-2007. - 75(2), P. 199-236. https://doi.Org/10.llll/j.1467-6494.2007.00437.x

11. Iwasaki, Y. Contributions of leisure to "meaning-making" and its implications for leisure studies and services / Y. Iwasaki //Annals of Leisure Research.-2017.-20(4), P. 416-426. https://doi.org/10.1080/11745398.2016.1178591

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.